Сергиев посад музей матрешки официальный сайт: Музей русской матрешки

Выставка «Музей русской матрёшки»

В рамках первого фестиваля русской матрёшки, который проходил 10 июня 2012 года в музейном комплексе «Конный двор», состоялось открытие выставки «Музей русской матрешки». Сергиево-Посадский музей является обладателем одного из лучших собраний матрёшек из разных уголков России, и вновь созданная выставка по праву названа «музеем». Выставка «Музей русской матрёшки» знакомит посетителей с большим кругом экспонатов XX–XXI века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника и частных коллекций, которые позволяют проследить основные этапы развития куклы-матрёшки. В экспозиции представлены работы профессиональных художников и народных мастеров всех традиционных центров производства матрёшки, расположенных в Московском, Нижегородском, Вятском регионах, а также такое яркое явление современной художественной жизни как «авторская» матрёшка.



Огромная популярность русской куклы-матрёшки, пришедшая к ней более 120 лет назад, не ослабевает. Появившись на свет, матрёшка поразила современников художественным совершенством образа и силой выразительности его национального характера, что сделало её со временем не только игрушкой, но и памятным знаком, символом России. «Рождение» матрёшки было обусловлено как требованиями национально- романтического направления в искусстве XIX столетия, так и возросшим спросом покупателей на дидактические игры. В этот период в отечественном игрушечном производстве большое внимание уделялось развивающим интеллектуальным игрушкам. Токарная кукла-матрёшка в виде разъемных и вкладывающихся одна в другую фигурок легко и непринуждённо учила ребёнка распознавать величину предметов, их цвета и формы, помогала вырабатывать глазомер, пространственные представления, чувство композиции.  



Документальных свидетельств о происхождении матрёшки не сохранилось. Впервые она появилась в Москве в мастерской при магазине «Детское воспитание» (1883–1918) Анатолия Ивановича Мамонтова (1839–1905) и его жены Марии Александровны (1840–1904) накануне Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже 1900 года. На выставке кукла получила высокое признание зрителей и была награждена бронзовой медалью. Создателями первой 8-местной матрёшки «Девушка с петухом» считаются художник Сергей Васильевич Малютин (1859–1937), яркий представитель неорусского направления в искусстве, и известный и потомственный токарь Василий Петрович Звёздочкин (1876–1956) из деревни Шубино Подольского уезда Московской губернии, который выточил форму игрушки (Эта «матрёшка» находится в «Музее игрушки» г. Сергиев Посад).   


Для того, чтобы матрёшка стала промысловым товаром, обрела знаковый характер, понадобилось её второе, массовое «рождение» на крупнейшем в России игрушечном промысле в Сергиевом Посаде Московской губернии. В 1904 г. Учебная игрушечная мастерская города, принадлежавшая московскому губернскому земству, купила часть богатого ассортимента изделий мастерской «Детское воспитание», в числе которых находились образцы складной куклы-матрёшки. Они стали для сергиевопосадских мастеров своеобразными эталонами для дальнейшего творческого варьирования и тиражирования. Благодаря совместным творческим усилиям профессиональных художников, сотрудничавших с земской мастерской, и народных мастеров, появилось множество образцов матрёшек, различавшихся по форме, содержанию и характеру росписи. В художественной направленности игрушек преобладал «русский стиль». Матрёшки воплощали образы древнерусских бояр, былинных и сказочных героев, исторических и литературных персонажей. Однако наибольшей популярностью у покупателей пользовались матрёшки, решенные в виде крестьянок, держащих в руках домашнюю птицу или предметы утвари. Подчеркнутая декоративность промысловой матрёшки стала яркой формой выражения национального представления о красоте, гармонии бытия: широколицая, румяная, нарочито дородная женщина, наряженная в праздничный костюм, с дорогим цветастым платком на голове, «содержащая» в себе многочисленное потомство мал-мала меньше.


Широкое признание матрёшки в России и за рубежом закрепило за ней приоритетное место в промысловом товаре Сергиева Посада в XX–XXI столетиях, способствовало появлению в дальнейшем нескольких центров матрёшечного производства. Среди них ставшие известными народные художественные промыслы Подольского района Подмосковья; Нижегородского края – городов Семёнова и Городец, села Полховский Майдан; Вятского края – города Нолинска и деревни Луговые. Орнаментально–декоративный стиль кукол-матрёшек каждого традиционного центра имеет свои характерные особенности. Сергиевопосадские матрёшки отличаются округлыми, устойчивыми формами с соотношением пропорций ширины к высоте 1:2, яркой росписью гуашевыми красками локальных контрастных цветов (основные – красный, жёлтый, синий и зелёный) с чёрной контурной обводкой и орнаментацией условными растительными мотивами, выполненными живым мазком.

Семёновская матрёшка имеет более стройные пропорции: тонкий изящный верх фигурки плавно переходит в ее утолщённую нижнюю часть. Местные токари славятся изготовлением многоместных матрёшек, а также матрёшек-футляров в виде условно решённых фигур девушки и парня, которых «наряжают» в традиционные костюмы. Роспись выполняется яркими анилиновыми красками красного, синего, зелёного, фиолетового цветов с чёрной контурной обводкой. Основу узора традиционной матрёшки составляют букеты из крупных фантазийных цветов, обрамлённых бутонами, мелкими цветочками, ягодками и листьями. Свободные, выразительные кистевые мазки позволяют мастерицам создавать разнообразные по формам и очертаниям, но единые по ритмическому строю гармоничные композиции.  


