Фото для темы оперы: Фоновые рисунки — Дополнения Opera

«Верди уходит в сторону подробного изучения человеческой психологии уязвимости»

На репетиции важна каждая деталь. Фото Екатерины Христовой предоставлено пресс-службой Новой Оперы

Режиссер оперы «Стиффеллио» о том, сможет ли зритель принять драму о священнике, пораженном кризисом веры.

Неизвестную оперу Верди «Стиффелио» в Новой Опере ставит команда, которую взрастил и воспитал этот театр: режиссер Екатерина Одегова и сценограф Этель Иошпа, с которыми в качестве дирижера-постановщика работает Александр Самоилэ, специалист по итальянской опере второй половины XIX века.

Накануне премьеры корреспондент «НГ» Марина Гайкович поговорила с режиссером о несправедливости по отношению к «Стиффелио», об отношении к оперной партитуре и о возвращении в театр после ухода с должности штатного режиссера.

– Катя, насколько мне известно, «Стиффелио» был ваш выбор, точнее, ваше предложение театру. Чем вам интересна эта опера, сегодня совсем не популярная?

– Это правда, это было мое предложение Новой Опере. Я была ошеломлена красотой этой музыки и сюжета. Для меня было полной загадкой, почему эта опера не звучит с подмостков европейских или русских театров так же часто, как знаменитая вердиевская тройчатка («Риголетто», «Травиата», «Трубадур». – «НГ»). Роковую шутку, как я думаю, сыграла тут крутизна сюжета, которую вердиевский зритель не смог воспринять: на сцене обсуждались темы, к которым зритель XIX века не был готов. При иных обстоятельствах, мы бы говорили не о тройчатке, а о вердиевском квартете этого периода.

Это мое искреннее убеждение и как музыканта, и как режиссера, что «Стиффелио» не уступает ни «Риголетто», ни «Травиате», ни Трубадуру». Я абсолютно уверена, что XXI век исправит эту несправедливость, и этот процесс – уже существует немало видео- и аудиозаписей этой оперы – сейчас идет. Это прекрасная опера и прекрасное театральное тело, с которым приятно взаимодействовать.

Убийство ради поцелуя

– Зритель не принял оперу, потому что речь шла о современниках, не было временной дистанции между сидящими в зале и героями на сцене?

– Да, это было ультрасовременно, и, конечно же, видеть драму священника, которому изменила жена, священника в ситуации внутреннего разлома, священника в кризисе – это казалось перебором для современников, они не смогли принять этот материал.

– Какой мотив в центре вашего решения?

– Эту оперу интересно рассматривать в контексте того, что рядом. А рядом – «Луиза Миллер» и «Травиата». Верди осознанно отходит от масштабных исторических сюжетов типа Битвы при Леньяно в сторону внутреннего психологического мира современного ему человека, в сторону подробного изучения человеческой психологии уязвимости. Мне как режиссеру это безумно интересно.

Я вытаскиваю свою трактовку из того, что у Верди заложено: разлом и кризис веры. Священник и проповедник не может вести за собой, когда он сам уязвлен, ранен, находится в сомнении – и как на это реагирует общество, в котором он находится.

Когда я начала заниматься «Стиффелио», было удивлена, что исследователи концентрируются на мотиве измены и отмечают, что в финале через Библию герой приходит к пониманию, прощению. Но там есть очень важный драматургический момент. Ведь вся эта ситуация ведет к убийству человека – любовника Лины Рафаэля, – и эта сцена идет встык с проповедью. Станкар, который вершит страшный суд, тоже оказывается в церкви, среди прихожан. И кажется, что его грех как будто не существует, все построено на прощении Лины. А ведь убийство – это страшный грех, более того, причастность Стиффелио тут, безусловно, есть, потому что он всем сердцем желает этой мести и воспринимает это убийство с облегчением. Неспроста идет яростная стретта, где он поет о том, что негодяй получил по заслугам.

Но ведь это же не слова священника, это слова уязвленного мужчины! Я разрабатываю именно этот конфликт. На мой взгляд, финал оперы, когда Стиффелио прощает Лину и все общество, где развертывается весь узел этой семейной драмы, присоединяется к нему, сегодняшним современным ухом воспринимается, мягко говоря, двояко. Потому что грех прелюбодеяния и грех убийства это все-таки две большие разницы. Мне важно рассмотреть героя в этом изломе, а куда он сможет вырулить, выйдет ли из этого кризиса – это вопрос, который я задаю зрителю

Маэстро всея оперы

– Сегодня в музыкальном театре идет дискуссия о том, как относиться к композиторскому тексту. Есть мнение, что партитура как волеизъявление композитора – несущественна, музыка – часть целого, которое предлагает автор спектакля, режиссер. Как вы считаете?

– Марина, здесь у меня очень простая позиция, я же профессиональный музыкант. Для меня музыкальный текст всегда во главе. Партитура – это всегда колоссальный плюс и бонус. Ни одно самое гениальное либретто не звучит объемно вне музыкального контекста. Музыка добавляет стереомышление, многозначность происходящего. Для меня самый кайф, когда возникают перпендикуляры, когда сюжетно идет одна история, а музыкально – другая, которая создает полифонию, создает контекст. Это как у актеров: есть монолог, а есть внутренний монолог, и они далеко не всегда совпадают. Так вот музыка и есть этот внутренний диалог, который часто и содержит суть происходящего.

Я иронично отношусь к мнению, что можно от композитора уплыть в свою сторону. Это удобная позиция для людей, которые не считывают или принципиально не хотят считывать музыкальные контексты, подтексты. Но ведь как раз они дают возможность для прочтения! Приведу пример, не вердиевский. Когда в «Валькирии» встречаются Вельзунги – Зигмунд и Зиглинда – и идет их любовная сцена, они обретают друг друга, по тексту это момент наивысшего пика и любви. И только музыка даст вам понять, что они обречены, потому что в этот момент у Вагнера звучит тема отречения от любви Альбериха из предыдущей серии, когда тот отрекся от любви, чтобы завладеть богатством мира. И в каждой оперной партитуре есть такие вещи, и если ты эти коды не считываешь, то себя как постановщика многого лишаешь. Второй момент, важный для меня, это формообразование. Форма – это драматургия, и если ты поймешь, как композитор ее выстраивает, это половина решения, это помогает выстроить архитектонику спектакля. Поэтому мне кажется, когда считают, что музыка лишь импульс, это лукавство.

