Порты шри ланки: Крупные морские порты Шри-Ланки на карте

Знаете ли Вы? Портовые города Шри Ланки и морской Шелковый путь

CC BY Hafiz Issadeen (YIM Hafiz), Dharga Town, Sri Lanka

Ряд карт и туристических заметок свидетельствуют о важной роли портов Шри-Ланки и городов на Великом шелковом пути. Эти города с гаванями с естественно защитными свойствами местности служили причалами для кораблей, что способствовало взаимодействия между народами из разных частей света. Греческие, итальянские, арабские и китайские рукописи, а также картографические документы иллюстрируют географию острова Шри-Ланка и его потенциальных портовых сооружений, доступных для моряков с Индийского субконтинента, Европы, Китая и Аравийского полуострова.

Одним из таких примеров был прибрежный город Мантаи (Mantai), процветавший с 5 века до н.э. до 13 века н.э. как центр морской торговли. Этот город на западном побережье острова был известен древним грекам и был включен в первую карту Шри-Ланки, созданной Клавдием Птолемеем во 2 веке н.э. В 6 веке н. э. греческий торговец и мореплаватель известный под именем Козьма Индикоплов (дословно «Козьма, который плавал в Индию») написал о Шри-Ланке включая деятельность в Мантаи, который был описан как важный торговый центр в Индийском океане.

Арабские мореплаватели, которые называли Шри-Ланку островом Серендиб, были знакомы с горным пиком Адамс как с известным знаком приближения к суше. Он занимал видное место на карте Серендиба, изображенный географом Аль-Идвиси в 12 веке н. э. Ибн Баттута, совершивший паломничество на гору в 14 веке, подробно описал ряд важных портовых городов в своем рассказе об острове. Арабские надгробия, найденные в Галле (к югу от Шри-Ланки), а также суфийские надписи, обнаруженные в Коломбо, свидетельствуют о практике ислама на острове еще в 10 веке н.э.

Кроме того, город Берувела, расположенный к югу от Коломбо, был известен францисканскому проповеднику монаху Джованни Дей Мариньолли, который назвал его «Первиллис». Город с небольшой бухтой и якорем для судов, был также известен китайскому путешественнику 15 века Ма Хуану как Пич-ло-ли, как появился на карте Мао Кун, коллекции навигационных карт из династии Мин. (1368-1644). Города Берувела и Коломбо были также известны францисканцу Фра Мауро из Венеции, который включил их в свою карту мира в 1459 году. Однако он ошибочно разместил их на восточном побережье Шри-Ланки.

С древних времен до 16 века порта и города Шри-Ланки появлялись на многих исторически значимых картографических документах и служили причалами для моряков и центров торговли и обмена на Шелковом пути.

 

See also:

The Use of the Malay Language in Coastal Javanese Literature

The Evolution of the Arabic language in the Silk Roads

Iraq, a Centre of Exchanges along the Silk Roads

The Spread of Islam in Southeast Asia through the Trade Routes

Gyeongju and the Silk Roads

Nara at the end of the Silk Roads

Ancient Monastic Hospital System in Sri Lanka

Brunei in the Maritime Silk Roads

Khwarazm Region and the Silk Roads

Quanzhou – The Heart of the Maritime Silk Roads

Mongolian Nomadism along the Silk Roads

The Spread of Buddhism in South and Southeast Asia through the Trade Routes

Порт сомнений | Статьи | Известия

На днях Китай обзавелся еще одним заграничным портом. Шри-Ланка официально передала на 99 лет в пользование КНР порт Хамбантота на юге страны. Китайцам достался убыточный, но стратегически важный объект. В Нью-Дели подозревают, что Пекин тихой сапой пытается создать военную базу в мягком подбрюшье Индии. Сам Китай уверяет, что порт на главном торговом пути через Индийский океан нужен ему исключительно в мирных целях. В геополитических хитросплетениях разбирался iz.ru.

$292 097 400 — эта сумма навсегда войдет в политическую историю Шри-Ланки. Именно столько заплатил Китай за глубоководный порт Хамбантота на южном побережье острова. Фотографии улыбающегося премьера Ранила Викрамасингхе, держащего огромный пластиковый чек, облетели все СМИ Южной Азии.

Автор цитаты

«Подписание этого соглашения с Китаем означает, что мы наконец-то начали выплачивать наши долги. Хамбантота превратится в крупный порт в Индийском океане, там появится экономическая зона, местность вокруг будет индустриализована, и это в конце концов даст толчок экономическому развитию и туризму», — заявил Викрамасингхе депутатам шри-ланкийского парламента.

Разумеется, $292 млн — лишь первый транш, за которым последуют и другие — общей суммой в $1,12 млрд. Для маленькой Шри-Ланки — настоящий золотой дождь, для богатого Китая — относительно небольшие расходы. За эти деньги он получил в аренду на 99 лет — как в свое время Великобритания Гонконг, — глубоководный порт на самом перекрестье мировых торговых путей через Индийский океан.