Вятскую матрёшку легко узнать по приветливому, улыбающемуся лицу с большими голубыми глазами, рыже-русым волосам, традиционному наряду, написанному яркими анилиновыми красками. На её переднике – букеты цветов из крупных алых маков или роз в обрамлении листьев. Матрёшки часто украшают узорами, выполненными в технике аппликации из соломки. Мастера используют такие природные свойства соломки, как золотистый цвет, который в зависимости от изменения угла зрения может становиться перламутровым, они научились красить её в различные цвета, напоминающие под лаковым покрытием драгоценные камушки. Звонкая декоративность русской матрёшки, её эмоционально насыщенный образ ассоциируется с настроением праздника, радостью бытия, олицетворяет богатство и целостность традиционного мировосприятия.


Экскурсия по выставке «Музей русской матрешки»

Экспозиции и выставки

✈️ «Музей русской матрёшки» в городе Сергиев Посад

Экскурсии по Сергиеву Посаду дают возможность узнать и увидеть исторические места города, названного в честь его святого основателя – Преподобного Сергия Радонежского. Своеобразную достопримечательность представляет «Загорская матрешка». Здешние жители гордятся тем, что эта русская игрушка родом именно из окрестностей Сергиева Посада.

В городе даже существует «Музей матрешки», который является неотъемлемой частью экспозиции Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Торжественное открытие выставки матрешек состоялось 10 июня 2012 года в ходе проведения первого фестиваля русской матрешки в одном из отделений музея – на территории комплекса «Конный двор».

Сергиево-Посадский музей-заповедник является обладателем одной из лучших коллекций матрёшек, привезенных из различных уголков России. Созданная вновь выставка имеет полное право называться «музеем». Экспозиция «Музей русской матрёшки» представляет посетителям широкий круг экспонатов 20-21-х веков как из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, так и частных коллекций, позволяющих изучить основные периоды развития русской куклы-матрёшки.

Matryoshka Dolls

На выставке представлены искусные работы и народных мастеров, и профессиональных художников практически всех традиционных центров производства матрёшки, которые расположены в Московском, Вятском, Нижегородском регионах. Кроме того, здесь присутствует такое яркое проявление современной художественной культуры России как «авторская» матрёшка.

И в настоящие дни огромная популярность куклы-матрёшки, возникшая около 120-ти лет назад, не затихает. Матрёшка появилась на свет и удивила современников совершенством образа и художественной выразительностью его национального характера. Поэтому со временем она стала не только занятной игрушкой, но и своеобразным памятным знаком, неофициальным символом России, излюбленным сувениром для иностранцев.

Возникновение матрёшки обусловили требования национально-романтической тенденции в искусстве 19-го столетия и возросший спрос требовательных покупателей на дидактические игры. В это время отечественное игрушечное производство большое внимание уделяло интеллектуальным развивающим игрушкам. Сложная токарная кукла-матрёшка представляющая разъемные и вкладывающиеся одна в другую точеные фигурки непринуждённо и легко учила детей не только распознавать величину предметов, их форму и цвет, но и помогала вырабатывать глазомер, чувство композиции, пространственные представления.

IMG_6267

Документальные подтверждения о происхождении русской матрёшки не сохранились, но существует версия, что она «родилась» как раз в Сергиевом Посаде.  Впервые эта игрушка была представлена в Москве в мастерской, существующей при магазине «Детское воспитание» (1883-1918 гг. ), владельцами которого были Анатолий Иванович Мамонтов (1839–1905 гг.) и его жена Мария Александровна (1840–1904 гг.). Это произошло в преддверии Всемирной художественно-промышленной выставки, проходившей в Париже с апреля по ноябрь 1900 года. На выставке кукла-матрешка завоевала высокое признание посетителей и в награду получила бронзовую медаль.

Создателями первой 8-местной русской матрёшки «Девушка с петухом» принято считать художника Сергея Васильевича Малютина (1859-1937 гг.), яркого представителя неорусского направления в искусстве, который создал эскизы куклы, а также известного потомственного токаря-умельца Василия Петровича Звёздочкина (1876-1956 гг.) из деревни Шубино Подольского уезда Московской губернии, выточившего форму игрушки.

Golden Red Floral Matryoshka - 9M Set

Прототипом матрешки послужила разборная игрушка, которую жена С. И. Мамонтова привезла с острова Хонсю – лысый добрый старик, японский бог счастья Фукурокудзю, внутри которого находилась вся семья в виде фигурок, вложенных одна в другую. Хозяйка известной усадьбы в Абрамцево показала художнику Сергею Малютину японскую игрушку. Мастера на столько заинтересовала такая идея, что он решил соорудить что-то подобное. Матрешка, расписанная С. В. Малютиным, предстала крестьянской девушкой с чёрным петухом в руках. В настоящие дни оба артефакта находятся в экспозиции Музея игрушки в городе Сергиев Посад.

