Когда построили церковь вознесения в коломенском: Коломенское

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Характерные черты древнерусского православного храма

Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.

Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.

Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.

Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.

Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

В храме:

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».

Церковь Вознесения (Коломенское) | это… Что такое Церковь Вознесения (Коломенское)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Вознесенская церковь.

Координаты: 55°40′02″ с. ш. 37°40′15″ в. д. / 55.667222° с. ш. 37.670833° в. д. (G) (O) (Я)55.667222, 37.670833

Храм-башня

Знак Юнеско

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Нагатино-Садовники, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым[1] каменным шатровым храмом в России.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 Исследование памятника и реставрация
  • 4 Современное состояние памятника
  • 5 Статус
  • 6 Разное
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

История

Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[2] на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.

Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя. Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.[3]

Сразу после окончания двухгодичного срока епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоеженства, к папе римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей в соответствии с моленной программой. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для храма без подклета, но трехпрестольный. Подобная планировка реализована в селах Острове и Беседах.

С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 метра, высота приделов в 24,6 метров. Высота западного притвора в 14.4 метра.

Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершен. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось храм поставить на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для захода на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.

В 1529 году по уточненному замыслу делали подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещенную с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены уже стояла почти готовая (была освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.

Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатер. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года[4]:62. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года[5] митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана[4]:65.

С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. На место его поставили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти. При установке «царского места» для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера церкви не известно. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места». Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVIв первоначальные плитки были перевернуты поврежденной лицевой стороной вниз, обнажились неполитые белым ангобом задние стороны. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно с ремонтом пола появились, сохранившиеся до настоящего времени, царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения[6].

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766—1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, были сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в елку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки от капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранеными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решетка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв от нас первоначальный замысел.

В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и была сделана дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трех рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При строительстве дворца Александра I в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

Архитектура

Вид сверху на церковный компекс

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский , в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.

Исследование памятника и реставрация

Первую попытку историко-архитектурной оценки церкви сделал архитектор Н. А. Шохин по завершении ремонтных работ 1866—1867 годов в публикации 1872 г. Он ошибочно отнес второй ярус галерей к поздним перестройкам и эта ошибка держалась целое столетие.

Проводивший в 1914—1916 годах первые реставрационные работы на памятнике, архитектор Б.  Н. Засыпкин впервые провёл археологическую разведку территории, выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ, в 1915 году впервые раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место». Тогда же памятник в целом обмерял архитектор И. В. Рыльский. Во время ремонта церкви в 1914—1916 годах под руководством архитектора Б. Н. Засыпкина был новым, специально изготовленным большемерным кирпичом (с клеймами «1914») перелицован шатер.

О результатах исследования памятника П. Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В. Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б. Н. Засыпкина и И. В. Рыльского, в 1941 г. защитил диссертацию, посвященную монографическому исследованию архитектуры этого храма. Однако не только никто из исследователей не усомнился в правильности выводов Н. А. Шохина о позднем происхождении второго яруса, но добавили ошибку о позднем происхождении и первого яруса папертей (галерей).

Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вел Н. Н. Свешников, с ним работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. — С. А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике, и прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые ошибочно принято было относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.

При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVIв по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое[7]. Во время исследования 1986—1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы церкви Вознесения, просуществовавшей до XVIII века.

В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л. А. Беляева. В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990-м году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Всего в 1986-1997-е годы архитектором С. А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б. Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако, это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника. Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.

Современное состояние памятника

Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано. Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970-1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было, так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали.[8]. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта… Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ. Об исследовательских «достижениях» КРЕАЛ можно посмотреть на их сайте.

Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней «реставрации» в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.

Статус

Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).

Был вновь освящён 8 декабря 2000 года; с 1994 года в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

Разное

В подвале храма 2 марта 1917 года была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона Святейшему Синоду[9], икона Божией Матери «Державная», с 1990 года находящаяся в соседнем Казанском храме.

