Собор василия блаженного что за стиль: Собор Василия Блаженного: история, легенды, архитектура

Содержание

Собор Василия Блаженного: история, легенды, архитектура

30 970

4.33

5

Освобождая Красную площадь от построек, «мешающих» проводить масштабные праздничные мероприятия (парады и демонстрации), Лазарь Каганович предложил полностью разобрать собор Василия Блаженного. А чтобы убедить Сталина в своей правоте, для наглядности изготовил макет площади, с которого можно было бы снять церковь. Но всё пошло не так, как он планировал: когда он забрал собор с макета, вождь этих действий не оценил и сказал фразу, вошедшую в историю храма навсегда: «Лазарь, поставь на место!».

Содержание:

  • 1 Покровский собор
  • 2 Названия храма
  • 3 Строительство
  • 4 Описание храма
  • 5 Храм в наши дни

Покровский собор

Находится собор Василия Блаженного в столице России, в Москве, недалеко от Кремля, в южной части Красной площади. На географической карте его можно обнаружить по следующим координатам: 55° 45′ 9. 25″ с. ш., 37° 37′ 23.27″ в. д.
Огромный каменный храм появился здесь после того, как царь Иван Грозный пообещал Богу в случае успеха Казанского похода возвести собор.

А пока длились военные действия, после каждой серьёзной победы на Красной площади вокруг Троицкой церкви возводили временные церквушки, посвящённые святым, в день которых было выиграно сражение. Когда война закончилась победой, царь велел на месте этих церквей (всего оказалось восемь построек) возвести одну, каменную, которая простояла бы века, и в честь того, что окончательная победа пришла на Покрову, в октябре 1552 г., назвать храм Покровским собором.

Новую церковь возвели очень быстро, за шесть лет. Строительство московского храма началось в 1555 г., а закончилось в 1561 г. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто именно был его архитектором. Официальная версия говорит о том, что за строительные работы отвечали зодчие Плотник Яковлев и Барма, но в последнее время многие историки согласны с тем, что архитектором храма являлся лишь один мастер – Иван Яковлевич Барма, в народе – Плотник.

Некоторые историки выдвигают ещё одну ничем не подтверждённую гипотезу о том, что архитектором здания является итальянский мастер (об этом свидетельствует оригинальный стиль постройки, сочетающий в себе как элементы русского зодчества, так и европейской архитектуры времён Ренессанса).

После того как строительство было закончено, возникла легенда о том, что царь велел ослепить зодчих, дабы они не смогли возвести храм подобной красоты. В последнее время историки сходятся на том, что это лишь миф, поскольку существуют документы, подтверждающие архитектурную деятельность Плотника, который занимался строительством Казанского кремля и других зданий.

Названия храма

Ещё до начала строительных работ, московский царь Иван Грозный, недалеко возведённый от Кремля храм, наименовал Покровским собором. Москвичи ещё долго именовали собор Троицкой церковью (ранее находящаяся святыня была посвящена Святой Троице). А некоторое время спустя после завершения строительства люди прозвали храм собором Василия Блаженного – в честь местного юродивого, который постоянно, вне зависимости от сезона, ходил с цепями, одетыми на голое тело. Василий Блаженный обладал ясновидением и сумел предсказать пожар, который в 1547 году почти уничтожил Москву.

Умер он в 1557 году и был похоронен возле стен недостроенной святыни, а через тридцать лет над его могилой возвели придел, пристройку, в которой установили алтарь с престолом для богослужений. Естественно, придел получил имя блаженного, которого в это же канонизировали: над местом его захоронения было зафиксировано не одно чудесное исцеление.

После того как была закончена пристройка, служения в московском соборе стали проводить каждый день: ранее храм не отапливался, а потому богослужения в нём происходили лишь в тёплое время года (новая пристройка была более просторная и тёплая).

Строительство

Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.

Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.

В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).

Интересно, что специалисты, говоря про тайны собора Василия Блаженного, нередко упоминают про тайники, которые обустраивали в специальных нишах нижнего этажа (до конца XVI ст. здесь даже прятали царскую казну, а богатые горожане – своё имущество).

Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.

Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.

Описание храма

Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города.

В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.

Судя по дошедшим описаниям, в прежние времена Покровский собор был более красивым и нарядным: он имел более сложную роспись, а основной купол опоясывали меньшие.

Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.

Купола Покровского собора

Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.

Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст. , а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.

Храм в наши дни

Судя по описаниям, на протяжении всей истории храм Василия Блаженного не раз перестраивался и менял облик (свою лепту в необходимости проведения частых ремонтных работ вносили и частые пожары, которые были нередки в городе).

Впервые на грани исчезновения собор Василия Блаженного очутился в 1812 году, когда французы, покидая столицу России, заминировали его (правда, взорвать его они по каким-то причинам не смогли, но церковь разграбили). Когда война закончилась, Покровский собор был не только отреставрирован, но и со стороны реки его стена была украшена чугунной оградой.

Самые печальные времена храм пережил в XX ст. В 1918 году большевики расстреляли настоятеля церкви Иоанна Восторгова за «антисемитскую пропаганду». Через три года из собора изъяли все ценности, а здание передали Историческому музею. Ещё некоторое время он являлся действующей церковью, пока в 1929 г. богослужения не запретили, сняв все колокола (богослужения в соборе возобновились лишь в 1991 г.).

Второй раз на грани исчезновения храм оказался в 1936 г., когда реставратору Петру Барановскому предложили измерить храм, чтобы впоследствии снести. В ответ на это архитектор категорически заявил, что идея эта безумна и преступна, и пригрозил покончить с собой, если её осуществят. Сразу после этого последовал арест, но церковь не тронули: слишком уж много у неё оказалось защитников. Поэтому, когда через полгода его освободили, храм стоял на прежнем месте.

Храм Василия Блаженного на Красной площади

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) — яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

 

Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.

 

Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием. В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого,  Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.

 

 

Архитектура


Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду. Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной — придел в честь Василия Блаженного. Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.

 

Высота собора составляет 65 метров.

 

В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один — над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) — над колокольней. Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим. По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 — 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.

 

Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).

 

 

История Покровского собора


Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи Алевизова рва, который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного — в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца. Василий Блаженный — легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.

 

Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

 

История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей. Существует версия, что легендарные Барма и Постник — один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения. Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.

 

Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.

 

Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке. В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.

 

По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.

 

В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.

 

В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану. С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.

 

После распада Советского Союза — с 1991 года — здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.

 

 

Мифы и легенды


Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

 

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.

 

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

 

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

 

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

 

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

 

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.

 


 

В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

 

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

 

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Собор Василия Блаженного: архитектурный мэшап Москвы

Многие гости Москвы окажутся в самом сердце российской столицы, на Красной площади. Это отличное место, где можно понаблюдать за людьми и сфотографироваться на память на фоне таких знаковых зданий, как собор Василия Блаженного на заднем плане. Однако, если вы хотите увидеть еще какую-нибудь интересную архитектуру из Москвы, не столь известную за пределами России, стоит прогуляться по городу.

Москва полна интересных зданий, как старых, так и новых. Представлено множество различных архитектурных стилей, от традиционных русских православных церквей до более современных небоскребов из стекла и стали.

Однако одним из самых знаковых и узнаваемых зданий Москвы является собор Василия Блаженного.

Содержание

  • Что такое Собор Василия Блаженного?
  • Немного истории храма Василия Блаженного
  • Интерьер
  • Внешний вид
  • Церковь Варлаама Хутынского
  • Рассказы о соборе Василия Блаженного
  • И немного полемики с посещением собора Василия Блаженного
  • 2 9
  • Архитектура Собора Василия Блаженного
  • FAQ
  • Где находится Собор Василия Блаженного?
  • Когда был построен собор Василия Блаженного?
  • Кто спроектировал собор Василия Блаженного?
  • Сколько часовен в соборе Василия Блаженного?

Что такое Собор Василия Блаженного?

Собор Василия Блаженного был построен между 1555 и 1561 годами по приказу Ивана IV. Он находится на Красной площади в Москве. Собор представляет собой смесь разных стилей, включая византийский, готический и русский православный. У него девять куполов, каждый из которых представляет одного из святых, канонизированных Иваном Грозным.

Первоначально собор был построен как памятник победе русских над татарами в Казани. Однако вскоре он стал символом могущества Русской православной церкви. Он даже использовался как тюрьма во времена Советского Союза.

