Кунсткамера когда появилась в россии: Кунсткамера — старейший музей России

Кунсткамера — старейший музей России

Рассказываем, как Петр I основал старейший музей страны и какие экспонаты стоит увидеть.


Как возникла идея создания Кунсткамеры

Кунсткамера происходит от немецкого слова Kunstkammer, что означает «Кабинет редкостей». Так сначала называли шкаф с несколькими полками для коллекции вещей, а затем так стали обозначать комнату, в которой хранились тематические коллекции, состоящие из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей, созданных природой или человеком. Впервые они появились в Европе в XVI веке и создавались либо аристократией, либо учёными-натуралистами, врачами и аптекарями. В одной Голландии в конце XVII века было несколько десятков частных музеев и коллекций.

Когда Петр I отправился в Великое посольство для установления военно-политических и культурно-экономических отношений, а также научных связей с Западом, он познакомился в повседневной жизнью европейцев. В том числе царь посещал частные коллекции и музеи, которые принадлежали королевским дворам Европы, ученым и владельцам крупнейших торговых компаний. Некоторые из них Петр I посетил еще раз во время второго путешествия в Европу в 1716–1717 гг. Во время поездок он закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. 

Когда Петр I вернулся в Россию, он  стал обустраивать собственный «кабинет редкостей».  

Беседа Петра I в Голландии. Неизвестный голландский художник. 1690-е гг. / www.kunstkamera.ru


Когда появилась Кунсткамера в Санкт-Петербурге?

Хотя письменного приказа об основании Кунсткамеры не существует, историки считают 1714 год датой основания музея по ряду причин:

  • в 1714 году «государев Кабинет» был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург и размещен в Зеленом кабинете Летнего дворца;
  • именно в 1714 году Петр I назначил особое лицо для работы с коллекциями — доктора медицины Роберта Карловича Арескина; 
  • эту дату указывает Иван Данилович Шумахер, первый директор Петербургской библиотеки Академии наук;
  • эту дату называют авторы каталогов и путеводителей по музею XVIII в. И. Г. Бакмейстер и О. П. Беляев. 

Считается, что это произошло осенью. 

Со временем коллекция разрасталась и уже не помещалась в Летнем дворце, поэтому было решено построить для нее отдельное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А пока оно строится, переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9). Кунсткамера возводилось с 1718 по 1734 годы в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России и старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Петр I не успел увидеть его, поскольку строительство было завершено только спустя несколько лет после смерти царя. Открытие музея в новом помещении состоялось 6 декабря 1728 года. Этот день сотрудники музея отмечают как официальный День рождения Кунсткамеры. 

Вид экспозиции «История здания Кунсткамеры»
www.kunstkamera.ru

Первоначально в двухэтажном здании было организовано три отдела:

  • Натуральные редкости;
  • Нумизматический (монетный) кабинет;
  • Библиотека с большим собранием древних рукописей.

После подписания в 1718 году царем указа «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей», обязующего направлять в первый музей в России все, что «зело, старо и необыкновенно», количество экспонатов резко возросло.

В настоящее время Кунсткамера действует как Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН), ведет активную научную работу, и считается одним из крупнейших и старейших этнографических музеев мира.  Сейчас строится отдельное здание на ул. Заповедная для архива Кунсткамеры, чтобы  обеспечить необходимые условия хранения экспонатов. Планируется, что в 2024 году здесь будут находится реставрационные лаборатории, подсобные помещения для работы хранителей и кладовые, выставочные залы и музейный магазин, читальные залы библиотеки и архивы МАЭ РАН, а также конференц-зал на 200 мест с фойе.


Самые интересные экспонаты Кунсткамеры

Сосна

Ствол сосны 17 в. / www.kunstkamera.ru

Экскурсоводы часто рассказывают предание, что Петр I во время прогулки по Васильевскому острову увидел удивительную сосну, ветка которой каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой. Царь вспомнил о причудливой находке после Великого посольства, и именно на этом месте решил построить Кунсткамеру.  Это легенда наполовину, поскольку ту часть ствола сосны можно и сегодня видеть на экспозиции, посвященной истории Кунсткамеры в главном здании музея.

