Содержание
История города: Царицын, Сталинград, Волгоград
Царицын (1589-1925)
Считается, что Волгоград был основан в 1589 году. Тогда он носил другое название – Царицын. Изначально Царицын зарождался как крепость для обороны южных границ русских земель. Первое каменное сооружение возникло в 1664 году. Много раз крепость подвергалась нападениям со стороны взбунтовавшихся крестьян. В 1608 году в городе была заложена первая каменная церковь – Иоанно-Предтеченская, которая была разрушена в конце 30-х годов 20 века и восстановлена в 90-х годах того же века на прежнем месте.
Ещё один интересный исторический факт из истории города: здесь трижды побывал Пётр Великий. Согласно одной из исторических версий, Пётр I сам сочинил проект Царицынской крепости. Царь подарил горожанам свою трость и свой картуз, которые по сей день хранятся в областном краеведческом музее.
В результате усилий Екатерины II в 1765 году в Царицыне и в Царицынском уезде появляются иностранцы-колонисты, которым предоставляется ряд льгот. В тридцати километрах южнее Царицына, в устье речи Сарпы немцами-гернгутерами была основана Сарепта-на-Волге. За короткое время она превратилась в богатую колонию, в которой было развито горчичное, мануфактурное производство и другие ремесла.
Строительство железнодорожной линии в направлении Калача-на-Дону в 1862 году и Грязей в 1872 году привело к экономическому подъёму и сделало Царицын узлом транспортных сообщений территорий близ Каспийского и Чёрного морей, а также Кавказа и Центральной России.
К 1913 году уездный Царицын по числу жителей – 137 тысяч, обогнал многие губернские города. Это был период взрывного роста строительства жилых, производственных, общественно-развлекательных зданий, больниц, школ, гостиниц.
10 апреля 1925 года ВЦИК постановил переименовать Царицын в Сталинград.
Сталинград (1925-1961)
В 30-е годы 20 века Сталинград был одним из самых быстроразвивающихся городов страны, население которого составляло около 480 тыс. человек. Вследствие реализации программы индустриализации СССР за годы довоенных пятилеток Сталинград стал мощным промышленным центром страны. По общему объёму производства город занимал второе место в Поволжье и четвёртое в РСФСР. Город играл большую роль в экономике страны, перспективы его дальнейшего развития также были значительными.
Но все оборвала война. Сталинградской битве суждено было стать одной из самых тяжелых страниц в истории Великой Отечественной войны и одной из самых значимых. За время боёв все районы города, были полностью уничтожены, сожжено и разрушено более 90 % всего жилого фонда. После сражения город был похож на развалины, но вопреки всему Сталинград восстал из руин.
После окончания сражения на заседании Правительства СССР был поднят вопрос о нецелесообразности восстановления города. Было подсчитано, что дешевле построить новый город, чем пытаться восстановить разрушенный. Предлагали построить Сталинград километров на 10 выше по Волге, а на месте бывшего города сделать музей под открытым небом. Но Сталин приказал восстановить город любой ценой. И уже в марте 1943 года в городе начались восстановительные работы.
Архитекторы стремились отразить героику Сталинграда во внешнем облике зданий. Отсюда монументальность, усложненность даже обычных жилых домов, построенных в пятидесятые годы. Стиль, расцвет которого пришелся на годы послевоенного строительства, вошел в историю как сталинский неоклассицизм. Обилие и разнообразие архитектурных деталей, элементов декора создает насыщенный эмоциональный фон в восприятии.
10 ноября 1961 года был принят Указ о переименовании Сталинградской области в Волгоградскую и города Сталинград в Волгоград. Интересно, что варианты переименования были разными – Геройск, Бойгородск, Ленинград-на-Волге и даже Хрущевск. В «Волгоградской правде» от 15 ноября 1961 года дается пояснение новому названию: «Имя города, расположенного у могучей реки, и имя реки, у которой стоит город-герой, должны слиться воедино».
Волгоград сегодня
Волгоград – это город-герой с богатым историческим прошлым, и в то же время развивающийся промышленный центр региона. Он является привлекательным туристическим местом с уникальными историческими памятниками, природой, архитектурными достопримечательностями. Население города составляет более 1 млн. Коренное население – русские, здесь проживают также армяне, украинцы, татары, азербанджанцы и другие национальные меньшинства.