В настоящее время Собор Василия Блаженного является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Москвы и является символом русского национального зодчества.

Этому почти психоделическому буйству форм и красочных куполов более 450 лет, и сейчас он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, но сегодня он еще ярче, чем в 1560 году, когда он был завершен под руководством легендарного Ивана Великого. Ужасный.

Немного истории Собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного был построен в честь победы царя Ивана IV над монголами в 1522 году. Само здание было полностью белым, чтобы соответствовать белому каменному фасаду близлежащего Кремля. . Его луковичные купола были сделаны из жести и покрыты светлым напылением из сусального золота.

С тех пор Собор претерпел несколько реконструкций. Собор Василия Блаженного был впервые реконструирован в 17 веке, когда была добавлена ​​колокольня, а позолоченное покрытие куполов заменено на красочные украшения. Вторая перестройка произошла в 1860 году, когда вся структура была расписана сложными узорами, которые посетители видят сегодня.

Фото: Flickr

Официальное название этой русской иконы — Собор Покрова Богородицы у Рва или Покровский собор.

Но собором Василия Блаженного он называется с тех пор, как был построен, в честь святого Василия Блаженного, чье тело покоится в великолепном серебряном ларце в часовне под полом собора.

См. также: Захватывающая красота Прекестулена

Интерьер

Архитектура и произведения искусства Собора Василия Блаженного весьма разнообразны. Собор содержит картины маслом и фрески, а также портреты и пейзажи. Лабиринты сводчатых внутренних проходов и галерей соединяют часовню.

Внешний вид

Собор Василия Блаженного не похож ни на что в России благодаря своему уникальному дизайну. Он имеет девять башен с луковичными куполами, вызывающими радостное наслаждение.

Стены украшены резными кокошками, парящими над окнами и перемежающимися слоями вышитых цветов. Декоративная плитка и геометрические узоры украшают крышу и лестницу. Строгий красно-белый фасад храма Василия Блаженного не соответствовал сегодняшнему красочному бунту.

Церковь Варлаама Хутынского

Часовня Василия Блаженной Марии также имеет желто-зеленые треугольные купола. Книга посвящена святому Варлааму Хитынскому, святому, почитаемому как императорами IV, так и его отцом как святой-защитник. День святых отмечается 6 ноября в память о триумфальном возвращении Ивникова в Россию в 1553 году.

Иконостас украшен росписями XV-XVIII веков, каждая из которых по-своему прекрасна. «Видение пономаря Тары» — огромная висящая картина, изображающая предсказание многих бедствий, которые обрушатся на Новгород, — одно из самых величественных. Поскольку это была первая работа, в которой город был изображен возвышающимся над всем на Красной площади, массивная крепость, известная как Кремль, является одновременно символом российской власти и домом ее президента.

Вторая часовня посвящена Борису и Глебу, двум первым христианским мученикам русским, братьям князя Владимира. Одно интересное замечание об этой часовне заключается в том, что на луковичных куполах нет крестов. Скорее всего, это было связано с тем, что на момент его постройки православные Петра и Павла

Третья часовня — это часовня святых Петра и Павла. Иконостас часовни был создан в XVII веке и украшен картинами Симона Ушакова, считавшегося одним из величайших русских иконописцев своего времени.

См. также: Посещение Седлецкой костницы в Чешской Республике

Истории о Соборе Василия Блаженного

Как нетрудно догадаться, 450-летнее здание связано с множеством историй — некоторые из них правдивы, а некоторые нет. Самая популярная легенда о соборе Василия Блаженного гласит, что Иван Грозный ослепил своих архитекторов, когда собор был закончен, чтобы они никогда больше не смогли создать что-то столь прекрасное. Эта история абсолютно не соответствует действительности.

Фото: Flickr

Также ходят истории о соборе Василия Блаженного, чудом избежавшем разрушения. Легенда гласит, что Наполеон пытался сжечь собор Василия Блаженного, но он чудом уцелел, когда внезапный ливень потушил огонь.

Вероятно, это тоже неправда — хотя Наполеон, по-видимому, использовал собор как конюшню для своих лошадей.

Однако это правда, что Иосиф Сталин планировал снести собор Василия Блаженного, чтобы сделать Красную площадь большим местом для политических демонстраций во времена Советского Союза.

