Содержание
Спасо-Вифанский монастырь
Уникальный храм Преображения Господня, Собор Сошествия Святого Духа на апостолов. Настоятель игумен Аверкий (Лопатюк). Адрес: 141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25.Тел./факс +7 (496) 546-17-52, 6-18-42; моб. +7 (916) 816-76-08
Вифания — город на Святой земле,где Иисус Христос воскресил уснувшего смертным сном праведного Лазаря,чтобы видевшие и слышавшие об этом чуде уверовали,что Христос – Сын Божий, пришедший в мир.Лазарь Четверодневный, (1 в.)святой (память 17/30 октября и в Лазареву субботу,перед Вербным Воскресеньем). Друг Христов, брат Марфы и Марии,дом которых в Вифании был любимым местом отдохновения Христа.
При стечении народа Лазарь был воскрешен Христом на четвертый день после смерти,прожил еще тридцать лет, служил епископом на острове Кипр,где распространял христианство, и там же мирно почил.
На подмосковной земле напоминанием о чуде воскрешения Лазаря стала Спасо-Вифанская обитель, устроенная попечением Лавры преподобного Сергия Радонежского. Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин).В 1783–97 годах это был скит Троице-Сергиевой Лавры.
Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.
Удивительный храм
Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенскийсобор, построенный в 1783 – 1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ ранне-христианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями.
Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря.Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения,доколе не удостоился воскресения».
«Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона.
Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса.
Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир.
Император Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву Лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.«Император пожаловал монастырю 533 десятины и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земель, принадлежавших Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон поставил у входа в свои покои обелиск.
Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века, переделки коснулись и интерьера. Появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.
После кончины митрополита Платона скит стал небольшой обителью, существование которой в первой половине XIX века было связано прежде всего с Вифанской семинарией, в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1860 году было 37 насельников. В 30-х годах XIX века была перестроена Лазаревская церковь, в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили Вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову). В 1832 году завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860—1863 годах на средства свт. Филарета, купца Г.А. Красногорова и других жертвователей шло сооружение нового двухэтажного собора. В нижнем храме в 1863 году были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. А еще через три года свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская церковь митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903—1905 гг. — новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В начале XX века в ней жили 23 насельника. При монастыре продолжала действовать Вифанская духовная семинария.
В 1918 г. монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт.
ВОЗРОЖДЕНИЕ. ВЕХИ ИСТОРИИ
• 19 декабря 1998г. отслужили первый молебен в восстановленном храме Сошествия Святого Духа на апостолов. Вся церковная утварь была дана Троице-Сергиевой Лаврой. Первый «временный» иконостас был установлен на средства р.Б. Вячеслава. Много облачений пожертвовал иерей Сергий из с. Анискино (Московская обл.) и протоиерей Николай из с. Братовщина (Московской обл.). Первое время пел хор насельников Лавры и Московской Духовной Академии под руководством Андрея Орлова.
• Первая Литургия была отслужена на Рождество Христово в 1999 г. Постепенно собирались прихожане.
• После молебна в день праздника святителя Николая 22 мая 1999 г. прихожане решили заказать аналойную икону святителя Николая для своего храма иконописцу и прихожанину В.Ф. Качикину. 21 июня1999 г. икона была освящена. 22 сентября 1999 г. Виктор Федорович и Ольга Васильевна Качикины пожертвовали икону «Троица» в резном киоте, немногим позже семьей Качикиных пожертвована икона «Богоматерь Казанская» в дубовом резномкиоте.
Строительные работы велись без прекращения богослужений. Архитектором и строителем был тогда Александр Федоров, бригадиром р.Б. Владимир Михайлович (ныне почивший). Так как верх храма был разобран в советское время, и не было возможности восстановить его первоначальный облик, приняли план с «ложными» сводами и куполами. Внутри поставили кирпичные колонны и поменяли деревянные балки, которые держат крышу.
• В 2000 году на средства О.В. Качикиной заказано тело иконостаса (столяр Владимир Сергеевич Козляков). Приступили к написанию икон для иконостаса храма на средства Ильи Александровича Денисова (г. Москва) иконописцем В.Ф. Качикиным.
• В августе 2000 г. настоятелем назначили архим. Дорофея.
• 15 июля 2001 г. в здании старой семинарии открыли медицинский пункт для паломников при участии р.Б. Ирины и р.Б. Виктора. В том же здании начала работать художественная школа для детей дошкольного возраста. В летние месяцы работал детский лагерь.
• В начале осени 2001 г. иером. Гавриила перевели на общие послушания в Лавру. Архим. Дорофея перевели на послушание в Лавру в ноябре 2002 г. Настоятелем был назначен игумен Алексий.В 2002 г. на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры.