Примечания

  1. Это классическая точка зрения. В последние десятилетия она была поставлена под сомнение В. В. Кавельмахером и С. В. Заграевским, показавшими, что первым каменным шатровым храмом была Покровская церковь в бывшей Александровской Слободе (в частности, см. Заграевский С. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества)
  2. Petr Hannibal-Петр Ганнибал, Ханнибал, Аннибале. D. Kivimaa. Peter Frjazin or Petr Hannibal?
  3. Гаврилов С. А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском (гипотеза), http://www.rusarch.ru/gavrilov_s2.htm
  4. 1 2 ПСРЛ Т.13, 1 половина
  5. Часто авторы публикаций ошибочно переводят дату освящения 1533 годом, забывая, что год начинался с 1 сентября и что в сентябре от 7041 надо отнять 5509 лет
  6. Работами археологов в 1976—1979 годах руководил Л. А. Беляев. Он керамические плитки с ковчегом относит к доитальянскому строительному периоду, но это явная ошибка.
  7. «Первоначальный» иконостас, устроенный в 2001—2007 годах, по ширине равен иконостасу 1867 года http://www.rusarch.ru/gavrilov_s3.htm
  8. С. А. Гаврилов считает, что упущена уникальная возможность для исследования памятника. По поводу беспрецедентной помпы в прессе «об уникальных достижениях исследования церкви Вознесения в 2001—2007 годах» при реальном отсутствии результата и реально израсходованной астрономической сумме на исследование, архитектор С. А. Гаврилов считает, что, если своих результатов за 6 лет «исследований» памятника не появилось, так хотя бы воспользовались материалами его исследований в фонде музея «Коломенское», но «исследователи» даже этого не смогли сделать… http://www.patriarchia.ru/db/text/337179.html
  9. К вопросу об обретении иконы Божией матери «Державная» Глава из книги Бабкина М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. М., 2006. // Тексты подлинных документов.

Литература

  • Гаврилов С. А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском
  • Гаврилов С. А. Церковь Вознесения в Коломенском — исследования 1972—1990 годов
  • Гаврилов С. А. Иконостас церкви Вознесения в Коломенском — (на основе исторической справки 1996г. в редакции 2010 г.)
  • Гаврилов С. А. Исследование пола, исследование иконостаса 1985—1996гг
  • Гаврилов С. А. Документы по церкви Вознесения в Коломенском — 1993—2003 годов
  • Заграевский С. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества
  • Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой
  • Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы. Научный редактор издания А. И. Комеч. — Москва: «Искусство-XXI век», 2007. ISBN 978-5-98051-041-1

Ссылки

  • А.Л.Баталов. О происхождении шатра в русском каменном зодчестве 16 века. [1]
  • Фотографии по церкви Вознесения в Коломенском
  • История церкви Вознесения на pravoslavie.ru
  • Церковь Вознесения на sobory. ru
  • Результаты исследования церкви Вознесения фирмой «КРЕАЛ»
  • Весь материал об исследовании и реставрации на сайте музея-заповедника
  • Вся информация фирмы «Таргет-цель» о реставрации церкви
  • Внешний вид и внутреннее убранство церкви Вознесения. Фоторепортаж. Май 2011

Всемирное наследие ЮНЕСКО в России

Природное: Девственные леса Коми | Байкал | Вулканы Камчатки | Золотые горы Алтая | Западный Кавказ | Центральный Сихотэ-Алинь | Убсунурская котловина | Остров Врангеля | Плато Путорана

Культурное: Московский Кремль и Красная площадь | Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников | Кижи | Соловецкие острова | Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей | Белокаменные памятники Владимира и Суздаля | Троице-Сергиева лавра | Церковь Вознесения в Коломенском | Казанский кремль | Ферапонтов монастырь | Куршская коса | Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента | Новодевичий монастырь | Исторический центр Ярославля | Дуга Струве

 

Музей-усадьба Коломенское

+7 993 910-13-60

COVID-19

 

Бывшая летняя резиденция русских царей — одно из самых запоминающихся мест в Москве. Если вы устали от суеты московской городской жизни, вам не нужно далеко ходить. Приезжайте в Коломенское (15 минут на метро от центра) и насладитесь умиротворяющей красотой его садов, величественным видом на крутые берега Москвы-реки и уникальным собранием древнерусской архитектуры.

