Усадьба шереметьевых в кусково история: история, как добраться, что посмотреть

история, как добраться, что посмотреть

В Москве сохранилось несколько дворянских усадеб, и, безусловно, одной из самых красивых и интересных для посещения является усадьба «Кусково», которая почти 300 лет принадлежала древнему роду Шереметевых. Они владели домами в Москве и Санкт-Петербурге, усадьбами «Останкино», «Остафьево» и многими другими имениями, однако именно Кусково создавалось для развлечений: балов и роскошных приемов, поэтому каждый уголок усадьбы предназначен для того, чтобы радовать глаз.

Усадьба Кусково. Дворец

 

Уже в XVI село Кусково упоминается как собственность Шереметевых, здесь существовал барский дом, помещения для крепостных и деревянный храм. В Петров-скую эпоху Борис Петрович Шереметев отличился как видный военачальник и государственный деятель, он первым в России удостоился графского титула. Позднее он породнился с Петром Великим, женившись на вдове его дяди. Известно, что на пышной свадьбе присутствовал сам император. Тем не менее, на тот момент граф Шереметьев называл свои владения к востоку от Моск-вы «куском», так как они были очень небольшими, отсюда и появилось название Кусково. А соседние земли принадлежали важному государственному деятелю князю А.М. Черкасскому. На его единственной дочери и наследнице всего несметного состояния женился сын графа Шереметева Петр Борисович, увеличив тем самым свои владения в несколько раз. В XVIII веке усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар (для сравнения сейчас она занимает примерно 32 гектара).

При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, которая делилась на три части: за прудом размещался зверинец и псарня, в центре регулярный французский парк с Большим дворцом для приемов, а также существовал еще и английский парк. Сотни крепостных вырыли Большой пруд, в котором разводили рыбу, подаваемую на торжественные обеды. Также использовался этот пруд для катания на лодках. До наших дней лучше всего сохранилась именно центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.

План усадьбы Кусково. Источник: http://kuskovo.ru/

 

От ворот к Большому дому ведет липовая аллея, причем кронам деревьев в парке придали форму шара. Это и отличает французский парк от английского: считается, что во французском парке все должно демонстрировать подчинение природы человеку, в то время как английский парк выглядит более естественным, а человек только приспосабливается под естественный ландшафт. По пути мы видим самую старую постройку имения — церковь Спаса Всемилостивого с колокольней, построенную в 1737 г. на месте старого деревянного храма.

церковь Спаса Всемилостивого

 

Затем идет Большой дворец, построенный специально для торжественных летних приемов. С виду он кажется каменным, хотя выполнен из дерева. Для проектирования господского дома были приглашены лучшие архитекторы, но в конечном итоге выбрали проект К.И. Бланка.

Дворец в Кусково

 

Сейчас в глади воды Большого пруда отражается нежно-розовый дворец с парадным крыльцом. К главному входу ведут пандусы, которые были созданы для того, чтобы гости могли подъехать прямо к входу в дом. Венчают эти пандусы фигуры сфинксов.

Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.

Дворец в Кусково

 

Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.

Прихожая-гостинная

 

Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.

Портрет Петра Борисовича Шереметева

 

Малиновая гостинная

 

Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.

Часы-орган

 

Далее мы попадаем в парадную спальню, которая не использовалась по прямому назначению, а скорее была данью моде тех времен.

Парадная спальня

 

Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.

Кабинет-конторка

 

Диванная

 

Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.

Вседневная опочевальня

 

Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.

Портрет калмыцкой девочки Аннушки

 

Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.

В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.

За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.

Картинная

 

А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома — Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.

Зеркальный зал

 

Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.

В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.

Все элементы парка подчинены определенным правилам, его отличает геометрическая планировка, симметричность всех объектов, использование для украшений мраморных статуй и придание кустарникам и деревьям различных форм. В XVIII веке это был самый большой французский парк в России, в котором размещалось несколько павильонов.

Парк усадьбы Кусково

 

Парк усадьбы Кусково

 

Самым первым в 1749 г. был построен голландский домик в память об эпохе Петра Великого. Этот павильон также предназначался для отдыха гостей.

