Содержание
Петергоф (Петродворец) — Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга
Ежегодно гостями «столицы фонтанов» — Петергофа бывают более трех миллионов человек. Петергоф, как дворцово-парковый ансамбль, формировался на протяжении XVIII — начала XX века, представляет собой яркий пример интересного этапа в развитии русской архитектуры и ландшафтного искусства. Всемирно известный дворцово-парковый ансамбль Петергофа (с 1944 года по 1997 год — Петродворец), расположенный в 29 километрах от Санкт‑Петербурга, — одно из высших достижений русской национальной культуры, великолепный пример органического синтеза архитектуры и скульптуры, садово-паркового и инженерного искусства. Ансамбль, возникший в начале XVIII века на берегу Финского залива, является своеобразным памятником в честь победоносного завершения Северной войны и выхода России к Балтийскому морю. Идея создания ансамбля, основные планировочные решения, замыслы художественного оформления принадлежат Петру I.
Строительство летней парадной резиденции началось в 1714 году, а ее торжественное открытие состоялось 15 августа 1723 года. К этому времени сложились почти все элементы композиции Верхнего сада и Нижнего парка, были построены Верхние палаты (Большой дворец), Большой каскад, дворец Монплезир. Для снабжения водой фонтанов Петродворца, и прежде всего Большого каскада, в 1720- 1721 годах по проекту русского инженера-гидравлика В.Туволкова был построен специальный водовод с прудами-водохранилищами. Главная особенность петергофской системы водоснабжения заключается в отсутствии каких-либо водонапорных сооружений и насосов: здесь используется разница уровней, на которых расположены пруды и фонтаны.
Строительство Петергофа продолжалось около двух веков, он разрастался, украшался новыми произведениями выдающихся зодчих и ваятелей. Создание этого грандиозного комплекса осуществлялось трудом тысяч «работных людей», крепостных крестьян, солдат, мастеровых со всех концов России, талантливых мраморщиков и литейщиков, паркетчиков и позолотчиков, резчиков и живописцев. Начиная с 1750-х гг. вокруг петровских парков сформировался комплекс царских и великокняжеских резиденций: Собственная дача, Английский парк, Александрия, Знаменка. После Великой Октябрьской социалистической революции художественные памятники Петергофа стали народным достоянием, были взяты под государственную охрану. Дворцы, преобразованные в историко-художественные музеи, открыли свои двери для трудящихся. 18 мая 1918 года по Большому петергофскому дворцу прошла первая экскурсия рабочих. За годы Советской власти дворцы-музеи и парки Петергофа превратились в крупнейший культурно-просветительный центр страны.
Великая Отечественная война принесла петергофскому ансамблю тяжелейшие испытания. Приближение фашистских войск заставило в крайне сжатые сроки провести эвакуацию музейных ценностей и укрытие в земле парковой скульптуры. Однако все спасти не удалось: 23 сентября 1941 года вражеские войска ворвались в Петергоф.
Почти два с половиной года в Петергофе хозяйничали немецко-фашистские оккупанты. Они превратили в руины Большой дворец и Большой каскад, Английский дворец и Марли. Повреждения получили Монплезир и Эрмитаж. Были вырублены тысячи деревьев, взорваны гидротехнические сооружения, похищено несколько монументальных бронзовых скульптур Большого каскада, разграблены и уничтожены тысячи произведений искусства.
После освобождения Петродворца в 1944 году дворцово-паркового ансамбля как памятника искусства практически не существовало. Перед реставраторами встала небывалая задача — возродить выдающийся памятник русской национальной культуры. Уже 14 сентября 1947 года состоялось торжественное открытие фонтана «Самсон». К 1958 году было восстановлено здание Большого дворца, проект его реставрации создан архитекторами В. Савковым и Е. Казанской. Творческий труд талантливых реставраторов дал великолепный результат — Петродворец был поднят из руин. В Нижнем парке и Верхнем саду восстановлено 172 фонтана и 3 каскада, воссоздано 15 монументальных статуй, свыше 330 декоративных деталей из бронзы и свинца. Открыты для осмотра музей Большой дворец, Монплезир, павильон Эрмитаж, а в парке Александрия — дворец Коттедж.