• 1999-2002 годах храме были на послушаниях: Алексей Толкачев (певчий), Владимир Иванков (в настоящее время инок Косьма в Валдайском Иверском монастыре), Александр Овчинников нес клиросное послушание (ныне иерей Александр Овчинников), Алексей Марочкин, алтарник (ныне иерей Алексей Марочкин), Владимир Петраков, Георгий Лямин (плотник и столяр) и другие. Все это время в нижнем этаже храма работал инкубатор.
• В январе 2003 года назначен настоятелем иеромонах Даниил (с 2007 года — игумен). Обители был передан 2-й этаж собора в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, гостиница и старый семинарский корпус. Настоятель поселился в гостинице, как более уединенном месте. Был произведен ремонт кровли. Гостиница не имела центрального отопления вплоть до капитального ремонта в 2007 году. В старой семинарии жили трудники, а иногда и рабочие Свято-Троицкой Лавры.
• В 2004 году в обитель пришел Сергей Пирог (ныне иеромонах Пимен). Ему поручены послушания в канцелярии и на клиросе.
• В 2006 году из Никоновского придела Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры монастырю передана святая икона первомученника архидиакона Стефана.С сентября попечение о финансовом состоянии обители и работах по восстановлению внешнего облика взяла на себя компания СК «МОСТ».
• К празднику Рождества Христова в 2007 году отремонтирован придел свт. Николая в соборе Сошествия Святого Духа на апостолов, оштукатурены стены, укреплен и обшит потолок, заменено освещение, послан новый пол. По государственной программе восстановления памятников истории и с помощью благотворителей закуплена утварь для алтаря и придела святителя Николая.
• В октябре 2007 года епископом Сергиево-Посадским Феогностом проведен чин освящения Креста на месте Преображенского собора, чем положено начало его восстановлению.Начат ремонт кровли старого семинарского корпуса, братия и настоятель были переселены в строительные вагончики, в которых жили до 2010 года, пока монастырю не был передан Казначейский корпус.
• В обитель пришел Сергей Коскин (ныне монах Пахомий). Ему дано послушание второго водителя и алтарника.Осенью 2008 года закончены подготовительные работы и начата кирпичная кладка стен Преображенского собора и колокольни.
• Найдены архивные записи о погребенной на братском кладбище братии и благотворителях. В 2011 году в память о них установлен большой резной Крест с непрестанно горящей лампадой.
• Закончено строительство собора и колокольни, на заводе ЗИЛ отлиты колокола, подняты и установлены на колокольне. Выполнен косметический ремонт в Казначейском корпусе, в который затем из вагончиков переехала немногочисленная братия.
• С 2007 года при монастыре действует воскресная школа. Для нужд монастыря и паломников производится богослужебное вино. Небольшой животноводческий двор дает монастырю молоко, яйца. Выращиваются гуси.
ПЕРВОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ
Год назад была торжественно отмечена 200-летняя годовщина со дня блаженной кончины митрополита Платона (Левшина), основателя монастыря. Это было первое богослужение в восстановленном Преображенском соборе. Божественная Литургия прошла в главном, верхнем приделе. В своей приветственной проповеди настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архиепископ Феогност назвал храм жемчужиной и украшением города.
Насельники и прихожане Спасо-Вифанского монастыря будут молитвенно благодарны за любую помощь в завершении реконструкции этой удивительной жемчужины православия. Еще многое нужно сделать в этой обители во славу Божию и спасение души.
Адрес и контакты:
141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25.
☎ 8 (496) 546-17-52, 8 (496) 546-18-42
Сайт подворья: vifanskymonastir.cerkov.ru
Как добраться:
3 км к югу от Гефсиманского скита вдоль пруда.
Поделиться
Спасо-Вифанский монастырь / Монастырский вестник
Местом для пустыни была выбрана гряда между речкой Торгошей, которая служила границей Московской и Владимирской губерний, с одной стороны, и обширным лаврским прудом с другой, западной стороны. Густая роща укрывала пустынь от проходившей неподалеку дороги из Сергиева Посада в Александров, тогда как пруд и долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали вид на саму Троицкую обитель. К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой прервала в 1860-х годах насыпь железной дороги.
Построенная в 1783 – 1787 гг. по замыслу архимандрита Платона и под руководством московского архитектора Н.М. Одоевцева, Вифанская пустынь представляла собой вид прямоугольника вытянутого с востока на запад. На главной оси, роль которой играл прямой как стрела проспект от Святых врат к воротам хозяйственным, располагались: здание самих Святых врат с колокольней над ними и Спасо-Преображенский собор. К Святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса; два других располагались по сторонам собора: с юга покои архимандрита Платона с домовой церковью во имя Святого Духа, с севера – гостиные кельи. Все жилые корпуса имели каменный нижний и деревянный верхний этажи. Вместе с собором они группировались в западной половине пустыни, тогда как в ее северо-восточной части располагалось братское кладбище, а в юго-восточной – конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда протяженностью 100 сажен с четырьмя восьмигранными башнями по углам. Такой вид получила она в 1787 г., когда завершилось строительство. В этом же году, в присутствии императрицы Екатерины II, архимандрит Платон был возведен в сан митрополита.
