История кусково музей усадьба: Усадьба Кусково: история и архитектура на старинных фотографиях

Усадьба Кусково: история и архитектура на старинных фотографиях

Путешествия

К началу лета мы открываем новую архитектурную рубрику “Усадьбы Москвы в деталях”. В многочисленных парках Москвы можно найти не только покой и прохладу, но и скрытые жемчужины мегаполиса — роскошные усадьбы, которые служат напоминанием о богатой истории города. Сегодня отправляемся почти на 250 лет назад — в усадьбу Кусково.

Кусковский лесопарк пользуется популярностью уже как минимум три века. Если сейчас здесь разъезжают на велосипедах и самокатах, то тогда толпились кареты. Два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям, здесь был настоящий праздник: сюда мог пройти любой, даже прилично одетый мещанин: прогуляться, поудить рыбу или посмотреть представление.

Getty Images

Партер со стороны дворца.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Таким Кусково стало при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Именно он в XVIII веке построил здесь архитектурно-художественный ансамбль, который стоит в парке по сей день.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Getty Images

“Бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету. В садах гремела музыка, в аллеях теснились люди, и венецианская гандола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера”, — писал Н. М. Карамзин.

Вид с парадного двора на пристань, пруд и канал. Дата съемки: 1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Кусково принадлежало роду Шереметевых с XVI века. Раньше здесь стояли деревянная церковь, боярский и крепостной дворы, а строительство роскошных дворцов началось только во второй половине XVIII века после женитьбы Петра Борисовича на княжне Варваре Алексеевне. В качестве приданого она преподнесла мужу три своих поместья: Перово, Тетерки и Вешняки. Объединив их, граф получил обширное имение.

Парк.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Молодая супруга любила эти места и не хотела уезжать отсюда. Поэтому для нее Шереметев решил создать усадьбу с дворцом, увеселительными павильонами, большим парком и прудами. Она делилась на три части: запрудную со зверинцем, основную с архитектурным ансамблем и территорию с английским парком “Гай”.

Столовая во дворце. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

Источник: russiainphoto.ru; Московский музей-усадьба «Останкино». «Шерер, Набгольц и Кº»

Малиновая гостиная. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Дворец (1769–1775)

Главным зданием, конечно, являлся дворец, или Большой дом. Его построили под руководством московского архитектора Карла Бланка из дерева. Фасад оштукатурили и покрасили в нежно-розовый цвет, а в центре разместили родовой вензель под графской короной. Парадный этаж предназначался для приема гостей, а на цокольном располагались винные погреба и хозяйственные помещения. Планировка и декор интерьеров идеально сохранились до сегодняшних дней.

Дворец.

Getty Images

Кусковский дворец на берегу пруда. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Малиновая гостиная. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto. ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Итальянский домик (1754–1755)

Шереметевы обожали приемы: случалось, что в Кускове собиралось до 30 000 человек. Для встреч небольших групп гостей даже был построен специальный домик, который называли Итальянским. Конечно, он был значительно меньше, чем основной дворец, но гораздо уютнее: здесь граф хранил свою коллекцию раритетных вещей.

Итальянский домик. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Итальянский домик.

Голландский домик (1749)

Голландский домик был построен в память о Петре I, который многому научился в этой стране. Здание знакомило гостей с европейским укладом: здесь был разбит сад с тюльпанами, огород с капустой и спаржей, а рядом паслась корова, специально привезенная из Голландии. Изнутри сооружение было выложено изразцами и плитками, пол отделан мрамором, а стены украшали картины фламандских художников, изображавших домашний быт.

Голландский домик. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Голландский домик.

Getty Images

Павильон “Грот” (1756–1761/1775)

Грот под руководством крепостного архитектора Ф. Аргунова строили целых шесть лет. И это, несомненно, одна из самых интересных построек Кускова. Каменный павильон в стиле рококо, по задумке автора, должен был олицетворять стихию камня и воды. Во-первых, он располагается у пруда, а во-вторых, в отделке стен и потолка были задействованы настоящие раковины средиземноморских моллюсков, которые возами доставляли из Голландии. Кроме того, для создания атмосферы подводного мира здесь использовали цветное стекло, известковый туф и фарфоровые изделия, выполненные в форме разных морских обитателей.

Грот. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto. ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Грот.

