Пролив дарданеллы и босфор: Пролив Дарданеллы – история, где находится, карта

Содержание

Пролив Дарданеллы – история, где находится, карта

Пролив Дарданеллы в Турции известен благодаря историческим событиям и огромному стратегическому значению. Он разделяет северо-западную часть Малой Азии и Галлипольский полуостров, соединяя внутреннее море страны – Мраморное с Эгейским морем, переходящим в Средиземное. Длина пролива – 120 км, ширина – от 1,2 до 27 км.

Природная противоречивость

История названия

Босфор и Дарданеллы

Дарданеллы и основные сражения

Пролив Дарданеллы сегодня

Природная противоречивость

Пролив Дарданеллы является одним из наиболее рискованных участков для прохода кораблей в мире. Причина заключается в его узости и рельефе берегов. Русло реки, которое здесь было в древние времена, затопилось в результате тектонических процессов. Солёность Мраморного моря варьируется от 22,5 до 38%, в Эгейском море показатели находятся в интервале от 37 до 40%, соответственно, различна плотность вод поверхности и слоя на глубине. В результате возникают течения в разных направлениях, что характерно для многих проливов.

Расположение Дарданеллы на карте мира

Проливы Дарданеллы и Босфор на карте

История названия

В древности пролив носил название Геллеспонт, в переводе с греческого языка означающее «море Геллы». В основе этого наименования лежит античный миф. У царя Фессалии Атамаса умерла жена Нефела. Вскоре царь женился повторно, и злая мачеха Ино захотела избавиться от близнецов Фрикса и Геллы. Нефела умолила бога Гермеса помочь им. Брат с сестрой попытались спастись бегством, улетев на златорунном овне – божественном подарке. Но во время полёта Гелла сорвалась в море и утонула, а Фриксу оставалось лишь её оплакивать. С тех пор пролив долгое время называли «морем Геллы».

Название, которое употребляется теперь, пролив получил благодаря находящемуся в непосредственной близости древнему городу Дардании. Впрочем, его существование в античности также основано на мифах.

Босфор и Дарданеллы

Названия этих проливов всегда стоят в одном ряду. Босфор разделяет Европу и Малую Азию, тем самым соединяя Мраморное и Чёрное моря. Длина составляет 30 км, ширина – от 0,7 до 3,7 км. Вместе с Дарданеллой Босфор является одним из звеньев водного маршрута, соединяющего Средиземное море открытого типа с закрытым Чёрным.

Расстояние между проливами – 190 км. Морское судно, следующее из Чёрного моря, сначала заходит в Босфор, по обе стороны которого раскинулся Стамбул. Далее пересекается Мраморное море, и сквозь Дарданеллы корабль попадает в Эгейское море, которое, в свою очередь, является восточной составляющей Средиземного. И в древние времена, и в настоящем эта территория имеет высокую значимость и неоднократно являлась поводом для крупномасштабных войн.

Дарданеллы и основные сражения

Первые военные операции за эту территорию относятся к временам Троянской войны (предположительно 12 в. до н.э.). Её причины до сих пор являются предметом спора историков, а развалины легендарного города, находящиеся у входа в Дарданеллы, привлекают множество туристов.

5 в. до н.э. характеризуется как период греко-персидских войн. Персидский царь Ксеркс I воспользовался узостью Дарданелл для возведения своеобразных мостов из кораблей. Для перехода его войск в Грецию были выставлены в ряд в двух местах пролива по 300 судов, по ним воины Ксеркса перебрались на сушу.

В 334 г. до н.э. Александр Македонский именно здесь положил начало своим знаменитым свершениям в Азии, перейдя пролив на кораблях из Греции.

15 век ознаменовался падением великой Византийской империи. Начиная с 1453 г. (взятие Константинополя — современного Стамбула) происходит укрепление османов и рождение новой империи. В 1462-1467 гг. на берегах Дарданелл возводятся две крепости – Чименлик и Килитбахир, — призванные отразить возможную атаку со стороны венецианцев.

В 1833 г. Россия выступила на стороне Османской империи во время Турецко-Египетской войны. Результатом этой помощи стало заключение Ункяр-Искелесийского соглашения, дающего России право без препятствий проходить через Босфор и Дарданеллы, а также блокировать проход судов других стран со стороны Средиземного моря. В 1841 г. в Лондоне была подписана конвенция, лишившая Россию этого права, только турецким судам разрешался проход через Дарданеллы. Во время Первой Балканской войны османы неоднократно были разбиты у проливов, но в дальнейшем они уже не теряли здесь своего преимущества.