Особенность Спасо-Преображенского собора заключалась не в его «овальной фигуре», храмы подобного вида были тогда не в новинку, а в необычном двухъярусном алтаре. Обращенная к молящимся, стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Рядом помещался дубовый гроб, в котором в 1392 – 1585 гг. покоились мощи Преподобного Сергия Радонежского. Святыня была перенесена в Вифанию из Успенского собора Лавры в 1786 г. Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора был устроен на вершине Фаворской горы в круглой купольной сени.
Не все современники оценили замысел владыки Платона относительно вида алтаря Вифанского собора, полагая, что «звериные чучелки, рассованные во мху» не идут храму Божию. Впрочем, это никак не умаляло огромный авторитет главы Московской епархии. Высокопреосвященный Платон был знаменит как выдающийся богослов, историк Церкви, яркий проповедник, талантливый администратор. Он сочинил около 500 слов и поучений. Его проповедь в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга по случаю победы русского флота под Чесмой по распоряжению Екатерины II была переведена на ряд европейских языков. Он был автором «Краткой церковной российской истории», ставшей первым пособием в духовных учебных заведениях.
В 1792 году, в возрасте 55 лет, митрополит Платон подал прошение Екатерине II об увольнении его от епархии. Императрица изъявила сожаление и, сохранив за ним Московскую митрополичью кафедру, позволила жить в Лавре, «сколько разсудит». С тех пор митрополит Платон поселился в своей Вифанской пустыне, лишь изредка наведываясь в Москву.
Важнейшим событием в истории Платоновской Вифании стало посещение ее императором Павлом. 23 Апреля 1797 г. император после своего коронования в Москве посетил Троицкую Лавру и изъявил желание посетить на другой день Вифанию и там обедать. Не сделав предварительных приготовлений к приему высокого гостя, митрополит Платон представил, что «в Вифании покои малы и приуготовления никакого для стола там не сделано». Но император сказал на это: «хотя в уголку, но там будет обедать».
Отслушав молебен и литургию в Троицком Соборе, император Павел поехал в Вифанию, и встречен был в воротах Митрополитом. Дальнейшее передадим словами самого митрополита Платона с незначительными сокращениями: «Государь был в большой церкви и изволил хвалить, потом в домовой, которая ему еще больше понравилась, и хотел у себя такую сделать. Потом и покои (келлии Митрополита) изволил похвалять и говорил: вот как тесны у тебя покои: на что более? Потом пошли к столу. Государь был весел и весь стол проговорил с митрополитом, а между тем семинаристы троицкие разные читали разговоры из Географии, из Истории, из Философии и прочего, что Государю весьма было угодно, и семинаристов целовал. После стола скоро изволил отправиться в Лавру, и оттоле в Москву. Чрез пять дней Статс-Секретарь Трощинский неожиданно объявил в Москве Митрополиту волю Государя возвести Вифанию на степень второклассного монастыря и учредить при нем духовную семинарию. 1-го Мая состоялся указ о сем Государя».
Указом Павла I Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.
Указ предписывал учредить при монастыре Духовную семинарию, которая и была открыта в специально построенном для нее здании 6-го августа 1800 г., в день Преображения Господня, в храмовой праздник Спасо-Вифанского монастыря.
В Спасо-Вифанской Духовной семинарии, детище митрополита Платона проявились его педагогические таланты. Митрополит Платон много времени уделял быту и воспитанию семинаристов, большинство которых происходило из небогатых семей сельских священников Московской и Владимирской губерний. По воспоминаниям бывших семинаристов он был, «как истинный отец среди любимых детей».
Вот отрывок из составленного митрополитом наставления о трапезе семинарской. «Хлеба давать семинаристам за обед и ужин, сколько съесть могут. Кушанье семинаристам иметь щи да кашу: в мясные дни будничные с мясом, полагая на всех в день по пуду, а в воскресные полтора пуда, а в дванадесятые по два пуда: иногда свежее мясо, иногда солонину, смотря по времени. А в постные дни давать щи с снятками, а в воскресные и праздничные дни с рыбою соленою, полагая по 30 фунтов на всех в день, выключая весь великий пост; а кашу с маслом коровьим и постным, смотря по дням; а сколько масла употреблять, в том поступать против Троицких семинаристов. В праздничные и торжественные дни готовить пшеничные пироги с капустою, или с морковью, или с крупою, или с грибами, смотря по времени. Надлежит пищу переменять. Смотреть, чтобы при трапезе была чистота и опрятность».
Образовательный курс в Спасо-Вифанской семинарии разделялся на три отделения: грамматико-риторическое, философское и богословское. Известны, что митрополит поощрял глубокое толкование библии, «разумную критику» церковной истории, чтение латинских и российских поэтов и упражнения в поэтическом творчестве. Научное классическое образование дополнялось религиозно-эстетическим. Декламация, партесное пение, музыка, драматические мистерии, гимнастические игры находили в его школе широкое применение, разнообразили, одухотворяли и облагораживали учебную жизнь воспитанников.