Для того чтобы матрешка превратилась в промысловый товар, обрела знаковый характер, потребовалось её второе, массовое «рождение» на крупном в Российской империи игрушечном промысле в Сергиевом Посаде Московской губернии. Учебная игрушечная мастерская города, которая принадлежала московскому губернскому земству, в 1904 году приобрела часть богатейшего ассортимента работ мастерской «Детское воспитание», среди которых присутствовали образцы складной куклы-матрешки.

Topless grumpy

Для Сергиево-Посадских мастеров они стали своеобразным эталоном для дальнейших творческих видоизменений и тиражирования. Множество образцов матрешек появилось благодаря совместным творческим усилиям народных мастеров и профессиональных художников, которые сотрудничали с земской мастерской. Эти куклы могли различаться по форме, характеру росписи и содержанию.

В художественной направленности матрёшек имел преимущественное распространение «русский стиль». В игрушках были воплощены образы древнерусских бояр, литературных и исторических персонажей, сказочных и былинных героев. Однако у покупателей самой большой популярностью пользовались куклы-матрёшки, выполненные в образе крестьянок, удерживающих в руках домашнюю птицу, скотинку или другие предметы утвари.

Матрёшка

Акцентированная декоративность промысловой матрешки предстала яркой формой выражения национального понятия о красоте, гармонии бытия: румяная, широколицая, подчеркнуто дородная женщина, украшенная дорогим цветастым платком на голове, наряженная в праздничный костюм, «содержащая» в себе многочисленное потомство.

Огромная популярность матрёшки в России и в зарубежных странах закрепила за ней наиважнейшее место в промысловых товарах Сергиева Посада в 20-21-м столетиях, благоприятствовало в дальнейшем возникновению нескольких центров матрешечного производства. Широко известными стали народно-художественные промыслы Подольского района в Подмосковье; городов Городец и Семёнов, села Полховский Майдан в Нижегородском крае; города Нолинска и деревни Луговые Вятского края.

Winter Beauties

В каждом центре матрешечного производства орнамент и форма кукол отличаются своими характерными особенностями. Сергиево-Посадские матрёшки имеют округлые, устойчивые формы, в которых соотношение пропорций ширины к высоте 1:2. Расписаны, как правило, они яркими гуашевыми красками определенных контрастных цветов, где основными являются красный, жёлтый, зелёный и синий оттенки с чёрной контурной обводкой, декоративный орнамент представлен в виде условных растительных мотивов, выполненных живыми мазками.

У Семёновской матрёшки пропорции более стройные: тонкая изящная верхняя часть фигурки плавно перерастает в ее утолщённую нижнюю. Роспись исполняется яркими анилиновыми красками красного, фиолетового, синего и зелёного оттенков с чёрной контурной обводкой. Основной узор традиционной матрёшки представлен в виде букетов из крупных сказочных цветов, обрамлённых мелкими цветочками, ягодками, бутонами и листьями. Выразительные свободные кистевые мазки дают возможность мастерицам творить разнообразные по очертаниям и формам гармоничные композиции.

Matryoshka

Вятская матрёшка легко узнаваема по улыбающемуся, приветливому выражению лица с большими голубыми глазами, русым и рыжим волосам, традиционному русскому наряду, написанному анилиновыми яркими красками. На переднике изображены букеты из крупных алых роз или маков в обрамлении листьев. Часто матрешки украшены аппликациями из соломки. Мастера используют природный золотистый цвет соломки, который становится перламутровым в зависимости от изменения угла зрения. Раскрашенная в различные цвета соломка под лаковым покрытием напоминает драгоценные камушки.

В музее «Русская матрешка» города Сергиев Посад можно посетить экскурсию, во время которой профессиональный гид не только проведет посетителей по залу, но и расскажет интересные факты о происхождении игрушки-матрешки, которая воплотила народное восприятие красоты, гармонии и характерные особенности русской национальности. Туристы имеют возможность познакомиться с различными видами матрешек, производимых в Московском, Вятском и Нижегородском регионах России, увидят интересные русские матрешки, ставшие символом страны.

Эмоционально насыщенный образ русской куклы-матрешки, ее яркая выразительность вызывает настоящий праздник, радость бытия, олицетворяет целостность и богатство мироощущения.

Игрушки детей Николая II, переданные музею в Сергиевом Посаде в 1930-е годы

ФОТО: Обзор некоторых Императорских детских игрушек из коллекции Музея художественно-педагогической игрушки в Сергиевом Посаде, в том числе коллекция фарфоровых кукол, бывших в собственности великими княгинями.

В 74 км к северо-востоку от Москвы расположен Сергиев Посад [1] духовный центр России со знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой [2] , где проживает более 300 монахов. В 1993 году Троице-Сергиева Лавра, представляющая собой уникальный ансамбль из более чем 50 зданий, была внесена в Список всемирного наследия ООН. В 2002 году монастырь был признан объектом культурного наследия Российской Федерации.

