Как работает пушкинский музей изобразительных искусств: Пушкинский музей

ГМИИ имени А.С.Пушкина | The Art Newspaper Russia — новости искусства

Звездные проекты и смотры по разнарядке: выставочные хроники музея на Волхонке

Двухтомник, посвященный выставкам ГМИИ им. А.С.Пушкина за целое столетие, насыщен не только перечнями, но и описаниями событий, давних и не очень. Многие факты из этой летописи воспринимаются сегодня как драматические

14.10.2022

Пушкинский музей открыл выставку «Котел алхимика»

Впервые в российской музейной практике ГМИИ им. А.С.Пушкина показывает выставку, посвященную зрению, главному органу чувств, посредством которого человек получает наибольшее количество информации об окружающем мире

01.09.2022

От перемены мест картин их восприятие меняется

Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров

02.08.2022

Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве

В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова

27. 06.2022

Минкультуры РФ ввело мораторий на вывоз произведений искусства за рубеж

Запрет в первую очередь касается выдачи экспонатов из музеев в «недружественные» страны Европы и Америки

24.06.2022

Бесконечный спектр: от зримого до умопостигаемого

Увидеть глазами произведение искусства дано не всем — как, впрочем, и понять, прочувствовать, интерпретировать. О тонких связях и непривычных практиках, возникающих в этой сфере, рассказывает новая книга, выпущенная ГМИИ имени А.С.Пушкина

24.06.2022

Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина

Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина

26.05.2022

Музейная инклюзия — это портал в будущее, где люди будут сопереживать друг другу

Инклюзия вовсе не узкая социальная тема. Сегодня в этой области сосредоточены высококвалифицированные кадры, щедрые грантовые пожертвования, активная государственная помощь, и, как результат, именно здесь происходят поразительные трансформации

13.05.2022

В ГМИИ художники претворяют бедствия в искусство

Выставка «Между землей и небом» в ГМИИ им. А.С.Пушкина показывает произведения художников четырех столетий: Рембрандта, Франсиско Гойи, Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга, созданные в моменты сильного потрясения и душевных испытаний

11.05.2022

Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию

Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней

05.05.2022

Картины из коллекции Ивана и Михаила Морозовых

Шедевры возвращаются из Франции и по плану уже летом вновь предстанут перед публикой на выставке в Пушкинском

04. 05.2022

Часть коллекции Морозовых вернулась из Парижа в Россию

Первая часть экспонатов выставки «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» в Фонде Louis Vuitton уже на территории России. Об этом рассказал Михаил Швыдкой

18.04.2022

Ван Гог, Мунк и Валлоттон: 21 произведение вернулось в Пушкинский из Японии

Сотрудники ГМИИ оценили сохранность картин и графики, вернувшихся в музей с приключениями на финской таможне. Они экспонировались в Японии на выставке «Гравюры укиё-э, увиденные сквозь призму японизма» в Музее изобразительных искусств города Тиба

13.04.2022

Франция намерена защищать коллекцию Морозовых во время транспортировки в Россию

Произведения искусства из Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С.Пушкина и частных собраний были на выставке «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» в Фонде Louis Vuitton, которую за полгода работы посетили 1,2 млн зрителей

13. 04.2022

Выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в Пушкинском

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина проходит выставка, впервые так полно представляющая древнеегипетскую коллекцию и подводящая итог многолетнему исследованию экспонатов совместно с Курчатовским институтом

12.04.2022

Ирина Затуловская: «Если мифы — то наши мифы, которые меня всегда волнуют»

Московская художница Ирина Затуловская рассказала нам о своей выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина, о преемственности авангарда от Древнего Египта, канонах, свободе и упорстве

24.03.2022

Мемориальную доску откроют на доме Ирины Антоновой в день ее 100-летия

На здании на Покровском бульваре, где долгие годы жила прославленный директор Пушкинского музея, 20 марта откроют памятный знак

18.03.2022

Мумии вернулись в Пушкинский с новыми лицами

Специалисты из Курчатовского института помогли музейщикам разобраться, кто и что на самом деле находится в древних пеленах. Результаты исследований представляет ГМИИ им. А.С.Пушкина на выставке «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия»

01.03.2022

Как Пушкинский реставрирует раму шедевра ван Гога

Полотно «Красные виноградники в Арле. Монмажур», написанное Винсентом ван Гогом в 1888 году в Арле, представят после реставрации на выставке коллекции братьев Морозовых

22.02.2022

Золото Шлимана на выставке в Москве предстанет изученным и отреставрированным

В Пушкинском музее представили промежуточные результаты проекта по изучению троянского клада, полтора столетия назад перевернувшего представление об истории Древней Греции, и рассказали о грядущей выставке

14.02.2022

В Пушкинском музее обновили экспозицию импрессионистов и постимпрессионистов

Новая постоянная экспозиция открылась в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

02.02.2022

В Арсенале показывают первую часть проекта «Названо Вазари», посвященную готике

Для выставки «Названо Вазари. Готика» в нижегородском Арсенале воссоздали средневековые собор и площадь, где исторические реликвии из собрания Пушкинского объединились с современным искусством

27.01.2022

Фильм-балет Дианы Вишнёвой появился в Сети

Лента под названием «Слепок», снятая в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, доступна бесплатно в онлайн-кинотеатре Premier

24.12.2021

Искусство «мерча»: музейные магазины и сувениры

Музеи подходят к сувенирам со все большей фантазией и вниманием: торговля ими приносит заметную прибыль, а через вещи со своими логотипами и картинками они продвигают собственный бренд, идеологию и ценности

22.12.2021

Планы ГМИИ на 2022 год: «Век Арчимбольдо», братья Морозовы и «Миры Шлимана»

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак рассказала о планах музея на будущий год. Среди них — крупные международные выставки и запуск Антоновского научно-просветительского центра для молодых ученых

13. 12.2021

Футуристов Джанни Маттиоли передадут миланскому Музею «Новеченто»

Картины из самого значимого в мире частного собрания итальянских футуристов, не доставшиеся Пинакотеке Брера, до середины января можно видеть в Москве, в ГМИИ им. Пушкина. Потом как минимум пять лет их будет показывать Музей «Новеченто»

09.12.2021

Как нынешние звезды работают с бумагой, можно узнать на выставке из Центра Помпиду

В Пушкинском музее представляют современную графику из собрания Центра Помпиду. Это часть дара, поднесенного музею четой французских коллекционеров Флоранс и Даниелем Герлен. Примечательно, что в международной компании много и русских художников

30.11.2021

Международный инклюзивный фестиваль открылся в Пушкинском музее

«Карта уязвимости» в режиме онлайн свяжет Москву и филиалы музея во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Томске

15. 11.2021

Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»

Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского

09.11.2021

Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию

Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции

01.11.2021

Новые здания в 2024 году появятся у Третьяковки и Пушкинского музея

С открытием дополнительных пространств музеи переформатируют постоянные экспозиции и места проведения временных выставок

28.10.2021

Патрик Уркад: «Правил нет — лишь поиск новых способов представить произведения»

Пушкинский по-новому показывает старых мастеров. Представить классический музей в современном облике поручили французскому сценографу, дизайнеру, историку искусства Патрику Уркаду, который рассказал о своих взглядах на современное музееведение

19.10.2021

Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ

Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент

07.10.2021

ГМИИ возобновил «Пятницы в Пушкинском»

Новый сезон традиционного фестиваля стартовал в главном здании музея: в программе — концерты, экскурсии и беседы об искусстве

01.10.2021

Сцены из жизни женщины: Пушкинский показывает живопись Ксении Хауснер

Крупноформатные полотна прибыли на выставку «Ксения Хауснер. Правдивая ложь» в Москву из венской Альбертины

30.09.2021

Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»

В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах

21.09.2021

В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?

Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты

16.09.2021

Почти феминистки, но всё еще музы

Выставка «Музы Монпарнаса» в ГМИИ затрагивает вопросы женской эмансипации и творческой самореализации, но не пытается оспаривать традиционную роль женщины — музы и верной соратницы

15.09.2021

Солнце «Красных виноградников» Винсента ван Гога должно сиять еще ярче

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина запустил впечатляющий исследовательский и реставрационный проект, посвященный знаменитому полотну Винсента ван Гога

02.09.2021

Пушкинский музей перевесит старых мастеров

ГМИИ им. А.С.Пушкина представит новую концепцию постоянной экспозиции старых мастеров в шести залах первого этажа главного здания

25.08.2021

О картине — символе выставки «Музы Монпарнаса» в Пушкинском

Старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С.Пушкина Алексей Петухов рассказывает о художнице Жаклин Марваль и картине «Кокетки» с обложки каталога и баннера к выставке «Музы Монпарнаса»

25.08.2021

Выставка номинантов премии «Инновация» проходит в Нижнем Новгороде

В этом году произведения номинан тов «Инновации» показывают в нижегородском «Арсенале» до вручения премии, которое состоится 27 августа

19.08.2021

«Спасителя мира» Леонардо да Винчи предлагали ГМИИ и Эрмитажу

Неожиданные подробности всплыли после обсуждения фильма, посвященного самой дорогой в мире картине. Эту сделку пытались провести в 2010 году

11. 08.2021

Женский интернационал Монпарнаса: десять художниц, которых не грех запомнить

В ГМИИ им. А.С.Пушкина проходит сенсационная выставка «Музы Монпарнаса» о женском вкладе в искусство начала ХХ века. Из множества представленных героинь мы выбрали десять художниц, достойных большей известности

06.08.2021

Между готикой и Ренессансом: сиенская школа от Дуччо до Сассетты в ГМИИ им. А.С.Пушкина

ГМИИ имени А.С.Пушкина впервые в России столь полно показывает искусство Сиены XIII–XV веков

24.06.2021

Морозовы ненадолго вернут Парижу постимпрессионистов

Исторические гастроли разделенного собрания Морозовых в Фонде Louis Vuitton в Париже начнутся в конце сентября: впервые с момента возникновения в начале ХХ века коллекция Михаила и Ивана Морозовых покинет Россию

16.06.2021

Завершен очередной этап реставрации росписей Эребуни из Пушкинского

Восстановленные фрагменты помогут реконструировать древнюю монументальную живопись из урартской крепости Эребуни в целом

11. 06.2021

Недосказанная автобиография «железной леди» Ирины Антоновой

Легендарный директор, впоследствии президент Пушкинского музея Ирина Антонова была человеком публичным, но отнюдь не открытым. И мемуары, изданные после ее смерти, все-таки не похожи на исповедь

28.05.2021

Премию «Инновация» проведут всем миром

К организации и вручению премии в области современного искусства «Инновация» к ГМИИ им. Пушкина присоединились крупнейшие государственные и частные музеи и фонды

28.04.2021

ГМИИ им. А.С.Пушкина показывает керамику и текстиль великих художников

На выставке «Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина» музей собрал керамику и текстиль Пабло Пикассо, Анри Матисса, Фернана Леже и других не менее известных мастеров

19.04.2021

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Главная / Москва / Музеи и галереи / ГМИИ им. А.С. Пушкина (главное здание)

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времён до наших дней. На торжественном открытии присутствовал лично император Николай I. Всего в фондах музея хранится семьсот тысяч единиц, но постоянно выставлены лишь несколько процентов.

В главном здании Пушкинского музея можно увидеть шедевры мировой живописи – произведения Рембрандта, Рубенса, Кранаха, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Пушкинский музей славится своей коллекцией искусства Древнего мира и Античности, например, знаменитое «Золото Трои». Так как ГМИИ имени Пушкина задумывался его создателем Иваном Цветаевым, как учебный, в экспозиции представлена обширная коллекция слепков с произведений Античности, Средних веков и эпохи Возрождения – такие как копии скульптур Микеланджело. Идея создателя заключалась в том, чтобы в одном месте можно было познакомиться с искусством и культурой всего мира, и музей уже более 100 лет в полной мере справляется с этой задачей.

Главное здание – основное выставочное пространство музея. Наиболее масштабные и знаковые выставки России проходят именно здесь. В ГМИИ им. А.С. Пушкина можно не только познакомиться с произведениями мирового искусства, но и послушать лекции по теории искусства, истории, архитектуре, посетить экскурсии и встречи с хранителями музейных собраний и кураторами выставок, поучаствовать в публичных дискуссиях и сессиях по современному искусству, занятиях и мастер-классах для детей, взрослых и людей с ограниченными возможностями здоровья, услышать концерты классической и современной музыки. Более миллиона человек ежегодно посещают Пушкинский музей.

Обратите внимание!

По карте Moscow CityPass можно попасть по выбору на основную экспозицию главного здания ГМИИ имени А.С. Пушкина или Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

При наличии очереди в центральный вход главного здания музея клиент Moscow CityPass может воспользоваться услугой Fast Track (Быстрый проход). Обойдите здание справа и при входе в подъезд №5 предъявите пластиковую карту Moscow CityPass, пройдите к кассе на цокольном этаже для получения билета на основную экспозицию музея.

Постоянная экспозиция Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX века будет недоступна для посещения в период с 10 августа по февраль 2022 года.

В это время для самостоятельного осмотра будут доступны только временные выставки. 

С 10 по 29 августа вход в здание будет осуществляться со стороны Малого Знаменского переулка.

До 3 октября 2021 года в Галерее будет проходить выставка «Музы Монпарнаса», посвященная легендам парижского района Монпарнас — женщинам, задававшим тон одной из самых ярких эпох.

В Главном здании с августа станут недоступны для посещения залы
1-го этажа: 8, 9, 10, 11
2-го этажа: 26, 27, 28, 29.
В настоящий момент 7 зал закрыт до 12 октября.

Контакты и расположение

Нидерланды, XV-XVI вв.; Фландрия XVII-XVIII веков; Бельгия XIX-XX вв.

Рецензии на книги

Ксения Егорова

Фландрия XVII-XVIII вв.; Бельгия XIX-XX вв. Москва: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1998. 416 с., много цв. и ч/б иллюстр. ISBN 5-89480-010-2. На русском языке

Обзор, опубликованный в ноябре 2000 г.

Коллекция фламандской живописи (в русском языке этот термин столь же всеобъемлющий, как итальянское «fiamminghi» и французское «фламанд») является одной из незамеченных сильных сторон ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москва. Во введении к этому каталогу из 300 картин Ксения Егорова поясняет, что хотя большинство этих работ ранее были опубликованы в XIX95 полный каталог картин музея, этот текст является первым, включающим полноценные статьи с указанием происхождения и библиографией. Несмотря на то, что эти более поздние записи, как и издание 1995 г., написаны на русском языке, язык которого мало практикуется историками этого материала, коллекция Пушкинского музея так разнообразна, и так много работ иллюстрировано в цвете (хотя иногда и через желоб), что книга оказывается полезным инструментом исследования, независимо от языкового барьера.

Несмотря на внушительную череду публикаций, фонды ГМИИ малоизвестны, за исключением импрессионистов. Этого читателя ожидали очень приятные сюрпризы: «Вид на Амстердам» Ганса Бола на пергаменте, «Коронация Богородицы» Мартина де Воса, две панели с изображением Иосифа Аримафейского и Магдалины, , несомненно, Питера Коке ван Альста, и многочисленные школы, мастерские, копии и вопросительные знаки, которые слишком часто остаются без иллюстраций и, таким образом, остаются неизвестными для тех ученых, которые обычно не посещают коллекции фотографий. Среди художников семнадцатого века четыре портрета Ван Дейка включают Двойной портрет леди д’Обиньи и графини Портлендской, , а самой амбициозной из работ Йорданса является его 1640 Бегство в Египет. Рубенс представлен 1615 Вакханалией и двумя масляными набросками: c.1631 Тайная вечеря и 1634 Апофеоз инфанты Изабеллы. Четыре из пяти композиций Давида Тенирса II воспроизведены в превосходном цвете, в том числе высокий дурак, танцующий со своей куклой. Наконец, среди небольшой коллекции работ девятнадцатого и двадцатого веков сдержанный пуантилистский словарь Тео ван Риссельберге эффектно проявляется в мазках зеленого, фиолетового и охристого цветов, составляющих небольшой натюрморт.

Резюме на западном языке отсутствует, и художники расположены в соответствии с кириллическим алфавитом, но каждое имя и титул транслитерируются на английский язык, и предоставляется указатель этих имен. Неславянская библиография цитируется на языке оригинала. Очень полезный список изменений в атрибуциях дан как на русском, так и на английском языке. Хотя вызывает сожаление тот факт, что такая богатая коллекция не могла стать более доступной за счет более широкого использования западноевропейских языков, качество репродукций такого обширного массива изобразительного материала является достаточной причиной, чтобы приветствовать эту публикацию.

Нина Евгеньевна Серебренникова

Davidson College

Картины ГМИИ им. А.С.

Пушкина в Москве: 6 шедевров, которые стоит увидеть в Москве (находится в соседнем доме по адресу улица Волхонка, 14).

Здесь находится одна из лучших коллекций импрессионизма и постимпрессионизма в мире. С ней могут поспорить разве что музей д’Орсе в Париже и музей Метрополитен в Нью-Йорке.

Вот сразу 7 картин, мимо которых невозможно пройти.

Часть текста выделена другим цветом: это означает, что вы можете наблюдать эти особенности картин только вживую.

1. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Галерея европейского и американского искусства XIX и XX веков), Москва.

Этот портрет является эскизом к другому, парадному портрету Жанны Самари. Сейчас она хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Однако большинство искусствоведов считают этот этюд одним из главных шедевров Ренуара.

Эта картина — квинтэссенция женской чувственности и обаяния.

У него есть маленький секрет. Если вы посмотрите прямо на платье актрисы, оно зеленого цвета. Если посмотреть на него со стороны, то платье становится синим.

Когда Ренуар показал портрет на выставке в 1873 году, многие современники его не поняли: «У нее руки как рыбья чешуя!»

Но нашлись сторонники: «Этот портрет можно есть ложкой!»

Ренуар приукрасил внешность молодой женщины. В жизни Жанна была не такой хорошенькой. Но она была смешна и имела очаровательную улыбку.

Фото Жанны Самари

Однажды в нее влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не хотели брать в семью представительницу легкомысленной профессии. Никто из них не пришел на свадьбу.

Жанна умерла в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. И еще этот портрет. Она висела в его квартире до самой смерти.

2. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888.

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Галерея европейского и американского искусства XIX и XX веков), Москва.

Ван Гог создал эту картину в провинциальном городке Арле. Он приехал сюда из Парижа в поисках ярких красок.

Его поиски увенчались успехом. Здесь он создал самые яркие и известные картины: свои знаменитые «Подсолнухи» и «Ночное кафе». В том числе и «Красные виноградники».

На самом деле виноградники не красные. Зелень лишь временно приобретала красный оттенок под лучами заходящего солнца.

Ван Гог не мог пройти мимо такого оптического эффекта.

Ван Гог написал «Красные виноградники» в технике импасто. Краска наносится плотно крупными мазками.

Картина известна еще и тем, что была куплена за приличные деньги — 350 франков. До этого Ван Гог успел продать не более 20 своих работ за гораздо более скромные деньги.

Считается, что это было началом его признания. Ван Гог очень скоро стал бы баснословно богатым, если бы не тот роковой выстрел в 1889 году.

3. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Галерея европейского и американского искусства XIX и XX веков), Москва.

Поль Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времени. В отличие от импрессионистов, стремившихся передать впечатление момента.

Клод Моне создавал свои картины за часы и даже минуты.

