Содержание
Мавзолей Саманидов, Достопримечательности Бухары
На месте древнего кладбища, что находилось в парке Саманидов неподалеку от Регистана, располагается один из древнейших памятников архитектуры Бухары — мавзолей Саманидов. Принято считать, что он был построен в конце X в. Исмаилом Самани — основоположником династии Саманидов (династия правила с 875 по 999 гг.). Есть сведения, подтверждающие, что он построил его для своего отца Ахмада ибн Асада. Однако позднее мавзолей становится семейной усыпальницей, в нем похоронен и сам Исмаил Самани, и, если верить надписям перед входом в мавзолей, его внук.
Помимо своей красоты, мавзолей славится тем, что является еще и самым древним памятником исламской архитектуры во всей Средней Азии. Мавзолей Саманидов имеет крытую конструкцию, что запрещено исламом. Его можно назвать первым и последним мавзолеем такого типа в истории
ислама. Здание сочетает в себе практически все традиции зороастрийских храмов огня, что становится заметно при рассмотрении декора, и элементы, впоследствии ставшие классикой среднеазиатского архитектурного стиля.
Здание мавзолея, построенное преимущественно из жженого кирпича, имеет квадратную форму. По четырем углам мавзолея возведены колонны, которые практически ничем не декорированы. На эти же колонны опирается аркада, которая включает по десять арок с каждой стороны. По углам крыши расположены небольшие купола, немного сдвинутые к середине по отношению к колоннам. В самом центре крыши мавзолея расположен основной купол.
Стены мавзолея выложены фигурной кладкой кирпича, с чередованием горизонтальных и вертикальных столбиков кирпичей. Благодаря искусному узору, в разное время суток мавзолей выглядит по-разному. Кирпичные кольца, опоясывающие фриз мавзолея, выстроены в цепочку и очень сильно походят на Сасанидские перлы — просверленные бусы, которые вырезались
по ганчевой штукатурке во дворцах Средней Азии в доисламский период. В некоторых местах кладка выполнена в виде плетенки, что придает зданию особую красоту и подчеркивает виртуозность мастеров, выполнявших ее.
Мавзолей Саманидов олицетворяет собой наступление новой эпохи в возрождении и развитии среднеазиатской культуры после арабских завоеваний. История подтверждает, что на территории Средней Азии продолжали свое существование древние традиции. Это особо заметно по технике строительства из жженого кирпича, которая, определенно, имела прогрессивный характер, несмотря на местами классический стиль.
Попав в священную Бухару, постарайтесь посмотреть на мавзолей Саманидов в разное время суток, и Вы увидите здание совершенно с разных сторон.
Фотографии:
смотреть все фото »»
© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.
В каком туре можно посмотреть Мавзолей Саманидов: |
|
Мавзолей Исмаила Самани — достопримечательности Бухары, Узбекистан
Мавзолей Исмаила Самани, возведённый на древней земле красавицы-Бухары на рубеже IX-X веков, стал ещё одним украшением прекрасного лика жемчужины Востока. В то время на этой земле процветала династия Саманидов, и первый камень строительства этого произведения искусства зодчества заложил правящий эмир Исмаил Самани. В момент возведения усыпальницы для своего отца правитель не мог и представить, что мавзолей станет подлинным шедевром архитектуры и символом исламского мира, прославит прекрасную Бухару — столицу Саманидского государства — далеко за её пределами.
Одна из легенд гласит, что на месте этого памятника много веков назад стоял храм, где свои мольбы к Богу Солнца возносили жившие на этой земле зороастрийцы. Немой свидетель тех далёких времён — купол центрической формы мавзолея Саманидов.
Странники, попавшие в эти места, улавливают в геометрических формах достопримечательности связь с древней мифологией, зороастрийскими верованиями и суфизмом, где купол испокон веков символизировал устойчивость, воплощая мечту зодчих запечатлеть в камне красоту и величие бескрайнего небесного простора. Удалось мастерам древности донести через столетия до нас мысль и о единстве всех наций и религий, целой Вселенной. Об этом красноречивее слов говорят кубической формы стены мавзолея, на которых лежит купол.
