Содержание
Переезд из храма: что потерял и приобрел Музей истории религии
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Переезд из храма:
что потерял и приобрел Музей истории религии
Анна Кочарова
Сегодня в Музее истории религии учат взаимоотношениям с разными религиозными культурами и организациями. Но были времена, когда и сам музей переживал период непростых отношений с одной из таких организаций – РПЦ.
Более полувека, с 1932 года, музей занимал Казанский собор – одно из красивейших и знаменитых зданий Санкт-Петербурга. Сотрудники уверены, что для собора некогда было удачей то, что там сделали музей.
Государственный музей истории религии и атеизма (Казанский собор) в Ленинграде, 1801-1811 годов. Архитектор Андрей Никифорович Воронихин.
Согласно сохранившимся документам, с 1929 года памятник архитектуры был бесхозным. И когда научные работники начали обживать здание, выяснилось: подвалы нужно просушивать, а чердаки очищать от голубиного помета – этим и занялись в первую очередь работники созданного музея.
В 1991-м было решено вернуть собор Церкви. Практически сразу музею нашли новое здание – казалось бы, не так далеко, на Почтамтской улице (кстати, неподалеку от обсуждаемого сегодня Исаакия). И все же для сотрудников тот переезд оказался тяжелым, рассказывает заместитель директора по научной работе музея Екатерина Терюкова.
Переезд сказался на музее очень сильно: требовалось привести все в порядок, упаковать, перевезти все экспонаты – а их около 170 тысяч – и все проверить. Нужно было понять, как разместить экспозицию.
Екатерина Терюкова, заместитель директора по научной работе Музея истории религии.
«Все годы в Казанском соборе мы имели огромную аудиторию», – признается Терюкова. А после знаменитого здания на центральном проспекте, которое само по себе привлекало посетителей, музей въехал в бывшее жилое помещение. До революции оно принадлежало почтовому ведомству, некогда здесь были расположены жилые квартиры.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Пришлось не просто все переделывать, а менять сознание самих сотрудников. На новом месте в их распоряжении были не огромные площади со сводами, а небольшие компактные залы, в которых радикальную реконструкцию проводить было нельзя.
В течение восьми лет, что длился переезд, музей не делал экспозиций. Фактически выпал из выставочной жизни и общественного внимания, несмотря на то что сотрудники продолжали научную деятельность.
Сотрудники точно знают, что музей – это нейтральное пространство. Здесь не агитируют и не проповедуют, но рассказывают и просвещают.
Екатерина Волкова, заведующая отделом по связям с общественностью, делится своими наблюдениями.
Иногда православному человеку сложно пойти в мечеть: не знаешь даже, как себя правильно вести. А в наш музей могут прийти все. Здесь мы и знакомим людей с разными культурными традициями. Мы проводили дни татарской и буддистской общины, отмечали Пурим, Суккот и Пасху – как католическую, так и православную.
Екатерина Волкова, заведующая отделом по связям с общественностью Музея истории религии.
Как ни странно, порой даже религиозные люди не все знают о вере, которой придерживаются. «Далеко не всегда носители культуры знают свои традиции, – продолжает Екатерина Терюкова. Мы как-то проводили лекцию для татарской общины – людей, которые ходят в мечеть. И нам было важно то, с каким интересом они слушали».
Пожалуй, самый необычный и неожиданный опыт работы музея за последний год – экскурсия и мастер-класс для детей из семей мигрантов. Вместе с фондом «Дети Петербурга» сотрудники провели несколько занятий для ребят, которые не ходят в школу, да и русский язык зачастую почти не знают.
Дети на экскурсии в Музее истории религии.
© Фото : предоставлено СПб РОО «Дети Петербурга»
Дети на экскурсии в Музее истории религии.
© Фото : предоставлено СПб РОО «Дети Петербурга»
Дети на экскурсии в Музее истории религии.
