Киев символ города: Герб города Киев | Геральдика.ру

Герб города Киев | Геральдика.ру







 




|¤| Russian Heraldry as It is


 








Дата принятия: 04.06.1782, 18.04.1995, 20.03.2009

Современный герб Киева, утвержденный 20 марта 2009 года. Авторы рисунков герба — О.Руденко и В.Митченко.

Полный герб: В синем поле гербового щита с закругленной нижней частью серебряный Архистратиг Михаил в серебряной одежде и скрепленном фибулой плаще, с золотым нимбом, с золотым пламенеющим мечом в правой руке и серебряным овальным щитом — в левой. На овальном щите помещено изображение арбалета — «куши», положенного в столб (вертикально).Гербовый щит размещен на золотом барокковом картуше и увенчан золотой трехзубцевой городской мурованной короной (лат. Corona Muralis ).

Малый герб Киева: В синем поле гербового щита с закругленной нижней частью серебряный Архистратиг Михаил в серебряной одежде и скрепленном фибулой плаще, с золотым нимбом, с золотым пламенеющим мечом в правой руке и серебряным овальным щитом — в левой. На овальном щите помещено изображение арбалета — «куши», положенного в столб (вертикально).

Главный элемент герба Киева — фигура архангела Михаила встречается на печатях и монетах киевских князей (где обычно изображает самого князя). Одно из первых сохранившихся изображений киевского герба с изображением ангела, держащего в руке меч, есть в Титулярнике 1672 года, этот же герб приведен и в гербовнике 1730 года.

Впервые официально герб утвержден указом Екатерины II в 1782 году.

Описание исторического герба: «Архангел Михаил в серебряной одежде в голубом поле».

В XIX в. Б.Кене разработал проект герба Киева с внешними обрамлениями в соответствии с реформой 1857 г. — «В лазоревом щите святой архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении с пламенеющим мечем и серебряным щитом», щит был увенчан шапкой Мономаха и окружен колосьями, обвитыми владимирской лентой. Но тогда проект не был утвержден. Киевская исследовательница В.В.Румянцева, ссылаясь на рапорт Министерства юстиции от 9 февраля 1917 г., утверждает, что герб Киева был удостоен высочайшего утверждения в 3 февраля 1917 г. (источник: Румянцева В.В. Эмблемы земель и гербы городов Левобережной Украины периода феодализма. Киев, «Наукова думка», 1986 (ЦГИА РФ, ф.1343, оп.15, д.165, л.29)).
Исторический герб Киева был восстановлен 18 апреля 1995 г. При этом официально использовалось несколько стилизаций герба.

Графическая версия в решении 1995 г. о восстановлении герба:

Примерно тогда же был разработан проект Большого герба Киева, но он не был утвержден:

ВЕКТОРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ:

»» Киев (Украина), герб (2009 г. )

»» Киев (Украина), малый герб (2009 г.)

»» Киев (Украина), герб (1782 г.)

»» Киев (Украина), герб (1995 г.)

»» Киев (Украина), герб (1995 г., #2)

»» Киев (Украина), проект большого герба (1995 г.)

»» Киев (Украина), проект герба (XIX в.)

»» Киев, малый герб (#2)

СМ. ТАКЖЕ:







© 1999-2022 Сетевое издание «Геральдика.ру»

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.

При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.

Тень Киева: главные неофициальные символы города

Украинская столица – один из лучших городов мира, это вам скажет любой киевлянин. Как люди, искренне (и безответно) влюбленные в этот город, мы вместе с сообществом Urban sketching project Kyiv решили собрать в одном месте ключевые символы Киева. И написать о них правду.

Шахматы в парке Шевченко

Один из центральных парков Киева славен многими вещами: к примеру, Тарасом Григорьевичем, хмуро взирающем на двоечников, выходящих из красного корпуса. Или изредка работающими фонтанами и не пересыхающим бюветом.

А еще здоровенными псинами, которые с ехидными мордами гадят под табличкой «Выгул собак запрещен». Но настоящий символ парка – это матерые ветераны шахматных битв.

Сутками напролет здесь прорываются турами по флангу и отправляют офицеров в безрассудную лобовую атаку. При этом пешкой здесь может почувствовать себя каждый. Поговаривают, что однажды в этом парке самому Гарри Каспарову поставили трехэтажный мат.

Фуникулер

Фуникулер: роскошь, средство передвижения или место, где все фотографируются? Мы не знаем.

Но точно помним, что как только двери открываются, нужно протискиваться внутрь и занимать стратегически выгодные места у лобового или заднего стекла.

И, разумеется, испытывать щенячий восторг в тот момент, когда мимо проезжает встречный вагончик с испытывающими щенячий восторг пассажирами.

В общем, фуникулер – это не роскошь, не средство и не место. Это счастье.

 

Царь-балконы

Столичные архитекторы заткнут за циркуль любого заграничного урбаниста.

Ну, какой Нимейер или Фостер смог бы решить сложнейшую техническую задачу: налепить на двухэтажный царский особняк архитектурное чудо: оббитый вагонкой двадцатиметровый царь-балкон? При этом закрепить его изолентой, да еще просчитать все так, чтобы он выдерживал и три мешка картофеля, и пару кубометров шлакоблоков, которые непутевый муж никак не увезет на дачу, и самого мужа, с сигареткой горделиво взирающего на свой живот.

 

Маршрутка на Троещину

Впервые эта местность упоминается в летописях еще в 1026-м году, когда на Троещине находился Рай. Так называлась загородная резиденция князя. И все мы знаем, почему именно у этих хором было такое название – даже тысячу лет назад дорога на Троещину казалась таким адом, что после нее любой шалаш выглядел райским местечком.

В «Слове о полку Игоревим» сохранились красноречивые строки, с которыми князь обращается к грядущим поколениям: «Бѣті сім мѣсте мѣтрополітѣн велікай». Все ждем.

 

МАФы

Малая архитектурная форма стала для Киева большим символом. Украинская столица – единственный город в мире, где можно прожить жизнь в киосках. Впервые поцеловаться с девушкой у пластиковой стены с рекламой кваса. Купить костюм на выпускной, примерив его за ширмой из брюк 52-го размера.

Приобрести окаменевший хлеб (– Свежий? – Только привезли!) и другие продукты питания разной степени токсичности.

Работать в киоске, в конце концов, тоже можно – должен же кто-то продавать хлеб и костюмы, а также гонять целующихся малолеток. И, разумеется, в некоторых трагических ларьках можно купить похоронные аксессуары. Что наша жизнь? Киоск!

 

Кличко

Мэр любого города – его символ. Но Киев город выдающийся, поэтому и символ у него особенный. Своего нынешнего мэра киевляне выбрали в надежде на то, что он отлупит всех городских коррупционеров и станет чемпионом мира в тяжелом весе по реформам. Однако Виталий Кличко оказался хитрее: он, конечно, борется со злом, но не силой, а интеллектом.

Каждый коррупционер, который хоть раз выслушал речь мэра о том, что воровать могут не только лишь все, но и семь из четырех его заместителей, сразу думает: «Ничего не понял, но на всякий случай стану честным». Виталий, но скажем прямо: иногда можно и влупить.

 

Качалка на Гидропарке

Тестостерон, мощь, мышцы, металл и приветливые улыбки. Гидропарк – суровое место, где в состав бизнес-ланча зачастую входит водка.

Впрочем, спортсменам – ни-ни. Режим! Это ведь не пафосный фитнес-клуб, где гири почему-то не измазаны грязью, а штанги не примерзают к тренажерам. Тут все серьезно. Всем Гидропер, верзилы.

 

Водные экскурсии по Днепру

На теплоходе музыка играет, а я одна стою на берегу. Стою и радуюсь.

Потому что, конечно, всем хороши эти плавучие экскурсии: блестящими маркетинговыми приемами зазывал; музыкой, оглушающей как громкостью, так и своей чудовищностью; подкисшими продуктами и напитками; лавками, удобными, как зубная боль. Всем хороши. Но укачивает.