Разрушить стены святого места, где обрёл свой последний покой не только отец правящего твоими землями эмира, но даже сам Исмаил Самани и его потомки, не поднялась рука даже у завоевателя Чингисхана. Как гласит древнее предание, Чингисхан не осмелился разрушить усыпальницу в центре мазара — настолько был велик страх перед духами. По другой же истории, уберегли её от разрушения местные жители, скрыв от монголо-татар усыпальницу под толщей песка.
Как бы то ни было, мавзолей на протяжении десяти столетий не теряет своего величия, вновь и вновь очаровывая странников, приезжающих увидеть красавицу-Бухару. Увы, история умалчивает имена мастеров уникального памятника архитектуры, но созданное ими творение бесспорно восхитительно. Положенные поочередно вертикально и горизонтально жжёные кирпичи 12 видов создают неповторимый узор, во многом схожий с традиционной для бухарских земель резьбой по ганчу.
Местные же жители верят в предания, согласно которым опоясывающий памятник плетёный мотив — напоминание о красоте прекрасной царевны с сорока косами — дочери маргиланского шаха, розы в саду которого, говорят, были заколдованными девушками…
Есть в орнаменте мавзолея и правда некое волшебство: он меняет свои очертания в зависимости от освещения солнечными лучами. Его красота радует глаз и при свете ночного светила.
Canaan Travel готова вместе с гостями и жителями Узбекистана, отправляющимися на отдых в прекрасный древний город, проникнуться красотой и тайнами этого сооружения. Если верить легендам, если обойти вокруг него три раза, то сбудется даже самое сокровенное желание.
Мавзолей Саманидов, Бухара (Узбекистан) – Smarthistory
Мавзолей (иногда называемый Мавзолеем Исмаила Самани), конец IX – начало X века, династия Саманидов, Бухара, Узбекистан (фото: Элизабет Маколей, CC BY-NC-SA 2.0 )
Архитектурный шедевр из кирпича
С древних времен Бухара, один из прославленных городов на Шелковом пути Азии, ныне в Узбекистане, была центром торговли. Город приобрел известность при Саманидах, персидской династии, правившей северо-восточным Ираном и западной частью Средней Азии с 819 года.до 1005 г. на службе у далекого Аббасидского халифа, номинального главы исламского мира, в Багдаде, Саманиды были фактически независимыми. При Исмаиле (правил в 892–907 гг. ) владения Саманидов расширились, и Бухара стала столицей Саманидов. Город стал культурным и художественным центром, соперничающим с Багдадом, и здесь преобладали персидский, а не арабский язык и культура. Торговля на Шелковом пути приносила огромные богатства таким торговым городам, как Бухара. Это новообретенное богатство часто использовалось для поддержки мечетей, дворцовых резиденций и гробниц.
Карта важных мест на Шелковом пути (основная карта © Google)
Одним из архитектурных шедевров, возведенных в Бухаре во времена династии Саманидов, является здание, называемое Мавзолеем Саманидов. Расположенная к западу от средневековой Бухары, эта гробница когда-то находилась в центре кладбища, а сегодня стоит в одиночестве в парке. Буйная по меркам Средней Азии зелень составляет красочный контраст кремовому Мавзолею. Построенная для одного из членов династии Саманидов в конце девятого или начале десятого века, гробница является одним из самых ранних сохранившихся образцов погребальной архитектуры в исламском мире. Известная своей сложной кирпичной кладкой (и тем, что она сохранилась), гробница дает нам представление о замечательной архитектуре Центральной Азии в начале десятого века, развитии монументальной погребальной архитектуры и доисламских архитектурных традициях региона.
Комплекс мавзолеев Шах-и-Зинда, XIV–XV вв., Самарканд, Узбекистан (фото: Уильям Э. Маколей, CC BY-NC-SA 2.0)
Впечатляющие гробницы стали важным элементом исламской архитектуры в Центральной Азии . Самарканд, столица завоевателя Тимура (часто известного как Тамерлан) и его преемников Тимуридов, является домом для большого некрополя под названием Шах-и-Зинда, где в последней четверти четырнадцатого века и первой четверти пятнадцатого века. Самые ранние захоронения на кладбище датируются одиннадцатым веком.