 

 

Готторпский глобус

Большой Готторпский (академический) глобус-планетарий
kunstkamera.ru

Готторпский глобус был изготовлен в середине 17 века механиком А. Бушем и граверами А. и Х. Ротгизерами провинции Пруссии  Шлезвиг-Гольштейн. Он отображает географические представления ученых второй половины XVIII. Позднее Голштинский герцог Карл Фридрих подарил глобус Петру I во время Северной войны. В 1717 году он был привезен в Санкт-Петербург и в 1726 г. установлен на третьем этаже здания Кунсткамеры Академии наук. 

Сейчас мы видим глобус, восстановленный после пожара 1747 г.  Его диаметр — 3,1 метра,. Через специальную дверцу можно попасть внутрь и осмотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности.  

Детский скелет с двумя головами
culture.ru

Скелет сиамских близнецов — один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Сначала он входил в коллекцию голландского анатома Фредерика Рюйша, которую купил Петр Великий за 30 тысяч золотых гульденов в 1716 году. Это собрание легло в основу анатомической коллекции музея. Профессор создавал анатомические препараты по собственным методам, и они славились на всю Европу. Некоторые образцы сохранились до наших дней в музее. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ладья небесная

Ладья небесная. Китайская заводная игрушка
kunstkamera.ru

Существует китайское поверье, что небожители путешествуют по морям на небесных ладьях. Китайский мастер в эпоху правления маньчжурского императора Канси создал игрушку —  механический кораблик в виде традиционного прогулочного судна, на котором путешествует знатный китаец в сопровождении слуг, музыкантов и танцовщиц. Он заводится с помощью ключа и приводит в действие расположенные на днище колесики, благодаря чему движется корабль, а также фигурки музыкантов и танцовщицы.  

Механическая игрушка была приобретена еще при жизни Петра I в Пекине в 1719—1720 гг., когда там побывало русское посольство во главе с чрезвычайным посланником Л. В. Измайловым. После пожара 1747 г. экспонат петровской коллекции на долгие годы считался утерянным и был найден и отреставрирован уже в наше время.   

Кукла Майко

Кукла, изображающая майко. Японцы. Япония, не позднее 1891 г.
kunstkamera.ru 

По поручению императора Мэйдзи мастер Кавасима Дзимбэей преподнес цесаревичу Николаю Александровичу куклу размером в человеческий рост. Считается, что она была создана не позднее 1891 г.  Она изображает гейшу Морока О-Мацу, которой увлекся цесаревич во время его путешествия на Восток. Вернувшись домой, будущий Николай II у себя куклу не оставил, а передал в Кунсткамеру с другими сувенирами. 

Маска Инари

Маска Инари / kunstkamera.ru

Это японская маска, которая используется в Но, одном из видов японского драматического театра. Такие маски связаны с традицией древних танцевальных драм Гигаку (VIII в. ), формой буддийской процессиальной танцевальной драмы, которая была завезена в Японию в 7 веке из Центральной Азии через Корею и Китай. Актеры Гигаку исполняли перед изображением божества ритуальные танцы в масках. В представлениях Но принимают участие артисты как в масках, так и без масок. 

Японская маска изображает лисицу, верную спутницу богини риса и урожая Инари. 

 

Тор-сапль-юх (киотанг)

Инструмент музыкальный «тороп-сапль-юх» Ханты. Тобольская губерния, не позднее 1900 г.  / kunstkamera.ru

Традиционный инструмент народностей Ханты-Мансийского края «Тороп-сапль-юх» в переводе означает «деревянная шея журавля». Он представляет собой арфу, поэтому корпус напоминает лодку, а шея вытянута, как шея у лебедя или журавля и украшен изображением птичьей головы. На нем играют обеими руками, при чем только мужчины: одной наигрывают мелодию, перебирая струны, а другой — задают ритм пощипыванием нижней струны.


Кунсткамера онлайн

Если по каким-то причинам вы не можете побывать в старейшем музее страны, Кунсткамера готова открыть двери онлайн.