Возрожденный руками советских людей дворцово-парковый ансамбль Петродворца — символ победы гуманизма над варварством, вечный памятник героям России. За большой вклад в восстановление и развитие дворцов-музеев и парков и в связи с 250-летием дворцово-паркового ансамбля Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1973 года город Петродворец награжден орденом «Знак Почета».
История Петергофа — РИА Новости, 01.03.2020
https://ria.ru/20130815/956172568.html
История Петергофа
История Петергофа — РИА Новости, 01.03.2020
История Петергофа
15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа — загородной резиденции русских царей, расположенной на южном берегу Финского залива.
2013-08-15T09:04
2013-08-15T09:04
2020-03-01T12:42
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/956172568.jpg?9563570921583055746
петергоф
европа
петродворцовый район
северо-западный фо
санкт-петербург
весь мир
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, петергоф, николай i, екатерина ii, петр i, анна иоанновна (императрица), петергоф (музей), россия
Справки, Петергоф, Европа, Петродворцовый район, Северо-Западный ФО, Санкт-Петербург, Весь мир, Николай I, Екатерина II, Петр I, Анна Иоанновна (императрица), Петергоф (музей), Россия
Петергоф (в переводе с немецкого Petershof ‑ «Петров двор») ‑ загородная резиденция русских царей на южном берегу Финского залива, в 29 километрах к западу от Санкт‑Петербурга.
Торжественное открытие Петергофа состоялось 15 августа 1723 года.
Автором, определившим основу композиции архитектурного ансамбля, был Петр I. По его замыслу, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой ‑ стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю.
27 мая 2013, 09:30
Санкт-Петербург: от Петра I до наших дней27 мая 2013 года Санкт-Петербург отмечает 310-ю годовщину со дня основания.
Отказавшись от идеи создать загородную резиденцию в Стрельне, в 1705 году царь обследовал Ропшинские высоты и убедился, что они идеально подходят для устройства дворцового комплекса с фонтанами.
В 1711 году начались первые строительные работы. Руководство строительством было возложено на управляющего Канцелярией городовых дел Ульяна Сенявина и архитектора Йозефа Браунштайна, которого в 1716 году сменил француз Жан‑Батист Леблон.
В Петергофе работали выдающиеся скульпторы Иван Мартос, Иван Прокофьев, Яков Рашет, Федот Шубин, Феодосий Щедрин.
1714 году были заложены фундаменты Верхних (Нагорных) палат и дворца «Монплезир». К моменту открытия Петергофа был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, построены Верхние палаты, дворцы «Монплезир», «Менажери» и «Марли», заложен фундамент двухэтажного дворца «Эрмитаж», действовала часть фонтанов.
Фонтанам Петр I отводил самую важную роль в оформлении комплекса, он сам руководил их проектированием и сооружением. Для осуществления своих замыслов царь привлек лучших мастеров фонтанного дела и инженеров из России и европейских стран. В Петергофе никогда не работали насосы. Удачное географическое положение и многочисленные родники Ропшинских высот оказались в силах обеспечить водой фонтаны естественным образом.
Большой каскад ‑ главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Оно уникально по размерам, обилию воды, богатству скульптурного декора, графическому разнообразию водометов. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года.
Нижний парк Петергофа ‑ самая известная часть дворцово‑паркового комплекса ‑ закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале.
Верхний сад выполняет роль парадного двора ‑ курдонера. Он был заложен в первые годы строительства резиденции, до второй половины XVIII века оставался утилитарным: на грядках росли овощи, в прудах, служивших резервуарами фонтанной системы, разводили рыбу.