На этот раз храм Василия Блаженного удалось спасти благодаря усилиям русского архитектора-реставратора Петра Барановского, который отказался готовить собор к сносу. В результате он провел пять лет в тюрьме, но собор Василия Блаженного устоял.

Фото: Flickr

См. также : Познакомьтесь с Лас-Вегасом по дешевке

И небольшое противоречие с Собором Василия Блаженного

На первый взгляд, Собор Василия Блаженного кажется хаотичной структурой, но это определенно так. построен с учетом асимметричного плана. Эта мысль, лежащая в основе плана, веками озадачивала студентов-архитекторов.

Некоторые эксперты скажут вам, что конфигурация центральной церкви, окруженной восемью часовнями, является данью важному средневековому символу, восьмиконечной звезде. Некоторые настаивают на том, что сооружение было спроектировано в честь церквей Старого Иерусалима.

Другие трактуют более интересно: что восьмиглавые часовни Василия Блаженного являются напоминанием о восьми нападениях войск Ивана Грозного на монгольские войска под Казанью.

Какая бы интерпретация вам ни нравилась, Собор Василия Блаженного явно представляет собой дикое смешение восточного и западного архитектурных стилей, хотя, опять же, есть много разногласий относительно того, что это за стили.

Фото: Flickr

Некоторые эксперты называют собор Василия Блаженного кульминацией старого традиционного русского православного храма. Другие видят в его уникальной конструкции отголоски итальянского Возрождения или схожих дизайнерских тенденций в Германии эпохи Возрождения. Единственное, с чем все согласны, это то, что Собор Василия Блаженного во многом напоминает исламскую мечеть по форме и стилю.

Споры вокруг храма Василия Блаженного распространяются даже на миллионы туристов, которые ежегодно его фотографируют.

Считают ли они Собор Василия Блаженного священной иконой религиозного прошлого России или думают, что он выглядит так, как будто он находится внутри снежного шара, все должны согласиться в одном: это, без сомнения, самая крутая и чудная достопримечательность в России.

Почему стоит посетить Собор Василия Блаженного?

Собор Василия Блаженного, расположенный в Москве, является архитектурным шедевром и одним из самых известных зданий в России. Собор, построенный по заказу Ивана Грозного и завершенный в 1561 году, отличается уникальным дизайном, который неоднократно копировался.

Собор Василия Блаженного является важным символом российской истории и культуры и является обязательным для посещения каждым посетителем Москвы.

Собор назван в честь святого Василия Блаженного, русского отшельника, причисленного к лику святых в 1588 году. Легенда гласит, что Иван Грозный убил зодчего собора Василия Блаженного, чтобы он больше никогда не смог построить ничего столь прекрасного.

Архитектура Собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного, одно из величайших зданий мира, является потрясающим архитектурным достижением, ставшим поворотным моментом в истории отечественной архитектуры России. Первоначальный план неизвестен, и споры продолжаются.

Вокруг собора восемь церквей, в том числе Покровская церковь и десятая часовня, построенная над гробницей в 1588 году. Строение выполнено из белого камня, а каждый храм — из красного кирпича. Деревянные стены видны за каменной стеной.

Красный кирпич был популярным строительным материалом в Грозное время для нескольких крепостей и усыпальницы Василия Блаженного, тезки собора.

Архитектура Собора Василия Блаженного очень сложная. Снаружи украшен множеством замысловатых узоров и узоров. Внутри все так же богато украшено красивыми картинами и мозаиками, покрывающими стены и потолки.

Собор наполнен символикой. Например, девять куполов представляют собой девять святых, канонизированных Иваном Грозным.

Использование разных цветов для наружных стен было очень популярно в то время, и вполне вероятно, что разные цвета использовались для обозначения различных функций каждой церкви.

В честь Ивана IV была построена каждая из девяти церквей, каждая из которых имела свою особую форму, но все имели луковичные купола и двухэтажные галереи на крышах.

Часто задаваемые вопросы

Где находится Собор Василия Блаженного?

Собор Василия Блаженного расположен на Красной площади в Москве, Россия.

Когда был построен собор Василия Блаженного?

Собор Василия Блаженного был построен между 1555 и 1561 годами.

