Усадьбе шереметьевых в кусково: дворцы династии — усадьбы Кусково и Останкино, Странноприимный дом, дворец Шереметевых.

Дворец в Кусково — интерьеры, история, описание

Главная  /  Москва  /  Усадьбы Москвы  /  Музей-усадьба Кусково  /  Дворец Кусково


Главенствующее место в ансамбле Парадного двора в Кусково принадлежит господскому дому, построенному в 1769-1775 гг. Дом невелик по размеру — его протяжённость в длину всего 66 метров, но благодаря гармоничной и изящной архитектуре, изысканной роскоши внутреннего убранства он издавна получил наименование дворца.

Дворец Кускова одноэтажный, имеет антресоли и стоит на высоком цоколе. Центральная часть его фасада, где расположен главный вход, украшена сильно выступающим вперёд портиком с шестью колоннами, на которые опирается треугольный фронтон. К главному входу ведут широкая белокаменная парадная лестница и два пологих пандуса, по которым когда-то особо важные гости подъезжали в каретах к самым дверям дворца. На парапетах пандусов установлены четыре каменные фигуры сфинксов — полуженщин-полульвов. По краям фасада располагаются два небольших ризалита с полукруглыми фронтонами, опирающимися на пары колонн. Фронтоны украшены рельефными композициями, изображающими воинские доспехи.

Противоположный фасад дворца, обращённый в парк, также украшен портиком по центру и двумя ризалитами, но решён совершенно иначе. Портик паркового фасада почти не выступает за линию стены, ризалиты же, наоборот, вынесены далеко вперёд. Таким образом, парадный фасад создаёт ощущение приветственного движения навстречу, а противоположный мягко отходит назад, уступая место парку. Архитектура кусковского дворца относится к стилю раннего русского классицизма.

Кусковский дворец, как и многие усадебные дома XVIII в., построен из дерева. Из камня сложено лишь его основание — цоколь, сам же дворец состоит из нескольких бревенчатых срубов — связей, обшитых тёсом. Колонны сделаны из мощных сосновых стволов, барельефы портиков выполнены в технике резьбы по дереву (правда, капители колонн и украшения над дверьми отлиты из особой керамической мастики, изобретённой работавшим в Кускове «скульптурного дела мастером» Иоганном Юстом).

Дерево на Руси со времён глубокой древности было излюбленным строительным материалом. Но в XVIII в., в соответствии с новыми вкусами, деревянные стены богатых построек часто штукатурили и красили таким образом, что они становились неотличимыми от каменных. Однако в кусковском дворце дерево отнюдь не маскируется под камень: штукатурка не скрывает, а, наоборот, подчёркивает дощатую обшивку стен, что придаёт дворцу особую теплоту. Поверх штукатурки дворец выкрашен в нежно-розовый цвет — в XVIII в. такой оттенок называли «цвет утренней зари». Этот цвет, как установлено при исследовании разновременных наслоений краски на стенах дворца, был здесь первоначальным.

Дворец в Кусково не имеет единого автора. Строительство началось под наблюдением известного московского архитектора Карла Ивановича Бланка. Когда основа здания была возведена, Шереметев велел сделать обмеры и послал их в Париж, чтобы заказать французским архитекторам проект оформления фасадов. По некоторым сведениям, этот проект был выполнен Шарлем де Бальи — парижским учителем прославленного Баженова. Однако в процессе строительства французский проект претерпел существенные изменения в соответствии с русскими архитектурными вкусами и условиями подмосковной усадьбы. Существует предположение, что в строительстве дворца принимал участие и крепостной архитектор Фёдор Семёнович Аргунов.

Интерьеры дворца в Кусково

Кусковский дворец никогда не служил жильём — хозяин и его семья жили в небольшом «доме уединения» в глубине парка. Дворец же предназначался для приёма гостей, любования роскошными и изысканными интерьерами. Он состоит из двадцати шести помещений, расположенных анфиладой, то есть одно за другим. В настоящее время для осмотра открыты девятнадцать.

