Самая древняя башня московского кремля: названия, история, цены на экскурсии, фото

Древние башни Московского кремля

Для меня каждый древний город ассоциируется с кремлем, а каждый кремль с древним русским городом. Много кремлей не сохранилось вовсе, часть разрушена временем или пожарами, часть разобрана людьми. Но, тем не менее, в России все еще есть на что посмотреть, что посетить.

Одним из интереснейших, как в историческом, так и в архитектурном плане является кремль Московский. Самый большой по площади, с невероятным количеством башен – их двадцать. И здесь нет двух одинаковых. Каждая из них имеет свой облик, своем имя и свою историю.

Кутафья башня

Пожалуй, одна из самых, на мой взгляд, необычных башен Московского кремля – Кутафья. Относительно низкая, ажурная, открытая – такая она сейчас, после всевозможных реставраций и истечении сотни лет.

Кутафья, или как еще ее называли – Предмостная, башня является уникальной еще и потому что это единственная сохранившаяся в Кремле башня-стрельница

Сооружена она была в 1516 году. Ажурный парапет получила в 1685 году, а открытую площадку в 18 веке. До этого башня выглядела весьма сурово.

Так откуда же столь странное название башни – Кутафья? А вот тут существует несколько версий. Мне понравилась та, в которой оно происходит от слова «кутафья» — полная неповоротливая женщина. Да и впрямь, если присмотреться, сходство то имеется!

Троицкая башня

За Кутафьей башней, соединенная с ней длинным Троицким мостом, находится самая высокая башня Кремля – Троицкая.

Троицкая башня и в те далекие времена являлась центральной проездной башней, и сейчас пропускает через себя толпы туристов. Троицкая башня немного старше, расположена впереди Кутафьей, датой ее постройки считают 1495 год, хотя после чего она несколько раз достраивалась и перестраивалась.

За время своего существования как только не именовали башню: и Богоявленской, и Ризоположенской, и Знаменской, и Куретной. Но в 1658 году царь Алексей Михайлович в своем указе повелел называть ее Троицкой в честь расположенного неподалеку подворья Троице-Сергиева монастыря.

Средняя Арсенальная башня

Если пойти от главного входа Кремля направо, то следующей башней, увиденной нами, станет Средняя Арсенальная башня. Названая ранее граненой за свой фасад в XIII веке, эта небольшая башня (всего 38 метров) получила свое нынешнее название в связи с постройкой рядом здания Арсенала. Датой постройки башни считается 1495 год.

Угловая Арсенальная башня

Самая мощная башня Кремля завершает северо-западную стену. Угловая Арсенальная башня, она же Собакина башня. Собакиной башня именовалась по близлежащему двору бояр Собакиных. Но в XIII веке, как и ее соседка, получила название Арсенальной. 60-метровая Арсенальная башня в свое время была и самой высокой башней сооружения.

Никольская башня

Никольская башня – одна из тех башен Кремля, которую наверняка видел каждый путешественник, ведь одной своей стороной она выходит на Красную площадь. Построена она была в 1491 году. Более пятиста лет назад Никольская башня, также, как и Троицкая, имела при себе отводную башню-стрельницу, мост и ворота. По названию башни все вполне понятно, оно далось от имени святого Николы Можайского, чья икона была установлена над ее воротами.

Сенатская башня

Наверняка многие замечали при прогулке по Красной площади невысокую башенку за мавзолеем Ленина. Башенка эта носит название Сенатской. Вообще долгое время она была безымянной, вплоть до 1787 года, когда было завершено строительство Сенатского дворца в Кремле.

Спасская башня

В лето 6999 [1491] июля божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана.

Эта надпись была найдена, пожалуй, на самой известной башне Кремля – Спасской. Вот уже много лет, каждую новогоднюю ночь часы Спасской башни отсчитывают последние секунды до наступления Нового года. К слову, современные куранты – 1852 года, до этого с 1624 года на башне были другие часы.

Ворота Спасской башни являлись главными из всех ворот Кремля. Долгое время над ними были написаны образы Спасителя. Горожанам запрещалось въезжать через Спасские ворота на лошадях, а мужчинам полагалось снимать головные уборы.

Проездные ворота, ранее именуемые Фроловскими (от церкви Фрола и Лавра) 17 апреля 1658 года стали по указу царя Алексея Михайловича Спасскими, а затем и вся башня унаследовала это название.

Кстати, совсем недавно в марийском городе Йошкар-Ола была построена мини копия Спасской башни.

Царская башня

Пожалуй, самая маленькая башня Кремля – Царская. Изначально на этом месте башни не было вовсе, а сооружена она была лишь в 1680-х годах. Да и если по-честному, то это лишь небольшой шатер на кремлевской стене.

Набатная башня

Напротив восхитительного Собора Василия Блаженного построена Набатная башня. Уже из названия становится ясно, что именно здесь висел набатный колокол. Было время, когда Набатная башня начала крениться. Причины возникновения крена удалось ликвидировать, но и сегодня башня отклоняется от вертикали на метр.

Константино-Еленинская башня

Вот уж не думала, что в названии башен Московского Кремля встречу свое имя. Но вот она передо мной – Константино-Еленинская башня.

Свое имя она получила после постройки в Кремле церкви Константина и Елены. Церковь, к сожалению, до наших дней не сохранилась. Ранее башня именовалась Тимофеевской. Вначале башня имела пару отводных башен и являлась проездной. Башни-стрельницы снесли в XIII веке, арку ворот заложили, но, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и арку, и углубление для надвратной иконы и места для рычагов подъемного моста.

Весьма любопытно, что именно через ворота, находившиеся на месте этой башни в 1380 году Дмитрий Донской отправился на Куликовскую битву.

Беклемишевская башня

Постепенно мимо башен мы дошли до юго-восточного угла Кремля. Здесь кремлевская стена поворачивает и идет вдоль Москвы-реки. Угловая башня носит имя Беклемишевской или Москворецкой. Москворецкая – потому что находится рядом с Москвой-рекой, Беклемишевская – от имени жившего рядом боярина Ивана Беклемишева. Во время войн и сражений Беклемишевская башня первой получала удар, так сложилось, что враги наступали со стороны Москва-реки.

Одна из немногих, Москворецкая башня, является круглой и это неспроста. Она имела оборонительную функцию, а ее форма усиливала оборону при возможной двусторонней атаке. По этой же причине башня выносная, т.е. выступает за стены Кремля.

Петровская башня

Рядом с Беклемишевской башней, совсем близко от нее, располагается Петровская башня. Она намного ниже своей соседки. В старые времена рядом с башней находилось подворье Угрешского монастыря с церковью Петра Митрополита, отсюда и название. Примечательна Петровская башня тем, что в 1612 году была полностью разрушена, а потом восстановлена заново. Второй раз башню разобрали в 1770, а затем в 1783 году возвели снова. Но и на этом история не заканчивается. В 1812 году французы взорвали Петровскую башню, но уже в 1818 архитектор О.И.Бове восстановил ее. Вот такая непростая история.