Одухотворенная творческая атмосфера Платоновской семинарии нашла выражение в переименовании окрестностей. Именно при митрополите Платоне окрестности Вифании, подобно самому монастырю, получили классические названия древности. Здесь были своя гора Парнас и Темпейская долина; речка Кончура выше Вифанского пруда называлась Евфрат, а ниже пруда – Тигр.
Глубокой осенью 1812 г., вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. При известии об оставлении французами Москвы он произнес: «Слава Богу, Москва свободна, и я теперь умру спокойно». Отметим, что в то время, когда войска Наполеона заняли столицу, а отдельные вражеские отряды появлялись в 7 – 10 верстах от Лавры, когда власти Сергиева Посада покинули город, бросив население на произвол судьбы, престарелый и больной митрополит Платон не покинул своей Вифании и Лавры. Единственной же властью в городе, в окрестностях которого появлялись отряды французов, несколько месяцев оставался подчиненный митрополиту Собор Троице-Сергиевой обители.
В ноябре 1812 г. тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. Могила митрополита Платона и его покои, превращенные в мемориальный музей, стали центром притяжения для немалого числа богомольцев. Не даром митрополит Филарет Дроздов, размышляя о возможности своего будущего погребения в Гефсиманском скиту, отмечал, что Святитель Платон, почив в Вифании, «утвердил ее».
То, что Платоновская Вифания «утвердилась», доказало время. В XIX в. значительно расширилась Духовная семинария, известная высоким уровнем образования, который обеспечивали профессора и преподаватели соседней Московской Духовной академии, открытой в стенах Лавры в 1814 г. Вырос и сам Спасо-Вифанский монастырь: появились новые братские корпуса, здания для паломников, ограда и Святые врата.
В 1860 – 1866 гг., в юго-восточном углу монастыря вплотную к восточному фасаду покоев митрополита Платона по благословению митрополита Московского Филарета Дроздова была построена большая пятиглавая церковь Сошествия Святого Духа. Церковь имела пять престолов: три в нижнем и два в верхнем этаже. Средний престол нижнего этажа был посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. Нельзя не отметить, что день празднования названной чудотворной иконы, 26 июня, практически совпадал с днем рождения митрополита Платона (29 июня), а также с днем пострижения в монашество настоятеля Спасо-Вифанского монастыря в 20-х – 70-х годах XIX в. и фактического строителя церкви архимандрита Антония Медведева (27 июня).
Новые здания значительно расширили территорию монастыря и нарушили первоначальную ясность и стройность его архитектурного ансамбля. Но эти изменения не затронули ядра Вифании: Преображенского собора с его затейливой Фаворской горой и могилой митрополита Платона, и покоев самого владыки, простота архитектуры и убранства которых совершенно не соответствовали тому придворному кругу Петербурга и Москвы, в котором многие годы вращался Платон, как церковный иерарх, но отвечали стремлению митрополита Платона к простоте жития и молитвенному уединению. Ради этого, собственно, и была построена Подмосковная Вифания.
* * *
До неузнаваемости изменили облик, нарушили спокойную жизнь Вифании события, последовавшие за октябрем 1917 г. Вот краткая выдержка из заметок известного историка Ю.В. Готье; в 1919 г., спасаясь от голода, он перебрался из Москвы в г. Сергиев: «13/26 октября. Утром ездил смотреть Вифанскую библиотеку… Видел разрушенную церковь Вифанской семинарии – большая и грязная зала и в ней солея, которая служит или может служить эстрадой».
История последних лет Вифании подробно исследована в историко-архивном очерке диакона С. Голубцова. В 1925 г. Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 г. статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом имени Ленина, а в мемориальных покоях митрополита Платона – филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928 – 1929 гг. В 1930 – 1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом.
По мере развития птицекомбината (ВНИИТИ птицеводства) и поселка Птицеград при нем, часть зданий бывшей Вифании разобрали из-за ветхости или ради крепкого старинного кирпича: так в 50-х годах прошлого века, например, исчезли покои митрополита Платона и ограда со Святыми вратами и колокольней. На месте уничтоженного Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли всякие следы братского кладбища. Лишился своих глав Собор Святого Духа. В непосредственной близости от территории бывшего монастыря выросли жилые пятиэтажки. О процветавшей некогда Подмосковной Вифании напоминали лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря, да обгорелый остов «нового» семинарского корпуса XIX в. (здание «старой» платоновской семинарии стоит во дворе этого корпуса и незаметно с дороги).
Ежедневные чтения за понедельник, 25 апреля 2022 г.