Парадные сени

Просторное и самое высокое помещение во дворце. Деревянные оштукатуренные стены расписаны клеевыми красками под мрамор серо-зелёного цвета. Высоту сеней подчёркивают величественные полуколонны-пилястры, также выполненные из дерева и расписанные под розовый мрамор. В глубоких нишах стоят массивные декоративные вазы из алебастра с лепниной из гипса и «тиснёной бумаги» — материала, напоминающего папье-маше. Вообще в оформлении интерьеров дворца Кускова часто использовались приёмы, характерные для изготовления театральных декораций и бутафории.

По верху стен идёт ряд росписей на античные сюжеты, сделанных в технике «гризайль», имитирующей лепнину. Над дверью расположен барельеф с изображением воинских атрибутов и герба Шереметевых. Парадные сени не имеют окон и освещаются большим фонарём с подвесками в виде дубовых листьев.

Прихожая-гостиная

Небольшая светлая комната с потолком на два метра ниже, чем в парадных сенях. От этого, по контрасту, она кажется особенно уютной. Стены украшены большими ткаными коврами — шпалерами фламандской и французской работы XVII—XVIII вв. с изображениями парковых пейзажей. Их цветовая палитра насчитывает свыше десяти тысяч оттенков.

Кроме фламандских и французских шпалер здесь находится тканый портрет Екатерины II, выполненный на Петербургской шпалерной фабрике мастером Василием Фирсовым по оригиналу известного итальянского художника, работавшего в России — Пьетро Ротари.

Важная роль в интерьерах дворца принадлежит печам, которые имели не только утилитарное, но и декоративное значение. Печь в прихожей-гостиной облицована расписными изразцами с изображением растительных мотивов.

Шпалерная гостиная

Как явствует из названия, также украшена шпалерами. Кроме изразцовой печи эта комната снабжена большим камином, предназначавшимся для любования живой игрой огня. Из окон Шпалерной гостиной виден Большой пруд, отблески воды отражаются в зеркале над камином. По сторонам камина стоят мраморные бюсты П.Б. Шереметева и его жены В.А. Шереметевой работы одного из крупнейших русских скульпторов XVIII в. Ф.И. Шубина.

Интересен небольшой столик для хранения нот с наборной крышкой из разных пород дерева, на которой изображена панорама Кускова, выполненная мастером Никифором Васильевым.

Малиновая гостиная

Одна из самых нарядных комнат дворца — названа по цвету штофных обоев. Здесь обращает на себя внимание узорный паркет, в котором изысканно сочетаются чёрные, жёлтые и коричневые тона. В углу между окнами стоит «органчик» — механический музыкальный инструмент типа шарманки. С потолка низко свисает великолепная люстра аметистового стекла.

Над диваном расположены портрет императрицы Екатерины II работы Ф.С. Рокотова, а также портреты великого князя Павла Петровича и его жены, выполненные Д.Г. Левицким.

Парадная опочивальня

Несмотря на своё название, эта опочивальня не предназначалась для сна. В XVIII в. было принято часть гостиных декорировать под спальни. Стены обиты штофными обоями с узором из полос и цветочных корзин. Ложе отгорожено глухой балюстрадой с балясинами в виде арф, перевитых гирляндами из роз, выполненными И. Юстом по рисунку К. Бланка. На потолке живописный плафон работы неизвестного крепостного художника «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью». Невинность изображена в виде девушки в белоснежных одеждах, Мудрость и Любовь олицетворяют древнеримские богини Минерва и Венера.

Интересны настенные часы первой половины XVIII в. Футляр, выполненный в мастерской известного французского мебельного мастера Ш. Буля, отделан черепахой, оловом и скульптурными деталями из золочёной бронзы.

