Содержание
Маршрут для автомобиля: По святым местам
Рекомендованные автомобильные маршруты: #7
- Полный список маршрутов всех направлений
- Монастыри
- маршрут выходного дня
Дорога :
— Москва (Московская область)
— Малоярославец (Калужская область)
Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска (около 100 км), далее еще 14 км по Киевскому шоссе и Вы на месте.
Николаевский Черноостровский монастырь
Действующий женский монастырь. Заложен в 14 в. князьями Оболенскими. Неоднократно за свою историю попадал в зону военных действий. В 1812 г. на прилегающей территории и в самом монастыре произошло одно из ключевых сражений войны 1812 г. — с участием непосредственно М.И. Кутузова. Современный вид монастыря сформировался в середине 19 в., Никольский собор отстроен в честь победы 1812 г. При монастыре — святой источник.
Адрес: г. Малоярославец, ул. Кутузова, дом 23
Координаты: N055 0. 942, E036 27.707
Рейтинг: 141.60
Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года
Уникальные подлинные экспонаты времен войны 1812 года. Также — диорама «Сражение за Малоярославец 12/24 октября 1812 г.», расположенная в здании бывшей часовни (1860 г.)
Адрес: г. Малоярославец, ул. Московская, 27, тел. (48431) 2-27-37
Режим работы: с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца; с 1 ноября по 1 мая не закрыт по субботам и воскресеньям
Координаты: N055 0.731, E036 28.414
Рейтинг: 89.11
Дорога :
— Малоярославец (Калужская область)
— Калуга (Калужская область)
Продолжайте свой путь от Москвы. Через 70 км Вы попадете в Калугу.
Тихонова Пустынь
Рядом с пустынью святой источник с повышенной концентрацией серебра.
Адрес: н/п Лев Толстой, Калужская обл.
Координаты: N054 36.290, E036 2.143
Рейтинг: 93.35
Музей истории космонавтики им.
К.Э.Циолковского
Первый в мире и России музей истории космонавтики.
Адрес: г. Калуга, ул. Королева, д. 2, тел. (4842) 74-97-07
Режим работы: с 09.30 до 17.00, кроме понедельника и последней пятницы месяца, среда — с 11.00 до 19.00
Координаты: N054 31.040, E036 13.823
Рейтинг: 250.15
Пивной ресторан «Гамбринус»
Европейская кухня. Wi-Fi, спортивные трансляции.
Адрес: г. Калуга, Театральная ул., 20, тел. (4842) 22-04-25
Режим работы: с 12.00 до 24.00
Координаты: N054 30.691, E036 15.379
Рейтинг: 18.77
Кофейня «8 чашек»
Адрес: г. Калуга, ул. Плеханова, д. 48/8 (1 эт. ТЦ)
Координаты: N054 30.810, E036 14.790
Рейтинг: 15.79
Кафе «Чайная ложка»
Адрес: г. Калуга, ул. Кирова, 25а
Режим работы: 09:00 – 22:00
Координаты: N054 30.854, E036 15.620
Рейтинг: 12. 07
Гостиница «Ока»
Номера разных категорий, ресторан, сауна, парковка.
Адрес: г. Калуга, ул. Карпова, д. 10, тел. (4842) 57-72-20
Координаты: N054 30.499, E036 15.249
Рейтинг: 25.24
Гостиница «Старгород»
320 номеров квартирного типа. Бесплатная стоянка и WiFi
Адрес: г. Калуга, ул. Суворова, 71а, тел. +7(4842) 909-000, 8-800-700-60-71,
Координаты: N054 31.120, E036 14.822
Рейтинг: 13.04
Гостиница «Интермашотель»
В 20 минутах езды от центра города. Кафе, автостоянка.
Адрес: г. Калуга, ул. Промышленная, д. 12, тел. (4842) 51-44-75
Координаты: N054 33.405, E036 17.969
Рейтинг: 12.84
Дорога :
— Калуга (Калужская область)
— Козельск (Калужская область)
Из Калуги направляйтесь на Перемышль (34 км), поворот на Козельск (еще 34 км). По пути на Козельск будет Шамордино, сюда стоит заглянуть на обратном пути. В Козельске левый поворот на Оптину пустынь.
Монастырь Оптина пустынь
Основан в 15 в. раскаявшимся разбойником Оптой, принявшим при пострижении имя Макария, в 1821 был устроен Иоанно-Предтеченский скит для монахов-пустынников за монастырской рощей. С тех пор служил своеобразным религиозно-философским и культурным центром. Здесь бывали Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.
Из сохранившихся исторических построек наиболее интересны: Введенский собор (1750-71), Казанская церковь (1805-11), церковь Марии Египетской (1858), Владимирская (колокольня; 1801-04, высота более 40 м), деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822)
Монастырь действующий, но есть и музейные экспозиции.
Адрес: г. Козельск, монастырь «Оптина пустынь», тел. экскурсионной службы (48442) 50-139
Координаты: N054 3.174, E035 49.945
Рейтинг: 114.00
Кафе «Козельск»
Адрес: Козельск, ул. Большая Советская, д. 50 Тел: (48442)-260-66, (910)-608-06-68
Координаты: N054 1. 876, E035 47.638
Рейтинг: 15.88
Кафе «Фантазия»
Среднестатистическое (по меню) российское кафе.
Адрес: г. Козельск, ул Чкалова (Старая Казачья), 72
Режим работы: 10.00-02.00
Координаты: N054 2.102, E035 47.660
Рейтинг: 3.23
Дорога :
— Козельск (Калужская область)
— Шамордино (Калужская область)
Возвращаемся уже известной дорогой на Калугу.
Казанская Амвросиевская Шамординская Горняя пустынь
Основана в конце XIX в. оптинским старцем Амвросием. Здесь, навещая свою сестру, бывал Л.Н. Толстой.
В советские годы здесь расположилось сельскохозяйственное училище, где начинал свою педагогическую деятельность Б.Ш. Окуджава. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск.
С 1991 года монастырь возобновил свою работу.
Адрес: Находится на берегу р.Серена в 15 км от г. Козельска в сторону Калуги
Координаты: N054 9. 652, E035 52.089
Рейтинг: 150.77
Смотровая площадка
Рядом с Шамординской пустынью оборудована смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на окрестности.
Адрес: 700 м от пустыни в сторону трассы Калуга-Козельск
Координаты: N054 9.480, E035 52.601
Рейтинг: 69.75
Дорога :
— Шамордино (Калужская область)
— Москва (Московская область)
Ресторан «Калужская застава»
Адрес: 47 км Калужского шоссе
Координаты: N055 24.676, E037 15.302
Рейтинг: -0.02
Все точки маршрута:
Спецобъект «Монастырь» 11.10.2007 | Статьи
Если проехать несколько километров по Калужскому шоссе от МКАД, миновать сверкающие торговые и офисные комплексы, потом поселки с малоромантичными названиями «Газопровод» и «Коммунарка», на 24-м километре справа от дороги можно увидеть скромный указатель с надписью «Храм». Проселочная дорога длиной 400 метров ведет в глубину леса. Перед входом на огороженную территорию висит небольшая металлическая табличка: «В этой земле лежат тысячи жертв политического террора 1930-1950-х годов. Вечная им память!». 22 сентября здесь состоялось освящение новопостроенного храма Святых новомучеников и исповедников российских в «Коммунарке».
На карте России немало названий, на долгие годы вошедших в наш лексикон как приметы страшных сталинских времен, символы жестокого и несправедливого террора: Колыма, Магадан, Норильск… Но даже в этом ряду спецобъект «Коммунарка» стоял особняком. Здесь не было лагеря или тюрьмы, не изнемогали от непосильного труда заключенные. Бывшая дача одного из создателей системы репрессий, наркома внутренних дел Генриха Ягоды, стала «комбинатом смерти», местом массовых казней. Здесь целенаправленно и планомерно уничтожали людей, до того считавшихся интеллектуальной и властной элитой Советского государства, коммунистического движения, элитой нашей литературы и культуры. Их привозили в закрытых грузовиках и расстреливали из пулеметов на краю рвов, наполненных трупами, — по решению скорого и неправого суда или без суда вовсе. ..Здесь лежат в безвестных могилах бывшие руководители Советского Союза и Коммунистической партии А.И. Рыков, Н.И. Бухарин, А.С. Бубнов, Н.Н. Крестинский, Я.Э. Рудзутак, наркомы СССР и РСФСР, председатели Совнаркомов Армении, Украины, Белоруссии, Литвы, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, высшие военачальники, командующие флотами и округами, генералы и офицеры советской разведки, дипломаты, знаменитые писатели Борис Пильняк, Артем Веселый, Бруно Ясенский, главные редакторы газет «Известия» (Н.И. Бухарин), «Красная звезда» (М.М. Ланда), «Труд» (М.И. Попов), «Литературная газета» (А.П. Селивановский), журнала «Огонек» (А.Е. Никитин)…
На территории «Коммунарки» захоронены останки представителей более 60 национальностей, граждан 11 стран. В трагическом списке жертв — политические и общественные деятели Литвы, Латвии, Эстонии, лидеры Коминтерна, представлявшие коммунистические движения Германии, Румынии, Франции, Турции, Болгарии, Финляндии, Венгрии. А правительство Монголии, считавшейся главным и вернейшим союзником СССР, было уничтожено здесь в полном составе в один день.
Всего в 30 — 50 годы, по данным Федеральной службы безопасности, на небольшом участке возле бывшей наркомовской дачи было уничтожено и захоронено около 10 тысяч человек. После смерти Сталина почти полвека бывший «комбинат смерти» простоял в запустении под строгой охраной. Участок густо зарос лесом, и только покосившийся барак, некогда бывший дачным домиком одного из главных сталинских палачей, да высокий забор с ржавой колючей проволокой напоминали о страшной истории этого места.
В 1999 году территория бывшего спец-объекта была передана Русской православной церкви, на месте великой человеческой трагедии было устроено подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря. Именно тогда Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду на то, что бывшие спецобъекты станут местом постоянной молитвы и покаяния. 3 июля 1999 года монахами Екатерининской пустыни у въездных ворот спецобъекта «Коммунарка» был установлен поклонный крест, около которого оборудовали площадку для совершения поминальных служб. В здании, занимаемом когда-то сотрудниками НКВД, устроили небольшую домовую церковь.
Спустя год, в Троицкую родительскую субботу 2000 года, в домовом храме состоялась первая Божественная литургия. На подворье начались регулярные богослужения. А энтузиасты, верующие, люди, не могущие забыть о страшных годах террора, начали сбор средств для возведения храма, который должен был стать памятником всем невинно убиенным в этих местах.
— Шесть лет назад, заехав на бывший спецобъект, мы нашли здесь густо заросшую лесом территорию и покосившийся барак — бывшую дачу Ягоды, — в котором дуло изо всех щелей. Там жил иеромонах Стефан, ухаживавший за памятным крестом и домовой церковью, — рассказывает член Попечительского совета храма Константин Карманов. Неравнодушный человек, которого глубоко тронула идея создания храма — памятника погибшим, Константин Николаевич отдал много сил и времени организации всего процесса.
— Для меня возведение храма стало в определенной мере личным делом, — говорит Карманов, — ведь мой дед пережил сталинский лагерь, а два моих прадеда там сгинули. Значит, это памятник и им тоже…
Поначалу денег не было не только на строительство, но и даже на расчистку территории. Дело двинулось после создания Попечительского совета. Его возглавили от Русской православной церкви епископ Видновский Тихон и председатель Московской городской думы Владимир Платонов.
— Здесь нет ни копейки бюджетных денег. Подобно старому храму Христа Спасителя, храм в «Коммунарке» возведен полностью на пожертвования. Сегодня, когда храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских возведен, украшен и освящен, — вспоминает Владимир Платонов, — многие предприниматели сочли своим долгом перечислить средства, подчас немалые, на строительство. Но еще больше было обычных россиян, приносивших сюда небольшую часть зарплаты или пенсии.
Cпикер Московской думы неоднократно обращался к крупнейшим российским бизнесменам с просьбой оказать финансовую помощь строительству. Благородная идея и авторитет Попечительского совета были таковы, что отказов почти не было.
В результате в 2001 году был утвержден архитектурный проект храма, заложен фундамент будущей святыни, а основные строительные работы начались весной 2002 года. В течение пяти лет храм строился и украшался. Он выполнен в формах, традиционных для московского церковного зодчества XVII века. С южной стороны трапезной пристроен небольшой придел во имя святого Иоанна Предтечи, в котором размещена крестильная церковь. Особенностью внутренней росписи является множество изображений новомучеников и исповедников российских.
И вот в сентябре 2007 года безлюдная «Коммунарка» наполнилась множеством людей, прибывших из храмов Москвы и Подмосковья. Правительством Москвы и обществом «Мемориал» было организовано прибытие родственников тех, кто был убит и погребен в «Коммунарке».
Владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, проводивший Великое освящение и Божественную литургию, обратился после завершения церемонии к верующим со словами благодарности и надежды на то, что на российской земле никогда больше не повторятся страшные события начала и середины прошлого века. Затем владыка митрополит по поручению патриарха Московского и всея Руси Алексия II вручил награды Русской православной церкви служителям церкви и мирянам, людям разных национальностей и вероисповеданий, особо потрудившимся в деле созидания храма Новомучеников и Исповедников Российских. Владимиру Платонову был вручен орден Благоверного князя Даниила Московского II степени. Так Старо-Калужское шоссе, некогда бывшее для тысяч наших сограждан дорогой на эшафот, стало еще одной дорогой к Храму.
Страшное дачное место
В 1930-х годах, когда маховик сталинских репрессий раскрутился на полную мощность, в ближнем Подмосковье были созданы две специальные зоны, где расстреливали врагов народа. Бутовский полигон предназначался для так называемой «шпионско-диверсионной террористической низовки», там казнили простой люд. Спецобъект «Коммунарка», расположенный на 24-м километре Калужского шоссе, создали для «заговорщицкой верхушки», а также для захоронения бывших сотрудников НКВД, осужденных в «особом порядке» (приговор «расстрел» частенько выносился без следствия и суда). Вся послереволюционная история спецобъекта «Коммунарка» так или иначе связана с могущественным ведомством, отвечавшим за политический сыск в СССР. Свое название спецобъект заимствовал у соседнего совхоза «Коммунарка» (в ту пору бывшего подсобным хозяйством ОГПУ). До революции здесь находилось небольшое имение с домом, рощей и прудом, использовавшееся как дача. В начале 1930-х годов оно досталось председателю ОГПУ, а позднее наркому НКВД Генриху Ягоде. Нарком построил здесь новый дом, который использовался в основном для загородных заседаний чекистской верхушки. В апреле 1937 года Ягода был арестован, с дачи вывезли конфискованные вещи. В рабочих записях преемника Ягоды Ежова есть лаконичная строчка: «Дачу Ягоды чекистам».
Так как уже существующий Бутовский расстрельный полигон не справлялся с нагрузкой по захоронению врагов народа, чекисты решили приспособить дачу под «производственные» нужды. Тогда же «Коммунарка» была закреплена за центральным аппаратом НКВД, который вел дела сотен высокопоставленных работников партии и государства. Однако помимо высокопоставленных чиновников в «Коммунарке» оказывались и простые люди. В списках казненных значатся кустарь-сапожник, домохозяйка, столяр фабрики металлических игрушек, агент сельпо, милиционер, почтальон и т.д. Это объясняется тем, что центральный аппарат периодически «разгружал» московское управление НКВД и брал на себя рядовые дела.
Монастырь Оптина пустынь — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты
Калуга, Центр, Россия
Небольшой монастырь Оптиной Пустыни находится на окраине города Козельска Тульской области. Религиозное значение этого монастыря очень велико как для Русской Православной Церкви, так и для народа России.
Монастырь нельзя сравнивать с Троице-Сергиевой Лаврой или Серафимо-Дивеевским женским монастырем, так как они получили свой высокий религиозный статус за службы великих русских святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В 19века в Оптиной пустыни существовала традиция старчества, привлекавшая паломников со всей России.