ПОНЕДЕЛЬНИК ОБНОВЛЕНИЯ
БЕЗ ПОСТА
Понедельник обновления, великомученика и победоносца Георгия, апостола и евангелиста Марка
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 12:1-090 О том, что 900 время царь Ирод жестоко наложил руки на некоторых из членов церкви. Иакова, брата Иоанна, он убил мечом; и когда он увидел, что это приятно иудеям, он приступил к аресту и Петра. Это было во времена Опресноков. И когда он схватил его, он посадил его в темницу и отдал его четырем отрядам воинов для охраны его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
Итак, Петра держали в тюрьме; но искренняя молитва за него была вознесена к Богу церковью.
В ту самую ночь, когда Ирод хотел вывести его, Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и часовые у дверей стерегли темницу; и вот, явился Ангел Господень, и в келье воссиял свет; и ударил Петра в бок, и разбудил его, сказав: вставай скорее. И цепи упали с его рук. И ангел сказал ему: «Оберни свой плащ вокруг себя и следуй за мной». И он вышел и последовал за ним; он не знал, что то, что сделал ангел, было реальным, но думал, что видел видение. Пройдя первую и вторую стражу, они подошли к железным воротам, ведущим в город. Она открылась им сама собой, и они вышли и прошли по одной улице; и тотчас же ангел покинул его. И пришел Петр в себя и сказал: теперь я уверен, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня от руки Ирода и от всего, чего ожидал народ Иудейский.
ОТ ИОАННА 1:18-28
Никто никогда не видел Бога; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи послали священников и левитов из Иерусалима спросить его: «Кто ты?» Он признался, он не отрицал, но признал: «Я не Христос». И спросили его: «Что же? Ты Илия?» Он сказал: «Я не такой». — Ты пророк? И он ответил: «Нет». Тогда сказали ему: «Кто ты? позволь нам ответить тем, кто послал нас. Что ты скажешь о себе самом?» Он сказал: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу», как сказал пророк Исаия.
Теперь они были посланы от фарисеев. Спрашивали его: «Зачем же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» Иоанн ответил им: «Я крещу водою, но среди вас стоит Тот, Которого вы не знаете, даже тот, кто идет за мной, у которого я недостоин развязать ремень обуви». Это произошло в Вифании за Иорданом, где крестил Иоанн.
Светлый понедельник
В Светлую Понедельницу Церковь совершает память Сладкоцелуемой иконы Пресвятой Богородицы.
Как и Иверонская икона (память 31 марта), так и Икона Сладкоцелующихся была спасена от иконоборцев благочестивой женщиной в IX веке. Он также чудесным образом путешествовал по морю, прибыв на Афон, в «Сад Богородицы», где его почтили монахи.
Дворянин по имени Симеон был иконоборцем, разделявшим ненависть императора Феофила к святым иконам. Жена Симеона Виктория, напротив, почитала иконы, особенно одну икону Божией Матери, перед которой молилась каждый день. Симеон не мог терпеть набожности жены, поэтому потребовал, чтобы она отдала ему икону, чтобы он мог ее сжечь. Виктория бросила икону в море, надеясь, что она сохранится по промыслу Божию.
Спустя годы икона явилась на берегу Афона близ монастыря Филофея. Игумен и братия монастыря забрали икону и поставили ее в храме, где она совершила много чудес.
В 1830 году в монастырь прибыл паломник из Адрианополиса. Он слушал историю иконы и связанных с нею чудес, но считал такие вещи детскими баснями. Рассказавший все это монах был удивлен и опечален неверием паломника, опасаясь, что такие сомнения свидетельствуют о нездоровом духовном состоянии. Он сделал все, что мог, чтобы рассеять скептицизм паломника, но тот упорно придерживался своего мнения.
Богородица в своем сострадании окончательно исцелила душу паломника весьма драматическим образом. В тот самый день, когда он беседовал с монахом, паломник шел по верхнему балкону. Внезапно он потерял равновесие и начал падать. В отчаянии он воззвал: «Пресвятая Богородица, помоги мне!» Богородица услышала его, и он приземлился на землю совершенно невредимым.
Икона относится к типу Елеуса (Нежность). Он необычен тем, что на нем изображена Богородица, целующая своего Младенца. Христос поднимает руку, как бы отражая ласку Своей матери.
Другие иконки Sweet-Kissing (Нежность):
Лубятов (19 марта)
Новгород (28 июля)
Псков (21 мая, 23 июня, 26 августа, 7 октября)
Смоленск (19 марта)
Святогорск (17 июля)
Ярославль (14 мая)
Икона Божией Матери Афонская «Сладкое лобзание»
Как и Богородица Портитисса, икона Гликофилуса – одна из тех, что были спасены в период иконоборчества и чудесным образом перенесены на Афон. Первоначально он принадлежал Виктории, набожной жене сенатора Симеона. Виктория почитала святые иконы, особенно икону Пресвятой Богородицы, перед которой молилась каждый день. Ее муж был иконоборцем, который находил ее благочестие оскорбительным, ибо он, подобно императору Феофилу (ок. 829 г.-842), находил почитание икон неприятным. Симеон велел жене отдать ему свою икону, чтобы он мог ее сжечь. Чтобы спасти икону от уничтожения, она бросила ее в море, и она уплыла, стоя прямо на волнах. Через несколько лет икона явилась на берегу Афона близ Филофейского монастыря, где с великим почетом и ликованием была принята игуменом и отцами монастыря, извещенными о скором ее прибытии через откровение Богородица.