После смерти Петра I в 1725 году Петергоф был на несколько лет забыт. Только в 1730 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны строительство в резиденции возобновилось.
В 1735 году в центре ковша Большого каскада был сооружен фонтан «Самсон», а через три года в балюстраде установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Карло Растрелли.
В 1738‑1739 годах в восточной части Нижнего парка установили Драконовый каскад и два «Римских фонтана», повторяющих композицию фонтанов на площади перед собором Святого Петра в Риме.
Строительство фонтанов и совершенствование фонтанной системы велись до середины XIX века. В результате в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий более 150 фонтанов и 4 каскада, в Верхнем саду ‑ 5 фонтанов и один каскад.
Центр Петергофского ансамбля ‑ Большой дворец, или «Верхние палаты», был достроен только в царствование императрицы Елизаветы. С 1745 года по 1747 год его перестраивал выдающийся зодчий Франческо Растрелли. Значительно увеличив размеры здания, он сохранил основные черты архитектуры петровской эпохи.
После смерти императрицы Екатерины II, которая была поклонницей резиденции, императорская семья долгое время предпочитала другие дворцы. Однако Николай I вернул двор в Петергоф. В его царствование была построена летняя резиденция Александрия. Фонтаны в нижнем саду отделаны мрамором и гранитом.
В 1828 году поблизости от руин дворца Алексея Меншикова «Монкураж» архитектор Адам Менелас построил «Руинный мост».
С 1830 года по 1850 год на территории к югу от Верхнего сада, были разбиты два парковых ансамбля в пейзажном стиле: Колонистский и Луговой с павильонами Царицын и Ольгин, построенными по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера.
Царицын павильон построен в 1842‑1844 годах для супруги императора Николая I Александры Федоровны. Ольгин павильон, построенный в 1846‑1848 годах, стал подарком императорской четы дочери Ольге к ее свадьбе.
В 1854‑1857 годах также по проекту Штакеншнейдера был сооружен «Львиный каскад» ‑ бассейн, окруженный гранитной колоннадой с фигурами львов по сторонам.
2 июня 1918 года по национализированному Большому дворцу впервые прошли 400 посетителей. Эта дата считается официальным днем, когда загородная императорская резиденция стала общедоступным музеем. Чтобы революционно настроенные граждане знали, как вести себя во дворце, художником и архитектором Федором Беренштамом были составлены «Правила осмотра дворцов‑музеев Петергофа». В течение 1919 года все петергофские дворцы были объявлены музеями. Должность первого директора была поручена Беренштаму.
Петергоф сильно пострадал во время Великой Отечественной войны: Верхний сад и Нижний парк были заминированы, взорвано несколько павильонов, среди них дворец «Марли», сожжен Екатерининский корпус «Монплезира». Большой дворец был почти полностью уничтожен артиллерийскими обстрелами и пожаром. Тяжелый урон был нанесен фонтанной системе.
В 1944 году, после освобождения от фашистской оккупации, Петергоф был переименован в Петродворец.
© РИА Новости / С. Озерский / Перейти в медиабанкБольшой дворец в Петродворце в Петергофе, разрушенный немецко-фашистскими войсками
17 июня 1945 года состоялось торжественное открытие Нижнего парка. В 1946 году в резиденции забили первые фонтаны. В 1947 году историческое место в центре петергофского фонтанного ансамбля занял Самсон, воссозданный скульптором Василием Симоновым по фотографиям с довоенной статуи. В 1951‑1973 годах по сохранившимся чертежам и рисункам реставраторами были воссозданы основные интерьеры дворцов Петергофа.
В 1992 году музейному комплексу было возвращено историческое имя ‑ Петергоф.
Реставрационные работы по возрождению фонтанного комплекса Петергофа продолжались до августа 2000 года, когда был пущен Львиный каскад в его западной части.
