Магдебургские врата софийского собора в новгороде: Магдебургские врата Святой Софии — Архитектурный стиль — LiveJournal

Магдебургские врата Святой Софии — Архитектурный стиль — LiveJournal

sergeyurich

Магдебургские врата Святой Софии

Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 8. Магдебургские врата Святой Софии

  МАГДЕБУРГСКИЕ ВРАТА СВЯТОЙ СОФИИ

    В самый главный собор Новгорода, расположенный в сердце средневекого города, в его Детинце, Софийский (как известно, одной из клятв новгородцев били слова о готовности умереть за Святую Софию), ведут три входа. В настоящее время посетители собора попадают в него через северный вход (совершенно ничем не примечательные двери). Но главный вход в собор, что совершенно естественно, поскольку алтарная часть ориентирована на восток, находится на его западной стороне.
    Этот вход с конца XII века украшают изумительные по красоте бронзовые врата, которые открываются только в исключительных случаях.

Общий вид Магдебургских врат:

   История появления этих врат, которые хочется рассматривать до бесконечности, необычайно туманна и запутанна. Достаточно сказать о том, что большинство современных новгородцев, как видно, не слишком искушенных в истории (спасибо ЕГЭ?), искренне уверены в том, что они были вывезены из Константинополя ни кем иным как самим Ярославом Мудрым (к этому князю в Новгороде вообще, как мы заметили, особое отношение и в популярности с ним может конкурировать разве что Александр Невский). Разумеется, ничего общего с Ярославом Мудрым эти врата не имеют, да и их происхождение вовсе не византийское.

    Весьма популярна также версия о том, что врата были вывезены Владимиром Крестителем из Корсуни (или из Константинополя) в 988 году. Она появилась еще в середине XV века, и долгое время врата наименовались Корсунскими.

    Но вероятнее всего, эти врата были изготовлены западноевропейскими мастерами из немецкого (саксонского, или точнее, анхальт-саксонского) Магдебурга в середине XII века по заказу епископа одного из древнейших польских городов Плоцка, которого звали Александр (его изображение, кстати, есть на одной из створ врат, ниже левой ручки в виде львиной головы, в окружении диаконов):

Польские исследователи полагают, что врата до Плоцка не доехали, так как их по дороге из Магдебурга перехватили шведы, умыкнувшие их и переправившие в тогдашнюю столицу Швеции Сигтуну. Именно поэтому врата имеют еще три названия, наряду с Корсунскими их называют также Магдебугскими, Плоцкими и Сигтунскими.

    Между тем, в Сигтуне они задержались ненадолго. В августе 1187 года новгородцы совершили набег на шведскую столицу, взяли ее, и в качестве одного из трофеев вывезли оттуда эти великолепные врата, украсившие собор Святой Софии.

Западный портал Софийского собора:

Не возьмусь утверждать, что вышеизложенная версия является достоверной на все 100%, но она, по крайней мере, намного более правдоподобна, нежели легенды о корсунском или константинопольском происхождении врат, хотя бы потому, что совершенно очевиден не православный, а католический характер рельефных изображений, которыми они покрыты.
    Так или иначе, но мы можем любоваться настоящим произведением искусства романского стиля, при этом не воспринимающимся чем-то чужеродным во внешнем облике собора Святой Софии.

    На сорока восьми бронзовых пластинах проилюстрированны сюжеты из Ветхого и Нового Заветов: рождение Евы из ребра Адама, Адам и Ева в райском саду, Рождество Христово, Сретение, Распятие, Вознесение и многие другие.

Верхняя часть обеих створ врат с отдельными фрагментами:

Средняя часть врат с отдельными фрагментами:

    В нижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров, вероятно, создателей врат. Из латинских надписей мы узнаем их имена: Риквин и Вайсмут.
    В центре нижней части створы — третья фигура. Над ней начертано на старославянском: «Мастер Авраам» (возможно, это изображение новгородского мастера, собиравшего и дополнявшего врата уже в Новгороде), справа от него сцена сотворения Евы, а справа — грехопадение прародителей человечества (надписи соответствующие, хотя, не совсем понятно, зачем они понадобились, ведь и так все понятно):

Нижная часть правой створы врат:

    Интересны и ручки в виде львиных голов. В их раскрытые пасти вставлены стержни, к которым прикреплены рукоятки в виде змей.
    Все это символизирует ад. В пастях львов видны человеческие головы — это грешники, которых сей ад поглощает. А чтобы никто не сомневался, тут же соответствующие надписи: «Ад пожирает грешных» (см. сверху над головой льва):

    Вообще, очень интересно не только рассматривать рельефы врат, но читать надписи на бронзовых пластинах, тем более, что они читаются довольно легко, как сделанные на латыни, так и на старославянском (хорошо, что не скорописью :)).