Голландский домик

 

На первом этаже размещалась кухня, а на втором этаже комната для гостей. Стены этой залы выложены роттердамской плиткой от пола до потолка и украшены предметами с самых разных уголков мира. Хозяин имения подбирал их так, чтобы они проиллюстрировали быт голландцев, каким его себе представлял Петр Борисович Шереметев.

В голландском домике

 

В голландском домике

 

Стены голландского домика украшало около 120 картин фламандских художников. С другой стороны парка симметрично голландскому домику был выстроен Грот.

В отличие от деревянного дворца он был возведен из камня, поэтому в жаркий день внутри царила приятная прохлада. В Италии в подобных гротах размещались купальни, однако в Кусково этот павильон также был создан для отдыха и приятного времяпрепровождения.

Грот Кусково

 

Известно, что Екатерина II во время одного из своих визитов обедала в этом Гроте. Несмотря на то, что построен он был достаточно быстро, внутренняя отделка его длилась около двадцати лет. Для украшения стен использовались раковины, привезенные со всех уголков мира: от дальних океанов до подмосковных водоемов. Кроме того в отделке использовали мраморную крошку и цветное стекло.

Внутри грота

 

При входе в павильон можно увидеть уникальное панно XVIII века «У фонтана», выполненное немецкими мастерами. Подобные картины в России можно увидеть еще в Калининграде.

Панно у Фонтана

 

В гроте

 

Рядом с Гротом есть небольшой пруд, менажереи и Итальянский домик.

Итальянский домик

 

В XVIII веке в Кусково было 17 прудов, полных рыбы, которую могли кормить гости Шереметевых.

Сохранился в парке и павильон Эрмитаж, в котором отдыхали самые приближенные к графу Шереметеву гости. Подобный домик с таким же названием существует в Петергофе.

Павильон Эрмитаж

 

Также как в Петродворце, в Эрмитаже в Кусково два этажа. Внизу размещалась прислуга, которая готовила угощения и сервировала стол. Гости размещались на втором этаже, на который их поднимал специальных лифтовой механизм. Когда приходило время обеда, стол опускался вниз, также с помощью специального устройства, и поднимался уже с самыми разнообразными блюдами. Это позволяло знатным посетителям совсем не сталкиваться с обслуживающим персоналом. В XIX веке подъемный механизм Эрмитажа сломался и в настоящее время мы уже не сможем увидеть его в действии. К сожалению, были утрачены многие предметы интерьера этого павильона. Сейчас его в основном используют как выставочный зал.

Далее по парку мы идем к оранжерее. По пути видим обелиск, посвященный Екатерине Великой, в честь ее очередного визита в Кусково.

В Большой каменной галерее когда-то выращивали экзотические растения, а в день нашего посещения усадьбы проходила выставка изделий из стекла. В соседней американской оранжерее разместились экспонаты уникального в России музея керамики, насчитывающего более 40 тысяч предметов со всего мира с древних времен до наших дней. Создавался этот музей уже после революции на основе коллекции фарфора представителя старинного купеческого рода А. Морозова.

Оранжерея

 

К счастью, до наших дней усадьба Кусково дошла в отличном состоянии, в том числе благодаря тщательным реставрационным работам. Здесь очень хорошо сохранился дворцово-парковый ансамбль усадьбы XVIII века, не имеющий аналогов в нашей стране. Прогуляться по парку в Кусково приятно в любое время года, а интерьеры дворца и павильонов восхищают своим изяществом и безупречным оформлением. Прошли годы, но созданные на средства графа Шереметева шедевры архитектуры и садового искусства до сих пор радуют гостей усадьбы.

Адрес: 111402, Москва, улица Юности, дом 2

Официальный сайт Кусково

Часы работы: Грот, Дворец, Итальянский домик, Голландский домик, Американская оранжерея, Эрмитаж, Большая каменная оранжерея работают с 10.00 до 18.00 (пн, вт., и последняя среда месяца музей закрыт).

  • м. «Новогиреево»(от метро — троллейбус 64, автобус  615, 247 , остановка «Улица Юности»).
  • м.«Рязанский проспект»( от метро автобус 133 и 208, остановка «Музей Кусково»)
  • м. «Выхино», далее автобусом  620, маршруткой 9М, остановка «Музей Кусково»).