Getty Images

Кстати, именно в Гроте обедала императрица Екатерина II во время своего визита в Кусково.

Грот. Северный кабинет. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

Павильон “Эрмитаж” (1765–1767)

“Эрмитаж” в переводе с французского означает “хижина отшельника”. И в Кускове здание использовалось практически по назначению: здесь можно было уединиться во время бала с дамой либо обсудить важные дела с друзьями. Конечно, в роли отшельников выступали только приближенные к графу люди. Павильон имеет два этажа: на первом располагалась прислуга, а на второй могли попасть только гости и только на специальном механическом лифте. Еду и напитки тоже поставляли с помощью подъемного механизма, так что можно было не беспокоиться о конфиденциальности.

Дорожка к “Эрмитажу”. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.

russiainphoto. ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

«Эрмитаж».

Getty Images

Дом уединения (1782–1786 )

Среди запутанной сети садовых дорожек парка “Гай” находился Дом уединения. Именно здесь поселился Петр Борисович после смерти своей супруги и дочери. Обстановка была скромная по сравнению с дворцом, и он пользовался лишь тремя комнатами: личной уборной, кабинетом-конторочкой и вседневной опочивальней.

Парк “Гай”.

“В этом домике жил граф, когда лишился милых сердцу жены и дочери, и оттуда выходил только для приема знатных гостей, иногда Екатерины и других государей. Только тогда он являлся еще истинно русским вельможею, и иностранные принцы с изумлением описывали его пиры; но, возвратясь в свой домик, в свое уединение, он снова был отшельником, верным памяти о сердечном счастии”. Из книги “Старая Москва. История былой жизни первопрестольной столицы”.

Усадебный дом в Кускове.

pastvu.com; Ателье «Шерер и Набгольц».

В усадьбе Кусково также располагались оранжерея, использовавшаяся не только для выращивания фруктов и цветов, но и для приема гостей, вольер для птиц, церковь, колокольня, швейцарский домик и воздушный театр, состоящий из амфитеатра и сцены. Он давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка.

Оранжерея.

Getty Images

Швейцарский домик. Дата съемки: 1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Швейцарский домик.

Getty Images

Оранжерея, 1904.

pastvu.com; Автор: Николай Евгеньевич Лансере; Источник: Архив А.А. Иванова-Терентьева

Юбилей государственной и общественной деятельности графа Сергея Дмитриевича Шереметева.

russiainphoto. ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

После революционных событий 1917 года усадьбу национализировали, а через два года она стала государственным музеем, который впоследствии объединили с коллекцией Музея керамики.

Псарный двор. Дата съемки: 1886.

russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»

Фото: Getty Images; russiainphoto.ru; pastvu.ru; подробности об источниках фото – при нажатии на изображение.

ТегиПутешествияАрхитектураМоскваГородУсадьбыПутешествия

как появился русский Версаль / Новости города / Сайт Москвы

Культура

Дворец в музее-усадьбе «Кусково». Автор М. Озерский. 1954 год. Главархив Москвы

В бывшем имении графов Шереметевых сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века.

Впервые Кусково упоминается в конце XVI века как владение Шереметевых. Документы, рассказывающие, как появилась усадьба и как она изменялась, хранятся в Главархиве Москвы.

Кусково принадлежало Шереметевым более трехсот лет, вплоть до 1918 года. За это время сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы. В 1623–1624 годах здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. В соответствии с модой того времени в усадьбе появился английский сад, украшением которого были ручьи, пруды, водопады, живописные горы и овраги.

Основные памятники ландшафтного искусства возникли в усадьбе Кусково в 1780-е годы. Аллеи с аккуратно подстриженными деревьями, цветочными коврами и ровными газонами стали своеобразным лабиринтом: некоторые из них заканчивались зеркальными тупиками или нарисованными перспективами-обманками, скрывающими реальное пространство. В XVIII веке усадьбу даже прозвали Версалем из-за схожести с резиденцией французских королей.

Парк привлекал своей оранжереей, в которой лавровые, лимонные, апельсиновые, кофейные и другие экзотические для наших широт деревья вырастали до не меньших, чем в естественной среде обитания, размеров.