С севера на юг вдоль Волги простираются восемь административных районов города: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский, Красноармейский, возведение которых началось в форме рабочих поселений у промышленных объектов.
Экономика и промышленный потенциал города играет важную роль для региона и страны в целом. Наиболее развитыми отраслями являются нефте- и металлопереработка, химическая и пищевая промышленности, машино- и кораблестроение.
Волгоград является также крупным образовательным центром, в котором успешно работают шесть университетов и несколько профильных вузов. Студенчество играет огромную роль в развитии города. Ежегодно студенты Волгограда становятся участниками различных масштабных образовательных форумов, например, «Студенческая весна», работают волонтерами на социально значимых мероприятиях (в т.ч. Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году), формируют молодежную политику в рамках Молодежного парламента.
История Волгограда и Волгоградской области, история Сталинграда, история Царицына, город Волгоград сейчас
История крупнейшего города Волгограда начинается еще с шестнадцатого века. За все время своего существования город менял название несколько раз: Царицын, Сталинград, Волгоград.
Первое наименование города происходит от небольшой речки Царица, от которой сегодня осталось лишь несколько родников и высохшее русло. В то время возделывалось большое количество земель немецкими колонистами, искусно возделывали и перерабатывали горчицу, которая и сейчас популярна у местных жителей как горчичное масло «Сарепта». Царицын был крупным и развитым городом, но по большей части – купеческий. Тогда в городе был уже водопровод; построена железная дорога; в то время был пущен трамвай, который стал первым в Российской империи; построена городская электростанция; появились первые учебные заведения, а в начале двадцатого столетия было выстроено новое здание, которое носило название Царицынская опера. Новинкой для Царицына были и несколько кинотеатров, один из которых был даже плавучим, находившийся на дебаркадере. Во время Октябрьской революции и Гражданской войны Царицын — арена кровопролитных боев. За время первой пятилетки Царицын становится индустриальным городом. Тогда знаменитый тракторный завод выпускает тракторы, завод Красный Октябрь – металл, завод Баррикады – военную технику. Но война изменила мирную жизнь города.
Тогда город именуется уже Сталинградом. В ходе Великой Отечественной войны битва на Сталинградской земле становится переломным этапом: враг не просто остановлен, но и полностью разгромлен. Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству боевой техники и участвующих в битве людей Сталинградская битва на тот момент превзошла все сражения мировой истории: более 2 миллионов человек, более 2 тысяч самолетов, около 2 тысяч танков, более 26 тысяч орудий. В ходе Сталинградской битвы 112 воинов получили звание Героя Советского Союза.
После военных событий Сталинград был восстановлен, тогда город становится чистым и красивым. В Сталинграде восстанавливается довоенное оборудование, строится Волго-Донской судоходный канал. Промышленные предприятия, театры, вузы, стадионы – это и многое другое появляется в современном городе.
С 1961 года и по сей день город носит имя Волгоград, а в 65-м году Волгограду присвоено гордое звание «Города-героя». В городе-герое активно строятся новые школы, больницы, детские учреждения, магазины, рестораны, кафе, открывается система троллейбусного движения, в эксплуатацию запускается крупнейшая в Европе Волжская ГЭС. В эти годы в Волгограде появляются центральная высота России – мемориальный комплекс «Мамаев Курган», музей-панорама «Сталинградская битва», строится самый крупный в России и Европе речной вокзал на Волге, создается уникальный маршрут всего мира — маршрут подземного скоростного трамвая. В 1995 году численность населения в Волгограде достигает одного миллиона.
Сегодня Волгоград — это красивый современный город нашей страны. Население Волгограда на сегодняшний день составляет более 1 миллиона человек. Город-герой считается крупнейшим индустриальным, транспортным, культурным и научным центром южной части России.
Волгоград: что в названии?
Город: история, имена и памятники
Я много раз думал, что название «Волгоград» для иностранцев, наверное, ничего не значит. Они знают только город «Сталинград», поскольку Сталинградская битва упоминается в учебниках истории как один из переломных моментов Второй мировой войны. Некоторые даже удивляются, глядя на современную карту России, где на самом деле находится этот знаменитый город Сталинград.
Вначале город скромно назывался «Царицын» [возможно, от тюркского сары-син или желтый остров] и так продолжалось 3 столетия. В апреле 1925 года ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) СССР принял решение о его переименовании. Говорят, что идея «Сталинграда» принадлежала тогдашнему премьеру и председателю Совнаркома Алексею Рыкову. Это не спасло его от расстрела в годы Великих сталинских чисток.
Скульптура «Родина-мать зовет» видна со всего города. Символическое изображение победы Советского Союза над немецко-фашистскими захватчиками, созданное ведущим скульптором Евгением Вучетичем, было вдохновлено «Крылатой Победой Самофракии». От кончика меча до вершины постамента 85 метров. Фото: Антон Денисенко
В 1961 году, когда Никита Хрущев боролся против культа личности Сталина, он постановил стереть с лица земли имя, связанное со Сталиным. Его не остановило то, что в 1942 году он сам, как член Ставки Верховного Главнокомандования, в течение полугода находился в эпицентре великой битвы. Местные власти объяснили ему, что жители не рассматривают название города как «памятник Сталину, а видят в нем символ победы и символ могущества государства», но Хрущева не переубедить.
Однако было решено не возвращать городу старое название Царицын, так как в глазах партийного руководства оно слишком напоминало об империалистическом прошлом. В ноябре 1961 года на карте России появился «Волгоград». Со времен Царицына сохранилось всего несколько зданий, так как город был практически стерт с лица земли во время Второй мировой войны. Его перестроили, и теперь архитектура центральной части Волгограда — сталинский ампир: монументальные пятиэтажки с лепными фасадами, административные здания с колоннами.
Генерал-фельдмаршал Фридрих фон Паулюс (первый справа) попал в плен в подвалах Сталинградского ЦУМа. После ареста его допрашивал маршал СССР Константин Рокоссовский (второй слева).
История Волгограда захватывает посетителей еще на перроне Центрального вокзала. Едва туристы сойдут с поезда, как оказываются на площади Павших воинов, где горит вечный огонь, а в центре стоят школьники, отдающие дань памяти защитникам города. Там же находится ЦУМ. 31 января 1943, за два дня до окончания Сталинградской битвы, в подвалах этого здания был захвачен командный состав южного отряда гитлеровских войск во главе с генерал-фельдмаршалом Фридрихом фон Паулюсом.
Также в центральной части города находится музей-панорама «Сталинградская битва». На его территории стоит легендарный «Дом Павлова», простое, ничем не примечательное сталинградское здание, отмеченное на личной карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Во время битвы в Сталинграде бои были за каждое здание. Почти два месяца Павлов и горстка бойцов удерживали оборону. Благодаря их мужеству Дом Павлова стал неприступной твердыней.
Главной достопримечательностью Волгограда, а также самой высокой точкой города является «Мамаев курган» (дословно «Мамаев курган»). Во время боя тот, кто его занял, автоматически контролировал почти весь город, его окрестности и переправу через реку. Это было место отчаянной борьбы, и здесь текли реки крови. Склоны кургана снова и снова перепахивали бомбами, снарядами и минами. Идея соорудить в Сталинграде грандиозный монумент в память о великой битве возникла практически сразу после прекращения боевых действий. Центральная композиция Мамаева кургана «Родина-мать зовет» имеет высоту 52 метра и весит 8 тысяч тонн. Венчает курган фигура, изображающая «Родину-мать», которую видно из многих мест города.
По сей день молодожены посещают эти исторические места после церемонии бракосочетания, чтобы возложить цветы к памятникам. В 50-х и 60-х годах это, вероятно, было выражением благодарности предкам за защиту родной земли. Однако сейчас молодежь просто чтит традицию. Более того, это дает возможность сделать красивые свадебные фотографии в сельской местности. Я, правда, не любитель свадебных торжеств на сто человек, поэтому не надела белое платье и не возложила цветы к памятникам.
