Чоргуньский мост акведук: Мост-акведук Чоргуньский на реке Черная в Черноречье: как доехать, фото

Мост-акведук Чоргуньский на реке Черная в Черноречье: как доехать, фото

В Крыму причудливо перемешалось множество стилей – средневековье, античность, Восток, Запад и даже Африка с Латинской Америкой. Чоргуньский мост-акведук на реке Черная словно переехал сюда из древних периодов Римской империи. Но сходство обманчиво – сооружению нет еще и 200 лет.

СОДЕРЖАНИЕ


  • Где находится?
  • История
  • Прогулка
  • Как доехать?

Где находится мост-акведук в Крыму?

Его вы сможете отыскать в Севастополе, между небольшими поселками Черноречье и Хмельницкое. Все это – восточная часть города.

Переправа на карте Крыма

Исторический очерк: битва с червем-точильщиком

Вот назначение у моста древнеримское – он выступал именно акведуком, то есть водоводом. Севастополь стремительно рос, пресной воды в окрестностях не хватало. И встал вопрос об ее искусственном подводе. Кроме горожан, питье требовалось флоту. Дело в том, что стоянка в Корабельной бухте имела всего один, но существенный недостаток. Тут водился торедо – червь-точильщик, вгрызавшийся в днища деревянных парусников, словно крыса в пол. На защитную медную обивку он не обращал внимания – она его не останавливала.

Чтобы спасти корабль, нужно было поставить его в док, наполненный пресной водой. В ней точильщик жить не мог. Затем судно следовало перевести в сухой «гараж», вытащить вредителя крючком и законопатить проточенный им ход. Вот почему адмирал М.П. Лазарев выступил с предложением о пресноводном подходе к доковым отделам.

Проект строительства разрабатывал английский инженер Джон Уптон, личность в Севастополе известная. Кроме прочего, он являлся проектировщиком Башни ветров и Графской пристани. Он предложил водовод длиной 18 км от села Чоргунь (ныне Черноречье) к Корабельной бухте с использованием водопроводных тоннелей и акведуков.

В 1853 г. водопровод заработал. Но то, что строил один англичанин, сумели уничтожить другие. Во время Крымской войны система водной подачи была повреждена. В Ушаковой балке, где располагался один из акведуков, было устроено захоронение погибших солдат. После заключения мира английские солдаты подорвали доки. Россия решила не восстанавливать подвод, обратив внимание на другие проектные идеи. Остались только фрагменты акведуков, частично используемых для орошения полей и огородов.

Прогулка к Чоргуньскому мосту: античное настроение

Первыми акведуки начали строить древние римляне, Дж. Уптон в своем проекте не отходил от классических образцов. Ныне три его акведука сохранились фрагментарно, но их сходство с античными образцами очевидно.

Чоргуньский мост-акведук в Крыму сохранился лучше прочих, даже частично используется по назначению – подает воду для орошения. Расположен он в историческом регионе. Недалеко находятся руины средневековой крепости Чоргуньский исар, пещера Мурзак-Коба, где было найдено погребение пары каменного века, а также Гасфортовское озеро. На нем сейчас расположена база знаменитой байкерской группы «Ночные волки». В селе Чернореченское находится Чоргуньская башня – прекрасный ориентир на местности и памятник архитектуры.

Сам акведук выстроен из известняка в древнеримском стиле. Его опоры строились без настоящего фундамента, прямо на дне реки. Он единственный, сохранившийся от проекта Уптона полностью. Его длина – 12 м, ширина – 4,5 м, высота – 8 м. нижняя часть с опорами оформлена тремя полукруглыми арками (так, как было принято у римлян, изобретших такую конструкцию). Сверху для подачи воды прорублен канал. Водопровод не имел насосов, она шла самотеком.

Чоргуньский мост-акведук уже давно привлекал внимание художников и фотографов сходством с образцами Древнего Рима. Многих впечатляла его сохранившаяся функциональность – это древнеримским сооружениям тоже свойственно, некоторые римские водопроводы в Италии работают полноценно и сегодня. Некоторая запущенность – мостик зарос вьющимися растениями, известняк почернел – придают «античности» еще большую убедительность.