Сезанн работал над Пьеро и Арлекином 2 года! Ему позировали его сын и друг сына. Никто другой не согласился бы на сотни изнурительных сеансов.

Обратите внимание, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Белым он кажется только издалека. Рядом вы увидите, что складки одежды созданы с использованием зеленого и синего цветов.

Композиция картины тоже необычная. Пьеро тычет кулаком в спину Арлекина. Он услышал еще одну насмешку от высокомерного Арлекина. А чувствительный, но трусливый Пьеро не посмел показать кулака в ответ на лицо обидчика.

Художник не раз менял позу Арлекина. В результате его нога оказалась у самого края полотна. Сезанн даже согнул его так, чтобы нога подошла.

4. Поль Гоген. Ты ревнуешь? 1892.

Поль Гоген. Ты ревнуешь? 1892. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Галерея европейского и американского искусства XIX и XX веков), Москва.

Гоген не особенно любил пуританскую Европу. Наполовину перуанец по материнской линии, он прожил до семи лет среди экзотической природы Южной Америки.

Поэтому неудивительно, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.

Картина «Ах, ты ревнуешь?» — одна из его лучших таитянских работ.

Она яркая, экзотичная. Именно по таким произведениям узнаваем Гоген.

На картине изображен момент жизни таитянской девушки, подсмотренный художником. Они ведут неторопливую беседу, принимая расслабленные позы.

Один удивляется, почему другой ревнует. Мы понимаем тему разговора по фразе, написанной Гогеном ниже «Ах, ты ревнуешь?»

Для нас эта сцена будет непонятна, если не знать обычаев таитян.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Ревность считалась неуместной.

Поэтому одна девушка удивляется, почему ее подруга ревнует. Да, она провела ночь с любовником. Почему бы и нет? Такая мораль.

В отличие от Ван Гога, Гоген не любил пастозную технику. Наложен тонкий слой краски. Поэтому сквозь краску легко увидеть переплетение холста.

5. Эдгар Дега «Голубые танцовщицы». 1897.

Эдгар Дега. Голубые танцоры. 1897. Галерея европейского и американского искусства XIX-XX веков (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва).

Считается, что Эдгар Дега рисовал танцовщиц. Но как он сам утверждал, ему нравились не танцовщицы, а движение и красивые платья. Именно это он искал в балеринах.

Вам может показаться, что на картине танцуют четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!

Скорее всего, Дега изобразил одну девушку с разных сторон. После его смерти в его архивах были обнаружены фотографии. На нем запечатлена одна и та же девушка в разные моменты движения.

Мы видим, как она наклонилась, чтобы поправить пуанты. В следующее мгновение она поправляет бретельки своего платья. А потом она держится за декорации, чтобы осмотреть свое платье.

Дега необычным способом добился синего сияющего цвета. Картина написана пастелью. Это своего рода восковые мелки.

Дега работал над пастелью с помощью пара. Под воздействием пара он размягчился, и художник распределил его по холсту кистью. Это сделало его более сияющим.

6. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899.

Клод Моне. Белые водяные лилии. 1899. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Галерея европейского и американского искусства XIX и XX веков), Москва.

Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги.

Не долго думая, он купил дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.

Изначально на купленном участке не было пруда. Мане создал ее искусственно, изменив русло близлежащей реки.

Моне прожил в Живерни 43 года. Он создал сотни картин в своем саду.

12 работ с японским мостом. Один из них хранится в Пушкинском музее.

Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до создания этой картины. До этого мост протянулся над чистой водной гладью, как на картине «Мост в саду Моне».

Клод Моне. Мост в саду Моне. 1895-1896 гг. Частная коллекция.

***

Картины, рассматриваемые в данной статье, когда-то принадлежали коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову.

После революции 1917 года обе коллекции были национализированы.

Дом Щукина превратился в музей. Бывшему хозяину разрешили жить в доме привратника. Перед отъездом из России в 1919 году он проводил экскурсии по своему бывшему особняку.