© Фото : предоставлено СПб РОО «Дети Петербурга»
В группе были школьники от 7 до 13 лет. Большинство из них, в принципе, впервые пришли в музей. После экскурсии детям организовали мастер-класс: они делали оттиск страницы Корана.
«Свои работы дети с удовольствием забрали домой, – рассказывает Екатерина Волкова. – Многие впервые в жизни получили деньги на карманные расходы, учились их тратить – например, покупать сладости и воду в автомате».
После первого удачного опыта провели еще одно занятие. Но главная проблема таких групп в том, что дети не посещают занятия регулярно.Во второй раз экскурсию посвятили буддизму – ребята были уже другие. Так же, как и в первый раз, слушали и участвовали в мастер-классе с интересом, говорят сотрудники музея. Однако с собой поделки уже не забрали.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Музей истории религии, возможно, не так популярен среди туристов, как знаменитые художественные собрания и роскошные дворцы Санкт-Петербурга. Но человек, попавший сюда впервые, наверняка увидит не только огромное и интересное собрание.
Нынешняя экспозиция, открытая в 2012 году, в полной мере рассказывает о верованиях разных народов и территорий. Сами помещения на новом месте – нейтральные бывшие квартиры – предоставили свободу творчества.
Сегодня, спустя четверть века после переезда из Казанского собора, становится понятно, что музей, скорее, выиграл, нежели проиграл.
Главная страница проекта «Музеи меняют мир»>>
Музей истории религий в Санкт-Петербурге
© Фото : фото предоставлено пресс-службой Музея истории религий
10:26 01.02.2017 (обновлено: 13:55 15.03.2021)
Казанский собор спасло превращение в музей · Родина на Неве
90 лет назад, 25 января 1932 года, по решению ленинградских властей был закрыт один из крупнейших храмов страны — Казанский собор. В это время в Советском Союзе, включая, конечно и Ленинград, стремительно набирала обороты антирелигиозная кампания, которая не ограничивалась мероприятиями пропагандистского и идеологического характера. Только в ночь с 17 на 18 февраля того же 1932 года в нашем городе были арестовано 500 священников, монашествующих, просто верующих.
Однако надо сказать, что у Казанского собора судьба всё же не столь трагическая, какой она могла быть. Он не взлетел на воздух, как многие другие петербургские храмы или, как скажем, храм Христа Спасителя в Москве. Спустя десять месяцев после закрытия в здании собора начал работать Музей истории религии и атеизма, а уже почти четверть века Казанский собор является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
Наш ответ Папе Римскому
В этом материале мы расскажем о связанных с Казанским собором событиях, которые происходили в нашем городе в 20-е — 40-е годы прошлого века, а также о том, что спасло Казанский собор от гибели. Но сперва небольшой экскурс в историю.
Вид на Казанский собор в 1821 году
В самом конце XVIII века император Павел I задумал превратить небольшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте в огромный собор, который мог бы соперничать с главным храмом католического мира — собором Святого Петра в Ватикане. Во многом это было связано с тем, что Папа Римский Пий VI отказался признать Павла I в качестве Великого магистра Мальтийского ордена. (В 1798 году, когда Наполеон I захватил Мальту, рыцари этого ордена обратились к российскому императору с просьбой принять на себя сан Великого магистра ордена, и монарх дал на это согласие). Противостояние с Ватиканом укрепило желание императора воздвигнуть в Санкт-Петербурге новый кафедральный храм.
Хотя по итогам объявленного конкурса лучшим был признан проект шотландца Чарлза Камерона, работы по сооружению нового собора поручили бывшему крепостному, тогда ещё неопытному архитектору Андрею Воронихину. Большую роль здесь сыграла позиция назначенного куратором строительства графа Александра Строганова, в то время президента Императорской Академии художеств.
Почтовая открытка начала ХХ века
Закладка храма произошла по новому стилю 8 сентября 1801 года в присутствии уже другого императора — Александра I. Работы продолжались на протяжении десяти лет. Освещение собора состоялось 27 сентября 1811 года. (Кстати, этот величайший памятник архитектуры на Невском проспекте построили быстрее, чем через двести лет стадион на Крестовском острове).