 

Валерий Винарский

Много есть разнообразных поэтов и не меньше людей с феноменальной памятью. А вот Валерий Винарский – лишь один. Бывает, проходит мимо него, царящего на Андреевском спуске, какой-нибудь упырь, а Валерий и говорит ему человеческим голосом: «Скажите любое слово!» Тот отвечает что-то вроде «некогда мне», на что поэт Андреевского спуска тут же выдает стихотворение с этими словами. И вот уже упырь поневоле начинает улыбаться. И сразу видно, что не упырь он, а хороший человек, просто загрустил. А Валерий Винарский это исправил. Такова стезя поэта.

 

Танцоры на Театральной

Театральная оправдывает свое название: каждые выходные здесь происходят спектакли. Причем не только в Театре им. Леси Украинки, но и в переходе около него. И еще неизвестно, где интереснее: на сцене национального академического, где 60-летние матроны играют тинейджеров, или у входа в метро, где такие же 60-летние матроны действительно молоды душой. Настолько безудержные вечеринки под баян не часто встретишь в современных клубах. Поэтому желаем ветеранам па и фуэте еще очень долго бывать под землей только на этих танцевальных вечерах.

 

Трамвай в Пущу Водицу

Ровенская область гордится своим Туннелем любви. Пускай! У нас, киевлян, есть свой такой. Выезжаешь из шумного и пыльного центра города. Насупленный, хмурый. Еще и шашлыки, кажется, протекают через кулек. Но уже через полчаса вокруг лес, ароматы, щебетание. И шашлык аппетитно шипит на углях. Главное – успеть до 23-х на обратный трамвай. Уже не насупленным и не хмурым.

 

Любите Киев и его символы. Взаимно.

 

 

Urban sketching project – cообщество, рассказывающее истории нашего окружения. Никаких экстраординарных инструментов или формального художественного образования. Рука интерпретирует то, что видят глаза.

Иллюстрции рисовали: «Шахматы в парке Шевченко» – Грася Олийко, «Фуникулер» – Ирина Костышина, «Царь-балконы» – Грася Олийко, «Маршрутка Троещину» – Лера Схемка, «МАФы» – Александра Найденова, «Кличко» – Анна Поли, «Качалка на гидропарке» – Максим Павлюк, «Водные экскурсии по Днепру» – Дарья Мацола, «Валерий Винарский» – Ульяна Виничук, «Танцоры на театральной» – Анна Поли, «Трамвай сквозь лес в Пущу» – Анна Звягинцева. Кураторы – Настя Джинджер и Лера Схемка.

Каштан — цветущий символ Киева

Наш город прекрасен в любое время. Но больше всего посетителей собирается здесь, видимо, еще весной, когда в апреле цветут киевские бело-розовые каштаны, ведь Киев называют городом каштанов. Цветущий каштан в советское время был официальным символом города, гордо красующимся на своем гербе. Песня «Киевский вальс», написанная в 1950 году Андреем Малышко и Платоном Майбородой, всегда считалась гимном столицы:

Снова цветут каштаны,
Днепр Волна бьет.
Юность дорогая —
Ты мое счастье.

Каштан (родина его — Греция) стал «модным» во второй половине XIX века. А вот деревья с роскошной кроной и пирамидальной кроной с XVIII века украшали городские усадьбы и монастыри.

Первая каштановая аллея была посажена архитектором Кристофером Реном в 1799 году на берегу Темзы в парке недалеко от Лондона, а вскоре там даже стали устраивать Фестиваль каштанов – между 19и 26 мая. Старинная аллея Киевского ботанического сада имени Фомина тоже заслуживает внимания, но у нас нет такой праздничной традиции. Впрочем, ничто не мешает вспомнить пример лондонцев.

Существует несколько версий появления каштанов в Киеве. Известный рассказывал, что в 1842 году по приезде царя Николая I тогдашний генерал-губернатор Бибиков привез с Балкан «неизвестное растение, красивое на вид и приятно пахнущее». Деревья были посажены в аллее на бульваре Бибикова (ныне бульвар Шевченко), по которой монарх должен был въезжать в город. Однако император выразил свое недовольство. За ночь все каштаны выкорчевали и вместо них посадили тополя. К счастью, горожане не дали погибнуть экзотическим деревьям и посадили их у себя во дворах.

