Сепфора монастырь клыково: Мужской монастырь Клыково | Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь

Мужской монастырь Клыково | Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь

Мужской монастырь Клыково | Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь

Previous

Next

СХИМОНАХИНЯ СЕПФОРА

Старица Сепфора молитвенно стояла у истоков возрождения Оптиной пустыни и Клыково. За помощью, советом и молитвой к ней обращались игумены и протоиереи, тысячи людей испытали на себе силу ее огненной молитвы, что как птица летела к Престолу Божию. Матушка Сепфора была прозорливицей.

Будучи слепой, она видела, как зрячая: духовное видение заменяло ей зрение физическое. Она тепло принимала каждого и всегда старалась подсказать решение в проблеме, с которой к ней приехали. И сегодня в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь нескончаемым потоком текут те, кто ищет ее поддержки и небесного предстояния Матушки Сепфоры.

Каждый год 13 Мая в день памяти старицы тысячи паломников собираются на ее могилке, где и по сей день, продолжаются чудеса.

Previous

Next

Новости православного мира

Сеть православных центров помощи наркозависимым

16 мар 2021

Борьба со злоупотреблениями в сети Интернет

19 ноя 2020

Святыни в Козельской Епархии.

18 ноя 2020

13 ноя 2022

12 ноября 2022 г. ( 30 октября ст.ст.), суббота.

Сщмч. Зиновия (икона), еп. Егейского, и сестры его Зиновии (икона). Апп. от 70-ти Тертия, Марка (икона), Иуста и Артемы. Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского. Мц. Евтропии (икона) Александрийской. Мц. Анастасии (икона) Солунской. Св. Стефана (икона) Милютина, короля Сербского, брата его Драгутина (икона) и матери их Елены (икона) (Серб.). Сщмч. Матфея диакона. Обретение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского. Озерянской иконы Божией Матери.

2 Кор., 178 зач., V, 1-10. Лк., 36 зач., VIII, 16-21.

Монастырь сегодня

Фотогалерея

Монастырская лавка

Детский центр «Возрождение»

Заказать требы онлайн

Как нас найти

За чудесами едут в Клыково

История мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустынь и её обитателей

В прошлом номере в рубрике «Святыни» было начато повествование о посещении трех наиболее популярных среди паломников монастырей нашей области. И если женская обитель в Шамордине покорила гостей из Белоруссии своим архитектурным великолепием, то мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыкове обратил на себя внимание неброской  красотой и кротостью.

Как Оптина пустынь и Казанская Амвросиевская пустынь, мужская обитель в Клыкове находится под Козельском, в одном из самых живописных районов нашей области. Сюда, в мужскую обитель, паломники едут поклониться, как это ни удивительно, могиле схимонахини Сепфоры. Говорят, что молитвы, вознесенные ей, творят чудеса.

По словам паломников из Липецка, а из этого региона прибыл автобус с молодыми женщинами, в Клыково многие едут с надеждой на чудо рождения ребенка.

Дела не так давно минувших дней

История создания мужского монастыря в Клыкове берет свое начало в  1924 году. В те годы часть братии Свято-Введенской Оптиной пустыни после ее разорения поселилась в селе Клыкове. Возглавлял тогда монастырскую общину бывший оптинский казначей игумен Пантелеимон (Аржаных). Эпицентром духовной жизни монашеской братии стала местная церковь в честь Спаса Нерукотворного. В зловещем 1937 году храм закрыли, а отца Пантелеимона арестовали и впоследствии расстреляли.

После закрытия в церкви устроили зернохранилище, затем — мастерскую по ремонту техники, а после в храме стали хранить удобрения. Только в 1991 году  храм в полуразрушенном виде вернули Русской Православной Церкви. 

И хотя сам монастырь в Клыкове действует не так долго, как иные обители, но история его связана с событиями, имевшими место намного раньше.