Казанский собор воспринимался современниками как памятник победе в Отечественной войне 1812 года. В левом приделе собора был захоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, а в декабре 1837 года, когда отмечалось 25-летие победоносного завершения этой войны, в присутствии всей императорской семьи прошла торжественная церемония открытия памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли.
Иконостас исчез навсегда
Гонения на церковь, начавшиеся вскоре после Октябрьской революции, Казанский собор стороной не обошли. Он сильно пострадал во время проходившей в первой половине 1922 года кампании по изъятию церковных ценностей в целях помощи голодающим Поволжья.
Экспозиция Музея истории религия и атеизма в Казанском соборе
В то время настоятелем Казанского собора был протоиерей Николай Чуков, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. Он пытался спасти святыни Казанского собора. Чудотворную Казанскую икону Божией Матери удалось сберечь, а вот уникальный серебряный иконостас исчез навсегда. Интересный факт: по словам доктора исторических наук профессора Михаила Шкаровского, этот иконостас был сделан из того церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки Донского казачьего войска затем отбили.
Действуя вместе с настоятелем, прихожане добились того, что о сложившей вокруг Казанского собора ситуации стало известно председателю Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) Михаилу Калинину. Тот дал указание не трогать иконостас.
Однако руководитель Петроградской окружной комиссии помощи голодающим Иван Бакаев чётко дал понять, что председатель ВЦИК ему не указ. Иконостас был изъят и отправлен на переплавку.
— В Петрограде в ту пору многие известные учёные боролись за сохранение объектов культурного наследия, — говорит учёный секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, доктор филологических наук Юлия Балакшина. — В основном они группировались вокруг Эрмитажа. После того, как иконостас Казанского собора был уничтожен, некоторые из них в знак протеста уволились из музея.
Казанский собор в 1941 году
30 мая 1922 года Николая Чукова арестовали на так называемом процессе митрополита Вениамина и приговорили к смертной казни. Расстрел был заменен пятью годами заключения.
Пока Чуков находился в заключении, Казанский собор перешёл к обновленцам. (Напомним, обновленчество — возникшее после Октябрьской революции под давлением новых властей раскольническое движение в Русской Православной церкви). Тем не менее в храме потихоньку велась фактически запрещённая миссионерская и благотворительная деятельность, до 1925 года существовала богадельня для престарелых женщин.
По «просьбе трудящихся»
Основанием для закрытия Казанского собора послужили инициированные властями обращения трудящихся —так называемые наказы. Главным аргументом была низкая посещаемость собора: якобы в будние дни в храм приходили не более сорока человек, а в выходные — не более двухсот.
— Вопрос о судьбе Казанского собора рассматривался на заседании президиума Ленсовета 26 декабря 1931 года, — говорит Юлия Балакшина. — Процитирую принятый тогда документ: «Исходя из заключения технической комиссии и учитывая, что собор имеет исключительную архитектурную и историческую ценность, и для сохранения таковой требуется значительная сумма средств, которую церковная двадцатка не имеет, Академия наук предлагает использовать здание под Музей по истории религии».
В годы перестройки рядом с Казанским собором собирались политические неформалы / На фото: несанкционированный митинг у Казанского собора
Здесь требуются небольшие пояснения. Первое: «церковная двадцатка» — это группа членов приходского совета, которая в соответствии с действовавшим тогда законодательством брала на себя ответственность за храм. Второе: ещё одной причиной сохранения Казанского собора являлось то обстоятельство, что взорвать находящееся на Невском проспекте столь большое здание было технически достаточно сложно. Доводилось читать, что именно трудности технического характера заставили отказаться и от идеи уничтожить Исаакиевский собор.
Во время Великой Отечественной войны Музей истории религии и атеизма не работал. По свидетельству историков, перед собором приносили клятву уходящие на фронт бойцы Красной Армии. В его колоннадах была открыта выставка патриотических картин и плакатов. Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, в отличие от других монументов, не обкладывали мешками с песком для защиты от артобстрелов. Глядя на них, ленинградцы вспоминали о великом прошлом своей страны.