Первая и вторая безымянные башни

Есть в кремлевской стене пара башен без названия, так и называются Первая безымянная и Вторая безымянная башни. Первая безымянная башня ранее носила название Пороховой и также, как и Петровская, имеет весьма богатую историю. В 1547 году башня была разрушена во время пожара в Москве. Усугубило ситуацию то, что в ней был устроен пороховой склад. В 1770 году ее вместе с Петровской и Второй Безымянной башней снова разобрали при строительстве Дворца. А в 1812 году она пострадала от французов.

Вторая Безымянная башня страдала от разрушений чуть меньше. Лишь в 1771 году ее разобрали, а после отстроили заново.

Тайницкая башня

Центральная башня южной стены – Тайницкая, она же первая башня Кремля. Датой постройки башни считают 1485 год, но в 1781 году ее, как и соседок разобрали, а заново возвели лишь в 1783 году. Тайницкой башню прозвали за то, что в ней был предусмотрен колодец-тайник и скрытый ход к Москва-реке. До 1932 года к Тайницкой башне была пристроена стрельница. Любопытно, что до 1917 года отсюда ежедневно в полдень производился выстрел из пушки. Только вот в Санкт-Петербурге традиция сохранилась и по сей день, а в Москве нет.

Благовещенская башня

Существует очень красивая легенда происхождения названия этой башни. Она гласит о том, что в один момент чудеснейшим образом на северной стене башни проявилась икона Благовещения. Уже позже, в 1731 году к башне была пристроена церковь Благовещения. В 1932-33 годах церковь разобрали, а башне вернули первоначальный вид.

Водовзводная башня

Очередная угловая башня – Водовзводная. Аналогично Константино-Еленинской башне имеет цилиндрическую форму. В 1633 году в башне установили водоподъемную машину, отсюда и название. Башня перестраивалась дважды: в 1805 и 1817 годах.

Боровицкая башня

У Боровицкого холма возвышается величественная Боровицкая башня. Говорят, что когда-то здесь рос густой сосновый бор, отсюда и название. Сложно в это поверить сейчас, когда перед глазами сейчас лишь стекло и бетон мегаполиса.

Оружейная башня

Старинные оружейный мастерские, некогда располагавшиеся у ее подножья, дали название башне. И не только башне. Здесь, за кремлевской стеной располагается интереснейший музей: Оружейная палата.

Комендантская башня

Носившая ранее название Колымажной башни, расположенная на северо-западной части кремлевской стены, Комендантская башня была построена в 1495 году. Свое нынешнее название она получила в 19 веке, когда в Потешном дворце кремля поселился Московский комендант. Как и другие башни Московского кремля башня преобразилась в 17 веке, когда у нее появился декоративный шатровый верх.

Комендантской башней мы замкнули круг кремлевской стены. Великие башни, великие стены хранящие историю.

Обходя Кремль, я прежде всего любовалась архитектурой, замысловатыми украшениями шатровых башен, стрельчатыми арками бойниц. Уже потом, узнав историю каждой из башен, я пересматривала фотографии под другим углом.

Вам также будет интересно:

Башни Московского Кремля | История искусства

Башни и стены Кремля

II половина XV века — время образования Русского национального государства. Иван IIIобъединил русские земли. К этому времени белокаменный Кремль частично разрушился и уже не соответствовал международному положению и богатству Московского государства.

Впервые тогда белый камень заменили красным. Выпекали его в печах, как хлеб. А был он весом в восемь килограммов. Полупудовый камень брали двумя руками.

Иван III поручил строительство в Кремле Василию Дмитриевичу Ермолину. Много в Кремле строили и итальянские зодчие, но по исконно русским мотивам. Кремль мыслился Иваном III не только как надежная крепость, но и должен был стать парадным местом Московской Руси. Архитекторы прониклись этими замыслами. И поднимались стены, церкви, терема…

Все в Кремле тогда предусматривалось для защиты от врагов. План — многоугольный, чтобы видеть с разных сторон неприятеля, расстояние между бойницами не превышает дальности выстрела метательного орудия. Башни прерывают ход по стене. А сами они либо круглые, либо многоугольные, чтобы труднее было разрушить стенобитными орудиями.

Сначала строились укрепления: толстые кирпичные стены и дозорные башни , и было это весной 1485 года. Длина всей постройки — 2235 метров. Стены были очень толстыми, местами их толщина достигала 3, 5 метров. Высота стен также была разная, доходя в некоторых местах до 14 метров. Вероятно, это было связано с тем, что Москва «стоит на семи холмах». Вверху стены были сделаны в виде раздвоенного «ласточкина хвоста», напоминающего букву «М», в них были устроены бойницы. Это придавало толстым стенам своеобразие и декоративность. Сверху над зубцами шла тесовая двускатная крыша, прикрывавшая от дождя и снега защитников Кремля.

Башен было 20, в древности они выглядели не такими, как сейчас, нарядными и высокими. Шатры появились спустя два века. При Иване III строили их как грозные неприступные бастионы. Все они совершенно не похожи одна на другую.

Четыре века Кремль оставался единственной крепостью Москвы, защищавшей москвичей в дни нашествий. Но в VI веке разросшаяся и бурно растущая Москва уже не могла обойтись только этими стенами. К стенам Кремля примкнула стена Китай-города, и эти стены слились в одно крепостное сооружение небывалой мощи и размеров. Новые стены и башни подхватили архитектурный мотив, заданный Кремлем. Теперь длина стен достигла 15 км, а башен стало 50!


Спасская (Фроловская) башня


Главная башня Кремля — Фроловская, по имени соседней церкви Флора и Лавра. При ремонте башни в 1464-1466 годов зодчий В.Д.Ермолин установил на ней белокаменные рельефные изображения покровителей московских князей — святого Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Башня была построена в 1491 году зодчим Пьетро Антонио Солари.
Фроловские ворота были главным въездом в в Кремль: через них в XVI — XVII веках выезжали цари, в праздники выходил с крестным ходом патриарх, в воротах встречали прибывших в Москву иностранных послов.
В 1624 — 1625 годах зодчие Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей увенчали башню сложной надстройкой и высоким каменным шатром. Так эта башня первой получила свой характерный островерхий силуэт. В надстройку были вмонтированы часы — предшественники кремлевских курантов.
В 1658 году указом царя Алексея Михайловича Фроловская башня была переименована в Спасскую ( в честь икон Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного), которые были помещены с наружной и внутренней стороны Кремля.
Спасские ворота особо почитались в народе и считались «святыми»: мужчины, входя через них в Кремль, обнажали головы, а всадники спешивались и вели коней на поводу.


Тайницкая башня


По времени появления на свет, это башня №1. За долгую историю у этого стража Кремля было много разных названий — Потайницкая, Водяные ворота, Чешковы, Шешковы, Чушковы ворота. В XV веке вблизи стоял двор Чешка, боярина Данила Галицкого, отсюда три последних названия, а Водяные и Тайницкие — потому, что был здесь древний колодец-тайник.
Через Тайницкую башню также можно было войти в Кремль. Тайницкая башня была большой, она имела не только проезд, но часы и колокол. Часовщик жил прямо на ней, соорудив наверху две деревянные избы. Как рассказывает опись 1647 года: «А на башне чулан деревянный, а в чулане часы. На той же башне две избы поставлены деревянные. А сказал часовой мастер, что он поставил те избы на свои деньги и поставил не бив челом, без указу.» То есть соорудил избы, не получив официального разрешения. Жилось часовщику туго, кровля изб обвалилась. По всей видимости, в середине XVII века обветшавшую башню снесли и возвели вновь.
Башня стоит, поднявшись пятью ярусами с шатром на 38,4 метра.


Никольская башня


Никольская башня напоминает готический собор.От прямоугольного приземистого основания ввысь вздымается стройный краснобелый шпиль со стрельчатыми щелевидными проемами. Из красного кирпича и белого камня русские мастера выстроили нечто вроде колокольни с узкими прорезями окон. По ее сторонам белеют маленькие четыре башенки такого же типа. Этот готический шпиль украсил башню сравнительно недавно, после 1812 года, когда восстанавливали Кремль после пожара. Тогда-то и была надстроена высоким верхом Никольская башня.
В старину у Никольской башни разрешались споры, часто возникавшие на торговой площади. Сюда приходили спорщики и целовали крест, призывая в свидетели висевший на воротах образ Николая Угодника — «заступника и утешителя всех скорбящих», который, как верили, карает клятвопреступников.
Но случалось и такое. Однажды во время крестного хода на глазах сотен людей в этот образ бросил палку бесстрашный бунтарь, схваченный и судимый. «Санкт-Петербургские ведомости» сообщили, что «на площади сожжен богохульник и иконоборец Шуйского уезда Василия Змиева крестьянин Ивашка Красный».
И на Никольской башне дежурили «дозорщики», и на ней красовались в прошлом часы, последний раз упоминаемые в 1612 году. Тогда после изгнания польских интервентов через эти ворота вошло «все воинство и все православные народы во граде Кремль во мнозе радости».


Троицкая башня


Самая массивная башня Московского Кремля. Ее громада лучше всего ощущается, когда смотришь на нее от подножия в Александровском саду. От земли ввысь поднимается горой кирпичный колосс. Толщу стен прорезают несимметричные окна, в верхнем ярусе их насчитывается шесть.И хотя башня украшена вверху белокаменными столбиками, фигурками, арками наподобие Спасской башни, она до сих пор не утратила своей средневековой суровости. Высота от подножья до звезды 80 метров. На один метр ниже Колокольни Ивана Великого, на девять метров выше Спасской башни.
Когда входишь в эту гигантскую башню, то попадаешь в многоэтажный дом. Он обитаем. Сюда на службу приходят с трубами, кларнетами, саксофонами музыканты. В башне полно звуков, как в оркестровой яме театра. В Троицкую башню приходят до сих пор известные музыканты, композиторы, чтобы прослушать новые произведения, дать им путевку в жизнь.
В этой же башне находится пульт управления московских звезд. Щит, похожий на те, которые бывают на электростанциях. Пять рубильников, как и пять рубиновых звезд. Поддерживается постоянное напряжение 80 вольт. Они горят днем и ночью, в любую погоду.


Угловая Арсенальная (Собакина) башня


До появления здесь Арсенала эта башня называлась Собакиной, потому что тут находился двор боярина Данилы Собаки. Когда в 1812 году в Кремле произошел взрыв, половина Арсенала взлетела в воздух, а эта башня лишь покрылась трещинами. Это самая прочная башня Кремля. Особенностью архитектуры башни являются ее грани, их восемнадцать, они сливаются в один мощный округлый столп. Он защищал не только стены Кремля (расположен как раз на углу двух стен), но и источник воды, поэтому башня построена вдвойне неприступной.
В конце прошлого века исследователи пытались выяснить, что это за вода. Сутки откачивали ее насосами и не осушили — значит, подземный ключ неистощим. По каменному желобу вода из родника стекает в Неглинку, текущую в трубе под землей.
Одним «из чудес древнего Кремля» называют этот родник, и, чтобы увидеть его, открываем железную дверь в башню. Делаем шаг вперед — и летний зной сменяется тьмой, вечной прохладой и дыханием живой воды. Она дает о себе знать, едва переступаем порог. Однако на стенах влаги нет. И это позволило в прошлом веке разместить внутри башни большой архив. Бумаги от такого соседства не страдали.
Прежде чем спуститься вглубь, останавливаемся у окна — бойницы. Стоя возле него, видишь неимоверную толщину кладки — метра на четыре. К источнику ведет та лестница, что Петр Антонио Солярио выложил в толще камня. Она круто уходит вниз. Ширина ее такова, что позволяет проходить по одному, не сгибаясь. Отсчитав примерно ступеней сорок, осторожно спускаемся. Луч фонаря высвечивает из мрака под ногами кирпичную трубу, растущую из-под земли. Большие кирпичи, великолепная кладка, в диаметре она метров пять. Над головой свод, точно мы а подземном храме. В центре свода круглый проем. А сбоку узкая щель, предназначенная для верхнего света. На дне трубы голубоватая вода, тихая и спокойная, спящая в этом подземном хранилище под охраной башни. Сколько лет этому роднику? Неизвестно, возможно, он ровесник самой Москвы. Вода вкусная, прохладная и прозрачная, очищенная самой природой.
Есть в Угловой Арсенальной башне еще одна тайна. Если пройти по той же лестнице, что ведет к ключу, потом повернуть в сторону — окажемся в узком боковом проходе. Еще поворот — снова коридор в толще кирпича. В луче фонаря из мрака выступает сводчатый зал. Ни окон, ни даже узкой щели, напоминающих о существовании света. Даже сильный звук не доходит сюда. Это подземелье, чтобы в ней можно что-то спрятать. Когда откопали это подземелье, надеялись здесь найти библиотеку Ивана Грозного. Но ее не оказалось, хотя возможных тайн в толще стен и башен Кремля еще много.


Беклемишевская (Москворецкая) башня


Стоит эта башня вблизи Москвы-реки. С.П.Бартенев пишет о ней так: «Самая изящная по пропорциям. Своей красотой в общем впечатлении Кремля, в симфонии его архитектурных форм Беклемишева башня дает чарующее созвучие».
Такой гармоничной она была не сразу, сначала ее высота была на 10 метров ниже. Потом ее надстроили. Машикули — проемы для обстрела врага сверху вниз — появились намного выше прежних, заложенных кирпичом. Восхищаясь красотой башни, Бартенев также был поражен, что за сотни лет она не подвергалась капитальному ремонту!
Свое название башня получила от расположенного прежде возле нее двора боярина Василия Беклемишева. Башня стоит под обрывом на сильном ветру, поэтому даже несколько наклонилась. Второе название, естественно, получила от близости башни к Москве-реке.


Благовещенская башня


Это большая башня,здесь был проезд, «портомойные ворота». Через них выходили к реке мыть белье. Название башни происходит от стоявшей рядом церкви Благовещения, и сама башня одно время была ее приделом и колокольней. Висело на ней семь колоколов. Все это появилось в более позднее время, когда Кремль утратил свою роль городской крепости. В XVI веке при Иване Грозном в башне находилась тюрьма, где, по преданию, произошло чудо: одному из узников явилась Богоматерь с благой вестью, надоумив его подать челобитную царю. После этого стали приходить сюда богомольцы, появилась церковь Благовещения.


Боровицкая башня


Еще одна звездная башня. Царским указом ей было дано название Предтеченской, но это название не прижилось, из сознания москвичей не смогли вытравить старое название по месту расположения у Боровицкого холма. Неизвестно почему, но строитель Боровицкой башни соорудил ее непохожей на все остальные угловые и проходные башни. Эта кремлевская стрельница выложена по плану ступенчатой пирамиды. Над ее нижним прямоугольным главным массивом поднимаются один другого меньше еще три такой же формы объема. С.П.Бартенев называл ее самой своеобразной башней Кремля.
Входишь в Боровицкую башню и попадаешь в просторный дом: восемь этажей с глубокими вместительными подвалами. На нижних этажах — залитые светом побеленные палаты. Заходим в одну, потом поднимаемся в другую. Даже в сумрачный день в ней светло, потому что она — двусветная, лучи попадают через два яруса окон.
Боровицкие ворота — древняя дверь Кремля, она служила удобным выходом к реке, куда ходили за водой. Также этими воротами пользовались, когда надо было тайно проехать в Кремль.


Водовзводная башня


Эта башня вошла в историю строительством первого в Москве водопровода. Это угловая башня, поэтому она значительно выше, наряднее, больше остальных башен. Достаточно сказать, что высота ее до звезды 57, 7 метра, то есть почти в два раза выше.
«Водовзводная башня представляет собой цельное, вполне законченное произведение, ее пропорции прекрасны, архитектурная обработка богата и вместе с тем умеренна», — так характеризует эту кремлевскую вершину С.П.Бартенев. По своему виду она очень напоминает архитектурные постройки Италии.
Башня стоит почти у самой реки, в том месте, где впадает в Москву-реку огибающая Кремль Неглинка, ныне спрятанная в трубу, под землю.
Название башня получила оттого, что в 1663 году она служила как водонапорная станция. В ней появилась водовзводная машина, механизмы которой накачивали воду из колодца вверх, где находился выложенный свинцом водоем. Отсюда по свинцовым трубам самотеком вода поступала в Кремлевский дворец. Стоила эта заморская машина несколько бочонков золота. Служил первый кремлевский водопровод до пожара в 1737 году.


Комендантская (Колымажная) башня


Свое название башня получила , потому что в здании рядом с ней жил комендант. Эта башня повыше Оружейной. Ее основание расположено на уровне реки Неглинной, поэтому она больше всех страдала от воды. Пришлось ее укреплять, так, что стена здесь утеряла прямизну, она утолщается к основанию.


Оружейная башня (Конюшенная)


Эта невысокая башня стоит на высоком прибрежном холме. В ней четыре яруса. Прежде она называлась Конюшенной — по стоявшим здесь конюшням. Эта башня тоже была проездной. Оружейной она стала называться от нахождения рядом Оружейной палаты.


Петровская (Угрешская) башня


В отличие от других у нее восьмигранный верх, венчающий эту четырехэтажную постройку. Это башня-воин, башня-сторож. На втором ее ярусе находилась церковь митрополита Петра, относившаяся к стоявшему рядом подворью Угрешского монастыря. Поэтому башню также называли Угрешской, и даже — Безымянной.


Сенатская башня


За этой башней — здание бывшего Сената, отсюда и название. Несколько удлиненная форма шатра придает Сенатской башне вид суровой недоступности.


Кутафья башня


Название Кутафьей башни происходит от слова кутафья, что значит, неуклюжая, неказистая. Но у слова кут есть другое значение — угол, отсюда — закуток (В.Даль). Башня стояла несколько в стороне от Кремля, поэтому ее и назвали Кутафья. А неуклюжей, неказистой тогда она не казалась. Когда-то она выглядела как все, причем очень похожа была на Троицкую. Но над ней единственной позже не построили шатра, более того, даже появившийся позже свод разобрали, так что стоит она ничем не прикрытая. Башня эта является предмостной — к ней от реки перекинут мост.

Самое старое здание Москвы

+7 495 991-72-70

COVID-19

 

До сих пор не ясно, какая самая старая постройка на территории Москвы. Большинство домов в старину были деревянными, так как это был самый распространенный материал, но недостаточно прочный, чтобы выдержать российский климат.

Таким образом, культовое сооружение Спасский собор Андроникова монастыря кажется самым древним в Москве. Он был построен между 1425 и 1427 годами, чтобы заменить деревянную церковь на ее месте. Его интерьер украшали фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, которые не сохранились, только фрагменты растительного орнамента. В середине 19го века собор был частично перестроен после пожара. В середине 20 века он был реконструирован по первоначальному проекту.

Таким образом, назвать его старейшим зданием Москвы вряд ли можно, так как к нему прикасались с 1427 года. В этом отношении Успенский собор, который можно увидеть во время экскурсии по Московскому Кремлю, может поспорить за звание старейшего. Он был построен в 1475–1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Он стал главным собором Москвы, так как здесь проходили все коронации российских монархов.

Внешний вид и внутреннее убранство собора могут увидеть все желающие во время экскурсии по Москве.

Население Москвы
Сегодня Москва — крупнейший город Европы. Население Москвы составляет 10,5 млн человек.

подробнее

Возраст Москвы
Москва была основана в 1147 году. Это один из древнейших городов России.

подробнее

Что такое Москва?
Что значит Москва? Это название намного старше самого города.

подробнее

Парки Москвы
Москва очень зеленый город. Более 40 процентов его территории составляют парки, сады и леса.

подробнее

Московское метро
Московское метро – самый популярный общественный транспорт в Москве как для москвичей, так и для туристов.

подробнее

Московский метрополитен
Самая глубокая станция московского метро «Парк Победы», 84 метра, высота 28 этажного дома

подробнее

Объявления в метро
Во время навигации в московском метро вы всегда можете определить направление поезда по полу диктора.

подробнее

Лето 2010 побьет все температурные рекорды
Лето 2010 запомнится москвичам и гостям Москвы аномально высокими температурами.

подробнее

Московский фонтан с питьевой водой
В Москве более 700 фонтанов, а с питьевой водой только один.

подробнее

Московские зимы
Самая низкая температура, когда-либо зарегистрированная в Москве, составила -42°C. Произошло это в январе 1940 года.

читать дальше

Освещение в Москве
Знаете ли вы, когда улицы Москвы стали освещаться?

подробнее

Какими необычными памятниками может похвастаться Москва?
Вы слышали о таких памятниках, как «Уступи дорогу утятам», «Ворона и лиса с плавленым сыром» «Дружба» или «Дети — жертвы пороков взрослых»?

подробнее

Московские церкви
Сколько церквей в Москве?

подробнее

Необычные московские поезда
Московское метро известно не только изысканным дизайном и интерьером, но и уникальными поездами.

подробнее

Московский Макдональдс
Согласны ли вы стоять в очереди 6 часов, чтобы попасть в Макдональдс? Так делали многие москвичи в 1990-х годах.

читать дальше

Русское Рождество
Почему 7 января русские празднуют Рождество?

подробнее

Эпитеты Москвы
За свою 9-вековую историю Москва обрела несколько эпитетов.

подробнее

Памятник Святым Кириллу и Мефодию
На каком памятнике в Москве 5 орфографических ошибок в надписи?