По другой версии, каштаны украшали усадебные киевские монастыри еще в XVII-XVIII веках. Сведения об этом можно найти, в частности, в «Истории Киева», датированной 1799-1800 гг., где упоминаются «дикие» (несъедобные) каштаны, которые зажиточные киевляне «выращивали в садах только для красоты своих цветы. » Дополнительным преимуществом этих деревьев была пышная крона, которая давала укрытие от летнего зноя.

Некоторые историки утверждают, что киевские каштаны обязаны своим существованием в первую очередь и по существу огромному количеству отставных офицеров – ветеранов Отечественной войны 1812 года, поселившихся в городе. Они привезли из Европы и распространили это чудесное дерево.
О каштане ходит много историй и легенд. Один из них — о Хаиме Вейцмане, ученом и новаторе с химического факультета Манчестерского университета. Во время Первой мировой войны британской армии не хватало ацетона, необходимого для производства пороха. Вейцман спас положение. Он смог получить ацетон от Buckeyes и, таким образом, вернулся к боеспособности британской армии. Впоследствии британское правительство поддержало инициативу ученых о создании еврейского поселения в Палестине. Так было заложено «основание» Израиля. Хаим Вейцман стал его первым президентом.

Дети легко находят применение каштанам. Из их листьев делают ажурные веера, собирают цветы для гербария, а из орехов с помощью спичек и пластилина делают забавных зверюшек. Малыши дали забавное прозвище «летающий кактус каштанам в колючей кожуре».

Государственный Герб Украины

Статья 20 Конституции провозглашает, что малым Государственным Гербом Украины является знак Княжеского Государства Владимира Великого — золотой трезубец.

Что означает трезубец какой истории? Термин «трезубец» появился по воле историка Карамзина. В своем монументальном труде — «Истории государства Российского», изданном в 1816 — 1828 годах, знак на монетах князей Киевской Руси, по его словам, «подобный трезубцу». И это действительно внесло путаницу.

В 1860-1862 годах в Европе шел спор, известный как «двухлетний научный спор» о содержании и значении загадочного трезубца. Ведущие ученые континента так и не смогли разгадать ее секреты. За последние 100 лет более 50 ученых — российских, украинских и других — пытались угадать происхождение и значение трезубца. Их мысли весьма расходятся. Существует более двух гипотез относительно толкования Трезубца: Трезубец — это острие скипетра византийского или скифского царя; корона, голубь Святого Духа, знамя, якорь, нормандский лук, нормандский шлем, нормандский топор, наконечники нормандских копий и т. д.

Древнейшие археологические находки знака, похожего на трезубец, относятся к трипольской культуре IV — III тыс. до н.э. Следы его можно увидеть и в культуре греков, от которой произошла греческая культура в греческих богах Зевсе, Посейдоне (он же Нептун), Плутоне. Трезубец был знаком власти. Впоследствии трезубец распространился под влиянием греческой культуры на другие культуры и таким образом попал в Боспорское царство (Крым, Тамань, Тьмутаракань).

В результате прямых связей с Киевским Боспорским царством и влияния греческой культуры трезубец распространился на Киевскую Русь. Трезубец остался на золотых и серебряных монетах князя Владимира, стал для его потомков наследственным геральдическим знаком и символом могущества Киевской Руси. Изображение трезубца есть клеймами на кирпичах Десятинной церкви в Киеве (986 — 996 гг.), Успенский собор во Владимире-Волынском (1160 г.), на камнях и кирпичах других государств, на оружии, перстнях, посуде.

На протяжении нескольких столетий трезубец был распространен по всем княжествам Киевской Руси. В последующем претерпевал изменения (двузубый), но все время сохранял исходную владимировскую основу. Отдельные династические поколения украинских земель использовали трезубец в качестве своего династического знамени вплоть до XV века.

Трезубец, а точнее символика якоря Святого Креста присутствует в гербе Владимира Ольгердовича, княжавшего в Киеве 1363 — 1394 года. Его сыновья — Андрей и Олелько — также наслаждались якорным кольцом. Изображение крестового якоря нанесено также на монету Галич, отчеканенной во Львове. В том же XIV в. кресты якорные или просто якорные в разное время (до конца прошлого века) украшали гербы таких городов, как Винница, Прилуки, Бердянск, Городня, Зеньков, Николаев, Одесса.