  • Мобильный гид поможет совершить познавательное путешествие по залам музея. Вы побываете в мире индейцев, эскимосов, японцев, индийцев, монголов и других народов мира (скачать с сайта музея). А еще про экспонаты можно послушать тут.
  • Изучать экспонаты в коллекциях онлайн.
  • В библиотеке Кунсткамеры онлайн более 400 книг: читать-не перечитать.

Заставка: Кунсткамера
Фото: Ирина Иванова


О Петербурге — Создание Кунсткамеры – первого российского музея

Несмотря на то, что Россия вела  тяжелую долголетнюю войну, создавала флот, строила новую столицу, Петр I стремился сделать все возможное, чтобы  просвещение стало государственной политикой. Он понимал, что без образованных людей страна никогда не сможет стать по настоящему передовой и могущественной.

В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер «Кунсткамерой»,  то есть «кабинетом редкостей». Первыми экспонатами музея стали предметы личной коллекции самого Петра, их перевезли в новую столицу из Москвы и разместили в Летнем дворце царя в Летнем саду. Основу этого собрания редкостей составили предметы, которые Петр привез из Европы во время поездки с Великим Посольством: это были  минералы, изделия из камня, слоновой кости, сандалового дерева  из Индии, других азиатских стран,  в коллекцию входило также собрание анатомических препаратов голландского анатома Рюйша. Дополнял уникальное собрание огромный  Готторпский глобус — своеобразный маленький планетарий, внутри которого  можно было наблюдать движение звездного неба. Этот необычный подарок Петр получил в Европе от герцога Голштинского.   

Небольшой Летний дворец не мог стать настоящим хранилищем для уникальной коллекции:  очень скоро отведенное для нее помещение стало тесным. «Кабинет редкостей» решили перевести в отдельное здание.  Новым музейным помещением в 1718 году стали так называемые Кикины палаты — дом, конфискованный у опального вельможи Александра Васильевича Кикина.  Теперь появилась возможность свободно расставить все ценные предметы коллекции, так, что их можно было рассматривать. Первый российский музей стал публичным,  сам царь хорошо знал все предметы коллекции и любил их показывать.  

В Кикиных палатах разместился не только музей:  сюда же привезли царскую библиотеку редких книг, как русских, так и на иностранных языках. Здесь же появилась первая химическая лаборатория.

Стремясь к тому, чтобы  редкостей в  музее становилось все больше, Петр издал специальный указ, в котором говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные,  кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть ..да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…». Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, в те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда.

Петр по-настоящему  гордился своим детищем и  хотел, чтобы первый российский музей находился в центре столицы, рядом с правительственными зданиями. Поскольку при жизни Петра городским центром планировали  сделать Васильевский остров, именно здесь в 1718  началось году строительство нового здания Кунсткамеры. Существует легенда, будто бы Петр, гуляя по берегу острова, заметил необыкновенную сосну: ее ствол был причудливо изогнут. Петр назвал дерево монстром, приказал  спилить сосну и сохранить ее  необычную часть, а на  том месте, где она росла, построить новое  здание музея.

Автором проекта здания Кунсткамеры принято считать архитектора Г. Маттарнови, хотя  многие исследователи считают, что над этим проектом работали и другие архитекторы. К сожалению, сам Петр не  успел увидеть здание Кунсткамеры законченным: строительство шло очень медленно.  Коллекции из Кикиных палат в новую Кунсткамеру перевели в 1726 году. Специальное помещение на третьем этаже отвели для огромного Готторпского глобуса.

В 1724 году  была основана Петербургская Академия наук,  Кунсткамера вошла в ее состав.