подробнее

Органные вечера в Кусково
«Органные вечера в Кусково» — это серия концертов, которые проходят по выходным дням в одной из красивейших старинных усадеб Москвы

подробнее

Курение в России
Знаете ли вы, когда курение было официально запрещено в России?

подробнее

Правило преемственности лидеров
Кто будет следующим президентом России?

подробнее

Самый большой колокол в мире
Где находится самый большой колокол в мире?

подробнее

Звонок озорной
В Московском Кремле живет очень старый 300-летний политзаключенный. Кто бы это мог быть?

подробнее

Самые высокие здания Европы
Где находятся самые высокие здания Европы?

подробнее

Самый старый дом Москвы
Сколько лет самому старому дому Москвы?

подробнее

7 любопытных фактов и легенд о 7 сестрах.
Какие факты и легенды вы слышали о сестрах Сталине?

подробнее

Что означает количество куполов на храме?
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему в одних церквях 3 купола, а в других – пять и даже больше?

подробнее

Русский православный крест
Какова символика русского православного креста?

подробнее

Форма и цвет русских куполов.
Форма и цвет русских куполов. Что они означают?

подробнее

Дед Мороз и Дед Мороз
Чем Дед Мороз отличается от Деда Мороза?

подробнее

Будьте осторожны, дом движется!
Вы когда-нибудь видели, как движется дом? Вы можете себе представить многоэтажный дом, жильцов которого отселяют на десятки метров?

подробнее

Москва перевернутый дом
Вы бывали в доме, где все перевернуто вверх дном?

подробнее

 

Лучшие туры по Москве и России

 

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваше взаимодействие с нашим веб-сайтом и облегчить предоставление вам услуг, доступных через наш веб-сайт. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы принимаете использование нами файлов cookie, условия нашей Политики конфиденциальности и Условия обслуживания.

Неоклассическое искусство | искусство | Британника

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Неоклассическое искусство , также называемое Неоклассицизм и Классицизм , широко распространенное и влиятельное движение в живописи и других изобразительных искусствах, зародившееся в 1760-х годах, достигшее своего расцвета в 1780-х и 90-х годах и продолжавшееся до 1840-х годов. и 50-х годов. В живописи это обычно принимало форму акцента на строгом линейном дизайне в изображении классических тем и сюжетов с использованием археологически правильной обстановки и одежды. Неоклассицизм в искусстве — это эстетическое отношение, основанное на искусстве Греции и Рима в древности, призывающее к гармонии, ясности, сдержанности, универсальности и идеализму. В контексте традиции классицизм относится либо к искусству, созданному в древности, либо к более позднему искусству, вдохновленному античностью, в то время как неоклассицизм всегда относится к искусству, созданному позже, но вдохновленному древностью. Художники-классицисты склонны отдавать предпочтение несколько более конкретным качествам, включающим линию цвету, прямые линии кривым, фронтальность и замкнутые композиции диагональным композициям вглубь пространства, общее частному.

Неоклассицизм возник отчасти как реакция на чувственный и фривольно-декоративный стиль рококо, господствовавший в европейском искусстве с 1720-х гг. Но еще более глубоким стимулом был новый, более научный интерес к классической древности, возникший в XVIII веке. Большой импульс неоклассицизму придали новые археологические открытия, в частности исследование и раскопки погребенных римских городов Геркуланум и Помпеи (раскопки которых начались в 1738 и 1748 соответственно). А начиная со второго десятилетия XVIII века ряд влиятельных публикаций Бернара де Монфокона, Джованни Баттисты Пиранези, графа де Кайлюса и антиквара Роберта Вуда содержали гравированные изображения римских памятников и других древностей, что еще больше усилило интерес к Классическое прошлое. Новое понимание, извлеченное из этих открытий и публикаций, в свою очередь, позволило европейским ученым впервые различить отдельные и отчетливые хронологические периоды в греко-римском искусстве, и это новое понимание множества древних стилей заменило прежнее безоговорочное почитание римского искусства. и поощрял зарождающийся интерес к чисто греческим древностям. Особое влияние в этом отношении оказали труды немецкого ученого Иоганна Иоахима Винкельмана и его изощренные теории. Винкельман видел в греческой скульптуре «благородную простоту и тихое величие» и призывал художников подражать греческому искусству. Он утверждал, что при этом такие художники получат идеализированные изображения природных форм, лишенные всех преходящих и индивидуалистических аспектов, и таким образом их образы приобретут универсальное и архетипическое значение.

Еще из Британники

Западная живопись: неоклассицизм

Неоклассицизм в живописи изначально не отличался стилистически от французского рококо и других предшествующих ему стилей. Отчасти это было связано с тем, что в то время как архитектура и скульптура могли быть смоделированы на основе прототипов в этих средствах массовой информации, которые действительно сохранились с классической древности, те немногие сохранившиеся классические картины были второстепенными или просто орнаментальными произведениями — до тех пор, пока не были сделаны открытия. сделанные в Геркулануме и Помпеях. Самыми ранними неоклассическими художниками были Джозеф-Мари Вьен, Антон Рафаэль Менгс, Помпео Батони, Анжелика Кауфманн и Гэвин Гамильтон. Эти художники были активны в 1750-х, 60-х и 70-х годах. Каждый из этих художников, хотя они могли использовать позы и фигуры из древних скульптур и росписей на вазах, находился под сильным влиянием предшествующих стилистических тенденций. Важная ранняя неоклассическая работа, такая как «9» Менгса.0276 Парнас (1761 г.) во многом обязан своим вдохновением классицизму 17 века и Рафаэлю как позами фигур, так и общей композицией. Композиции многих ранних картин художника-неоклассика Бенджамина Уэста основаны на произведениях Николя Пуссена, а сентиментальные персонажи Кауфмана, одетые в антикварные одежды, в основном напоминают рококо в их смягченной декоративной красоте. Тесная связь Менгса с Винкельманом привела к тому, что на него повлияла идеальная красота, которую последний так горячо излагал, но церковные и дворцовые потолки, украшенные Менгсом, больше обязаны существующим традициям итальянского барокко, чем чему-либо греческому или римскому.

Более строгий неоклассический стиль живописи возник во Франции в 1780-х годах под руководством Жака-Луи Давида. Он и его современник Жан-Франсуа-Пьер Пейрон больше интересовались повествовательной живописью, чем идеальной грацией, которая очаровывала Менгса. Незадолго до и во время Французской революции эти и другие художники заимствовали волнующие моральные темы из римской истории и прославляли ценности простоты, аскетизма, героизма и стоической добродетели, которые традиционно ассоциировались с Римской республикой, тем самым проводя параллели между тем временем и Современная борьба за свободу во Франции. Исторические картины Давида Клятва Горация (1784 г.) и Ликторы, приносящие Бруту тела его сыновей (1789 г. ), демонстрируют серьезность и приличия, восходящие к классической трагедии, определенную риторичность жеста и образцы драпировки под влиянием античной скульптуры. В какой-то степени эти элементы были предвосхищены британскими и американскими художниками, такими как Гамильтон и Уэст, но в работах Дэвида драматическое противостояние фигур более резко и четко в одной плоскости, обстановка более монументальна, а диагональные композиционные движения , большие группы фигур и бурные драпировки барокко были почти полностью отвергнуты. Этот стиль был безжалостно строгим и бескомпромиссным, и неудивительно, что он стал ассоциироваться с Французской революцией (в которой Давид активно участвовал).

Неоклассицизм, который обычно проявлялся в европейской живописи к 1790-м годам, подчеркивал качества контура и линейного дизайна над качествами цвета, атмосферы и эффектов света. Широко распространенные гравюры с античными скульптурами и греческие вазовые росписи помогли определить эту предвзятость, которая хорошо видна в контурных иллюстрациях, сделанных британским скульптором Джоном Флаксманом в 1790-х годах для изданий произведений Гомера, Эсхила и Данте. Эти иллюстрации отличаются радикальным и мощным упрощением человеческого тела, отрицанием изобразительного пространства и минимальной сценической обстановкой. Эта строгая линейность при изображении человеческой формы была принята многими другими британскими художниками-фигуралами, в том числе уроженцами Швейцарии Генри Фузели и Уильямом Блейком.

Художники-неоклассики придавали большое значение изображению костюмов, декораций и деталей классического предмета с максимально возможной исторической точностью. Это сработало достаточно хорошо, чтобы проиллюстрировать случай, найденный на страницах Гомера, но поднял вопрос о том, следует ли изображать современного героя или знаменитого человека в классической или современной одежде. Эта проблема так и не была решена удовлетворительным образом, за исключением, возможно, блестящих портретов Давида, изображающих натурщиков в модных тогда антикварных одеждах, как, например, в его Портрет мадам Рекамье (1800).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Классическая история и мифология составляли большую часть предмета неоклассических работ. Поэзия Гомера, Вергилия и Овидия, пьесы Эсхила, Софокла и Еврипида, а также история, записанная Плинием, Плутархом, Тацитом и Ливием, обеспечили большую часть классических источников, но самым важным единственным источником был Гомер. К этому общему литературному акценту добавлялся растущий интерес к средневековым источникам, таким как псевдокельтская поэзия Оссиана, а также эпизоды из средневековой истории, произведения Данте и восхищение самим средневековым искусством в лицах Джотто, Фра Анджелико и др. Действительно, неоклассики разительно отличались от своих академических предшественников своим восхищением искусством готики и кватроченто в целом и внесли значительный вклад в положительную переоценку такого искусства.

Наконец, следует отметить, что неоклассицизм сосуществовал на протяжении большей части своего более позднего развития с кажущейся противоположной и противоположной тенденцией романтизма. Но эти два стиля, далекие от того, чтобы быть отдельными и отдельными, сложным образом смешивались друг с другом; многие якобы неоклассические картины демонстрируют романтические тенденции, и наоборот. Эта противоречивая ситуация поразительно очевидна в работах последнего великого художника-неоклассика Жана-Огюста-Доминика Энгра, который писал чувственные романтические женские обнаженные тела, одновременно создавая строго линейные и довольно безжизненные исторические картины в одобренной неоклассической моде.

Гэвин Гамильтон — шотландский художник, археолог и торговец — провел большую часть своей трудовой жизни в Риме, и его картины включают две серии больших и влиятельных полотен на гомеровские сюжеты. Уэст и уроженец Швейцарии Кауфманн были самыми постоянными экспонентами исторических экспонатов в Лондоне в 1760-х годах. Джеймс Барри и Фюсели также сыграли важную роль. Блейк, поэт и художник, в какой-то степени был неоклассиком.

Жозеф-Мари Вьен был не только художником, но и другом археолога Кайла и директором Французской академии в Риме. В это поколение также входил Жан-Батист Грез, нарисовавший несколько предметов классической истории, а также сцены из современной жизни, которыми он наиболее известен; Луи-Жан-Франсуа Лагрене Старший, как и Вьен, директор Французской академии в Риме; и Николя-Ги Брене.

Выдающимся и наиболее влиятельным из всех французских неоклассиков и одним из крупнейших художников Европы был ученик Виена Жак-Луи Давид. Ранние работы Давида в основном рококо, а его поздние работы также возвращаются к типам начала 18 века. Его известность как неоклассика основана на картинах 1780-х и 90-х годов. После получения Римской премии Французской академии в 1774 году (важной в истории французской живописи, поскольку она присуждала пребывание в Риме, где победители изучали итальянскую живопись на собственном опыте), он был в этом городе в 1775–1781 годах и вернулся туда. в 1784 году написать Клятва Горация . Среди современников и почти современников Давида был Жан-Жермен Друэ, чьи исторические картины почти не уступали собственным картинам Давида по строгости и интенсивности.

Чуть более молодое поколение художников включало Жана-Батиста Реньо, Луи-Леопольда Бойи и Луи Гофье. За ними последовала более важная группа, в которую входил Пьер-Поль Прюдон, смешавший в своих картинах мягкий классицизм с лирическим настроением и мягким светом Корреджо. Прюдону покровительствовали императрицы Жозефина и Мария-Луиза. Барон Пьер-Нарсис Герен рисовал в стиле, близком к неоклассицизму Давида, хотя и не был одним из учеников Давида.

Из учеников Дэвида трое стали известными, а один стал очень известным. Барон Франсуа-Паскаль-Симон Жерар имел высокую репутацию портретиста как при Наполеоне, так и при Людовике XVIII. Антуан-Жан Гро исполнил множество больших наполеоновских полотен и после смерти Давида стал ведущим неоклассиком во Франции. Анн-Луи Жироде получил Римскую премию, но перестал рисовать после 1812 года, когда он унаследовал состояние и обратился к писательству. Знаменитым учеником был Энгр, который был важен как неоклассик в своих предметных картинах, но не в своих портретах.

Антон Рафаэль Менгс родился в Ауссиге в Богемии (современный Усти-над-Лабем, Чехия) в 1728 году в семье местного придворного живописца. Сам он был назначен дрезденским придворным художником в 1745 году. В 1755 году он познакомился с Винкельманом и впоследствии стал видной фигурой в римских неоклассических кругах. Менгс важен и как художник, и как теоретик. Однако, помимо него, основной вклад Германии и Австрии в неоклассицизм был теоретическим, а не практическим. Среди ранних неоклассиков были Кристоф Унтербергер; Антон фон Марон, женившийся на сестре Менгса; и Фридрих Генрих Фюгер. После Унтербергера самым интересным художником был Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн, выполнявший как портреты, так и сюжетные работы. Он был директором академии искусств в Неаполе и руководил публикацией гравюр с греческих ваз в коллекции сэра Уильяма Гамильтона, британского посла в Неаполе, который был известным знатоком.

Немецкий художник Асмус Якоб Карстенс работал в Берлине и был профессором Берлинской академии. В его художественный кружок входили художники Карл Людвиг Ферноу, Эберхард Вехтер, Йозеф Антон Кох (который был самым выдающимся из этой немецкой группы) и Готлиб Шик.

Одним из первых представителей неоклассицизма и одним из выдающихся художников своего поколения в Италии был Помпео Батони. Его стиль сочетает в себе рококо с элементами неоклассицизма, а его работы включают в себя классические сюжеты, а также портреты в современной одежде, натурщицу, позирующую со старинными статуями и урнами, а иногда и среди руин. Художник Доменико Корви находился под влиянием как Батони, так и Менгса, и был важным учителем трех ведущих неоклассиков следующего поколения: Джузеппе Кадеса, Гаспаре Ланди и Винченцо Камуччини. Эти художники работали в основном в Риме, первые два заработали репутацию портретистов, а Ланди особенно известен своими хорошими современными группами.

Рим действительно был городом, где наиболее активно работали ведущие итальянские художники периода неоклассицизма. Одним из таких был Феличе Джани, чьи многочисленные украшения включают наполеоновские дворцы там и в других местах в Италии (особенно в Фаэнце) и во Франции.

Известные художники за пределами Рима включают Андреа Аппиани Старшего в Милане, который стал официальным художником Наполеона и выполнил одни из лучших фресок в северной Италии. Он был также прекрасным портретистом. Одним из его учеников был Джузеппе Босси. Другим ведущим ломбардским художником был Джованни Баттиста дель Эра, чьи энкаустические картины были куплены Екатериной Великой и другими. Другие хорошие примеры неоклассических декоративных схем за пределами Рима находятся во Флоренции во дворце Питти работы флорентийца Луиджи Сабателли и Пьетро Бенвенути, родившегося в Ареццо, и в Венеции в базилике Сан-Марко работы Джузеппе Борсато, родившегося в этом городе и был художником и архитектором. Основными неоклассицистами на юге были сицилийцы Джузеппе Веласко, написавшие важные фрески во дворцах Палермо, и Джузеппе Эрранте.

Другие страны

Основным датским художником, создавшим оригинальные неоклассические работы, был Николай Абрахам Абильдгаард. Среди других датских художников был ученик Абильдгаарда и Давида Кристоффер Вильгельм Экерсберг. Дэвид был очень влиятельным в Брюсселе, где он ушел на пенсию в конце жизни. Картины его бельгийского ученика Франсуа-Жозефа Навеза, например, представляют собой чистый французский неоклассицизм. Двумя главными художниками-неоклассиками в Нидерландах были Гумберт де Супервиль и Ян Виллем Пиенеман. Главным неоклассиком в Испании был Хосе де Мадрасо-и-Агудо.

Археологические исследования классического Средиземноморья дали знатокам 18-го века убедительное свидетельство порядка и безмятежности классического искусства и послужили подходящим фоном для эпохи Просвещения и Века Разума. Вновь открытые античные формы и темы быстро находили новое выражение.

Успешные раскопки способствовали быстрому росту коллекций античной скульптуры. Иностранные посетители Италии экспортировали бесчисленное количество мрамора во все части Европы или нанимали агентов для создания своих коллекций. Доступность античной скульптуры в музеях и частных домах, а также через гравюры и гипсовые слепки оказала далеко идущее формирующее влияние на живопись и скульптуру 18 века. Подавляющее большинство собранных древних скульптур были римскими, хотя многие из них были скопированы с греческих оригиналов и считались греческими.

В трудах Иоганна Иоахима Винкельмана греческое искусство считалось неизмеримо выше римского. Любопытно, однако, как мало положительного влияния мрамор, который лорд Элджин привез в Англию из Парфенона в Афинах, оказали на скульптуру в Западной Европе, хотя они оказали большое влияние на ученых. Идеалы неоклассической скульптуры — акцент на четкости контура, на ровном фоне, на несоперничестве с живописью в имитации воздушной или линейной перспективы в рельефе или развевающихся волосах и развевающихся драпировках в отдельно стоящих фигурах — были главным образом вдохновлены теорией и римскими неоаттическими произведениями или даже римским псевдоархаическим искусством. Последний вид искусства оказал влияние на Джона Флаксмана, которым чрезвычайно восхищались суровый стиль его гравюр и рельефной резьбы.

«Декорум» и идеализация

Академические теоретики, особенно из Франции и Италии XVII века, утверждали, что выражение, костюм, детали и обстановка произведения должны максимально соответствовать их предмету. Неоклассики XVIII в. унаследовали эту теорию «декорума», но, отдавая предпочтение универсальному идеалу, реализовывали его в ограниченной форме, подразделяя все действие и выражение на классический покой, идеализируя лица и тела в классических героев и превращая все костюмы, если таковые имеются, в облегающую одежду, чтобы избежать ссылки на эфемерное время.

Серия памятников генералам и адмиралам Наполеоновских войн 18-го и начала 19-го веков в соборе Святого Павла и Вестминстерском аббатстве демонстрирует важную дилемму: в классическом или современном костюме следует изображать героя или известного человека. . Многие скульпторы по-разному изображали фигуры в униформе и полностью обнаженными. Представление о современном герое в старинном платье принадлежит традиции академической теории, примером которой является английский художник сэр Джошуа Рейнольдс в одной из его Королевских академий 9.0276 Беседы :

Стремление передать потомству форму современного платья должно быть признано приобретаемым непомерной ценой, даже ценой всего ценного в искусстве.

Даже живого героя можно идеализировать полностью обнаженным, как в двух колоссальных стоячих фигурах Наполеона (1808–1811 гг.) работы итальянского скульптора Антонио Кановы. Одной из самых известных неоклассических скульптур является « Паолина Боргезе Бонапарт» Кановы в образе Венеры-победительницы 9.0277 (1805–08). Она изображена обнаженной, слегка задрапированной и чувственно полулежащей на кушетке — и очаровательный современный портрет, и идеализированная античная Венера.

Отношение к барокко и рококо

Классические академические теории эпохи Возрождения, особенно в 17 веке, отдавали предпочтение античности и тем художникам, которые следовали этой традиции. Среди высоко оцененных художников были Рафаэль, Микеланджело, Джулио Романо и Аннибале Карраччи. Чуть более позднее поколение писателей добавило к списку имя французского художника Николя Пуссена. Утверждалось, что следует избегать изобилия и «ярости» барокко, потому что они ведут к «варварским» и «злым» произведениям. Продолжая эту традицию, Винкельманн, например, утверждал, что итальянский скульптор и архитектор эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини был «введен в заблуждение», следуя природе.

Такая враждебность к произведениям барокко, однако, не сразу искоренила их влияние на художников 18-го века, как это можно увидеть в ранней работе Кановы, Дедал и Икар (1779), выполненной до того, как он был в Риме. В гробнице Кановы папы Климента XIV (1784–1787; базилика Санти XII Апостоли, Рим) папа, сидящий на троне над саркофагом, изображен в драматически реалистическом стиле с поднятой рукой в ​​сильном жесте, напоминающем папские гробницы 17 век.

Хотя неоклассические художники и писатели выражали презрение к тому, что они считали легкомысленным аспектом рококо, существует сильное влияние французского рококо на ранний стиль некоторых неоклассических скульпторов. Этьен-Морис Фальконе, Флаксман и Канова начали вырезать и моделировать тенденции рококо, которые затем постепенно трансформировались в более классические элементы.

Враждебно настроенные критики неоклассической скульптуры склонны сравнивать такие работы с «долиной сухих костей». Некоторые художники и теоретики неправильно поняли призыв Винкельмана и его школы подражать древнему искусству. Винкельманн имел в виду — как и теоретики 17-го века до него, а также писатели, такие как Шефтсбери и Джонатан Ричардсон, оказавшие на него значительное влияние, — подражание как средство открытия идеальной красоты и передачи духа оригинала. Он не выступал за рабское копирование античности или устранение убедительного красноречия действия и интенсивного выражения. К сожалению, были сделаны бездуховные копии, что привело к отнесению идеалистических произведений к разряду «фригидных». В скульптуре некоторые из важных заказов, к сожалению, привели к этой безжизненной концепции неоклассицизма. Среди примеров — большие мраморные скульптуры Христа и апостолов (1821–1842 гг. ) И бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя (1822 г.) работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена в церкви Богоматери в Копенгагене. Мрамор Торвальдсена, в отличие от мрамора Кановы, столь же нейтрален, как и гипсовые модели; действительно, поверхность скульптуры намеренно оставлена ​​нейтральной.

Жесты и эмоции в неоклассических произведениях обычно сдержаны, чтобы отдать приоритет спокойному величию, духовному благородству и красоте. В вакхических сценах веселье сдерживается и никогда не перерастает в буйство. В трагической сцене Андромаха не проливает слез, оплакивая смерть Гектора. Когда Флаксман действительно пытался терроризировать, как в мраморе «Ярость Афаманта» (1790–1794), насилие кажется натянутым и неубедительным. Действительно, в неоклассической скульптуре почти нет убедительных образов гнева. Концепция античного спокойствия пронизывала европейское искусство. Канова со своими Геркулес и Лихас (1796 г.) создали большой шарик с преувеличенным выражением, выходящим за рамки его нормального диапазона и, в некоторой степени, за пределы его способностей. Как и Флаксман, он был гораздо более успешным, вырезая образы с тонким выражением, что даже сторонники романтической страсти приветствовали как цель скульптуры, искусства, для которого они выступали за выразительную тонкость, пробуждающую воображение. Они утверждали, что чувствительный зритель найдет сильное выражение и сильную активность в монументальной отдельно стоящей скульптуре нелогичной (т. Е. Мрамор не должен корчиться или летать) и раздражающе театральной.

Среди выдающихся скульпторов раннего британского неоклассицизма были Джон Уилтон, Джозеф Ноллекенс, Джон Бэкон Старший, Джон Дир и Кристофер Хьюетсон — последние двое работали в основном в Риме. Ведущим художником молодого поколения был Джон Флаксман, профессор скульптуры Королевской академии и один из немногих британских художников того периода с международной репутацией. Последнее поколение неоклассиков включало скульпторов сэра Ричарда Уэстмакотта, Джона Бэкона Младшего, сэра Фрэнсиса Чантри, Эдварда Ходжеса Бейли, Джона Гибсона и Уильяма Бенеса.

В то время как в неоклассицизме во Франции доминировали живопись и архитектура, это движение нашло ряд заметных представителей в скульптуре. Среди них были Клод Мишель по прозвищу Клодион, создатель многих маленьких ярко-выразительных классических фигур, особенно нимф; Огюстен Пажу; и Пьер Жюльен. Ученик Пигаля Жан-Антуан Гудон был самым известным французским скульптором 18-го века, создавшим множество классических фигур и современных портретов в манере старинных бюстов. Среди других современных скульпторов были Луи-Симон Буазо и Этьен-Морис Фальконе, который был директором скульптуры на фабрике в Севре. Немного более молодое поколение включало скульпторов Жозефа Чинара, Жозефа-Шарля Марина, Антуана-Дени Шоде и барона Франсуа-Жозефа Бозио. Ранняя скульптура известного современника Энгра Франсуа Руда была неоклассической.

Центральная Европа

Важным среди центральноевропейских скульпторов раннего периода был Иоганн Генрих фон Даннекер. Последующие неоклассики включали Готфрида Шадова, который также был художником, но более известен как скульптор; его ученик, скульптор Кристиан Фридрих Тик; художник и скульптор Мартин фон Вагнер; и скульптор Кристиан Даниэль Раух.

Самым выдающимся итальянским неоклассиком был Антонио Канова, ведущий скульптор — и действительно, безусловно, самый известный художник любого рода — в Европе к концу 18-го века. Положение Кановы в последующие 20 лет можно сравнить только с положением Бернини в 17 веке. Однако различия между их карьерами имеют большое значение. Только в начале своей карьеры Бернини вырезал галерейную скульптуру для княжеских коллекционеров, но большинство работ Кановы относится к этой категории. Оба художника проживали в Риме большую часть своей жизни, но, в то время как Бернини находился под контролем пап и ему лишь изредка разрешалось работать на иностранных властелинов, главными покровителями Кановы были иностранцы, и он поставлял скульптуру во все дворы Европы. Прекрасный скульптор разных стилей, в том числе строгих, сентиментальных и ужасающих, Канова создал обширный массив работ, который включает в себя классические группы и фризы, гробницы и портреты, многие в старинных одеждах. Его ученик и соавтор Антонио д’Эсте — один из самых интересных итальянских скульпторов-неоклассиков. Среди других скульпторов-неоклассиков в Риме был Джузеппе Анджелини, наиболее известный своей могилой гравера и архитектора Джованни Баттиста Пиранези в церкви Санта-Мария-дель-Приорато в Риме.

В Милане Камилло Пачетти руководил скульптурным оформлением Арко делла Паче. Работы Гаэтано Монти, родившегося в Равенне, можно увидеть во многих северных итальянских церквях. Тосканский скульптор Лоренцо Бартолини выполнил несколько важных наполеоновских заказов. Мрамор Charity — один из самых известных образцов его позднего неоклассицизма. Однако следует отметить, что он не считал себя художником-неоклассиком и бросил вызов идеализму, который поддерживал Канова и его последователи.

Дания и Швеция

Швед Йохан Тобиас Сергель, придворный скульптор шведского короля Густава III, и датчанин Бертель Торвальдсен, проживший большую часть жизни в Риме, были одними из самых известных неоклассических скульпторов в Европе. Торвальдсен был главным соперником Кановы и в конце концов заменил его в пользу критиков. Его работы были более суровыми, иногда даже архаичными по характеру, а его религиозная скульптура, в первую очередь его великая фигура Христа в церкви Богоматери в Копенгагене, демонстрирует нарочито пугающий возвышенный стиль, который все еще ждет сочувственной переоценки. Среди его наиболее известных учеников был шведский скульптор Йохан Быстром.

Россия

Оба ведущих русских неоклассика были скульпторами. Иван Петрович Мартос учился у Менгса, Торвальдсена и Батони в Риме и стал директором Петербургской академии. Его лучшие работы — гробницы. Михаил Козловский участвовал в оформлении тронного зала в Павловске.

Помимо художника Бенджамина Уэста, который почти полностью работал в Лондоне, ведущими неоклассиками среди американских художников были скульпторы. Уильям Раш создал стоячие классические фигуры, в том числе те, которые раньше украшали гидротехнические сооружения в Филадельфии. В середине 19-гоВ 19-м веке известность получили четыре скульптора: Горацио Гриноу, выполнивший несколько правительственных заказов в Вашингтоне, округ Колумбия; Хирам Пауэрс, особенно известный своими портретными бюстами; Томас Кроуфорд, занимавшийся монументальной скульптурой; и Уильям Ветмор Стори, который жил и работал в Риме, где он был связан с несколькими другими видными американцами 19-го века.