Сейчас во дворце и дворцовом парке проводятся фестивали, в том числе торжественное открытие и закрытие сезона фонтанов (в мае и сентябре). В период белых ночей в июне у стен дворца устраивают концерты, а в тронном зале ‑ балетные спектакли в рамках фестиваля «Дворцы Санкт‑Петербурга».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Петергоф, Санкт-Петербург
История Петергофа
- Петергоф был основан как усадьба Петра Великого, и его дизайн был вдохновлен Версалем. Для создания ансамбля
- Петергоф был опустошен немецкой оккупацией, многие его фонтаны и дворцы были разрушены. С тех пор он подвергся полной реставрации
были привлечены одни из самых искусных архитекторов, мастеров и ландшафтных дизайнеров России и Европы.
Петергоф времен Императорской России
Екатерина II покидает Петергоф. Неизвестный автор, начало XIX века, Wikimedia Commons
Петергоф был основан как загородная усадьба Петра Великого, но после визита царя в Версаль в 1717 году превратился в изысканную царскую резиденцию. Его основные элементы были заложены к 1723 году и включали Нижний парк, Верхний сад, Морской канал и два небольших дворца — Монплезир и дворец Марли.
Знаете ли вы? Петергоф известен как русский Версаль, так как французская королевская резиденция послужила источником вдохновения для его архитектуры и садов.
Среди тех, кто работал у Петра, были Доменико Трезини, основатель архитектурного стиля петровского барокко, произведения которого видны по всему Петербургу; Андре ле Нотр, спроектировавший сады Версаля; и Жан-Батист Ле Блон, первый главный архитектор и градостроитель Санкт-Петербурга.
Знаете ли вы? Петергоф не был первым местом, выбранным царем для своего двора; Стрельна, немного ближе к Санкт-Петербургу, была первоначальным местом выбора, но земля там оказалась слишком болотистой для большой застройки.
Большой Петергофский дворец постепенно развивался на протяжении полутора веков. На его месте изначально располагалось простое здание, известное как Верхняя палата, простота которого не уравновешивала тщательно спроектированный Нижний парк и его дворцы. Ле Блону, а затем и Бартоломео Растрелли было поручено создать что-то элегантное, но роскошное. Пристроенные Растрелли два крыла и позолоченные павильоны стали наиболее яркими элементами ансамбля.
Как и в случае с Большим дворцом, знаменитый фонтан Большого каскада был работой последовательных архитекторов и мастеров. Его фундамент был заложен вдоль Морского канала в начале 1700-х годов и достраивался в течение следующих 150 лет с помощью самых искусных скульпторов России.
Знаете ли вы? 63 километра каналов соединяют сотни фонтанов Петергофа.
Петергоф в годы Великой Отечественной войны
Фото неизвестного автора, 1943 г.
Петергоф был разрушен во время трехлетней немецкой оккупации. Многие его фонтаны были уничтожены, Большой дворец был частично взорван, а его интерьеры почти полностью выгорели в последующем пожаре. Английский дворец, мастерский образец русского классицизма, был непоправимо поврежден и не подлежал восстановлению. Однако то значение, которое имел Петергоф в общественном сознании, проявилось в скорости восстановительного процесса. Благодаря упорному труду тысяч добровольцев и инженеров Петергоф был вновь открыт к 1945.
Знаете ли вы? Во время войны название Петергофа, звучащее по-немецки, было русифицировано и изменено на Петродворец, что означает Дворец Петра. Первоначальное название было принято только в 1997 году.
Петергоф сегодня
Реконструкция продолжалась с военного времени, и к 300-летию Санкт-Петербурга всплеск финансирования обеспечил реставрацию дворца и его ансамбля. В 1990 году ЮНЕСКО включило Петергоф в список объектов всемирного наследия.
Знаете ли вы? Петергоф признан одним из семи чудес России!
Что можно увидеть сегодня в Петергофе?
- Большой дворец: Полюбуйтесь элегантной архитектурой в стиле барокко и позолоченными куполами и осмотрите прекрасно отреставрированные интерьеры
- Большой каскад: Великолепный центральный фонтан Петергофа впадает в Финский залив и украшен сотнями скульптур, ярусами террас и гротов
- Верхний сад: Сад в строгом стиле, обрамляющий Большой дворец, с декоративными изгородями и газонами, прудами, статуями и фонтанами
- Нижний парк: Главный сад Петергофа, протянувшийся вдоль берега моря. Дом дворцов, фонтанов и великолепных видов
- Монплезир: Любимая загородная резиденция Петра Великого. Исследуйте интерьеры и насладитесь садом у моря
- Дворец Марли: Особняк в стиле барокко в тихом месте, окруженном водой
Большой дворец
Фото Рамона Перучо из Pixabay
Внушительный центральный дворец Петергофа, построенный в стиле позднего барокко. Исследуйте более 30 комнат Большого дворца, прекрасно отреставрированных в смешении стилей разных эпох. Особо примечательные помещения включают Чесменский зал, Китайские кабинеты, Парадную лестницу, Тронный зал и Бальный зал.
Знаете ли вы? Говорят, что императрица Елизавета приказала Растрелли использовать как можно больше золота при оформлении бального зала, так как она хотела произвести впечатление на знатных купцов, посещавших там приемы.
Большой каскад
Фото сотрудников «Экспресс в Россию»
Петергоф славится своими фонтанами, а центральным водным сооружением является Большой каскад. Ансамбль состоит из нескольких ярусов террас, двух гротов и статуй, изображающих библейских персонажей, животных и великие русские реки. Большой каскад прекрасно обрамляет за собой Большой дворец, на фоне которого проходят различные представления и концерты. Чтобы насладиться лучшим видом на дворец и фонтан, спуститесь по Морскому каналу.
Знаете ли вы? На Большом каскаде 225 скульптур!
Верхний сад
Фото Сергея Майнда на Unsplash
При Бартоломео Растрелли Верхний сад сменил фруктовые сады, огороды и рыбные пруды на регулярные сады с декоративными насаждениями, газонами, кустарниками, розарием и статуи. Однако планировка осталась прежней со времен Петра Великого. Действуя как церемониальные сады перед Большим дворцом, это первое, что видят посетители Петергофа по прибытии.
Нижний парк
Фото Сергея Mind на Unsplash
Нижний парк представляет собой тщательно спланированное расположение зеленых аллей, пересекаемых фонтанами, реками и дворцами, с тремя живописными видами, лабиринтом из кустарников и тремя каскадами. вторя трем дворцам. Несмотря на разрушения немецкой оккупации, первоначальная планировка Нижнего парка мастерски сохранена.
Знаете ли вы? Только в Нижнем парке 150 фонтанов!
Монплезир
Фото аннаневской из Pixabay
Любимая загородная резиденция Петра Великого, этот небольшой дворец занимает тихое место на берегу Финского залива. Монплезир был спроектирован лично Петром и имел домашнюю и интимную атмосферу. Посетители могут осмотреть Большой зал, личный кабинет Петра и галерею, наполненную европейскими произведениями искусства, которые он собрал во время своих путешествий. За пределами дворца находится декоративный кустарник и мощеный сад на берегу моря с видом на западное побережье Санкт-Петербурга.
Дворец Марли
Фото gymnya с сайта Pixabay
Гармоничный особняк в стиле барокко, красиво обрамленный большим прудом спереди, источает умиротворяющую атмосферу. Его интерьер скромен и содержит некоторые личные вещи Петра Великого. К югу от дворца находится каскад Золотая гора, а к северу — пешеходная дорожка вдоль берега моря.
Знаете ли вы? Пруды дворца Марли были рыбными прудами еще с петровских времен. В определенное время звонит колокольчик, чтобы объявить о кормлении рыб.
Важная информация
Адрес и транспорт:
Разводная улица, 2, Петергоф, 198510
От Балтийского вокзала до станции Петергоф-90 Бытийгоф можно добраться поездом: Станция Петергоф.