Открытие  Кунсткамеры в комплексе с библиотекой  в новом великолепном здании  стало важным событием для страны. По сути,  еще  нигде в Европе не было ничего подобного. Кунсткамера стала настоящим украшением молодой столицы и местом, куда непременно старались привести всех важных гостей Петербурга.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л, 1983.
2. Пукинский Б. К.  Санкт — Петербург. 1000 вопросов и ответов. СПб, 1999
3. Сайт петербургской Кунсткамеры

 

Кунсткамера в Санкт-Петербурге Россия

Первый музей России был основан Петром I в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы. Это Кунсткамера, известная также как Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Более 300 лет российские и советские ученые собирали бесценные предметы, описывающие людей со всего мира. Текущая коллекция насчитывает около 2 миллионов экспонатов.

Предприятие

Все началось с Петра Великого, который хотел просвещать население России, и, тем самым, основал первый общедоступный музей с собственной коллекцией, собранной во время его поездок по Европе. Интересно, что, чтобы заставить людей посетить музей, император предложил угощение.

Когда столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, первоначально эта коллекция была выставлена ​​в Летнем дворце. Однако, поскольку предметов, за которыми нужно тщательно ухаживать, было много, было предложено организовать для них специальное место. Она называлась Кунсткамера или Кунсткамера. Это было в далеком 1714 году. По приказу императора экспозицию пополнили различные камни, растения, животные, старинная утварь и предметы культуры.

Кроме того, в Кунсткамере обитали живые «монстры», которых демонстрировали публике. Это были люди с явными внешними патологиями, например карлик ростом 1,26 м с двумя пальцами на каждой руке и двумя пальцами на каждой ноге. Его звали Фома. Был и великан 2,27 м. Петр I лично привез его из-за границы, и звали его Буржуа. После его смерти скелет Буржуа стал частью коллекции музея.

Из шкафа в музей

По мере того, как коллекция росла, необходимо было снова ее переместить. В 1718 году на Васильевском острове было начато каменное строительство. Оно еще не было закончено, но в 1725 году это здание было передано Академии наук. Здание Кунсткамеры спроектировано немецким архитектором Георгом Иоганном Маттарновым в стиле петровского барокко.

Фасады были парадными как с юга, так и с севера. Музей был построен очень профессионально, как дворцы. Даже кирпичи для него заказывали из-за границы. Шпиль здания украшен армиллярной сферой.

Строительные работы были завершены в 1727 году, и в том же году сюда переехали библиотека и Готторфский глобус. В 1728 году в Кунсткамере появилась обсерватория.

 

К сожалению, 5 декабря 1747 года Глобус и башня сгорели. Позже, в 1777-1779 гг., интерьеры украшали четыре скульптурные группы, бюсты и медальоны. Поскольку к 1830-м годам экспонатов было много, Кунсткамера была разделена на зоологический, этнографический, ботанический и минералогический музеи.

Экспозиция

У большинства туристов Кунсткамера ассоциируется с ее диковинными «чудовищами» и предметами анатомического уродства из кабинета Фредерика Рюйша. Однако большая часть коллекции принадлежит этнографии.

Залы Северной Америки, Латинской Америки, Японии и Африки расположены на первом этаже. Там вы найдете традиционную одежду, предметы быта, оружие и шаманские атрибуты красных – от Аляски до Калифорнии. Японские залы демонстрируют культуру самураев и мирных жителей. Африканская коллекция включает в себя экспонаты ХХ века и с тех пор постоянно пополняется.

Второй этаж посвящен Востоку – Китаю и Индонезии. Комнаты Ближнего и Среднего Востока очень красивы и имеют яркую одежду, письмена и некоторые культурные атрибуты. Вы также увидите предметы культуры Индии, Таиланда и Вьетнама.

Кунсткамера — один из самых известных и популярных музеев России и Санкт-Петербурга в частности, поэтому его обязательно стоит посетить.

Читайте также

Информация об экскурсии


Расписание

Open
Tuesday-Sunday 10:00-18:00
Cashier
Open 10:00-17:00
Closed
Понедельник, последний вторник каждого месяца,
также 31. 12., 01.01. и 09.05
Вход свободный
6 декабря

 


Общественный транспорт

Address
University Embankment 3
Metro / Subway
Admiralteyskaya
Buses
Universitetskaya Naberezhnaya 7. 24
Trolleys
Университетская набережная 1, 10, 11

 



Поделиться

Санкт-Петербургская «Кунсткамера»

В 2019 году Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, или Кунсткамера, давний партнер Университета ИТМО, отмечает свое 305-летие. Среди мероприятий, проведенных по этому случаю, была лекция экскурсовода Натальи Риктер «Кунсткамера — первый русский музей: 305 лет традиции». Вот некоторые из основных моментов из истории первого в России музея.