    Напоследок небольшой лайфхак.
    Если вы хотите спокойно рассмотреть Магдебургские врата, то советую вам посетить новгородский Детинец не в выходные дни, а в будни и как можно пораньше (тем более, что Кремль открыт с 6 часов утра для свободного и бесплатного доступа всех желающих). Иначе вам придется толкаться среди множества туристов, стремящихся запечатлеть себя любимых на фоне врат, а также экскурсионных групп, прибывающих одна за другой, обязательно останавливающихся по воле гидов перед западным порталом собора и закрывающих весь обзор.

 
  Сергей Воробьев.

Магдебургские врата | это… Что такое Магдебургские врата?

Магдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата (польск. drzwi płockie) — название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом были перенесены в западный портал собора[1]. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведёт архиепископ Новгородский и Старорусский.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Внешний вид
  • 3 Попытка «возврата» в Швецию
  • 4 Изображения
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Происхождение

По одной из версий эти врата сделаны в 1153 году в городе в Магдебурге и предназначались для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке (на польск. ), и в Новгороде врата появились во второй четверти XV века[1]. Впервые двери придела Рождества Богоматери упоминаются XVIII веке в описях Софийского собора, где они именуются Корсунскими, а в описи 1803 года они обозначены как «немецкие». С середины XV века бытовала легенда, о том, что врата из Византии привёз Великий Князь Владимир и, до появления новой версии, их называли Корсунскими. В версии, опубликованной Ф. Аделунгом в 1823 году, эти врата являются воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну.

Внешний вид

Сделаны врата западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характер рельефных изображений, которыми они покрыты. Сцены из Ветхого и Нового Заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством. Среди фигур, изображённых на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (на нем.) (1152—1192) и плоцкий епископ Александр (на польск. ) (1129—1156). По их заказу ворота были изготовлены в 1152—1154 годах. Также на вратах присутствуют изображения сотворивших их мастеров-литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между фигурами немецких создателей помещена фигура русского мастера Авраама. У каждой из трёх фигур сделаны надписи: на латинском языке у фигур Риквина и Вайсмута и на русском у фигуры Авраама. Авраам, по преданию, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки из Швеции. По одной из версий, он был современником и сотрудником Риквина и Вайсмута, по другой — жил несколько веков спустя, руководил поновлением ворот и добавил свой автопортрет. Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающими входящему о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок — головы грешников. Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними — русские переводы. В нижнем правом углу левой створки — редкое изображение сотворения Евы. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, — олицетворение двойственности человеческой натуры.

Попытка «возврата» в Швецию

Во время шведской оккупации в XVII веке шведский король, веря, что эти ворота из Сигтуны, пытался их возвратить, но его военачальник, опасаясь гнева горожан, оставил врата на месте.

В письме 1616 года Якоб Делагарди писал из оккупированного шведами Новгорода в Стокгольм, к государственному канцлеру Акселю Оксеншерна:

Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата… служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но, когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата.

Изображения

Примечания

  1. 1 2 А. Н. Трифонова. Бронзовые двери Софийского собора в Новгороде//«Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Материалы научной конференции.1995

Литература

  • Альмгрен О. К легенде о Сигтунских вратах в новгородском Софийском соборе // Сборник Новгородского общества любителей древности, вып. 6. — Новгород, 1912. С. 23—24.
  • Бочаров Г. Н. «Корсунские» врата новгородского Софийского собора // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. — М.: Наука, 1983.
  • Новгородский исторический сборник. Вып. 6. — Новгород., 1939.
  • Никитина Ю. И. Софийский Собор // Туристу о Новгороде. — Л.: Лениздат, 1972.
  • Поппе А. В. К истории романских дверей Софии Новгородской // Средневековая Русь.  — М., 1976.
  • Беляев С. А. Корсунские двери новгородского Софийского собора // Древняя Русь и славяне. — М., 1978.
  • Трифонова А. Н. Бронзовые двери Софийского собора в Новгороде // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции, 1995.
  • Коваленко Г. М. Кандидат на престол: из истории политических и культурных связей России и Швеции XI—XX веков. — СПб.: Блиц, 1999. 207 с. — ISBN 5-86789-085-6.

СИГТУНСКИЕ ВОРОТА СВ. СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ

К воротам присоединился русский мастер и кузнец Авраам; они были установлены в Софийском соборе в Новгороде около 1450 года.
Ворота были сделаны в немецком городе Магдебурге, но кто и как перевез их на Русь, до сих пор остается спорным вопросом. По одной из версий эти ворота пришли из Византии, а точнее – из Корсуни, их привез князь Владимир (до появления новой версии происхождения ворот они назывались Корсунскими воротами), по другой версии, что их привезли новгородцы. как трофей из шведского города Сигтуна (есть рассказ о походе новгородцев в 1187 г. и полном разгроме Сигтуны). Сами ворота были сделаны в Магдебурге в 1152–1154 годах и предназначались для Успенского собора Приснодевы Марии в Полоцке.
Но после захвата новгородцами их еще долго называли «Сигтунскими воротами». Считается, что эти ворота были установлены в соборе около 1450 года.
Ворота были привезены в Новгород в разобранном виде. При их установке выяснилось, что некоторые детали убранства ворот утеряны и впоследствии восстановлены русскими мастерами.