Около ста лет в Оптиной пустыни проживало более десятка старцев, которые принимали и обучали приходящих к ним людей. Старец – монах, обладающий даром духовного видения и наставления: «Это величайший дар, данный человеку Богом. Кроме физических глаз, у них есть и духовные, перед которыми раскрывается человеческая душа. Прежде чем человек успеет подумать, еще до того, как мысль придет ему в голову, он увидит ее своими духовными очами и даже увидит причину мысли.
Церковь иконы Казанской Божией Матери и колокольня Оптиной пустыни
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы — главный храм Оптиной пустыни
Писатели, российские императоры и простой народ пришли к старцам Оптиной пустыни. Федор Достоевский говорил, что посещение Оптиной пустыни оказало на него значительное религиозное влияние, и именно после этого он написал свой роман «Братья Карамазовы», где прототипом старца Зосимы был старец Амвросий из Оптиной пустыни. Лев Толстой тоже много раз бывал в Оптиной пустыни. После посещения монастыря он написал повесть «Отец Сергий».
Старец Леонид (Лев Наголкин) — основатель духовной школы старчества в Оптиной пустыни. Его учениками были великие старцы Оптиной пустыни преподобные Макарий и Амвросий. Старец Амвросий (1812-1891) распространил свое духовное влияние на всю Россию.
На сводах надвратной церкви можно увидеть всех оптинских старцев
Оптина пустынь разделена на две части – собственно монастырь, он открыт для посещения и Амвросиев скит, который закрыт для посещения
В советское время, в 1923 году, монастырь был закрыт. Второе обновление монастыря произошло в 1987 году, когда он был возвращен церкви и в нем снова поселились монахи. Монастырь находится на берегу реки Жисдра у древнего соснового леса.
Квадратное здание монастыря в 18 веке было обнесено высокой стеной. Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм находится в центре монастыря, а рядом с ним расположена трехъярусная звонница. По разным сторонам собора расположены церковь Казанской Пресвятой Богородицы, церковь Владимирской Пресвятой Богородицы и церковь Пресвятой Богородицы Египетской.
Планируя поездку в Оптину пустыню, нужно понимать, что это будет паломничество. У обычных туристов не останется должного впечатления от экскурсии.
В паломничестве по святой Руси I: Шамординский монастырь
Я сижу в автобусе рано утром в воскресенье в конце мая с группой русских всех возрастов, единственный англоговорящий на борту. Полный предвкушения и волнения, я отправляюсь в паломничество в один из самых святых монастырей русского православия в Оптиной Пустыни, что в Калужской области, примерно в 200 милях к югу от Москвы.
Наш лидер — Дмитрий Борисович (Дима), худощавый, лысеющий, напористый мужчина лет тридцати. Вчера вечером он позвонил мне и сказал, что группа соберется в 7 утра «в три штыка». Я тупо смотрел на своих хостов, когда передал им эту инструкцию. Оказывается, «три штыка» — это парящая современная стальная скульптура с вечным огнем в центре Тулы, памятник погибшим в Великой Отечественной войне (то, что русские называют Второй мировой войной).
По мере того, как мы выезжаем из Тулы в Калужскую область, местность меняется от пологих холмов и лесов к более холмистой местности с густым лесом. Наша первая остановка через три часа – Шамординский женский монастырь. Основан по благословению старца Амвросия Оптиной Пустыни в 1884г., на пике своего развития в 189г.0s у него было более 500 монахинь. Он был закрыт в 1918 году, а здания стали заброшенными. Построенный из красного кирпича с очень характерными черными куполами, он повсюду украшен кокошником (крестьянский головной убор). За последние несколько лет он был отреставрирован и сейчас здесь живут 100 монахинь.
Когда мы выходим из автобуса, очень жарко, и я с нетерпением жду возможности подышать свежим воздухом и сделать несколько фотографий. Дима останавливает меня и говорит не носить шапку на территории монастыря и не фотографировать. Я очень разочарован тем, что не использую свою камеру.
Дима ведет нас в главный храм монастыря, который, что необычно для православного храма, очень голый, с простыми белыми стенами, деревянным полом, недостроенным иконостасом и несколькими выставленными иконами.