Популярным туристическим объектом Чоргуньский мост-акведук в Крыму назвать сложно. Сюда не водят регулярные организованные экскурсии. Обычно к нему приходят или романтики, желающие сделать фото в экзотическом месте, или любители пеших походов по горам, для которых он является просто одной из интересных достопримечательностей на маршруте. Переходить по нему Черную можно без опасений – строение вполне надежно, хотя и не подвергалось ремонтам и реконструкциям. Севастопольцы пользуются мостом по прямому назначению и даже перегоняют по нему стада – несчастные случаи не зафиксированы.

Окрестности реки Черная весьма живописны, а античный мост только добавляет им очарования. Если бы нашлись средства немного привести его в порядок, он смог бы еще долго как выполнять свои прямые обязанности водопровода и переправы через речку, так и украшать местность.

Как добраться (проехать) от Севастополя?

Чтобы доехать до моста-акведука, сперва потребуется добраться либо до 5-го км Балаклавского шоссе, либо до пл. 1-го Мая в Балаклаве. На первом ищите маршрут №40, на втором — №129 и №134. Выходить нужно на остановке «с. Хмельницкое». Дальше идите по улице Магистральная до первого поворота (возле водосборника), потом поверните направо. Дорога эта и выведет вас к достопримечательности, всего нужно пройти около 800 м.

На машине проехать к Чоргуньскому нетрудно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: с. Черноречье, Балаклавский район, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.541999, 33.663636.

Англичане бывают разными. Солдаты Британской империи во времена Крымской войны доставили севастопольской земле немало неприятностей. А их соотечественник Джон Уптон оставил ей красивые и полезные строения. Вероятно, для этого английского подданного созидание и развитие были важнее, чем национальные или политические интересы. Ярким свидетельством этого является описанный выше мост-акведук на Черной реке. Смотрите о нем в заключение познавательный видео-ролик.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

описание с фото, как добраться

Одной из достопримечательностей Севастополя является Чоргуньский мост Акведук на реке Чёрная. Глядя на него, создаётся впечатление, что строение сохранилось с времён Римской империи. Это не так. Мост-акведук построен менее 200 лет назад.

Акведук находится рядом с селом Хмельницкое. Расстояние от него до Севастополя составляет 10 км. Объект представляет собой арочное сооружение длиною 12 м, выполненное из инкерманского камня. Ширина моста 4,5 м, а высота 8 м. Особенностью строения является отсутствие каменного фундамента.

Опоры Акведука имеют форму деревянного сруба. Канал для прохода воды прорублен в верхней части основания. Несмотря на то, что заброшенный Чоргуньский мост построен давно, он прекрасно сохранился и может прослужить ещё ни один десяток лет.

История

В переводе с латинского слова «акведук» означает «водовод». Строительство Чоргуньского моста через реку Чёрную связано с именем адмирала Лазарева. Недостаток питьевой воды в Севастополе заставил его возобновить начатое ранее строительство 18-и километрового самотечного водовода. Работы проводились в середине XIX века. Автором проекта стал военный английский инженер Джон Уолтон.

Своё название мост получил от села Чоргунь. От него водовод брал своё начало. Пройдя через Инкерманскую долину, он попадал в сухие доки Лазаревского Адмиралтейства. С помощью канала Лазарев опреснял морские воды местной бухты, выполнявшей роль базы военных кораблей. Это было необходимо для борьбы моллюсками Teredo, заполнившими залив.

Teredo представляли опасность для деревянных парусников. Они могли полностью источить их корпус. Длина некоторых особей доходила до 1 м. Пресная вода отпугивала моллюсков. Таким образом обеспечивалась защита парусников от питающихся древесиной моллюсков. Вместе с Чоргуньским Аведуком, Лазарев возвёл ещё 5 подобных строений. До наших дней сохранились только фрагменты этих сооружений.

Чем интересен Чоргуньский мост Акведук

Объект стоит в дали от популярных туристических троп. До сих пор через него подаётся вода на поля для их орошения. Живописные пейзажи, частью которых является мост, привлекают внимание художников и любителей красивого фото. Особую привлекательность этому месту придаёт вьющаяся растительность, опутавшая собой Акведук.

Найти изображение моста в первые годы его постройки можно на картине художника Лагорио. Особенно приятно прогуливаться в окрестностях моста в начале и середине июня. В этот период Акведук утопает в зелени, ещё не опаленной раскалённым крымским солнцем.

Севастопольские жители и гости города, желающие посетить Акведук, обычно совмещают его осмотр с поездкой к другим достопримечательностям. Чаще всего их выбор падает на пещерный город Мангуп-Кале и Мангупское озеро. Недалеко от моста в Черноречье находятся 2 пруда с кувшинками и постоянно живущими в них лебедями.

В мае-июне возле села Хмельницкое на полях расцветают маки, превращая их в большой красный ковер.

Видео экскурсия

На заметку
Чоргуньский Акведук не входит в состав туристических маршрутов. Посетить его можно только самостоятельно. Объект обладает достаточной для передвижения по нему прочностью. Посещение моста можно совместить с поездкой на ослиную ферму, которая пользуется популярностью у детей и находится недалеко от объекта.

Как добраться

Мост находится в стороне от шумных трасс, поэтому добираться до него придётся на автомобиле. Из Севастополя нужно двигаться в направлении Ялты. Далее нужно свернуть по указателю на село Хмельницкое и двигаться прямо в сторону Чернореченского. Расстояние до него от Хмельницкого около 5 км.

У указателя на Чернореченское к Акведуку ведёт крутой поворот, который выводит на грунтовую дорогу. По ней до моста нужно проехать примерно 400 м.

Мост Акведук на карте Крыма

GPS Координаты: 44.542076, 33.663610 Широта/Долгота

Балаклавское сражение, 25 октября 1854 г.

Балаклавское сражение, 25 октября 1854 г.

Балаклавское сражение произошло 25 октября 1854 года и стало вторым крупным сражением Крымской войны. Битва произошла во время осады Севастополя англичанами и французами. Лорд Раглан был обеспокоен потенциальной уязвимостью базы снабжения союзников в Балаклаве, и 18 сентября он отправился к хребту Сапун, но не увидел непосредственной угрозы, несмотря на то, что получил сообщения о передвижении русских через реку Черную. Однако русские под командованием князя Меншикова готовились к наступлению и уже прощупали линию редутов вдоль Воронцовских высот и продолжали делать это с начала до середины октября.

Рядом с Балаклавой лежала гора Хиблак (по прозвищу Морские высоты), с Камарой и Байдарской долиной на востоке. Кадыкой находился к северу от Балаклавы, а к северу от нее находилась Балаклавская равнина, тянущаяся с запада на восток и разделенная Воронцовскими высотами на северную и южную долины. Русская полевая армия (в составе около 25 000 человек и 78 орудий под командованием местного командующего генерал-лейтенанта П. П. Лепранди) фактически находилась в районе Чоргуна, за рекой Чнерной, восточнее Воронзовских высот. Русские могли продвинуться по Трактиру и другим мостам, чтобы пересечь реку и акведук (по которому осуществлялось водоснабжение Севастополя) или из Камары, чтобы угрожать шести редутам. К сожалению, редуты оказались не такими сильными, как предполагалось, поскольку пять из шести были разбросаны примерно в 500 ярдах друг от друга, но № 1 был изолирован на холме Канроберта, примерно в 1000 ярдах от № 2. №№ 5 и 6 остались незавершенными. Около 1500 турок (под командованием британских артиллерийских унтер-офицеров) с девятью орудиями защищали высоты. Вокруг Кадыкоя дислоцировались шесть рот из 9-ти.3-й (Сазерлендский) горец, батальон турок и полевая батарея из шести орудий, а 1200 морских пехотинцев защищали гору Хиблак с 26 полевыми орудиями. К северо-западу от Балаклавы на Херсонесской возвышенности стояли пять британских пехотных дивизий и французский наблюдательный корпус, чуть западнее редута № 6 располагалась английская кавалерийская дивизия.

Князь Меншиков решил атаковать тремя главными направлениями. Первое направление (на юге) под командованием генерал-майора С. И. Гриббе объединенными силами пехоты (три батальона Днепровского полка), кавалерии (уланы и казаки) и артиллерии должно было овладеть деревней Камара и прилегающей возвышенностью, вдоль с монастырем южнее и прямым напором на редут № 1. Второе направление в центре будет под командованием генерал-майора К. Р. Семякина с двумя колоннами, одной из которых он будет командовать сам в составе полка «Азов» и одного батальона полка «Днепр» плюс артиллерийская поддержка, а другой под командованием генерал-майора Ф. Г. Левуцкого в составе Украинский полк с артиллерией. Эти силы должны были атаковать редуты № 1 и № 2 после форсирования Черной. Третье направление (к северу) должно было находиться под командованием полковника А. П. Скиудери в составе Одесского полка, 53-го Донского казачьего полка при артиллерийской поддержке и должно было пройти через Трактирный мост и продвигаться к редуту № 3. После взятия редутов главные силы кавалерии под командованием генерал-лейтенанта И. И. Рыжова (четырнадцать гусарских эскадронов, Уральский казачий полк и две артиллерийские батареи) должны были атаковать позиции англичан в районе Кадыкоя. Силы численностью около 5000 человек под командованием генерал-майора О. П. Жаборицкого должны были защищать фланг.

Рано утром 25 октября русские двинулись к линии редутов, предупредив британскую кавалерию под командованием лорда Лукана, который быстро сообщил лорду Рэглану (британскому главнокомандующему) о серьезной угрозе, и развернул тяжелую бригаду (под командованием бригадного генерала Джеймса Скарлетта) с легкой бригадой (под командованием графа Кардигана) в резерве. Отсюда видно, что битва проходит в четыре фазы. Первая фаза началась на рассвете, когда русская пехота наступала и брала редуты с 1 по 4 при легком сопротивлении турецких защитников, а затем концентрировалась вокруг редутов с 1 по 3, готовясь к кавалерийской атаке на Кадыкёй. Раглан привел в боевую готовность 3-ю британскую дивизию (сэр Ричард Инглэнд) и приказал 1-й дивизии (герцог Кембриджский) войти в Южную долину через седловину, а 4-й дивизии (сэр Джордж Кэткарт) — по Воронзовской дороге в Северную долину. К сожалению, обе эти дивизии реагировали медленно и не могли выйти на поле боя раньше 10:30. Французский главнокомандующий Канробер, почувствовав угрозу британским коммуникациям, послал две пехотные бригады и восемь кавалерийских эскадронов из корпуса Боске вниз за седловину к западной оконечности Южной долины.

Вторая фаза битвы началась примерно в 8:30 утра. Липранди приказал Рыжову вести главные силы русской кавалерии «против неприятельского стана». Приказ был очень расплывчатым, и возникла некоторая путаница в отношении его точного смысла. Поэтому Рыжов начал наступление на запад вдоль Северной долины при поддержке 26 полевых орудий, но опасался встречи с огнем пехоты на своем пути. В это время генерал-майор сэр Колин Кэмпбелл завершал оборону вокруг Кадикой. У него было около 700 британцев и 1000 турок с шестью полевыми орудиями. Русская кавалерия продолжала продвигаться на запад вдоль Северной долины, с небольшим отрядом, катившим через Воронзовы высоты к деревне Кадыкой, но была вынуждена отступить из-за решительных действий британских и турецких защитников, получивших название «Худой». Красная линия’.

В третьей фазе битвы участвовала тяжелая бригада. Раглан приказал Лукану перебросить тяжелую бригаду для поддержки британских и турецких войск, столкнувшихся с русской кавалерией, наступающей на Кадыкёй. Однако «Тонкая красная линия» одержала верх, и Скарлетт, преодолев труднопроходимую местность, столкнулся с оставшейся русской кавалерией под командованием Рыжова (около 2000 человек), приближавшейся к его левому флангу в районе редута № 5 после поворота на юг в сторону Кадикой. . В этот момент Рыжов остановился (позже он утверждал, чтобы реорганизовать два своих гусарских полка бок о бок перед лицом расширенной линии Скарлетт) всего в 100 ярдах от тяжелой бригады, в недоумении от явно безразличных британцев. Скарлетт, перед лицом основных сил кавалерии противника, спокойно развернул свои силы и, хотя и имел численное превосходство, атаковал русскую кавалерию, которая после нескольких отчаянных боев сломалась и поспешно отступила обратно за Воронзовы высоты.

Четвертая и последняя фаза битвы началась примерно в 10. 15, когда Раглан отправил Лукану приказ наступать и использовать любую возможность, чтобы вернуть себе Высоты. Лукан предположил, что это означает Воронзовские высоты, и приказал легкой бригаде отправиться в Северную долину, а тяжелую бригаду оставил на юге. К сожалению, пехота, которая должна была их поддержать, задержалась и к 10:30 не была на позиции. Раглан мог видеть, что русские готовятся отбуксировать захваченные орудия из редутов, и поэтому послал роковой и неоднозначный приказ (скопированный его генерал-квартирмейстером Ричардом Эйри) кавалерии быстро наступать и остановить присвоение русскими орудий. Капитан Л. Э. Нолан (адъютант Эйри) покинул хребет с приказом, когда Раглан крикнул ему вслед: «Скажите лорду Лукану, что кавалерия должна немедленно атаковать». Что произошло между Ноланом и Луканом, никогда не будет известно, Лукан утверждает, что Нолан указал на конец Северной долины, где были расположены русские орудия для защиты переправ через реку Черная. Сразу после 11 утра Кардиган повел легкую бригаду (673 человека) и Нолана вверх по долине длиной 2 км. Через двадцать минут выжившие вернулись — бригада потеряла 360 человек среди мужчин, 517 среди лошадей. Французская кавалерия проявила замечательные действия, очистив Федукинские холмы, чтобы защитить правый фланг выживших. Нолан был убит вскоре после начала наступления, размахивая мечом в воздухе, возможно, пытаясь перенаправить атаку на редуты. Взаимные обвинения начались вскоре после того, как Раглан подверг цензуре Кардигана, который указал на приказ Лукана, обвинившего Нолана. Спор о том, что именно произошло между этими людьми, бушевал годами. Важны личности тех, кто в этом участвует. Лукан и Кардиган ненавидели друг друга, в то время как Нолан презирал неспособность Лукана выполнить третий приказ Раглана и был не лучшим человеком, чтобы спокойно объяснить намерения главнокомандующего. Тем временем две пехотные дивизии достигли равнины и весь день вели прерывистый огонь с русскими. Русские остались на Воронцовских высотах, а орудия были отбуксированы.

Несмотря на все допущенные ошибки, Балаклава осталась в руках союзников, и поэтому Раглан мог претендовать на победу, но мало кто в Британии так считал, так как для многих Атака была сражением, и это была катастрофа. Однако не было никаких сомнений в храбрости соответствующих войск (даже турок, которые, надо отметить, продержались полтора часа, несмотря на превосходящие силы противника) и в успехах как Тонкая красная линия» и Тяжелая бригада. Успех 1-й французской кавалерийской бригады (под командованием д’Аллонвиля) также показал ценность межсоюзнического сотрудничества с расчисткой Федукинских холмов. У русских также были причины быть довольными днем, несмотря на то, что им не удалось перерезать британские пути сообщения или серьезно угрожать Балаклаве, поскольку они захватили ряд редутов, образующих внешнюю оборону Балаклавы, и несколько полевых орудий.

Крымская война , Джон Свитмен, Оспри, 2001, 96 страниц. Хорошее введение в события Крымской войны, хотя, возможно, слишком сосредоточено на британском взгляде на войну. [узнать больше]


Балаклава 1854 , Osprey Publishing, Лондон, 1990, Кампания № 6, Джон Свитмен


Сражения Крымской войны, W.