Возвращение святыни
Первая попытка вернуть Казанский собор Русской Православной церкви были предпринята вскоре после завершения Великой Отечественной войны. В частности, на этом настаивал Николай Чуков, тогда уже митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. Однако попытка успехом не увенчалась. В соборе возобновилась работа Музея истории религии и атеизма. К слову, его экспозиция вызывала большой интерес у ленинградцев и гостей Северной столицы.
Икона Казанской Божьей Матери с 2001 года вновь находится в Казанском соборе — слева от Царских врат
Богослужения в храме вновь начались в мае 1991 года. Полное освящение Казанского собора состоялось в марте 1998 года, а в 2000 году он был окончательно возвращён Русской Православной церкви и получил статус кафедрального.
Добавим, что в конце 90-х годов в собор вернулась Казанская икона Божией Матери, которая на протяжении десятилетий находилась в различных храмах нашего города.
Андрей Вронский
Как в СССР молитвенные дома превратились в музеи атеизма
Можно почти увидеть, как благочестие вложено в камни Казанского собора в Санкт-Петербурге. Он величавый и внушительный, с колоннадой из десятков колонн из красного гранита, вытянувшихся одним великолепным полукругом. Построенная в 1811 году, церковь была вдохновлена базиликой Святого Петра в Риме и посвящена одной из самых важных фигур русской православной церкви: Казанской Божией Матери, почитаемой иконе, изображающей Деву Марию.
Но через 15 лет после революции, в январе 1932 года, собор был закрыт. Когда он вновь открылся в ноябре, у его руля была совершенно другая икона. Это гигантское здание было теперь храмом атеизма, одним из сотен антирелигиозных музеев в бывших церквях, синагогах и мечетях Советского Союза.
Интерьер Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге после превращения его в музей атеизма. Branson DeCou Archive/UCSC
В течение десятилетий после Гражданской войны в России большевики изо всех сил пытались найти лучший способ установить атмосферу атеизма в Советском Союзе. Сначала многие надеялись и верили, что религия естественным образом исчезнет, как только социальные изменения, которые они надеялись вызвать, вступят в силу. Но хотя церковные драгоценности и другие ценности были разграблены и национализированы, представители духовенства арестованы, а мощи святых эксгумированы и выставлены напоказ, чтобы опровергнуть их кажущуюся нетленность, люди продолжали верить.
Со временем ленинцы в партии поняли, что им придется предпринять активные действия, чтобы навсегда искоренить религию. На 15-й партийной конференции в конце 1927 года Иосиф Сталин подверг критике то, что он считал «ослаблением борьбы с религией», и настаивал на более жесткой антирелигиозной политике. На самом высоком уровне это варьировалось от запрета образованным верующим вступать в коммунистическую партию до массового убийства тысяч православных священников и епископов.
Но на местах партия хотела побудить простых рабочих отказаться от своей веры. Результатом стал бум антирелигиозной, пронаучной пропаганды: плакаты, буклеты, фильмы, радиопрограммы, публичные лекции, экскурсии по городам и научные обсерватории. В конце 1920-х годов государственное учреждение, которому было поручено решить эту задачу, Наркомпрос, избрало новую тактику. Это были музеи атеизма.
Первоначально на огромном пространстве Советского Союза было всего 30 антирелигиозных музеев. Но в течение четырех десятилетий их было сотни, размещенных в самых значительных бывших монастырях и храмах страны. Некоторые из самых известных находились в величественных бывших православных соборах Москвы и Санкт-Петербурга, более доступных для иностранных туристов, чем в более отдаленных городах. Но музеи существовали по всей стране и в молитвенных домах всех религий, включая украинские мечети и сибирские буддийские храмы.