Музей-усадьба Коломенское

История усадьбы Коломенское

Коломенское – древнее место. Люди жили здесь еще в каменном веке, а археологические находки относятся к периоду между пятью и тремя тысячами лет до нашей эры.

Село Коломенское было основано в XIII веке беженцами из Коломны, города, разрушенного монголами. В 15-17 веках село стало сначала великокняжеским, а затем царским имением. При царе Михаиле Романове Коломенское стало любимой летней резиденцией царской семьи. Позже царь Алексей Михайлович превратил Царский двор в Коломенском в своеобразный «Подмосковный Кремль».

Коломенская церковь

Много старых церквей разбросано по Коломенскому. Самой удивительной является церковь Вознесения (также объект Всемирного наследия ЮНЕСКО). Он был построен в 1529-1532 годах по приказу царя Василия III в память о рождении его сына Ивана Грозного. Наверное, это один из самых красивых храмов во всей Москве. Французский композитор Гектор Берлиоз писал об этом: «Здесь перед моим взором предстала красота совершенства, и я задохнулся от благоговения. Здесь, в таинственной тишине, среди стройной красоты законченной формы, я узрел архитектуру нового вида. увидел человека, парящего в высоте. И я стоял в изумлении».

Церковь Вознесения Господня

Коломенский деревянный дворец

Среди других усадеб русских правителей выделялось село Коломенское. Это была царская летняя резиденция со знаменитым сказочным деревянным дворцом Алексея Михайловича, отца Петра Великого. Этот обширный комплекс делился на мужскую и женскую части, насчитывал до 270 освещенных комнат с 3000 окон. Он выглядел настолько впечатляюще, что иностранные гости прозвали его восьмым чудом света. «Дворец достоин внимания, несмотря на то, что он построен из дерева. Его отделка, которая удивительно хорошо выполнена, настолько замечательна, а обилие позолоты настолько блестяще, что кажется, что он вышел из шкатулки с драгоценностями», — описал один из них. иностранных гостей.

Коломенский деревянный дворец Алексея Михайловича

Дворец не сохранился до наших дней, но недавно была построена очень интересная копия. Музей воссоздает дворец таким, каким он был в 17 веке. Здесь вы можете открыть для себя сказочные интерьеры, а также посетить некоторые частные королевские комнаты, такие как спальня или баня.

Дача Петра Великого

Находясь в Коломенском, не пропустите Дом Петра I. Петру Первому не нужна была роскошь, и его дача выглядит на удивление скромно. Совсем другой дворец его отца.
Это единственный в Москве мемориальный музей, посвященный знаменитому русскому царю. Он был построен для Петра Великого в 1702 году на севере России, когда царь провел там несколько месяцев, контролируя строительство Новодвинской крепости.

Дача Петра Великого в Коломенском

Посещение музея-усадьбы Коломенское

Коломенское живописно круглый год. Если вы хотите узнать больше об истории Москвы, приезжайте сюда со своим московским гидом.

Ближайшие станции метро Коломенская и Каширская. Дорога до входа занимает около 10 минут. Парк очень большой, вам потребуется более 2 км, чтобы пройти его.

Летом парк открыт ежедневно с 7 утра до полуночи. С 1 октября по 30 марта парк открыт с 8:00 до 21:00. Однако имейте в виду, что Коломенское славится своими музеями. Музеи открыты с 10.00 до 18.00 вторник-пятница и воскресенье, суббота – с 11.00 до 19.00, понедельник – выходной. Дополнительную информацию можно найти на официальном сайте музея http://mgomz.com/visitor-services.