Недавно я услышал, что 1 км дороги в России дороже, чем в любой другой стране мира. За предполагаемую стоимость укладки дорожного полотна этот же участок можно было бы покрыть слоем черной икры…
Дважды в год ветераны-участники битвы на Волге, их дети и внуки выезжают в Волгоград. Это 2 февраля, день разгрома немецких войск под Сталинградом, и 9 мая, День Победы в Великой Отечественной войне. Как поется в песне, «День Победы — это праздник со слезами на глазах»: для ветеранов это время радостных встреч и трагических воспоминаний. Но с каждым годом участников праздничного парада становится все меньше. Где-то нашел последние данные, что в Волгограде и его окрестностях осталось в живых чуть более 1500 участников Сталинградской битвы.
Иногда мне хочется увидеть сегодняшний мир их глазами. Гордятся ли они своими потомками? Нравится ли им страна, за будущее которой они боролись? Кстати, год назад в России отмечалось 65-летие окончания войны, но до сих пор есть ветераны, которые не получили обещанного государством жилья. Что чувствуют наши старики, путешествуя по обшарпанным улицам Волгограда, учитывая, что власти до сих пор не справились с самой банальной и нужной задачей по ремонту транспортной инфраструктуры города?
В Волгограде со времен Царицына и Сталинграда сохранилось всего несколько зданий, так как город был практически стерт с лица земли во время Второй мировой войны.
Исторически сложилось так, что город рос исключительно в длину, так как вдоль берега Волги строилось все больше заводов. Жилая часть Волгограда также тянулась вдоль реки; город похож на «кишку», как говорят местные жители, узкий и длинный. Это около 60 км с севера на юг, что занимает полтора часа в машине, тогда как поезд с востока на запад занимает около 20-30 минут.
Транспорт и дороги
Все усложняется еще и тем, что в городе-миллионнике фактически есть только одна дорога, соединяющая южный и северный районы. Это означает, что если на этой магистральной дороге произойдет ЧП, авария, лопнувший водопровод или просто транспортный коллапс, найти путь в обход пробки будет невозможно. Так, например, год назад, в период сильного снегопада, что в Волгограде случается нечасто, город буквально замер.
Ситуация была почти смехотворной: оказалось, что у компании, ответственной за уборку снега, не было нужной техники, потому что они сдали ее кому-то в аренду и «забыли» собрать вовремя. Грузовые автомобили заносило на малейшем уклоне, а грузовики виляли по дорогам, не обработанным химикатами, и не могли сдвинуться с того места, где они оказались, перекрывая дорогу всем остальным. Все это приводило к пробкам протяженностью в несколько километров. Однако в то время, когда разворачивалась транспортная неразбериха, мэр города Роман Гребенников отдыхал на комедийном шоу в соседнем регионе.
Недавно городские власти решили взимать плату с грузовиков за проезд по городу. Не знаю, насколько это законно, но я на 100% уверен, что проблему наших разбитых дорог это не решит. Одна из причин этого в том, что дорожное строительство на сегодняшний день является одним из самых коррумпированных видов бизнеса в России. Недавно я услышал, что 1 км дороги в России дороже, чем в любой другой стране мира. За предполагаемые затраты на укладку дорожного полотна тот же участок можно было бы покрыть слоем черной икры… Однако, несмотря на массовые расходы на строительство дорог, не очевидно, что дорог на самом деле больше нет, ни улучшается ли их качество.
Танцующий мост
Пожалуй, я закончу тему дорог рассказом о «танцующем мосту». Мост через Волгу стоит на железобетонных опорах. Сразу после того, как он был открыт в 2010 году, миллионы людей посмотрели интернет-ролик о том, как мост качается вверх и вниз на ветру, как будто он сделан из веревки. Выглядело это весьма впечатляюще: размах замаха достигал одного метра!
Вскоре после его открытия в 2010 году миллионы людей посмотрели ролик на YouTube, где новый мост через Волгу «танцует» на ветру, словно сделанный из веревки.
Мост строили долго — 13 лет — и он жизненно важен для города. Добраться до левого берега реки, где расположены дачи и места отдыха и где живут люди, раньше можно было только на речном трамвайчике или на грузовом пароме, которые зимой не плотина Волжской ГЭС, но это не короткий путь! Кроме того, мост через Волгу в городе является главной дорогой, связывающей Поволжье с Астраханью, Саратовом и всей Средней Азией. Открытия моста, конечно, ждали с трепетом, но радоваться этому автовладельцам пришлось недолго – уже через полгода он начал «плясать» при порывах ветра до 16 м/с, и закрыто. Через пять дней специалисты убедились, что мост безопасен, и его вновь открыли сначала для пешеходов и автомобилей, а через два месяца и для грузовиков.