Мавзолей, конец IX – начало X века, династия Саманидов, Бухара, Узбекистан (фото: Элизабет Маколей, CC BY-NC-SA 2.0) м), увенчанный куполом (диаметром 9,25 м) с кирпичными колоннами с небольшими куполками по углам. Первоначально в гробницу можно было попасть через любой из четырех входов, но сегодня используется только один.
Храм Огня Ниасар, гр. 224–242 гг. н. э., Кашан, провинция Исфахан, Иран (фото: Мехраб Пурфарадж, CC BY 2.0)
Он был создан по образцу чахар так , зороастрийского храма огня древнего Ирана, такого как храм огня Ниасар 3-го века. Храмы огня, места поклонения в зороастрийской религии, состояли из куполообразного куба с арочными отверстиями на каждой из четырех сторон. В Центральной Азии существовали и другие доисламские архитектурные модели гробниц, поэтому выбор гробницы по образцу персидской архитектурной формы отражает предпочтение Саманидов персидским художественным традициям. Современная страна Иран развивалась в самом сердце древней Персидской империи, и ученые часто используют эти два термина как взаимозаменяемые при обсуждении искусства, архитектуры и истории региона.
Мавзолей (фрагмент), конец IX – начало X века, династия Саманидов, Бухара, Узбекистан (фото: Элизабет Маколей, CC BY-NC-SA 2. 0) замысловатая кирпичная кладка гробницы — проявление силы; каждая поверхность сочленена с некоторой деталью. Круги, ромбы, квадраты, прямоугольники и арки соревнуются за внимание зрителя. Внешний вид здания имеет шахматный рисунок и выглядит так, как будто оно сплетено из кирпичей кремового цвета (каждый из которых имеет размеры 230 х 230 х 30 мм). Богатый текстурный вид здания означает, что свет и тени участвуют в восхитительной игре, которая привлекает внимание зрителя. Кирпичная кладка здания свидетельствует о достижении новой художественной высоты.
Мавзолей (фрагмент), конец IX – начало X века, династия Саманидов, Бухара, Узбекистан (фото: William E. Macaulay, CC BY-NC-SA 2.0)
Каждый вход в здание увенчан двумя арками из кирпича и перемычка (участок между аркой и декоративным краем кругов). Над каждым порталом находится треугольник с абстрактными растительными мотивами, окруженный двумя квадратами, заключенными в ряд вложенных друг в друга ромбов, квадратов и круга.
Треугольник с абстрактными растительными мотивами, Мавзолей (фрагмент), конец 9– начало X века, династия Саманидов, Бухара, Узбекистан (фото: William E. Macaulay, CC BY-NC-SA 2.0)
Треугольный мотив интерпретируется как упрощенная версия сасанидской короны, что предполагает еще одну связь с художественным традиции доисламской Персии. Ученые также утверждали, что другие детали, такие как использование жемчужного мотива, могут быть основаны на рисунках, использовавшихся парфянами.
Интерьер, Мавзолей (фрагмент), конец IX – начало X века, династия Саманидов, Бухара, Узбекистан (фото: Уильям Э. Маколей, CC BY-NC-SA 2.0)
Внутренние стены куба увенчаны аркадой (рядом колонн), сложенной из кирпича. Аркада решает проблемный и визуально неудобный переход от прямолинейного куба к куполу, превращая потенциальную декоративную слабость в одну из визуальных сильных сторон здания. Колонна аркады была одной из немногих частей здания, облицованных лепниной; некоторые из которых видны и сегодня. Аркада может напоминать аркады, которые изображались на согдийских оссуариях (вместилища для костей умерших). Согдийцы были иранским народом, который контролировал эту часть Центральной Азии до прихода арабских армий, принесших с собой ислам, в конце седьмого века.
Купол, интерьер, Мавзолей (фрагмент), конец IX – начало X века, династия Саманидов, Бухара, Узбекистан (фото: Уильям Э. Маколей, CC BY-NC-SA 2.0)
Внутренняя кирпичная кладка была такой же потрясающей как экстерьер; кирпичи были искусно расположены в виде елочек, кругов и кубов, среди прочего. Интерьер также примечателен элегантным решением проблемы установки купола над квадратным помещением — задачи, которая стояла перед архитекторами с момента изобретения купола.