Экскурсия по усадьбе Коломенское обычно длится около 2 часов. Мы включили его в нашу классическую Москву в четырех- или пятидневный тур. Мы также будем рады включить эту прекрасную усадьбу в другие туры по Москве, поскольку Коломенское действительно является одной из самых запоминающихся достопримечательностей Москвы.

Коломенский парк

Лучшие туры по Москве и России

 

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваше взаимодействие с нашим веб-сайтом и облегчить предоставление вам услуг, доступных через наш веб-сайт. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы принимаете использование нами файлов cookie, условия нашей Политики конфиденциальности и Условия обслуживания.

Усадьба Коломенское, Москва — История и достопримечательности

  1. Дом
  2. Россия
  3. Москва
  4. Усадьбы
  5. Коломенское

-заповедник Коломенское на площади площадью 390 га. Этот замечательный музей под открытым небом расположен в южной части Москвы. Веками создавались и бережно хранились реликвии русской истории. Впервые село упоминается в 1339 году. в карте князя Ивана Калиты как одно из его родовых селений. По преданию, он был основан в конце 1230-х годов коломенчанами, бежавшими от нашествия хана Батыя (1237-1238).

В 14 веке красота этих мест привлекала великих московских князей, которые превратили село в свою загородную резиденцию. Со временем княжеская династия Рюриковичей сменилась Романовыми. Коломенское по-прежнему оставалось загородной резиденцией правящей династии. Жили-были Василий III, Иван Грозный и царь Алексей Михайлович. Здесь же прошло детство Петра I. Архитектурный ансамбль Коломенское формировался в 16-17 вв. Он состоит из 17 памятников: 12 из них являются сохранившимися строениями царской усадьбы, построенной в 16-19 вв.века, 4 памятника представляют собой деревянные сооружения, привезенные из разных регионов России.

Архитектурный комплекс бывшей царской резиденции сохранил первоначальную планировку и уникальный архитектурный облик. Комплекс состоит из церкви Вознесения, церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, храма-колокольни св. Георгия, церкви Казанской иконы Божией Матери, Водовзводной башни и двух каменных ворот, построенных при царе Алексее Михайловиче. .

Жемчужиной этого архитектурного комплекса является Вознесенская церковь, воздвигнутая в 1532 году князем Василием III у реки в честь рождения долгожданного наследника, будущего Ивана Грозного. Это здание, словно оправдывая свое название, стремится ввысь. Это самый ранний и самый красивый храм с шатровой крышей в России. Доступ к храму ведут широкие крыльца с трех сторон. Стройный храм со стреловидными окнами и высокой восьмиугольной шатровой крышей предназначался только для членов царской семьи. В настоящее время храм находится в общем пользовании музея и патриаршего монастыря. Вознесенская церковь дошла до нас без существенных изменений. В непосредственной близости от Вознесенской церкви находятся три памятника архитектуры: Георгиевская колокольня (16 в.), Водовзводная башня (17 в.) и Охотничий павильон (1825 г.). Памятником, посвященным освобождению от поляков, стала церковь Казанской иконы Божией Матери, заложенная царем Михаилом Федоровичем. Нынешний храм был построен в начале 1650-х годов и приобрел дополнительное мемориальное значение — 100-летие присоединения Казани к Московскому государству (именно в Казани в конце XVI века был обретен чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери) как об этом свидетельствует памятная надпись под крестом.

Исторический центр Коломенского — Царское подворье. Он обнесен оградой с двумя воротами: Парадными, или Дворцовыми, — парадным входом в царскую усадьбу; и Спасские ворота или Задние ворота. Рядом с Парадными воротами Коломенского находятся Административные учреждения. В 1667-1671 годах царь Алексей Михайлович построил в Коломне огромный деревянный дворец, который называли «восьмым чудом света». Он состоял из красивых высоких бревенчатых хижин, соединенных крытыми переходами и тамбурами, украшенных богатой резьбой и внутренней росписью. К сожалению, в 1768 году полуразрушенный дворец был разобран. Оно сохранилось только в воспоминаниях современников. Однако 600-800-летние дубы сохранились, как и яблоневые сады.