Содержание
Северный речной вокзал вновь стал объектом притяжения москвичей
В сентябре 2020 года, в день празднования 873-летия Москвы горожанам был сделан настоящий подарок. Северный речной вокзал торжественно открылся после проведённой реконструкции, чтобы вновь стать значимым местом на карте столицы.
Реставрационные работы проводились на основе архивных документов по проекту, одобренному Правительством Москвы, и заняли около полутора лет. За это время был не только отремонтирован фасад здания, но и внутренние помещения, а также огромная парковая зона.
Вокзал вернул статус важного транспортного объекта и любимого места отдыха москвичей. Ежегодно здесь планируется проводить торжественное открытие, а затем и завершение сезона судоходства по Москве-реке.
История создания
Появление Северного речного вокзала на карте столицы связано с грандиозным проектом по объединению Москвы-реки и Волги. Его начали претворять в жизнь в 1932 году. Строительство канала Москва-Волга заняло более четырёх лет. Главным сооружением в 1937 году как раз и стал вокзал, который тогда назывался Химкинским. Продумывая его художественное оформление, проектировщики взяли за основу представление о Москве как «порте пяти морей», к которым стал возможным доступ из столицы.
По своей архитектуре здание относится к «сталинскому ампиру». Центральная башня со шпилем устремляется на 75 в высоту, а по бокам располагаются трёхъярусные веранды. Издалека сооружение напоминает пароход. Украшением башни служат часы, на конце 27-метровго шпиля установлена звезда, украшенная самоцветами. Предполагалось, что шпиль будет выполнять функцию маяка, а также подниматься и опускаться, сигнализируя, соответственно, о начале и конце навигации.
В дальнейшем идея строить подобные здания речных вокзалов с центральной башней и шпилем была взята за образец и реализована в других городах страны.
Реставрационные работы
Зданию Северного речного вокзала и прилегающей к нему территории присвоен статус объектов культурного наследия. В ходе реставрационных работ требовалось сохранить уникальные декоративные элементы и детали интерьера, а также по возможности восстановить утраченные части. Особое внимание было уделено звезде шпиля, которую для проведения восстановительных работ даже пришлось ненадолго снять. В итоге все намеченные задачи удалось реализовать в полной мере.
Кроме того, был выполнен капительный ремонт 17 причалов, очищено дно с проведением работ по его выравниванию, установлены новые отбойные устройства, облегчающие причаливание судов, разделены зоны досмотра и посадки пассажиров и многое другое. В парке воссоздали скульптуры и запустили фонтаны.
Предполагается, что через речной порт смогут проходить до 1,5 миллионов человек в сезон, как это было раньше. В период навигации из Москвы можно добраться как в отдалённые города (например, многодневные круизы в Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Астрахань и др.), так и ближние, куда путь туда и обратно займёт не более 2-3 дней (Ярославль, Тверь, Углич, Мышкин). Взойдя на комфортабельный экскурсионный теплоход, можно совершить короткую, но интересную прогулку и за несколько часов полюбоваться видами ближнего Подмосковья.
Место отдыха
После реконструкции первоначальный облик был возвращён ресторану «Волга-Волга», расположенному на первом этаже. Его внутреннее убранство поражает великолепием, а высота потолков достигает 8 м.
На крыше открыта смотровая площадка с панорамным видом на Химкинское водохранилище. В вестибюле первого этажа представлены регулярно обновляющиеся экспозиции музея «Московский транспорт». Для посещения открыты лавки с сувенирами и книгами, работает офис туроператора. Чтобы проникнуться исторической атмосферой, для гостей воссоздали интерьер зала ожидания. Он именно такой, каким был в советское время.
По набережной можно не только гулять, но и посидеть на удобных скамейках или заглянуть в уютные кафе, чтобы отдохнуть от городской суеты. Для проведения зрелищных и культурных мероприятий открыт амфитеатр.
Для маленьких посетителей обустроены специальные пространства с детскими площадками. Предусмотрены зоны для занятия спортом, на которых интересно в любое время года. Главный зрелищный аттракцион – ручей, представляющий собой уменьшенную копию канала имени Москвы, по которому можно запускать самодельные кораблики. На нём сделаны миниатюрные шлюзы, а по вечерам включается подсветка.
Зимой открыт каток, а летом функционирует зона отдыха с бассейнами, в которых подогревается вода. В зоне пляжного отдыха можно расположиться на шезлонгах или спрятаться под зонтиками от палящего солнца.
Северный речной вокзал и парковая зона ежегодно готовы принимать несколько миллионов гостей, и для каждого из них найдётся интересное занятие и возможность провести время с пользой.