— Автобусом №200 или 210 от метро Автово.
— Если вы отправляетесь в частный тур с Express в Россию, вы будете путешествовать на собственном личном автомобиле.
Знаете ли вы? Вы также можете добраться до Петергофа на подводных крыльях! Судно на подводных крыльях «Метеор» курсирует между пристанью Петергофа и центром Санкт-Петербурга, откуда открывается великолепный вид на Финский залив и Санкт-Петербург.
Сайт и часы работы:
https://en.peterhofmuseum.ru/
Территория открыта ежедневно с 9:00 до 20:00; время работы каждого здания разное.
P Этергоф (во второй половине 20 века известный также как Петродворец — «Петровский дворец») — один из самых величественных дворцово-парковых комплексов Европы XVIII-XIX веков, расположенный на южной побережье Финского залива, в двадцати девяти километрах от Санкт-Петербурга. Его прекрасные сады и парки, великолепные дворцы и изящные павильоны, особенно живописные фонтаны и каскады, по праву известны во всем мире. Истоки Петергофа тесно связаны с закреплением России на освобожденных славянских берегах Балтийского моря после ее победы в Северной войне и со строительством Санкт-Петербурга, новой столицы Российского государства. Петергоф впервые упоминается в Полевом журнале Петра Великого, в записи от 13 сентября 1705 года, когда он остановился здесь во время путешествия на лодке из Кронштадта в Петербург. Тогда это была старая усадьба у дороги, идущей вдоль берега залива от устья Невы до Рижского залива. Привлеченный удобным расположением между Кронштадтом и Петербургом, Петр избрал его остановкой в своих путешествиях и назвал своим именем. Здесь, в роще у моря, в 1710 году он построил небольшой деревянный дворец. Петр выбрал участок восточнее петергофского подворья. В этой малопривлекательной узкой полосе берега, поросшей чахлой растительностью и ограниченной естественной прибрежной террасой, он видел прекрасные возможности для создания обширных садов в формальном стиле с дворцами, скульптурными украшениями, фонтанами и каскадами. Здесь вскоре возникла загородная резиденция, не уступавшая по богатству и великолепию своего убранства величайшим летним дворцам и паркам западноевропейских монархов. I Весной 1714 г. почти одновременно началось строительство дворца Монплезир, или Малого особняка, и, на краю террасы, Верхнего или Большого особняка. Это было началом петергофского дворцово-паркового ансамбля. До наших дней дошло более десяти собственноручных набросков Петра и еще большее число чертежей зодчих с его пометками, примечаниями и исправлениями, а также множество указов и распоряжений, связанных со строительными работами. Эти документы показывают, что уже на этом этапе возникла идея использовать природные особенности местности для планировки Нижнего парка (первоначально называвшегося Нижним садом) и Верхнего сада и соединить Большой дворец, Большой каскад и Большой канал в органичное целое в центре ансамбля. С самого начала море и парк были объединены в единую композицию, а все дворцы и каскады были построены лицом к берегу. На первом эскизе планировки Нижнего парка показаны три луча — морской канал с фланговыми аллеями и две радиальные аллеи, выходящие из центра Дворцово-гротового комплекса к Финскому заливу и пересекаемые широкой осевой аллеей. проспект, идущий параллельно берегу моря. Известный искусствовед и живописец Александр Бенуа писал, что Петергоф «приобретает особую прелесть от своего расположения на берегу, а также от того, что все здесь носит отпечаток великого человека, чья воля его породила. .. показал здесь, что ему не чуждо то, что можно назвать только поэзией». T Первым человеком, призванным осуществить идеи Петра, был Иоганн-Фридрих Браунштейн, ученик и ближайший помощник выдающегося немецкого архитектора и скульптора Андреаса Шлютера. Добросовестный профессионал и искусный рисовальщик, Браунштейн руководил работами под контролем Строительной канцелярии и особого Петергофского строительного управления. Между 1714 и 