– Если ретроспективно взглянуть на ваши постановки – «Саломея», «Фауст», «Поругание Лукреции», то в каждой из них вопросы христианства, веры оказываются в центре. Чуть в стороне «Гензель и Гретель»…

– И в финале «Гензель и Гретель» рождественская тематика, когда в лесу рождается маленький Иисус. Вы очень точно подметили, я сама в какой-то момент с удивлением это отметила. Я специально не ищу эту тему, она находит меня, и в какой-то момент я обнаруживаю, что она возникает в процессе обдумывания спектакля.

У нас с Этель (сценограф Этель Иошпа. – «НГ») есть макет «Тангейзера», мы готовили его для Мариинского театра, но спектакль не случился, и там та же самая тема. Тема Бога, веры, взаимоотношений человека с Богом. Наверное, отчасти это потому, что в романтической опере эта тема присутствует сама по себе, так как это часть христианской культуры.

Я не знаю, Марина, это загадка для меня самой. Я берусь за произведение по каким-то другим причинам, но потом эта тема становится для меня важной или даже ключевой.

Пряничный домик или Гензель и Гретель

– Вам приятно вернуться в Новую Оперу уже в качестве приглашенного режиссера?

– Мне радостно вернуться и самой в новом качестве, и в театр, который сам находится на новом этапе. Мне радостно работать с Антоном Гетьманом. Это очень точный, профессиональный современный директор. Выпуск спектакля – затратный, нервный, тяжелый процесс, и мне радостно, что с Антоном Александровичем эти этапы проходят легко.

– Как идет ваша работа с дирижером-постановщиком? Находите ли вы с ним взаимопонимание, ведь наверняка ваш замысел требует определенных музыкальных решений, или вы оставляете это за Александром Самоилэ и не погружаетесь?

– Я обязательно погружаюсь, я погружаюсь во все, как опытный аквалангист. Мне нравится работать с Александром Григорьевичем, это на самом деле диалог. Мне важно знать темпы, нюансы, которые он предлагает. Прежде чем ставить какие-то сцены, я просила сыграть их с концертмейстером, чтобы я могла понимать темпы или штрихи, потому что они могут полностью поменять смысловые акценты. И надо сказать, что мы по всем драматургическим сваям совпали. Если же мы слышим какие-то вещи по-разному, всегда находим компромисс. Самоилэ – музыкант с огромным опытом исполнения вердиевских партитур. Это интересный, сложный, умный и, надеюсь, плодотворный диалог.

Новым руководителем «Новой оперы» станет Антон Гетьман

– В Новой Опере одна из лучших трупп в Москве, к тому же вам давно и хорошо известная. Насколько сложно вам далось распределение ролей? И может ли артист поменять акценты в спектакле?

– В «Стиффеллио» я бы говорила в этом ключе о певицах, которые исполняют партию Лины. Это два разных образа, они перекрашивают спектакль. Марина Нерабеева – очень трогательная, теплая, женственная Лина, и возможно, она ближе Александру Григорьевичу. Лиза Соина – более холодновато-ломкая, певица более сложной нервной организации – ближе мне как режиссеру.

Момент распределения составов всегда сложный, надо решить, кто будет петь первый спектакль, и в этом смысле выбор Лины – это болевая точка. Потому что это невыносимо сложная партия, обе певицы великолепно с ней справляются и притом дают два ярких женских персонажа.

Марина Гайкович, “Независимая газета”

На эту тему:

Римский-Корсаков Николай Андреевич — биография композитора, личная жизнь, фото

В детстве Николай Римский-Корсаков любил географию и мечтал стать моряком. А во время кругосветного путешествия хотел как можно скорее вернуться на сушу и посвятить себя музыке. На написание Симфонии №1, «Садко», «Снегурочки» Римского-Корсакова вдохновили народные легенды и мелодии, даже описания декораций и сценических подробностей он заимствовал из былин и заговоров. Композитор не только писал музыку, но и помогал своим коллегам редактировать и заканчивать сочинения — так появились оперы «Каменный гость», «Хованщина», «Князь Игорь» и другие произведения.

«Музыку я не особенно любил»: детские годы

Николай Римский-Корсаков — кадет Морского корпуса. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019

Дом, где родился Николай Римский-Корсаков. Тихвин, Новгородская губерния. Фотография: журнал «Нива» №21. Санкт-Петербург, 1912 / wikipedia.org

Николай Римский-Корсаков — гардемарин. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019

Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии (сейчас Ленинградская область). Его отец Андрей Римский-Корсаков служил новгородским вице-губернатором, позже — гражданским губернатором в Волынской губернии. В 1835 году ушел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать композитора Софья Скарятина была дочерью орловского помещика Василия Скарятина и крепостной крестьянки.

С детства Римский-Корсаков занимался с домашними учителями, которые преподавали ему иностранные языки, литературу и математику. Об учебе будущий композитор писал: «Читать я выучился не учившись, просто шутя; память у меня была превосходная: я запоминал целые страницы из читаемого мне матерью наизусть слово в слово, а арифметику стал понимать очень быстро». Римский-Корсаков, как и его родители, увлекался музыкой.

Первые признаки музыкальных способностей сказались очень рано во мне. Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией, а узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано.

В шесть лет Николай Римский-Корсаков научился играть на фортепиано, а уже в 11 он написал свои первые произведения — дуэт для голосов с аккомпанементом фортепиано на слова из детской книжки и увертюру. Однако Римский-Корсаков не мечтал быть музыкантом: «Музыку я не особенно любил, или хотя и любил, но она почти никогда не делала на меня сильного впечатления или, по крайней мере, слабейшее в сравнении с любимыми книгами. Но ради игры, ради обезьянничанья… я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

В 1856 году Николай Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Там он изучал военное дело, научился стрелять из пушки, чинить корабли, даже несколько раз выходил в открытое море и плавал на судне «Прохор», где капитаном был его брат Воин Римский-Корсаков. Также кадетам преподавали астрономию и математику. В выписке из личного дела Римского-Корсакова отметили: «По-русски читает очень хорошо, пишет хорошо, по грамматике — довольно хорошо. Арифметика на программу своего возраста — очень хорошо; знает более требуемого. География — очень хорошо. В истории — хорошо. Французский язык: читает весьма хорошо, переводит с французского свободно и говорит».

Первые крупные сочинения

Титульный лист партитуры Первой симфонии Николая Римского-Корсакова в новом, переработанном издании. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019

Александр Михайлов. Вечер в салоне (Могучая кучка) (фрагмент). 1950-е. Частное собрание

Николай Римский-Корсаков в молодости. 1860-е. Иллюстрация к книге Анатолия Соловцова «Жизнь и творчество Николая Римского-Корсакова» из серии «Классики мировой музыкальной культуры». Москва: Издательство «Музыка», 1969

В свободное от занятий в Кадетском корпусе время Николай Римский-Корсаков посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Любимым композитором Римского-Корсакова был Михаил Глинка. Он вспоминал: «Я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии… В Глинку я был влюблен».

С осени 1858 года Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Федора Канилле. Тот познакомил начинающего композитора с произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера и Людвига ван Бетховена. Под руководством учителя он написал несколько небольших пьес.

В ноябре 1861 года Канилле привел Римского-Корсакова в кружок музыканта Милия Балакирева — «Могучую кучку». В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи. Через год начинающий композитор взялся за свое первое крупное произведение — Симфонию №1.

В 1862 году Римский-Корсаков с отличием окончил Морской кадетский корпус. По успеваемости он был шестым в выпуске, поэтому его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз». С 1862 по 1865 год Римский-Корсаков был в кругосветном путешествии: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию. Однако композитор хотел как можно скорее вернуться в Россию и продолжить занятия музыкой. Он писал матери: «Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю — решительно нет! Нравственная польза от музыки неоспорима… Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много».

В 1865 году Николая Римского-Корсакова перевели на береговую службу в Петербург. Он снова стал посещать встречи Балакиревского кружка и писать музыку. К концу того же года композитор доработал Симфонию №1. Впервые ее публично исполнил оркестр под управлением Балакирева в декабре 1865 года. На работу над симфонией Римского-Корсакова вдохновляла народная музыка.

Эта симфония, написанная в форме обыкновенных немецких симфоний, была первым опытом молодого, еще с технической стороны неумелого, дарования. Первая и последняя ее части… были слабейшими частями этой первой попытки на поприще симфонической музыки. Но в адажио и скерцо сказался сильный талант. В особенности адажио, построенное на народной песне про татарский полон, оригинальностью ритма… прелестью инструментовки… новизною формы и более всего свежестью чисто русских поворотов гармонии изумило всех и сразу явило в Римском-Корсакове замечательный симфонический талант.

Народные мотивы и национальный колорит Римский-Корсаков показал и в следующих своих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Фантазии на сербские темы». Эти композиции впервые исполнили на «славянском концерте «Могучей кучки», где присутствовали зрители из Сербии, Чехии и Польши. Критик Владимир Стасов писал: «Дай бог, чтоб наши славянские гости никогда не забыли сегодняшнего концерта, дай бог, чтоб они навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».

Композитор Цезарь Кюи. Российский национальный музей музыки, Москва

Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного в опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». Москва, 1890-е годы. Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Василий Чеховский / Музей Большого театра, Москва

Композитор Модест Мусоргский. 1874. Санкт-Петербург. Фотография: А.Ф. Лоренц / Русский национальный музей музыки, Москва

В конце 1860-х Римский-Корсаков увлекся творчеством композиторов Гектора Берлиоза и Ференца Листа. Как и они, музыкант стал писать свои произведения в стиле романтического программного симфонизма. У таких сочинений был сюжет, но отсутствовали вокальные партии. Чтобы зрители лучше понимали музыку, композитор писал объяснение, в котором пересказывал историю, ставшую основой произведения. Первое сочинение в таком стиле Николай Римский-Корсаков создал в 1867 году — музыкальную картину «Садко». Ее сюжет он взял из русских былин. Позже композитор включил темы в одноименную оперу. В «Садко» он впервые использовал придуманную им так называемую «гамму Римского-Корсакова» для стилизации путешествия Садко к Морскому царю. Этот прием был основан на чередовании высоких и низких звуков. Критик Александр Серов писал: «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн, это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя было бы выразить ничего подобного».

В следующем году Римский-Корсаков начал работать над произведением «Антар», на которое его вдохновила одноименная сказка польского востоковеда и писателя Осипа Сенковского. Сначала композитор назвал это сочинение Второй симфонией, однако затем переименовал его в симфоническую сюиту.

С 1860-х Николай Римский-Корсаков стал помогать другим композиторам с редактурой их произведений. Вместе с Цезарем Кюи он закончил оперу «Вильям Ратклиф». По завещанию Александра Даргомыжского музыкант дописал партитуру его оперы «Каменный гость». Редактировал Римский-Корсаков и произведения своего близкого друга Модеста Мусоргского. Они снимали одну комнату и часто помогали друг другу, играли на одном рояле и даже составили график: «С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем… и дело устраивалось как нельзя лучше».

В 1870-х Николай Римский-Корсаков начал писать свою первую оперу «Псковитянка» по одноименной пьесе русского драматурга Льва Мея. На создание музыки его вдохновили старинные народные и церковные песни. Автор посвятил «Псковитянку» кружку Балакирева. В работе над произведением ему помогали другие композиторы: Петр Чайковский заранее прислал либретто по драме Мея (фрагменты из него Римский-Корсаков использовал при создании своего либретто), а Модест Мусоргский стал автором нескольких хоров в третьем действии. Премьера «Псковитянки» прошла в 1873 году на сцене Мариинского театра. Римский-Корсаков вспоминал: «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах академии песню вольницы всласть».

«До конца жизни не переставал восхищаться игрой жены»: личная жизнь

Надежда Пургольд, жена Николая Римского-Корсакова. 1872. Иллюстрация к книге Иосифа Кунина «Римский-Корсаков» из серии «Антология мысли». Москва: Издательство «Юрайт», 2019

Слева направо: композиторы Игорь Стравинский, Николай Римский-Корсаков и его дочь Надежда Римская-Корсакова с женихом Максимилианом Стейнбергом и Екатерина Стравинская. 1908 год. Российский национальный музей музыки, Москва

Николай Римский-Корсаков. Санкт-Петербург, 1901–1908 годы. Мемориальный музей А.Н. Скрябина, Москва

В конце 1860-х на одном из музыкальных вечеров у композитора Александра Даргомыжского Николай Римский-Корсаков познакомился с пианисткой Надеждой Пургольд. Она изучала теорию музыки, писала небольшие пьесы и увертюры, дружила с участниками «Могучей кучки» и играла их произведения.

Пургольд помогала Римскому-Корсакову в работе над «Псковитянкой». Композитор Александр Бородин писал: «А какова Надежда Пургольд? Корсинька наиграл ей антракт из «Псковитянки»; она на память написала его, да не на фортепиано, а прямо на оркестр — со всеми тонкостями гармоническими и контрапунктическими, несмотря на сложность, оригинальность и трудность голосоведения». Пианистка разбирала эскизы оперы, обсуждала и редактировала их с композитором. Позже Римский-Корсаков писал: «Увертюра [«Псковитянки»] от первой до последней нотки принадлежит нехорошей девочке, которую я очень, очень люблю». Пургольд еще несколько раз помогала редактировать его произведения.

В 1871 году во время совместного чтения повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» Римский-Корсаков сделал Надежде Пургольд предложение. Через год они поженились, а вскоре композитор посвятил ей романс «Ночь». Критик Владимир Стасов писал об этом произведении: «При всей красоте его, романсы почти все были довольно спокойны и даже чуточку холодны. Теперь пришла для него другая пора…» Жене Римский-Корсаков посвятил и свою вторую оперу — «Майская ночь». Ее премьера прошла в 1880 году в Мариинском театре.

Вместе Римский-Корсаков и Пургольд прожили больше 30 лет, в браке у них родилось семеро детей. Их сын Владимир Римский-Корсаков писал, что Николай Андреевич «до конца жизни не переставал восхищаться игрой жены и особенно любил и поощрял ее занятия фортепианной игрой в летние месяцы на даче, где она располагала для этого более свободным временем, чем в городе».

Педагог и глава Беляевского кружка

Николай Римский-Корсаков. Российский национальный музей музыки, Москва

Композиторы Николай Римский-Корсаков (сидит слева) и Александр Глазунов (сидит справа) с группой студентов Петербургский консерватории. Российский национальный музей музыки, Москва

Слева направо: композиторы Анатолий Лядов, Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. 1905. Иллюстрация к книге Анатолия Соловцова «Жизнь и творчество Николая Римского-Корсакова» из серии «Классики мировой музыкальной культуры». Москва: Издательство «Музыка», 1969

В 1871 году Николай Римский-Корсаков стал профессором по классам практического сочинения и инструментовки в Санкт-Петербургской консерватории. В эти же годы он начал преподавать в организованной Бесплатной музыкальной школе, а в 1874 году стал ее директором. Однако вскоре он понял, что ему не хватает знаний для преподавания. Римский-Корсаков вспоминал: «Мне помогало то, что никто из учеников моих на первых порах не мог себе представить, чтобы я ничего не знал, а к тому времени, когда они могли начать меня раскусывать, я уже кое-чему понаучился».

Чтобы заполнить пробелы в знаниях, в конце 1870-х Римский-Корсаков начал изучать музыкальную теорию: одновременно преподавал в консерватории и вместе со студентами посещал отдельные занятия. Петр Чайковский писал своей знакомой Надежде Фон Мекк: «Он пришел в глубокое отчаяние, когда увидел, что столько лет прошло без всякой пользы и что он шел по тропинке, которая никуда не ведет. И он стал учиться, но с таким рвением, что скоро школьная техника сделалась для него необходимой атмосферой».

По просьбе исследователя фольклора Тертия Филиппова в эти же годы Римский-Корсаков создал сборник русских народных песен со своим музыкальным сопровождением. Композитор стал изучать «наиболее древние… и в силу сущности своей сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности» обрядовые и игровые языческие песни. Он использовал их во время работы над операми «Майская ночь» и «Снегурочка».

Основой «Снегурочки» стала одноименная пьеса-сказка Александра Островского. Композитор вспоминал: «В зиму 1879–80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет… я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского». Над «Снегурочкой» музыкант работал около года — изучал фольклор, консультировался с Островским. Он хотел создать «старинную весеннюю сказку».

Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре. Александр Островский писал: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

«Снегурочка» принесла Николаю Римскому-Корсакову известность, опера понравилась критикам за «дух старины» и «языческие мотивы». Однако над новым крупным произведением работать музыкант не начинал. В 1881 году умер его друг Модест Мусоргский. Римский-Корсаков несколько лет редактировал последние произведения композитора: обработал симфоническую картину «Ночь на Лысой горе», а по его черновикам закончил оперу «Хованщина». В 1887 году умер другой участник «Могучей кучки» — Александр Бородин. Римский-Корсаков дописал его оперу «Князь Игорь».

Что бы это такое у нас было, когда бы не существовало Римлянина? Вычеркните его из нашего времени, и вся история новейшей русской музыки получила бы другой характер и физиономию, многих бы у ней рук и ног не было. Но не надо, чтобы такой крупный художник слишком самого-то себя позабывал и чтобы крыл чужой дом, а свою крышу оставлял непокрытою.

Римский-Корсаков не оставил преподавательской деятельности. Он возглавил Беляевский кружок — объединение начинающих композиторов, которые собирались в доме мецената Митрофана Беляева. Частные уроки у музыканта брали Анатолий Лядов и Александр Глазунов.

В 1880-х Римский-Корсаков создал несколько небольших музыкальных произведений, среди которых симфоническая пьеса «Сказка», а также сюиты «Испанское каприччио» и «Шехеразада».

«Сплошное чествование»: последние оперы

Михаил Врубель. Царевич Гвидон (фрагмент). Эскиз костюма к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1900. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Михаил Врубель. Город Леденец (фрагмент). Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1900. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

Михаил Врубель. Владимир (фрагмент). Эскиз мужского костюма к опере Николая Римского-Корсакова «Садко». 1897. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

В 1892 году Николай Римский-Корсаков написал оперу-балет «Млада», в основе которой лежали истории и сказания славянского племени полабов. Для публики произведение оказалось слишком сложным. Музыковед Инна Образцова писала: «Надуманность сюжета оперы мешала работе композитора. Музыка оперы отмечена печатью холодности».

Основой следующей оперы Римского-Корсакова стала повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Композитор добавил несколько новых сцен, в которых показал борьбу с нечистой силой. Накануне премьеры оперу едва не запретили по личному указанию императора Александра III: роль царицы, прообразом которой была Екатерина II, посчитали оскорбительной. Чтобы «Ночь перед Рождеством» все-таки поставили, вместо Царицы Римский-Корсаков был вынужден ввести ее фаворита — Григория Потемкина. Премьера оперы прошла в ноябре 1895 года. Публика не поняла оперу, не понравилась она и критикам, которые посчитали «Ночь перед Рождеством» «неблагонамеренной».

Неудачи не заставили Римского-Корсакова оставить творчество. В 1895–1896 годах композитор работал над оперой «Садко» на основе русских былин. Снова обратиться к этому сюжету ему предложил музыковед Николай Финдейзен. Он же составил первоначальный план либретто, который в дальнейшем отредактировали критик Владимир Стасов и поэт Владимир Бельский. Римский-Корсаков вспоминал: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Поэтому в либретто зачастую сохранен былинный стих с его характерными особенностями».

Композитор специально сделал композицию «Садко» неравномерной: в некоторых действиях он замедлял развитие сюжета, чтобы слушатели могли представить атмосферу Морского царства. Позднее Римский-Корсаков писал: «Вариации… колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение — считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания».

К 1897 году опера была готова. Однако Николай II запретил включать «Садко» в репертуар государственных театров. Император писал: «Пусть вместо этой оперы дирекция [Императорских театров] подыщет что-нибудь повеселее». Критик Семен Кругликов предложил показать оперу в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова, которая располагалась в театре Гаврилы Солодовникова. Но через несколько недель после премьеры здание сгорело, и «Садко» поставили заново в Санкт-Петербургской консерватории.

До конца 1890-х Римский-Корсаков сочинил еще несколько опер, среди которых «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» и «Царская невеста». В эти годы он оставался одним из самых популярных композиторов в России. В 1898 году художник Валентин Серов написал его портрет.

Римский-Корсаков начал работу над оперой «Сказка о царе Салтане» по одноименному произведению Александра Пушкина. Либретто, как и для «Садко», написал поэт Владимир Бельский. Оперу Римский-Корсаков хотел закончить к июню 1899 года — столетию со дня рождения Пушкина. Однако завершить «Сказку о царе Салтане» удалось только в 1900 году. Премьера оперы прошла в ноябре того же года в Москве, на сцене восстановленного театра Гаврилы Солодовникова. Декорации и костюмы создал Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела-Врубель исполнила в ней роль Царевны Лебеди. Некоторые части «Сказки о царе Салтане» — увертюру «Три чуда», мелодию белки и «Полет шмеля» — еще при жизни композитора стали часто играть отдельно.

В 1900 году музыкант отпраздновал творческий юбилей — 35 лет с момента исполнения Симфонии №1.

Московская частная опера, воспользовавшись моим присутствием в Москве, назначила на 19 декабря представление «Садко», пригласила меня и устроила мое юбилейное чествование. В этот же вечер по случаю моего юбилея Большой театр дал «Снегурочку»… Меня чествовали также в концерте Русского музыкального общества. Усталый от всех этих оваций, я возвратился в Петербург. Но тут предстояло мне в течение месяца с лишком какое-то сплошное чествование. То то, то другое музыкальное общество устраивали концерт из моих сочинений, звали на обед или ужин, подносили адреса и венки. Приветствий этих и празднований было так много, что я не берусь их перечислить — все спуталось в голове моей… Я называл свой юбилей «хроническим», подобным затяжной болезни.

В 1900-х Римский-Корсаков создал еще несколько опер — «Кащей Бессмертный», «Сервилия», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В эти же годы его учеником стал композитор Игорь Стравинский, который позднее писал: «В моем музыкальном образовании есть одно большое преимущество — я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным».

Последним произведением Римского-Корсакова стала опера «Золотой петушок» по одноименной сказке Александра Пушкина. Либретто для нее вновь написал Владимир Бельский. Премьера «Золотого петушка» прошла в 1908 году в театре Гаврилы Солодовникова.

В последние годы жизни Николай Римский-Корсаков болел. В 1908 году вместе с труппой Сергея Дягилева он планировал поехать на первые Русские сезоны в Париж, но из-за болезни остался в России.

Римский-Корсаков умер 21 июня 1908 года в своей усадьбе в Любенске Псковской губернии. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1930-х годах могилу композитора перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

В 1995 году в имении в Любенске открыли музей Николая Римского-Корсакова.

Интересные факты из жизни

Виктор Перельман. Александр Глазунов за роялем. 3 августа 1903. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Валентин Серов. Портрет композитора Николая Римского-Корсакова (фрагмент). 1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Боим Соломон. Портрет писателя Льва Толстого (фрагмент). 1941. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» Красноярский край

1. У Римского-Корсакова был так называемый «цветной слух»: каждый звук вызывал у него ассоциации с определенным цветом. Композитор писал: «Все тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично, встречаются исключительно в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния». За особую систему «цветомузыки» Римского-Корсакова называли «музыкальным маринистом».

2. В январе 1898 года Римский-Корсаков поссорился с Львом Толстым из-за взглядов на музыку. Композитора и писателя познакомил критик Владимир Стасов. Они встретились в московской усадьбе Толстых в Хамовниках. За несколько дней до визита композитора автор опубликовал эссе «Что такое искусство?», в котором писал: «Для произведения музыкального искусства талантливому человеку еще менее нужно того, что составляет сущность искусства, то есть чувства, которое заражало бы других… Для музыкального произведения искусства нужно прежде всего выучиться так же быстро двигать пальцами на каком-нибудь инструменте… Выучившись же всему этому, музыкант уже может не переставая писать одно произведение за другим».

Римский-Корсаков прочитал статью и не согласился с ней. Он считал, что самое важное в музыке — передать чувства. Толстой ответил, что произведения композиторов непонятны «простому мужику». Римский-Корсаков отметил, что такой человек не поймет и книги Толстого, в том числе «Войну и мир» и «Анну Каренину». Тогда писатель назвал композитора «мраком» и записал в дневнике: «Вчера Стасов и Римский-Корсаков, кофе, глупый разговор об искусстве. Когда я буду исполнять то, что много баить (то есть разговаривать. — Прим. ред.) — не подобаить?»

3. В 1905 году Римский-Корсаков поддержал Первую русскую революцию. Он написал открытое письмо, которое опубликовали в петербургских газетах. В нем композитор требовал полной автономии Петербургской консерватории, а также защищал студентов, которых преследовала полиция.

Масса приблизительно в шестьсот человек окружила здание консерватории и стала ломиться в боковую дверь. На площади появились конные городовые, наезжавшие на нас с издевательствами… Помню, как быстрой и взволнованной походкой прошли в консерваторию Римский-Корсаков и [Александр] Глазунов, как вся толпа бросилась к ним — единственным в этот период заступникам и защитникам. Через несколько минут они вышли из здания, оба побледневшие от волнения и возмущения. Оказывается, они пришли с заявлением, что, если не прекратятся преследования бастующих учащихся, они оба покидают консерваторию.

Из-за поддержки революционеров Римского-Корсакова уволили из Петербургской консерватории. После этого в знак протеста оттуда добровольно ушла большая часть профессоров, в том числе композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов. Римский-Корсаков и другие преподаватели вернулись в консерваторию в конце 1905 года, когда предоставили автономию.

Персонализация — Справка Opera

Настройка браузера Opera с помощью панели Easy Setup

Самый простой способ настроить стартовую страницу в Opera — открыть панель Easy Setup. Панель находится в правом верхнем углу браузера и включает в себя самые популярные параметры.

Тема – темное против светлого

Вы можете переключаться между двумя темами, светлой или темной. Эти темы изменяют внешний вид панели вкладок браузера и комбинированной панели адреса и поиска.

Обои

Вы можете изменить вид стартовой страницы и других страниц Opera, применив обои. В Opera есть несколько предварительно загруженных обоев, которые вы можете найти в Настройки  > Обои . Вы также можете получить доступ к фоновым рисункам с панели Easy Setup .

На панели Easy setup щелкните фоновый рисунок, чтобы изменить внешний вид браузера. Если вы хотите найти больше обоев, нажмите кнопку Получить больше обоев  , чтобы перейти в раздел обоев на сайте addons.opera.com/. Оттуда вы можете просматривать и устанавливать обои, созданные сообществом Opera.

Обои, загруженные с сайта, можно найти в разделе Настройки  >  Обои или в меню Easy Setup.

Добавьте свои собственные обои

Вы можете создать обои из любого изображения, которое найдете в Интернете. Щелкните изображение правой кнопкой мыши (Ctrl+щелчок на Mac) и выберите Использовать изображение как фоновый рисунок .

Вы также можете создать свои собственные обои с любым изображением, хранящимся на вашем компьютере. Для этого:

  1. Перейти к Настройки .
  2. В разделе Обои нажмите кнопку Добавить обои .
  3. Найдите и выберите образ в вашей системе.

Изображение станет вашим новым фоновым рисунком и будет добавлено в ваш список обоев.

Расширения

Расширения — это приложения, которые можно добавить в браузер Opera. Эти расширения добавляют дополнительные параметры, такие как инструменты повышения производительности, порталы новостей и погоды, надстройки для социальных сетей и игры. Вы можете искать расширения в магазине дополнений Opera.

Расширения, которые вы добавляете в свой браузер Opera, можно найти на странице расширений. Там вы можете включить или выключить расширения и настроить их параметры. Вы можете открыть страницу расширений, щелкнув значок Extensions (значок куба) в нижней части боковой панели. Как вариант, можно попасть на страницу расширений через главное меню:

Чтобы открыть страницу расширений Opera в Windows и Linux:

  1. В Opera откройте Меню.
  2. до 9 лет0003 Extensions , нажмите Extensions . ( Ctrl + Shift + E )

Чтобы открыть страницу расширений Opera на Mac:

  1. В Opera нажмите View на панели инструментов.
  2. Щелкните Показать расширения. ( ⌘ + Shift + E )

Добавить расширения Chrome в Opera

Чтобы установить расширения из интернет-магазина Google Chrome в Opera, необходимо сначала загрузить и установить Установка расширений Chrome 9Аддон 0004 из магазина дополнений Opera.

После того, как вы установили надстройку Install Chrome extensions , вы можете перейти в интернет-магазин расширений Chrome и выбрать нужное расширение. Нажмите кнопку Добавить в Opera и следуйте инструкциям. Вы попадете на страницу менеджера расширений, где сможете нажать Install . После добавления расширений Chrome в браузер Opera вы сразу же сможете их использовать.

Помните о расширениях

Многие расширения Google Store являются сторонними приложениями, поэтому всегда следует соблюдать осторожность при их добавлении в браузер Opera. Мы рекомендуем вам прочитать отзывы и рейтинги перед установкой любого расширения Opera или расширения Chrome в Opera. Кроме того, некоторые расширения могут использовать большую вычислительную мощность вашего компьютера, поэтому вам не следует перегружать ими свой браузер и следует сохранять только те расширения, которые вы часто используете.

Смена языков в Opera

Opera переведена на многие языки, что упрощает просмотр на вашем родном языке. Opera будет использовать язык вашей системы по умолчанию для установки языка браузера.

Чтобы изменить язык браузера Opera на Mac:

  1. Перейдите к системным настройкам вашего Mac .
  2. Нажмите Язык и регион .
  3. В поле Предпочтительные языки щелкните и перетащите язык в верхнюю позицию.

Обновите браузер, чтобы завершить смену языка.

Чтобы изменить язык браузера Opera в Windows или Linux:

  1. Перейти к Настройки .
  2. Нажмите Дополнительно  на левой боковой панели и нажмите Браузер .
  3. В разделе Languages ​​ нажмите Language .
  4. Нажмите  рядом с языком и нажмите Показать Opera на этом языке .

Импорт закладок и настроек

Если вы переключаетесь с другого браузера и сейчас используете Opera, вы можете импортировать данные браузера, включая историю, закладки, файлы cookie и многое другое, из другого браузера.

Для импорта данных браузера:

  1. Перейти к Настройки .
  2. В разделе Синхронизация щелкните Импорт закладок и настроек .
  3. Выберите браузер и элементы для импорта.
  4. Нажмите Импорт .

Импортированные данные браузера находятся на странице закладок.

Вы можете импортировать данные браузера из Google Chrome, Mozilla Firefox, Safari, Yandex или из HTML-файла закладок.

Параметры запуска в Opera

Параметры запуска позволяют указать Opera, какая страница или набор страниц должна открываться при запуске браузера. Чтобы выбрать параметры запуска в Opera:

  1. Перейти к Настройки .
  2. Под Basi c перейдите к При запуске .
  3. Выберите параметры запуска.

Начните заново со стартовой страницы   – Opera запускается на стартовой странице и при запуске без открытых вкладок из предыдущего сеанса просмотра. Ваши закрепленные вкладки остаются закрепленными.

Сохранять вкладки из предыдущего сеанса  – Opera возобновляет предыдущий сеанс просмотра при запуске. Все вкладки, оставшиеся открытыми при последнем использовании браузера, будут открыты в новом сеансе просмотра.

Открыть определенную страницу или набор страниц   – Opera открывает страницу или набор страниц при запуске.

Чтобы добавить страницу, нажмите Добавить новую страницу , введите адрес веб-страницы, затем нажмите Добавить . Вы можете добавить несколько страниц.

Или вы можете выбрать одну из открытых вкладок, нажав Использовать текущие страницы .

Чтобы отобразить или скрыть боковую панель в Opera, перейдите в раздел «Простая настройка» в правом верхнем углу браузера Opera. Щелкните Показать боковую панель.

Мессенджеры, функции и страницы Opera доступны на боковой панели

В боковой панели Opera можно включить следующие элементы:

Рабочие места

Мессенджеры

  • Facebook Messenger
  • WhatsApp
  • Telegram
  • ВКонтакте
  • Instagram

Возможности Opera

  • My Flow
  • Крипто-кошелек

Страницы Opera

  • Быстрый набор
  • Закладки
  • Личные новости
  • Вкладки
  • История
  • Загрузки
  • Расширения
  • Настройки

    3 90

    Панель настройки боковой панели позволяет редактировать или удалять элементы на боковой панели, такие как рабочие области, мессенджеры, история или ваши расширения.

    Настройка боковой панели в Opera

    Вы можете выбрать, какие мессенджеры, функции или страницы будут доступны на боковой панели. Есть два способа сделать это:

    1. Щелкните трехточечный значок в нижней части боковой панели.
    2. Выберите нужные элементы на боковой панели.

    Или:

    1. В Opera перейдите в Настройки .
    2. В разделе Sidebar нажмите Manage sidebar .
    3. Выберите нужные элементы на боковой панели.

    Чтобы скрыть боковую панель из браузера Opera, нажмите Скрыть боковую панель .

    Чтобы отобразить боковую панель в Opera, перейдите к Easy Setup и нажмите Показать боковую панель .

    Настройка дополнительных параметров в настройках

    1. Перейти к Настройки .
    2. Нажмите Дополнительно на левой боковой панели и нажмите Браузер .
    3. Под Стартовая страница , вы можете включить или отключить параметры стартовой страницы.

    Здесь у вас есть несколько больше возможностей, чем в меню простой настройки. Вы можете скрыть панель поиска на стартовой странице, а также настроить анимацию быстрого набора и количество столбцов. Вы также можете получать рекомендуемые номера быстрого набора (в зависимости от вашей активности в Интернете) и продвигаемые номера быстрого набора (веб-сайты, продвигаемые Opera).

    Тематические фото оперы и изображения премиум-класса в высоком разрешении

    • ТВОРЧЕСКИЙ
    • EDITORIAL
    • VIDEO
    • All
    • Sports
    • Entertainment
    • News
    • Archival

    Best match

    Newest

    Oldest

    Most popular

    Any dateLast 24 hoursLast 48 hoursLast 72 hoursLast 7 daysLast 30 днейПоследние 12 месяцевПользовательский диапазон дат

    Просмотрите 320

    доступных стоковых фотографий и изображений темы opera или начните новый поиск, чтобы просмотреть больше стоковых фотографий и изображений.

    Показаны редакционные результаты на тему оперы. Вместо этого искать в Креативе?