Другие новости
Судоходство в Петербурге
В самом начале 18-го в. Петр I воздвигал Санкт-Петербург как судоходный город. Большие компании и заводы имели подходы к воде. По Петербургу располагались порты, пристани и причалы. На первое место ставилась досягаемость водного транспорта к постройкам города.
25.03.2023
Судоходство и его развитие в городе «Казань»
Казань имеет более чем тысячелетнюю историю и признана третьей столицей России. Важную роль в развитии и становлении города сыграли водные ресурсы, особенно реки Волга и Казанка.
25.03.2023
На своем катере по Москве-реке
Истинные ценители необычных видов отдыха обязаны испытать на себе прогулки на катера по Москве-реке.
26.01.2023
Разводные мосты Санкт-Петербурга
Ежегодно туристы со всего мира съезжаются в культурную столицу России, чтобы лично увидеть развод мостов.
19.01.2023
Станция метро Речной вокзал | Достопримечательности и интересные факты о станции метро Речной вокзал
Главная » Станции » Станции » В России » Москва » Замоскворецкая линия » Речной вокзал
Расположение
Станцией «Речной вокзал» заканчивается
Замоскворецкая линия метрополитена Москвы. Станция находится в районе
«Левобережный», входящего в состав Северного административного округа Москвы.
«Речной вокзал» – одна из наиболее перегруженных
станций во всей московской «подземке». Дабы разгрузить станцию, руководство
метро планирует продлить Замоскворецкую линию еще на две станции (проектные
названия «Беломорская» и «Дыбенко»). Строительство намечено на 2013—2014 годы.
Открытие новых станций поможет разрешить проблемы отдаленных районов Москвы,
связанные с транспортным обеспечением.
История названия
«Речной вокзал» – наиболее логическое название
станции Московского метрополитена. Ведь расположена она около главного
сооружения этого района «Северного речного порта». Торжественное открытие самой
северной (до 1975 года) станции столичного метро состоялось 31 декабря 1964
года. Станция вошла в участок «Сокол – Речной вокзал».
Описание станции
«Речной вокзал» – станция, построенная по типовому
архитектурному проекту. При
строительстве павильонов использованы стандартные железобетонные конструкции.
Путевые стены облицованы керамической плиткой белого и сине-зеленого цветов,
внизу – черной. Пол станции выстелен серым гранитом. В отделке колонн
использован красный мрамор. Приметно, что именно в отделке «Речного вокзала»
использовано наибольшее количество красного мрамора, если сравнивать ее с
другими станциями Московского метрополитена. Мрамор красного цвета на других станциях метро
отличается и по составу окаменелостей, и по структуре. Ученые-палеонтологи
утверждают, что мрамор, которым декорирована станция «Речной вокзал», имеет
уникальное геологическое прошлое. Ведь среди окаменелостей можно рассмотреть спиралевидные раковины вымерших
головоногих моллюсков – аммонитов и наутилусов. Останки моллюсков в мраморе на
«Речном вокзале» привлекли внимание сотрудников метро. В результате на сайте
депо «Сокол» появился посвященный этим раковинам раздел.
Технические характеристики
«Речной вокзал» – станция мелкого заложения (проходит
на шестиметровой глубине). Состоит из трех пролетов. Украшение станции –
шикарные колонны квадратной формы. Они расположены в два ряда (каждый по 40
штук) с четырехметровым шагом. За станцией находятся специальные тупики. Их
используют для оборота движущихся составов и ночного отстоя поездов. Станцию
«Речной вокзал» проектировали архитекторы Ю.А. Колесникова и
Н.И. Демчинский.
Вестибюли и пересадки
Выход в город со станции «Речной вокзал»
осуществляется через два наземных
застекленных вестибюля. Оба они выходят на улицу Фестивальную. Утром и вечером
в «час пик» улица сильно перегружена в связи с пересадкой большого количества
людей из метро в наземный транспорт и наоборот. Несколько лет назад для того,
чтобы пассажиропотоки стали более организованными, у выходов из метро соорудили
торгово-пересадочный комплекс (ТЦ «Речной»). Впрочем, свою основную функцию он
исполняет только теоретически. Ведь фактически это обычный торговый центр.
Таким образом, постройка только ухудшила ситуацию, заполонив собой часть и так
перегруженной территории перед выходом из метро.
Достопримечательности
От южного вестибюля станции «Речной вокзал» через
парк «Дружба» можно пройти к Северному речному вокзалу – основной
достопримечательности этого района. Сооружение находится в десяти минутах
ходьбы от станции на берегу Химкинского водохранилища. Поэтому в народе
Северный речной вокзал нередко называют Химкинским.
Вокзал расположен на равнинной территории и тянется
в длину на полторы сотни метров. Его построили в 1937 году, еще до того, как
заполнили водой Химкинское водохранилище. Проектировали сооружение русские
архитекторы Владимир Кринский (автор многих экспериментально-методических
проектов общественных зданий) и Алексей Рухлядев (один из учредителей
Ассоциации новых архитекторов «АСНОВА»). Маститые мастера создали поистине
оригинальное сооружение, ставшее памятником архитектуры и одним из символов
Москвы.
Здание Речного вокзала имеет форму гигантского
корабля с оригинальными архитектурными элементами – широким лестничным маршем
по центру и высоким стальным шпилем. Остроконечник увенчан пятиконечной
позолоченной звездой. Ее лучи имеют длину в 4 метра. В центре «светила»
находятся символы советской эпохи серп и молот, инкрустированные самоцветами. В
башню вокзала вмонтированы уникальные куранты. Ранее они находились в
Воскресенском соборе, расположенном в городе Волоколамске.
Вход в здание декорирован панно в технике майолики.
Чаще всего внимание прохожих привлекает одна из работ под названием «Москва
будущего». Экстерьер первого этажа образуют десятки колонн светло-серого цвета.
А на противоположных боках площадки расположены террасы с фонтанами. Один
украшен фигурами белых медведей и называется «Север». Другой, декорирован
скульптурами дельфинов и именуется «Юг». Эти фонтаны как бы подчеркивают то,
что пути с вокзального причала ведут на дальний север и на дальний юг.
Внутри вокзал декорирован мрамором, гранитом,
диоритом. Крыша вокзала заасфальтирована. Отсюда можно увидеть всю панораму
Химкинского водохранилища – причалы, судна, оживленную толпу пассажиров и чаек,
кружащих над водной гладью.
Наземная инфраструктура
Инфраструктура в данном районе развита отлично,
здесь работает ряд предприятий и организаций – «Русэкспоком»,
«Портхладокомбинат», «Речсвязьинформ». Рядом расположена и зона отдыха – Парк
дружбы.
Около метро оборудованы остановки общественного
транспорта городских и пригородных маршрутов.
Полезные факты
Станция начинает работу в 5 часов 35 минут (по
четным) и 5 часов 45 минут (по нечетным). Закрывается в час ночи.
Работающие сотовые операторы – «Билайн», «МТС»,
«Мегафон».
Интересно
В 1989-1990 годах у станции метро «Речной вокзал» в
двухкомнатной квартире на улице Петрозаводской существовала штаб-квартира
товарищества художников из Ростова-на-Дону «Искусство или смерть».
Искусствоведы утверждают, что это одно из наиболее ярких объединений художников
в период перестройки.
В известном фильме «Волга–Волга» 1938-го года есть
кадры с Речным вокзалом. В киноленте главная достопримечательность вблизи
одноименной станции метро исполняет роль визитной карточки Москвы.
На карте
Северный речной вокзал — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты
Москва, Центр, Россия
Северный речной вокзал расположен на берегу Химкинского водохранилища, в Северо-Западном округе Москвы. Здание Речного вокзала — один из выдающихся памятников архитектуры сталинского ампира. Он был построен в 1933-1937 годах. Вокруг речного вокзала разбит большой ландшафтный парк.
Открытка 1930-е годы: Северный речной вокзал в Москве после открытия
Открытка 1930-х годов: Северный речной вокзал в Москве после открытия
В XIX веке Москва-река была вполне пригодна для плавания маломерных судов. В начале 20 века оно начало мелеть, увеличилось водоизмещение кораблей. Необходимость строительства Московско-Волжского судоходного канала стала очевидной. Он был построен в рекордно короткие сроки с 1932 по 1937 годы. Длина канала составляет 128 километров; На реках построено более 200 гидротехнических сооружений, в том числе 8 шлюзов. Столица России город Москва был объявлен «портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского». В те годы советское правительство осуществляло грандиозные «стройки коммунизма», и Речной вокзал стал одним из образов той эпохи.
Высота Театра Российской Армии в Москве достигает 62 метров
Длина здания Северного речного вокзала в Москве 150 метров, высота шпиля 75 метров
Построен Северный речной вокзал одновременно с каналом Москва-Волга. Как только Химкинское водохранилище наполнилось, отсюда отправились первые корабли. Здание Театра Российской Армии, построенное в те же годы, было гигантским. Размеры Северного речного вокзала тоже впечатляют, но он не выглядит массивным.