Кто спроектировал Собор Василия Блаженного?

Первоначальный проект собора приписывают русским архитекторам Барме и постнику Яковлеву. Однако окончательный вид собора является результатом дополнений и модификаций, сделанных несколькими архитекторами на протяжении многих лет.

Сколько часовен в соборе Василия Блаженного?

Всего девять часовен, каждая из которых посвящена разным святым. Высота собора составляет примерно 81 метр (266 футов).

Связанные ресурсы

  • Лучшие города в Европе, чтобы посетить
  • Лучшие замки в Чешской Республике
  • Лучшие места для вашего дня рождения

Архитектурный тур по собору Святого Васила

. в 9:54am

Пробел для воспроизведения или паузы, M для отключения звука, стрелки влево и вправо для поиска, стрелки вверх и вниз для громкости.

Знаменитые луковичные главы собора Василия Блаженного, ставшие нормой для православных храмов. (

Getty Images

) Знаменитые луковичные главы собора Василия Блаженного, ставшие нормой для православных храмов. (Getty Images)

Собор Василия Блаженного, расположенный рядом с Кремлем в Москве, является одним из самых узнаваемых символов России. Построенная Иваном Грозным в 1580-х годах, кирпично-деревянная церковь и ее луковичные купола пережили столетия войн, пожаров и революций.

Loading

Здания, возведенные по заказу деспотов и диктаторов, часто являются демонстрацией гордыни, маскирующейся под религиозное благочестие, и карамельные вращающиеся купола собора Василия Блаженного в центре Москвы не исключение.

Церковь первоначально называлась Собором Покрова Богородицы, когда она была введена в эксплуатацию в середине 1550-х годов первым царем всея Руси Иваном IV, или, как мы его знаем, Иваном Грозным. Это ознаменовало его завоевание исламского города Казань, заметную победу в его стремлении завоевать земли, ранее принадлежавшие Монгольской империи.

Он был переименован в Собор Василия Блаженного в честь чудотворца, который был одним из очень немногих людей, публично порицавших царя за его тираническое поведение, и который был канонизирован в 1588 году. Ярость Ивана усиливалась с возрастом, и он регулярно приказывал пытать и убивать любых подозреваемых врагов — он даже убил собственного сына во время ссоры.

Легенда гласит, что Иван ослепил архитектора собора, чтобы тот не смог создать ничего прекраснее, и хотя это, вероятно, миф, он говорит о том, на что, по мнению людей, был способен Иван.

Собор представляет собой необычное сооружение с восемью клаустрофобно маленькими часовнями, сгрудившимися вокруг невероятно высокого центрального нефа. Все это было построено из нового материала — кирпича, покрывающего деревянный каркас. Четыре часовни возвышаются на платформах, что символизирует их положение между небом и землей. Изысканные луковичные купола были основаны на куполе большой мечети в Казани и быстро стали модными для всех православных церквей.

Впечатление художника Федора Алексеева от собора Василия Блаженного и Красной площади перед большим пожаром 1812 г. (1802 г.) (Wikimedia Commons)

Но больше всего поражает цвет. Он был добавлен примерно через столетие после завершения строительства собора и основан на красочном описании небес, которое можно найти в библейской Книге Откровения. Сильные пигменты покрывали снаружи все цвета радуги, а внутри голые кирпичные стены украшали цветочные узоры. Иконостас — ширма, отделяющая каждую часовню от главного алтаря, — блестел богатым золотом многочисленных икон.

Этот роскошный стиль стал образцом для православных церквей в русских общинах в XIX веке. века, и многие сравнивают его сказочные цвета с роскошными творениями Карла Фаберже, царского ювелира.

Сегодня Собор Василия Блаженного кажется далеким от зверств Ивана Грозного и остается ярким дополнением к торжественной мессе соседнего Кремля. Сталин хотел снести его, но теперь это музей, символ все еще самодержавной власти в городе, который, кажется, наслаждается ею.

Подписывайтесь на Колина Биссета в Твиттере.

План жизни  – это еженедельный обзор основных составляющих культуры – дизайна, архитектуры, еды, путешествий, моды – для хорошей жизни.

  • Колин Биссет
  • Майкл Уильямс, ведущий
  • Мария Луиз Тикл, продюсер