Содержание
История города Полярный | Мурманский Областной Краеведческий Музей
Город Полярный (до 1931 года Александровск) — город в Мурманской области России, расположенный на берегу Екатерининской гавани Кольского залива.
Город входит в состав ЗАТО (Закрытое административно-территориальное образование) Александровск, административным центром которого является город Полярный – Город воинской славы. Почетное звание «Город воинской славы» присвоено городу Полярному Указом Президента Российской Федерации от 05.05.2008 г. № 555. Население города Полярный на 2018 год — 17 650 человек.
Город имеет более чем столетнюю историю, и она неразрывно связана с Военно-Морским флотом. Велика заслуга города в обороне Кольской земли, военно-морском строительстве в Заполярье, создании и развитии Северного флота, становлении подводных сил Севера.
После поражения в Крымской войне Российской империи требовалась новая военно-морская база для выхода в мировой океан. Руководители Морского ведомства предлагали создать военно-морскую базу на Балтике, в Либаве (Лиепая), но император Александр III не разделял их мнения. Подыскивать нужную гавань для «главной морской базы» русского военного флота в 1894 году на Мурман отправился выдающийся государственный деятель, министр финансов Сергей Юльевич Витте. В поездке на Мурман Витте сопровождали специалисты морского дела И. И. Кази, А. Г. Конкевич, железнодорожный деятель С. И. Мамонтов, журналист Е. Л. Кочетов, архангельские чиновники и моряки.
Из всех осмотренных бухт Мурманского побережья наилучшей оказалась Екатерининская гавань. «Такой грандиозной гавани, – писал министр, – я никогда в своей жизни не видел; она производит еще более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Владивостокская гавань.»
Проект Витте о сооружении военно-морского порта был отвергнут, но вступивший на престол император Николай II согласился на создание не военного, а «коммерческого порта». При этом Кольский уезд в нынешних переименовывался в Александровский.
24 июня 1899 года состоялось торжественное открытие города Александровска. В новом административном центре края были построены здания полицейского управления, камера мирового судьи, арестный дом. Шесть домов, построенных казной, предназначались для частных поселенцев. Сооружены были также общественные бани, аптека при больнице и флигель для медицинского персонала, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба, гостиница.
В годы Первой мировой войны Александровск стал одним из ключевых пунктов обороны Мурмана. С зимы 1914-1915 года в Кольский залив стали заходить суда с военными грузами, не прошедшими в Архангельск из-за ледостава на Белом море. Город не стал главной базой в Кольском заливе, но продолжил играть важную роль в структуре обороны Мурманского порта.
После окончания Гражданской войны на Севере оставшиеся силы флотилии Северного Ледовитого океана были объединены с подразделениями РККФ, образовав Беломорскую флотилию. 24 апреля 1920 года флотилия была преобразована в Морские силы Северного моря, а 31 декабря 1922 года – расформирована.
Вскоре Александровск потерял административное значение, так как фактическим центром управления краем являлся Мурманск.
После этого Александровск недолго сохранял статус города. 15 марта 1926 года он был преобразован в сельское поселение. Спустя пять лет – 11 марта 1931 года Александровск, носивший имя российского императора, был переименован и получил новое название Полярный. Екатерининская гавань оказалась невостребованной.
Возрождение Полярного связано с восстановлением военно-морских сил на Русском Севере. 26 ноября 1926 года Советом Труда и Обороны СССР была утверждена первая советская программа военного кораблестроения. Начало 1930-х гг. ознаменовалось возрождением морских сил на стратегически важных, но отдаленных от центра театрах. В 1933 году, начинается строительство флота на Севере.7 июня 1934 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О развитии военно-морских баз и аэродромов морских сил Севера». Основной операционной базой СВФ утверждался посёлок Полярный, тыловой базой – губа Ваенга, судоремонтной – город Мурманск.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах в Полярном находилась главная база Северного флота. 17 июня 1941 года в Полярном была объявлена боевая тревога. В этот день фашистская авиация начала осуществлять первые разведывательные полеты над территорией военно-морской базы. С 19 июня 1941 года Военный Совет Северного флота ввел повышенную боевую оперативную готовность. На подходах к базам и портам были развернуты корабельные дозоры и выставлены оборонительные минные заграждения. Велась систематическая воздушная разведка. Подводные лодки были рассредоточены по ближайшим бухтам.В конце 1941 года гитлеровцы были вынуждены усилить свой флот и авиацию для действий на морских коммуникациях.