Первая мировая война вновь втянула Турцию в битвы за Дарданеллы. В 1915 году операция по захвату пролива планировалась лично английским премьер-министром Черчиллем. Он был блестящим политиком и оратором, но не обладал талантом полководца. После поражения на море им было принято решение о высадке войск на Галлипольский полуостров. В результате затянувшихся сражений странами-участниками операции (Турция, Англия, Австралия, Франция) было потеряно свыше 300 тыс. человек. Османская армия победила, а Черчилль был вынужден уйти в отставку.

Не последнюю роль Дарданеллы сыграли и в трагическом участии России в Первой Мировой войне. Россия мечтала вернуть утраченные позиции, но планировала перебросить войска с других направлений не раньше 1917 года. Британские власти пообещали в случае успеха операции отдать русским и оба пролива, и Стамбул, тем самым втянув их в кровопролитную войну.

Пролив Дарданеллы сегодня

Пролив Дарданеллы на карте Евразии выглядит крошечным, но его значение по-прежнему очень велико. В период затишья между мировыми войнами турками было инициировано собрание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи был выбран г. Монтрё (Швейцария). В итоге в 1936 г. появилась одноименная конвенция, основные положения которой сводятся к следующему:

  • Торговым судам всех государств разрешён проход как в мирное время, так и при военном положении.
  • Страны черноморского бассейна могут проходить на военных судах любого класса, другие страны – только на надводных кораблях небольшого размера.
  • В случае вступления Турции в войну, ей отдан приоритет принятия решения о пропуске боевых судов любой страны мира.
  • При начале военных действий без участия Турции она обязана закрыть оба стратегических пролива для военных судов.

Сегодня проливы используются, в первую очередь, с торгово-экономическими целями. Россия таким образом осуществляет экспорт нефтепродуктов. Ежедневная пропускная способность проливов составляет свыше 130 судов, четверть из них – танкеры. Тем не менее военная значимость проливов по-прежнему стоит на первом месте. Страны-участницы НАТО регулярно нарушают разрешённые сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломок судов. США активно добивается получения статуса черноморской державы путём возможной аренды портов у какой-либо страны данного региона. Конвенция Монтрё может быть нарушена в любой момент.

Вам понравится

Комментарии

Популярные статьи

Древний мир

Пролив Дарданеллы и Полуостров Галлиполи в Турции

Пролив Дарданеллы

Пролив Дарданеллы в паре с Босфором и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции.  По турецки пролив называется ЧанаккалеБогазы (от имени города на азиатском берегу пролива). Длина и ширина пролива Дарданеллы в два раза больше длины и ширины Босфора. Длина Босфора около 30 км., ширина от 0,7 до 6 км., а длина пролива Дарданеллы составляет 65 километров и ширина от 1,3 до 3.7 км.

Проливы Босфор и Дарданеллы на карте

История пролива

В древние времена пролив назывался Геллеспонтом (Море Геллы). Согласно древнегреческой мифологии, Гелла спасаясь от мачехой Ино вместе со своим братом Фриксом, упала со спины летающего барана с золотой шерстью в водах пролива и утонула. Позже пролив получил новое название от имени Дарданоса, сына Зевса, основателя города Дардания на горе Ида находящейся недалеко от пролива. Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. Древний Город Троя (Илион) был расположен недалеко от западного входа в пролив Дарданеллы.  Еще в 12 веке до н. э. пролив и земли вокруг пролива стали ареной Троянской войны. Во время Греко-персидских войн (V в. до н.э), Ксеркс I повелел построить лодочный мост для переправы войск через Дарданеллы в Грецию. Геродот пишет что Персидская армия Ксеркса построила 2 моста из морских судов через Дарданеллы и прошла по ним в Европу. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов. Позже, в мае 334 г. до н. э. Александр Македонский, преодолел Геллеспонт, высадившись в районе легендарной Трои и начал свой знаменитый поход в Азию.