1716 годами, одновременно с работами над Особняками, Каскадом и Каналом, были расчищены аллеи, завезена плодородная земля и отложена на месте будущих садов после снятия верхнего слоя глины, и были прорыты дренажные каналы. Для защиты Нижнего парка от затопления была построена дамба, а небольшой мыс, на котором должен был возвышаться дворец Монплезир, был укреплен гранитными валунами и камнями. Были засажены обширные территории, а дорожки и аллеи обсажены липами, вязами, ясенями, буками, грабами, кленами и различными видами кустарников, которые тысячами привозились из Голландии, Германии, Эстонии и окрестностей. Москва и Новгород. I В августе 1716 года в Петергоф из Парижа прибыл Жан-Батист Александр Леблон, один из самых талантливых и искусных французских архитекторов. Еще до отъезда в Россию Ле Блон был известен как строитель загородных и городских резиденций для французской аристократии и проектировщик парков, и уже получил звание коронного архитектора. Его зодчая эрудиция и мастерство строителя были сразу же признаны Петром, назначившим его главным архитектором. По прибытии в Петергоф в сентябре 1716 года Ле Блон обнаружил, что ансамбль уже складывается. Однако, осмотрев его и изучив чертежи Браунштейна, он составил подробный меморандум, в котором указал на ряд конструктивных и композиционных ошибок в архитектуре Верхнего особняка, Большого каскада, Большого Ганала и в планировке из Нижнего парка. Главной слабостью, по мнению Леблона, было отсутствие пропорции между различными элементами и тот факт, что в целом ансамбль не имел достаточно достойного вида. Новый архитектор приступил к необходимым изменениям со свойственной ему решительностью и энергией. Под его руководством и по его замыслу были укреплены основания Верхней усадьбы и придан ее фасаду более величественный вид; а планировка и оформление интерьеров были изменены, чтобы сделать их более внушительными. Ле Блон построил подземный водовод для отвода грунтовых вод из Верхнего особняка. Он расширил канал и бассейн, усовершенствовал конструкцию Большого каскада, добавив центральные ступени каскада и грот с пятью арками, а также спланировал водометы. Он предложил расширить авеню Монплезир в четыре раза по сравнению с ее первоначальной шириной и создать в парке etoiles — «проемы с расходящимися от них аллеями, как лучи звездного света», — и лабиринты из подстриженных кустарников, с фонтанами и бассейнами в их центрах. Сам Ле Блон взял на себя внутреннее убранство дворца Монплезир, доверив облицовку стен дубом и роспись потолков мастерам, сопровождавшим его в Петергоф из Франции. В разгар всего этого проектирования и строительства Ле Блон внезапно умер, едва принявшись за реализацию своих разнообразных планов. Однако проделанная им в Петергофе работа подняла весь ансамбль на новый, более высокий художественный уровень, помогла раскрыть и успешно использовать возможности его природного окружения. Проекты Ле Блона продолжали оказывать влияние на работу архитекторов, которые после его смерти взялись за создание прибрежной резиденции. Преемником Ле Блона на посту главного архитектора Петергофа был назначен русский итальянец Никколо Микетти. Ученик и помощник великого Карло Фонтана, он принял участие в нескольких важных строительных проектах еще в Италии и был одним из самых известных архитекторов в Риме. Деятельность Микетти в строительстве Петергофа продолжалась с марта 1719 г. по октябрь 1723 г. Он стал одним из главных создателей берегового ансамбля и, в частности, его комплекса декоративных гидротехнических сооружений. По его проектам были построены Марлинский и Руинский каскады, большое количество фонтанов, различные беседки и шпалеры. Он обогатил архитектурно-скульптурное убранство Большого каскада и добавил к Верхнему особняку два симметричных павильона, соединенных с центральной частью галереями, украшенными статуями и вазами. T Для обеспечения водой фонтанов самотечная система водоснабжения протяженностью