Одной из важнейших задач по обороне Заполярья стало несение дозорной службы на подходе к главной базе и Мурманскому порту. Другая задача — поддержание сил флота в боевой готовности. С началом войны резко возросли объёмы ремонтных работ.
После войны главную базу Северного флота перевели в Ваенгу (ныне Североморск), но Полярный оставался местом базирования соединений Северного флота.
В 1949–1950 годах большинство судоремонтных мастерских были преобразованы в заводы. В Полярном закладывался фундамент для будущих дальних плаваний могучих подводных атомоходов. Подводные лодки новых проектов стали основой океанского дизельного подводного флота страны. Судоремонтная мастерская «Красный Горн» стала предшественником крупного судоремонтного предприятия – 10 судоремонтного завода. Фактически вся городская инфраструктура была построена в послевоенные годы силами заводчан. Именно это предприятие первым осваивало судоремонт атомного подводного флота СССР
В послевоенный период на Северный флот стали поступать новые подводные лодки и для освоения сложной техники подводникам приходилось много и упорно учиться. В 1951 году бригада подводных лодок, базировавшаяся в Полярном, была переформирована в 33 Краснознаменную дивизию подводных лодок Северного флота, а в 1961 году дивизия была переформирована в 4-ую эскадру. Это было крупнейшее в мире соединение подводных лодок – около 40 боевых единиц!
Малоизвестная страница в истории подводников – североморцев – участие в Карибском кризисе. В 1962 году экипажи подводных лодок Б-4, Б-36, Б-9 и Б-130 (базировавшиеся в Полярный), выполняя боевую задачу у берегов Кубы, проявили все лучшие качества русских моряков – высокий профессионализм, взаимовыручку, смелость и решительность, верность долгу и любовь к Родине. Ни сложнейшие условия автономного плавания, ни удаленность от родных берегов не повлияли на качество выполнения служебных обязанностей подводников.
Автономные плавания подводников 4-й эскадры длились 3-18 месяцев, подводные лодки из Полярного ходили в Индийский и Атлантический океан, Средиземное море.
В настоящее время в Екатерининской гавани базируются корабли и подводные лодки соединений, входящих в состав Краснознаменной Кольской флотилии разнородных сил Северного флота. Данное соединение было образовано в 1982 году. Говоря о замысле создания и оперативном назначении флотилии, главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков подчеркивал ее роль и место в системе обороны прилегающих к нашему побережью морей.
Боевая летопись флотилии – это история длительных плаваний, многомесячных боевых служб, безупречного выполнения заданий Родины в различных районах Мирового океана, успешного освоения кораблей новыми поколениями североморцев.
Полярный (город в Мурманской обл.)
Толкование
- Полярный (город в Мурманской обл.)
Город Полярный
Флаг Герб Страна РоссияРоссия Субъект федерации Мурманская областьМурманская область Городской округ ЗАТО Полярный Координаты Координаты: 69°11′54″ с. ш. 33°27′22″ в. д. / 69.198333° с. ш. 33.456111° в. д. (G)69.198333, 33.45611169°11′54″ с. ш. 33°27′22″ в. д. / 69.198333° с. ш. 33.456111° в. д. (G) (Я) Глава администрации Владимир Черепов Основан 1896 Прежние названия до 1931 — Александровск
до 1939 — ПолярноеГород с 1899 Высота центра 20 м Население ▼ 16 468 человек (2008) Часовой пояс UTC+3, летом UTC+4 Телефонный код +7 81551 Почтовый индекс 184650 Автомобильный код 51 Код ОКАТО 47 525 Официальный сайт http://www. zatopol.ru/ Поля́рный — город-ЗАТО в Мурманской области России, расположен на берегу Екатерининской гавани Кольского залива Баренцева моря, в 33 км от Мурманска. Население — 16,5 тыс. человек (2008). В городе расположена военно морская база Северного флота.
5 мая 2008 Указом Президента Российской Федерации Полярному присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».
История
Герб (1990)
Основан как коммерческий порт Александровск в 1896 году, через 3 года 24 июня 1899 года получил статус города. Тогда же стал центром Александровского (ранее Кольского) уезда Архангельской губернии, центр был перенесен из Колы. Город насчитывал 500 жителей.[1] На начало XX века в городе была построена православная церковь, школа и порт; город был хорошо обстроен, освещён электричеством.[2]
В 1926 году преобразован в сельское поселение, а через год стал центром Александровского района, который в 1930-е годы имел статус финского национального района. В 1931 году село Александровское было переименовано в Полярное, а в 1939 году село стало городом Полярный.