Кабинет-конторка

Небольшая невысокая комната, её стены обшиты дубовыми панелями, как было принято в Петровскую эпоху. Дубовые кресла с характерной формой спинок — углом — единственный такого рода мебельный гарнитур, сохранившийся до нашего времени. Строгому убранству комнаты соответствует колоннообразная печь благородных пропорций, облицованная белым кафелем.

Личная уборная

Очень светлая комната с большим окном, выходящим в парк. Стены обиты ситцем с набивным узором. На туалетном столике работы русских мастеров стоит зеркало в фарфоровой раме, изготовленное на одной из мануфактур Копенгагена. С потолка спускается изящная люстра дымчатого хрусталя русской работы.

Диванная

Небольшая комната, главное место в которой принадлежит мягкому дивану. У окна стоит столик для чтения, на котором лежит изданная в 1774 г. книга «Письма императора Петра I графу Б.П. Шереметеву».

Библиотека

Библиотека представляет собой кабинет редкостей. В застеклённых шкафах-витринах выставлены старинные произведения декоративно-прикладного искусства и предметы, связанные с естественными науками: астролябия, медный глобус, электрофорная машина, камера-обскура, «жемчужная раковина из кусковского пруда». Стены декорированы цветной и золочёной резьбой, украшены морскими раковинами.

Вседневная опочивальня

По размерам вдвое меньше парадной. В декоре преобладают мягкие вариации белого и зеленовато-голубого цветов. Камин отделан мраморными вставками, расписанными в «помпеянском» стиле. У двери стоят высокие напольные часы английской работы с зеркальной дверцей. Часы указывают время, дату, фазы луны, а кроме того, проигрывают на колокольчиках двенадцать музыкальных пьес.

По стенам развешаны портреты, выполненные одним из крупнейших русских портретистов XVIII в., крепостным художником Шереметевых, представителем целой династии талантливых мастеров — Иваном Аргуновым. Особый интерес представляет «Портрет калмычки Аннушки», воспитанницы В.А. Шереметевой, — признанный шедевр мастера.

Картинная

Комната, в которой выставлена коллекция картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников. Однако это помещение отнюдь не является выставочным залом в современном представлении. В XVIII в. живописные полотна в интерьере воспринимались не как самостоятельные произведения искусства, а как один из способов декорирования стен. В то время преобладал так называемый «шпалерный» принцип развески, при котором картины сплошным ковром покрывали стены, подбираясь одна к другой по колориту и размеру.

Зеркальная галерея

Называется также белым или танцевальным залом, — самое роскошное, просторное и светлое помещение кусковского дворца. Площадь Зеркальной галереи — двести с лишним квадратных метров. Отделку зала выполнял Иоганн Юст.

Три стеклянные двери и шесть больших окон, выходящих в парк, отражаются в высоких зеркалах на противоположной стене, раздвигая пространство зала, усиливая ощущение праздничности. Колористическое решение Зеркальной галереи построено на сочетании белого цвета и позолоты двух оттенков — червонного и зелёного. Паркет с узором из двойных кругов создаёт иллюзию движения. Две большие хрустальные люстры, жирандоли — подсвечники на несколько свечей, стенники у зеркал наполняют зал мерцающим светом.

Потолок украшен живописным плафоном «Слава рода Шереметевых», на котором изображена аллегорическая фигура Славы, возлагающая графскую корону на родовой герб. Торжественность момента подчёркнута присутствием Аполлона и муз. Живописная композиция обрамлена ярким орнаментом, составленным из орденских лент, камергерских ключей и вензеля П.Б. Шереметева. Плафон написан французским художником Л. Лагрене-старшим. В Зеркальной галерее устраивались не только танцы, но и парадные обеды. Две двери в зеркальной стене ведут в Прихожую-гостиную и в Карточную.

Карточная

Комната, предназначенная для игры в карты. Вдоль её стен располагались ломберные столы. Интересен портрет Б. П. Шереметева в боярском костюме, написанный художником В. Аравицким.