Сергиев Посад также имеет давнюю историю изготовления игрушек, здесь родилась известная во всем мире матрешка. Кажется вполне уместным, что город должен претендовать на известность Художественно-педагогического музея игрушки, который находится напротив Троице-Сергиевой Лавры. Музей является уникальным хранилищем более 150 тысяч игрушек из России, Европы, Азии и Америки. Музей был основан в 1918 Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931) [3] .

Бертрам — русский иллюстратор, плакатист, искусствовед и коллекционер, который также изучал историю игрушек в России. С 1900 по 1903 год он путешествовал по Европе; посещение магазинов игрушек и возвращение с чемоданами кукол, игрушечных солдатиков и игрушечных животных.

В 1912 году женился на художнице и коллекционерке Евдокии Ивановне Лосевой (1880-1936), разделявшей его интерес к игрушкам. В октябре 1918 года, когда Первая мировая война подходила к концу, он и Евдокия основали Московский музей игрушки, в который вошли игрушки из его личной коллекции; хотя он не был открыт для широкой публики до 1921. 

Его коллекция пополнилась игрушками из Строгановского училища в Москве, а также из дворянских усадеб, частных коллекций и специализированных магазинов, которые были национализированы большевиками.

В начале 1930-х годов в коллекцию музея были переданы игрушки, некогда принадлежавшие детям императора Николая II из Александровского дворца в Царском Селе и Ливадийского дворца в Крыму.

Музей впервые разместился в четырехкомнатной квартире Бартрама на Смоленском бульваре в Москве Одноэтажный особняк с антресолью, насчитывал 250 квадратных метров, из которых 200 метров было отведено под его коллекцию игрушек.

ФОТО: вид на Музей игрушки (вверху), расположенный напротив Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде. В стеклянных витринах (внизу) находятся игрушки, переданные из Александровского и Ливадийского дворцов в 1930-х годах .

Официально основанный 17 октября 1918 года, музей открылся для посетителей только в 1921 году, а через три года, в 1924 году, переехал на новое место – бывший особняк Хрущевых-Селезневых [4] на Кропоткинской улице в Москве . Именно здесь 5 января 19 года открылся Музей игрушек.21, расширив свою выставочную площадь до 5 залов и 600 квадратных метров, чтобы разместить растущую коллекцию Бартрама. Сегодня в здании находится Литературный музей А. С. Пушкина.

По посещаемости Музей игрушки уступил только Третьяковской галерее. Николай Бартрам оставался во главе музея до своей смерти в 1931 году.

В 1931 году Музей игрушки был переведен из Москвы в Загорск [1] напротив – Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ФОТО: Основатель Музея игрушек Николай Дмитриевич Бартрам среди своей коллекции

Нынешний главный хранитель Музея игрушек Тамара Атюшева рассказывает о судьбе игрушек царских детей и о том, как некоторые из них попали в руки музея :

-«С 1918 по 1931 год Александровский дворец в Царском Селе был музеем, в составе которого находилась постоянная экспозиция, посвященная «Детской половине», куда входили покои Великих Княжон и Цесаревичей. Эти комнаты были заполнены игрушками императорских детей, которые остались после того, как царь и его семья были отправлены в ссылку в августе 19.17.

«После 1931 года предмет всего царского стал яблоком раздора среди сталинистов, не вписывавшимся в советскую жизнь. В результате выставка «Детская половина» в Александровском дворце была закрыта. Многие игрушки и личные вещи царских детей были розданы в детские дома и приюты. Никаких записей о том, где раздавались игрушки, не велось, и с тех пор все следы этих игрушек были утеряны. Игрушки, которые не утеряны, были переданы в наш музей в 1932. Хранились в запасниках НИИ игрушки в Загорске [1] , находящихся в музее Лавры. Они хранились без каких-либо указаний на то, что эти предметы имели какое-то особое значение. Например, коллекция фарфоровых кукол великих княжон называлась просто «Куклы девятнадцатого века», и все.

«Именно во время праздников – дней рождения, именин и Рождества – императорским детям дарили дорогие игрушки, многие из которых были привезены из Европы и Британии в качестве подарков. Кроме того, они получили настольные игры, которые также выступали в качестве учебных пособий: для изучения языков, географии и царских династий, в том числе с «портретами государей земли русской».

«Интересными среди игрушек были игрушки цесаревича Алексея, которого воспитывали прежде всего как будущего наследника престола и главу Российской Императорской Армии. У него было все, что должно быть у маленького воина: игрушечная трехлинейная винтовка Мосина, игрушечные сабли, игрушечный кораблик («Броненосец Севастополь»), сигнальные флажки, треугольный красный вымпел с белым крестом, коллекция игрушечных солдатиков.

Кроме того, у Наследника был электропоезд, который состоял из огромного паровоза со станциями и тоннелями.

Одним из изюминок Императорской детской игрушки стала коллекция кукол великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии европейского производства в национальных костюмах, а также детская мебель, посуда, книги, спорттовары и портреты.

Сегодня Музей художественно-педагогической игрушки ежегодно принимает более 30 000 посетителей. Экспонаты из их коллекции регулярно передаются в другие музеи России, причем игрушки детей императора Николая II пользуются наибольшей популярностью. В 2011 году некоторые игрушки из коллекции музея были выставлены в бывшей Детской половине, расположенной на втором этаже Александровского дворца в Царском Селе.