    Оперная звезда Грейс Мур исполняет заглавную песню из своего последнего фильма «Я возьму романтику!», Голливуд, Калифорния, 1937 год. Гала-концерт 7 мая 2018 года в Метрополитен-музее… Оперное сопрано Рене Флеминг прибывает на гала-концерт 2018 года 7 мая 2018 года в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. — Гала-концерт собирает деньги… Студент оперного училища готовится к спектаклю о «Короле обезьян» для празднования наступающего Нового года 27 декабря 2006 года в Пекине… Итальянский оперный тенор Лучано Паваротти выступает в Лондоне во время бесплатный концерт «Вечеринка в парке», посвященный его 30-летию в опере. Толпа… Новогодний фейерверк взрывается в небе над Сиднейской гаванью 31 декабря 2002 года в Сиднее, Австралия. Толпа из примерно 800 000 человек… Новогодний фейерверк взрывается в небе над Сиднейской гаванью 31 декабря 2002 года в Сиднее, Австралия. Толпа из примерно 800 000 человек . .. Изображение обложки нот песни «Хор охотников из оперы фон Вебера Фрейшютц с вариациями для фортепианного форте» с оригинальным … Изображение обложки нот «Моритат» на цветной литографии Тема из «Трехгрошовой оперы» «Фортепианное соло» Курта Вайля и Берта Брехта, Нью-Йорк, Нью-Йорк… Тенор испанского происхождения Пласидо Доминго и его жена Марта Орнелас улыбаются, сидя на вечеринке, устроенной Арлин Даль с астрологический знак Дева… Родившийся в России американский танцор Михаил Барышников выступает в постановке Американского театра балета «Тема и вариации» в Линкольн-центре… «Вид на променад» на выставке «Улицы Парижа» на международной выставке «Век прогресса» с входом в Оперу Комик … Американская балерина Гелси Киркланд с труппой Американского театра балета выступает во время парадной репетиции / фотосессии «Тема и … Американская балерина Гелси Киркланд и американка русского происхождения. б танцор Михаил Барышников с труппой Американского театра балета, выступление… Американская балерина Гелси Киркланд с труппой Американского театра балета выступает во время генеральной репетиции/фотосессии «Тема и. .. американец русского происхождения артист балета Михаил Барышников с труппой Американского театра балета выступает во время генеральной репетиции/фотосессии… Американская балерина Гелси Киркланд с труппой Американского театра балета выступает во время генеральной репетиции/фотосессии ‘Тема и… Общий вид главного зала Государственной оперы в Берлине 25 января 2009 г.во время дебатов между министром иностранных дел Чехии Карелом… Общий вид главного зала Государственной оперы в Берлине 25 января 2009 г. во время дебатов между министром иностранных дел Чехии Карелом… Репродукция обложки ‘Illustrazione Italiana’ об итальянской опере . Тема обложки — «Фальстаф» Верди; рыцарь полулежит в … Человек, одетый как Шемр, человек, отрубивший голову Имаму Хусейну, едет на лошади, проезжая мимо сельских жителей во время Тазие в День Ашура в … Общий вид главного зала Государственная опера в Берлине, 25 января 2009 г.во время дебатов между министром иностранных дел Чехии Карелом… Общий вид главного зала Государственной оперы в Берлине 25 января 2009 года во время дебатов между министром иностранных дел Чехии Карелом. .. Общий вид главного зала Государственной оперы в Берлине 25 января 2009 г. во время дебатов между министром иностранных дел Чехии Карелом … Денверская лирическая опера открыла свой сезон 1971 года во вторник вечером в Театре Аудиториум оперой Роберта Уорда, получившей Пулитцеровскую премию, «Суровое испытание» … Больше юмора вводится в тема «Рио-Рита» Адель Брэдфорд в роли туристки и Джорджа Хатчинса в роли «капитана Гонсалеса». Опера… Английский композитор Бенджамин Бриттен катается на лодке в Альдебурге с писателем Эдвардом Морганом Форстером, 15 октября 1949. Бриттен и Форстер… Фейерверк взрывается над Сиднейским оперным театром, когда город празднует Новый год 1 января 2007 года в Сиднее, Австралия. Тема Нового года в этом году…Студенты оперного училища гримируются перед спектаклем о «Короле обезьян» в честь наступающего Нового года 27 декабря 2006 года…Студентка оперного училища ждет спектакль про «Короля обезьян» в честь наступающего Нового года, рядом с охранником в декабре. ..Студенты оперного училища гримируются перед выступлением про «Короля обезьян» в честь наступающего Нового года 27 декабря 2006 г….Студентка оперной школы готовится к спектаклю о «Короле обезьян» для празднования наступающего Нового года 27 декабря 2006 г. в Пекине,…Студентка оперной школы танцует во время спектакля о «Король обезьян» для празднования наступающего Нового года 27 декабря 2006 года в Пекине,…Студенты оперного училища готовятся к спектаклю о «Короле обезьян» для празднования наступающего Нового года 27 декабря 2006 года в Пекине ,…Репродукция обложки ‘Illustrazione Italiana’ — ‘Edizioni Rico rdi’ — об итальянской опере. Тема обложки — «Аида» Верди. Репродукция обложки «Illustrazione Italiana» на тему итальянской оперы. Тема обложки — «Отелло» Верди. На снимке Отелло… Световые скульптуры, изображающие персонажа китайской оперы, изображены во время фотоколла, посвященного Фестивалю волшебных фонарей в Chiswick House Gardens… Итальянский оперный тенор Лучано Паваротти выступает в Лондоне во время бесплатного концерта Party in the Park, посвященного его 30 лет в опере 30 июля. .. Фреска из Гранд Опера в Вене на тему балета. Добиашофский, Франц Иосиф: 23 ноября 1818 г. в Вене — 7 декабря 1867 г. Фреска из Большой оперы в Вене на тему оперы. Добиашофский, Франц Иосиф: 23 ноября 1818 г. в Вене — 7 декабря 1867 г. Маска Колама. Сложные маски, подобные этой, использовались танцорами, чтобы помочь разыграть центральную тему во время ритуальных танцев колам. Сделано из раскрашенного… Слева направо: Барабра Венеция, Лейла С. Конлин и Марк Чапин Джонсон на балу Opera Pacifics в отеле Hyatt Regency в Ирвине. Тема этого…Тенор Нью-Йоркской оперы Брэндон Вуд и сопрано Эрин Стюарт поют рождественские гимны перед самой большой в Японии 36-метровой рождественской елкой в…Немецкий композитор и дирижер автограф темы из его оперы «Die schweigsame» Frau’Girl играет в тематическом парке в Хэфэй, Аньхой, Китай, 29 сентября.Март 2015. Люди в костюмах выступают, чтобы привлечь путешественников в тематическом парке в Хэфэй, Аньхой, Китай, 29 марта 2015. Люди в костюмах выступают, чтобы привлечь путешественников в тематическом парке в Хэфэй, Аньхой, Китай, 29 марта 2015. Люди в костюмированное выступление для привлечения путешественников в тематическом парке в Хэфэй, Аньхой, Китай, 29 марта 2015 г. Люди в костюмах выступают для привлечения путешественников в тематическом парке в Хэфэй, Аньхой, Китай, 29 марта 2015 г. Люди в костюмах выступают для привлечения путешественников тематический парк в Хэфэй, Аньхой, Китай 29Март 2015. Актеры, одетые как древние гвардейцы, готовятся к выступлению в Пекинской опере в Новом дворце Юань Мин 11 мая 2005 года в Чжухай, провинция Гуандун. перед олимпийским логотипом на храмовой ярмарке в Пекине, 28… Рабочие готовят стеклянный дом, который является частью экспозиции «Дома будущего» на переднем дворе Сиднейского оперного театра, 15 октября 2004 года. Оперный певец и писатель Томас Квастхофф на открытии Франкфуртской книжной ярмарки 7 октября 2004 года во Франкфурте, Германия. Франкфуртский… Немецкий оперный певец и писатель Томас Квастхофф на открытии Франкфуртской книжной ярмарки 7 октября 2004 года во Франкфурте, Германия.