Там, где сегодня село Клыково, по высокому берегу реки Серены в древности проходил путь, по которому ходили русские князья, хазары и татары. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал священномученик Кукша — выдающийся русский просветитель домонгольской поры. 

С молитвой против холеры

Помимо истории жизни Святителя Кукши, некогда жившем в этих краях, паломникам во время экскурсии по обители рассказывают истории и о чудесных исцелениях, происходивших как в былые, так и в наши времена.  

Первая из них повествует, что в семи верстах от села Клыково находится село Курыничи. В 1733 году стараниями господ Давыдовых, которые владели в те времена Курыничами, в селе была построена церковь. Но в марте 1826 года случился пожар — церковь сгорела. От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранились: старинный Образ Спаса Нерукотворного и Евангелие, напечатанное при патриархе Андриане.

История появления этого старинного образа Спасителя в Курыничском храме малоизвестна. Существуют лишь предания, что он принесен в Курыничи одним из родичей курыничских помещиков Шульгиных.

В 20-х годах XIX века в Козельском уезде свирепствовала холера. И по преданию, до сего времени сохранившемуся у крестьян села Клыкова, во время эпидемии Образ Спасителя из Курыничей был принесен в Клыково. С крестным ходом Образ Спасителя обнесен был вокруг села, и холера постепенно стала ослабевать, а к 16 августа и совсем прекратилась. В благодарность Спасителю Богу тогдашний владелец села Клыкова гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий на месте деревянной ветхой церкви в честь святителя Николая построил новый каменный храм. В 1829 году строительство завершилось, и по желанию Полторацкого храм был освящен в честь Некукотворного Образа Иисуса Христа. Мменно этот храм сейчас является главным собором пустыни в Клыкове.  

Чудеса да и только

Во время экскурсии по монастырю в Клыкове паломников обязательно проводят поклониться могиле схимонахини Сепфоре. Многие идут туда за чудесным исцелением.

Из различных источников известно, что молитвы матушке помогали людям с болезнями суставов встать на ноги, а родители просят помочь образумить сбившихся с пути взрослых детей.

Мы же, спускаясь к месту упокоения матушки, разговорились с липчанкой. Она также прибыла с паломницами. В отличие от ее землячек Елизавета ехала не просить, а благодарить Сепфору. Почти десять лет они прожили с мужем без детей. Каких только врачей не обошли, все как один говорили – здоровы оба. И вот услышала она о клыковской схимонахине, приехала, говорит, наверное, больше из любопытства и с мыслью, что хуже точно не будет, особо не надеясь на чудеса. Очень Елизавете понравилась красота и духовная чистота здешних мест, говорит, словно душой помолодела я тут, ни о чем не прося уехала домой. А спустя год у них с мужем родился первенец, а за ним — и дочка. 

– Не знаю, матушка ли помогла или врач, к которому случайно попала после поездки по святым местам земли Калужской, а может одно с другим связано, но сегодня я приехала в Клыково просто за тем, чтобы сказать «Спасибо!», – поделилась с нами липчанка.

Возрождение храма

Сегодня ансамбль храмов в обители в Клыкове радует глаз паломников и прихожан окрестных деревень. А ведь к моменту возвращения храма Спаса Неруковорного Русской Православной церки, а за это время, как мы уже говорили,  он успел побывать и амбаром, и ремонтной мастерской, здание находилось в весьма плачевном состоянии. От внутреннего убранства храма не осталось практически ничего. Был разобран даже пол. Стены здания были занесены мусором и землей до самых окон. Перекрытия начали рушиться, а там, где раньше были крыша и купола, росли деревья.

По благословению архиепископа Климента в селе Клыкове силами братии, пришедшей из Оптиной Пустыни и поселившейся здесь было устроено Архиерейское подворье. При подворье начала формироваться монашеская община, а 17 июля 2001 г. было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыкове мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни.