Подробнее…

Деревянное основание ворот было покрыто бронзовыми пластинами со сценами из Ветхого и Нового Завета, аллегорическими изображениями.
г. Среди фигур, изображенных на воротах, магдебургский епископ Вихман (1152–1192) и епископ Плоцкий Александр (1129–1156). Ворота были заказаны им. Также на воротах есть изображения мастеров-формовщиков Рикина (с гирями справа и клешнями слева) и Вайсмута (с клещами в руках), которые их изготовили. Между фигурами немецких мастеров ворот помещена фигура русского мастера Авраама. Возле каждой из трех фигур сделаны надписи: на латинском языке возле фигур Рикина и Вайсмута и на русском языке возле фигуры Авраама. Согласно легенде, ворота были разобраны для перевозки их из Швеции, и Авраам соединил эти части обратно. По одной из версий, Рикин и Вайсмут были современниками Авраама, по другой версии, он жил через несколько столетий после них и руководил процессом обновления ворот и добавил на них свой автопортрет. Это один из самых ранних автопортретов русского мастера.
Дверные ручки, по средневековой традиции, имеют форму масок животных с прикрепленными к их пастям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающим входящим в Храм о грядущем Страшном Суде. В пастях масок грешники. Над композициями высечены латинские надписи, а под ними русские переводы. В правом нижнем углу левого листа помещено редкое изображение творения Евы. Целящийся из лука кентавр (Китоврас) — олицетворение двойственности человеческой природы.

Скрывать

Деталь Древние Магдебургские ворота Софийский собор Великий Новгород Россия Сделано — Стоковый видеоролик © blinow61 #523439584

Деталь Древние Магдебургские ворота Софийский собор Великий Новгород Россия Сделано — Стоковый видеоролик © blinow61 #523439584

Изображения

ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты

Инструменты

Предприятие

Цены

Все изображения

ВойтиРегистрация

Чтобы скачать это видео,

создать учетную запись

Уже есть учетная запись? Войти

Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылку и специальные предложения

Фрагмент древних Магдебургских ворот Софийского собора в Великом Новгороде, Россия. Он был сделан в Магдебурге в 11521154 — Видео Blinow61

  • Найти аналогичные видео
  • 523439584
  • Авторблейноу61
  • Длина: 00: 15 -й.6See Video Plans

    See Video Plans

    Похожие лицензионные видео:

    Герб на Goldenes Dachl в Инсбруке, АвстрияКоринфский ордер в древнегреческой и римской архитектуре, Арка Адриана, АфиныДетали скульптуры на стенеГоргулья на углуА скульптурная деталь на зданиеДекоративные элементы на фасаде старого здания в Гданьске. Польша Фонтан на стене базилики Богоматери Ангустиас в Гранаде. Гранада — город в автономном сообществе Андалусии, Испания, расположенный у подножия гор Сьерра-Невада. Настенная скульптура на стене Фонтан Ребекки на улице Банхофштрассе в городе Цюрих, Швейцария. Фонтан был создан в 1880 году, первоначально он принадлежал частному лицу, позже был подарен городу Цюриху и установлен на цюрихской улице Банхофштрассе в 1908.Клип НЕАПОЛЬ, ИТАЛИЯ — ОКОЛО ДЕКАБРЬ 2013: Часовня Сан-Паоло-МаджореКрупный план скульптуры Часовня Серра в Сан-Хуан-КапистраноРыцарский герб в замке ПелешГаргулья и готические украшения в соборе Святого Иакова, Шибеник, Хорватия — Собор Святого Иакова является памятником Ренессанс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это известная достопримечательность и туристическое направление Шибеника, Хорватия. Вырезанные из камня надписи над дверью церкви вечеромОрнаменты и украшения над входной дверью здания Гражданской оперы Чикаго, США Медленное движение крупным планом Деталь 4kArch в Старом городе ИерусалимаCELJE, СЛОВЕНИЯ, 13 января 2019 г.: Средневековый памятник у внешней стены церкви Св. Максимилиана в Целье, Словения. Готический квартал Барселоны. Древние готические здания, замки и архитектура. Испания.

    Подробнее

    Та же серия:

    Подробнее

    Информация об использовании

    Вы можете использовать это бесплатное видео «Деталь древних Магдебургских ворот Софийского собора в Великом Новгороде, Россия. Это было сделано в Магдебурге в 11521154» для личных и коммерческих целей в соответствии со Стандартной лицензией. Стандартная лицензия охватывает большинство вариантов использования, включая рекламу и дизайн пользовательского интерфейса на веб-сайтах и ​​в приложениях.

    Вы можете купить этот видеоматериал и скачать его в высоком разрешении до 4096×2160.