Содержание
Сретенский монастырь — в Москве, мужской, богослужение, издательство, храм, иконы, фото, история, настоятель
Содержание
- История Сретенского монастыря в Москве
- Обитель сегодня
- Святыни, памятники, достопримечательности
- Интересные факты
Название этого московского монастыря происходит от слова «сретение» и указывает на встречу, случившуюся 600 лет назад. Сретенский монастырь построен на месте, где москвичи встречали чудотворную икону Богородицы. Первая церковь, построенная в честь события, была невысокой, квадратной, увенчанной одним куполом. Через 12 лет рядом с ней заложили мужской монастырь. Эти и другие интересные факты о Сретенской обители – в материале 24СМИ.
История Сретенского монастыря в Москве
Сретенка – старейшая улица столицы. 600 лет назад – главная улица. По ней из Москвы отправлялись путники к другим центрам тогдашней общественной жизни – Владимиру, Суздалю, Ростову. Там, где Сретенка выходила за черту города, на Кучковом поле, 26 августа 1385 года собрались москвичи от мала до велика. На встречу им двигался из Владимира крестный ход. Впереди несли икону Божьей Матери. Небесную заступницу просили спасти Москву от атаки Тамерлана. И Богородица явила чудо. Войско ушло от стен города, а благодарные жители установили на месте встречи деревянную церквушку.
Владимирская икона почиталась как родовая реликвия династии Рюриковичей. Если верить легендам, то ее собственноручно написал святой Лука. Считается, что всего Лука написал три иконы. Владимирская – одна из них. Дева Мария благословила их, сказав, что с этими образами «пребудет ее благодать на века».
В 1164 году князь Андрей Боголюбский взял икону в поход против волжских булгар. Перед боем перед семейной реликвией отслужили молебен. Внезапно она засияла неземным светом, что истолковали как божье благословение. Бой был выигран.
В 1395 году царь Василий I, так же как Андрей Боголюбский, надеялся на помощь и защиту Богородицы. Он повелел доставить святыню в Москву.
В летописи говорится, что накануне битвы Тамерлан спал в палатке и видел дивный сон. С небес на землю спустилась женщина в сияющих одеждах, а с ней святые старцы с золотыми жезлами. Устрашившись небесных заступников, великий полководец приказал войску отступить от города.
Через 200 лет, в 1521 году, на Москву шло войско крымского хана Мехмеда I Герая. В ночь, когда ханская армия окружила столицу, монахиня Вознесенского монастыря увидела дивную картину. Из дверей Успенского собора к Сретенскому монастырю двигалась процессия. Возглавляли ее уже умершие к тому моменту московские митрополиты. В руках несли Владимирскую икону. У входа в монастырь их встречали преподобный Сергий Радонежский и святитель Варлаам.
Утром набожная женщина рассказала о видении собравшимся в храме людям. Народ вознес молитвы Небесной царице, и вражеское войско вновь бежало от стен города. В честь этого события государь учредил 21 мая ежегодный крестный ход. Возглавляли шествие монарх и первосвященники города. Так народ благодарил небесную покровительницу за чудесное спасение.
Первые каменные постройки относятся к эпохе правления Ивана III – 1482 год. Рядом с первой церковью, освященной в честь Марии Египетской, установили каменный храм. Освятили его в честь Николая Чудотворца.
Сретенский собор / Фото: Flickr.com
Монастырь в XV–XVIII веках
В мирное время монастырь предоставлял место для отдыха паломникам, следовавшим на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В Смутное время он стал оплотом русского ополчения. В его стенах разместился штаб. Монахи оказывали помощь раненым и поддерживали нуждающихся.
Окончилось Смутное время восшествием на престол Михаила Романова. Сретенский монастырь стал первым местом, встретившим царя, приехавшего в столицу из Ипатьевского монастыря. Чуть позже приветствовавший Михаила Романова игумен Ефрем был командирован в Польшу, где находился отец царя – митрополит Филарет.
После поражения Лжедмитрия II в 1610 году Филарет при польском дворе требовал от королевича Сигизмунда принять православие, в противном случае отказывался признавать его монархом, за что был арестован. По условиям заключенного перемирия его освободили и в сопровождении Ефрема отпустили в Москву. С тех пор русские цари полюбили Сретенскую обитель. Часто ездили сюда на богомолье. Жертвовали деньги, дарили земли.
XVIII век оказался не лоялен к старинной обители. В 1737 году в огне погибла часть старинных деревянных построек. В праздник Святой Троицы в центре Москвы начался пожар. Огонь быстро распространился на деревянные строения Московского Кремля, двинулся по Волхонке, охватил район Китай-города. Тогда в пламени погибла 1/4 часть деревянных зданий столицы.
После восшествия на престол Екатерины II ситуация только ухудшилась. Императрица начала реформу. Сняла монастырь с государственного довольствия, убрала наместников и перевела на самообеспечение. Жить в обители позволили только 7 насельникам. Монастырскую казну изъяли.
Бородинская битва
В 1812 году монастырь стал местом, где организовали госпиталь. Когда русская армия отступила от Москвы, в лазарете разместились раненые французы. По легенде, в обители оставались только 2 священнослужителя. Они продолжали совершать богослужения для мирян и монахов. В проповедях продолжали возносить молитвы за императора Александра. Наполеон Бонапарт, узнав об этом, запретил упоминать русского самодержца в молитве и повелел молиться о своем здравии.
Священнослужитель ответил посланнику отказом и велел передать императору, что тот, кто умирает за царя и отечество, не убоится смерти. Император признал ответ достойным, сохранил священнику жизнь и разрешил исполнять долг так, как тот считает нужным.