По официальной версии «танцы» объяснялись вибрацией ветра. В общем, мост представляет собой нечто загадочное. Существенных технологических изменений в течение года не произошло, но это уже не пляски. Хотя с тех пор ветер стал еще сильнее, чем в тот роковой день.
Часто при просмотре какого-нибудь иностранного фильма или новостей о США или Европе я по-хорошему завидую иностранцам. Длинные висячие мосты через реки, немыслимые виадуки и многоуровневые дороги, шоссе и скоростные поезда. Я смотрю на них и чувствую себя почти как человек из века паровых машин, глядя на век компьютерных технологий. И мне становится грустно.
Мэр
Сколько бы я ни жил в Волгограде, не перестаю удивляться тому, как медленно все развивается в сфере отдыха и услуг, а скорость строительства нового жилья стремительно приближается к нулю. Я уже не удивляюсь, когда вспоминаю обвинения бизнесменов в адрес мэра Романа Гребенникова, которого даже исключили из бизнес-организации «Деловая Россия». Его обвинили в том, что он превратил жизнь местного бизнеса в кошмар, и обвинения в дальнейшем подтвердили проверяющие Генпрокуратуры. В частности, волгоградские предприниматели были обременены заведомо невыгодными для них условиями инвестирования и не связанными с их деятельностью сборами. Отвод земли, разрешение на строительство и т. д. зависели от предпринимателей, делавших так называемые «благотворительные» пожертвования городу. Нередко, обещая предпринимателям участки земли, мэрия фактически заставляла их выполнять дорогостоящие работы по их проекту, но потом не выдавала землю. Кто захочет работать в таких условиях?
Я не верю в честные выборы (и я в этом не одинок), и мне надоела вся предвыборная политическая тактика, поливание политиками друг друга грязью и разоблачительные статьи. Грустно, но факт: люди идут в политику, чтобы решать свои личные проблемы, а не проблемы народа.
Гребенников мне никогда не нравился, скорее наоборот. В 2001 году стал спикером областной Думы. Ему не было еще и 30 лет, а он стал самым молодым в современной России руководителем законодательного собрания ни в одном из субъектов Федерации. Помню, как мой коллега-радиокорреспондент, возвращаясь с заседания областной Думы, рассказывал мне, как Гребенников ругал депутатов, годившихся ему в отцы. Спустя 4 года парламентарии, не в силах с ним мириться, проголосовали за отстранение его от должности спикера.
Бывший мэр — странный и удивительный человек. За три с лишним года, что Роман Гребенников был мэром Волгограда, у него появилось немало врагов. На выборах мэра 2007 года он баллотировался в списки Коммунистической партии Российской Федерации и пообещал не менять своей политической ориентации. Но как только он выиграл, он вступил в «Единую Россию», а позже возглавил общественное управление премьер-министра Владимира Путина в Волгограде. Лидер Волгоградской компартии Алевтина Апарина, увидев, как городом руководит ее бывшая коллега, публично раскаялась в продвижении кандидатуры Гребенникова на выборах. Коммунисты даже собирали подписи за его досрочную отставку.
Новый волгоградский губернатор Анатолий Бровко был назначен президентом Медведевым в 2010 году.
Все ждали перемен к лучшему, когда год назад губернатором был назначен представитель «Единой России» Анатолий Бровков. Была надежда, что они найдут общий язык, но чуда не произошло. Гребенников продолжал обвинять областные власти в том, что они не выделяют Волгограду необходимое финансирование из областного бюджета. Бровко, в свою очередь, неоднократно заявлял, что городом должен управлять сити-менеджер, который будет правой рукой губернатора.
В канун Нового года политическая карьера Гребенникова дала трещину. Сначала его сняли с поста главы путинского отдела по связям с общественностью. Затем, через несколько месяцев, губернатор Анатолий Бровко уволил его с поста мэра Волгограда за невыполнение ряда судебных решений, касающихся некоторых жизненно важных функций города. Затем его коллеги по партии выгнали его из «Единой России» на том основании, что он «дискредитировал партию».
За почти 4 года работы мэром регулярно возбуждались уголовные дела против чиновников городской администрации. Среди «достижений» Гребенникова — отмена традиционно бесплатного общественного транспорта для школьников. Кроме того, выяснилось, что мэрия приобрела квартиры для проживания сирот на аукционе, в котором участвовала только одна фирма. По странному стечению обстоятельств учредителем этой единственной фирмы-участника стал депутат областной Думы Ангар Полисимако, что наводит на мысль, что мэр получил откат. Из всего происходящего вокруг него складывается впечатление, что он просто чиновник, жадный до денег и осознающий свою неприкасаемость.
В Волгоградской области осталось в живых не более 1500 ветеранов Сталинградской битвы. Многие из них до сих пор не получили квартиры, обещанные им российским правительством.
Сейчас Гребенников пытается восстановить себя в должности через суд, а исполняющий обязанности мэра назначен и в ближайшее время депутаты решат, брать ли контрактного управляющего для управления городом.
Выборы
Возможно, так будет даже лучше для Волгограда. Ведь избранные народом мэры плохо справились со своими обязанностями, а предшественник Гребенникова закончил карьеру на скамье подсудимых. Более того, я не верю в честные выборы (и я в этом не одинок), и мне надоела вся предвыборная политическая тактика, поливание политиками друг друга грязью и разоблачительные статьи. Грустно, но факт: люди идут в политику, чтобы решать свои личные проблемы, а не проблемы народа. В бюллетенях вы увидите либо имена, о которых никто не слышал, либо имена, за которые никто не хочет голосовать. Итак, вы должны проголосовать за меньшее из зол, а затем вы увидите, как «меньшее зло», за которое вы проголосовали, управляет городом, в котором вы живете.
Большинству горожан безразлично, кто будет за рулем – Анна Чепмен или Джеймс Бонд, назначенный сити-менеджер или избранный мэр. Мы просто хотим жить в благоустроенном городе в благоустроенной стране.
В России нет политики. Нет и политиков. Даже выборы в Государственную Думу превратили в фарс. Отсутствие в нашем регионе действительно «кого-то» политиков делает вполне возможным, что нас на очередных выборах в Государственную Думу будет представлять Анна Чапман, одна из главных героинь прошлогоднего шпионского скандала в США. Первые шаги к депутатскому мандату она уже сделала, вступив в «Молодую гвардию», молодежную организацию «Единой России». Она посетила родной город своего детства, Волгоград, осмотрела местный больничный комплекс, где оплатила операцию одному из пациентов, поболтала со студентами медицинского колледжа и дала им денег на покупку оборудования для дискотеки. Также она познакомилась с молодыми бизнесменами из Волгограда. Агитация началась.
Волгоградский политолог удивительно точно предсказал судьбу Анны. Когда прошлым летом она вернулась в Россию, к ней был большой интерес, и все, кто мог, присоединялись к ней. Таблоиды публиковали все новые и новые подробности из жизни Анны, в том числе и интимные подробности. Волгоград подхватил эту волну, и на страницах газет появились интервью с Анными учителями, школьными друзьями и ее «первой любовью». Одно из изданий даже объявило конкурс на лучшую песню об Анне и ее коллегах-шпионах. Один политолог сказал мне в разговоре, что не удивится, если Чапман вскоре появится среди кандидатов на место в Госдуме. Какая предусмотрительность!
Но чего хотят люди?