Ключевым моментом, по словам историка Виктории Смолькиной, было превращение священного места в облагороженное место обучения. «Они считались наиболее эффективными, — пишет она в книге «Священное пространство никогда не пусто: история советского атеизма» , — когда занимали религиозные помещения, которые были перепрофилированы для атеистов».
Советская пропаганда 1920-х годов описывает Иисуса Христа, превратившего воду в вино, как «настоящего самогонщика». Public Domain
На заре существования Советского Союза государственные чиновники стали совершенно по-другому относиться к музеям. Они были не просто способом выставить предметы на обозрение, но и осязаемыми, даже приятными способами просвещения публики, помощи крестьянам в понимании их истории и наполнения посетителей энтузиазмом по поводу грядущего впереди славного коммунистического будущего. Следовательно, все виды музеев претерпели колоссальную перестройку, а старинные произведения заменили современными. С этой целью в период с 19 по 19 в. было открыто около 250 новых музеев.18 и 1923. Антирелигиозные музеи были небольшой частью грандиозного образовательного плана, с четкой идеологической целью, которую куратор и историк Криспин Пейн описывает: «внедрение марксистской интерпретации истории».
Антирелигиозные музеи выбрали трехстороннюю линию атаки. По словам Пейна, они разоблачат «преступления и уловки духовенства»; продвигать науку как современный аналог религии; и продемонстрировать, как религия была «служанкой буржуазного капитализма». Ему не было места в славном будущем Советского Союза. Более того, пишет Пейн, «они приняли преднамеренную политику святотатства», когда иконы и реликвии были лишены своей таинственности и обращались с ними как с обычными предметами.
Владимирский собор в Киеве превратили в один из таких музеев атеизма. Вывеска над дверью гласит: «Антирелигиозный музей». Public Domain
В одном особенно подробном рассказе американского посетителя в конце 1930-х годов ярко описан один из московских антирелигиозных музеев. Чарльз Сили, бывший морской офицер, решил посетить музей, расположенный в огромном бывшем Страстном монастыре. В этих славных окрестностях его экскурсовод-большевик пообещал ему чудо. «Мне, естественно, было интересно, но я серьезно сомневался в его способности исполнить одну», — писал он в 1942 книга, в которую вошли его воспоминания об СССР.
Гид показал ему большую картину Девы Марии. Пока Сили смотрела, ее глаза стали влажными и затуманенными. Затем «слезы потекли по ее щекам таким совершенно естественным образом, что любой ничего не подозревающий человек с готовностью поверил бы, что он действительно стал свидетелем чуда», — писал Сили. «Слезы были достаточно реальными, чтобы удовлетворить всех, кроме самых недоверчивых».
Однако вскоре иллюзия была разрушена: «Демонстрация была прямо-таки сверхъестественной, но в конце концов экскурсовод все испортил, проведя меня по картине и показав, как жрецы раньше совершали «чудо» с помощью пипетки». Он объяснил, что эти слезы ранее проливались в тех случаях, когда церковная тарелка для пожертвований выглядела тревожно пустой.
Подобным образом были разоблачены и другие чудеса. Тело высокопоставленного церковного сановника, ежегодно эксгумируемое главой Русской православной церкви и провозглашаемое именно таким, каким оно было, «когда оно умерло несколько сотен лет назад», оказалось просто мешком с костями. В других случаях «нетленные» тела мумифицировались в прохладных и сухих условиях подземных склепов. «Целью этого колоссального обмана было убедить людей, что чудеса все еще совершаются», — писал Сили. «Никто, конечно, не сомневался в царе, так как он был главой русской церкви».
На дисплеях были представлены маски иностранных культур и религий, а также православная иконопись. Courtesy Арсений Жиляев
По музеям священные иконы православной церкви размещались рядом с так называемыми «примитивными» статуями и предметами со всего мира. Они могут включать в себя амулеты, фигурки вуду или даже атрибуты так называемых «знахарей» из далеких культур. «Если вы растете в православном обществе, — говорит Пейн, — вас с детства приучают почитать иконы и другие виды материальных выражений православной веры. И вас также воспитывают, часто подсознательно, с некоторым презрением к так называемым «племенным» обществам». Сопоставление этих двух вещей сделало важный, хотя и расистский вывод: эти знакомые проявления веры не более изощренны, чем те, что происходят в других частях мира.