  • Дарданеллы и город Чанаккале — вид с Галлиполийского полуострова
  • Пролив Дарданеллы (Геллеспонт) на карте

Спустя более полутора тысячелетия в самом узком месте пролива, Мехметом II. Завоевателем,  были построены две крепости. Крепость Чименлик — на азиатском берегу и крепость Килитбахир на европейском берегу пролива (как Румели Хисары и Анадолу Хисары на Босфоре). Крепости были построены в 1462-1467 годахспустя 10 лет после взятия Константинополя (1453), чтобы совсем обезопасить новую столицу Османской Империи от угрозы венецианского флота. Крепость Килитбахир (в переводе «замок моря») построена в форме трёхлистного клевера в центре которого находится семиэтажная 30 метеровая башня. Крепость Чименлик ныне служит как военно-морской музей, часть экспозиции музея, это полноразмерная копия минного заградителя «Нусрет» который швартован рядом с крепости у музейного причала.

  • Крепость Килитбахир расположена на европейском берегу
  • Крепость Чименлик и минный заградитель «Нусрет»

Полуостров Галлиполи

В античности полуостров Галлиполи назывался Херсонес Фракийский, а по-турецки носит название Гелиболу. Данный полуостров является «охранным пунктом» пролива Дарданеллы, узкого прохода к Черному морю и Стамбулу. Сегодня Галлиполийский полуостров считается одной из важнейших достопримечательностей Турции. В 1973 г. в южной части полуострова основан «Исторический национальный парк Галлиполи«. Его площадь составляет 330 квадратных километров. Здесь можно обнаружить археологические памятники, которые относятся к 4000 г. до н.э., множество затонувших кораблей, траншеи, форты, оружие, бастионы и другие связанные артефакты периода Первой мировой войны. Кроме того, тут расположены турецкие, новозеландские, австралийские, французские, английские военные могилы и мемориалы. Также данную область связывают с основателем Турецкой Республики – Мустафой Кемалем Ататюрком. Во время Дарданелльской операции одной из пехотных дивизий на Галлиполийском полуострове командовал молодой полковник Мустафа Кемаль. Каждый год тысячи туристов покоряют горный хребет, ставший местом основного сражения на Галлиполи.

  • Памятник Ататюрку на Чунук Баир — самая высокая точка полуострова
  • Памятник солдатам противоборствующих сторон

Дарданелльская операция (Галлиполийское сражение)

Дарданелльская операция (Галлиполийское сражение 1915-1916) стала символом самых страшных и кровавых сражений тех лет и занимает особое место в истории первой мировой войны. Главные цели операции были: захват Стамбула, вывод Османской империи из войны и открытие морского пути в Россию. Союзники (Великобритания, Франция и Россия) рассчитывали, захватив контроль над столицей Османской Империи, обойти фланги Австро-Венгрии и Германии. Объединенная группа АНЗАК, состоявшая из Австралийского и Новозеландского армейских корпусов, была хорошо вооружена, однако командование было несовершенным. Совместно с британскими войсками, они атаковали турок 25 апреля 1915 г. Однако по причине плохой дислокации после высадки союзные войска оказались в безнадежной ситуации и понесли большие потери в результате почти девятимесячных баталий. Переоценка Великобританией сил своей армии привела к провалу атаки, возглавляемой вице-адмиралом Джоном де Робеком. Во период сражений потери обеих сторон были ужасающими. Союзники лишились 146229 человек (только британцев среди них было 119729), потери турок составили 186000 убитыми, пропавшими без вести и ранеными.

  • Мемориальный комплекс Галлиполи
  • Мемориал Lone Pine — Одно из кладбищ АНЗАК

Ежегодно в память о потерях проводится памятная церемония на месте кровавых битв, а день Анзак объявлен памятной датой в Новой Зеландии и Австралии. Если вы посетите данный регион 25 апреля в день Анзак, то увидите, как множество путешественников из Новой Зеландии и Австралии прибывают на Галлиполийский полуостров, чтобы почтить память земляков, погибших в войну. Тут также сможете подробнее узнать историю Дарданелльской опрации и исследовать этот район, богатый культурным наследием.

Фото Галлиполи

  • Окопы на Чунук Баир и вид на залив Сувла
  • Рельефы в мемориальном комплексе
  • Одно из кладбищ турецких солдатов в Галлиполи
  • Столкнувшиеся пули во время сражения
  • Остановись, путник! Эта земля, по которой ты ступаешь не зная — земля где закончилась целая эпоха.

Фотографии ГаллиполиПланируем самостоятельное путешествие в Турцию ↑

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Значение проливов Босфор и Дарданеллы в российско-украинском конфликте и роль Турции

  • Дом

  • Новости мира

  • Объяснение: значение проливов Босфор и Дарданеллы в российско-украинском конфликте и роль Турции

Украина обратилась к Турции, обладающей полномочиями, предоставленными Конвенцией Монтрё, с просьбой заблокировать проход российских военных кораблей через проливы Дарданеллы и Босфор, ведущие в Черное море.


Объяснители ФП

27 февраля 2022 г., 13:00:51 IST

Архивное изображение дизель-электрической подводной лодки ВМФ России «Ростов-на-Дону», проплывающей через пролив Босфор по пути в Черное море мимо города Стамбул на фоне Галатской башни. АФП

    Российско-украинский конфликт продолжает бушевать, российская армия получила приказ расширить наступление на Украину «со всех сторон» после того, как Киев отказался вести переговоры в Беларуси.

    В разгар этой битвы и хаоса центр внимания переместился на Черное море после того, как Украина призвала Турцию закрыть проливы Босфор и Дарданеллы для российских кораблей.

    Посол Украины в Анкаре заявил, что страна ожидает солидарности со стороны члена НАТО Турции и что она не должна оставаться беспристрастной после того, как Россия начала наступление.

    Как именно это вписывается в украинско-российский кризис? Какое значение имеет Черное море в этом вопросе и может ли Турция сделать то, о чем просит Украина?

    Проливы Босфор и Дарданеллы

    Прежде всего, давайте попробуем понять, что представляют собой эти два района и какое географическое значение они имеют.

    Проливы, также известные как Турецкие проливы или Черноморские проливы, соединяют Эгейское и Черное моря через Мраморное море. Босфор соединяет Черное море с Мраморным морем, а Дарданеллы соединяют Эгейское море с Мраморным морем.

    Изображение предоставлено Международным институтом изучения морского права

    Длина Босфора составляет около 19 миль, а ширина варьируется от одной трети до двух миль. Длина Дарданелл составляет около 35 миль, а ширина уменьшается с четырех миль в Эгейском море до примерно 0,7 мили в самом узком месте.

    Пролив Босфор веками играл важную роль в мировой торговле. Ежегодно через проливы проходит около 48 000 судов, что делает этот район одним из самых загруженных морских ворот в мире.

    Босфор также является одним из самых важных в мире узких мест для морского транзита нефти.

    Через этот водный путь проходит более 3 процентов мировых поставок или три миллиона баррелей в день, в основном из России и Каспийского моря.

    По этому маршруту также отправляется большое количество зерна из России, Украины и Казахстана на мировые рынки.

    Для несведущих: Черное море, расположенное между Европой и Азией, имеет Россию на северо-востоке, Украину на севере, Грузию на востоке, Турцию на юге и Болгарию и Румынию на западе.

    Интересно, что три из этих шести стран — Турция, Болгария и Румыния — являются членами НАТО.

    Рустем Умеров, народный депутат Украины от Крыма, в репортаже The Independent объяснил важность водного пути. «Черное море — это вход России в мир, включая средиземноморскую и атлантическую сферы влияния».

    В отчете за 2020 год, также подчеркивающем важность Черного моря для России, говорится: «Черное море важно из-за значительного доступа, который оно предлагает России, в частности, доступа к глобальным морским коммуникациям и возможностей для проецирования силы на стратегическом расстоянии и расширить свою воздушную и береговую оборону».

    Торговля через Черное море

    В отчете Bloomberg говорится, что Черное море является главной артерией для движения товаров на перекрестке Европы и Азии.

    Сырая нефть, очищенная нефть, сельскохозяйственная продукция, железо и сталь – все это транспортируется через Черное море.

    Согласно отчету Bloomberg, на Украину и Россию вместе приходится более четверти мирового экспорта пшеницы, почти пятая часть торговли кукурузой и большая часть подсолнечного масла.

    Румыния и Болгария также становятся все более известными поставщиками сельскохозяйственных культур. Богатые плодородные почвы помогли Украине стать вторым по величине грузоотправителем зерна.

    Эти продукты отправляются автомобильным, железнодорожным и баржевым транспортом в порты для отправки в Азию, Африку и Европейский Союз.

    Из-за этого конфликта судоходство из Азовского моря было приостановлено в четверг, более 150 судов оказались на мели.

    Кроме того, украинская сталь составляет около десятой части европейского импорта, поэтому сбои в работе заводов или отгрузок сузят и без того напряженный рынок континента и помогут удержать цены на высоком уровне после того, как они достигли рекордного уровня в прошлом году.