двадцать два километра была спроектирована первым русским инженером-гидротехником Васлием Туволковым. Умело используя естественный уклон местности от истоков Ропши к морю, он построил здесь надежную гидротехническую систему. Водометы Большого каскада и один из фонтанов в цветочном партере Нижнего сада перед Большим дворцом были впервые включены (для проверки напора воды) летом 1721 года. и улучшенная в первой половине девятнадцатого века, эта система до сих пор снабжает фонтаны и каскады Петергофа достаточным количеством воды, чтобы они работали до десяти часов в день. T Заключение в 1721 г. Ништадтского мира, положившего конец Северной войне, дало новый импульс строительству Петергофа. Если в первые годы число мужчин, занятых ежедневно на строительстве, колебалось от трехсот до пятисот, то теперь в Нижнем парке ежедневно работало более двух тысяч человек, а год спустя их число увеличилось до пяти тысяч. Характерно, что даже в самый разгар строительства Петр вносил существенные изменения и дополнения в генеральный план и в отдельные проекты, а то и дело приказывал полную переделку уже начатых проектов. Важнейшим для формирования петергофского ансамбля было решение придать скульптурному убранству всех трех каскадов — Марлинского, Руинного и Большого каскада — единую тему: победы и процветание России, закрепившей теперь свои позиции на море и стать одной из великих европейских держав; значение имели также решения о строительстве дворца Марли и павильона «Эрмитаж», поднятии стен канала, устройстве по его берегам решетчатых экранов с нишами в них и строительстве двух полукруглых колоннад, получивших название Кривых галерей. стороны шлюза, построенного Туволковым на полпути между Каскадом и заливом. T 15 августа 1723 г. состоялось торжественное открытие императорской резиденции. рай» самого Петра. Но и после официального открытия работа над зданиями и парками велась так же интенсивно, как и раньше. В этот период расцветает одаренный и эрудированный зодчий Михаил Земцов, которому Петр поручил выполнение ряда проектов. I За десять лет они построили в Петергофе большие парадные Нижний и Верхний сады, судоходный Большой канал со шлюзом и три дворца — Монплезир, Верхний особняк и Марли, а также Оранжерею и павильон Эрмитаж . Также было завершено строительство и украшение Большого каскада с его многочисленными водометами и позолоченными статуями, бюстами и вазами. В этот же период были введены в строй многие фонтаны: Большой, Сноп, Колокол, Менажер, Хозяйственный, Адам и Пирамида, а также водометы в нишах фонтанов. решетчатые экраны, расположенные вдоль берегов канала, фонтаны-трюки Settee и четыре фонтана со скульптурами, изображающими сюжеты из басен Эзопа. Ступени Марлинского каскада уже были построены, гидротехнические сооружения испытаны; началась работа над каскадом руин. В окружении рядов подстриженных деревьев и кустарников блестели, как зеркала, многочисленные большие и малые бассейны правильной формы. Праздничности парку придавали два легких деревянных вольера, множество крытых аллей, беседок и решетчатых ширм, украшенных резным орнаментом и масками из разноцветных ракушек. Террасированные склоны рядом с каскадами, дорожка с балюстрадой с видом на море перед северным фасадом Монплезира и кирпичная стена с балюстрадой с нишами и вазами в Саду Венеры в районе Марли добавили разнообразия внешнему виду парка. Растительность тоже отличалась пышностью. Вышитые партеры украшались цветочными бордюрами, а аллеи и рощи обрамлялись деревьями и кустарниками, срезанными в кубы, пирамиды или сферы. Парк был также украшен мраморными, лепными и позолоченными свинцовыми статуями и бюстами. Эрмитаж, Фонтан Евы и фонтан перед Оранжереей были завершены только после смерти Петра. P Этерхоф возник, как по волшебству, соперничая пышностью с великолепными дворцово-парковыми комплексами Франции, Германии, Италии, и поразил Европу не меньше, чем сам только что построенный Петербург. |