В гербах гетмана Запорожского Б.Хмельницкого и Мазепы основным геральдическим знаком был якорный трезубец-крест. Он был включен также в гербы известного Киевского митрополита Петра Могилы, запорожца П.Уманца, Лубенского полковника М.Ильяшенко.

В летописях Гадячского полковника Григория Грабянки появление у казаков собственного герба связывают с польским королем Стефаном Баторием. «А в 1576 году, — говорит летописец, — видя, как хорошо козаки воюют с татарами, послал им гетмана, прислал знамя, конский хвост и булаву, печать печатью, богатырей самопалы и шапки косо все носили». А на первой известной военной марке 1592 года мы видим изображение казака с мушкетом — символическое изображение всего славного Запорожского войска и военной мощи. Казачья печать была округлой формы, сначала маленькой, правда, а потом крупнее и посередине был герб — казак с мушкетом. Запорожский казачий герб представлялся внешнему миру как внешний атрибут, как знак привилегированного положения, как средство подтверждения казачьих вольностей.

Казачье государство Войско Запорожское приняло название Запорожье, систему правления, военную организацию и национальные символы, в том числе флаг. Весной 1648 года казак с мушкетом был взят в войсковой штемпеле новообразованного государства Богдана Хмельницкого. С тех пор рыцари Запорожского казачества всегда представляли Украину вплоть до заката гетманства.

В связи с тем, что новое государство Запорожское Войско начало использовать старый герб Запорожья, Запорожье было вынуждено внести определенные изменения в его изображение, дабы не допустить существования одного и того же в различных гербах государственных образований. Запорожцы добавили к старому казачьему гербу изображение копья, которое должно было символизировать пограничное размещение государства. Вокруг клейма была надпись: «Печать Славного Войска Запорожского низового».

На военных клеймах Брюховецкого Ивана и Михаила Ханенко рядом с обычной фигурой казака можно увидеть изображение копья, указывающее на решающую роль Запорожья в выборах гетмана между претендентами на гетманскую булаву. Совсем другие символы изображены на воинском клейме Петра Суховиенко, получившего гетманскую булаву при поддержке крымского хана Адиль-Гирея. На марке было необычное для казаков изображение — лук с двумя стрелами. Казаки не поддержали новый герб. Например, Дорошенковские казаки угрожали «перебить суховиевый лук и стрелы» своими «вечными мушкетами», намекая, кстати, на неотъемлемую часть Государственного герба Войска Запорожского — ружья.

После отмены гетманства в 1764 г. «Казачий» герб Малороссийской коллегии вновь сменился: на золотом фоне — черный двуглавый орел и гербы пяти древних царств (Киевского, Стародубского, Северского, Черниговского, Переяславского) . Автором герба был малороссийский генерал-губернатор Петр Румянцев.

Трезубец постоянно использовался в быту украинцев, в частности, у жителей карпатских сел существовала традиция рисовать его на стенах или воротах во время религиозного Крещения – 19 января.. Так в знаке креста и трезубца слились христианские и языческие символы. Значение трезубца в украинском населении троякое: это символ государственной власти, то есть национальный герб; отметьте национальный и религиозный символ. Поэтому его использовали отдельно и в комбинации: на монетах, дома.

В начале ХХ в. в результате украинской национальной революции и образования Центральной Рады произошло возрождение древних исторических традиций. В качестве государственной эмблемы золотой трезубец на голубом фоне был утвержден 19 февраля.Постановлением Малого Совета УНР в Коростене 18 и утвержденным Центральной Радой от 22 марта 1918 г. трезубец фигурировал на государственной печати, векселях УНР в качестве герба, сохранившегося при гетманате Скоропадском (1918 г.) и на Директории (1918 — 1920 гг.). После провозглашения Акта воссоединения 22 января 1919 года трезубец стал государственным гербом объединенных украинских республик — УНР и ЗУНР. Некоторое время трезубец был символом РУГА (Красной Украинской Галицкой Армии). Позже, в 20-х – 40-х годах ХХ века образ трезубца использовался различными политическими организациями Западной Украины, Буковины.