Но это все буря в стакане воды. Большинству горожан безразлично, кто будет у руля — Анна Чапман или Джеймс Бонд, назначенный сити-менеджер или избранный мэр. Мы просто хотим жить в благоустроенном городе в благоустроенной стране. Где автомобили не попадут в дорожно-транспортные происшествия из-за выбоин на дорогах. Где есть зеленые аллеи и парки, в которых можно отдохнуть всей семьей, а не ходить по неровным мощеным дорожкам прошлого века в поисках мусорного бака или места, где можно присесть. Мы не хотим, чтобы в наших домах регулярно отключали горячую или холодную воду, чтобы из наших кранов вместо воды периодически вытекали ржавые отложения и песок, потому что водопроводной системе 70 лет. Мы хотим, чтобы нашим детям было достаточно мест в детских садах, а родителям не приходилось стоять в какой-то фиктивной очереди, чтобы получить эти драгоценные места. Мы не хотим, чтобы нас заставляли в отчаянии ждать своей очереди в очереди и предлагать взятку менеджеру, чтобы он все равно забрал нашего малыша. Мы хотим, чтобы цены на жилье упали, но если жилье не будет строиться, этого не произойдет. Мы хотим, чтобы в наш город приходили инвесторы и строили все: торговые центры, супермаркеты, спорткомплексы, кинотеатры и клубы, и мы не хотим, чтобы кто-то «громил» бизнес.
Снова имена
Чуть не забыл… Когда Советский Союз распался, была большая поддержка за возвращение Волгограду прежних исторических названий, и по сей день наши коммунисты выступают за переименование города в Сталинград. Девять лет назад этот вопрос даже выносился на обсуждение в Государственную Думу, но большинство проголосовало против.
Предложение вернуть городу прежнее название Сталинград неоднократно отвергалось, но память о битве жива. Площадь Павших воинов с вечным огнем находится в центре города. Всегда стоит почетный караул и никогда не бывает недостатка в цветах.
Писатель Василий Аксенов предложил вернуть старое название Царицын. Волгоград казался ему каким-то безличным названием, лишенным всякого смысла.
«Что это значит? Город на Волге? На самой большой реке Европы столько городов: Нижний Новгород, Ярославль, Казань, Самара, Саратов…» — возмущался выдающийся русский писатель.
Кстати, как показал тогдашний социальный опрос, около 60% населения не одобряют идею переименования города. Примерно такое же число было предложено более поздними исследованиями. Может быть, потому, что многие понимают, что переименовывать город — довольно затратное баловство.
Фото: сайт Администрации Волгоградской области, Wikimedia.
Имя Сталинград может вернуться к городу на волне патриотизма Второй мировой войны | Россия
Более 300 лет русский город Волгоград был известен как Царицын. Он назывался Сталинградом в честь советского лидера Иосифа Сталина всего 26 лет, но затем его преемник Никита Хрущев отказался от этого названия в рамках своей кампании по демонтажу культа личности бывшего диктатора.
Теперь город может снова стать Сталинградом после того, как президент Владимир Путин предложил провести референдум о переименовании на фоне волны патриотизма времен Второй мировой войны на востоке Украины. Отвечая на вопрос советского ветерана во время празднования дня «Д» в Нормандии в пятницу, Путин пообещал помочь жителям города проголосовать за возвращение названия «Сталинград». «Это не я отменил», — сказал Путин ветеранам.
В воскресенье представитель Русской православной церкви Всеволод Чаплин также высказался за проведение референдума. «Слово Сталинград уже живет своей жизнью, независимо от имени Сталин. Оно связано с победой в знаменитом сражении, с определенной частью нашей истории», — сказал Чаплин, сообщает ИА «Интерфакс».
Несколько других видных политиков, включая вице-премьера Дмитрия Рогозина и лидера Коммунистической партии, депутата Геннадия Зюганова, поспешили поддержать возможную смену имени. Но поддержка Путина — это то, что, вероятно, продвинет инициативу вперед в Волгограде, одном из крупнейших городов России с населением более 1 миллиона человек.
В прошлом году несколько политиков призвали к проведению референдума о названии Сталинграда в канун 70-летия битвы, которая остановила продвижение нацистов в Советский Союз и считается одной из самых кровопролитных битв всех времен, с общее количество жертв оценивается в 2 миллиона человек. Союз российских граждан собрал более 50 000 подписей за переименование города, но местные политики и пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отвергли эту идею.
Однако городской совет Волгограда проголосовал за использование названия Сталинград в девяти ежегодных праздниках, связанных со Второй мировой войной.
Но, кроме ветеранов и пенсионеров, мало кто поддерживает возвращение названия времен войны. Опрос независимого Левада-центра в 2012 году показал, что 18% респондентов высказались за переименование города в Сталинград, но 60% были против переименования.