На том самом месте, где поставили икону на берегу, забил родник святой воды. Каждый год в понедельник Светлой седмицы совершается крестный ход и освящение воды. Произошло множество чудес.
Хотя чудес Гликофиловой иконы много, мы упомянем лишь некоторые. В 1713 году Богородица ответила на молитвы благочестивого Экклезиарха Иоанникия, сетовавшего на бедность монастыря. Она заверила его, что обеспечит материальные нужды монастыря.
Еще одно чудо произошло в 1801 году. Паломник, увидев драгоценные приношения от иконы, задумал их похитить. Он остался в Храме после того, как Экклезиарх закрыл его. Затем он украл дары и ушел в порт монастыря Иверон. Там он нашел лодку, отплывавшую в Иериссос. Через некоторое время корабль отплыл, но, несмотря на отличную погоду, остался в море на месте. Когда Экклезиарх увидел, что произошло, аббат разослал монахов в разные стороны. Двое отправились в порт Иверона и, увидев неподвижный корабль, поняли, что произошло. Виновный человек, совершивший это страшное святотатство, просил прощения. Монахи были великодушны и не хотели, чтобы вор был наказан.
Паломник из Адрианополя посетил Филофейский монастырь в 1830 году. Он внимательно выслушал рассказ монаха о святой иконе и связанных с ней чудесах, но расценил это как выдуманную сказку, в которую может поверить только ребенок. Монах огорчился неверию человека и пытался убедить его, что все, что он сказал, было абсолютной правдой. Несчастный паломник остался неубежденным.
В тот же день паломник, идя по верхнему балкону, поскользнулся и начал падать. Он воззвал: «Пресвятая Богородица, помоги мне!» Богородица услышала его и пришла ему на помощь. Паломник приземлился на землю совершенно невредимым.
Икона Гликофилуса относится к разряду икон Елеуса (Богоматерь Умиление), на которых Мать принимает нежность, проявленную Младенцем Христом. Память иконы совершается Церковью 27 марта, а также в Светлый понедельник. На иконе Богородица изображена склонившейся ко Христу, Который обнимает Ее. Она как будто обнимает Его крепче, чем на других иконах, и выражение ее лица более ласковое.
Икона находится на столпе с левой стороны католикона (главного храма).
Святой Василий Пояна Марулуй
Святитель Василий, старец преподобного Паисия Величковского (память 15 ноября), родился в конце XVII века. Он принял монашеский постриг в скиту Далхаутси-Фокшан в 1705 или 1706 году, подвизаясь с большим усердием.
Святитель Василий был рукоположен в сан священника и стал игуменом Дальхавским в 1715 году. Он оставался в этом сане в течение двадцати лет и был мудрым наставником монахов, обучая их послушанию, смирению и искусству Иисусовой молитвы.
Слава об этом великом духовном Отце стала распространяться, так что даже князь Константин Маврокордат услышал о нем. Община святого Василия стала известна как духовная школа исихазма, основанная на мудрости святых отцов. Когда число его учеников увеличилось до такой степени, что в Далхаутси не стало места для всех, они поселились в других скитах в округе. Таким образом, его влияние и учение распространились на другие места, вдохновив духовное обновление румынской монашеской жизни в восемнадцатом веке.
Святитель Василий отремонтировал скит Пояна Марулуй (Яблоневый сад) близ города Ромни-Сарат в 1730-1733 годах, затем переселился туда с двенадцатью учениками. Помимо своих обязанностей игумена Пояна Марулуй, святой Василий был духовным наставником всех скитов в горах Бузэу. Одним из самых известных его учеников был святой Паисий Величковский, которого он постриг на Афоне в 1750 году.
Святой старец Василий также написал предисловия к писаниям святителей Григория Синаита, Нила Сорского и других, писавших о духовной жизни, о хранении ума и об Иисусовой молитве. Он учил, что Священное Писание есть «спасительное лекарство» для души, и рекомендовал читать святых отцов, чтобы получить правильное понимание Писания и не впасть в заблуждение непониманием. Святитель Василий также предостерегал от всякого стремления оправдывать себя и свои грехи, ибо это препятствует истинному покаянию.
Святитель Василий преставился ко Господу 25 апреля 1767 года, оставив многих учеников. Его влияние ощущалось и в других православных странах за пределами Румынии.
Апостол и евангелист Марк
Святой апостол и евангелист Марк, также известный как Иоанн Марк (Деяния 12:12), был одним из семидесяти апостолов, племянником святого Варнавы (память 11 июня). Он родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как повествует Церковное Предание, в ту ночь, когда Христос был предан, он шел за Ним, закутанный только в льняную ткань. Его схватили воины, и он убежал нагим, оставив одежду (Марка 14:51-52). После Вознесения Господня дом его матери Марии стал местом, где собирались христиане, и местом ночлега некоторых из апостолов (Деян. 12:12).
Святитель Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра и Павла (память 29 июня) и Варнавы. Святой Марк был в Селевкии с Павлом и Варнавой, а оттуда отправился на остров Кипр и прошел весь его с востока на запад. В городе Пафос святой Марк стал свидетелем ослепления волхва Елимы святым Павлом (Деян. 13:6-12).
После работы с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем отправился в Рим с апостолом Петром. Оттуда он отправился в Египет, где основал поместную церковь.
Святой Марк встретился со Святым Павлом в Антиохии. Оттуда он отправился со святым Варнавой на Кипр, а затем снова отправился в Египет, где вместе со святым Петром основал множество церквей. Затем он отправился в Вавилон. Из этого города апостол Петр послал Послание к малоазийским христианам, в котором называет святого Марка своим сыном (1 Пет. 5:13).
Когда апостол Павел пришел в Рим в узах, святой Марк находился в Ефесе, где епископом был святой Тимофей (память 22 января). Святой Марк отправился с ним в Рим. Там же он и написал свое святое Евангелие (ок. 62-63).
Из Рима святой Марк отправился в Египет. В Александрии он основал христианскую школу, из которой впоследствии вышли такие известные отцы и учителя Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий Александрийский (память 5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 5 ноября) и другие. Равнодушный к церковным службам, святой Марк составил литургию для христиан Александрии.
Святой Марк проповедовал Евангелие во внутренних областях Африки, и был в Ливии в Нектополисе.
Во время этих путешествий святой Марк был вдохновлен Святым Духом, чтобы снова отправиться в Александрию и противостоять язычникам. Там он посетил дом Анании и исцелил его искалеченную руку. Сановник с радостью принял его, выслушал его слова и принял Крещение.
По примеру Анании крестились и многие жители той части города, где он жил. Это возбудило вражду язычников, и они хотели убить святого Марка. Узнав об этом, святой Марк поставил Ананию епископом, а трех христиан Малха, Сабина и Кердина рукоположил во пресвитеров, чтобы после его смерти обеспечить руководство церковью.
Святителя Марка схватили язычники, когда он служил Литургию. Они избили его, протащили по улицам и бросили в тюрьму. Там святому Марку было даровано видение Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На другой день разгневанная толпа снова повлекла святого по улицам в зал суда, но по дороге святой Марк скончался, говоря: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Язычники хотели сжечь тело святого, но когда они зажгли огонь, все потемнело, грянул гром и произошло землетрясение. Язычники в ужасе бежали, а христиане подобрали тело святого Марка и похоронили его в каменном склепе. Это было 4 апреля 63 года. Церковь празднует его память 25 апреля.0003
В 310 году над мощами святого Марка была построена церковь. В 820 году, когда арабы-мусульмане установили свою власть в Египте и угнетали христианскую церковь, мощи святого Марка были перенесены в Венецию и положены в церкви, названной в его честь.
В древней иконографической традиции, принявшей для святых евангелистов символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7) и пророчества Иезекииля (Иез. 1, 10), святой евангелист Марк представлен лев, символизирующий могущество и царственное достоинство Христа (Откр. 5:5).
Святой Марк написал свое Евангелие для христиан из язычников, подчеркнув слова и дела Спасителя, являющие Его Божественную Силу. Многие аспекты его рассказа можно объяснить его близостью к святому Петру. Древние писатели говорят, что Евангелие от Марка представляет собой краткую запись проповеди святого Петра.
Одной из центральных богословских тем Евангелия от Марка является сила Божья, достигающая того, что по-человечески невозможно. Апостолы совершали замечательные чудеса, когда Христос (Марка 16:20) и Святой Дух (Марка 13:11) действовали через них. Его ученикам было сказано идти в мир и проповедовать Евангелие всем тварям (Марка 13:10, 16:15), что они и сделали.
Преподобный Сильвестр, игумен Обноры
Преподобный Сильвестр Обнорский был учеником и послушником преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября и 5 июля). По окончании послушания в Троицком монастыре святой Сильвестр получил благословение жить в одиночестве в пустыне.
В глухом лесу у реки Обноры, впадающей в реку Кострому, он поставил на избранном месте крест и начал свои подвиги. Долгое время никто не знал о святом отшельнике. Его келью обнаружил заблудившийся крестьянин. Он рассказал обезумевшему отшельнику, что люди видели яркие лучи и облачный столб над его жилищем. Преподобный пролил слезы горя, потому что место его уединения было обнаружено. Паломник просил святого рассказать о себе.
Святой Сильвестр сказал, что живет там давно и питается корой и корнями деревьев. Сначала он ослабел без хлеба и от бессилия упал на землю. Тогда явился ему ангел в образе дивного человека и коснулся его руки. С этого момента святой Сильвестр не испытывал никаких страданий. В другой раз крестьянин вернулся к святителю и принес ему для запаса хлеб и муку.
Одной этой встречи было достаточно, чтобы подвиги отшельника стали известны многим. Вскоре к нему стали приезжать крестьяне из окрестных селений. Святой Сильвестр разрешил им построить кельи возле себя.
Когда собралась братия, святой Сильвестр отправился в Москву и просил святого Алексия (память 12 февраля) благословить строительство храма в честь Воскресения Христова. Святитель дал ему антиминс (ткань с мощами мучеников, необходимая для совершения Божественной литургии) и поставил игуменом обители.
С постройкой храма число братии быстро возрастало, и святитель часто удалялся для уединенной молитвы в дремучий лес. Это место получило название «Заповедная роща», так как святой Сильвестр повелел, чтобы здесь не рубили деревьев. В этой роще он выкопал три колодца и четвертый на склоне холма у реки Обноры. Когда святой вернулся из уединения, в монастыре его ожидало множество людей, и каждый хотел получить его благословение и услышать его совет.
Святитель впал в смертельную болезнь, и братия, огорчавшаяся всякий раз, когда он уединялся, еще более опечалилась о приближающейся кончине его. «Не печальтесь об этом, братия мои возлюбленные, — сказал он им в утешение, — ибо все по воле Божией. Соблюдай заповеди Господни и не бойся потерпеть беду в этой жизни, чтобы получить награду на Небесах. Если я обрел дерзновение пред Господом и моя жизнь угодна Ему, то это святое место не уменьшится после моего ухода. Умоли Господа Бога и Его Пречистую Матерь, да избавишься ты от искушения». Святой Сильвестр скончался 25 апреля 1479 года.и похоронен с правой стороны деревянной Воскресенской церкви.
Сохранилась запись о чудесах святителя от 1645 года, в которой описано двадцать три чуда. Святитель исцелил двенадцать человек от бесовской одержимости и бреда и шесть других от глазных недугов.
В 1645 году произошло назидательное чудо. Иеромонах монастыря Иов приказал крестьянам вырубить запретную лесную рощу на дрова и ослеп. Через четыре недели он признал свой грех, раскаялся и дал обет не действовать по своей воле, а следовать совету братии. Иеромонах отслужил в храме молебен, после чего был доставлен к раке преподобного Сильвестра, где прозрел.
Константинопольская икона Божией Матери
Константинопольская икона Божией Матери местночтима в Успенском храме на Малой Димитровке в Москве. Этот образ отличается от Константинопольской иконы Пресвятой Богородицы, празднуемой 17 сентября, хотя и является копией с нее.
Чудотворная Константинопольская икона явилась 25 апреля 1071 года.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Достопримечательности Подмосковья. Святая Троица
Достопримечательности Подмосковья. Свято-Троицкая — Сергиева Лавра.
исследовать
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — крупнейший русский православный монастырь, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области. Монастырь был основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Монастырь делился на три части — жилую, общественную и оборонительную. Троицкий монастырь вскоре стал духовным центром московских земель и опорой московских князей. Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Донского, отправившееся на битву с татарами. Обитель облюбовали русские звезды, которые регулярно совершали паломничества по святыням Троице-Сергиевой. Ивана Грозного окрестили монастырем. В XVIII-XIX веках Свято-Троицкая Сергиева Лавра была одним из богатейших монастырей России и одним из крупнейших землевладельцев.
В первые годы ХХ века монастырь продолжал строить новые кельи и здания, а в 1905 году была организована Лаврская типография. После революции 1917 года, в 1920 году, советское правительство закрыло лавру. Его здания были объявлены музеями или переданы различным общественным учреждениям. Монастырские колокола, в том числе Царь-колокол весом 65 тонн, были уничтожены в 1930 году. В 1945 году Лавра была возвращена Русской Православной Церкви. 16 апреля 1946 года в Успенском соборе возобновилось богослужение. Важные реставрационные работы были проведены в 19 в.60-70-е годы.
В 1993 году Троицкая Лавра была включена в Список всемирного наследия ООН. Многочисленные памятники Троице-Сергиевой Лавры были построены лучшими зодчими страны в XV-XIX веках. В ансамбль монастыря входит более 50 зданий различного назначения. Самая ранняя постройка монастыря — белокаменный Троицкий собор, построенный в 1422—1423 годах на месте одноименной деревянной церкви, один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков.
Архитектурный ансамбль Лавры постепенно формировался вокруг Троицкого собора. Самым крупным сооружением монастыря является Успенский собор, построенный в 1559-1585 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля. Одной из архитектурных доминант является монастырская трапезная с церковью преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1686-1692 гг.