Примечания
- ↑ Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- ↑ Полярный — статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
Ссылки
- Администрация ЗАТО г. Полярный Мурманской области
- Топографическая карта
- История герба Полярного
- История, фотогалерея Полярного
- Фотогалерея г. Полярный
Мурманская область
Административный центр: Мурманск
Города: Апатиты | Гаджиево | Заозёрск | Заполярный | Кандалакша | Кировск | Ковдор | Кола | Мончегорск | Оленегорск | Островной | Полярные Зори | Полярный | Североморск | СнежногорскТерриториальное деление: Городские округа: Апатиты | ЗАТО Видяево | ЗАТО Заозёрск | Кировск | Ковдорский район | Мончегорск | Мурманск | Оленегорск | ЗАТО Островной | Полярные Зори | ЗАТО Полярный | ЗАТО Североморск | ЗАТО Скалистый | ЗАТО Снежногорск
Муниципальные районы: Кандалакшский | Кольский | Ловозерский | Печенгский | Терский
Статьи: Герб | Гимн | История | Население | Территориальное деление | Флаг
Заполярные города России
Апатиты | Билибино | Верхоянск | Воркута | Гаджиево | Дудинка | Заозёрск | Заполярный | Игарка | Кандалакша | Кировск | Ковдор | Кола | Лабытнанги | Мончегорск | Мурманск | Нарьян-Мар | Норильск | Оленегорск | Островной | Певек | Полярные Зори | Полярный | Салехард | Североморск | Снежногорск | Среднеколымск
Города воинской славы
Белгород | Великие Луки | Великий Новгород | Владикавказ | Воронеж | Вязьма | Дмитров | Елец | Ельня
Кронштадт | Курск | Луга | Малгобек | Наро-Фоминск | Орёл | Полярный | Ржев | Ростов-на-Дону | Туапсе
Wikimedia Foundation.
2010.
Игры ⚽ Нужен реферат?
- Полярный Круг
- Полярный волк
Полезное
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавление
Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии
Координаты: 69 ° 20’N 88 ° 13’E / 69,333 ° N 88,217 ° E / 69,333; 88.217
Ленинский проспект в Норильске.
Спутниковый снимок местности вокруг Норильска в искусственных цветах. Водоемы показаны оттенками синего, здоровая тундра и лес показаны зеленым цветом, а поврежденный лес и голые скальные образования показаны оттенками красного.
Герб
Норильск — город в Красноярском крае в Сибири с населением почти 180 000 человек. Он находится примерно в 300 км к северу от полярного круга и более чем в 1500 км к северу от Красноярска. В регионе много месторождений руды, особенно никеля и меди. Добыча руды связана с сильным загрязнением окружающей среды. Норильск был основан в 1935 году как промышленный объект, чтобы иметь возможность добывать руду. В 1939 году было принято решение построить еще и город. Норильск получил статус города в 1953.
Норильск — самый северный город с населением более 100 000 человек. Это второй по величине город за полярным кругом, больше только Мурманск. Норильск и Якутск — единственные крупные города, построенные в зоне сплошной криолитозоны. Это означает, что даже летом земля остается мерзлой.
Никелевые месторождения Норильск-Талнах являются крупнейшими известными никель-медно-палладиевыми месторождениями в мире. Плавка никелевой руды напрямую связана с сильным загрязнением, которое обычно проявляется в виде кислотных дождей и смога. По некоторым оценкам, один процент мировых выбросов диоксида серы приходится на никелевые рудники Норильска. [1]
Норильск — закрытый город. Это означает, что для поездки в Норильск необходимо специальное разрешение. Это разрешение выдается как правительством России, так и местной горнодобывающей компанией. Иностранцы обычно не получают этого разрешения.
Мечеть Норд Камал — самая северная мечеть в мире. [2]
Большинство жителей Норильска исповедуют христианство: они принадлежат к Русской православной церкви. Есть русский православный собор и несколько церквей Украинской православной церкви. В 19В 98 году для местной татарской общины была построена мечеть: она считается самым северным мусульманским молельным домом в мире. [2]
До Норильска можно добраться только самолетом или водным транспортом. Есть железнодорожная ветка, которая соединяет город с Дудинкой, на реке Енисей. Аэропорт находится примерно в 34 км к западу от города. Дудинка находится примерно в 90 км к западу. Это крупный порт на реке Енисей. Если сначала была только железная дорога, то была построена дорога на Дудинку. Сейчас железная дорога обслуживает только грузовые перевозки.
Изображение ЕКА в искусственных цветах, показывающее разлив нефти красным цветом. Эта фотография была сделана 31 мая 2020 года.
Основная статья: Разлив нефти в Норильске
29 мая 2020 года обрушился резервуар с горючим, в результате чего близлежащая река Амбарная была затоплена 20 000 тонн дизельного топлива. Резервуар был собственностью местной горнодобывающей компании, дочерней компании «Норникеля», НТЭК. Президент России Владимир Путин объявил чрезвычайное положение. [3] Топливо являлось резервом, используемым в качестве резерва для основного газоснабжения электростанции. [4] Резервуар для хранения был построен на вечной мерзлоте. Согласно заявлению компании, вечная мерзлота могла растаять и стать нестабильной из-за изменения климата. Загрязнена территория площадью 350 квадратных километров (135 квадратных миль). Очистить его будет сложно, потому что дорог нет, а река слишком мелкая для лодок и барж. По оценке Олега Митволя, очистка обойдется примерно в 100 миллиардов рублей (1,5 миллиарда долларов США) и займет 5–10 лет. [5]
- ↑ «Норильск, Сибирь». НАСА. 30 ноября 2015 г. Проверено 8 февраля 2016 г. .
- ↑ 2.0 2.1 Пакстон, Робин (15 мая 2007 г.). «Арктическая мечеть остается открытой, но количество мусульман сокращается» . Рейтер . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 г. Проверено 28 февраля 2015 г. .
- ↑ «Путин распорядился ввести чрезвычайное положение после крупного разлива топлива за Полярным кругом». Хранитель . 3 июня 2020 г. Проверено 4 июня 2020 г.
- ↑ Светлана Скарбо (2 июня 2020 г.), «Чрезвычайное положение в Норильске после утечки 20 000 тонн дизельного топлива в речную систему Арктики», The Siberian Times
- ↑ Путин в России объявляет чрезвычайное положение после разлива нефти за Полярным кругом , BBC, 4 июня 2020 г.
Мурманск
Во время Второй мировой войны немецкая армия с некоторой помощью финнов,
начал наступление на Мурманск в 1941 г. , пытаясь захватить город.
целью было обезопасить левый фланг немцев во время вторжения в
России, а также перекрыть поток военных поставок в Россию (см.
ниже мурманских конвоев). Однако ожесточенное советское сопротивление в
жестокие погодные условия помешали
немцам от захвата города и от отрезания жизненно важных
Железнодорожная линия. Город Мурманск был почти полностью
разрушается в процессе.
На этих двух веб-сайтах есть очень хорошая информация
о битве за Мурманск:
- Мурманский фронт
- Следы войны-Вдоль Баренцева пути
Мурманск Конвои, Вторая мировая война
Конвой идет в Мурманск
Во время Второй мировой войны,
Мурманск был для России ключевым связующим звеном с западным миром, начиная с
гавань зимой не замерзала. Военные припасы могут быть доставлены
тут же отправляли по Карельской железной дороге в Россию. Это
потребовало самоотверженных усилий со стороны военно-морских сил США и Великобритании и
торгового флота, чтобы конвои с военными припасами шли в Россию как
немцы использовали подводные лодки, надводные боевые корабли типа «Тирпиц»,
самолетов и коротких батарей, базирующихся в Норвегии, чтобы попытаться остановить
Мурманские конвои. Была и свирепая арктическая погода.
Это делало мурманские конвои, особенно в первые годы
война, чрезвычайно опасная работа.
Есть некоторые
увлекательные сайты, содержащие как воспоминания моряков, так и
торговые моряки, служившие в мурманских конвоях, а также другие
исторические материалы.
The Murmansk Run, является частью официального веб-сайта Вооруженной охраны ВМС США.
Вооруженная охрана ВМФ состояла из военнослужащих ВМС США, которые
размещены на торговых судах для размещения орудий и другого вооружения,
установлен для защиты корабля. Мой дядя служил в вооруженных силах
гвардии, но не на Мурманском пробеге.