Петра и павла симферополь: Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым —

Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым —

 Проповедь протоиерея Александра Якушечкина в день памяти Святителя Николая (19.12.2022)

 

Новые материалы сайта:

Хочешь быть полезным? Будь! Как стать своим на приходе: практические советы

Если хочешь быть полезен, или Как стать своим на приходе

Концертная программа – «Петропавловская песня приглашает друзей на Рождество», г. Симферополь, 2022

Концертная программа – «Паломничество в Христово Рождество с Петропавловской песней», г. Симферополь, 2021

«Ведь раньше во время эпидемий все в храм шли!» — епископ-вирусолог отвечает на возмущенные комментарии про коронавирус

По Божьему промыслу. О возвращении церковных святынь в наш собор

 

 

Православный календарь:

 

 

Кафедральный Петро-Павловский собор был построен в начале XIX века по просьбе и на средства жителей Симферополя. Православное население растущего города крайне нуждалось в просторном храме: первый православный храм города — маленькая Константино-Еленинская церковь уже не могла вместить всех прихожан.

Первое деревянное здание Петро-Павловского храма освятили в ноябре 1806 года. Через 20 с лишним лет здание заметно обветшало, церковь закрыли, а колокола, церковную утварь, ризницу передали в нововыстроенный кафедральный Александро-Невский собор. В 1860-е годы симферопольцы начали возрождение Петро-Павловского храма. И в августе 1870 года на месте разобранной старой деревянной церкви был освящен построенный по проекту петербургского архитектора К. Лазарева просторный, наполненный светом каменный собор в виде креста, вытянутого с запада на восток, с 12 окнам, устроенными в барабане. Двумя годами раньше — с 1868 года при храме были открыты церковно-приходское попечительство и два училища — мужское и женское. Надо заметить, что Петро-Павловский собор во всем своем величии и красоте, которые мы видим сегодня, после его восстановления, был построен при Правящем Архиерее Таврической епархии Архиепископе Гурии (Карпове), ныне прославленном в лике святых. Святитель Гурий, который управлял Таврической кафедрой с 1867-го по 1882 год, неоднократно совершал в этом соборе богослужения.

В 1937 году Петро-Павловский собор был закрыт и разорен, в нем устроили склад.

Восстановление храма началось в 1980-е годы. Сегодня в нем два придела: в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и святого преподобного Серафима Саровского.

С 2003 года Петро-Павловскому собору придан статус кафедрального.

В 2004 году здесь произошло чудо — на стекле, за которым стояла икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Икона выставлена для поклонения верующих.

23 августа 2008 года в Петро-Павловском кафедральном соборе Симферополя состоялись торжества по поводу прославления в лике святых Архиепископа Таврического Гурия (Карпова). Торжественное прославление в лике святых Архиепископа Гурия возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Мощи святителя пребывали в соборе до 7 июня 2016 года, когда они были перенесены в возрожденный кафедральный Александро-Невский собор, в котором находилась архиерейская кафедра Архиепископа Таврического Гурия (Карпова), и установлены в нижнем храме, освященном в честь святителя Гурия Таврического.

 

Группа в социальной сети Вконтакте: http://vkontakte.ru/club2068796

 


Фотографии Собора


Посмотреть Собор на Яндекс.Картах

Храм Петра и Павла — Видеогид Россия Симферополь

Костыш Максим

Описание:

Храм во имя Святых апостолов Петра и Павла (Петро-Павловский кафедральный собор) — кафедральный собор Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви. Собор имеет особое место в истории города и православия в Крыму. Как и многие храмы, пережил период разорения в советское время и период воссоздания.Первая «Екатерининская церковь» (храм святых Елены и Константина) в быстрорастущем городе Симферополе перестала вмещать в себя всех прихожан. По просьбе симферопольцев был поднят вопрос о строительстве нового, более вместительного храма. Святейший Синод выдал разрешение на строительство в 1801 году, но саму церковь начали строить в 1805 году[3]. Строительство деревянного храма длилось около 1 года. Осенью, 8 ноября 1806 года церковь освятили. Церковь из себя представляла деревянное здание в форме прямоугольника. Над западной стороной возвышалась колокольня. Основную красоту деревянной церкви составлял иконостас. Росписей в храме не было. Медные колокола были отлиты из остатков монетного двора Ак-Мечети. Церковь просуществовала около 20 лет. За эти годы храм обветшал, и его закрыли. Вскоре в городе построили новый кафедральный Александро-Невский собор, в который были переданы колокола, церковную утварь, ризницу. В 1865 году жители города решили возродить Петро-Павловский храм. Проект нового храма разработал петербургский архитектор Константин Лазарев. Старую деревянную церковь разобрали, на её месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма. Уже в августе 1866 года строительство церкви было завершено, но до 1870 года продолжались отделочные работы. 16 августа 1870 года в соборе провели первую службу. При храме с 1868 года работало два училища — мужское и женское[5].

В 1890 году церковный двор был обнесен ажурной металлической оградой. На площади перед храмом проходили массовые мероприятия. Территория вокруг Петропавловского храма и площади постепенно застраивалась невысокими домами. Это было особым условием: здания не должны быть выше храма[6].
В 1902—1903 годах художники на средства церковного старосты расписали купол собора. В самом центре был изображен Господь Саваоф в окружении Небесных Сил. Стены были расписаны цветочным орнаментом. По поясу барабана были написаны 12 медальонов с изображениями святых апостолов. В 1924 году, после установления советской власти, улица Петропавловская, ведущая к храму, была переименована в Октябрьскую[8].

В 1937 году разобрали купол и колокольню, в храме устроили склад. Собор имел жалкий вид: без купола, ободранный, с бетонным пандусом для въезда грузовиков внутрь храма. На крыше росло дерево. Возле храма было открыто питейное заведение.Спустя более 40 лет, в 1980-е годы началось восстановление Петропавловского собора. Автором проекта стала архитектор О. И. Сергеева. В архивах Синода С. Л. Белова смогла найти проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма.В 2003 году Петропавловскому собору был придан статус кафедрального[10].

23 августа 2008 года в Петро-Павловском кафедральном соборе Симферополя состоялись церковные торжества по поводу прославления в лике святых Архиепископа Таврического Гурия (Карпова). Торжественное прославление в лике святых Архиепископа Гурия лично возглавил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).
В 2008 году городские власти Симферополя восстановили историческое название площади перед храмом — Петропавловская. Также было возвращено историческое название улицы Петропавловской.Архитектурный стиль храма соединяет элементы разных стилей: классика сочетается с формами древнерусской архитектуры. Белокаменные наличники обрамляют высокие окна. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз. Венчает здание барабан с 12 окнами. Купол имеет форму «луковицы» чёрного цвета. При входе в храм устроена паперть, каменная лестница, над которой возвышается колокольня. Главный вход обрамлён тонкими полуколоннами, а на фасаде видны яркие мозаики с изображением Иисуса Христа и святых апостолов Петра и Павла.Храм имеет два боковых придела: во имя Иоанна Кронштадтского и Серафима Саровского.По свидетельствам епископа Гермогена (Добронравина) в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательная древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей святых угодников, изображенных на иконе, в сребро-позлащенном кресте, с надписью 1693 год». Согласно легенде, во время Крымской войны неизвестный офицер оставил икону в церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, если же нет — она остается в храме. Война окончилась, но за иконой никто не пришел

Слово на святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Святителя Луки Симферопольского)

Святая Церковь чтит память святых первоверховных апостолов Петра и Павла так же высоко, как и всех святых апостолов, хотя все они великие прежде Бог.