«Дачный справочник и путеводитель по окрестностям Москвы» 1907 года сообщал: «В лесу, прилегающем к парку, на громадном протяжении устроено множество дач разных цен, но более дешевые — в густо населенной дачной местности “Гай”, находящейся по дороге в Косино. Здесь помещается увеселительный сад “Гай” с театром».

Лес отличался березняками, прогулочными просеками и вековыми дубами и липами, которые, по мнению специалистов, можно отнести к ценным объектам. К сожалению, из-за обильной дачной застройки старый Кусковский парк в начале XX века был практически уничтожен. О его состоянии в первые десятилетия советской власти можно судить по описанию в путеводителе 1928 года: «Конечно, спустя полтораста лет парк далек оттого, каким он был во времена Екатерины, тогда армия крепостных садовников холила его, как одалиску, подстригала под один манер пышные зеленые кудри, поливала клумбы цветов. Сейчас по дорожкам гуляет отдыхающий рабочий, критически разглядывая безносых, безруких мраморных богов и богинь».

В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, в музейные экспозиции включены коллекции фарфора, керамики и стекла Государственного музея керамики, переведенного в Кусково в 1932 году. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы были казармы, в которых жили курсантки школы инструкторов снайперской подготовки.

С 2011 года в парке проводились работы по благоустройству. Центральную часть усадьбы украсили чугунными скамейками, выполненными по образцу XVIII–XIX веков. Специалисты провели дренажные работы, высадили деревья во французском регулярном парке — единственном в Москве. Кроме того, в Кускове воссоздали воздушный театр (уникальный образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства), очистили пруд, отремонтировали и укрепили его берега.

Комод из Версаля и «особливая» беседка. Узнаем тайны усадьбы Кусково Нутрь из раковин витых. Как был построен и украшен «Грот» в Кускове

Теги

усадьбы история документы Главархив Кусково

Сферы

Культура

Округ

Восточный

Район

Вешняки

Все новости

Усадьба Кусково Москва

Старинная дворянская усадьба Кусково – бывшая усадьба графов Шереметевых – великолепный образец садово-парковой архитектуры XVIII века. Эта великолепная усадьба — одна из старейших деревянных усадеб Москвы. Первоначально земля принадлежала А. А. Пушкину, пока не была обменена на графа В. А. Шереметьево. С тех пор вот уже более 300 лет земля принадлежит семье Шереметьевских. Дело в том, что Шереметевым принадлежал лишь небольшой участок, а все остальные земли в округе принадлежали статскому канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После женитьбы в 1743 году графа Петра Борисовича на единственной дочери князя Варвары, входившей в состав высшего двора и считавшейся самой богатой невестой России, Шереметевы стали единоличными владельцами этих земель. Первоначально Варвара Алексеевна была замужем за известным писателем-сатириком князем Антиохом Кантемиром, который отказался от свадьбы, считая, что брак помешает его литературным и научным занятиям. Петр Шереметев, уволившись с придворной службы, с удовольствием занялся благоустройством усадьбы. Он лично руководил строительными работами на всех участках: планировкой парка, строительством и украшением Дворца и павильонов. Ансамбль Кусковского в целом сложился в 1750-1770 гг.

Деревянный Дворец, построенный под руководством известного московского архитектора Карла Бланка в стиле раннего русского классицизма, предназначался для торжественного приема гостей в летний период. Дворец был двухэтажным и состоял из парадного этажа и антресоли на высоком каменном цоколе. К главному входу во Дворец ведет белокаменная лестница и пологие пандусы-спуски для входа в кареты.

Усадебный комплекс предназначен для пышных приемов и развлечений. Для этих целей были построены парковые павильоны и беседки, оранжерея и Кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На Кусковском пруду стояла небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 га усадьба собирала во время торжественных приемов до 30 тысяч гостей.

Недалеко от нынешнего пересечения улиц Вешняковской и Юности располагался знаменитый Кусковский театр на 150 мест. Помимо постоянного театра, имелась также «воздушная сцена» в саду из липовых шпалер с большим амфитеатром на 80-100 мест. «Этот «воздушный театр» был еще в Нескучном, поселке Д. В. Голицына. Место, где располагался воздушный театр, сохранилось до наших дней, он находится в восточной части регулярного парка.