О музее

 

Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково» – это музейный комплекс, объединяющий два московских музея-усадьбы – «Кусково» и «Останкино». Создание комплекса стало важным историческим шагом к объединению наследия Шереметевых, разделенного между усадьбами, и развитию совместной музейной и выставочной деятельности «Кусково» и «Останкино». Его масштаб сравним с лучшими образцами императорских резиденций пригородов Санкт-Петербурга.

До Октябрьской революции усадьбы принадлежали старинному дворянскому роду Шереметевых. Первые упоминания Кускова как вотчины боярина Василия Андреевича Шереметева относятся еще к XVI веку. В 1715 году граф Борис Петрович Шереметев, известный полководец, фельдмаршал, сподвижник Петра I, приобрел Кусково у своего младшего брата. Всерьез заняться устройством новоприобретенного имения он не успел.

 

Строительство летней загородной увеселительной резиденции начинает его сын Петр Борисович Шереметев после женитьбы на Варваре Алексеевне Черкасской, богатой наследнице, единственной дочери князя Алексея Михайловича Черкасского. После того, как два состояния объединились, Петр Борисович стал самым богатым человеком в России, обладателем 44 имений в 28 губерниях, среди которых соседствующие с Кусковым Перово, Жулебино, Вешняково, а также подмосковное Останкино.

 

Несмотря на то, что в 1740-е Петр Борисович начинает строительство летней загородной увеселительной резиденции в Кускове, которую продолжал украшать до самой смерти, Останкино не было забыто: в это же время здесь был разбит большой регулярный парк и выстроен деревянный одноэтажный «воксал» — зал для балов и приемов.

 

Еще при Петре Борисовиче гордостью Шереметевых становится их крепостной театр. Шереметевской труппой восхищались как в России, так и за ее пределами. В дни торжеств и приемов в Кускове оперные и балетные постановки ставились на сценах двух театров – Воздушного (открытого) и Нового (закрытого). После смерти Петра Борисовича его единственный сын и наследник Николай Петрович Шереметев, страстный любитель театра, продолжает семейные традиции и  принимает решение о строительстве нового театрального здания, но уже не в Кускове, а в подмосковном Останкине. Это был уникальный проект деревянного дворца-театра, который был торжественно открыт в 1795 году премьерой лирической музыкальной драмы «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила».

 

Однако дела государственной службы звали Шереметевых в Петербург. Николай Петрович, а затем его сын Дмитрий Николаевич все больше времени проводят в столице, лишь изредка навещая подмосковные имения. После смерти Дмитрия Николаевича его старшему сыну, Сергею Дмитриевичу, отходят Фонтанный дом в Петербурге и Кусково, младшему, Александру Дмитриевичу, – дом на Воздвиженке в Москве и Останкино. Таким образом, все наследие и имущество рода Шереметевых становится разделенным.

 

Постановлением Совета народных комиссаров в 1918 году Кусково и Останкино  были национализированы и продолжили свой путь отдельно – в качестве двух самостоятельных музеев. Однако связь между ними не была потеряна. Бывшие усадьбы Шереметевых все это время объединяло богатое наследие их владельцев, театральные традиции, совместная музейная и выставочная деятельность. В 2022 году усадьбы Кусково и Останкино, каждая из которых является уникальным памятником дворцово-паркового искусства, становятся единым музейным комплексом.

 

Усадьба «Кусково» – уникальный симбиоз одного из немногих сохранившихся в Москве архитектурно-парковых ансамблей XVIII века и единственного в стране специализированного Музея керамики.

 

Широкую известность усадьба получила во второй половине XVIII века как летний загородный увеселительный дом одного из богатейших вельмож России – графа Петра Борисовича Шереметева. Ансамбль усадьбы сложился в 1750-1770 годах. Обширная территория была поделена на три части: «запрудную», центральную – с французским регулярным парком, Дворцом и павильонами, – и английский пейзажный парк «Гай». Наиболее полно сохранилась регулярная часть усадьбы с мраморной скульптурой и обелисками, сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, основными архитектурными памятниками: Дворцом, Церковью, Колокольней, Гротом, Большой каменной и Американской оранжереями, Эрмитажем, Голландским и Итальянским домиками, Кухонным флигелем, Менажереями и другими павильонами, дошедшими до наших дней.  

 

Архитектурно-парковый ансамбль, созданный для торжественных приемов, собирал до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверки, роговые оркестры, морские парады. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце и театральные постановки.