Что это значит? Это означает, что Сам Бог поставил их выше других апостолов. Сам Господь так прославил святого апостола Петра, как никакого другого апостола, ибо вы слышали в нынешнем евангельском чтении, что Господь наш Иисус Христос однажды спросил Своих учеников, кем Его народ считает Его. И отвечали Ему ученики: «Одни называют Тебя Иоанном Крестителем, другие Илией, а иные Иеремией, или одним из пророков» (Мф. 16:14). — А как вы думаете, кто я? — спросил Господь наш Иисус Христос. И тогда Апостол Петр ответил Ему от имени всех: «Ты Христос, Сын Бога Живого!» Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Сам Бог открыл ему, что Господь Иисус есть Христос, Сын Божий.

«И говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Раньше его звали Симоном, а теперь Господь дает ему имя Петр, что в переводе с греческого означает «скала» или «камень». Сам Господь Иисус Христос называл его скалой, твердым камнем.

Видите ли, Господь назвал апостола Петра краеугольным камнем Своей Церкви, назвал его тем незыблемым камнем, на котором будет построена Его Церковь. Разве эти слова не имеют высшего значения? Разве это не превозношение святого Петра над всеми остальными апостолами? «И дам тебе ключи Царствия Небесного». Разве не от Самого Господа Иисуса Христа было получено апостолом Петром величайшее назначение?! Ему были даны ключи Царствия Небесного; дана ему власть вязать и развязывать всех нас, окаянных и грешных: впустит или не впустит во врата Царствия Небесного. Вы видите, что Сам Господь Иисус поставил Петра выше всех других апостолов.

В другой раз Он сказал Петру: «Вот, сатана просил посеять тебя, как пшеницу» (Луки 22:31). Вы знаете, как сеют на решете, как отсеивают все нечистое от чистых зерен, встряхивая их на решете.

Итак, сатана попросил разрешения подвергнуть апостолов суровым испытаниям. И что тогда говорит Господь? «Но я молился за вас, чтобы не оскудела вера ваша; а ты, раз обратившись, укрепи братьев твоих». пытается посеять их всех, как пшеницу.

Итак, видите ли, Сам Господь Иисус Христос сделал Петра первым апостолом.

А почему святого апостола Павла тоже так называют? Он не был одним из двенадцати избранников Христовых, он даже не был Его учеником при жизни Его, и теперь, по достоинству своему, по величию своему, причислен к святому первоапостолу Петру. Разве у Господа Иисуса не было любимого ученика Иоанна, который на Тайной Вечере возлежал Ему на грудь? Разве Он не взял его вместе с Петром и Иаковом на гору Фавор? Разве Ты не взял с Собой этих трех апостолов, когда молился в Гефсиманском саду, пока не облился потом кровью?

Конечно, мы не смеем говорить о том, что чувствовал и думал Господь Иисус, мы не смеем отвечать за Него, но можем строить какие-то догадки, греха в этом не будет.

Кем был святой апостол Иоанн Богослов и чем он отличался от святого первоапостола Петра? Петр был горячим борцом за христианскую веру, он был горячим учеником Господа Иисуса, ибо вы знаете, что, когда воины и служители первосвященников пришли в Гефсиманский сад, чтобы схватить Господа Иисуса, тогда апостол Петр взял меч свой и отсек ухо слуге первосвященника по имени Малх.

У учеников Иисуса было два меча: один из них был у Петра, и он не побоялся обнажить меч свой против всего отряда, обнажить свой меч и поразить Малха. Он был вспыльчив, чрезвычайно активен, способен на великие дела.

Был ли апостол Иоанн таким? Нет, не так. Он был велик, не менее велик, чем святой апостол Петр, но душа его была чувствительнее, он был весь живой любовью. Его универсальное послание дышит именно этой святой любовью.

У него было нежное сердце, страстно любивший Христа, но он не был склонен к борьбе, он не был так деятельен, как апостол Петр. Вероятно, поэтому Христос не дал ему первенства над апостолами.