В подвале Казанского собора в Санкт-Петербурге целая выставка была посвящена жестокости религии и жестоким ужасам ее истории. Позднее, как пишет историк Игорь Полянский, его копировали в других антирелигиозных музеях СССР. В одной диораме камеры пыток, изображающей испанскую инквизицию, изображен еретик, привязанный к дыбе. Он ждет своего наказания, когда палач в капюшоне преподносит ему множество инструментов для пыток: винт с накатанной головкой; двуглавая вилка еретика, вонзающаяся одновременно в подбородок и грудину; брендинговый утюг; и мучительное кресло Иуды.
Фотография 1931 года в одном из петербургских музеев атеизма. Branson DeCou Archive/UCSC
Музеи систематически изображали религию всех видов как историческую силу невежества, расизма, антисемитизма и жестокости. Они утверждали, что единственной достойной заменой ей является наука.
Полянски описывает, как «панели, диаграммы, диорамы и модели, объясняющие сравнительную анатомию и эмбриологию» были выставлены наряду с «окаменелостями динозавров и гоминидов, портретами социалистических «чудо-докторов» и метеоритными камнями». Человек был связан не с Богом, а с природой: «Райские яблоки», выведенные известным русским садоводом Иваном Мичуриным, и статуи Ивана Павлова и его павловских собак были включены, чтобы подчеркнуть это. Как заметил один переводчик двум приехавшим французским ученым: «Мы, джентльмены, предпочитаем полагаться на науку. Вы можете увидеть, чего достигла новая Россия в Науке: медицине, химии, физике, биологии, стратосфере, авиации, промышленности. Нам не нужна религия, чтобы совершать чудеса».
Иностранные посетители, похоже, расходятся во мнениях относительно того, как воспринимать эти иконоборческие музеи. Сили, со своей стороны, ушел с энтузиазмом и заявил, что «общество получит измеримую пользу, если все служители Евангелия и все изучающие богословие» смогут посетить такой музей. Другие были менее довольны. Многие из их рассказов, замечает Пейн, похоже, заключают, что их музеи были «наивными и смущающими». На первый взгляд печальные представления казались еще более посредственными на фоне их роскошного священного окружения.
Но они пользовались огромной популярностью у советских посетителей, хотя неясно, был ли это искренний интерес к будущему атеизма или просто долгожданный перерыв в производстве. В период с 1956 по 1963 год бывший Казанский собор посетили сотни тысяч человек, увеличившись с 257 000 посетителей в 1956 году до 700 000 в 1963 году. Столь же впечатляющие показатели посещаемости наблюдались и в других музеях страны. Часто люди приезжали в структурированные групповые туры, в которых рабочие с заводов или офисов приезжали все сразу для посещения с гидом: в некоторых музеях может быть до 17 групповых экскурсий в день. К концу 19В 80-е годы, как сообщала газета New York Times , в воскресенье днем ожидание входа в казанский музей может занять до двух часов.
Но, несмотря ни на что, воинствующий атеистический пыл не взял верх. В некоторых частях страны религиозные обряды продолжались, тихо напевая на заднем плане. Хотя места отправления культа теоретически были конфискованы и закрыты, группы по-прежнему могли арендовать их у правительства для религиозных служб, платя более высокую плату за более экстравагантную обстановку. Другие люди просто впали в своего рода религиозную апатию. Научный атеизм преподавался в школах наряду с историей и географией, но в 1975 опрос, многие люди по-прежнему утверждали, что находят атеистические догмы скучными.