 

В 1932 году, через 13 лет после того, как усадьба стала музеем, в Кусково был переведен Музей керамики. Он был создан на основе национализированного художественного собрания А.В.Морозова, также коллекция музея пополнялась поступлениями из хранилищ Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, расформированных Пролетарского музея, Румянцевского музея, Музея мебели с собраниями Юсуповых, Д.И. Щукина, С.А. Бахрушина, М.П. Рябушинского и других. Кроме того, Ценные экспонаты были переданы в музей из Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля, Политехнического музея, музея Строгановского училища и других. В 1937 году усадьба Кусково и Музей керамики были юридически объединены.

 

В настоящее время «Музей-усадьба «Кусково» это:

 

— регулярный французский парк, сохранившийся с XVIII века, общей площадью более 26 гектаров;

— 18 объектов культурного наследия федерального значения;

— коллекция, которая насчитывает более 50 000 музейных предметов из основного собрания графов Шереметевых и последующих поступлений, включая произведения живописи, графики, скульптуры XVI – XIX вв. ;

— редкие образцы художественной мебели и декоративно-прикладного искусства;

— книги из фамильной библиотеки и уникальная по полноте и исторической значимости усадебная «Портретная галерея»;

— одно из лучших в стране и крупнейшее в Москве собрание русского и западноевропейского фарфора;

— выставки уникальных предметов из коллекций музея;

— концерты классической музыки;

— разнообразные программы, мастер-классы, квесты и другие мероприятия для взрослых и детей.

 

 

«Московский музей-усадьба Останкино» – уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий. В период расцвета он включал в себя пруд XVI века, храм Живоначальной Троицы – памятник русского зодчества последней трети XVII столетия, единственный в своем роде театр-дворец, «Увеселительный» и «Прибавочный» сады рубежа XVIII – XIX веков и более полусотни не сохранившихся до настоящего времени усадебных строений.

 

Единственный сын и наследник графа П. Б.Шереметева, Николай Петрович, был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции в Останкине становится дворец-театр, строительство которого началось в 1792 году. Возведенный из дерева дворец является архитектурным сокровищем русского классицизма, в котором сохранились подлинные интерьеры залов, фойе, сцены, зрительного зала, частично сохранилась машинерия театра. В полной мере сохранен подлинный первоначальный облик и атмосфера своеобразно решенных интерьеров в комплексе с подлинными предметами убранства: осветительных приборов, мебели, живописи, скульптуры, фарфора, находящихся на тех самых местах, которые они занимали в конце XVIII – начале XIX века.

 

За 100 лет своей деятельности музей принял более 4 миллионов посетителей, организовал около 30 тысяч экскурсий, создал свыше 500 выставок. С 1960-х годов здесь традиционно проводились концерты старинной музыки. С 1993 года в музее регулярно проходил музыкальный фестиваль «Шереметевские сезоны», в рамках которого было проведено более 500 концертов и около 40 оперных постановок из репертуара театра Шереметевых.

 

В многопрофильных фондах музея, насчитывающих более 20 000 предметов, представлены произведения русского, западноевропейского и восточного искусства: одни из лучших в стране собраний осветительных приборов, резной золоченой мебели конца XVIII века, оригинальные собрания портретной живописи, вееров, архитектурной графики, освещающей историю проектирования и строительства памятников усадьбы.

 

Сейчас дворец-театр, а также Увеселительный сад усадьбы Останкино находятся на реставрации. Но для посетителей доступны виртуальные выставки и онлайн-лекции. Кроме того, музей ведет активную выставочную  деятельность на музейных площадках Москвы и всей России.

 

«Музей-усадьба Останкино» сегодня это:  

— парк площадью более 15 гектаров;

— Дворец-театр, который является объектом культурного наследия федерального значения; 

— коллекция произведений XVI – XIX веков, насчитывающая около 23 000 музейных предметов;

— произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, сохранившиеся со времен окончания строительства дворца и являющиеся частью его убранства и обстановочного комплекса.

— выездные выставки уникальных предметов из коллекций музея.

Усадьба Кусково описание и фото — Россия — Москва: Москва

Усадьба Кусково описание и фото — Россия — Москва: Москва. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов. Название на английском Кусково.

Фото и описание

Бывшая усадьба Шереметевых в Москве Вешняки — один из старейших архитектурных ансамблей столицы. Усадьба Кусково была построена в 18 веке, а архитектурно-парковый ансамбль ее парадной части сохранился в идеальном состоянии до наших дней. Дворец графов Шереметевых в Кусково – памятник раннего русского классицизма, в котором представлены произведения живописи и прикладного искусства.

История создания Кусково

Село Кусково находилось во владении рода Шереметевых в конце XVI века. Через несколько десятков лет были построены боярский двор и крепостные избы, возведена деревянная церковь. В таком виде Кусково просуществовало до середины XVII века, когда наследственная усадьба Петра Шереметева решила перестроить усадьбу. Он поручил зодчим построить большой дворец и разбить парк, а также создать несколько «увеселительных затей» для многочисленных гостей, регулярно приезжавших в Кусково. Федор Аргунов и Алексей Миронов , выбранные исполнителями графских указаний, были крепостными.

Самыми ранними постройками на территории усадьбы были церковь Всемилостивого Спаса, голландский дом, павильон-грот и большая каменная оранжерея… Позже появились Итальянский дом и павильон Эрмитаж.

Строительство большого дворца длилось шесть лет и было завершено к 1775 .

Большой дворец усадьбы

Петр Борисович Шереметев, решив перестроить Кусково, в дальнейшем планировал использовать усадьбу как место для загородных развлечений. Дворец, впоследствии названный Большим, предназначался для торжественного приема московской элиты, регулярно посещавшей летом Кусково.

Дворец построен в полном соответствии с модными тогда традициями русской классической архитектуры. Здание было двухэтажным и располагалось на высоком цоколе. На первом этаже было несколько парадных комнат, бальный зал, столовая, жилые комнаты и кабинет мастера. Верхний этаж занимал антресоль, а цокольный этаж занимали подсобные помещения и внушительный винный погреб.

Исследователи считают, что Шарль де Вайи , парижский архитектор, принимал участие в работе над проектом дворца. представляющий французский классицизм и оказавший несомненное влияние на русских архитекторов, работавших в тех же традициях. Доказательств сотрудничества Шереметева с французским корифеем найти не удалось, но исследователи архитектурного ансамбля Кусково находят многие детали, характерные для стиля Шарля де Вайи.

Три портика дворца на главном фасаде встречают посетителей торжественным декором. Треугольный фронтон центрального богато украшен пышной резьбой, которая окружает вензель Петра Шереметева , а боковые входы с полукруглыми фронтонами украшены воинской атрибутикой. К главному портику ведут широкие ступени белокаменной лестницы, а по бокам от него устроены пандусы для конных экипажей. Центральный вход украшен скульптурными изображениями сфинксов с женскими головами.

В интерьере особняка прекрасно сохранились элементов декора — камины и полы, резьба по дереву и лепные потолки, зеркала и светильники. Тканевая отделка стен и дворцовая мебель восстановлены по рисункам и фотографиям.

Что посмотреть любителям архитектуры

Архитектурный комплекс сохранился до наших дней практически в идеальном состоянии, а экскурсии в Кусково позволяют представить себе внешний вид зданий во времена, когда усадьбой владели Шереметевы.

Приходская церковь Всемилостивого Спаса впервые появилась в начале XVII века. Деревянная церковь была центром села Кусково до 1737 года, когда Петр Шереметев, унаследовавший имение, решил построить новую каменную церковь. Единственный престол храма вскоре был освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Архитектурный стиль, в котором построена церковь, называется анненским барокко. Оно получило широкое распространение во времена правления Анны Иоанновны. Храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Только в конце прошлого века его отреставрировали и заново освятили.

Садовый павильон на берегу Кусковского пруда, построенный в 1749 году, имеет черты голландских построек — небольшой и лаконичный. Он использовался для различных развлечений и получил название Голландский дом . Вокруг павильона во времена Павла Шереметева были разбиты огород и сад, а беседки, расположенные на берегу пруда, были призваны создать иллюзию того, что гости находятся на берегу амстердамских каналов. Кажущаяся простота голландского дома обманчива. Его интерьер украшен тысячами изразцов ручной работы, фарфоровыми безделушками и картинами всех размеров.

Автор павильона «Грот» — тот же крепостной архитектор, который строил дом Шереметевых на Фонтанке в Санкт-Петербурге. Федор Аргунов использовал приемы стиля рококо и щедро украсил «Грот» нишами, скульптурами, барельефами, каменными львиными масками, цветным стеклом и скульптурными морскими раковинами. Аргунов пытался создать здание, воплощающее единство камня и воды, и это ему неплохо удалось. Павильон был завершен в 1761 году.

В праздничные дни, когда в Кусково приезжали сотни гостей, Отдохнуть от шума бального зала можно было в павильоне Эрмитажа , предназначенном для избранных друзей Шереметева. На первом этаже здания находился слуга, готовивший еду и напитки. Гостей разместили на втором этаже, куда их доставил лифт.

Итальянский дом построил ценитель искусства Юрий Кологривов, обучавшийся своему ремеслу в Риме. На первом этаже, в комнатах с низкими потолками, размещались раритеты — картины, вышитые бисером; панно из цветного мрамора; антикварные скульптуры; модели церквей Рождества Христова в Вифлееме и Гроба Господня в Иерусалиме. Второй этаж высокий и светлый, в его комнатах выставлялись картины.

В 18 веке в усадьбе были построены вольер для птиц и скворечники-зверинцы, Швейцарский дом и Воздушный театр, кухонный флигель и колокольня церкви Всемилостивого.

Государственный музей керамики

В 1932 году в Кусково была переведена экспозиция Музея керамики , являющегося одним из крупнейших в мире музеев этой тематики. Коллекция Кусково насчитывает более 30 тысяч предметов, относящихся к огромному временному отрезку — от древности до наших дней. Среди экспонатов музея итальянская майолика и муранское стекло, русский и английский фарфор, хрусталь и керамика.

Основу экспозиции музея в начале 30-х годов прошлого века составила коллекция А. В. Морозова — московского коллекционера предметов русского искусства. После революции его коллекция была национализирована и передана в Государственный музей керамики. Коллекция морозовских экспонатов, составляющая фонд музея, содержит также дневники и научное описание коллекции, сделанное собственноручно Алексеем Викуловичем.

Большая часть коллекции представляет собой ретроспективу русского фарфора XVIII-XIX вв.века на Императорском заводе и заводах Батенина, Гарднера, Корнилова, Попова и Сафронова. Помимо посуды и статуэток, часов и абажуров для настольных ламп, в экспозицию вошли витражи, созданные швейцарскими стеклодувами в конце 15 – начале 17 веков.

Музейные экспозиции усадьбы Кусково

Портретная галерея Большой Каменной Оранжереи в Кусково представляет собой собрание живописи высокой художественной ценности и является редкостью русского изобразительного искусства XVIII века. Он был создан Петром Шереметевым для того, чтобы увековечить род и стать свидетельством высокого происхождения графа и его предков. В галерее представлены портреты не только членов графской семьи, но и знатных европейских и русских особ разных эпох. Портретная галерея Кусково содержит изображения Ивана Грозного и великих князей, императрицы Екатерины II и более сорока монархов Европы.

Портретная галерея в Кусково представляет собой наиболее полное собрание подобных коллекций шедевров изобразительного искусства, существовавших в дворянских усадьбах. Работы экспонируются в залах, интерьер которых максимально подчеркивает художественную ценность коллекции. Экспозиция портретной галереи воспроизводит историческую среду той эпохи.

Выставочный проект «В родных стенах» – еще одна экспозиция, рассказывающая посетителям усадьбы об оригинальном убранстве дворца и павильонов. В залах усадьбы представлены подлинные предметы, принадлежавшие семье Шереметевых: каминные часы из графской спальни с изображением музы истории, позолоченные канделябры, люстры из бального зала, зеркала в массивных рамах, книги и мебель.

Выходные в Кусково

Поехать в Кусково всей семьей и провести целый день в бывшей графской усадьбе? Решайте смело, ведь даже самым маленьким посетителям скучно не будет. Для малышей и подростков сотрудники усадьбы организуют увлекательные мастер-классы , на которых можно научиться превращать современные изделия в винтажные, плести обереги в виде кукол, мастерить новогодние и рождественские игрушки, красить пасхальные яйца, рисовать открытки в стиле рококо и создавать ботанические коллажи.

В керамической мастерской гостей научат лепить горшок, тарелку или даже фигурку. Профессиональный мастер поможет вам освоить настоящий гончарный круг. Программа урока «Секрет фарфора» раскрывает секреты изготовления хрупких и красивых изделий, которые выставлены в музее усадьбы Кусково.

Группы туристов могут сыграть в ролевую игру на тему дворцовых переворотов , в ходе которой участники примеряют на себя роли и обязанности исторических персонажей. На основе таких игр в усадьбе часто проходят выпускные вечера для студентов и дни рождения школьников.

Образовательный проект «Музейные профессионалы» набирает много людей. Во время учебы школьники узнают о профессиях, без которых сложно представить работу современной музейной экспозиции.

Рекомендуем также ознакомиться с описанием и фото Парка Национальных Героев — Ямайка: Кингстон

Тема: Усадьба Кусково описание и фото — Россия — Москва: Москва .

Автор: Келли Костин


Усадьба Кусково | Россия

Усадьба Кусково около 300 лет служила летней резиденцией дворянского рода Шереметевых. Кусково впервые перешло во владение Шереметевых в конце 16 века. Считается, что название происходит от русского слова «кускок», так как, когда Шереметевы впервые приобрели землю, это был всего лишь небольшой кусок гораздо более крупного соседнего участка. Первые деревянные постройки здесь были построены в начале 17 века, хотя сохранившийся до наших дней комплекс в основном был построен во второй половине 18 века при графе Петре Шереметеве.

В 1919 году усадьба была национализирована и превращена в музей, которым она остается и по сей день. Масштабные реставрационные работы проводились в усадьбе в 1970-х и 1980-х годах. С тех пор для посольства США стало традицией проводить в этом поместье празднование Дня независимости США. В третье воскресенье месяца вход бесплатный.


Большой дворец

Центральным элементом поместья является Большой дворец, построенный между 1769 и 1775 годами и обращенный к большому пруду. Главным архитектором дворца был Карл Бланк, работавший по заказу графа Петра Шереметева. Двухэтажный дворец построен в стиле классицизма, его фасад украшают колонны. Он предназначался для проведения балов и приема гостей, а его интерьеры реставрировались между 1976 и 1983 года, настолько грандиозны, насколько этого можно ожидать от резиденции очень богатой династии Шереметевых. Во дворце также проходят выставки, посвященные графу Петру Шереметеву, крепостной актрисе Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой (которая позже вышла замуж за графа Николая Шереметева, что вызвало скандал), а также русский и европейский фарфор. Добраться можно автобусом №133 или №208 от метро Рянзанский проспект или автобусом №620 или маршрутным такси №9М от метро Выхино


Храм Христа Милосердного

Непосредственно рядом с дворцом находится церковь Христа Милосердного, старейшее из сохранившихся зданий усадьбы, построенное между 1737 и 1739 годами. Она состоит из небольшого однокупольного строения с небольшой отдельно стоящей колокольней по соседству. .


Голландский дом

На крайнем западе основной части садов поместья, на пруду, который соединен с большим прудом небольшим каналом, находится Голландский дом. Он был построен в 1749 году.в стиле голландского городского дома XVII века в память о Петре Великом, который был поклонником страны.


Грот

К востоку от дворца находится усадебный Грот, построенный между 1755 и 1761 годами как место для развлечения небольшой группы гостей в жаркие летние дни. Его интерьер красиво украшен имитацией зеленого мрамора, скульптурами, коринфскими колоннами, мозаикой из ракушек и мраморным полом.


Итальянский Дом

Сразу за Гротом находится Итальянский Дом, стоящий у Итальянского пруда. Дом получил свое название, так как был построен между 1754 и 1755 годами в стиле итальянской виллы XVII века. За прудом находится современная копия пяти каменных зданий 18 века, которые использовались как зверинец для лебедей и других птиц.


Эрмитаж

За дворцом расположены усадебные сады, разбитые во французском стиле. В центре садов находится статуя Минервы, римской богини мудрости и ремесел. К юго-западу от этой статуи находится усадебный Эрмитаж, построенный между 1765 и 1767 годами также под руководством Карла Бланка как павильон для приема интимной группы гостей.