А кто апостола Павла назвал вторым по порядку после Петра? Этого не сделал Господь Иисус Христос, ибо он не был Его учеником при жизни, и не только не был учеником, но и был Его жестоким врагом, он был учеником фарисея, знаменитого учителя того времени Гамалиила.

Он изучил под его руководством весь закон и был ярым приверженцем закона Моисеева, а потому ненавидел Христа, ибо, по его мнению, Христос разрушил этот закон.

Когда первомученика Стефана убивали, Павел охранял одежды тех, кто убил и одобрял убийство Стефана. Он испросил у Синедриона устав, который позволял ему везде и всюду разыскивать христиан, арестовывать, связывать, заключать в тюрьму и убивать их. И вот, получив это письмо, он отправился со своими сподвижниками в Дамаск, чтобы учинить там кровавые расправы над христианами. И вдруг в пути ему озарил свет с неба, свет, которого никогда не бывает на земле.

В страхе и трепете пал Савл на землю и услышал слова Иисуса: «Савл, Савл! Почему ты преследуешь меня? Я Иисус, которого вы преследуете; тяжело тебе пнуть против стрекала. »

Он спросил с трепетом: «Господи, что ты повелишь мне делать?»

Господь Иисус ответил ему: «Встань и иди в город, и тебе будет сказано, что тебе нужно делать» (Деяния 9:4-6)

Савл встал с земли, но был слеп: свет Христов ослепил ему глаза.Взяли его за руку и повели в Дамаск, и три дня он был слеп, три дня не ел и не пил.Три дня душа его трепетала воспоминанием о божественном Его душа три дня горела слезным и молитвенным покаянием.0003

Даже этого столь прекрасного призвания было бы достаточно, чтобы мы прославили святого апостола Павла. Он был назван первым и поставлен вместе с апостолом Петром Святой Церковью.

Но что ею руководило, собственный ли произвол? Конечно нет. Она руководствовалась Священным Писанием – посланиями самого апостола Павла, которые настолько святы, настолько пропитаны Божественной благодатью, настолько глубоки по содержанию, что его называют вторым основателем христианства после Господа Иисуса Христа.

На каком именно основании святая Церковь сравнила его по достоинству с апостолом Петром? В Первом послании к Коринфянам он говорит о себе: «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но по милости Божьей я такой, какой я есть; и благодать Его во мне не была напрасна, но я более всех их потрудился». И смиренно добавляет: «Но не я, но благодать Божия, которая со мною» (1 Коринфянам 15:9-10).

Во втором послании к Коринфянам он говорит: «Они евреи? Я тоже. Они израильтяне? Я тоже. Являются ли они семенем Авраама? Я тоже. Служители ли они Христовы? — говорю как безумный — я больше: в трудах больше, в ранах сверх меры, в тюрьмах чаще, в смертях чаще. От евреев я пять раз получал сорок ударов минус один. Трижды меня били розгами; однажды меня побили камнями; трижды я терпел кораблекрушение; ночь и день я пробыл во глубине; часто в странствиях, в опасностях на воде, в опасностях разбойников, в опасностях моих соотечественников, в опасностях язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях среди лжебратьев ; в утомлении и в труде, часто в бессоннице, в голоде и жажде, часто в посте, в стуже и наготе» (2 Кор. 11:22-27).

Мы знаем из Деяний Апостольских, что босым, пешим святитель Павел обошел все области Малой Азии, проповедуя о Христе везде и всюду, основывая церкви повсюду, в Македонии и Греции, в Афинах и Риме, даже достигнув Испании.

Итак, труды его были неизмеримы, неисчислимы.

Что же означает, однако, что Господь Иисус Христос избрал Своим первым апостолом Петра, который трижды отверг Его на суде первосвященника Каиафы? Это значит, что Господь есть Знаток сердец: Он знал, с каким безмерным покаянием, с какими кровавыми слезами до конца жизни загладит свое троекратное отречение, знал, что вдруг вскочит с постели каждый раз. Ночью, когда пропоёт петух, он распластался на земле и часами просил у Бога прощения.

За такое покаяние Господь простил ему тяжкий грех, ибо вы слышали вчера на бдении беседу Господа Иисуса с Петром, в которой Он призывал его пасти овец Своих, агнцев Своих, трижды призывал к сему, и этим троекратным призывом очистил святого Петра от греха отречения.

И святому Павлу, бывшему прежде врагом Его, простил Господь Иисус тяжкий грех гонения на Него и на христиан, ибо знал Господь Сердцеведец, что святой Павел искупит грех свой долгим -страдающая жизнь и его пламенное послание. Он знал, кем будет Павел, знал, что Павел скажет: «Уже не я живу, но живет во мне Христос».

Господь, Сердцеведец, знает сердца всех людей. Он знал сердце святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского, который в юности был язычником и вел, как и все язычники, греховный, развратный образ жизни. Господь простил ему грехи юности, простил и сделал великим святым, а потом призвал на мученичество.

И напомню еще одного великого святого: это был один из отцов Церкви, обладавший глубоким философским умом — блаженный Августин, епископ Гиппопотамский. По своему обращению долгое время принадлежал к манихейской секте. Тем не менее Господь простил ему эту ересь и поставил на светильнике Своей Церкви, как звезду первой величины.

А сколько, сколько других подобных примеров. Сколько можно назвать страшных разбойников, погубивших сотни людей и затем тяжелым покаянием не только заслуживших Божие прощение, но и ставших чудотворцами.

И мы, не зная человеческих сердец, как часто мы тяжко осуждаем и заклеймиваем презрением и осуждением явных грешников, которые, быть может, со слезами покаялись перед Богом и были Им прощены.

Как часто мы забываем слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Как часто мы забываем о своих тайных грехах, которые Христос Судия к стыду нашему откроет на Страшном Суде перед всеми людьми.

Да будут нам святые первоверховные апостолы Петр и Павел постоянным напоминанием о том, что Христос есть Бог Сердцеведец и знает не только то, что в наших сердцах, но и то, что может быть и будет в них. Аминь.

Источник: перевод Джона Санидопулоса.

Петропавловский собор в Симферополе. Описание, фотографии.

Небольшая старая Октябрьская улица (бывшая Петропавловская) выходит на площадь, где стоит старинный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Еще совсем недавно он был в страшном запустении: не было колокольни, кресты не делают его куполом, не было ограды.

К сожалению, мало кто знал тогда, что заброшенный и разрушенный храм был построен в начале ХIХ века по просьбам и на средства новых симферопольцев Несмотря на указ императрицы Екатерины II «построить в Ак-мечети достойный церковный собор», постановление о строительстве Святейшего Синода издано в 1801 году. Христианское население Симферополя остро нуждалось в просторном храме, так как небольшая Константино-Еленинская башня церкви уже не могла вместить всех прихожан.

Строительство новой церкви началось в 1805 году, все это время прихожане собирали средства. 8 ноября 1806 года была освящена новая церковь. Это было деревянное, прямоугольное здание, с западной стороны возвышалась башня, на восточной апсиде располагалась пятигранная. Восемь колонн внутреннего пространства делились на три нефа, из которых центральный был самым широким. В храме не было росписи, главным его украшением был иконостас. Колокола для Петропавловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после разрушения монетного двора Ак-мечети, более двадцати лет колокола прихожан Петропавловской церкви созывались на молитвы. С годами он обветшал, и его закрыли. В городе построили новый собор Александро-Невского собора, куда передали колокольню, церковную утварь, ризницу.

вторая половина XIX века в Крыму стараниями Высокопреосвященнейшего Иннокентия открывается новая епархия Православной Церкви. Были укреплены позиции христианства на полуострове, началось активное строительство и реконструкция церквей. В 1865 году симферопольцы решили возродить Петропавловскую церковь.

Проект новой церкви разработал петербургский архитектор К. Лазарев. Старую деревянную церковь разобрали, а на ее месте 29 июня 1866 г. предусмотрели новое здание церкви, в его строительстве участвовала прихожанина. Подрядные работы вел К. Воронцов, следил за исполнением губернский инженер Грачев, устраивал иконостас мастер Зайцев. В августе 1866 года строительство церкви было завершено, но еще четыре года проводились внутренние работы. Внешний вид храма изменился: он был встроен в форме креста, вытянутого с запада на восток, собор значительно расширился, наполнился светом благодаря двенадцати окнам, устроенным в барабане. Особым изяществом отличался интерьер храма. Наконец все работы были завершены, и 16 августа 1870 года собор вновь открыл ворота для своих прихожан. При храме с 1868 года существовали приходская опека и две коллегии — мужская и женская.

Благодаря свидетельству епископа Гермогена, мы знаем, что в соборе святых Петра и Павла сохранилась «отличная старая икона Святой Троицы с частью ризы Господней в ковчежце и мощи св. святых, изображенных на иконе, серебряно-позолоченный крест с надписью 1693 год».

В этом святилище — грустная и трогательная история. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. неизвестный офицер оставил икону в Петропавловской церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, а если нет — останется в храме. После войны, а за иконой никто не пришел…

Икона бережно сохранена, в четверг перед ней был прочитан акафист.

Прихожане любили свой храм, заботились о нем, старались сделать его более красивым и благоустроенным. В 1890 г. погост был обнесен ажурной металлической оградой, во дворе посажены деревья и декоративные кустарники. Территория вокруг Петропавловской церкви, а также постепенно застраивающаяся территория одно- и двухэтажных домов – по законам церковного зодчества здания вокруг церкви не должны быть высокими, чтобы собор хорошо просматривался со всех сторон.

Петропавловская церковь постоянно обновляется. В 1902-1903 годах молодые художники Академии художеств расписали купол собора. В куполе был изображен Господь Саваоф в окружении Небесных Сил, стены между окнами украшены орнаментом, а на ременном барабане 12 медальонов с изображениями 12 апостолов. В следующие два года закончили красить стены.

в 1937 году закончилось богослужением и Павловским собором. Разобрали купол и колокольню церкви устроили под склад. Симферопольцы хорошо помнят, как совсем недавно выглядел собор — безголовый, ободранный, с бетонным пандусом для въезда грузовиков внутрь бывшей церкви, с деревом на крыше… А вокруг цепляется стеклоприемный пункт, кабачок. Горы пустых коробок, объедки, пьяные завсегдатаи пабов, ненормативная лексика.

Только в 1980-е годы реставрация Петропавловского собора. Автором проекта выступил архитектор О. Сергеева, а работы выполнило ЗАО «Крымреставрация». Предварительно была проделана большая подготовительная работа. В архиве Синода С.Л. Белова обнаружены проекты, по которым восстановлены колокольня и купол храма.

При входе в храм устроено крыльцо — крыльцо, каменная лестница ведет ко входу, над которым тянулась к небу стройная башня. Главный вход обрамлен тонкими полуколоннами, поражающими ярким мозаичным изображением Иисуса Христа святых Петра и Павла, названного в честь храма.

Петр, первоначально носивший имя Симон — простой рыбак, призванный ко Господу на путь апостольства.

Апостол Павел сначала был назван Савлом (по древнееврейски это означает «выпрошенный», «вымоленный»). Он принадлежал к секте фарисеев и преследовавших христиан. Однажды Савл отправился в Дамаск, чтобы разобраться с учениками Христа. Внезапно с неба ударил такой яркий свет, что Саул ослеп. В то же время Христос открылся ему как человеку, которым он движет. Чудесно призванный Господом к апостолам, он принял святое Крещение и получил новое имя Павел. Ему вернули глаз.

Святых Апостолов Павла и Петра римским императором Нероном были заключены в Мамер Латинскую тюрьму и одновременно были мученически замучены в 67 году.