Сквич, интерьер, Мавзолей (фрагмент), конец IX – начало X века, династия Саманидов, Бухара, Узбекистан (фото: Уильям Э. Маколей, CC BY-NC-SA 2.0)
В каждом углу по скосу (ан архитектурная форма, встречающаяся в доисламской сасанидской архитектуре). Состоящая из трех арок, спускающихся от изгиба центральной арки, складки перенаправляют внешнюю тягу купола вниз, создавая устойчивость. Каждая щель и угол также богато украшены растительными завитками, кругами и прямолинейными расположениями кирпичей. Небольшой круг появляется в перемычках над каждым склепом, перекликаясь с украшением над каждым входом в гробницу и в аркаде, которая проходит вдоль верхней части экстерьера.
Единственная надпись, связанная со зданием, была обнаружена на деревянной перемычке над восточной дверью в 1930-е годы. Советский ученый истолковал надпись как содержащую имя «Наср б. Ахмад б. Исмаила», поэтому некоторые ученые датируют здание правлением Насра II (914–943 гг.). Однако народная память и копия документа X века waqf шестнадцатого века (в котором обсуждается основание благотворительной организации) побудили других ученых приписать здание его деду Исмаилу, основателю династии, который возможно, построил его для своего отца, Насра I. Останки трех неопознанных мужских тел также были найдены в мавзолее в 19 веке. 30 с.
Мавзолей, конец IX – начало X века, династия Саманидов, Бухара, Узбекистан (фото: Элизабет Маколей, CC BY-NC-SA 2.0)
Обожженный кирпич: новшество в дизайне и технологии , Хива, Узбекистан, 2015 г. (фото: Элизабет Маколей, CC BY-NC-SA 2.0)
Мавзолей Саманидов был новаторским, поскольку в нем в беспрецедентной степени использовался обожженный кирпич. До этого важнейшие постройки — дворцы и храмы — в районе строились из необожженного кирпича и покрывались лепниной. Также использовалось дерево, особенно для колонн, как в пятничной мечети в Хиве (еще один город на территории современного Узбекистана).
Обожженный кирпич был дороже, поэтому его использование означает, что здание было важным. Большинство более поздних памятников региона построены с использованием обожженного кирпича и красочной плитки (в том числе ряда блестящих синих, которые стали знаменитыми), например, комплекс мавзолея Шах-и-Зинда, упомянутый ранее. Мавзолей Саманидов — самый ранний пример гробницы из обожженного кирпича; однако, учитывая, насколько хорошо он был построен, а также насколько сложными были декоративные узоры из кирпича, вероятно, существовала гораздо более давняя, ныне утраченная традиция кирпичной кладки и гробниц. Замысловатые декоративные детали и кирпичная кладка также свидетельствуют о том, что эта гробница, в которой смешались персидские и местные традиции, была памятником правящей династии Саманидов и ее новой, процветающей столицы Бухары, а также одним из величайших архитектурных шедевров Средней Азии от начало десятого века.
Дополнительные ресурсы:
Джонатан Блум и Шелия Блэр, «Бухара: II Здания: А. Мавзолей архитектуры Саманидов», в Grove Encyclopedia of Islamic Art and Architecture, под редакцией Джонатана Блума и Шелии Блэр ( Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2009 г.), стр. 310–11.
Роберт Хилленбранд, I slamic Architecture , ред. изд. (Эдинбург: издательство Эдинбургского университета, 2000), стр. 287–91.
Мелани Михайлидис, «Династическая политика и мавзолей Саманидов», Ars Orientalis 44 (2014), стр. 21–39.
«Исмоил Сомони Макбараси»
Цитируйте эту страницу как: Д-р Элизабет Маколей, «Мавзолей Саманидов, Бухара (Узбекистан)», в Smarthistory , 6 июня 2021 г. , по состоянию на 8 января 2023 г., https:// smarthistory.org/samanid-mausoleum-bukhara-uzbekistan/.