В первые дни революции было много воинствующих атеистических коллективов, таких как эти крестьяне из Тверской области на западе России. Public Domain
К 1987 году газета Times сообщила: «Советские официальные лица начали признавать, что они, возможно, проигрывают битву с религией». В течение десятилетий Библии были запрещены, а религиозное образование практически отсутствовало, но воинствующий атеизм, похоже, не был достаточно привлекательной силой, чтобы занять его место. С конца 19Газета сообщила, что в 70-е годы, когда революция 1917 года осталась в далеком прошлом, расцветающее «религиозное возрождение… [выросло] для того, чтобы заполнить идеологическую пустоту». Опрос молодежи показал «растущее увлечение, особенно среди хорошо образованных, религиозной литературой и службами».
Когда в начале 1990-х распался Советский Союз, вместе с ним исчезло и большинство его антирелигиозных музеев. Некоторые из них все еще существуют, переименованные в музеи религии, но они либо были перемещены в новые помещения, либо переведены в одно крыло религиозных учреждений, в которых они когда-то жили. С тех пор почти каждая закрытая церковь и храм в Советском Союзе была возвращена к своему первоначальному назначению.
Музеи не только пытались низложить религию, пишет Полянски, но и изображали атеизм как источник радости — «не только отрицание религии, но и положительную творческую силу, приносящую счастье». В конце концов, однако, люди не поверили в силу культа неверия.
Читать далее
Эта 11-футовая «ленточная карта» поместит всю реку Миссисипи в ваш карман
Туристы-пароходы конца 1860-х годов намотали его на катушку.
россиясоветская историярелигиисвященные местамузеи
Казанский собор (1811 г.).
Феерическая экскурсия по Казанскому собору – мечта любого туриста, оказавшегося в Петербурге. Этот дивный храм, не имеющий аналогов во всей России и не похожий ни на один другой православный храм, является хранителем уникального сокровища — иконы Казанской Божией Матери, во все времена считавшейся чудотворной. Икона конца XVI века появилась в Петербурге в 1710 году: ее привезла из Москвы императрица Паращева Федоровна. Святыню поставили в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Но со временем внешний вид церкви перестал соответствовать нарядному образу столицы, и в 179 г.9 Император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора как главного храма столицы, национального достояния России. Кроме того, император Павел хотел интегрировать в дизайн черты собора Святого Петра в Риме. В результате строительство, длившееся более десяти лет, в 1801 году было поручено Андрею Николаевичу Воронихину. В 1811 году изумленные петербуржцы увидели величественный храм, самый большой в то время в Петербурге.
Главный фасад Казанского собора украшала величественная колоннада, стоявшая полукругом, на манер древнего храма. Колоннада 96 13-метровых коринфских колонн расположены в четыре ряда и заканчиваются с двух сторон монументальными порталами. В центре колоннады находится портик, состоящий из шести колонн. С северной и западной сторон колоннады также обрамлены фасадами. Всего вокруг собора 136 колонн, их высота 13 метров, толщина внизу около 4 метров, наверху — 3 метра. В центре собора возвышается величественный купол, увенчанный крестом. Купол выполнен на фундаменте из металлических деталей. Диаметр купола составляет 17 метров. Высота собора с куполом достигает 71,6 метра. Фасады церкви облицованы серым камнем и богато украшены рельефами и статуями. Казанский собор, построенный полностью из местных материалов русскими мастерами, стал великолепным шедевром русского классицизма, основанным на лучших образцах европейской архитектуры. В частности, здание носит черты собора Святого Петра в Риме.
Скульптуры использовались для внешней отделки. На южной, западной и северной сторонах порталов расположены 12 барельефов, изображающих события из жизни Пресвятой Богородицы. Интерьер Казанского собора был задуман как величественный светский зал дворца. Роспись Казанского собора и создание икон доверяли выдающимся художникам.
Собор был построен накануне Великой Отечественной войны 1812 года, что придало собору дополнительную историческую славу. Он превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны: туда свозили военную добычу, ключи от завоеванных городов, маршальские жезлы. В 1813 году Казанский собор использовался как усыпальница фельдмаршала Михаила Кутузова. В 1837 году перед собором были установлены памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли.