Содержание
Курс «Импрессионизм. Ракурсы»
Поделиться
Этот новый курс Академии Пушкинского в разделе Пушкинский INTRO будет посвящен разным ракурсам импрессионизма. От зарождения стиля до выдающихся произведений, вошедших в мировую историю искусства, от робких поисков нового до вершины мастерства. Об этом и многом другом расскажут ведущие специалисты отдела искусства Европы и Америки XIX–XX веков. Старт курса 9 декабря.
Тест к курсу «Импрессионизм. Ракурсы»
Эдуард Мане — новая классика
С именем Мане связаны первые глобальные изменения в искусстве XIX века. Первого представителя французского модернизма нередко называют импрессионистом, однако формально Мане никогда не входил в группу импрессионистов и не участвовал в их выставках. В отличие от своих молодых современников, ориентированных прежде всего на стремительные изменения современной жизни, Эдуард Мане нередко обращался к искусству старых мастеров, вступая с ними в сложный, а порой и провокационный диалог.
Лекцию читает Анна Познанская, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Тест к лекции
Эдгар Дега. «За кулисами Парижской оперы»
Знаменитая Парижская опера стала центром художественных поисков Эдгара Дега на более чем четыре десятилетия. Такое внимание к танцу, движению, а с ними – к особенностям освещения и контрастам цветов – превратило Дега не только в одного из величайших художников своего времени, но и в знаменитого экспериментатора. Дега воспринимал все здание Оперы как свой «дом» и обращался в своих произведениях к закулисью знаменитого театра и его обитателям – не только к балеринам, но и к музыкантам, певцам, посетителям в темноте лож. Как тайная жизнь Парижской оперы изменила Эдгара Дега, а он, в свою очередь, – историю мировой живописи? Об этом пойдет речь на лекции.
Лекцию читает Елена Коротких, научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки ХIХ–ХХ веков.
Тест к лекции
Приключения импрессионизма за океаном. Новая живопись в США
Развитие импрессионизма в США связано с именами таких художников как Джон Сарджент, Уильям Меррит Чейз, Мэри Кэссетт, Фредерик Гассамм, которые, попав под обаяние нового парижского искусства, попытались перенести его на свой континент. Однако, американский импрессионизм имеет целый ряд специфических черт. Мы сможем проследить его непростую историю от первых выставок французского искусства в Нью-Йорке и Бостоне до скандальной славы «школы мусорных ведер». Лекцию читает Александра Данилова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Тест к лекции
Итальянские дивизионисты: художники света
Дивизионизм представляет собой наиболее значительное живописное явление в искусстве Италии на рубеже XIX–XX веков. Художники использовали оптическое смешение цветов для достижения максимальной яркости и светоносности своих полотен. Лекция посвящена анализу истоков итальянского дивизионизма, его соотношения с французским неоимпрессионизмом, рассмотрению творчества основных представителей данного течения и определению его роли в развитии искусства Италии в начале XX века. Лекцию читает Елена Стёпкина, младший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Тест к лекции
Был ли импрессионизм в скульптуре?
Имена художников-импрессионистов большинство слушателей нашего курса назовет без труда. А как обстоят дела со скульпторами? Кого из мастеров рубежа XIX–XX веков мы могли бы назвать импрессионистами в скульптуре? В своей лекции Наталья Кортунова, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, рассматривает определенные аспекты творчества Огюста Родена, Медардо Россо, Паоло Трубецкого и других авторов, чье искусство помогает ответить на вопрос: «А был ли импрессионизм в скульптуре?».
Тест к лекции
Коллекционеры импрессионистов 1870–1930-х годов: любители и знатоки
Круг первых ценителей импрессионистов был очень пестрым, как и среда их друзей — от аристократов до оперных звезд, врачей и даже владельца пекарни. На рубеже XIX–XX веков добившиеся успеха художники стали отражением эмоций нового поколения коллекционеров и из Франции, и из других стран Европы и Америки. А в межвоенные годы для знатоков искусства собирание работ импрессионистов превратилось в тщательное составление личных музеев. О том, как менялись вкусы и взгляды коллекционеров, как и почему сохранились или не уцелели их собрания, рассказывает Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Тест к лекции
Поль Сезанн. «От первой выставки импрессионизма до «отшельника из Экса»»
В парижской среде художников-новаторов уроженец Прованса Поль Сезанн считался нелюдимым и простоватым. И его почерк в искусстве, с самого начала сколь основательный, столь и страстный, и жизненная позиция ставили Сезанна в особое положение в любой ситуации, даже на первой выставке импрессионистов в 1874 году, в которой художник принял участие. К концу XIX века за ним закрепилось прозвище «отшельник из Экса», намекавшее на закрытость и таинственность. Как к Сезанну пришла запоздалая слава, почему его считают «отцом» современного искусства и как он на него повлиял — об этом пойдет речь на лекции. Лекцию читает Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Тест к лекции
Ван Гог и Гоген: пути эскапизма
Дискуссия в рамках цикла, подготовленного совместно с просветительским проектом ScienceMe.