Ребенок десяти архитекторов

Кунсткамера, первый публичный музей России, была создана в 1714 году, когда Петр I приказал перевезти свою коллекцию редкостей и редкостей из Москвы в только что основанный Санкт-Петербург. Предметы были помещены в помещение, получившее название Кунсткамера – «кабинет редкостей». В 1718 году началось строительство специального здания.

Однако проекту не повезло. Его первый архитектор, Андреас Шлютер , умер до того, как был заложен фундамент, успев только создать первоначальный проект. Его помощник, Георг Иоганн Маттарнови принял на себя проект своего наставника, которым он руководил всего за год до своей смерти в 1719 году. За ним последовал Николаус Хербель , который также не дожил до завершения проекта и умер в 1724 году. четвертым архитектором был Гаэтано Кьявери ; как сообщается, Петр Великий лично принимал участие в его работе.

Музей антропологии и этнографии Кунсткамеры. Кредит: Shutterstock.com

«В некоторых залах Кунсткамеры есть такие большие окна, подарок самого Петра. Когда Кьявери представил свои эскизы, окна были меньше, на что император сказал, что здесь, на севере, где пасмурно и сумрачно, большие окна дадут больше света», — поясняет Наталья Риктер.

Кьявери тоже не смог закончить свою работу: после него здание достроили архитекторы Земцов , Шумахер , Трезини . В 1747 году, после того как здание сильно пострадало от пожара и его башня частично разрушилась, реконструкцию провел Савва Чевакинский , архитектор и друг Михаила Ломоносова . По словам Риктера, когда великий ученый увидел эскизы нового большого зала, где будут собираться ученые, он пошутил, что в нем «пахнет не столько академическими дискуссиями, сколько ужином».

Но башню так и не восстановили. Более 200 лет здание простояло «без головы», и только после Второй мировой войны было принято решение о восстановлении его верхней части башни и купола, проект выполнил архитектор и историк Роберт Каплан-Ингель .

Обсерватория Санкт-Петербургской Академии Наук. Фото: kunstkamera.ru

Коллекция

Петр Великий приложил немало усилий для пополнения своей коллекции, заставляя других привозить ему редкие и любопытные предметы: от необычных животных до камней с древними письменами. Иногда желание знати угодить императору и внести особо ценный вклад в его коллекцию приводило к забавным последствиям.

«Газета «Санкт-Петербургские ведомости», выходящая практически с момента основания города, сообщила, что «гетман Малороссии Скоропадский прислал двух «чудовищ» (архаичный термин для обозначения детей, рожденных с тяжелыми генетическими мутациями — Ред.), один самец и одна самка, сросшиеся, и двуглавый теленок. Князь Голицын тем временем прислал двух обычных собак, которые, согласно справке, родились от 60-летней старой девы», — делится Риктер.

Наталья Риктер

Дом науки

Кунсткамера известна не только как музей, но и как один из важнейших научных центров страны. Его сотрудники сделали несколько открытий мирового уровня. Например, Юрий Кнорозов совершил прорыв в лингвистике, расшифровав письменность майя.

Его исследования по истории и языку народов майя принесли ему не только национальную, но и всемирную известность. Во время защиты диссертации коллегия решила немедленно присвоить ему высшую степень доктора наук, хотя он претендовал на меньшую степень кандидата наук.

Кнорозов основывал свои исследования на сборе и анализе большого количества данных, которые позволили ему выделить около 355 неповторяющихся символов в письме майя. Затем он выделял корневые слова в виде общих групп символов, а затем – другие группы символов, связанные с этими корнями. Все это позволило ему раскрыть значение этих древних символов.

Юрий Кнорозов в 1954 году.