Мавзолей Саманидов Узбекистан | Полный путеводитель
Достопримечательности Узбекистана | Мавзолей Саманидов Мавзолей Саманидов, датируемый 10 веком, является старейшим мусульманским памятником в городе Бухара, Узбекистан. Это место последнего упокоения было построено для Исмаила Самани (или…
18 фев 20 · 2 минуты чтения
Достопримечательности Узбекистана | Мавзолей Саманидов
Мавзолей Саманидов, датируемый 10 веком, является старейшим мусульманским памятником в городе Бухара, Узбекистан. Это место последнего упокоения было построено для Исмаила Самани (или Исмаила ибн Ахмада), основателя династии Саманидов, персидской династии, отколовшейся от аббасидского халифа в Багдаде и правившей с 819 по 999 год на территории современного Афганистана, обширной территории. части Ирана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и части Казахстана и Пакистана. В мавзолее также находятся останки других членов династии Саманидов. Он является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, Исторический центр Бухары.
Мавзолей Саманидов в Узбекистане является одним из самых уважаемых произведений среднеазиатской архитектуры и был построен между 892 и 943 годами нашей эры как место упокоения Исмаила Самани, основателя династии Саманидов.
Мавзолей Саманидов является выдающимся шедевром архитектуры Средней Азии. Калум Маклауд и Брэдли Мэйхью в книге «Узбекистан: Золотая дорога в Самарканд» (Odyssey Books & Maps, 8-е издание, 2017 г.) называют его «архитектурным громом среди ясного неба» (стр. 205) и изюминкой любой экскурсии по Бухаре. Экскурсию по мавзолею Саманидов можно провести вместе с экскурсией по площади Регистан и базару Чорсу в Ташкенте.
Мавзолей с куполом в форме куба, поднятый четырьмя остроконечными арками, напоминает древнюю персидскую конструкцию, называемую чахар так («четыре арки»). Чахар так ассоциируется с зороастрийскими храмами огня, где горящий огонь нужно было видеть со всех сторон. Как мы уже писали ранее, чахар багх берет свое начало в дворцовых садах 6-го века империи Ахеменидов (также называемой Первой Персидской империей) при Кире Великом.
При династии Ахеменидов зороастризм был религией империи, а чахар так символизировал зороастрийское разделение вселенной на четыре элемента: землю, воду, ветер и огонь. Этот дизайн также повлиял на архитектуру исламских мечетей в Средней Азии. Кирпичный памятник также включает в себя элементы ранней согдийской архитектуры. Согдийцы принадлежали к древней персидской цивилизации, которая построила города Самарканд и Бухару на Шелковом пути. Его кубическая форма может также напоминать Каабу в Мекке.
Четыре одинаковых фасада мавзолея покрыты замысловатым орнаментом. Это, а также тот факт, что мавзолей простоял более тысячи лет, являются свидетельством мастерства его строителей в кирпичной кладке.
Статьи об Узбекистане, опубликованные Odyssey Traveller:
- Вопросы об Узбекистане
- Исследуйте Узбекистан
- Путешествие по Узбекистану
- Книги о Шелковом пути
- История и наследие Шелкового пути
Чтобы просмотреть все статьи, опубликованные Odyssey Traveler для путешественников зрелого и пожилого возраста, перейдите по этой ссылке.
Внешние статьи, которые помогут вам во время вашего визита в Узбекистан:
- Мавзолей Исмаила Самани
- Исторический центр Бухары: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
- Узбекистан: самая очаровательная страна, в которой вы никогда не были
- Список всемирного наследия ЮНЕСКО : Узбекистан
- Затерянный Лувр Узбекистана: Музей, в котором хранилось искусство, запрещенное Сталиным
Похожие туры
27 дней
май, август
Небольшой групповой тур Stans: Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Туркменистан
Посещение Казахстана, Кыргызстана
Этот Odyssey предназначен для авантюрного путешественника, пары или одиночного путешественника в небольшой группе, который готов к различным стилям размещения, пешим экскурсиям и нескольким длительным путешествиям по 3 странам Центральной Азии. Программа сочетает в себе впечатления от великолепных пейзажей, древних и современных историй, семейных визитов и совершенно разных образов жизни.