Щедро и без обязательств 

Город Хамбантота находится на южном берегу Шри-Ланки в 240 км от экономической столицы страны — Коломбо. В древние времена его удобная гавань служила одним из центров азиатской торговли — туда заходили суда ближневосточных, китайских, малаккских купцов. Однако после того, как Шри-Ланка, тогда именовавшаяся Цейлоном, была колонизирована сперва голландцами, а потом англичанами, Хамбантота пришел в упадок, не выдержав конкуренции с главным портом острова — Коломбо. К началу XX века древний порт превратился в маленький прибрежный поселок городского типа.

Всё изменилось в начале XXI века. Избранный в 2005 году президентом Махендра Раджапакса, уроженец деревушки Виракетия в провинции Хамбантота, решил сделать малую родину снова великой. Для этого необходимо было превратить Хамбантоту в современный порт, а чтобы это сделать, нужны были деньги.

Экс-президент Шри-Ланки Махендра Раджапакса

Фото: commons.wikimedia.org/Alexander Nikiforov

С финансами у Раджапаксы было плохо. Президент, триумфально разгромивший боевиков организации «Тигры Тамил-Илама» и завершивший наконец многолетнюю войну, на последней стадии в средствах не стеснялся. У западных стран к нему возникли многочисленные вопросы по поводу соблюдения прав человека. Недовольство высказывал и большой сосед — Индия, которая, с одной стороны, тайком помогала шри-ланкийским властям в войне, а с другой — вынуждена была считаться с чувствами крупной тамильской общины, населяющей юг страны.

На помощь отчаянно нуждающемуся в средствах Раджапаксе пришел Китай. Пекин не увязывал денежные транши с демократическими преобразованиями, не задавал лишних вопросов и даже не интересовался, из каких средств Шри-Ланка собирается отдавать проценты по щедрым займам. Правда, ставка была непривычно высокой для региона  — 6,3% (для сравнения, Индия раздает соседям займы под символический 1%, а то и полпроцента). 

В общей сложности Шри-Ланка получила от Китая $8 млрд — солидная сумма для небольшого государства. Эти средства Раджапакса вкладывал в инфраструктурные проекты по всей стране, строил шоссе и железные дороги и линии электропередач.

Но любимым детищем премьера стал его родной Хамбантота, которому суждено было сыграть роковую роль в истории Шри-Ланки.

Место проклятое

С реализацией задумки Раджапаксы сразу же начались проблемы. За то время, что порт пребывал в упадке, размеры кораблей серьезно изменились, и по новым меркам бухта Хамбантоты оказалась мелководной. Ее начали углублять, но вскоре наткнулись на огромный выход скальной породы, мешавшей проложить фарватер для крупных судов. Скалу в конце концов убрали, но это потребовало дополнительных вложений.

Возникли проблемы и с местными жителями. Чтобы построить современный порт, требовалось выселить тысячи людей, которые, не будь дураками, требовали за потерянные земли и дома солидных компенсаций. Кое-как их удалось успокоить, пообещав обеспечить дополнительными рабочими местами, но вскоре оказалось, что китайские инженеры не хотят нанимать местных, предпочитая везти рабочую силу с далекой родины. Вообще обнаружилось, что немалая часть китайских денег в итоге перекочевала в карманы китайских же фирм, ведущих работы, хотя на строительстве порта заработали и компании из ОАЭ, Индии и России.

Строительство современного порта в Хамбантоте

Фото: commons.wikimedia.org/aska fathima

Тем не менее титаническими усилиями порт за два года достроили до рабочего состояния и открыли в день рождения президента Раджапаксы. Рядом с ним возвели индустриальный парк и современный аэропорт. Шри-ланкийские власти облегченно вздохнули, объявили порт свободной экономической зоной и приготовились получать прибыль.

Но денежные реки из Хамбантоты в казну не потекли. Обнаружилось, что торговые суда по-прежнему предпочитают заходить в Коломбо — экономический центр страны, а не в пусть и сверхсовременный, но находящийся на отшибе порт. Туристы на местные пляжи тоже не рвались. Огромная аэрогавань Маттала заслужила славу «самого пустого аэропорта мира»: в грузовых терминалах хранился собранный на окрестных полях рис, а охрана была занята в основном тем, что гоняла с зарастающих взлетно-посадочных полос диких слонов. Положение кое-как спасали индийские, корейские и японские автомобилестроители, превратившие Хамбантоту в основной азиатский автомобильный хаб: туда свозили с заводов машины, которые потом отправляли потребителям на Ближний Восток, в Африку и Юго-Восточную Азию. Но полностью покрыть грандиозные убытки они не могли, а тут еще китайские товарищи мягко напомнили, что пора платить по счетам.

Аэропорт Маттала в Хамбантоте 

Фото: youtube.com

К тому моменту как китайцы пришли за своими деньгами, амбициозный Раджапакса уже покинул пост президента. Убирали его из кабинета с большим трудом: совместными усилиями оппозиции, военных и функционеров его собственной «Партии свободы», недовольных диктаторскими замашками президента и тем, что он не знал удержу в кумовстве. По некоторым данным, организующую роль сыграла индийская разведка, недовольная тем, что Раджапакса оказался по уши в долгах у китайцев.

Новый президент Майтрипала Сирисена вместе с премьером Ранилом Викрамасингхе придумали, как им казалось, отличный ход: передать 80% акций убыточного Хамбантота Китаю — то есть, по сути, продать. Но тут уже взбунтовались тысячи местных крестьян, перед которыми замаячила перспектива лишиться домов безо всякой компенсации во время очередного расширения застройки, портовые рабочие, опасавшиеся замены китайцами, и оппозиционеры, пытавшиеся набрать политический капитал. Возглавлял недовольных отставной президент Раджапакса, из сторонника дружбы с Пекином внезапно превратившийся в ярого борца с китайской экспансией и громогласно обвинявший новое правительство в стремлении продать страну дельцам из КНР. А самое главное — план Сирисены и Викрамасингхе осудила Индия.

Разорвать жемчужное ожерелье

Автор цитаты

«Для других стран Индийский океан — лишь одна из частей Мирового океана. Для Индии же он жизненно важен и поэтому должен по праву стать индийским морем, — писал индийский политик и стратег Кавалам Паниккар еще в 1945-м — за два года до того, как его родина обрела независимость. — Будущее Индии неразрывно связано с океаном. Мы должны создать стальное кольцо вокруг наших берегов и внутри этого кольца иметь флот достаточно сильный, чтобы защитить наши берега и акватории, важные для индийской безопасности и экономического преуспеяния. Это кольцо должно пройти по островам Бенгальского залива, Сингапуру, Маврикию и Сокотре. Флот должен базироваться на Цейлоне. Пока этого не произойдет, Индия не будет знать ни безопасности, ни покоя».

Экспедиционное быстроходное транспортное судно USNS Fall River прибыло в Хамбантоту для участия в миссии Pacific Partnership 2017 в Шри-Ланке

Фото: commons. wikimedia.org/Joshua Fulton

С тех пор индийский флот медленно, но последовательно шел к этой цели. К началу XXI века индийские ВМС наконец стали доминирующей силой на просторах Индийского океана, и именно в тот момент у них появился грозный соперник. Всё больше китайских торговых судов и боевых кораблей появлялось в Индийском океане. В странах, которые Нью-Дели привык числить в своей зоне влияния, китайцы разворачивали грандиозные инфраструктурные проекты, соревноваться с которыми индийцы просто не могли.

Как считают индийские алармисты в политических и военных кругах, Китай всё туже затягивает на шее Индии «жемчужное ожерелье» — сеть баз, уже существующих или только запланированных, которые охватят индийское побережье и поставят Индию в невыгодное геополитическое положение. Китайцы, в свою очередь, утверждают, что все их проекты носят исключительно мирный характер и призваны лишь обеспечить беспрепятственное прохождение потока грузов из КНР в Европу и нефти из стран Персидского залива в Китай. В последние годы к этому прибавились работы в рамках проекта «Пояса и пути».

Шри-Ланка в этой ситуации оказалась в уникальном положении. С одной стороны, она расположена на главной морской торговой магистрали Восточная Азия – Персидский залив. С другой — находится в непосредственной близости от берегов Индии, для которой вопрос о том, кто именно будет контролировать шри-ланкийские порты, имеет важнейшее значение.

Бойся китайцев, дары приносящих

Новые шри-ланкийские власти оказались большими реалистами, чем бывший президент Раджапакса, для которого привычка дергать индийского тигра за усы окончилась внезапной отставкой. Для начала Сирисена и Викрамасингхе демонстративно отказали китайской подводной лодке в заходе в порт Коломбо, а затем объявили, что изменят условия контракта о передаче Хамбантоты. Переговоры длились несколько месяцев и завершились в июле.

Согласно им, порт передавался КНР в аренду на 99 лет. Китайцы получают 70% акций. Управлять портом будут не одна, а две китайские компании — Hambantota International Port Group (HIPG) и Hambantota International Port Services (HIPS), каждая из которых формально не имеет контрольного пакета. Шри-Ланка сохраняет безусловный суверенитет над территорией порта и обеспечивает его безопасность, а китайцы обязуются не создавать там военную базу.

Спуск на воду китайского эсминца нового поколения

Фото: Global Look Press/Xinhua

На эти условия Нью-Дели скрепя сердце согласился. По некоторым данным, правда, выторговав в обмен аэропорт Маттала — тот самый, с дикими слонами, в расчете на то, что если китайцы действительно превратят Хамбантоту в город-сад, то и аэропорт оживет, а если нет — то база под боком у китайцев не помешает. Попутно индийцы назидательно указывают соседним пакистанцам: смотрите, чем заканчивается привычка брать щедрые китайские займы. Пекин долги не списывает — он просто рано или поздно заберет себе ту инфраструктуру, под которую давал деньги.

Главный вопрос сейчас: сумеет ли КНР сотворить чудо и превратить убыточный порт в прибыльный? Как показывает реализация китайских инфраструктурных проектов в Африке, Восточной и Юго-Восточной Азии, они вполне способны это сделать — если, конечно, Хамбантота им и впрямь нужен для экономических, а не военных целей. Индийские политики опасаются, что данное китайцами обещание не создавать военную базу Пекин при необходимости может забрать назад — к примеру, посулив шри-ланкийским властям списание пары миллиардов долга. Ну или просто использовать Хамбантоту как пункт снабжения ВМФ НОАК, не нарушая никаких обязательств.

И основания для этих опасений, как кажется из Нью-Дели, есть. За последние годы Китай резко усилил свою активность в Индийском океане: китайские фирмы возводят порты в Пакистане, на Мальдивах (в конце ноября КНР подписала с Мальдивской Республикой договор о зоне свободной торговли), в Мьянме и Бангладеш, взяли в аренду на 99 лет порт австралийского города Дарвин. В августе 2017 года КНР развернула военную базу в Джибути. Так что у индийцев есть все поводы для беспокойства. Не зря же в 2015 году старший офицер и доцент Университета национальной обороны НОАК Чжао И заявил группе индийских журналистов:

Автор цитаты

«Пора бы Индии перестать воспринимать Индийский океан как свой задний двор. Она, конечно, играет особую роль в обеспечении стабильности в регионе, но ей следует помнить, что Индийский океан — это акватория, в соответствии с международными законами открытая для всех стран».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

5 основных портов Шри-Ланки

30
акции

Островное государство Шри-Ланка расположено в Индийском океане и окружено Бенгальским заливом и Аравийским морем.

С 19-го и 20-го веков он развивался как плантационное хозяйство, популярное для производства кофе, корицы, чая и каучука, которые до сих пор являются основными экспортными товарами.

Развитие портов во время британского правления укрепило его положение в качестве центра морской торговли в регионе Южной Азии.

Основными секторами экономики Шри-Ланки являются туризм, производство риса, текстиль, сельское хозяйство, телекоммуникации и пищевая промышленность. Хотя у страны много ресурсов, она увязла в долгах, которые ограничивают развитие инфраструктуры.

Ниже перечислены основные порты страны, некоторые из которых сданы в аренду другим странам.

Содержание

1. Порт Коломбо

Крупнейший морской порт Шри-Ланки, порт Коломбо, расположен на юго-западном побережье страны в устье реки Келани Ганга. Он входит в число 25 крупнейших портов мира и является одним из самых загруженных контейнерных портов с годовой пропускной способностью 7 миллионов TEU.

Через этот объект проходит более 60% международной морской торговли островного государства. Крупный порт в Индийском океане, он может похвастаться одной из самых обширных искусственных гаваней в мире. Его история восходит к 2000 годам, когда он был крупным торговым постом, который использовали римляне, арабы и китайские купцы.

В порту Коломбо, расположенном в самом сердце финансового и коммерческого центра Шри-Ланки, находятся офисы многих банков, страховых и брокерских фирм.

Заводы, перерабатывающие сырье для экспорта, также расположены рядом с портом, через который отправляются пиломатериалы, каучук, машины, текстиль и готовые изделия, такие как ювелирные изделия, стекло, текстиль, мебель и изделия из кожи, а также регулярно поступают партии сырой нефти, машин, железа и сталь. Он также известен тем, что рядом с ним находится второй по высоте небоскреб Южной Азии.

Изображение только для представления

Важный перевалочный порт Южной Азии, Коломбо обрабатывает контейнеры и навалочные грузы, происходящие из крупных стран Европы, Восточной Азии, Африки и Персидского залива и направляющиеся в них. Согласно данным, опубликованным Управлением порта Шри-Ланки, порт достиг рекордно высокого уровня пропускной способности контейнеров в 7,25 млн TEU и зарегистрировал рост на 5,84% в 2021 году по сравнению с показателями 2020 года. В 2021 году также прибыло 3675 судов, в том числе 3180 контейнеровозов9.0003

Порт Коломбо был модернизирован и реконструирован в 2008 году и углублен до глубины 15 м для приема судов с большей осадкой. Порт занимает 1200 акров и имеет 51 причал для обработки различных грузов, за исключением опасных веществ и скоропортящихся грузов. Он имеет более 25 складов, холодильную камеру площадью 200 кв. м и четыре основных терминальных комплекса.

Контейнерные терминалы Джая

Два контейнерных терминала порта расположены у северного и западного входов в порт. Оба контейнерных терминала имеют общую рабочую площадь 45,5 га, включающую четыре контейнерных причала с общей длиной причала 129 га.2 м и вдоль глубин от 12 до 15 м. Он также имеет два фидерных причала по 350 м каждый. Терминалы оснащены терминальными операционными системами Navis и высокотехнологичным оборудованием, таким как контейнерные краны Panamax и super post-Panamax, рельсовые краны и т. д. Он имеет вместимость для хранения 44 000 TEU сухих контейнеров и 1260 TEU рефрижераторных контейнеров. Его контейнерная грузовая станция занимает 15 000 кв.м.

Контейнерный терминал Юнити

Терминал Юнити порта Коломбо занимает площадь 1,5 га и включает 2 основных причала и многоцелевой причал размером 590 м при глубине 10,5 м. Он имеет вместимость 8000 TEUs.

Терминалы South Asia Gateway

Этот объект занимает 20 гектаров, включая три причала размером 940 м. Он имеет складские помещения площадью 12 га, 540 рефрижераторных соединений вместимостью 1625 TEU.

Международный контейнерный терминал Коломбо

Это самый большой терминал порта Коломбо, состоящий из четырех причалов глубиной 18 м для приема крупнейших в мире контейнеровозов. Он также имеет контейнерную площадку площадью 57 га и хорошо налаженную развозную сеть. Годовая пропускная способность международного терминала составляет 2,4 млн TEU.

2. Порт Хамбантота

Порт Хамбантота, также известный как порт Магампура Махинда Раджапакша, расположен в южной части Шри-Ланки. Он находится недалеко от азиатских и европейских морских торговых путей, Суэцкого канала и Малаккского пролива. По этим маршрутам проходит более 39 000 судов и 5 000 нефтяных танкеров, что экономит расходы на фрахт и сокращает время плавания на три дня. Это также самое разнообразное глубоководное сооружение в стране, построенное в 2008 году при финансовой помощи Китая и переданное Китаю на 9-й неделе. 9 лет аренды.

Растущие заторы в порту Коломбо стали основной причиной строительства Хамбантоты. Также предполагалось решить логистические проблемы страны и обеспечить быстрый доступ к международным морским путям. Порт развивается поэтапно, но это привело к возникновению конфликта между азиатскими державами, Индией и Китаем, поскольку последний стремится установить свое господство в Индийском океане, а первый стремится сохранить естественную оборонительную зону.

Изображение только для наглядности

Гавань Хамбантоты защищена двумя волнорезами высотой 312 м и 989 м. Подъездной канал имеет ширину 210 м и глубину 17 м для приема судов дедвейтом до 100 000 тонн. Порт имеет возможности для обработки экспорта муки, цемента, товаров первой необходимости и автомобилей, а также предлагает услуги по техническому обслуживанию судов.

На первом этапе были построены причал для генеральных грузов длиной 610 м и два нефтеналивных причала длиной 300 м и глубиной 16 м, а также бункеровочный комплекс и резервуарный парк на 14 резервуаров вместимостью 80 000 м3. В порту также есть полностью автоматизированный терминал Ро-Ро со встроенными пандусами для обработки прибывающих и перегружаемых транспортных средств.

В рамках второй очереди строятся универсальный терминал, контейнерный терминал, верфь, завод по производству удобрений, складские помещения и перевалочные центры. После завершения порт будет обрабатывать 20 000 000 TEU каждый год. Двор площадью 60 гектаров рядом с причальной стенкой почти завершен и, как сообщается, будет введен в эксплуатацию с 2023 года. страна. Он имеет естественную гавань площадью 320 гектаров, обслуживающую круизные лайнеры и коммерческие суда, курсирующие по торговому маршруту восток-запад. Ограниченная глубина воды не позволяет принимать большие суда, что снижает грузопоток. Тем не менее, это по-прежнему важный региональный порт Шри-Ланки и единственный объект в стране, имеющий причал для прогулочных яхт. Гавань Галле была признана международными яхтенными обществами одним из лучших мест для яхтинга.

Порт, работающий круглосуточно и без выходных, обрабатывает различные виды грузов, таких как рис, мука, цемент, клинкер, гипс и удобрения на главном причале. Ежегодно его посещает более 120 судов, он способен принимать суда максимальной длиной 130 м и осадкой 7 м.

Гавань работала с 12 века и оставалась самой загруженной до 1873 года. После строительства искусственной гавани в Коломбо в конце 18 века британским колониальным правительством она стала второстепенным сооружением, но оставалась важным пунктом, обеспечивающим якорную стоянку. для рыбацких лодок и торговых судов.

Изображение только для представления

В 1990-х годах большая часть международной торговли страны переместилась в порт Коломбо. С тех пор власти сосредоточили свое внимание на развитии Галле как рекреационного и туристического направления. Стратегическое расположение порта идеально подходит для рыбалки, парусного спорта и даже подводного плавания.

Недавно стартовал проект развития порта Галле, целью которого является строительство современных сооружений для приема не только яхт, но и пассажирских и более крупных судов. Он также направлен на обновление инфраструктуры порта и строительство волнолома для защиты всего залива Галле.

4. Порт Тринкомали

Расположенный на северо-восточном побережье Шри-Ланки порт Тринкомали имеет вторую по величине естественную гавань в мире и самую глубокую гавань во всем регионе Юго-Восточной Азии. Он в десять раз больше, чем порт Коломбо, способный принимать на якорной стоянке суда любых размеров.

Это единственный хорошо защищенный порт на субконтиненте Южной Азии, поэтому его стратегическое географическое положение и относительно низкая загруженность по сравнению с другими портами Шри-Ланки делают его идеальным местом для ремонта и обслуживания судов. Тринкомали также является ближайшим портом Шри-Ланки для судов, прибывающих из Восточной Индии и Северной Азии. Порт имеет долгую историю, восходящую к эпохе исследований, и принадлежал португальским, голландским, французским и британским колониальным державам. Во время Второй мировой войны он был выбран в качестве базы британского Королевского флота.

Изображение только для представления

Порт Тринкомали занимается экспортом минерального песка и пшеничных отрубей и принимает партии цемента, нефтепродуктов и клинкера. Ежегодно через этот объект проходит около 160 судов. Он имеет 2 многоцелевых причала, цементный и нефтяной причалы. Для погрузочно-разгрузочных работ используется ограниченное портовое оборудование, такое как мобильный кран грузоподъемностью 7 тонн и вилочный погрузчик.

В этом ключевом порту для массовых грузов в последние годы наблюдается снижение грузопотока из-за ветхой инфраструктуры. В настоящее время он используется для перевозки местных товаров и принимает некоторые навалочные грузы. Несмотря на наличие земельных ресурсов и достаточную глубину воды, правительство не в состоянии эксплуатировать объект на полную мощность. Администрация порта Шри-Ланки разработала план развития порта для преобразования его в крупный морской порт с промышленным районом, в котором размещается тяжелая промышленность, зона роскошного туризма и предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции. Однако правительство сталкивается с долговым кризисом и ищет потенциальных инвесторов.

5. Порт Олувиль

Проект порта Олувиль был начат в 2008 году при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Дании. Порт будет удовлетворять потребности восточного региона Шри-Ланки, и ему будет отдан приоритет в рамках программы Нагенахира Наводая, направленной на создание экономической инфраструктуры в восточной части страны.

Развивается поэтапно и введен в эксплуатацию в 2013 году после завершения первой очереди. В настоящее время он занимает площадь 148 акров, а бассейн гавани занимает 16 га и простирается на 1,2 км вдоль береговой линии. Он разделен на две основные области для обработки судов для генеральных грузов и рыболовных судов.

Изображение только для наглядности

Торговая гавань имеет достаточную глубину для размещения судов водоизмещением 5000 метрических тонн, а в рыбацкой гавани могут быть пришвартованы 250 лодок. На втором этапе расширения порт займет 259 акров со строительством дополнительных объектов, таких как складские помещения, административные здания и логистический центр. Будет построен дополнительный пассажирский причал для облегчения прибрежных пассажирских перевозок.

Порт будет обслуживать грузы, поступающие с западного побережья, и будет функционировать как важный компонент сети прибрежных портов страны, обеспечивая более эффективный, удобный и экономичный доступ к юго-восточному региону Шри-Ланки.

Вы также можете прочитать:

  • 7 основных портов Швеции
  • 7 основных портов Малайзии
  • 6 основных портов Финляндии
  • Основные порты Ливана
  • 6 основных портов на Багамах

Отказ от ответственности:  Мнения авторов, выраженные в этой статье, не обязательно отражают точку зрения Marine Insight. Данные и диаграммы, если они используются в статье, были получены из доступной информации и не были подтверждены каким-либо установленным законом органом. Автор и компания Marine Insight не претендуют на точность и не несут за это никакой ответственности. Взгляды представляют собой только мнения и не представляют собой каких-либо руководящих указаний или рекомендаций относительно какого-либо курса действий, которым должен следовать читатель.

Статья или изображения не могут быть воспроизведены, скопированы, переданы или использованы в любой форме без разрешения автора и Marine Insight.

Китайские корабли швартуются в Шри-Ланке, вызывая тревогу у Индии и Запада: NPR

Люди приветствуют китайский корабль Yuan Wang 5 и машут флагами Китая и Шри-Ланки в международном порту Хамбантота в Шри-Ланке, 16 августа.

Аджит Перера / информационное агентство Синьхуа через Getty Images


скрыть заголовок

переключить заголовок

Аджит Перера / информационное агентство Синьхуа через Getty Images

Люди приветствуют китайский корабль Yuan Wang 5 размахивают китайскими и шри-ланкийскими флагами в международном порту Хамбантота Шри-Ланки в Шри-Ланке, 16 августа.

Аджит Перера / информационное агентство Синьхуа через Getty Images

КОЛОМБО, Шри-Ланка. Все началось 20 лет назад, когда Китай предоставил Шри-Ланке кредит в размере более 1 миллиарда долларов на строительство модного нового порта, который станет вторым по величине портом на южном побережье.

Порт Хамбантота, стратегически расположенный рядом с оживленными судоходными путями в Индийском океане, рекламировался как удобный для торговли Шри-Ланки. Но это было невыгодно, и правительство объявило дефолт по этим китайским кредитам.

Затем Китай лишился права выкупа, взяв на себя управление портом в 2017 году на 99 лет аренды.

Критики Пекина уже давно преподносят Хамбантоту как классический пример того, что они называют китайской долговой ловушкой. Теперь, когда Шри-Ланка обанкротилась и политически нестабильна, они отмечают это как тревожный пример того, как Китай может использовать эту инфраструктуру в военных целях.

Их опасения усилились на этой неделе, когда китайское исследовательское судно пришвартовалось в Хамбантоте. Шри-Ланка и Китай называют его научно-исследовательским судном, которое останется до 22 августа для пополнения запасов. Но иностранные эксперты по безопасности называют его китайским военным кораблем, который в прошлом использовался для отслеживания спутников и ракет.

Китайское судно Yuan Wang 5 прибыло в порт Хамбантота 16 августа.

Ишара С. Кодикара/AFP через Getty Images


скрыть заголовок

переключить заголовок

Ишара С. Кодикара/AFP через Getty Images

Китайское судно Yuan Wang 5 прибыло в порт Хамбантота 16 августа.

Ишара С. Кодикара/AFP через Getty Images

Прибытие корабля во вторник вызвало тревогу на Западе и в соседней Индии, у которой напряженные отношения с Пекином. Критики говорят, что то, что Китай сделает в Хамбантоте с этим кораблем, может сигнализировать о том, что он в конечном итоге планирует делать со всеми портами, шоссе, мостами и другой инфраструктурой, которую он построил по всему миру за последние десятилетия — в рамках одной из крупнейших строительных работ в истории человечества. Они опасаются, что эта колоссальная сеть инфраструктуры может быть преобразована в беспрецедентную сеть военных баз, оккупирующих части стран, где у Китая никогда раньше не было зарубежных военных баз.

Шри-Ланка преобразилась благодаря китайскому строительству

Китайские компании, большинство из которых принадлежат государству, построили порты, электростанции, аэропорт — и даже гигантскую туристическую башню в форме лотоса — по всей Шри-Ланке.

Башня Лотоса в Коломбо, Шри-Ланка, подсвеченная красным в честь китайского лунного Нового года, 31 января 2022 года.

Тан Лу / информационное агентство Синьхуа через Getty Images


скрыть заголовок

переключить заголовок

Тан Лу / информационное агентство Синьхуа через Getty Images

Башня Лотоса в Коломбо, Шри-Ланка, подсвеченная красным в честь китайского лунного Нового года, 31 января 2022 г.

Тан Лу / информационное агентство Синьхуа через Getty Images

Сначала эти проекты превозносились как символы развития Шри-Ланки, говорит правозащитник Шрин Сарур. По ее словам, многие проекты теперь выглядят как «белые слоны» — бесполезные для обанкротившегося правительства Шри-Ланки, но, возможно, полезные для Китая. Сарур считает, что их можно использовать для вмешательства в мировую торговлю или контроля над ней или, возможно, даже в качестве стартовых площадок для военной агрессии.

Шри-Ланка была одной из стран, наиболее сильно пострадавших от инфляции и роста цен на энергоносители в этом году. В мае правительство объявило дефолт по выплатам по внешнему долгу. К июлю инфляция подскочила до 60%. Веерные отключения электроэнергии, нехватка продовольствия и нормирование топлива.

Экономический кризис перерос в политический: протестующие заполнили улицы, призывая к свержению президента Готабая Раджапакса. В прошлом месяце он бежал из страны и подал в отставку. Теперь на его месте новый президент.

Протестующие участвуют в антиправительственной демонстрации возле офиса президента в Коломбо, Шри-Ланка, 9 июля. Тогдашний президент Готабая Раджапакса покинул свою официальную резиденцию в Коломбо до того, как собрались протестующие.

AFP через Getty Images


скрыть заголовок

переключить заголовок

AFP через Getty Images

Протестующие участвуют в антиправительственной демонстрации у офиса президента в Коломбо, Шри-Ланка, 9 июля. Тогдашний президент Готабая Раджапакса покинул свою официальную резиденцию в Коломбо до того, как собрались протестующие.

AFP через Getty Images

Многие жители Шри-Ланки обвиняют Раджапакса и его брата, еще одного бывшего президента, в том, что они сводят экономику с ума. Протестующие призывают проверить все, что они делали. Одной из самых важных вещей, которые они сделали, было подписание непрозрачных инвестиционных соглашений с Китаем, включая надзор за китайским строительством в Хамбантоте.

«Это экономический колониализм», — говорит В. Джуд Намал Фернандо, рыбак из Шри-Ланки, ставший активистом, который успешно лоббировал китайскую строительную компанию, чтобы компенсировать рыбакам, чья земля была разрушена из-за китайских дноуглубительных работ к северу от Коломбо. «Китай эксплуатирует нашу страну, но это наши лидеры позволяют им это делать».

Китай заявляет, что его корабль выполняет научную, а не военную миссию

Китай и Шри-Ланка пытались развеять опасения таких, как Фернандо и Сарур, а также иностранных правительств, таких как Индия, которые опасаются, что прибытие этого китайского корабля может сигнализируют о начале милитаризации китайской инфраструктуры на Шри-Ланке.

«Я хотел бы повторить, что морские научные исследования, проводимые исследовательским судном «Юань Ван 5», соответствуют международному праву и общепринятой международной практике и не повлияют на безопасность и экономические интересы какой-либо страны», — заявил официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь. Об этом говорится на брифинге в понедельник.

Когда корабль пришвартовался во вторник, китайское посольство устроило церемонию приветствия. Рабочие стояли по стойке смирно, размахивая китайскими и шри-ланкийскими флагами, а китайский посол превозносил две страны за «выдающуюся дружбу».

Посол Китая в Шри-Ланке Ци Чжэньхун (в первом ряду, третий слева) и капитан корабля «Юань Ван-5» Чжан Хунван (в первом ряду, второй слева) присутствуют на церемонии приветствия китайского корабля в международном порту Хамбантота в Шри-Ланке. Шри-Ланка, 16 августа.

Че Хунлян // Агентство новостей Синьхуа через Getty Images


скрыть заголовок

переключить заголовок

Че Хунлян // Агентство новостей Синьхуа через Getty Images

Посол Китая в Шри-Ланке Ци Чжэньхун (в первом ряду, третий слева) и капитан корабля «Юань Ван-5» Чжан Хунван (в первом ряду, второй слева) на церемонии приветствия китайского корабля в Шри-Ланкийском шри-ланкийском Hambantota International Порт в Шри-Ланке, 16 августа.

Че Хунлян // Агентство новостей Синьхуа через Getty Images

Но индийские СМИ сообщили, что некоторые высокопоставленные чиновники Шри-Ланки бойкотировали церемонию.

Прибытие китайского корабля в Хамбантоту, как сообщается, было отложено из-за возражений со стороны Индии, которая разделяет спорную границу протяженностью более 2000 миль с Китаем, где два года назад произошли столкновения между солдатами.

Во вторник представитель правительства Шри-Ланки Бандула Гунавардана сообщил журналистам, что в Шри-Ланке швартуется множество международных кораблей, и настаивал на том, что это ничем не отличается, но подчеркнул, что правительство работает над тем, чтобы не было «трений» с дружественными странами. .

Беспокойство по поводу борьбы за экономическое влияние на Шри-Ланку

В понедельник, когда китайский корабль приблизился к Хамбантоте, Индия подарила Шри-Ланке самолет морской разведки.

По мере того, как отношения между Китаем и демократическими странами мира, включая Индию, ухудшаются, шриланкийцы чувствуют себя зажатыми посередине, говорит Сарур.

«Люди очень беспокоятся о том, станем ли мы полем битвы между Китаем и Индией и напряженными отношениями, не станем ли Шри-Ланка точкой, где начнется война», — говорит она.

Если не война с оружием, говорит Сарур, то война за экономическое влияние.

Китай является одним из крупнейших кредиторов Шри-Ланки. Однако большая часть долга страны принадлежит частным банкам в США и Европе.

Индия также была крупным кредитором. За последнее десятилетие он предоставил своему южному соседу кредитные линии почти на 2 миллиарда долларов. Но Индия не может позволить себе большего. Он имеет дело со своим инфляционным кризисом.

Жители Шри-Ланки стоят в очереди, чтобы купить бензин на заправочной станции в Коломбо в июле, на фоне экономического спада и нехватки топлива.

Рафик Макбул/AP


скрыть заголовок

переключить заголовок

Рафик Макбул/AP

Жители Шри-Ланки стоят в очереди, чтобы купить бензин на заправочной станции в Коломбо в июле, на фоне экономического спада и нехватки топлива.

Рафик Макбул/AP

Итак, Шри-Ланка просит помощи у Международного валютного фонда. МВФ заявил, что политическая нестабильность в стране может затянуть его доставку.

«В то же время нам нужны деньги, чтобы выжить. Нам нужно около 800 миллионов долларов в месяц. Кто-то должен будет это финансировать», — говорит В. А. Виджевардена, бывший заместитель управляющего центральным банком Шри-Ланки. «Раньше этим кем-то был Европейский Союз, США, Япония или Индия, у которых были свои проблемы. А теперь этим кем-то? Китаем».

У Китая глубокие карманы, и он часто готов кредитовать быстрее, чем МВФ, и задает меньше вопросов, говорит Виджевардена. Он предсказывает, что его страна возьмет больше китайских кредитов и еще больше залезет в долги перед Пекином, чтобы остаться на плаву до тех пор, пока не придет помощь МВФ — вероятно, в январе.

Изучение китайского языка в Коломбо

Не все в Шри-Ланке считают присутствие Китая негативным.

«Китайский рынок в Шри-Ланке расширяется! Например, очень расширяется», — говорит Чамат Гитан Перера, 27-летний бизнесмен из Коломбо.

Перера изучает китайский язык и получил стипендию от правительства Китая для получения степени магистра в Чунцине. Проработав три года там, он устроился на работу в китайскую строительную компанию в Коломбо.

Жителям Шри-Ланки необходимо научиться общаться с китайскими официальными лицами, говорит Перера.

«Если они будут развивать нашу страну портовым городом или [другими проектами], мы должны иметь четкое представление о том, что они собираются делать», — говорит он, имея в виду портовый город Коломбо, построенный китайцами комплекс в столица . «Поэтому нам не нужно винить никого, кроме самих себя».

Перера говорит, что легко обвинить Китай или братьев Раджапакса во всех нынешних проблемах Шри-Ланки. По его словам, новым лидерам страны может быть труднее избежать тех же ошибок.

Традиционный танцор из Шри-Ланки несет декоративный зонт, когда экипаж китайского корабля «Юань Ван» машет китайскими флагами после прибытия в международный порт Хамбантота в Хамбантоте, Шри-Ланка, во вторник.