На территории усадьбы в то время было 17 прудов. «Пруды Кусково были полны дорогой рыбы; рыбы было так много, что невод ловил за раз 2000 карасей, а один раз в пруду была вычерпана раковина с жемчужиной; в старину на пруду стояло несколько рыбацких хижин, стояли каюты лодок и лодок, был остров с развалинами, шли матросы в шкиперских шинелях кофейно-вишневого цвета с белыми пуговицами», — писал исследователь старой Москвы Михаил Пыляев.

Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморными скульптурами.

Во время Отечественной войны 1812 года Кусково занял корпус маршала Нея. В Кускове базировались офицеры наполеоновской армии. Многие ценности после визита французских войск бесследно исчезли. Со стен дворца были сорваны тканые обои, частично разбита парковая скульптура.

В 1918 г. Кусково получило статус музея-усадьбы, в экспозиции музея представлены коллекции фарфора, керамики и стекла Государственного музея керамики, который был передан Кусково в 1932. Во время Великой Отечественной войны усадьба была построена как казарма, где жили курсанты д. Вешняки Центральной школы инструкторов снайперской подготовки. С 1960 года усадьба Кусково находится в черте Москвы.

В 2017-2019 годах в музее были проведены масштабные реставрационные работы. В 2019 году после реставрации открылся павильон Грот. Наиболее полно восстановлено ракушечное убранство интерьеров, утраченное за годы существования памятника. Специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНЦ) имени И. Э. Грабаря работали над реставрацией не имеющих аналогов в музеях «гротических» глиняных скульптур и сюжетных панно с инкрустацией ракушками, кораллами и перламутром. нашей страны. Это была первая комплексная реставрация всего павильонного собрания за столетнюю историю Музея (в ХХ веке работы ограничивались лишь уходом за памятником и сохранением отделки корпуса).

Основное значение в декоре шкафов — декор из 24 видов ракушек тропических морей (Средиземного и Черного морей, Индийского, Атлантического и Тихого океанов). Впервые были пополнены раковины Грота, которые было особенно сложно выявить и добыть в необходимом объеме (некоторые виды раковин занесены в Красную книгу).

В заключение отметим, что усадьба Кусково – уникальное сооружение русской архитектуры XVIII века. Посетив его, вы окунетесь в неповторимую атмосферу и насладитесь великолепным пейзажем. Мы гарантируем, что вы будете в восторге и получите только положительные эмоции от его посещения. Мы всегда будем рады видеть вас там!

 

Автор: Кирилл Матюнин

Дворец Кусково (Москва) — Из России с любовью

 

Усадьба или дворец Кусково создана в полном соответствии со вкусами и правилами русской дворянской жизни и искусства 18 века. Это композиционный центр ансамбля «Кусково», одного из самых ранних образцов дачных усадеб России.

 

По замыслу владельца графа Петра Борисовича Шереметева, «Кусково» должно быть больше и красивее усадеб других вельмож и не уступать императорским резиденциям. Строительство усадьбы велось в 30-9 гг.0сс 18 века, его территория занимает площадь более 300 га, включающую три парка — Французский регулярный, Английский пейзажный и Запрудный, систему прудов и каналов, малый и большой архитектурно-парковые ансамбли.

«Дачная дача графа Шереметева», прежнее название Кусково, предназначалась специально для приемов, парадных собраний, гуляний с фейерверками, многолюдных торжеств. Во дворце проводились самые торжественные приемы.

Усадьба Кусково, прозванная московским Версалем из-за своих французских садов, является прекрасным образцом московской загородной резиденции 18 века. История усадьбы восходит к 1715 году, когда царь Петр I пожаловал село Кусково Борису Шереметеву, русскому генералу, отличившемуся в Полтавской битве и решившему построить здесь летнюю резиденцию. Шереметьевы были одной из самых богатых и влиятельных семей в России, и поместье использовалось несколькими поколениями семьи.

Нынешняя планировка принадлежит сыну Бориса Петру, который посвятил себя управлению имением после того, как унаследовал от отца около 200 000 крепостных и женился на Варваре Черкасской, в приданое которой входили талантливые крепостные архитекторы Федор Аргунов и Алексей Миронов. В период своего расцвета поместье включало в себя впечатляющий зоопарк площадью около 230 акров земли, но постепенно он пришел в упадок после смерти Петра, и его сын Николай вместо этого предпочел проводить лето в семейном дворце в Останкино. Усадьба была разграблена французской армией во время Московской кампании 1812 г. и впоследствии отремонтирована, но оставалась одной из летних резиденций семьи и местом для частных приемов, торжеств и празднеств, пока большевики не национализировали ее в 19 г.18. 

В 1919 г. усадьба Кусково получила статус Государственного музея, а с 1938 г. к ней был присоединен единственный в России Музей керамики. В настоящее время музей обладает одной из самых богатых коллекций стекла и керамики от античности до современности в мире. Фонды музея насчитывают более 30 000 предметов русского и зарубежного искусства, в том числе итальянскую майолику, венецианское, английское и русское стекло, а также китайский фарфор. В музее представлены уникальные образцы русского фарфора XVIII-XX веков.

 

Поместье включает в себя центральный дворец и несколько небольших зданий и архитектурных аномалий, разбросанных по обширному ландшафтному парку, который включает в себя французские сады, пруды, озера и русские и итальянские скульптуры.

Эти здания были спроектированы и построены как французскими, так и русскими архитекторами, и на их строительство ушло более 40 лет.

Ансамбль Кусково создан крепостными архитекторами Ф. Аргуновым, А. Мироновым, Г. Дикушиным при участии К. Бланка. Центральное место принадлежит дворцу, спроектированному Ч. де Вая и поставлен в 1769 г.-1775 К. Бланк. Деревянная конструкция дворца с каменным цокольным этажом выполнена в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Дворец отличается оригинальной планировкой и интерьерами 18 века. Он может похвастаться уникальной коллекцией картин, в том числе портретами российских императоров. Они были подарены мастерам Кусковской усадьбы в качестве царских подарков. Во дворце также можно увидеть портреты графов Шереметевых.

 

Одним из самых интересных сооружений Кусково является Грот, сооруженный в 1755-1761 годах под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко богато украшен скульптурами в нишах, украшениями на фронтонах и масками львов над окнами. Стены Грота украшены цветным стеклом и травертином. Архитектор подразумевал, что Грот будет символизировать воду и каменную стихию.

Главный дворец, похожий на свадебный торт, был построен полностью из дерева и, хотя и был поврежден французами во время наполеоновских войн 1812 года, с тех пор был полностью восстановлен в своем былом величии. Его фасад, выкрашенный в лососево-розовый и белый цвета, был завершен между 1769 и 1777 годами крепостными архитекторами Аргуновым и Мироновым под руководством профессионального архитектора Карла Бланка. Посетители входят во дворец через богато украшенный греческий вестибюль, украшенный фальшивыми старинными урнами и мраморными плетями, и проходят через впечатляющую анфиладу интерьеров 18 века.

К ним относятся обитая шелковыми обоями карточная и бильярдная, зеркальная столовая, гобеленовая комната, увешанная оригинальными фламандскими гобеленами, грандиозная парадная спальня с аллегорической фреской «Невинность, выбирающая между мудростью и любовью». , и уютный кабинет, полностью обшитый массивными дубовыми панелями.

Но изюминкой дворца, несомненно, является великолепный бальный зал, роскошно украшенный золотым орнаментом, хрустальными люстрами и рельефными панно, изображающими подвиги древнеримского героя Муция Сцеволы, который сунул руку в огонь, чтобы доказать свое равнодушие к боли. В зале также есть фреска с изображением Аполлона и муз, прославляющая Шереметевых, их славу, богатство и власть.

За дворцом в очаровательном геометрическом французском саду усадьбы стоит желто-бело-зеленый Грот. Здание с выдающимся куполом и коваными воротами может похвастаться интерьером, оформленным известным петербургским архитектором Иоганнесом Фоктом с использованием ракушек, камней, фактурной лепнины и фарфора.

Неподалеку посетители найдут восхитительный итальянский коттедж, миниатюрный дворец, в котором находятся старинные напольные часы, которые до сих пор отбивают час. За вольером поместья и Зеленым театром под открытым небом стоит Оранжерея, в которой находится великолепный Музей керамики.

В музее представлена ​​впечатляющая коллекция керамики и изделий из стекла, в том числе более 33 000 предметов итальянской майолики, венецианского, английского стекла, а также мейсенского, севрского и восточного фарфора. Однако самые ценные изделия Кусково можно найти в его обширной коллекции русского фарфора 18, 19 и 20 веков.