Бильярдная

Бильярдная занята большим бильярдным столом английской работы. Живописный плафон на потолке изображает аллегорию искусств и олицетворение четырёх времён года. Над камином — панно «Руины» работы итальянского художника А. Перезинотти.

Парадная столовая

По традиции столовая не имела много мебели — сборные столы вносились на время обеда. Сейчас в столовой стоит такой стол с парадной сервировкой. На потолке — живописный плафон «Триумф Юноны», выполненный Шарлем Легреном. На стене — четыре портрета работы Ивана Аргунова, изображающие родителей П.Б. Шереметева и его жены. В торце зала находится большая ниша, в которой установлена ступенчатая горка для серебряной посуды, увенчанная мраморным бюстом Александра Македонского. Парадная столовая завершает анфиладу.

Дворец Шереметева на схеме Кусково

Музей-усадьба Кусково, Москва

  1. Главная
  2. Росcия
  3. Москва
  4. Усадьбы
  5. Музей-усадьба Кусково

Музей-усадьба Кусково, Москва


 


Москва заслуженно гордится своей особой ролью в истории России. Город богат достопримечательностями: всемирно известными музеями, памятниками архитектуры и культурно-историческими объектами. Особое значение среди них занимает усадьба Кусково, расположенная в восточной части Москвы. Посетители нарекли её Подмосковным Версалем за восхитительные пейзажи и особую атмосферу. Усадьба по праву считается одним из самых красивых и романтических мест Москвы.


Усадьба Кусково являлась вотчиной династии графов Шереметьевых на протяжении более трёх веков вплоть до 1917 года. Первые упоминания о селе Кусково приходятся на конец XVI века. В начале XVII века здесь уже существовали боярский двор, крестьянские дома и церковь. Граф Борис Петрович Шереметьев купил усадьбу в 1715 году. В середине XVIII века его сын Петр начал строительство главного дворца на территории равной 230 гектарам. Здесь также были созданы парк, зоопарк и пруды, то есть все условия для отдыха, веселого времяпровождения и охоты.


Строителям удалось придать зданию с деревянными перекрытиями и стенами роскошь каменного дворца: стены были раскрашены под мрамор, а лепнина, балюстрады, вазы и прочий настенный декор сделаны из алебастра или папье-маше и старательно расписаны под камень и гранит. Из-за «летнего» предназначения дворца, в нём не было отопления и электрического освещения. Их заменяли камины и свечи.


Каждая комната имела свое назначение. Сохранились исконные названия: парадные сени (вестибюль), карточная комната, бильярдная, столовая, прихожая гостиная, малиновая гостиная, парадная спальня (не для сна и отдыха, а для облачения в парадную одежду), опочивальня, диванная с библиотекой (но без книг, в то время в библиотеке хранились редкие вещи и географические карты), личная уборная (личная комната графа), кабинет, танцевальный зал (зеркальная).


Со временем дворец обветшал и был перестроен. Появились новые здания и регулярный сад.


Здесь устраивались пышные празднества, увеселительные мероприятия и приемы, о чем свидетельствовали таблички, прикрепленные к верстовым столбам по дороге и на входе в усадьбу: «В селе Кусково на сие лето и осень распоряжено гулянье всем, кому угодно оным пользоваться по воскресеньям и четвергам».


С 1 мая 1919 года усадьба Кусково начала функционировать как государственный музей и открыла свои двери первым посетителям. В дальнейшем фонды пополнялись новыми экспонатами. В настоящее время общий художественный, библиотечный и архивный фонд музея составляют около 50 тысяч предметов, среди которых крупнейшая в России коллекция фарфора и стекла.


Кусково — излюбленное место отдыха москвичей и гостей столицы. В выходные дни здесь особенно многолюдно, проводятся концерты, свадебные фотосессии, съемки исторических фильмов и многое другое.


Что смотреть:


Архитектурный ансамбль усадьбы Кусково включает следующие объекты: Итальянский домик, Голландский домик, Грот и павильон Эрмитаж. В усадьбу Кусково гармонично вписываются французский регулярный парк, три пруда, церковь, колокольня и несколько летних домиков разных стилей, среди которых выделяется дворец. Рекомендуем посетить американскую оранжерею и вольер для птиц. Парк усадьбы Кусково интересен своим ландшафтом, а также памятниками и скульптурами римских и греческих богов и богинь, древних философов, ораторов и поэтов.


А Вы знали? В павильоне Эрмитаж музея-усадьбы Кусково реализована необычная инженерная задумка. Павильон состоит из двух этажей, первый из которых предназначался для слуг, а второй, на который можно подняться на специальном механическом лифте — для гостей. Еда доставлялась с помощью специального подъемного механизма, что позволило создать на втором этаже атмосферу приватности и уединения.


ГДЕ: Москва, Усадьба Кусково-Москва, улица Юности, 2.


КОГДА: Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00. Последняя среда месяца – санитарный день.

Швейцарский дом в парке Кусково, усадьба семьи Шереметевых, Россия Стоковое фото ©orlio 84028436

Швейцарский дом в парке Кусково, усадьба семьи Шереметевых, Россия Стоковое фото ©orlio 84028436

Изображения

ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты

Инструменты

Предприятие

Цены

Все изображения

ВойтиРегистрация

Уже есть аккаунт 9001

создать аккаунт? Войти

Я принимаю условия членского соглашения. Серия:

Подробнее

Похожие стоковые видеоролики:

Камера Steadicam на старом деревянном доме. Этнографический парк в Тбилиси, Грузия. Здоровая фитнес-девушка с протеиновым коктейлем. Улыбка спортивная женщина в солнечный день Здоровая фитнес-девушка с протеиновым коктейлем. Улыбающаяся спортивная женщина в солнечный день. Заброшенный старый дом в деревне у дороги4K Большое дерево с зелеными листьями растет в окне старого дома с гранжевой стеной и трещинами в городе Тайбэй. -ДанСтарый деревянный заброшенный деревянный дом для пастухов на фоне живописных осенних Карпат. Заброшенное здание в плохом состоянии Деревенский деревянный летний дом на каменном холме и облачный поток на голубом небе. Небольшой сельский деревянный летний дом на каменном холме и облачный поток на голубом небе. деревенского деревянного летнего дома на каменном холме и потока облаков на голубом небе. Тронный зал эмира в крепости в Бухаре, Средняя АзияРОССИЯ, ПСКОВ, ИЮЛЬ, 2016: Панорама Типичные деревянные дома русской деревни на стедикаме, июль 2016 года в Пскове Российская Федерация Здоровая фитнес-девушка с протеиновым коктейлем. Улыбка спортивной женщины в солнечный день

Подробнее

Информация об использовании

Вы можете использовать эту бесплатную фотографию «Швейцарский дом в парке Кусково, Усадьба семьи Шереметевых, Россия» в личных и коммерческих целях согласно Стандартной или Расширенной лицензии. Стандартная лицензия распространяется на большинство вариантов использования, включая рекламу, дизайн пользовательского интерфейса и упаковку продуктов, и позволяет издавать до 500 000 печатных копий. Расширенная лицензия разрешает все варианты использования в рамках Стандартной лицензии с неограниченными правами печати и позволяет вам использовать загруженные стоковые изображения для продажи товаров, перепродажи продукта или бесплатного распространения.

Вы можете купить эту фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 2936×1908. Upload Date: Sep 18, 2015

    Depositphotos

    Language

    Information

    • Frequently Asked Questions
    • All Documents
    • Available on the
    • Available on the
    • Bird In Flight — The Photo Журнал

    Контакты и поддержка

    • +49-800-000-42-21
    • Связаться с нами
    • Depositphotos Отзывы

    © 2009-2022. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.

    Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.

    Интерьер Шереметьевского дворца

    • Описание

    Провенанс

    Частная коллекция, Польша

    Частная коллекция, США

    Продажа: Butterfields, San-Francisco, USA, 16 мая 2001 г.

    Частная коллекция, США

    Выставки

    , Петроград, 1918

     

    Знаменитый русский художник-пейзажист польского происхождения, Жуковский был одним из ведущих русских художников-импрессионистов. К интерьеру он обратился во втором десятилетии ХХ века, начав цикл картин, изображающих великие усадьбы России.

     

    Лучшим его произведением в этом жанре считается серия интерьеров Кусково 1916-17 годов, знаменитой дачной усадьбы Шереметевых. Кусковский дворец, построенный в середине 18 века в нескольких милях к востоку от Москвы, является одной из старейших и красивейших летних резиденций в России. По замыслу его владельца, графа Петра Шереметева, Кусково должно было быть сопоставимо по размерам и красоте с собственными царскими резиденциями. В письме, адресованном Дмитрию Шереметеву, Жуковский выдает свое увлечение интерьерами: « Не будете ли вы любезны разрешить мне рисовать в ваших домах в Остафьеве и Кусково? Я большой поклонник старины… Здесь они так ясно говорят и так чудесно, бережно сохранены. Я хотел бы сделать несколько интерьеров этого бесценного памятника прекрасной эпохе. К сожалению, в последнее время они так быстро исчезают, и мало действительно культурных и утонченных людей, которые могут оценить эти священные места и не превращают их в фабрики и не используют в качестве дров парки, где когда-то гулял Евгений Онегин .» Настоящая картина принадлежит к той же серии интерьеров Шереметьевского дворца, что и работа, находящаяся сейчас в Варшавской национальной галерее.

     

    Станислав Жуковский был одним из самых почитаемых пейзажистов России. Родился в городе Гродно в 1873 году, в 1892 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Исаака Левитана, Валентина Серова и Василия Поленова. Еще до его окончания в 1899 году Третьяковская галерея приобрела одну из его картин под названием «Лунная ночь». Выставлялся с передвижниками с 189 г.С 6 по 1917 г., участвуя в знаменитой выставке «Мир искусства» в 1902 г., и стал ее членом в 1904 г. Он открыл частную художественную студию, где обучал знаменитую художницу-авангардистку Любовь Попову и революционного поэта и художника Владимира Маяковского. В начале двадцатого века у него появился интерес к импрессионистскому движению, что нашло отражение в его работах.

     

    После революции 1917 года поступил на работу в Художественный отдел Наркомпроса и был назначен в Художественный комитет Третьяковской галереи в Москве. Одна из его картин экспонировалась на Первой русской художественной выставке в Берлине в 1922. Он вернулся в родную Польшу в 1923 году, где и умер в концентрационном лагере вскоре после Варшавского восстания 1944 года. Большинство более поздних картин Жуковского было уничтожено.

     

    Работы художника находятся в крупнейших музейных собраниях, таких как Третьяковская галерея в Москве, Русский музей в Санкт-Петербурге, Варшавская национальная галерея и Национальная галерея в Риме.

    Вы ищете покупателя?

    У нас есть активный и постоянный процесс приобретения.

    Связаться с нами

    Чтобы быть в курсе последних новостей и идей, пожалуйста, заполните форму ниже.

    • Пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы быть в курсе интересных новостей и идей.
    • Имя

      Первый

      Последний

    • Адрес электронной почты

    Мы только по предварительной записи. Чтобы договориться о просмотре, свяжитесь с нами.

    M: +44 7866 638973
    T: +44 203 983 8383
    [email protected]

    Обрамление

    John Davies Обрамление

    John Davies Обрамление

    John Davies Обрамление для точных репродукций антикварных оправ годы.