    Конвенция Монтрё

    В четверг Украина обратилась к Турции с просьбой закрыть проливы Босфор и Дарданеллы, также известные как Турецкие проливы, в соответствии с Конвенцией Монтрё.

    Для тех, кто интересуется, что это за соглашение и как оно влияет на битву, вот некоторая ясность по этому вопросу.

    Подписанная в 1936 году Конвенция Монтрё о режиме проливов {известная как Конвенция Монтрё} дает Турции контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и регулирует транзит военных кораблей.

    Подписанная 20 июля 1936 года во дворце Монтре в Швейцарии Конвенция разрешала Турции ремилитаризировать Проливы. Он вступил в силу 9Ноябрь 1936 г. и был зарегистрирован в Серии договоров Лиги Наций 11 декабря 1936 г.

    Конвенция Монтрё гарантирует свободный проход гражданских судов через турецкие проливы, если только они не из страны, с которой Турция ведет войну, что дает ей право закрывать проливы для всех торговых судов, если оно того пожелает.

    Однако соглашение не так однозначно, когда речь идет о военных кораблях, и здесь возникает спор.

    В соглашении говорится, что если Турция находится в состоянии войны, Анкара имеет право делать все необходимое, включая закрытие проливов. Если другие государства находятся в состоянии войны, а Турция нейтральна, проливы закрыты для этих воюющих стран.

    В мирное время правила немного сложнее.

    Конвенция не разрешает авианосцы, но не упоминает корабли, предназначенные для других целей, но также способные нести самолеты. В этом случае Анкара принимает окончательное решение в зависимости от военного и мирного времени.

    Турецкое правительство также должно разрешать воздушным судам пересекать проливы.

    Подводные лодки также не пускают через турецкие проливы. Но причерноморские государства — Россия, Украина, Болгария, Румыния и Грузия — могут строить подводные лодки за пределами Черного моря и транспортировать их через проливы, а также могут выходить из Черного моря для технического обслуживания, предупредив об этом надлежащее время.

    Турция сейчас в опасной ситуации

    Запрос Украины поставил Анкару в затруднительное положение, поскольку у нее хорошие дипломатические отношения с Москвой. С другой стороны, он также должен выполнять свои обязательства в качестве союзника НАТО.

    Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция не может отказаться от своих связей ни с одной из стран и предпримет шаги для сохранения отношений.

    Отвечая на призыв Украины, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что его страна изучает запрос Киева, но сказал, что Россия имеет право в соответствии с Конвенцией возвращать корабли на их базу, в данном случае в Черное море.

    Если Турция после судебного разбирательства решит принять просьбу Украины и закрыть проливы для российских военных кораблей, сказал он, это только помешает им двигаться в другом направлении, от своей базы в Средиземное море.

    «Если страны, участвующие в войне, обратятся с просьбой вернуть свои корабли на свои базы, это должно быть разрешено», — цитирует Чавушоглу газета Hurriyet .

    Чавушоглу добавил, что турецкие юристы все еще пытаются определить, можно ли определить конфликт в Украине как войну, что позволит использовать мандаты конвенции.

    Еще неизвестно, что будет дальше, но большинство экспертов считают, что Турция не пойдет навстречу требованиям Украины.

    с вкладами от агентств

    Прочтите все Последние новости , Trending News , News Cricket News , Bollywood News ,
    News и HESTROW ,
    News и HESTROMENT. Следите за нами в Facebook, Twitter и Instagram.

    Дата обновления:

    27 февраля 2022 г., 15:43:37 IST

    также читать

    Мир

    Ситуация в неподконтрольных военачальникам регионах Украины «чрезвычайно сложная»: Путин

    Президент России Владимир Путин заявил, что в регионах на востоке и юге Украины, которые аннексированы, но не находятся под полным военным контролем, «необходимо жестко пресекать действия иностранных спецслужб, оперативно выявлять предателей, шпионов и диверсантов».

    Турция закрывает Дарданеллы и Босфор для военных кораблей

    Нажмите, чтобы увеличить. Десантный корабль ВМФ России РФС «Калининград» (102) проплывает через Дарданеллы 8 февраля. Авторское право на фотографию Yörük Işık, с разрешения.

    Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сообщил, что все страны предупреждены о запрете транзита военных кораблей через проливы. Решение, принятое сегодня на заседании кабинета министров Турции, закрывает проливы Дарданеллы и Босфор для всех военных судов…