Подробности
Искусство быть одиноким: художники в изоляции
Дискуссия в рамках цикла, подготовленного совместно с просветительским проектом ScienceMe.
Подробности
Женская история импрессионизма
Дискуссия в рамках цикла, подготовленного совместно с просветительским проектом ScienceMe.
Подробности
Партнер Академии Пушкинского
В Пушкинском музее обновили экспозицию импрессионистов и постимпрессионистов
Новости
Зал с работами Фернана Леже.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Софья Багдасарова
02.02.2022
Переформированная постоянная экспозиция, посвященная преимущественно живописи импрессионистов и постимпрессионистов, открылась в залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков после завершения нескольких временных выставок. Обновление стало возможным благодаря тому, что некоторые экспонаты находятся сейчас на гастролях, которые, в свою очередь, являются частью грандиозного проекта по объединению на выставках в Париже, Санкт-Петербурге и Москве дореволюционных собраний Ивана Морозова и Сергея Щукина, разделенных между Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Эрмитажем.
Большинство отсутствующих картин — это произведения из коллекций братьев Морозовых, которые сейчас представлены на парижской выставке в Фонде Louis Vuitton. В июне этого года они вернутся в Пушкинский, однако не на свое постоянное место, а на выставку в главном здании. Пока же ядром обновленной экспозиции является коллекция Щукина, уже закончившая выставочное турне.
Вид обновленной экспозиции.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина
В залах второго этажа представлены работы художников первой половины XIX века, начиная с представителей романтизма — Эжена Делакруа, Каспара Давида Фридриха, а также Франсиско Гойи. Там же можно увидеть большое количество французов — барбизонцев и импрессионистов. Удалось показать произведения символистов: Эжена Каррьера, Пьера Пюви де Шаванна, Одилона Редона и прочих, а также индивидуальные художественные поиски европейских мастеров конца XIX столетия.
Работы постимпрессионистов (Винсент ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн и другие), а также Анри Матисса, Пабло Пикассо, Марка Шагала и прочих мастеров первой половины ХХ века разместились на третьем этаже.
«Отдельный зал будет посвящен влиянию Сезанна на искусство начала ХХ века. Более подробно зрители смогут теперь познакомиться с творчеством Марке и других фовистов, с историей кубизма после Пикассо и с наследием мастеров Парижской школы. А завершает экспозицию зал итальянского искусства ХХ века», — сообщает пресс-служба ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Вид обновленной экспозиции.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых» с 27 июня по 30 октября займет центральную ось и примыкающие залы главного здания ГМИИ. После ее окончания петербургская часть коллекции вернется в Эрмитаж, а московские экспонаты — на привычные места в Галерее искусства стран Европы и Америки. Так что нынешняя «временная постоянная» экспозиция в ее стенах — хорошая возможность увидеть произведения, обычно скрытые в фондах.
Подписаться на новости
ГМИИ имени А.С.Пушкина
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23. 11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Стало известно о прекращении сотрудничества Лондонской национальной галереи с Пушкинским музеем. Хотя об этом никогда не сообщалось, два учреждения должны были совместно представить в следующем году выставку
«После импрессионизма: изобретая современное искусство », но договоренность была внезапно прервана после вторжения России в Украину. Займы у «Пушкина» отозваны, и теперь показ будет только один — в Лондоне.
В начале марта, чуть более чем через неделю после того, как российские войска вошли в Украину, Габриэле Финальди, директор Национальной галереи, принял непростое решение позвонить своей пушкинской коллеге Марине Лошак и четко сказать: работа не работает.
Большие планы
Идея выставки «После импрессионизма », посвященной истокам современного искусства, пришла из Национальной галереи, но она была преобразована после визита Лошака в Лондон в феврале 2020 года, за месяц до COVID-19 карантин.
План был амбициозным. Выставка будет посвящена периоду с 1886 года (последняя выставка импрессионистов) до 1914 года (начало Первой мировой войны), охватывая развитие от постимпрессионизма до фовизма, кубизма и абстракции. Кристофер Риопель, куратор Национальной галереи XIX века, сказал нам: «Мы сразу же ухватились за идею сотрудничества с Пушкиным».
Лошак сменил на посту директора Пушкинского в 2013 году Ирину Антонову, которой тогда было 91 год, которая пришла в музей еще в 1945. Во время холодной войны и после нее «Пушкин» был изолирован от музейного мира, но Лошак был полон решимости развивать свои международные связи. После импрессионизма был ключевым элементом ее стратегии.
В ходе обсуждения Пушкин согласился предоставить десять крупных картин и скульптур и помочь получить еще пять из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, в основном работы, когда-то собранные Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым, двумя величайшими в мире ранними коллекционерами французского искусства. Современное искусство. Художники, которые должны были быть представлены в После импрессионизма включали Гогена, Ван Гога, Родена, Дега, Мунка, Климта, Дерена, Майоля и Мондриана.
Взамен Национальная галерея предоставит пять картин, в том числе величественную « Купальщицы » (1894–1905) Сезанна, а также поможет организовать десятки других заимствований из международных музеев и частных коллекций. Всего После импрессионизма должно было включать около 80 картин и 20 скульптур.
Выставка должна была открыться в Национальной галерее (25 марта — 13 августа 2023 г.), а затем переехать в Пушкинский (октябрь 2023 г. — январь 2024 г.). В Лондоне его кураторами будут Риопель и независимый специалист МэриЭнн Стивенс. Из-за ограничений Covid ни один из них не приехал в Москву, поэтому обсуждения велись в основном по электронной почте.
После вторжения на Украину 24 февраля культурные отношения между Россией и Западом резко прервались. Экономические санкции были быстро введены Западом. Воздушное сообщение было прервано. Произведения искусства, переданные в то время в международный кредит для выставок в России и на Западе, оказались под угрозой: некоторые российские кредиты Италии были временно изъяты в Финляндии на обратном пути.
Финалди немедленно принял решение о прекращении сотрудничества с Пушкиным. Он также был полон решимости провести лондонскую презентацию без российских кредитов на запланированную дату открытия в марте 2023 года. Это означало изменение выставки и поиск альтернативных работ в короткие сроки.
Плюсы и минусы: выставка заменила картину Сезанна Mont Sainte-Victoire (1906) из Пушкина (справа) на картину художника Mont Sainte-Victoire (1902-04) из Художественного музея Филадельфии (слева)
Знаменитая шестерка становится пятеркой
После импрессионизма первоначально сосредоточилась на том, как художники-авангардисты в шести европейских городах заложили основы современного искусства: в Париже (самое главное), Барселоне, Берлине, Брюсселе, Вене и Москве. После вторжения в Украину Москва как ключевой город в шоу была исключена, поскольку важные работы должны были быть сделаны из России.
Перед Национальной галереей встала сложнейшая задача: быстро найти замену 15 займам — некоторым из величайших произведений модерна — которые были обещаны из России.
Картина Сезанна Мон-Сент-Виктуар (1906), купленная Щукиным через год после ее написания (и теперь в Пушкинском), была заменена на аналогичный пейзаж (1902-04), который теперь обещан Филадельфийским музеем искусства.
Замена ключевой работы Василия Кандинского Абстракция 20 (1911 г.) должен быть взят из частной коллекции. Другой частный коллекционер согласился предоставить Пикассо «Портрет Вильгельма Уде » (1910) вместо кубистского «Портрет Амбруаза Воллара » (1910). Сейчас дорабатываются альтернативы для двух других московских шедевров: « Розовая студия » Анри Матисса (1911) и « Белая ночь » Эдварда Мунка (1902-03).
Стивенс, который большую часть этого года путешествовал, чтобы обсудить возможные замены с кредиторами, обнаружил «невероятную восприимчивость» как со стороны международных музеев, так и частных коллекционеров. По ее словам, это было «душевно», когда все пытались помочь решить проблему, созданную вторжением в Украину. К сожалению, сейчас кажется, что на восстановление музейных отношений между Россией и Западом уйдет много лет.
Проект MUSE — Старые мастера, импрессионисты и модернисты: французские шедевры из ГМИИ им. Пушкина, Москва Ирины Антоновой и Шарлотты Эйерман (рецензия)
Рецензент:
Старые мастера, импрессионисты и модернисты : Французские шедевры из ГМИИ им. Пушкина, Москва Ирины Антоновой и Шарлотты Эйерман
Ив Лаберж
Антонова, Ирина А. и Шарлотта Эйерман. Старые мастера, импрессионисты и модернисты: французские шедевры из ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва . Нью-Хейвен, Лондон и Хьюстон: Издательство Йельского университета и Музей изящных искусств в Хьюстоне, 2002. Стр. xii+244. ISBN: 0-300-09736-0 (ткань)
Этот увесистый фолиант классической французской живописи семнадцатого по двадцатый век, включающий образцы импрессионизма и кубизма, содержит большое количество редких картин и шедевров величайших французских художники. Парадокс труднодоступности произведений известных художников можно объяснить тем, что многие из этих работ являются частью российских коллекций, а потому нечасто тиражировались на выставках или репродуцировались в художественных книгах, по крайней мере, в англоязычных странах до 1990. Однако, как доказывает эта книга, есть некоторые заметные исключения; эти французские шедевры из Государственного музея Пушкина в Москве экспонировались с декабря 2002 г. по октябрь 2003 г. в трех североамериканских художественных музеях в Хьюстоне, Атланте и Лос-Анджелесе. Над всеми сопроводительными текстами работали искусствоведы Ирина Антонова, Шарлотта Эйерман, Евгения Георгиевская и Елена Шарнова.
В этой широкоформатной книге изучено семьдесят шесть цветных полноразмерных репродукций, а также около двадцати девяти черно-белых изображений меньшего размера, в данном случае не взятых из российских коллекций, а скорее использованных для стилистических сравнений с некоторыми избранными аналогичные предметы из музеев или частных коллекций, находящихся во Франции. Первые страницы рассказывают печальную историю о том, как эта замечательная коллекция была собрана двумя [Конец страницы 347] Русские купцы и любители искусства Сергей Щукин и Иван Морозов, чьи вещи были внезапно конфискованы советскими властями в 1918 году, после советской революции (6).
На выставке представлены работы Энгра, Ренуара, Моне, Ван Гога, Писсарро, Дега, Мане и многих других. Имен художников слишком много, чтобы перечислить их полностью, и было бы несправедливо назвать только самых известных, поскольку многие из менее известных художников, представленных здесь, создали впечатляющие работы. Среди семидесяти пяти работ, изученных здесь и представленных в хронологическом порядке, можно найти Ринальдо и Армида (1630) Николя Пуссена, красноречивая версия библейской сцены Сюзанна и вьейярд (1715) Жана-Франсуа де Троя, а также множество работ импрессионистов, таких как Бульвар Капуцинок Клода Моне, и несколько великолепных неоимпрессионистских картин, таких как « Около дома » Анри-Эдмонда Кросса, на которого явно повлияли пуантилисты (201).
Малоизвестные художники, такие как Эдуар Вюйар и Альбер Марке, получили возможность раскрыть свой огромный талант. Примеры из других художественных течений, таких как символизм, включены в мечтательную девятку Эжена Карьера.0003 Поцелуй матери , с 1890 года. Книга заканчивается многочисленными ранними работами Жоржа Брака, Пабло Пикассо (на обложке книги) и Анри Матисса.
Каждая работа анализируется примерно на двух страницах с указанием контекста, влияний, эстетических характеристик и символического значения. Комментарии всегда ясны, интересны и богаты сравнительными перспективами. Например, авторы отмечают возможную связь между изображениями сельской местности и жанром ранней пейзажной живописи, как видно из работы Клода Лоррена 1655 года под названием 9.0003 Похищение Европы . В другом месте авторы ссылаются на переписку Сезанна, чтобы предположить, что художника можно рассматривать как предшественника кубизма или, как выразился Сезанн, что он «родился слишком рано» (187). Подробные библиографические примечания, приведенные после каждого исследования, взяты в основном из англоязычных статей и английских публикаций. Формального заключения к тому нет.
Мои единственные придирки связаны с отсутствием ссылок на оригинальные французские названия этих работ, которые нигде не упоминаются на этих страницах. Проблема игнорирования оригинальных французских названий произведений искусства вновь возникает во многих других англоязычных книгах, причем не только в области истории искусства.