XIX век в истории храма
В конце XIX века монастырь начали реставрировать. Настенные фрески очистили от многолетних слоев копоти и грязи. Иконостас обновили, позолотили и украсили резным узором. Настенные иконы отреставрировали. К концу века монастырь вошел в десятку известнейших в Москве. Причина – в колоколах.
Существует мнение, что икона – «молитва в красках». Колокольный звон – «молитва в звуке». Кто не умеет молиться, может остановиться, чтобы послушать звук и подумать о земном и божественном, о судьбах отдельных людей и целых народов.
Колокол – древнейший ударный музыкальный инструмент. Его первоначальное назначение – сигнальное устройство. Колокольный звон созывал людей на вече, оповещал о приближении врага, прославлял божественное начало. Его звучание меняется вместе с формой, размером и материалом. Раскачивание тоже изменяло вес в момент соприкосновения язычка и дужки, а заодно изменяло и звук. Так зародилась особая русская техника колокольного звона.
Голландцы и французы изобрели карильон – музыкальный инструмент, собранный из 2–10 десятков специально подобранных колоколов. Что-то похожее научились создавать русские звонари. Но у их изобретения не было специального названия, поэтому не всем понятно, что имеют в виду, когда говорят, что «у колоколов Сретенского монастыря особый, ни с чем не сравнимый звон». Брат композитора Александра Гедике, Павел, был звонарем в Сретенском монастыре. Он лично отбирал колокола. Когда Павел играл на них во время службы, то горожане собирались у монастырских стен, чтобы послушать удивительную музыку.
Сретенский монастырь в XX веке
Революция 1917 года принесла монастырям экспроприацию ценностей и аресты монахов, а также войну большевиков против колоколов. Колокольный звон «мешал» антирелигиозной кампании, напоминая людям о молитве и храмах.
Секретным распоряжением ВЦИК в 1933 году инициировали кампанию по сбору церковной бронзы для государственных и хозяйственных нужд. За несколько лет большинство церковных колоколов переплавили. Но сретенским повезло. После разрушения монастырской колокольни особенные колокола сняли и продали в Англию, в Оксфорд. Часть выкупил американский инженер Томас Уитмор по цене металлического лома и подарил Гарвардскому университету. Там построили специальную колокольню, а при ней создали самодеятельное общество русских звонарей.
Колокола Сретенского монастыря / Фото: Flickr.com
Сам Сретенский монастырь действовал до 1926 года. Церковные ценности реквизировали раньше – в 1922-м. Среди изъятого были церковные кресты, ценные оклады, ковчеги с частицами мощей св. Марии Египетской и св. Михаила Тверского. Как сложилась дальнейшая судьба изъятых церковных реликвий, осталось неизвестным.
Первые аресты монахов начались в 1919 году. К 1926-му арестовали последних. После закрытия монастыря оставался действовать приходской храм. В 1930-х годах его тоже закрыли, отдав помещение под районный клуб. Позже в нем разместили общежитие для офицеров НКВД.
В 1926-м по распоряжению Москомунхоза снесли Никольскую церковь. За счет освободившейся территории расширили улицу Лубянку. В 1928-м последовало распоряжение о сносе трапезной и колокольни. В 1930 году снесли самую старую постройку архитектурного комплекса – церковь Марии. Именно ее возвели москвичи на месте, где в год атаки Тимура (Тамерлана) встречали крестный ход.
Читайте такжеНоводевичий монастырь в Москве: история создания, архитектура и достопримечательности
Обитель сегодня
Возрождение монастыря началось в 1950-х. Первым отремонтировали фасад собора Сретения. Затем приступили к строительству школы на месте разрушенных келий и храмового погоста. В 1991-м отреставрированный собор был передан Русской православной церкви. Территория, ранее принадлежавшая Сретенскому монастырю, стала подворьем Псково-Печерского монастыря, а с 1995 года здесь открыли новый/старый ставропигиальный мужской монастырь. Его настоятелем стал иеромонах Тихон. В дар новой обители передали мощи святых.
В настоящее время Тихон возведен в сан епископа, является ректором Сретенской духовной семинарии, которая действует на территории монастыря. Занятия семинаристов проходят в бывшем здании школы № 1216. Ее передали монастырю после реконструкции. При семинарии работают воскресная школа и просветительские курсы «Православие».
При монастыре также открыто Сретенское издательство. Здесь выпускают богословскую литературу, книги на историческую, художественную, духовную тематику. Рядом, в селе Слободка, открыт сельхозкооператив «Сретение». На базе кооператива монахи выращивают овощи и другую сельхозпродукцию, как делали это в прошлые века.
Не забыли и о близости Лубянки. В 1995-м установили памятный крест, почтив память жертв репрессий и всех тех, кто погиб за веру в Иисуса Христа. В феврале 2011 года епископ (тогда архимандрит) Тихон предложил построить на территории обители новый храм, чтобы почтить память всех невинно убиенных. Идею поддержал попечительский совет.
Храм предложили открыть к 2017 году – к дате столетия Октябрьской революции. Провели конкурс проектов. Его выиграл пятиглавый собор, проект которого включал подземный паркинг в 2 этажа. Против победителя выступило Всероссийское общество охраны памятников истории.
Историки апеллировали к тому, что для возведения нового храма планируется разобрать здания старинной постройки и нарушить культурный пласт на участке, что приведет к утрате исторических ценностей. Протест проигнорировали. В мае 2017 года патриарх Кирилл освятил новый храм. Его высота – 61 м. По соседству с ним расположена печально известная Лубянская тюрьма.
С августа 2020 года пост настоятеля Сретенской обители занимает иеромонах Иоанн (Лудищев), начавший свой путь в монастыре с работы стоматолога и через пять лет такой деятельности решивший принять постриг.
Богослужение в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в феврале 2020 г / Фото: Flickr.com
Святыни, памятники, достопримечательности
Сегодня комплекс Сретенского монастыря включает:
- собор Сретения, 1679 год постройки;
- собор Новомучеников и исповедников российских, 2017 год;
- собор Иоанна Предтечи и 12 апостолов;
- здание Сретенской духовной семинарии.
Также у монастыря есть строения на Рождественском бульваре, два скита – Серафимовский и Ильинский, сельхозкооператив.
Собор Сретения – образец русского каменного зодчества XVII века. Строили его по распоряжению царя Федора Алексеевича. Архитектурный стиль – московско-ярославский. Собор – это двухстолпный храм, который состоит из 3 нефов. В плане – квадрат. Его интерьер богато украшен настенными росписями. Их выполняли иконописцы из Костромы. Венчают здание 5 куполов.
Иконостас у собора новый, созданный в 1990-х. Икона Владимирской Божией Матери для иконостаса написана иеромонахом Алипием. Среди других святынь обители – частица мощей Марии Египетской, мощи св. Николая Чудотворца, св. Серафима Саровского. Все реликвии хранятся в крипте Сретенского собора.
Собор Новомучеников построен там, где невинные люди отдали свои жизни за веру и Христа. Его также венчают 5 куполов. В интерьере использованы элементы русского и византийского архитектурных стилей. Вместимость здания – до 2000 верующих. Богослужения также могут проводиться на площадке перед храмом. Она создавалась для церемоний под открытым небом.
Храм украшен настенной росписью, мозаикой из смальты и резьбой по камню. На нижнем этаже обустроена крипта. По своему функционалу она напоминает пещеру, расположенную под иерусалимским храмом Гроба Господня. Крипта предназначена для хранения копии Туринской плащаницы.
В вестибюле духовной семинарии прошлое встречается с настоящим. Панорамная фреска вестибюля «Христос и его ученики» дополнена сенсорным экраном. Зритель может щелкнуть на любой фигуре фрески, чтобы узнать больше о выбранном персонаже. Для этого на сенсорном экране открывается всплывающее окно. В семинарии единовременно обучается около 200 студентов. Они могут получить степень бакалавра или магистра богословия.
Одна из главных достопримечательностей монастыря – Сретенский хор. Он появился вместе с самим монастырем в 1397 году. Деятельность хора упразднили только в годы советской власти, но в 1990-х возобновили. Помимо песнопений в Сретенском соборе, хор проводит выездные богослужения в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных проектах, исполнении песен на благотворительных выступлениях Русской православной церкви. В 2007 году хор совершил кругосветное турне под эгидой РПЦ.
Интересные факты
В интернете нет легенд о призраках жертв сталинских репрессий, которые бродят по территории монастыря. Возможно, этому способствует личность бывшего наместника и его стремление представить религию как нормальный элемент жизни современного человека.
Епископ (в прошлом) Тихон, после 2018 года занимавший пост настоятеля Псково-Печерского монастыря, – человек со множеством вполне современных талантов. Будущий настоятель обучался в институте кинематографии, на сценарном факультете, получив диплом по специальности «литературное дело» в 1982 году.
Церковную карьеру начал как внештатный послушник. За фильм «Псково-Печерская обитель» получил Гран-при XII Международного фестиваля православных фильмов. Сегодня в копилке бывшего епископа Тихона 8 фильмов, около 10 книг, а также светские и церковные награды. Издательство, им основанное, – одно из крупнейших православных издательств в России. Сегодня священнослужитель занимает пост митрополита, возглавляя Псковскую митрополию.
Читайте такжеСретение Господне — история праздника и его значение: традиции, обряды, приметы
Тем, кто не слишком религиозен, можно порекомендовать начать знакомство с монастырем с кафе с необычным названием, расположенного в минуте ходьбы от Сретенского собора по Лубянке в сторону одноименного бульвара, – «Несвятые святые».
На первый взгляд, название – неудачная шутка олигарха, но интерьер внутри погружает посетителя в мир дореволюционной России. Книги и предметы быта дополнены множеством фотографий. А значит, посетитель обязательно подумает о людях, о прошлом и настоящем. Задумается над суетным и вечным. «Несвятые святые» – название не только кафе, но и книги митрополита Тихона. Она тоже о людях, разных и неидеальных. Это осознание «несвятости», принятие человечности – первый шаг на пути к развитию духовности и примирению атеиста с религией.
Сретенский монастырь находится в центре Москвы, на ул. Большая Лубянка, 19/1. Дойти до него можно за 15 минут от станций метро «Чистые пруды», «Цветной бульвар», «Тургеневская», «Лубянка». Собор можно посетить самостоятельно или же записаться на экскурсию, чтобы узнать больше об истории памятника архитектуры. Время работы монастыря – с 10:00 до 18:00 ежедневно.
история, современный хор, иконы, мощи
Полезные материалы
Житие Ксении Петербургской — история любви
Биография Питерской святой, блаженной Ксении
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Древнейшая православная обитель в центре Москвы — Сретенский монастырь. В 1612 году он не последнюю роль сыграл в избрании на царство Михаила Романова, предоставив кров народному ополчению во главе с Дмитрием Пожарским. А в советские годы невольным насельником обители стал Лука Войно-Ясенецкий — заключенный сидел во внутренней тюрьме на Лубянке. Эти и другие подробности — в нашей статье.
Содержание страницы
- Адрес Сретенского мужского монастыря в Москве
- Метро
- Как добраться:
- Сретенский монастырь: часы работы
- Расписание богослужений
- Престольные праздники Сретенского монастыря
- История Сретенского монастыря
- Советские годы
- Настоятели (наместники) Сретенского монастыря
- Жизнь сегодня
- Святыни обители
- Мощи, иконы
- Храмы, часовни, подворья, скиты
- Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери
- Свято-Серафимовский скит
- Монахи
- Издательство Сретенского монастыря
- Хор и песнопения
- Избранные песнопения хора Сретенского монастыря
- Просветительские курсы
- Похожие статьи
Адрес Сретенского мужского монастыря в Москве
Адрес обители: ул. Большая Лубянка, стр. 19.
Метро
Неподалеку находятся станции:
- «Чистые пруды»;
- «Сретенский бульвар»;
- «Кузнецкий мост»;
- «Тургеневская»;
- «Трубная площадь»;
- «Лубянка»
Как добраться:
- От м. «Лубянка» и «Кузнецкий мост» можно пройти пешком или доехать на автобусе с633 до ост. «Сретенские ворота».
- От м. «Чистые пруды», «Сретенский бульвар» и «Тургеневская» дойти можно только пешком, следуя по Сретенскому бульвару в сторону Большой Лубянки.
- От м. «Трубная площадь» тоже пешком вдоль Рождественского бульвара до Большой Лубянки.
- Те же, кто приезжает в столицу на электричке и попадает на Площадь трех вокзалов, могут воспользоваться маршрутом автобуса с633. Автобус следует от Комсомольской площади. Выйти нужно на остановке «Сретенские ворота».
Сретенский монастырь: часы работы
Для прихожан и паломников, а также для многочисленных туристов, желающих побывать в этом благодатном месте, двери обители открыты ежедневно с 7 до 20 часов.
Расписание богослужений
В будние дни утренние службы начинаются, как правило, в 8 часов утра. В дни воскресений и великих праздников – на час раньше. В воскресные дни здесь проходят две Божественные литургии – Ранняя (в 7.00) и Поздняя (в 10.00).
Вечернее богослужение начинается обычно в 18.00.
Расписание начала служб можно уточнить на сайте обители: Расписание богослужений (monastery.ru)
Престольные праздники Сретенского монастыря
Ежегодно 8 сентября в монастыре с торжественностью отмечают Сретение Владимирского образа Богоматери – событие, в память о котором и возвели много столетий назад благодарные москвичи данную обитель.
Престольное богослужение в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре 8 сентября 2021 года. Фото Анатолия Горяинова
В старинном Сретенском соборе имеется нижний храм Воскресения Христова. Кроме него в соборе есть предел Рождества Иоанна Предтечи – события, празднующегося 7 июля, и новый предел в честь подвижницы V в. прп. Марии Египетской, аскетические труды которой Церковь прославляет 14 апреля, а также в пятую неделю Великого поста.
Второй собор обители также включает в себя два храма. Верхний посвящен Воскресению Христову и новомученикам, трагический жизненный подвиг которых православные чтут либо 7 февраля, если эта дата выпадает на воскресенье, либо в ближайшее воскресенье к этому дню. Нижний храм собора посвящен св. Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам, собор которых отмечают 13 июля.
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Фото Ирины Мосиной
История Сретенского монастыря
В середине XII столетия здесь располагались сельские пашни. Владельцем их был боярин Семен Кучка (или, как иногда его именовали, Кучок), потому и прозвали окрестные жители данную местность Кучковым полем.
Когда Москва разрослась, здесь стали собираться горожане. На этом месте они выслушивали княжеские указы, правили суд, выбирали тысяцких. И когда в конце XIV в. монгольский завоеватель Тамерлан, разорив рязанские земли, двинулся на Москву, на Кучковом поле вновь собрался весь город.
Богоматерь Владимирская с 64 клеймами «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской»
Здесь же 26 августа 1395 г. горожане во главе со святителем Киприаном встречали чудесный лик Владимирской Богоматери, который на руках переносили сюда из Владимира, чтобы защитить город от несметных Тамерлановых полчищ. Доктор наук Наталья Нарочницкая поясняет:
«Десять дней шел тогда крестный ход, и весь люд молил коленопреклоненно о спасении Руси, Веры и Церкви. Записи того времени рассказывают, что, когда пришла в Москву икона, «весь град изыди для сретения ея». И до сих пор светские историки не могут найти объяснение, почему Тамерлан через сутки снял свой лагерь и отправился восвояси. По Преданию же, ему явилась Богоматерь — «Великолепная Жена в окружении ангельского войска», и строго приказала остановится и уйти. Так трактует это церковная история».
В 1397 г. на месте сретения лика Небесной Заступницы благодарными жителями Москвы был воздвигнут этот удивительный монастырь.
Церковь Марии Египетской. Вид со двора Сретенского монастыря
1923 г. Церковь «что на Кучковом поле» — 1385 года, была древнее монастыря. В 1883 году её корпус обтянули связями для крепости строения. В 1930 году древнейшую постройку сломали.
21 мая 1521 г. в городе проходил еще один знаменитый крестный ход с Владимирским образом Богоматери, запечатленный в церковных архивах. В тот год крымский хан Мехмед I Герай (Гирей) пожелал возобновить получение дани с Московского государства, как это было во времена Золотой Орды. К нему присоединились враждующие с Русью литовцы, и общая численность вражеского войска достигла ста тысяч человек.
Интересный факт
Летописи того периода сохранили свидетельства о двух видениях: святому Василию Блаженному и некой незрячей монахине из Вознесенской обители. Им было явлено, как московские святители из-за неблагочестия жителей выносили из города Владимирскую икону, и только лишь по слезным прошениям св. Варлаама Хутынского да прп. Сергия Радонежского они вернули чудотворный лик обратно. Молва об этом дошла до митрополита и великого князя Василия III, вследствие чего решено было созвать крестный ход и отслужить молебен в Сретенской обители.
Небесная Владычица заступилась за горожан, и хан Мехмед I Гирей отступил от стен Москвы. Он повернул свои полчища на Рязань, где его встретило хорошо укрепленное и вооруженное пушками ополчение. После неудачного похода хан вынужден был навсегда покинуть русские пределы.
В храме-музее святителя Николая в Толмачах
В наши дни дивный лик Богоматери, спасший Москву от иноплеменного нашествия, находится в домовом храме Третьяковской галереи – церкви св. Николая в Толмачах. Святыня защищена непробиваемым киотом, внутри которого поддерживаются постоянные температура и влажность.
В Смутное время в Сретенской обители располагался штаб русского ополчения во главе с Дмитрием Пожарским. Получившему ранение в битве с неприятелем князю оказали здесь помощь. А после освобождения государства от польских завоевателей в стенах этого святого места встречали первого царя из рода Романовых – Михаила Феодоровича.
После Отечественной войны 1812 г. решено было вновь освятить поруганные московские святыни. Первым заново освященным московским храмом стал древний Сретенский собор.
Советские годы
В годы богоборчества сыграло роль месторасположение обители. Поскольку она находилась на Лубянке, то после упразднения в 1926 г. ее строения почти сразу же перешли в распоряжение органов госбезопасности.
Сретенский монастырь
1957 г. Москва, ЦАО, Мещанский район
Владыка Тихон (Шевкунов) рассказал:
«Вы знаете, что отец Иоанн Крестьянкин тоже был насельником Сретенского монастыря? Патриарх Сергий, святитель Лука Войно-Ясенецкий, отец Серафим Тяпочкин, патриарх Тихон — все они насельники Сретенского монастыря, потому что все они сидели здесь во внутренней тюрьме на Лубянке».
Восстановление обители началось в 1993 г. Храм в ту пору был заброшен, он даже не был отделен оградой от проезжей части. С 1994 г. на данной территории проходила непрерывная стройка: перестраивали братские корпуса, трапезную, здание семинарии.
Владыка Тихон вспоминал об этом:
«Мой духовник, отец Иоанн Крестьянкин, однажды благословил мне делать подворье Псково-Печерского монастыря, где я начинал служить, в Москве. Начали подбирать храм. Отец Иоанн сказал: «Большие храмы не бери. И первые два тоже не бери. Вот будет третий, его и возьмешь!» Мне показали большой храм в Измайлово, потом еще один, а потом «храмик» в бывшем Сретенском монастыре. Я тогда ничего не знал об истории этого места…
Приезжали и помогали все, кто только мог. Постепенно стали собираться послушники, начались постриги. Вначале была одна маленькая комнатка, потом присоединилась еще одна. А потом монастырь стал постепенно обретать те очертания, которые сейчас он имеет. Монастырь у нас самый маленький, но самый плотный по населенности».
Настоятели (наместники) Сретенского монастыря
Настоятелем является иеромонах Иоанн (Лудищев), с 25 августа 2020 г., выполняющий данное послушание по указу святейшего патриарха. В Сретенском монастыре он трудится с 1999 года.
В свое время обитель возглавляли также митрополит Тверской и Кашинский Амвросий (Ермаков) (до лета 2020 г.) и митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) (до весны 2018 г.)
Жизнь сегодня
О сегодняшней монастырской жизни митрополит Тихон рассказал следующее:
«Само расположение монастыря диктует наше послушание. В первую очередь, это духовническая деятельность. У нас 26 священников, которые исповедывают огромное количество людей. Исповедь в субботу и воскресенье у нас может длиться до глубокой ночи. Второе послушание — просветительское. Наш интернет-сайт «Православие. ru» каждый день посещает более ста тысяч человек».
На территории монастыря расположена семинария. Изначально ее организовали здесь для того, чтобы не отправлять иноков, в трудах которых нуждалась обитель, на обучение в Троице-Сергиеву лавру. Сейчас здесь обучается около 250 студентов, помогающих и в проведении богослужений, и в хозяйственных работах. Трудятся будущие служители и в подсобном хозяйстве монастырского скита.
Здесь созданы Просветительский и Молодежный центры, курсы катехизации. Имеется воскресная школа.
Святыни обители
Особенной реликвией является точная копия Туринской плащаницы, пребывающая здесь по благословению патриарха Алексия II.
Здесь имеется частица Животворящего Креста Господня, на котором распяли Искупителя.
В 1995 г. при входе установили Поклонный Крест, созданный скульптором В. Клыковым, в память о проводимых на этой территории расстрелах христиан.
Мощи, иконы
До революции главной ценностью обители считался список с Владимирской иконы Богородицы, созданный в 1514 году. Сегодня этот образ перенесен в храм Христа Спасителя. В монастыре же в настоящий период находится другой чтимый список. Он был создан в XIX в. и принадлежал старцу Псково-Печерской обители архимандриту Иоанну Крестьянкину. Эта икона – его благословение трудящимся над воссозданием данного места. Владыка Тихон (Шевкунов) пояснил:
«Это икона из его келии. Это икона, перед которой отец Иоанн молился, по крайней мере, три десятилетия».
Еще одной уникальной реликвией являются мощи свмч. Иллариона (Троицкого) – выдающегося богослова, настоятеля Сретенской обители в эпоху революционных перемен, соратника патриарха Тихона. Владыка прошел тюрьмы, Соловецкий лагерь и погиб в 1929 году. Над ракой с честным телом подвижника изображен его лик в окружении иных новомучеников. Владыка Тихон поделился воспоминаниями:
В 2004 г. сюда привезены из Греции мощи прп. Марии Египетской. Они установлены в пределе подвижницы в Сретенском соборе.
Мощи Марии Египетской в Сретенском монастыре
Здесь имеются реликварии с частицами мощей многих угодников: Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Ефрема Сирина, Николая Чудотворца, Серафима Саровского, патриарха Тихона и иных подвижников благочестия.
Храмы, часовни, подворья, скиты
В 1385 г. на этом месте стояла деревянная церковь прп. Марии Египетской. Именно здесь по Преданию и встретили жители города Владимирский образ. В XVI столетии на месте деревянного строения возвели здание из камня, простоявшее до 1930 г.
Снесённая колокольня Сретенского монастыря. Фотография Николая Найдёнова, 1882 год
В 2009 г. в честь преподобной праведницы освятили один из пределов церкви Сретения Владимирской иконы Божьей Матери. Иеромонах Лука (Ауле), руководитель IT-отдела обители, рассказал:
«В 1997 году мы грузили книги, и я увидел маленький акафистник. В содержании был акафист преподобной Марии Египетской. А потом мы составили ей молебен, который Милостью Божией мы служим каждый воскресный день после вечернего богослужения на протяжении уже 20 лет».
Храм Воскресения Христова и новомучеников был освящен в 2017 г. Владыка Тихон (Шевкунов) пояснил:
«Мы назвали храм в честь Воскресения Христова именно потому, что это был период возрождения Русской Церкви почти из пепла, и в честь тех людей, благодаря которым мы сохранили веру, — в честь новомучеников».
Даже в настенной росписи собора преобладает сочный зеленый цвет, символизирующий пробуждение живой природы.
Храм возвели в рекордные сроки. Владыка Тихон пожертвовал не строительство все средства от его знаменитого бестселлера «Несвятые святые». Высота строения – 61 метр. В нем несколько этажей и есть бесшумные лифты. Общая площадь храмовых фресок более 6 тысяч кв. метров. Их выполняла команда из 30 художников.
Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Собор воздвигнут в конце XVII в. Реставраторы смогли расчистить и восстановить в нем старинные фрески, среди которых уникальная роспись 1707 г. «Христос исцеляет слепорожденного».
Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери
В свое время здесь располагалось общежитие работников НКВД, и ценные произведения спасло от уничтожения лишь то, что они были заклеены обоями. Одним из мастеров, расписывающих здание, был знаменитый Леонтий Федоров – ярославский живописец, оформлявший храмы Толгского монастыря. Реставратор Алипий Балдин, трудящийся над восстановлением данного храма,проводит образное сравнение:
«Роспись – это проповедь в красках. На Руси роспись всегда была праздником для молящихся».
Роспись данного собора уникальна еще и тем, что это единственная роспись в столице, созданная в царствование Петра I.
Свято-Серафимовский скит
Скит расположен в Рязанской области, недалеко от г. Михайлова, в бывшей усадьбе фаворита Екатерины II генерала Александра Ермолова. Здесь организовано подсобное монастырское хозяйство для братии: огороды, овощные теплицы, помещения для домашнего скота и кур.
Насельникам пришлось немало потрудиться, чтобы скит приобрел ухоженный вид: обработать заброшенные колхозные поля, высадить плодовые деревья, восстановить постройки, отреставрировать историческую усадьбу. Насельники скита помогают расположенному неподалеку дому-интернату для трудных подростков.
Монахи
Решившие связать свою жизнь с обителью, молятся здесь не только лишь о спасении собственной души, но и о каждом православном христианине. Поскольку ежедневно это место посещает множество богомольцев, среди насельников очень четко распределены послушания. Наместник иеромонах Иоанн (Лудищев) объясняет:
В обители сложилась традиция «братских служб», на которых присутствую все насельники. Для проведения таких богослужений был выбран четверг – день, в который Господь установил Евхаристию.
Издательство Сретенского монастыря
Издание просветительской литературы – важное направление деятельности обители.Книги, отпечатанные в обители, можно найти практически в каждой приходской библиотеке.
Существует издательство с 1993 г. Главный редактор Мария Георгиевна Жукова вспоминает:
«Когда создавалось издательство, был большой духовный голод у людей. Книг было мало, а была очень большая потребность в чтении книг духовного содержания. В первую очередь молитвословов, Священного Писания, святых отцов. Издательство размещалось тогда в двух комнатках, сотрудников было мало».
Михаил Родионов, руководитель производственного отдела, также делится воспоминаниями:
«В 90-е годы в магазинах кроме протестантской Библии было очень трудно что-то купить. Люди читали «Жития святых» дореволюционного издания, Священное Писание, Лествицу. Все было с ятями и твердыми знаками. Нужно было уже что-то на русском языке, с новой орфографией. В это время и начался перевод книг со старой орфографии на новую и издательство блока святоотеческих книг. Мы много стали уделять внимания изданию детской литературы».
Сегодня здесь создают наряду с богословской и духовно-просветительской литературой, книги исторического и художественного содержания, а также энциклопедии и учебники. Каждый год выходит более 100 наименований книг различного жанра общим тиражом до 3 миллионов экземпляров.
Хор и песнопения
Во всех монастырских храмах превосходная акустика. Такого эффекта добились посредством высокопрофессиональной аппаратуры. Каждое слово церковнослужителя слышится здесь очень четко.
Монастырский хор известен не только на Родине, но и за пределами государства. И не только благодаря божественным песнопениям. В репертуаре коллектива присутствуют произведения русского фольклора, а также песни фронтовых лет. Регент хора Никон Жила поясняет:
«В этих песнях для нас заключается мысль проповеди не только внутри Церкви для верующего человека, а просто для человека. Эти песни можно назвать молитвой светского человека, ведь они о самых главных вещах: о дружбе, о вере, о чести, о любви, — о том, без чего не может и не должно жить наше общество».
Семинарский хор, как считают специалисты, звучит ничуть не хуже профессионального хора обители. Студенты также дают концерты и участвуют в богослужениях. Иеромонах Афанасий (Дерюгин), благочинный обители, поясняет:
«Все праздничные богослужения поются двумя хорами: нашим знаменитым монастырским и хором Сретенской семинарии».
Избранные песнопения хора Сретенского монастыря
Предлагаем посмотреть видео и послушать: Рахманинов. «Всенощное бдение» в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.
Просветительские курсы
Курсы открылись при обители в 2014 г. Проводят их в конференц-зале и других аудиториях Сретенской семинарии с одновременной видеозаписью, транслирующейся затем на интернет-портале. Каждую подобную запись смотрят в среднем 30000 человек.
В лекциях рассматриваются многие вопросы православных: особенности толкования Библии, тонкости отечественной догматики, история становления Церкви. Занятия проводят педагоги семинарии, священнослужители и миряне.
В Просветительском центре проводят детские курсы.Возглавляющий центр послушник Марк Сикоев поясняет:
«Мы проводим абсолютно разные мероприятия. Здесь дети могут проводить игры, встречи с преподавателями. В центре шесть студий и все они тематически оформлены так, чтобы там было очень приятно находиться. Очень большое значение уделяется творческим дисциплинам, где дети раскрываются и делают что-то своими руками».
Татьяна Расновская
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Сретенский монастырь (Москва), Москва | cityseeker
Хотя мы делаем все возможное, чтобы обеспечить точность наших списков, некоторые места могут быть временно закрыты без предварительного уведомления. Пожалуйста, подтвердите статус на веб-сайте места проведения, прежде чем строить какие-либо планы.
by Ghirlandajo
«Монастырь со знаменитым хором»
Московский Сретенский монастырь – красивый и древний монастырь, построенный в 16 веке. Он отличается прекрасным архитектурным стилем русского барокко с побеленными стенами, большими куполами и резными каменными арками. Он имеет большое историческое значение, так как монастырь был основан правящим князем Московским в честь отступления армии Тамерлана в 139 г.5. Нынешняя церковь также была местом, где собирались местные жители и русская армия после завоевания города Казани в 1552 году. Сегодня она служит православным местом отправления культа и предлагает богословские курсы и лекции в собственном академическом учреждении. Здесь также есть очень популярный музыкальный хор, который регулярно гастролирует по стране и даже в некоторых зарубежных странах.
, ул. Большая Лубянка, Москва, Российская Федерация, 107031
+7 495 621 5095
семинары@pravoslavie.ru
http://www. pravoslavie.ru
«Монастырь со знаменитым хором»
Московский Сретенский монастырь — красивый и древний монастырь, построенный в 16 веке. Он отличается прекрасным архитектурным стилем русского барокко с побеленными стенами, большими куполами и резными каменными арками. Он имеет большое историческое значение, так как монастырь был основан правящим князем Московским в честь отступления армии Тамерлана в 1395 году. Нынешний храм также был местом, где собирались местные жители и русская армия после завоевания города Казани в 1552 году. Сегодня он служит православным храмом и предлагает богословские курсы и лекции в собственном академическом учреждении. Здесь также есть очень популярный музыкальный хор, который регулярно гастролирует по стране и даже в некоторых зарубежных странах.
Добавить в коллекцию
Адрес электронной почты
Регистрация
Выписка
Гости и номер
Поиск
Номер
Взрослый
Дети 900 YOUR THANKBOK2 900 YOUR THANKBO!
Вы будете уведомлены по электронной почте.
Имя гостя
Номер бронирования
Регистрация
Регистрация отъезда
Гость и номер
Сумма
Продолжить просмотр
Что рядом?
Sretensky Monastery (Moscow)
See More
0,10 1448 290 0 884672 Sretensky Monastery (Moscow)
Similar Locations
Nearby Hotels
Nearby Restaurants & Bars
Nearby Attractions
near_similar 5| 137,9|214|1241 0 Гирландайо https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sretensky_Monastery_2.JPG http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/ Российская Федерация
Транзит
СТАРТ:
Конец:
Совместный:
или скопируйте ссылку:
Приглашающие друзья для внесения вклад:
.
Выезд :
Гость и номер :
Электронная почта :
Сумма :
Статус :
Имя :
Нет Да 0
Категория:
Какие локации вы собираете?
Проживание
Рестораны и кафе
NightLife
Attractions
Покупки
Ключевые слова:
Описание:
0
.
22
октябрь
Хор Московского Сретенского монастыря (Хор Сретенского монастыря) гастролирует в честь «5 -й -й годовщины Воссоединения» -й Русской Православной Церкви. Существует сложное переплетение истории, Русской Православной Церкви , армии и русского народа. По данным Страноведение:
Русская Православная Церковь имеет тысячелетнюю историю сильного политического, а также духовного влияния на жителей Российского государства. Пережив советскую эпоху в качестве религиозного фасада, контролируемого государством, церковь быстро восстановила как членство, так и политическое влияние в начале 19 века. 90-е. http://countrystudies.us/russia/38.htm
Искусство часто эмоционально передает историю нации. Герника Пикассо — это не просто искусно выполненная картина, она передает момент времени в испанской и мировой истории. Так и с Сретенским хором .
Meany Hall в Университете Вашингтона был подходящим местом, чтобы привлечь внимание к вокальным дарам Сретенского хора . В Сиэтле и его окрестностях проживает крупная русско- и восточноевропейская эмигрантская община. Подобно тому, как евангелистов привлекает воскресный пикник, эмигрантскую общину, похоже, привлекает этот концерт. Присутствовало много детей, которые вели себя так же хорошо, как и были внимательны. В толпе была замечена пара православных священнослужителей. Мини был почти полон.
Перед обсуждением концерта немного информации о Сретенском хоре:
Хор Московского Сретенского монастыря существует более 600 лет – с момента основания монастыря в 1397 году. Перерыв в его деятельности произошел только в годы гонений на церковь в советское время.
Москва Сретенский монастырь
Сретенский монастырь основан в 1937 году в память о чудесном событии Сретения Владимирской иконы Божией Матери, описанном в летописях. Тамерлан Великий пошел на Москву после разорения Рязани и Ельца в 139 г.5. Тогда Киприан, Предстоятель Московский, повелел перенести из Владимира в Москву великую православную святыню, Покровительницу земли Русской – Владимирскую икону Божией Матери.
Москвичи встречали икону с надеждой и молились об избавлении. Как повествуют летописи, Тамерлан, осадив Москву, заснул в своем шатре и увидел грозный вид Государыни, которая повелела ему отказаться от плана взятия Москвы. Непобедимый завоеватель, как проснулся утром в ужасе, удалился от пределов Москвы, оставив нетронутым беззащитный город.
Сретенский монастырь был основан на месте, где чудотворная икона Богородицы была встречена московитами («Сретение» на старославянском языке — «Сретение») в память избавления от врага.
Около 10 лет назад в возрождающемся монастыре хор постепенно начал приобретать современные черты.
В 2005 году по благословению архимандрита Тихона (Шевкунова) хор возглавил его нынешний регент — Никон Степанович Жила, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, сын священника. В детстве Никон Жила пел в хорах Троице-Св. Сергиева Лавра. Вместе с монастырскими богослужениями хор начал работу над записью студийных альбомов и активно гастролирует.
Основу хора составляют семинаристы, семинаристы и выпускники Московской Сретенской семинарии и академии. Не менее важную часть коллектива составляют вокалисты Московской академии хорового искусства, Московской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных.
В хоре 30 хористов, каждый из них настоящая находка для творческого коллектива. Среди них талантливые композиторы и аранжировщики: Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Роман Масленников. Солисты первого класса: Дмитрий Белосельский, Михаил Миллер, Михаил Туркин, Иван Скрильников, Петр Гудков, Александр Корогод, Алексей Татаринцев. Дмитрия Белосельского критики часто ставят выше других всемирно известных русских художников. Но каждый член хора — послушный инструмент в руках регента Никона Степановича Жилы, превращающий созвучие голосов в живой орган.
Помимо регулярных Богослужений в Сретенском монастыре, хор Сретенского монастыря поет на самых торжественных Патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной Церкви. http://bestchoir.ru/ru/info/
Первоначальное замечание хора было то, что эти ребята не похожи на монахов. Они были строго одеты в темно-серые костюмы, белые рубашки и темные галстуки. Все они были деловыми, когда речь шла о том, чтобы обеспечить приятное впечатление от концерта.
Программа представляла собой смесь духовной музыки, народных мелодий, современных песен и военной музыки. Никон Жила дирижировал с четкостью, точностью и контролем бывшего военного, каким он и был. Сольные партии исполняли тенор Алексей Татаринцев и бас Дмитрий Белосельский. Программа исполнялась на русском языке, без перевода. И Татаринцев, и Белосельский имеют театральное образование, Татаринцев — в театре «Новая Опера» имени Колобова, а Белосельский — в Большом театре. Театральная подготовка имеет решающее значение для передачи настроения тем зрителям, для которых русский язык не является родным.
Сретенский хор исполняет a cappella, что соответствует канонам византийской церкви. Уэйн Джексон пишет о важности музыки а капелла для церкви в статье Что такое музыка а капелла?
Профессор Эверетт Фергюсон, один из ведущих современных историков церковной истории, отметил, что неиспользование инструмента в богослужении было «традицией большинства христианской истории» до «сравнительно недавних времен» (83).
В период с 1708 по 1722 год Джозеф Бингхэм, англиканский священнослужитель, написал свой великолепный десятитомный труд под названием « Древности христианской церкви» , на создание которого ушло 20 лет. Оксфордский словарь христианской церкви описывает эту работу как «непревзойденную» (Cross, 173). Относительно использования инструментальной музыки в церковном богослужении знаменитый английский ученый писал:
Музыка в церквях так же древняя, как апостолы, но инструментальная музыка не такова: ибо теперь общепринято мнение ученых мужей, что употребление органов пришло в церковь со времен Фомы Аквинского, 1250 г. У Сумса есть такие слова: «Наша церковь не использует музыкальных инструментов, таких как арфы и гусли, чтобы прославлять Бога вместе с тем, чтобы не показаться иудействующей» (I. 315). Затем он каталогизирует важные свидетельства древних писателей пост- апостольский век, чтобы поддержать точку. https://www.christiancourier.com/articles/1328-what-is-a-cappella–music
Концерт завершился во второй половине.
Многие из эмигрантской публики подпевали и аплодировали песням из своего детства или тем, которые они знали как часть своей истории и традиций. Особенно откликнулись публики «Песня о волжском лодочнике», «Белые акации», «Конь» и «Катюша». Благодаря мастерству оркестра, дирижера и солистов не быть носителем русского языка не было помехой. Было достаточно чистоты вокала, тонкой и эффектной театральности и души, чтобы держать человека в напряжении. Можно ожидать, что в духовной музыке есть определенная доля души, но хор успешно передал историческое путешествие русской души через духовную, народную и военную музыку. Хор Московского Сретенского монастыря символизирует переплетение церковных, военных и народных ценностей, пронизывающих российскую историю.
Дополнительная информация о хоре:
Обзор The New York Times
Обзор The Wall Street Journal
ХОР БИО
Регент хора Никон Жила био
Федор Степанов руководитель хора био
Дмитрий Белосельский солист биография
Алексей Татаринцев солист биография
Доктор Вильда ставит палец вверх Хор Московского Сретенского монастыря .