Длина терминала 150 метров. Над центральной частью возвышается шпиль высотой 75 метров (длина шпиля 27 метров). Звезда на вершине шпиля похожа на рубиновые звезды Московского Кремля. Алексей Рухлядев, главный архитектор Речного вокзала, вспоминал, что вдохновлялся архитектурой Дворца дожей в Венеции, но Северный речной вокзал выглядит гораздо проще. Все три этажа терминала обрамлены световыми аркадами. Башня, возвышающаяся над зданием Терминала, также выполнена в стиле ренессанс.
Архитекторы Северного речного вокзала в Москве взяли за прототип Дворец дожей в Венеции
Две нижние галереи Дворца дожей
Круглые майоликовые панели можно увидеть на фасаде Северного речного вокзала. Размер этих панелей (иногда называемых «плитами») составляет полметра. На табличках изображены символы сталинской эпохи: танк, паровоз, металлургический завод, дирижабль, стратостат, гидроэлектростанция, самолет полярной авиации.
Табличка с изображением Театра Российской Армии на фасаде Северного речного вокзала в г. Москве
Табличка с изображением Дома Советов (никогда не строившегося) на фасаде Северного речного вокзала в г. Москве Москва
На некоторых табличках изображены достопримечательности России: Московский Кремль, Театр Российской Армии, Московский Метрополитен, Мавзолей Ленина. Кроме того, здесь можно увидеть проект самого монументального здания Дворца Советов, которое планировалось построить на месте Храма Христа Спасителя. Собор был взорван, но котлован на его месте постоянно заполнялся водой и реализовать проект не удалось.
В 2020 году полностью реконструирован Северный речной вокзал. Вокруг разбит большой благоустроенный парк. В вестибюле Терминала открыт небольшой музей. Теперь тысячи людей посещают его каждый месяц.
Проект парка Северного речного вокзала в Москве
Бюро Kleinewelt Architekten и Citizenstudio/Горожане Групп представили проект парка Северного речного вокзала в Москве — Парк пяти морей. Сегодня парк отодвинут на второй план, исключен из городской жизни, и его практически невозможно найти на архитектурной карте Москвы.
Кроме того, он служит пространственным брандмауэром между рекой и городом. Дизайнеры постарались решить эту проблему и найти решение, позволяющее парку снова соединить город и реку. Парк уникален, являясь воротами в систему пяти морей в пределах крупнейшего российского мегаполиса, столицы России.
Проектом предусмотрено сохранение строгой парковой структуры и выделение оси композиции, соединяющей город и набережную. Центральная продольная аллея является еще одной осью парка и его классической основой.
Суровая геометрия парка будет компенсирована альтернативными прогулочными дорожками, объединенными в тематический маршрут, который будет посвящен географии России и символизирует неторопливое, непринужденное морское путешествие, кое-где ностальгические элементы, напоминающие о советском прошлом.
Объекты парка разделены на две группы по соответствующим историческим периодам: архитектура 1930-х годов и архитектура в стиле модерн 1960-х годов.
Первая часть представляет собой дань архитектуре 1930-х годов с беседками, бельведерами, спортивным центром и выставочным залом, а вторая часть охватывает 1960-е годы; здесь примером может служить ресторан «Волга», задуманный еще в 1930-х годах, но выдержанный в стиле конца 1950-х – начала 1960-х годов.
«Северный речной вокзал» воплощает тему Москвы как порта пяти морей. В нашем проекте используется проекция карты речной системы Европейской России на весь парк. Идея заключалась в том, чтобы восстановить регулярную историческую сетку тропинок и создать слой альтернативных маршрутов для новых тропинок, которые деликатно проложили бы между существующими деревьями», — рассказал Сергей Переслегин, партнер бюро Kleinewelt Architekten.
«Работая над проектом, мы старались создать настроение хрущевской оттепели. Парк пяти морей богат водой, он пропитан настроением моря, летнего отдыха у воды, северного и южного реки и города. Здесь реализуется утопическая мечта о счастливом советском детстве, которая изначально существовала при закладке парка», — добавил он.
«В рамках этого проекта мы ставили перед собой две основные задачи: воссоздание парка как памятника архитектуры и создание новой истории парка как важного элемента городского микротуризма. Соответственно, мы разделили проект на два слоя : одно — реконструкция, а другое — архитектурное вмешательство», — сказал Михаил Бейлин из Citizenstudio.
«Все спроектированные нами объекты расположены на новом маршруте — каркасе, сконфигурированном как карта речной системы Европейской России, связывающей Москву с пятью морями, и носят названия русских городов. Этот маршрут не пересекается с классической планировки парка, но создает новую дорожку, которая имеет свой внешний вид и приносит посетителям новые эмоции», — добавил Михаил Бейлин.