Житие схимонахини Сепфоры

Схимонахиня Сепфора, в миру Дарья Николаевна Шнякина (урожденная Сенякина). родилась в крестьянской семье, в селе Глухове Гавриловского уезда Тамбовской губернии 19 марта 1896 года в семье крестьян. Из 13 детей, родившихся у ее родителей, выжило только трое: Дарья, ее брат Василий и Павел, первый брат был впоследствии убит на войне 1914 года, второй — при раскулачивании, в начале 30-х годов.

Семья Сенякиных, как водится, в те времена была очень верующей. Все вместе они ходили на воскресные службы, и за все, что ни происходило с ними, возносили благодарение Господу.

Уже в отрочестве Дарья решила не выходить замуж, а принять монашеский постриг. О ее решении знал и отец, поэтому не спешил отдавать дочку замуж. А когда Дарье исполнилось 20 лет, ее отец скончался. После кончины отца, в 1916 году, к ней посватался молодой односельчанин Дмитрий Шнякин, человек верующий, бывший в Сарове и Дивееве. Мать Дарьи благословила этот брак. Девушка безропотно подчинилась. 

Она вошла в большую зажиточную семью: у свекра — старосты сельского храма, было четверо сыновей и дочь, большое хозяйство. Он не позволял своим детям после женитьбы отделяться от него, и вот в доме собралось пять снох — пять молодых женщин. Дарья стала старшей снохой, которой по чину полагалось за всем следить, всем распоряжаться, словом, домоправительницей. Матушка вспоминала, что ей тогда « лапти некогда было снять, не то что отдохнуть». В 1933 году семью мужа Дарьи раскулачили, свекра и свекровь сослали на Соловки, а их дом разобрали по бревнышкам. В 1933 году перенесла она страшное раскулачивание, сопровождавшееся убийством ее родных, ее дом разобрали по бревнышкам. К этому времени у Дарьи и ее мужа уже четыре дочери — Александра, Параскева, Лидия и Юлия. 

Наступила зима, жить стало негде. Дарью с детьми приняла бедная вдова Агафья, которая жила на краю села и была нелюдима. Еще до раскулачивания муж Дарьи уехал в Болохово, что в Тульской губернии, строить шахту в надежде заработать и перевезти семью. В Болохове, надо сказать, семье ненамного стало легче. Мужу чаще всего доставались случайные заработки: то щиты для снегозадержания на железной дороге сколачивать, то на хлебозаводе дрова колоть, то истопником трудиться. Александра и Параскева тоже где могли работали. 

В 1946 году после кончины мужа матушка с дочерьми переехала в небольшой городок в Тульской области Киреевск, дочери к этому моменту выросли и не нуждались в ее опеке. Она вела уединенный образ жизни и непрестанно молилась. Часто ездила в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где  20 октября 1967 года приняла постриг и была наречена Досифеей. А в декабре 1989 года владыка Серапион, митрополит Тульский и Белевский, постриг матушку Досифею в схиму* с именем Сепфора. Матушку Сепфору беспокоило то, что ей, схимнице, как она думала, придется умереть в миру. 

Но как-то ей приснился сон, в котором говорилось, что свой последний приют она обретет в монастыре в Клыкове Калужской области.

Так, в августе 1995 года матушку Сепфору посетил будущий наместник монастыря Спаса Нерукотворного пустынь в с. Клыкове игумен Михаил, в ту пору иеродьякон Феодосий, трудившийся над созданием обители. Узнав что он из Клыкова, матушка обрадовалась: «Вот и славно, что ты приехал, я ждала! Ты дом строишь?» И, услышав утвердительный ответ, говорит: «Строй быстрее, я приеду к вам жить». К Рождеству 1996 года матушка поселилась в монастыре в с. Клыкове.

За то время, что схимонахиня Сепфора прожила в Клыкове, к ней за поджержкой в скорбях и советом приходили и монахи, и миряне, для каждого она находила нужные слова. Умерла матушка Сепфора 13 мая 1997 года, но и по сей день к ней за помощью и поддержкой продолжают идти верующие.

*Схима – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом.