Карта мамаева побоища: Экскурсия «Сказание о Мамаевом побоище» в музее Куликовской битвы, Моховое

Содержание

О некоторых особенностях изображения войны в древнерусской миниатюре

И.А. Припачкин, 2000

Многие древнерусские повести о знаменательных битвах прошлого существуют в лицевом виде. Непосредственная соотнесенность текста и сопровождающих его миниатюр позволяют судить об особенностях художественного языка последних применительно к передаче военных эксцессов. Миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище», входящие в состав Остермановского тома Лицевого летописного свода XVI века (1570-е годы) 1, обладают в этом смысле притягательностью. Посвященная миниатюрам литература 2 оставляет возможность нового и, возможно, не единственного обращения к ним. Общие замечания относительно поэтики лицевых изображений «Сказания» и воинских повестей всего летописного свода, очевидно, могут быть дополнены рассмотрением частных проблем. Семиотика миниатюр в аспекте представлений русского общества XVI века о противоборстве Руси и Волжской Орды на Куликовом поле представляется одной из них.

На части миниатюр «Сказания» можно видеть иконные изображения Христа, Богородицы, св. митрополита Петра, священные или близкие им по характеру действия и, так называемые, небесные знамения — духовные видения избранным воинам. Все они обрамляют рассказ о самой битве и в нескольких случаях сопровождают его.

В составе миниатюр основной части «Сказания», — от момента первого известия о татарах в Москве до окончательного возвращения Дмитрия в великокняжескую резиденцию после победы 3 — подобные миниатюры занимают без малого третью часть. Это, вероятно дает достаточно оснований для того, чтобы не воспринимать репрезентуемые ими ситуации, как факультативные по отношению к остальной части рисунков. Приблизительно тоже соотношение дает статистика текста. Таким образом, по-видимому, имеется повод говорить о знаменательном столкновении русских и ордынцев в 1380 году не только как об историческом, политическом или военном конфликте, но как о конфликте имеющем духовный, религиозно-священный характер.

Он декларирован уже в самом названии задонской истории. Наративно–нейтральное наименование — «Сказание о Мамаевом побоище» — представляет собой позднейшую редукцию. В действительности, история именуется «… повестью о совершившемся чуде, когда помощью Божией и молитвами Пречистой Богородицы и угодника Божьего святого чудотворца Петра, митрополита Киевского и всея Руси, и преподобного Сергия чудотворца, и всех святых великий князь Дмитрий Иванович… посрамил на Дону и прогнал гордого князя Волжской Орды Мамая, а всю его Орду и все их нечестивое войско уничтожил» 4. Из заголовка следует, что победа Дмитрия Донского в свое время воспринималась как событие сверхъестественного порядка, иерархически разворачивавшееся в небесном и земном планах. Аутентичное наименование содержит акцентированный историософский контекст и представляется программным для интерпретации текста и миниатюр.

Текст и параллельные ему миниатюры достаточно показательны на этот счет. Так первое, что делает князь Дмитрий, услышав о готовящемся нападении Мамая, — приходит в храм. На миниатюре № 60 5 молящийся князь припадает к иконе Владимирской Богоматери и раке св. митрополита Петра с его изображением на верхней стороне. Составитель «Повести» говорит: «… исполнился скорби, и пошел в соборную церковь, и припал со слезами к образу Пречистыя Богородицы письма евангелиста Луки и ко гробнице великого чудотворца Петра…» 6. После молитвенного плача Дмитрий берет благословление у митрополита Киприана и по совету отправляет разузнать об услышанном, одновременно приступая к сбору войск (миниатюры №№ 60, 69) 7. Когда тревожный слух подтверждается, князь вновь встает на молитву. На миниатюре № 73 князь изображен в опочевальне перед образом Христа.

Помимо естественного прошения о заступничестве, в молитве отчетливо звучит покаянный мотив, обнаруживающий княжескую оценку причины, надвигающейся на Русь напасти. Дмитрий полностью возлагает на себя вину за возможную гибель русской земли, — она должна пострадать за его грехи. «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже милостивый и человеколюбивый! – обращается князь. – Смею ли я, многогрешный раб твой, молиться Тебе в печали моей? Не сделай нам того, что было с нашими прадедами, когда навел Ты на них злого Батыя… Господи, не до конца прогневайся на нас! Я знаю, Господи, что из-за меня хочешь погубить всю землю – согрешил я пред Тобою больше всех людей. Окажи мне милость, Господи, ради моих слез!»8. Смиренное покаяние в грехах и подчинение Божьей воле, таким образом, становятся первым условием спасения Руси. О нем говорит князю и митрополит Киприан, когда Дмитрий приходит к нему после молитвы. Жертва за грехи, которую должны принести князья, соответствует этому условию. Киприан советует удовлетворить «дарами вчетверо и вдвое большими, чем прежде, чтобы он в тихость и смирение пришел. Если же так он не укротится, то Господь Бог смирит его. Ибо сказано: «Господь гордым противится, смиренным дает благодать» 9. Примечательно также, что на взгляд Киприана, и этот взгляд разделят русские князья и воины, единственной ценностью, которой обладает Русь и, которую следует защищать даже до смерти, является христианская вера. «Если ваши преследователи ищут стяжания, имущества золота и серебра, дайте им все, что имеете, — говорит митрополит, — если они хотят почести и славы, воздайте им; если хотят отнять вашу веру, стойте крепко за нее и сохраняйте ее со всею заботливостью» 10. Князь предпринимает попытку откупиться от Мамая. Когда она рушится, Дмитрий снова идет к Киприану, и после его благословения на сбор войска, рассылает гонцов по княжествам и землям. В речи митрополита есть слова: «Пусть сойдутся все люди и преумножится войско. И тогда ты выступишь уже не с одним смирением, но со смирением соединишь угрозу и отразишь и устрашишь своих противников» 11. Так определяется второе, очевидно, подчиненное первому, условие сохранения Руси от разорения.

Тогда же духовную перемену претерпевает настроение князя. «Отнял он скорбь и печаль от сердца своего и возложил печаль свою на Господа, и на Пречистую Его Матерь, и на святого чудотворца Петра, и на всех святых», — передает о Дмитрии «Повесть» 12. И следующее, о чем считает важным сообщить составитель – это княжеская милостыня монастырям, церквям, странникам и нищим (миниатюра № 88). Милостыня, по-видимому, не должна пониматься как попытка «подкупить» Бога. Она – духовно-вещественный акт покаянного приношения 13. В близком смысле определил милостыню В.О. Ключевский, сказав, что она «была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел мертва» 14. Дмитрий будет еще раз раздавать милостыню уже после победы над Мамаем (миниатюра № 233). Очевидно, в этом случае ее надо понимать как знак благодарения и приглашения к радости.

Сбор русских войск и их движение на Куликово поле также сопровождается различными актами, сакрализующими приготовления к битве. Дмитрий неоднократно молится в соборном Успенском храме и храме Архангела Михаила (миниатюры №№ 110, 113 15), затем в Коломне (миниатюра № 121), и уже незадолго до битвы в походной церкви (миниатюра № 144). Князя и войско благословляют и кропят святой водой митрополит Киприан, преподобный Сергий Радонежский, коломенский епископ Герасим (миниатюры №№ 109-112, 101, 107, 118, 121). В похожем порядке происходит возвращение князя с битвы, — его встречают с крестами и иконами, служатся молебны и литургии (миниатюры №№ 226, 227, 229, 232). Накануне сражения Дмитрий припадает к образу Креста, прося помощи (миниатюра № 164). Вскоре за этим ему передают благословение и молитвенное напутствие игумена Сергия Радонежского; князь вкушает богородичную просфору, присланную Сергием (миниатюры № 165).

В речах Дмитрия доминирует призыв отстоять святое православие. Он говорит, к примеру: «Пойдем… за Дон все и там положим главы своя все за святые церкви и за православную веру, за братию нашу, за христианство!» 16.

Красноречивы небесные знамения. В ночь накануне сражения «муж некий, именем Фома Кацыбей… виде на воздусе от востока полк велий зело, и се внезаапу на той полк от полуденныя страны приидоша два юноша светлы зело со оружии и начаша полк сещи, глаголюще: «Кто вам повеле погубляти отчество наше?» И овех избиша, овех же отгнаша» 17 (миниатюры № 155). Одновременно с Фомой два других русских воина Василий Капица и Семен Антонов «видеша от поля грядуща множество ефиоп в велицей силе, овии на колесницах, овии на коних, и бе страшно видети их. И абие внезаапу явися святый Петр, митрополит всея Русии, имея в руце жезл злат, и прииде на них с яростию велиею, глаголя: «Почто приидосте погубляти мое стадо, его же ми дарова Бог соблюдати?» И нача жезлом своим их проколати…» 18 (миниатюры №№ 156, 157). Появление на поле сражения русских засадных полков для православных сопровождалось видением множества ангелов, святых мучеников, воинов Георгия и Дмитрия, князей Бориса и Глеба, и воеводы небесных сил архистратига Михаила, явившихся на помощь христианам (миниатюры №№ 185-187). В тоже время два татарских полка «видеша… тресолнечныа полки и пламенныя их стрелы, яже идут на них…» 19. Ниже «Повесть» замечает: «И такова была победа и помощь Божия, и чудеса и знамения… всех святых, что даже там, куда не доходили христианские полки, лежали мертвые татары, пораженные невидимою Божией силою и Пречистыя Его Матери и святых Его» 20. После сражения один из участников засады рассказывает великому князю: «Аз, господине княже, егда в дубраве бых… в западном полку, и плакахомся великим плачем Господу Богу, и Пречистей Его Матери, и великому чюдотворцу Петру, видяше избиваемых от татар православных христиан, и во мнозе скорби и в умилении быхом, и внезаапу, аки во изступлении бых, и видех множество безчислено венцов, на избиеныя христиане сходящих. И се есть истинное слово, яко нетленными венцы увязошася от Христа Бога, и честь и славу велию на небесех приаша и молятся о всех нас» 21 (миниатюры № 207).

Во время посещения Сергия в Троицким монастыре, духовно укрепляемый им на сражение Дмитрий просит у преподобного двух иноков – Пересвета и Ослябю (миниатюра № 103). Иноки в прошлом были «ратницы велиции и богатыри крепции», этим отчасти мотивирован их выбор. Вместе с тем эта ситуация имеет и иной подтекст. Он становится очевидным из действий преподобного, который, как сказано, дал инокам «оружие вместо тленного нетленное, крест Христов, нашитый на схимах, и приказал им возлагать их на голову вместо шлема и крепко сражаться за Христа против врагов Его» 22 (миниатюры № 104). Ниже, описывая облачение Пересвета перед единоборством с Челубеем, составитель «Повести» скажет: «И он (Пересвет. – И.П.) как велел ему преподобный Сергий, возложил на себя святую схиму, ангельский образ…» 23 (миниатюра № 173). Таким образом, битва двух богатырей (миниатюры № 174) может восприниматься в семиотическом аспекте как проекция борьбы неба и преисподней. Православному иноку, олицетворяющему ангела, противостоит ордынец, из полка «дьявола во плоти». «Дьяволом во плоти» «Повесть» называет Мамая 24.

В тексте оппозиция русский — татарский вообще устойчива и окрашена такими коннотациями.

Мамай назван гордым, своевольным, нечестивым. Он «безбожник и нехристь», — размышляет о нем князь Олег Рязанский 25. Пришедшие с ним татары – «безбожные», «нечестивые», «неверные». Их упование – собственная сила. По-видимому, эти определения не имеют пейоративного значения. Они представляют ряд, свидетельствующий о духовном состоянии. Воспринимать его следует в этом смысле буквально. Безбожный – значит пребывающий без Бога. Гордый – значит антихристов; «отцом гордости» Церковь именует дьявола. В «Повести» Мамай идет на Русь «как демон, гордясь» 26. Лексическая форма — «Божием попущением», которой объясняется приход татарских войск на Русь 27 в церковно-славянском языке всегда соответствует действию бесов.

Своеволие Мамая, т.е. действие помимо Божьей воли, проявляется в неправомерной узурпации им царской власти. Мамай требует себе дани не по чести, — как великому царю. Поэтому он отвергает приношение русских князей и всем этим нарушает Богоустановленный порядок вассальных отношений между Ордой и Русью. Поэтому ему «Бог противится» и он терпит сначала поражение, а затем гибнет.

Напротив, князь Дмитрий демонстрирует смирение, он полностью предает себя в руки Божии, «укрепляется именем Христовым».

Русское воинство – «православное», «христианское», «христолюбивое». Его служение – жертвенное, оно готово пасть за «церкви Божии, за крестьяньскую веру».

Соответственно специфическими атрибутами наделяется русская земля. В возможности быть разоренной Мамаем она уподобляется палестинскому Иерусалиму. Мамай намеревается захватить Русь «как в древности царь Навуходоносор Вавилонский или Тит, царь Римский, разрушили Иерусалим» 28. На русскую землю падает своеобразно преломленный отблеск святого палестинского города.

Образы небесных видений также позволяют соотносить русские полки со святым небесным воинством и татарские – с воинством бесовским. Произошедшее на Куликовом поле 8 сентября первоначально разыгрывается «на воздусе» (миниатюры №№ 155, 156, 157). «Ефиопы», которых «прокалает» «златым жезлом» святой митрополит Петр, в действительности, бесы, равно как и полк, поражаемый святыми Борисом и Глебом. Духовно-логически это очевидно. Общеизвестна традиция аскетической и литургической литература называть «ефиопами» бесов. На миниатюрах, изображающих это видение (№№ 156, 157), «ефиопы» написаны со всеми иконографическими атрибутами, принятыми для преисподних духов: они обнажены, их волосы стоят торчком; один из них даже имеет рыльце.

Таким образом, то, что для рационального анализа «Повести» может показаться малозначительными деталями и поэтическим вымыслом, в действительности определяет духовную и историческую логику событий 1380 года как они виделись в XVI веке, если смотреть на них sub specia semiotica. «Повесть» текстуально и иллюстративно дает понять, что «Мамаево побоище» имело духовно-священный, провиденциальный характер и подразумевало надмирный, метафизический план первообразов, проецируемый на земную реальность.

Интерпретация «Повести» экстраполируется на иллюминующие ее миниатюры, как сюжетно зависимые от текста и воплощающие его. Между тем они, на первый взгляд, лишены остроты противопоставления «русское – ордынское», какую содержит текст. Воины обоих войск идентичны друг другу. Этно-культурные различия, проявляющиеся во внешнем облике, характере вооружения и т.п. нивелированы. Духовная оппозиция ордынцев не столь контрастна; их «нечестие», «безбожие» художественно никак не явлены. На уровне непосредственного восприятия форм и знаков миниатюры представляются не вполне адекватными содержанию описываемого события. Однако часть из них наделена особенностью, заставляющей корректировать выводы.

На миниатюрах, изображающих боевые порядки русских и татарских войск на Куликовом поле и затем битву, русские полки занимают всегда правую сторону и движутся справа налево. Татарские полки размещаются с левой стороны и движутся слева направо. Очевидно, такой композиционный прием избран не случайно. Марш воинства Дмитрия из Москвы на Дон ориентирован слева направо (например, миниатюры №№ 115, 116, 135), и миниатюрист мог бы изобразить встречу с татарами, разместив русских воинов слева, что отвечало бы направлению движения. Однако он инвертирует их позицию (№ 161) и далее строго придерживается выбранной системе ориентации, по крайней мере всюду, где изображает два противоборствующих войска. По-видимому, условное пространство миниатюр неоднородно. Его правая и левая стороны семантически не тождественны и даже противоположны.

В иконописи подобные случаи описаны Б.А. Успенским 29. Классической среди них является икона «Страшного Суда», где праведники представлены обязательно по правую руку от Христа, а грешники – по левую. В иконописи точка зрения наблюдателя мыслится как внутренняя. В данном случае ее определяет фигура Христа, в соответствии с евангельским предзнаменованием: «Тогда скажет Царь, тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные…, наследуйте Царство… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня проклятые, в огонь вечный…» (Мф. 25. 34, 41). Таким образом, правая сторона на иконе «Страшного Суда» (внешне левая) наделяется положительным значением. Левая (внешне правая) – отрицательным.

В избранных миниатюрах «Повести» стороны определяются и семантизируются по аналогии с теми иллюстрациями, на которых представлены лица, как бы задающие систему координат. При этом необходимо учитывать, что в христианском сознании, в случаях, где это уместно, «правое» всегда наделяется положительными коннотациями, а «левое» — отрицательными. Таким образом, на миниатюрах, представляющих небесные знамения перед битвой (№№ 155-157), вражеские полки, пришедшие с востока, и «ефиопы» должны быть размещены с левой стороны, а святые князья Борис и Глеб и святой митрополит Петр – с правой стороны. Это происходит, если смотреть с позиции внешнего наблюдателя. Так же локализованы и ангелы, атакующие ордынцев на Куликовом поле (№№ 185-187). Следовательно, для миниатюр «Повести» характерна внешняя точка зрения. Естественно, что русские воины, соотносимые со своими небесными заступниками, занимают одну с ними сторону и пишутся справа. Татарские же полки, соотносимые с антиподами святых и ангелов – слева 30.

Вся полнота оппозиции «русское — ордынское» сохраняется в миниатюрах. Русские полки наделены на рисунках специфическими символами, выражающими их положительный сакральный статус – это храмы, иконы, священники, иноки, кресты, святые и ангелы. Для выражения негативного статуса ордынцев в заданной ориентации подобный антураж необязателен. Достаточно того, что миниатюрист показывает их напротив русских. Тем самым положительный знак «христолюбивого воинства» изменяется на отрицательный знак «нечестивого» воинства. Здесь же находит свое объяснение внешнее сходство противников. На миниатюрах, показывающих войска в утро перед битвой (№№ 168, 170-173), ордынцы представляют собой как бы зеркальное отражение русичей, что опять таки предполагает их качественную неравнозначность, мену «правого» на «левое».

Примечательно, что русская земля в такой семиотической системе может восприниматься как богохранимая, и вообще как пространство качественно положительное. Предполагается, что на миниатюрах она находится, как за щитом, за спинами святых покровителей и русских воинов, таким образом, правее них. В этой связи, отмеченное выше направление движения русских войск, идущих на Куликово поле, слева направо, не должно подразумевать противопоставления сторон. Собственно, сторон в условном (символическом) смысле нет в этих мниатюрах. Будет верным считать, что есть только одна, «правая» сторона и не дифференцировать направления движения и локализации в миниатюрах.В равной степени, пространство, мысленно располагаемое за спинами татар, откуда они пришли и куда затем ретируются, условно представляет собой однородную «левую» сторону. Естественно, миниатюры, показывающие события, происходящие в этой стороне, в частности, сражение Мамая и Тохтамыша (№ 241), где их войска ханов расставлены друг напротив друга, также будут лишены семантической оппозиции сторон.

Таким образом, миниатюры «Повести о совершившемся чуде… на Дону…» оказываются вполне адекватными тому многоплановому образу Куликовской битвы, какой она имела в сознании русского общества XVI века. Адекватность достигается традиционными семиотическими средствами древнерусского искусства, использовав которые, миниатюрист превратил лицевую рукопись в совершенную диаду текста и изображения 31.

Примечания:

1. Повесть о Куликовской битве. Текст и миниатюры лицевого свода XVI века. Л., 1984 (далее – «Повесть». – И.П.).
2. Дмитриев Л.А. Миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище» // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 22. М.-Л., 1966. С. 239-263; Лихачев Д.С. Куликовская битва в миниатюрах XVI века // «Повесть». С. 317-328. О миниатюрах всего лицевого свода: Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944. С. 41-154; Подобедова О.Е. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М., 1965. С. 102-314; Она же. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 69-88, 108-152.
3. И исключив рассказ о поставлении на Русскую митрополию Киприана.
4. «Повесть». С. 3-34.
5. Номера миниатюр здесь и далее соответствуют принятой пагинации рукописи.
6. «Повесть». С. 60.
7. Текст содержит ряд фактологических искажений подлинных событий, что для нас не существенно. См.: Дмитриев Л.А. Куликовская битва в древнерусских литературных памятниках // «Повесть». С. 329-336.
8. «Повесть». С. 73-74.
9. Указ. изд. С. 78-79.
10. Указ. изд. С. 81.
11. Указ. изд. С. 87.
12. Указ. изд. С. 88.
13. К примеру, милостыню в числе покаянных (епитемийных) правил упоминает С. Смирнов. См.: Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1913. С. 171.
14. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси // Он же. Исторические портреты. М., 1990. С. 77-94. С. 79.
15. На миниатюре моления князя в храме архангела Михаила богородичная икона иконографически близка Игоревскому образу. О связях Игоревской иконы Божьей Матери с Владимирской см.: Соловьева И.Д. К вопросу о иконографии «Богоматери Игоревской» // История и культура Ростовской земли 1993. Ростов, 1994. С. 110-115.
16. Указ. изд. С. 145.
17. Указ. изд. С. 155-156.
18. Указ. изд. С. 157-158.
19. Указ. изд. С. 186-187.
20. Указ. изд. С. 192-193.
21. Указ. изд. С. 207-208.
22. Указ. изд. С. 104.
23. Указ. изд. С. 174.
24. Указ. изд. С. 208.
25. Указ. изд. С. 132.
26. Указ. изд. С. 43.
27. Указ. изд. С. 78.
28. Указ. изд. С. 39.
29. Успенский Б.А. «Правое» и «левое» в иконописном изображении // Он же. Семиотика искусства. М., 1995. С. 297-303.
30. Стороны также семантизируются по дуальной модели «победа – поражение».
31. Данные выводы не могут быть распространяемы на миниатюры всего лицевого свода XVI века, многие из которых имеют противоположную систему ориентации, при которой слеа оказываются русские воины, а справа – их противники. Осознанно или нет миниатюрист разделил пространство на «правое» и «левое» в нашем случае – остается вопросом. Возможно, это случайное совпадение.Что же, — «еже писах, писах».

Некоторые замечания о месте Мамаева побоища

Некоторые замечания о месте Мамаева побоища
(*). … Куликово поле, прославленное победою Димитрия Донского
над Татарским Ханом Мамаем, по преданиям историческим, заключалось
между реками Непрядвою, Доном и Мечею. Северная его часть,
прилегающая к слиянию двух первых, и поныне сохраняет между
жителями древнее наименование. Об нем еще напоминают некоторые в
сем краю селения и урочища, на пример село Куликовка. на
Дону, сельцо Куликово в самой средине поля, овраг
Куликовский на правой стороне Непрядвы и т. д. … Весьма вероятно, что тут же происходило и решительное сражение.
На небольшом пространстве, начиная от берегов Непрядвы и впадающей
в нее речки Ситки до истока вливающихся в Дон ре- … (*) См. карту, приложенную при сей
книжке. … стр. 125 … чек Смолки и Курцы, выпахивают наиболее древних оружий,
бердышей, мечей, копий, стрел, также медных и серебряных крестов, и
складней. Прежде соха земледельца отрывала и кости человеческие. По
словам старожилов, здесь также возвышались в разных местах
небольшие над убиенными насыпи, которые, оседая по мере тления
трупов, превращаются теперь в приметные углубления. — Но сильнейшим
доказательством моего заключения служит положение Зеленой
дубравы, где скрывалась засада, решившая кровопролитную
Куликовскую битву. Остатки сего дубового леса и теперь существуют в
дачах села Рожествина или Монастыршины, лежащего на самом устье
Непрядвы. — Пожилые люди из сего селения согласно все утверждают,
что Дубрава их простиралась прежде на несколько верст к обеим
рекам. … Удостоверясь в истинном месте засадного отряда, можно определить
и другое, где переправилось чрез реку Дон все Русское войско. В
шествии своем от Коломны вдоль Рязанских владений оно, по мнению
моему, вступило на степь Куликовскую ниже устья Непрядвы, там, где
впадают в Дон с одной стороны Табала, а с другой Рыхотка.
Свидетельство Исто- … стр. 126 … рии, что после переправы Князь Владимир Андреевич послан был для
занятия леса вверх по Дону, совершенно догадку мою
подтверждает. … При соображении сих замечаний с положением самого места
позволительно сделать некоторое заключение и о движениях
сражавшихся войск. Не допуская к реке Непрядве шедших со стороны
Мечи Татар, Руские, вероятно, встретили их на ровных полях селений
Михайловского, Ивановского, Татьяновки, Покровского. Находящаяся в
дачах первого речка Ситка, по рассказам поселян, потекла в то время
кровью. — Когдаж, ослабев от напора превосходных числом врагов,
войска Димитрия нашлись принужденными податься назад, жестокая сеча
перенесена была в дачи Самохваловки, Куликова, Ивановки, а может
быть и ближе к Дону, на берега Смолки, про которую также говорят
крестьяне, что она запрудилась от поверженных в нее мертвых тел.
Тогда-то выступила из Зеленой дубравы храбрая запасная рать: Татары
мгновенно обратили тыл — и победители по тем же местам преследовали
их до Красивой Мечи. … Не скоро потом Куликово поле покрылось селениями. Самым древним
из чи- … стр. 127 … сла их почитаю я Монастыршину, лежащую, как выше упомянуто, при
слиянии Непрядвы с Доном; храмовой ее праздник напоминает день
одержанной победы. Село
сие принадлежало прежде монастырю Крутицкому, откуда в старую
церковь, сооруженную во имя Рождества Богородицы, присланы были
отличной позолоты и резьбы Царские двери, хранящиеся теперь в
приделе новой деревянной церкви. … Безлесные равнины, обогренные кровию благочестивых предков
наших, усеянные костьми ожесточенных врагов их, представляют взору
только две замечательные возвышенности, решительно господствующие
над окрестностями. Одна, лежащая в виду Зеленой дубравы, по
правильному округлению своему, не напрасно носить название
Красного холма. Другая. осененная березовою рощицею, отлого
поднимается на полдень от сельца Куликова….. Если благодарное
потомство, благоговея к принесенной здесь жертве за свободу
отечества, почтит достойным памятником столь знаменитое место; то
можно полагать за верное, что одна из сих высот избрана будет
пиедесталом для сей святыни. … Не распространяюсь более о Куликовом поле: внимательный взгляд
знающе- … стр. 128 … го отечественную Историю на подробный его план и на рисунок
некоторых найденных там древностей дополнит во всех отношениях
многие недостатки моих замечаний (*). Относительно последних нужно
только добавить, что при верховье Непрядвы и на левом берегу сей
речьи нередко выпахивают разной величины чугунные ядра, которые
должны быть почтены остатками сражений, бывших после Куликовской
битвы; ибо в описаниях оной совсем не упоминается об огнестрельных
орудиях. Разве употребляли их вместо пращей или кистеней на
ремне?… Впрочем нам известно, что Татары не один раз после сего
поражения вторгались в пределы наши со стороны Ельца, Новосиля, и
следовательно Руские могли сражаться с ними и пушками в нынешнем
Богородицком уезде, где имеет свое начало Непрявда, равно как Упа и
Меча. … С. Нечаев. … (*) На рисунке изображены: бердыш и
стрела железные один крест; из желтой и крест же из красной меди;
четверо медных складней, с изображенными на них ликами. 

Руководство по прохождению

Death Stranding: Episode 5 — Mama Руководство по прохождению

Death Stranding: Episode 5 — Mama — GameSpot

Автор
Эдмонд Тран
on

Прохождение Death Stranding: Эпизод 5 — Мама

Теперь, когда вы завершили Эпизод 4 Death Stranding и у вас было немного времени, чтобы оторваться, пора идти вернемся к работе в Эпизоде ​​​​5. С этого момента ставки только повышаются, но не волнуйтесь — мы здесь, чтобы помочь вам, если вам это нужно. Если вы находитесь в Эпизоде ​​5, то, несомненно, вы закончили все, что было раньше, но если нет, вам, вероятно, следует пройти остальные наши руководства — наше Прохождение Пролога, Прохождение Эпизода 1, Прохождение Эпизода 2 и Прохождение Эпизода 3 и Прохождение Эпизода 4?

Боитесь спойлеров? Не волнуйся! Мы позаботимся о том, чтобы эти прохождения были как можно более свободными от спойлеров, когда речь идет об основных сюжетных поворотах. Тем не менее, в некоторых моментах руководства, которые будут раскрыты гораздо позже, вероятно, потребуется раскрыть несколько общих фрагментов информации.

Опять же, следует помнить, что большая часть Death Stranding — это гибкость среды и творческий подход к тому, как вы хотите проложить путь вперед. Есть целая куча разных способов выполнить каждую миссию, и, кроме того, карта, с которой вы столкнетесь, также может отличаться от той, которую вы видите в этом руководстве — это благодаря многопользовательскому аспекту игры, где члены сообщество будет расчищать разные пути и размещать полезные структуры по-разному, в зависимости от вашей личной игры.

Тем не менее, это пошаговое руководство даст вам хорошее представление о том, что вам нужно делать. Это может предложить один жизнеспособный путь к успеху, если вы немного растеряны или если вам просто нужно вдохновение, чтобы начать.

  • Как получить элементы кроссовера Half-Life для Death Stranding
  • Практический опыт Death Stranding для ПК: The Once Эксклюзив для PS4 работает как сон
  • Пошаговое руководство, руководства и советы по Death Stranding
  • + Показать больше руководств по Death Stranding Ссылки ( 2)
  • Сколько длится Death Stranding?
  • Может ли ваш компьютер запустить Death Stranding? Минимальные и рекомендуемые характеристики

Прежде чем начать, обязательно ознакомьтесь с более общими советами в нашем центре руководств по Death Stranding, чтобы понять некоторые обязательные советы, о которых всегда следует помнить, а также о том, чего ожидать. чуть позже по ходу. С правильной подготовкой со временем все станет немного легче!

Есть вопрос или отличный альтернативный маршрут, о котором мы не подумали? Оставьте комментарий, и мы сделаем все возможное, чтобы решить эту проблему!

Лучшие экшн-игры 2022 года по версии Metacritic

The Game Awards 2022: анонсы крупнейших игр

Лучшие предложения для PS5, доступные сейчас: экономьте на играх 2022 года и не только Mountain Time

Time !

В этом эпизоде ​​мы направляемся в горы, и под горами я подразумеваю большие горы. В этом эпизоде ​​вам предстоит столкнуться с несколькими новыми проблемами, и если вы готовы к более суровым испытаниям и риску катастрофического провала, вы потенциально можете сэкономить время, взяв все на себя.

Если вы относитесь к группе низкого риска, есть много способов обойти проблему, хотя это займет дополнительное время. Вы можете увидеть основные пробные камни этого эпизода на скриншоте выше.

Вы получите доступ к схеме зиплайна для PCC. Построив два якоря, вы сможете легко перемещаться между этими двумя точками — и это может быть спасением, если член сообщества установил их на сложной местности.

Наш первый пункт назначения — распределительный центр к югу от Лейк-Кнот-Сити, чтобы забрать заказ. Моя рекомендация? Вернитесь в свою комнату в South Knot City и используйте Fragile Jump, чтобы добраться туда. Бамф!

Эпизод 5. Доставка материалов

Вам не нужно далеко ходить за своим первым важным заказом для этого эпизода, но вам нужно нести много всего — 80 кг.

Возьмите с собой несколько PCC 1-го и 2-го уровней — в конце концов вам понадобятся эти генераторы и временные убежища — и, возможно, спрей для ремонта контейнеров.

Серия 5 — Как дела?

Это хорошая идея, чтобы взять велосипед или грузовик, чтобы помочь вам, но я бы посоветовал просто взять плавучий транспорт и пройти его пешком в первый раз — это поможет вам лучше понять топографии, дать вам представление о том, где вы могли бы построить некоторые структуры, и просто позволить вам впитать красивый пейзаж.

Просто не забывайте следить за погодой и областями MULE с помощью карты и приближайтесь к ним, как душе угодно.

PSA: В этом горном районе много широких рек. Поэтому, если вы идете пешком, не забудьте просканировать вперед, чтобы убедиться, что вы не попали в какие-либо глубоководные области (отмечены красным), и обязательно следите за своей выносливостью.

Episode 5 — Getting Rocky

Как только вы начнете приближаться к основанию горы, вы, вероятно, столкнетесь с течением времени. Однако это то, что в конечном итоге пройдет, так что это отличное место, чтобы установить убежище Timefall и скоротать время, тем более что у вас так много груза, о котором нужно заботиться.

Промежуточная станция будет за разрушенными зданиями и вверх по горе слева.

Эпизод 5 — Впереди путевая станция!

Вы не можете пропустить это. Если вы решили пробраться через БТ, не забудьте залатать свои ящики перед тем, как сдать их.

Эпизод 5 — Блокировка и погрузка снаряжение:

  • Бронепластина. Вы можете прикрепить ее к своему костюму, чтобы защитить себя от ударов и пуль. Да, пули.

  • Штурмовая винтовка несмертельного действия — стрелять в людей и не дать им умереть.

Хммм… Интересно, почему они дают вам доступ к этим вещам в данный конкретный момент времени?

Может стоит изготовить и экипировать их обоих после получения следующей поставки?

Эпизод 5 — СРОЧНО!

Эпизод 5 — СРОЧНО!

Следующая цель кажется не слишком далекой, но она помечена как срочная, а это означает, что есть ограничение по времени! Очень щедрый, но все-таки предел!

Хватай пакет, хватай нелетальную штурмовую винтовку (серьезно), наполняй кровью пакеты (о-о) и вперед!

Эпизод 5 — Like A Rolling Stone

Это был бы не горный сегмент, если бы не опасность падающих камней. Направляясь на запад, следите за этими катящимися камнями — вы можете укрыться за обнажениями.

Эпизод 5. Вниз в долину

Если вы будете бить прямо, вы в конце концов переберетесь через заснеженный пик и наткнетесь на туманную лесную долину внизу. Спокойно спускайтесь вниз. Якорь для скалолазания не собьется с пути, если он у вас есть под рукой, но если его нет, определенно есть путь вниз.

Эпизод 5 — О, МУЛЫ.

На дне долины будет лагерь МУЛОВ.

Теперь, на данный момент, вы, вероятно, имели свою долю встреч с МУЛАМИ, и, возможно, как и я, вы чувствуете себя своего рода экспертом в их уничтожении.

Но поверьте мне — попробуйте прокрасться вокруг этого лагеря — есть жизнеспособные пути с обеих сторон, но будьте максимально бдительны!

Серия 5 — МУЛЫ с оружием!

Если тебя поймают — о нет! Эти МУЛЫ на голову выше! У них *пушки*!

Обгонять этих МУЛОВ немного сложнее, чем обычных МУЛОВ, потому что, ну, пушки. Они могут подорвать ваше здоровье и повредить ваш груз издалека, а это означает, что если вы действительно попадете в передрягу с ними, вам, возможно, придется быть хотя бы немного активным, чтобы уничтожить ваших основных противников.

Используйте либо Бола-пушку, чтобы вывести их из строя, либо вырубите их с помощью нелетального штурмового ружья, которое я сказал вам подобрать ранее.

(Я укажу на это позже, но есть более безопасный и длинный маршрут к северу от этой области на карте. Но эта миссия была срочной, и лучше, если вы узнаете об этих новых МУЛАХ. из первых рук)

Эпизод 5 — На расстоянии

Эпизод 5 — На расстоянии

За районом МУЛ довольно легко пройти по пышному зеленому полю, откуда открывается прекрасный вид, когда вы приближаетесь к распределительному центру.

После того, как вы сдадите груз, вы сделаете обязательный перерыв в своей личной комнате и увидите ролик.

Серия 5 — Ты бомба!

Доставка хрупких грузов! Сюрприз, это бомба!

Как вы понимаете, этот груз определенно не хочет, чтобы вы уронили его или нанесли ему какой-либо удар. Он начнет издавать звуковой сигнал, если вы рискуете сделать что-то серьезное.

Я бы рекомендовал идти пешком. Вы можете разгрузить большинство других грузов, если вам это нужно — путь, который я собираюсь выбрать, в основном без проблем.

Эпизод 5. Больше никаких МУЛов, пожалуйста

Вы не сможете видеть вперед, но есть большой участок территории МУЛов между распределительным центром и городом Горный узел, а также движущиеся облака времени. Это может вызвать у вас головную боль, если вы решите прорваться через ЧЕРТОВУЮ БОМБУ, но ее достаточно легко обойти.

Посмотрите на снимок экрана, чтобы понять, на сколько вам нужно отклониться, но не забудьте также проверить свои собственные отчеты о времени — ваш опыт может отличаться.

Эпизод 5 — Я промокну

Если вы следуете моему пути, путешествие должно быть в основном без происшествий — следите за кольями, обозначающими территорию МУЛОВ, и будьте осторожны, чтобы не зайти слишком глубоко.

Самый большой препятствием, с которым вам придется столкнуться, являются глубокие реки.

Эпизод 5 — Я не промокну

Следите за Timefall, а также обходите их края, если сможете. Последнее, что вам нужно, это BT в заднице, взорвавший вашу бомбу.

Эпизод 5 — И вперед!

Следуй по реке в гору! Вы делаете большую работу!

Эпизод 5 — Потому что мы должны

Когда включается трек Low Roar, вы понимаете, что приближаетесь. Вы захотите повернуть направо, как только пройдете мимо этих столбов.

Серия 5 — Мы здесь!

Главный путь к Распределительному центру проходит справа за колоннами, но если вы оказались немного позади него, как я здесь, не волнуйтесь — вам не придется прыгать! Слева есть черный ход, у которого есть пандус, по которому можно спуститься.

Пройдите внутрь, сдайте груз и похлопайте себя по спине.

Episode 5 — Back Again, Back Again

Что ж, похоже, у нас есть проблема, но нет очевидного решения. Что ж, возможно, я знаю решение — могу ли я *предложить* вам отправиться *вплоть* обратно в мамину лабораторию? Верно, в том месте, где вы были в самом начале этого эпизода?

Серьезно, сделай это.

Есть несколько способов сделать это — если у вас достаточно альпинистского снаряжения, вы можете попытаться подняться на восток прямо через гору, чтобы выбрать кратчайший путь. Вы можете вернуться в распределительный центр и использовать Fragile Jump, чтобы вернуться в Южный узел.

Я решил пройти долгий путь назад и по пути забрать несколько удобно расположенных доставок. Здесь есть несколько дополнительных мест для подготовки к работе, поэтому стоит установить соединение, если у вас есть время. Кроме того, если у вас есть желание помочь сообществу восстановить дороги в этом районе, сейчас самое время это сделать!

В любом случае, до встречи в маминой лаборатории! Вы получите кат-сцену, когда сделаете это.

Серия 5 — Время новой миссии!

Ну, это был прекрасный момент, не так ли? Пора развернуться и уйти отсюда.

А теперь, прежде чем вы покинете мамину лабораторию, могу я предложить вам пройти к терминалу и изготовить несколько наборов гематических гранат, а может быть, штурмовую винтовку (с гематическими снарядами) или две?

Доверься мне! Когда я когда-либо вводил вас в заблуждение?

Серия 5 — Держись подальше!

Не могли бы вы взглянуть на это? Еще один чудовищный BT, о котором нужно позаботиться. Вам скажут бежать, но честно? Мы с тобой слишком хороши для этого.

Прежде чем вступить в бой, вернитесь в мамину лабораторию и бросьте свой драгоценный груз, чтобы он не был поврежден в этой битве.

Тогда бери свое оружие и возвращайся. Бросьте все, что у вас есть, во врага и не сдавайтесь!

Время от времени ваш враг будет атаковать вас выпадом, но у вас должно быть достаточно места, чтобы передвигаться в исходной зоне. Об этой атаке телеграфируют довольно очевидно, так что будьте внимательны, прыгайте с ее пути и атакуйте ее гранатами и стрельбой, когда она дунет.

Если у вас есть оружие, это столкновение не доставит вам особых хлопот.

Эпизод 5. Долгая и извилистая дорога

Ура, пора возвращаться в Горный Узел!

Опять же, есть два основных способа сделать это — трудный путь, срезав путь на запад через горы, или легкий путь, пройдя долгий путь вверх и вокруг.

Горный путь может быть трудным, в зависимости от того, сколько альпинистских инструментов уже установлено для вас другими членами сообщества. Если его мало, вам придется привезти свой собственный, то есть вам придется загрузить плавучий транспорт, так как ваш драгоценный груз (ладно, это мама в странном мешке для трупов. Что с этими мешками для трупов? Почему нельзя они ходят?) можно носить только на спине.

Метод с низким риском, безусловно, более длинный путь. Однако теперь, когда вы уже провели довольно много времени в этой области, должно быть много инфраструктуры (дороги, генераторы, убежища), чтобы вы могли пройти через нее с комфортом. Я решил взять велосипед и промчаться таким образом, так как у меня было построено довольно много дорог, и я знал, какие маршруты наиболее удобны для транспортных средств.

Однако ваш пробег может отличаться. Делайте то, что, по вашему мнению, вам наиболее удобно! Этот мир теперь ваш домен!

Эпизод 5 — Какой чудесный момент, чтобы поделиться

Ах, снег. Как прекрасно. Как только вы доберетесь до распределительного центра в Mountain Knot City, зайдите и посмотрите невероятно оптимистичный и радостный ролик. После этого вас отправят в вашу комнату.

Эпизод 5. Время передохнуть

Выделите время, чтобы сделать все, что вам нужно: принять душ, справить нужду, выпить свою энергию монстра, чтобы повысить максимальную выносливость.

Закончив, выйдите из комнаты.

Подожди, что значит, ты не можешь выйти из своей комнаты?

Странно.

Эй, интересно, как дела у ВВ?

Вот и все. Это конец Эпизода 5. В этой главе много движений вперед и назад, но, мальчик, ты, должно быть, уже действительно уверен в своей способности ориентироваться в мире, верно?

Впереди вас ждет множество загадок, так что присоединяйтесь к нам в нашем прохождении Эпизода 6!

  • Оставить пустым
  • Просмотр комментариев (1)

    Глава 5 — Мама | Прохождение Death Stranding — Руководство по Death Stranding

    Последнее обновление: среда, 13 ноября 2019 г.

    Пятая глава Death Stranding начнется после того, как вы выполните Приказ №. 40 — Доставка провизии в чрезвычайных ситуациях: город Южный узел. Прежде чем начать эту миссию, было бы разумно выполнить все задания, доступные в этой части карты.

    На этой странице нашего руководства по Death Stranding мы описали все миссии и приказы, доступные в пятой главе игры. Кроме того, вы также получите информацию о противниках, с которыми вам предстоит сражаться в этой главе игры.

    • [Заказ № 42] Побег с поля боя
    • [Заказ № 41] Доставка строительных материалов: Путевая станция к северу от Горного узла
    • [Заказ № 43] Доставка крови: Центр распределения к северу от Горного узла
    • [Заказ №44] Доставка бомбы на антивеществе: Маунтин-Вик-Сити
    • [Заказ №46] Мама Доставка: Горный узел

    [Заказ №42] Побег с поля битвы

    Где начинается миссия: Мама Лаборатории .

    Награды : мотоцикл, пистолет (уровень 2).

    Приказ №42 начинается с пятой главы Death Stranding. Выполнение этой задачи будет намного проще, если вы играете онлайн. Таким образом, вы можете рассчитывать на помощь других игроков, которые построили дороги/мосты/смотровые башни. Если вам придется создавать какой-либо из механизмов самостоятельно, это займет у вас много времени, и вы можете потерять большое количество ресурсов.

    Если вы не хотите тратить впустую ценные ресурсы и у вас есть много драгоценного времени в запасе, вы можете пойти другим путем. На карте выше мы отметили путь, по которому вам нужно пройти, если вы хотите выполнить задание, не создавая мост.

    Первую часть маршрута можно проехать на мотоцикле. Ваш автомобиль доставит вас к месту назначения намного быстрее.

    Однако в горы придется идти пешком. Было бы лучше, если бы вы взяли с собой лестницы или альпинистское снаряжение. Так вы сможете упростить задачу.

    Когда доберешься, собери все вещи — четыре посылки . Они расположены по обе стороны реки.

    Помните, что нельзя заходить в воду, особенно во время движения на мотоцикле. Если вы это сделаете, вы можете утонуть. Вода слишком глубокая, чтобы вы могли плавать или свободно двигаться в ней.

    Собрав все сырье, отправляйтесь на локацию, чтобы вернуть собранные товары. Это завершит миссию.

    [Заказ № 41] Доставка строительных материалов: Waystation к северу от Mountain Knot City

    Где начинается миссия : Путевая станция к северу от Горного узла.

    Награды : новая локация, бронепластина (1), нелетальная штурмовая винтовка (1).

    Задача состоит в том, чтобы доставить посылку в следующее место. На вашем пути будут враги, которых вы можете победить или избежать. Остальной маршрут должен пройти без дополнительных проблем. Все, что вам нужно сделать, это доставить неповрежденную посылку в пункт назначения.

    [Заказ № 43] Сдача крови: Распределительный центр к северу от Горного узла

    Где начинается миссия : Путевая станция к северу от Горного узла.

    Награды : новая локация, штурмовая винтовка (2), нелетальная штурмовая винтовка (2).

    У вас есть 40 минут, чтобы выполнить это задание. Все, что вам нужно сделать, это выбрать определенный маршрут и сдать ценный груз на месте. На вашем пути не должно быть никаких опасностей или угроз.

    [Заказ № 44] Доставка бомбы из антивещества: Маунтин-Вик-Сити

    Где начинается миссия : Распределительный центр к северу от города Горный узел.

    Награды: нет .

    Ваша задача состоит в том, чтобы доставить бомбу в Горный узел. Помните, что это очень хрупкий заряд, и вы не можете подвергать его никаким турбулентностям.

    Если ваш груз слишком сильно поврежден, т.е. от падений, горных ухабов или при намокании он может взорваться. Следовательно, задание не будет выполнено.

    Езда в горах очень опасна. Через мгновение шока бомба взорвется у вас на спине. Старайтесь быть очень нежным, поэтому не подвергайте его слишком большой турбулентности.

    Доставив бомбу, отправляйтесь в лабораторию Мамы. Там вы получите еще одно задание.

    [Заказ № 46] Мама Доставка: Горный узел

    Где начинается миссия: Мамина лаборатория .

    Награды : новая локация, Стабилизатор.

    Выполнив 44-й заказ в Death Stranding, вы должны отправиться в Лабораторию Мамы. После короткой заставки вы получите еще один заказ. Он заключается в транспортировке Мамы на Южный Узел.

    Как только вы покинете лабораторию, вы встретите четвероногого зверя. Hematic Grenade и Anti-BT Handgun — идеальное оружие, чтобы победить его.

    У вашего персонажа могут возникнуть проблемы с сохранением равновесия, когда мама лежит на вашей спине. Так что старайтесь всегда стоять на некоторых зданиях/машинах, чтобы не упасть в смолу. Атакуйте своего врага только тогда, когда он появляется перед вами. Тогда вы можете быть уверены, что он не избежит ваших атак. Также вы не потеряете ценную амуницию.

    В главе о боях и важных дуэлях (которые происходят в Death Stranding) мы описали эту битву более подробно. Ознакомьтесь с разделом «Как победить четвероногого зверя» нашего руководства, чтобы получить всю необходимую информацию об этой битве.

    Большую часть пути вы можете проехать на мотоцикле. Это значительно ускорит время доставки вашего груза.

    Местность, которую вам предстоит исследовать, не самая приятная. В какой-то момент вы окажетесь на заснеженных горах, которые вам предстоит пересечь пешком с очень тяжелым и объемным грузом.