© Пол Гилберт. 10 января 2023

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Сергиев Посад основан 22 марта 1782 года по указу императрицы Екатерины II. Название связано с именем Сергия Радонежского (1314-1392), основателя Троице-Сергиевой Лавры, вокруг которой образовался посад. В 1919 году Сергиев Посад был переименован в Сергиев. 6 марта 1930 года город был переименован в Загорск, в честь революционера-большевика Владимира Михайловича Загорского, погибшего в 1919 году.19.

23 сентября 1991 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу возвращено историческое название — Сергиев Посад. У стен Лавры установлен памятник Сергию Радонежскому, выполненный из бронзы работы скульптора Валентина Чухаркина. Памятник освящен 18 марта 2000 года Патриархом Алексием II (1929-2008).

[2] После русской революции 1917 года советское правительство закрыло Лавру в 1920 году. Ее здания были переданы различным общественным учреждениям или объявлены музеями. В 1930 г. были уничтожены монастырские колокола, в том числе Царь-колокол весом 65 тонн. Отец Павел Флоренский (1882-1937) и его последователи препятствовали разворовыванию и продажей коллекции ризницы, но в целом многие ценности были утеряны или переданы в другие коллекции.

В 1945 году, после временной терпимости Иосифа Сталина к церкви во время Великой Отечественной войны, Лавра была возвращена Русской Православной Церкви. 16 апреля 1946 года возобновилось богослужение в Успенском соборе. Лавра оставалась резиденцией Московского Патриархата до 19 года.83 г., когда патриарху разрешили поселиться в Даниловом монастыре в Москве.

[3] Николай Дмитриевич Бартрам умер 13 июля 1931 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

[4] Сегодня в бывшем особняке Хрущевых-Селезневых находится Государственный музей А. С. Пушкина (не путать с Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

Нравится:

Нравится Загрузка…

Узнайте о матрешках

Матрешки — без них Россию не представить. Безусловно, в этих маленьких деревянных игрушках есть что-то особенное. Их любят дети, взрослые собирают из них большие коллекции, и все восхищаются ими. Невозможно прикоснуться к матрешке, не почувствовав вдруг странной связи между вами и этой маленькой игрушкой. Они предназначены для того, чтобы их держали, играли и ломали! Да, они ломаются прямо посередине, а потом вы видите внутри еще одну куклу. А потом еще, и еще. Откуда берутся эти волшебные куклы? Как они сделаны? Что в них такого особенного? Читайте дальше, если хотите узнать ответы

Это исконно русская кукла или нет?

Ну, во-первых, нет никаких документальных подтверждений того, что Матрешка не исконно русская игрушка. Но также нет никаких доказательств того, что он не был завезен в Россию из Японии, как гласит народная легенда. Согласно легенде, на этой первой матрешке был изображен либо японский бог, либо монах по имени Фукурума . Куклу привезли в мастерскую «Детское воспитание» Саввы Мамонтова (или, по другим данным, его брата). Мастерская располагалась под Москвой, в усадьбе Абрамцево. Теперь вы можете спросить меня: «Кто такой Савва Мамонтов?» Хороший вопрос! Это известная фигура в русской истории. Он был известным русским купцом, промышленником, предпринимателем и меценатом. В 1870 году он (или его брат) купил имение Абрамцево и вместе с лучшими русскими художниками основал там художественный союз. Те, кто любит искусство, наверняка слышали имена Ильи Репина, Михаила Врубеля, Рафаила Левицкого, Константина Коровина. Это были лишь немногие из великих художников, вступивших в союз.

Здесь нужно немного погрузиться в историю России. Конец 19 века был временем большого экономического, культурного и духовного подъема в стране. Люди пытались понять, по какому пути должна идти Россия, чтобы развиваться дальше экономически, духовно и культурно. Одни считали, что России нужно копировать Европу, другие были уверены, что Россия — уникальная страна, которой нужно найти свою идентичность и свой путь развития. Так творческое объединение в усадьбе Саввы Мамонтова работало над совершенно новым направлением в русском искусстве, которое впоследствии было названо русским стилем.

Целью мастерской «Образование детей» было изготовление детских кукол, посвященных традиционным темам русской культуры. Итак, матрешка Фукурума привлекла внимание Саввы Мамонтова как нечто уникальное и близкое русской культуре. Сергей Малютин, который был хорошим другом семьи Мамонтовых и жил в их имении, очень заинтересовался японской матрешкой и решил сделать куклу, похожую на Фукуруму, но в ярко выраженном русском стиле. Он сделал эскиз куклы, а Василий Звездочкин вырезал из древесины липы самый первый набор матрешек. После этого Малютин расписал ее гуашью. Гуашь была популярной краской в ​​Европе в конце 1800-х годов. С тех пор классические матрешки Сергиева-Посада всегда раскрашивали гуашью.

Как я уже говорил, нет абсолютно никаких доказательств того, что это произошло именно так! Многие историки говорят, что в то время на Руси уже существовала традиция делать писанки на Пасху. «Писанка» — это красиво расписанное яйцо. Некоторые «писанки» были деревянными, и в то время эти яйца часто делали так же, как сейчас делают матрешек — одно яйцо раздвигаешь посередине, а внутри видишь что-то еще.

Первая матрешка Сергея Малютина

Вот фотография первой матрешки Сергея Малютина. Как видите, на ней изображена обычная крестьянская девушка, держащая в руке черного петуха. Куклы поменьше — это не просто копии большой куклы, они изображают других девочек и мальчиков. Может быть, это семья, и все эти мальчики и девочки — братья и сестры? А может быть, большая кукла — это молодая мама, а все остальные куклы — ее дети? Никто точно не знает, но я думаю, что это может быть так.

Позже в 19В 90 году Матрешка была представлена ​​на Всемирной выставке в Париже, где действительно получила бронзовую медаль. Популярность русских матрешек быстро росла, и к 1911 году они продавались более чем в 14 странах. До 1930-х годов эти куклы изготавливались индивидуально, поэтому каждая матрешка была уникальным произведением искусства, но позже, во времена Советского Союза, началось массовое производство игрушек. В 1980-е годы Россия открыла свои двери для Запада, и индивидуально изготовленные матрешки начали отвоевывать свое место в русской культуре и на российском рынке. Теперь матрешки не обязательно изображали женщину в традиционном русском костюме. На некоторых куклах были портреты или карикатуры на российских политических деятелей, известных музыкантов, спортсменов и других известных людей. В настоящее время матрешки ценятся как уникальные произведения искусства, такие как иконы или картины.

Матрешка? Шутки в сторону? Какое странное имя!

Это может показаться невероятным, но у первой матрешки не было имени. Свое название она получила позже, когда куклы приобрели большую популярность. Собственно, если вы жили в XIX веке, то лучшего названия для такой куклы и не придумаешь. Почему? На этот вопрос есть простой ответ. Матрешка — производное от имени Матрена. Это было одно из самых популярных русских имен в XIX веке и означало «благородная женщина». Это имя, в свою очередь, происходит от латинского слова «матер», означающего «мать». Русские ассоциировали это имя с образом многодетной матери, женщины с прекрасным здоровьем и полной фигурой. Так как кукла чаще всего изображала женщину или девочку, то вполне естественно, что вскоре она получила имя Матрена, а Матрешка (или Матрешка) была уменьшительной формой от него. Вскоре Матрешка стала нарицательным именем. Сейчас вы вряд ли встретите русскую даму или девушку с таким именем, но в то же время матрешки известны всем.

Как делают матрешки?

Моя подруга, которая делает плюшевых мишек, всегда говорит, что на самом деле она их не делает, а они рождаются с ее помощью. Также она твердо верит, что у игрушек ручной работы есть душа. Если бы вы когда-нибудь держали в руках матрешку (тем более, если бы вы когда-нибудь играли с ней), вы бы тоже сказали, что у матрешек есть душа. Они рождаются из древесины липы, но некоторые виды матрешек могут быть изготовлены и из бальзы, ольхи, осины или березы. Один комплект изготовлен из цельного куска дерева. Это очень важно, потому что разные блоки древесины имеют разные характеристики расширения-сжатия и влажность. Если набор матрешек сделать из разных деревянных брусков, то куклы просто не влезут одна в другую. Некоторые столяры начинают с самой маленькой фигурки и делают другие куклы из набора, основываясь на размере и форме самой маленькой куклы, которую нельзя разобрать. Но другие предпочитают начинать с самой большой куклы в наборе.

Итак, каковы основные этапы процесса? Сначала деревянный брусок разрезают пополам. Затем мастер вынимает деревяшку с верхнего и нижнего места. И он повторяет процесс, пока не останется только крошечный кусок дерева. Затем он вырезает их, чтобы они имели более или менее овальную форму, и соединяет соответствующие части, чтобы они могли высохнуть. Интересно то, что в процессе изготовления матрешки не снимаются замеры, поэтому результат зависит исключительно от мастерства мастера.

После этого куклы смазывают маслом и наносят на них один или несколько слоев крахмального клея, чтобы подготовить их к росписи.

Разные виды матрешек

Эти куклы бывают двух основных видов: традиционные и «авторские» матрешки. Авторские матрешки — это куклы, выполненные профессиональными художниками. На них можно изобразить что угодно, от персонажей сказок до портретов российских политических деятелей. Каждый художник старается создавать свои уникальные произведения искусства, что делает этот вид матрешки все более популярным.

Но если вы хотите «настоящую» матрешку, вам, вероятно, нужно копнуть немного глубже и узнать о различных видах традиционных кукол. Существует несколько видов матрешек, изготовленных в разных местах, и у каждого вида есть свои уникальные черты.

Матрешка из Сергиева-Посада

Сергиево-Посадская матрешка

Сергиев-Посад (или Загорск) — небольшой город, расположенный примерно в 45 милях к северо-востоку от Москвы. Он известен своим Троице-Сергиевым монастырем. Но куклы, в том числе матрешки, также играют большую роль в жизни города. На самом деле он считается родиной матрешек, потому что еще в XIX веке здесь начали делать матрешки. Так как же выглядели первые матрешки? Лица первых кукол были овальными и имели строгое выражение. Одной из отличительных черт этих кукол была их большая голова, но эта диспропорция на самом деле делала их более привлекательными, поскольку художники могли сделать лица более выразительными. Первые матрешки Сергиева-Посада имели очень реалистичные образы. Большинство из них были написаны учениками и художниками местной школы живописи. На матрешках были изображены девочки в ярких платьях, держащие в руках разные предметы: цветы, корзины с фруктами и т. д.

Этот уникальный стиль был основан на традициях иконографии, которая взяла свои основные черты из византийского искусства, где большое внимание уделялось лицу. Первые матрешки были написаны прямо в иконописной школе Сергиева-Посада. Вот изображение набора матрешек из Сергиева-Посада:

Современные матрешки из Сергиева Посада имеют не только традиционные персонажи, но и могут быть выполнены на разные темы, например, с изображением российских политических лидеров или даже героев мультфильмов.

В 1918 году в Сергиев-Посаде открылся Музей русской и зарубежной игрушки. Там до сих пор можно увидеть первую русскую матрешку Сергея Малютина. А вскоре после этого там открылся Научно-исследовательский институт игрушек. В этом институте создавали самые уникальные и замечательные матрешки. В 1967 году здесь была изготовлена ​​матрешка из 60 деталей, которая до сих пор считается одной из самых больших матрешек Сергиева-Посада.

В Сергиевом Посаде до сих пор существует кукольная фабрика, выпускающая качественные матрешки.

Однако не только Сергиев-Посад славится своими матрешками. На самом деле есть еще как минимум три места, сыгравших огромную роль в истории матрешек. И вот как это произошло.

В конце XIX века популярность русских матрешек росла настолько быстро, что Сергиево-Посадская иконописная школа не могла удовлетворить растущий спрос. Так появились новые производители, и уже через несколько лет практически каждая семья Сергиева-Посада изготавливала матрешки. В процессе помогали даже дети и старики. А так как бизнес по производству матрешек был очень прибыльным, то вполне естественно, что люди в других городах и деревнях начали делать свои собственные матрешки. Один из крупнейших центров изготовления матрешек находился в городке Семёнов под Нижним Новгородом и на Полховском Майдане (или Полховском Майдане). Итак, давайте узнаем больше об этих новых российских арт-центрах.

Матрешка от Семенова

Матрешка Семенова

Семенов — небольшой городок, расположенный недалеко от Нижнего Новгорода, прямо там, где Ока впадает в Волгу, всего в 260 милях к востоку от Москвы. Традиция изготовления матрешек здесь зародилась как семейный бизнес, но со временем она становилась все более популярной. В 1931 году здесь была образована отдельная группа мастеров, которые изготавливали различные матрешки и сувениры, в том числе матрешки. Спустя несколько лет семеновские матрешки стали более известны, чем классические сергиево-посадские. Даже сейчас, если спросить людей, какой образ куклы первым приходит им на ум при мысли о матрешке, они часто описывают куклу, очень похожую на семеновскую.

Красный и желтый — основные цвета, используемые для раскрашивания этих матрешек, так что вы можете себе представить, насколько они яркие на самом деле. Художники Семёнова делали свои матрешки в более символическом стиле, чем художники Сергиева-Посада. К тому же, в отличие от первых создателей матрешек, семеновские мастера использовали анилиновые красители и оставляли гораздо больше пробелов при росписи своих кукол. Эти матрешки были несколько тоньше и имели более широкое дно по сравнению с сергиево-посадскими.

Как видите, обычно на ней изображена женщина с темными волосами в красной или желтой шали на голове. Но самое главное в росписи семеновских матрешек – это их фартук. Если вы внимательно посмотрите на картинку, то поймете, почему. На нем нарисован красивый букет роз. Вот почему эти матрешки также известны как матрешки «Красные розы». По традиции цветы рисуют не в центре фартука, а немного правее. Интересно и то, что семеновские матрешки сделаны из березы, а не из липы, как сергиево-посадские.

Еще одна причина популярности матрешек, изготовленных в Семенове, — количество кукол в каждом наборе. Эти куклы часто состоят из множества деталей: обычно от 15 до 18, а то и 20. С этими куклами даже связаны некоторые записи, но о них мы поговорим чуть позже.

Еще в 1980-х годах семеновские художники начали изготавливать новые виды матрешек. Например, был набор матрешек «Дед Мороз и Снегурочка», предназначенный для маленьких детей, которым нужно было научиться считать до 10. Так внутри большой матрешки было спрятано 10 кукол.

Матрешка Польховский Майдан

Матрешка Девичья

Польховский Майдан, небольшой городок, расположенный к юго-западу от Нижнего Новгорода, недалеко от Сергиева-Посада и Семенова, издавна известен своими замечательными мастерами по дереву. В 1930 году здесь была изготовлена ​​первая матрешка, положившая начало новой традиции и новому стилю матрешек. Вначале художники копировали стиль Сергиева-Посада, но вскоре отказались от гуаши и стали использовать анилиновые красители, как художники из Семенова. Кроме того, при совместном использовании малинового, желтого, зеленого, фиолетового и синего цветов матрешки Полховского Майдана были даже ярче семеновских.

Сергиево-Посадские матрешки были очень реалистичны, семеновские — символичны, а полховские майданные матрешки раскрашены в стиле, напоминающем детскую работу. Может быть, именно поэтому дети так любят эти матрешки. Еще одной уникальной чертой матрешек Полховского Майдана является «окрашивание», т.е. закрашивание краев в черный цвет. Подобно семеновским художникам, мастера полховского майдана особое внимание уделяли фартуку и его растительному орнаменту. Часто рисовали шиповники с множеством лепестков. Шиповник всегда символизировал женственность, любовь и материнство. Некоторые художники добавляли к картине другие элементы, такие как зеленые листья и бутоны роз. Именно поэтому куклы с Полховского Майдана выглядят такими красивыми и яркими.

Полховский Майдан и сейчас продолжает выпускать матрешек, которые по популярности и стилю конкурируют с семеновскими и сергиево-посадскими куклами.

 

Матрешки из Вятки (или Кирова)

Первые матрешки были изготовлены в Вятском крае в начале ХХ века. Первое упоминание относится к 1924 году. Однако в Кировском краеведческом музее хранится только одна матрешка, изготовленная в начале ХХ века. На ней изображена девушка в красной юбке, синей блузке и зеленой шали. Историки говорят, что в 1930-х годов наблюдается временное снижение интереса к матрешкам. Неудивительно, что мы не видим всего разнообразия кукол тех лет.

Ситуация начала меняться в 1937 году, когда в деревнях Вахрино и Овчарное был создан первый союз ремесленников под названием «Артель Прогресс». Союз производил спортивный инвентарь, кухонные и школьные принадлежности, игрушки, в том числе деревянные матрешки.

В 1938 году они начали производство тематических матрешек. Художники расписывали свои матрешки масляными красками. Куклы в основном изображали молодых улыбающихся девушек в цветочных платках и традиционных сарафанах с букетом полевых цветов в руках. В 1958 года на Международной Брюссельской выставке мир впервые увидел вятских матрешек. Спустя 10 лет, в 1968 году, художники начали использовать анилиновые красители. Яркие цвета и внимание к деталям полностью преобразили облик матрешки «Вятка». Хотя матрешки по-прежнему считались игрушками, акцент при их изготовлении все больше и больше смещался в сторону превращения их в арт-объекты и интересные сувениры.

Интересные факты о матрешках:

1. Когда смотришь на свою матрешку, видишь совсем небольшой кусок дерева и не представляешь, что на ее изготовление уходят буквально годы. Древесина, необходимая для изготовления матрешек, вырубается ранней весной. Бревна складывают в штабеля с промежутками между ними, чтобы там мог циркулировать воздух. И их сушат несколько лет, пока они не достигнут необходимой кондиции. Только высококвалифицированный мастер может увидеть, готова древесина к процессу изготовления или нет.

2. По данным российских источников, одна из семеновских матрешек, созданная в 1970 году, попала в книгу рекордов Гиннесса. В нем было 72 штуки. Матрешку показали в Японии на выставке Экспо-70. Фигурки в наборе были настолько тонкими, что были почти прозрачными, и каждая кукла имела свой неповторимый характер и была разрисована по-разному. Однако, если вы сейчас заглянете в книгу Гиннеса, вы прочтете о другом рекорде, установленном в 2003 году. Вот что сейчас написано в книге:

«Самый большой набор русских кукол — это набор из 51 предмета, расписанный вручную Юлией Березницкой (Россия). Самый большой из них имеет высоту 1 фут 9,25 дюйма (53,97 см), самый маленький — 0,125 дюйма (0,31 см) в высоту. набор был завершен 25 апреля 2003 года. Когда все 51 деталь выстроены вместе и касаются друг друга, их длина составляет 11 футов 2,25 дюйма».

Юлия Березницкая, обладательница нового рекорда, родом из США. Так что ее матрешка относится к разряду «авторских», а не традиционных.

3. Хотя матрешка считается символом России, самая большая матрешка сейчас находится в китайском городе Маньчжурия. Некоторое время назад в этом городе был построен центр русского традиционного искусства, в том числе сквер под названием «Матрешка» с большой матрешкой в ​​центре. Матрешка изображает русских, китайских и монгольских девушек и символизирует дружбу между этими тремя странами. Вот изображение матрешки и квадрата:

Самая большая в мире матрешка

 

4. Самая большая матрешка, произведенная в СССР, была ростом с 7-летнюю девочку, а самая маленькая матрешка была размером с горошину.

5. Процесс изготовления матрешек считается одним из самых экологически чистых процессов в мире. Выдержка древесины занимает много времени, поэтому, когда древесина готова к токарной обработке, мастера стараются максимально избежать отходов. Часто, если осталось немного дерева, из него делают другие игрушки или сувениры меньшего размера. Высококвалифицированные профессиональные художники, работающие с матрешками, также заботятся о том, чтобы было очень мало отходов краски или лака.

6. Анатолий Коненко делает самую маленькую матрешку в мире! Вот один из наборов, сделанных мастером:

Самая маленькая в мире матрешка

 

Самая большая матрешка в этом наборе имеет высоту 5 мм, следующая — 4 мм, а самая маленькая — всего 3 мм.