Содержание
Икона Всемилостивого Спаса
Святые и святыни
>
Святыни
Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.
Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.
Икона Спаса в Тутаеве Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы.
Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню. Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения.
В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход.
Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей. Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой.
Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз.
Ежегодно, в связи с переходом богослужений, весной икона переносится в летний храм, осенью — в зимний.
Традиционно с образом Спаса проходят городские крестные ходы. По Борисоглебской (правой) стороне — в десятое воскресенье по Пасхе (престольный праздник Воскресенского собора). По Романовской — в воскреснье перед праздником пророка Илии (2 августа).
Приходы
Воскресенский собор, г. Тутаев
Адрес: 152300, РФ, Ярославская область, город Тутаев, улица Соборная, 13
E-mail: [email protected]
Сайт: http://voskresenskiy-sobor. ru
Настоятель — протоиерей Василий Мозяков.
Икона Спас Всемилостивый (Тутаевская икона)
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Film Key.. (1992)
Паломники проходят на борт пассажирского теплохода «Метеор».
Пассажиры проходят в каюту корабля.
Вид на часть побережья Волги.
По Волге идет пассажирский теплоход «Ракета».
Панорама волжского побережья, на котором расположен город Тутаев.
Метеор приближается к пирсу.
Паломники выходят на берег.
Женщина срезает цветы.
Плетение цветочных гирлянд.
Мужчины несут металлическую конструкцию.
Прихожане Воскресенского собора украшают храм цветами к празднику.
Установка образа Всемилостивого Спаса на подставке перед храмом.
Священнослужители и прихожане поклоняются иконе.
Вид на здание Воскресенского собора.
Резные каменные украшения стен собора.
Виды собора с разных сторон.
Внутренний вид храмовых помещений.
Вид на иконостас храма.
Священник с кадилом ходит по комнате перед началом праздничной службы.
Интерьер храма.
Образы Божией Матери и Христа Спасителя.
Фрагмент иконостаса.
Королевские врата закрываются.
Внутренний вид храма, иконостас (панорама).
Встреча митрополита.
Митрополит подходит к образу Всемилостивого Спаса, крестится над собой.
Лица монахинь.
Панорама территории перед храмом, прихожане перед иконой (сверху).
Звонят колокола.
Люди поднимают образ Всемилостивого Спаса, несут его во главе процессии.
Вид на шествие (сверху).
Крестный ход с образом Всемилостивого Спаса следует по городу на окраине Тутаева.
Участники шествия переходят мост через реку Кузницу.
Источник, бьющий из-под земли.
Обряд освящения родниковой воды.
Лица молодых людей.
Процессия движется по улицам города.
Проходят священнослужители.
Участники шествия садятся на речную лодку.
Корабль идет на другой берег реки.
Крестный ход на романовской стороне города.
Участники крестного хода с иконой на берегу Волги (панорама).
Баржа идет по Волге.
Участники шествия с иконой выходят на берег.
Виды шествия, лица участников.
Воскресенский собор. Тутаев.
Воскресенский собор — христианский храм, памятник церковного зодчества второй половины XVII века. Находится в городе Тутаеве Ярославской области, принадлежит Русской Православной Церкви. Объект культурного наследия.
По преданию, раньше здесь была деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежала мужскому монастырю. Поселок стал называться по имени церкви. В 1652 году была построена каменная шатровая церковь с трапезной и двумя Борисоглебскими приделами, которая оказалась неудачной. В 1670 г., вероятно, из-за просадки фундамента, в шатровой кровле церкви образовались трещины. Местные жители обратились к ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу за разрешением разобрать шатер с намерением сделать храм двухъярусным. Для перестройки были приглашены ярославские мастера, имена которых неизвестны. В ходе реконструкции первоначальная концепция была существенно изменена. Собор значительно расширили и вместо храма с трапезной построили собор с галереей.
После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, отделка которых была перенесена в собор. Поэтому есть объекты старше самой конструкции. В 18 веке верх колокольни был перестроен, в результате чего она стала несколько ниже. Храм был расписан в 1680 году артелью ярославских художников. Фрески отличаются большим количеством повествовательных сюжетов. Галерея расписана в основном на темы из Ветхого Завета. В главном храме представлены евангельские сюжеты и грандиозная картина Страшного суда, расположенная на западной стене. Особенностью храма является богатая роспись внешних стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками; кроме того, на стенах есть еще несколько росписей иконописного типа. Внешние фрески храма неоднократно копировались масляными красками.
Храм не закрывался в советское время, поэтому в нем в значительной степени сохранились внутреннее убранство, иконостас, росписи. По этой же причине они относительно мало изучены искусствоведами. В соборе сохранилось множество старинных икон и образцов деревянной скульптуры. Позолоченный иконостас собора выполнен в 18 веке, но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием излишней пышности, присущей стилю барокко. Одной из самых почитаемых икон собора является огромный трехметровый поясной образ Всемилостивого Спаса, созданный, по преданию, Дионисием Глушицким. На южной стене храма находится выдающаяся икона «Оранта». Алтарная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1554 году, являются уникальным образцом русской деревянной пластики. Основание купола выполнено плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов, створчатые двери в виде сквозной решетки со стилизованными цветами.