Храм новгородской софии: Софийский Собор

Собор Святой Софии Премудрости Божией

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне.  Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера, без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует предание о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала «Триада»: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым.

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году, считается чудотворной. Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение», которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей  день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами». 

На Магдебургских вратах собора 
в бронзе изображены библейские 
и евангельские сцены (48 сюжетов).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии  бересту сменяет бумага — писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и  др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные при помощи «писала» — приспособления для письма не бересте. 

Читать далее

На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов. Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны. Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена. Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

Читать далее

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу. Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г. 

О храме | Софийский собор Великий Новгород

Архитектурным центром Кремля со времени его основания является Софийский собор. София — древнейший православный кафедральный храм на территории Российской Федерации, выдающееся произведение русской архитектуры домонгольского периода.

Софийский собор построен повелением Новгородского князя Владимира — сына Ярослава Мудрого, и епископа Луки в 1045-1050 гг. Это одно из крупнейших сооружений Киевской Руси, свидетельствующее о силе и величии молодого государства. С 30-х годов XII  века София перестает быть княжеским храмом и превращается в главный храм Новгородской вечевой республики и символ Новгорода.

Несколько веков собор являлся религиозным и политическим центром Новгорода. В Софии принимали послов, иностранных гостей, решали важные государственные вопросы, хранилась казна архиерейского Дома Святой Софии. С XI века при Софии существовала школа, творила бессмертные шедевры иконописная мастерская, в скриптории переписывались и украшались рукописи, велась летопись и находилась крупнейшая библиотека. В соборе хоронили видных политических и религиозных деятелей. Древнейших русский православный некрополь сосредоточен в южной части храма. У стен Софии собиралось Новгородское вече, отсюда уходили воевать новгородские воины, молился и получал благословение перед решающими сражениями святой благоверный Александр Невский.

За всю историю Софийский собор неоднократно подвергался крупным перестройкам, несколько изменившим его первоначальный облик. В конце ХIХ – начале ХХ века была проведена первая научная реставрация собора под руководством академика архитектуры В.В.Суслова. Были восстановлены первоначальное посводное покрытие, крестчатая форма столбов в интерьере и значительное число древних окон. Таким образом, архитектура храма максимально приблизилась к формам, задуманным в ХI веке.

Софийский собор представляет собой огромный крестовокупольный храм. Мощные выступы лопаток членят фасады в соответствии с внутренней структурой и в то же время как бы укрепляют его по основным осям. Все членения здания завершаются либо полуциркульными закомарами, либо двухскатными щипцами–фронтонами, являющимися характерной особенностью структуры собора. Основной объем храма увенчан строгим пятиглавием, шестая глава располагается над лестничной башней.

Внутри собор членят на пять продольных нефов мощные крестчатые в плане столбы, поддерживающие своды, и обширные княжеские палати. С трех сторон к храму примыкают паперти, которые изначально были задуманы как открытые галереи, но в процессе строительства были преобразованы в закрытые боковые “крылья” собора. В  большом, сложном и утяжеленном сооружении Софии доминирует центральный пространственный крест с вознесенным над ним на высоту 36,5 метров главным куполом.

Главный — западный — портал храма украшен древними бронзовыми вратами.. Их выполнили в Магдебурге в середине XII в. немецкие мастера. В клеймах запечатлены сюжеты Ветхого и Нового Заветов, сцены символического характера и исторические лица: заказчик  врат Плоцкий архиепископ Александр, мастера-литейщики Риквин и Вайсмут. Вероятно, изначально врата предназначались для собора в Плоцке; Новгород же приобрел это  замечательное произведение западноевропейского бронзового литья, по-видимому, уже в первой половине XV в.. Местный мастер смонтировал створки врат, дополнив “заморское” изделие новыми рельефами и русскими переводами к латинским надписям. В нижней части левой створы он поместил “автопортрет” с атрибутами ремесла, подписав его кириллицей: “Аврам”.

Собор со времени его основания являлся усыпальницей новгородских князей и владык. Доступны для осмотра посетителей гробницы с мощами основателя собора – князя Владимира Ярославича, святителей Никиты и Иоанна, наряду с другими ценнейшими реликвиями: иконой XII в. «Богоматерь Знамение», историческими Успенским и Рождественским иконостасами с иконами XIV-XVII вв., паникадилом, подаренным собору Борисом Годуновым. На стенах Софийского собора сохранились фрагменты фресковой росписи XII в., а также многочисленные надписи (граффити), процарапанные в разное время посетителями храма, начиная с XI в. От первоначального убранства Софии сохранились мозаичные настенные плиты, украшающие «горнее место». Центральный иконостас включает 87 икон XV-XIX вв. Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века, исполненных, согласно преданию, архиепископом Макарием – автором Миней Четьих и будущим митрополитом Московским и Всея Руси, но включает также уникальный образ Спаса на престоле, исполненный по заказу владыки Моисея в 1362 г., а также икону «Богоматерь Тихвинская», XVI в., происходящую из Николо-Беседного монастыря и участвовавшую при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 г.

Вход в Рождественский придел украшен бронзовыми вратами XI века. В соборе сохранились деревянные резные Царское и Святительское места XVI  века. В древности в соборе было 4 алтаря: Главный Софийский (в 1497 году освященный архиепископом Геннадием во имя Успения Богоматери), Рождества Богородицы, Иоанна Богослова и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1926 году служба в соборе была прекращена. До Великой Отечественной войны в Софии находился музей атеизма.

В августе 1991 года собор был возвращен Русской Православной Церкви. Патриархом Русской Православной Церкви Алексием 16 августа 1991 года был освящен главный престол Софийского собора и свершена Божественная литургия, которую ознаменовало чудесное событие – появление над главами собора в ясном небе радужного венца.

В настоящее время в соборе регулярно проводятся богослужения; в остальное время храм, являющийся объектом культурного наследия Российской Федерации и внесенный в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, открыт для посещения всеми желающими. Новгородский музей-заповедник в его интерьере проводит экскурсии. При Софийском соборе с 1991 года по инициативе и благословению настоятеля храма — владыки Льва – созданы и действуют Воскресная школа, Хранительская служба, библиотека и иконописная мастерская.

Собор Святой Софии Премудрости Божией

Где София Святая, там и Новгород.

Так говорят на Руси уже 1000 лет, с тех пор, как был построен собор Софии Премудрости Божией в 11 веке . Собор был основан Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром . Собор должен был стать главным храмом города. Даже по прошествии многих веков в Софийском соборе продолжают совершаться богослужения, и все желающие могут увидеть древнюю православную святыню. Собор открыт каждый день с 8 утра до 8 вечера. Богослужения совершаются в 10:00 и 18:00. В то же время собор является городом некрополем . В его южной галерее были захоронены самые известные горожане города, епископы, князья, посадники.

Подробнее об истории Собора

Собор строился с 1045 по 1050 год и таким образом является древнейшим каменным зданием России . Новгородцы всегда поклонялись храму. Например, они считали, что только благодаря покровительству святой Софии их город никогда не подвергался вторжению татар . Известно, что их войска повернули назад, не дойдя до города. Горожане считали это знамением Бога. В 1391 году город был спасен от страшной чумы. И снова новгородцы связывали это с покровительством святой Софии. Стоит отметить, что к концу строительства храм был единственным каменным зданием в Великом Новгороде. Собор строился талантливыми киевскими и византийскими мастерами, и им удалось отразить общие черты новгородского северного характера: скромность, суровость, грандиозность, мощь.

Легенда гласит, что при росписи купола, где должен был быть изображен Христос с раскинутой правой рукой, рука Иисуса сжалась в кулак . Фреска несколько раз перерисовывалась, пока художнику не приснился сон, в котором Иисус Христос сказал ему, что он нарочно сжал кулак, чтобы удержать там Новгород.

Собор имеет 5 куполов. Центральный купол был позолочен в году года 15 века, что сделало храм еще более величественным. Вместе с позолотой к кресту прикрепляли свинцового голубя, символизирующего Святого Духа. На Руси тех времен было еще одно сооружение такого же типа – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. Новгородский собор отличался от киевского меньшими размерами и строгостью форм.

Время не пощадило интерьер собора. Однако кое-что сохранилось. Например, в Мартирьевской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены . Уникальность этой фрески в том, что она выполнена не по сырой известковой штукатурке, а по сухой. Эта уникальная техника,  использованная древним художником, придает этой фреске особый, « летающий » вид. Исследователи считают, что этот прием применялся в древних деревянных церквях на Руси. К сожалению, ни один из них не пережил время.0005

Оформление интерьеров Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам видно, что центральный барабан был украшен трехметровыми фигурами пророков . Алтарь был украшен мозаикой и фигурами святых. Там было изображение Деисуса, иначе говоря, канонические изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя.

Из алтаря XI века сохранились только 2 иконы :

  • Спас на престоле
  • Апостолы Петр и Павел
Бронзовые Магдебургские ворота собора

9000

и евангельские сцены (48 сцен).

Новый иконостас, намного выше, был поставлен в Софийском соборе намного позже, в 14-16 веках .

Магдебургские ворота

В настоящее время посетители могут войти в собор через северные ворота. Однако главными считаются западные ворота. Их открывают во время торжественных служб. Эти ворота необычны. В Новгород они попали как военных трофея из Швеции в 12 веке. Ворота изготовлены в Германии, в г. Магдебург г. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, рисунок которого можно увидеть на воротах вместе с немецкими мастерами Вейсмутом и Риквином.

Икона «Богоматерь Знамение»

Одна из самых значительных икон, изготовленная в 1170 , считается чудотворной. Эта икона до сих пор хранится в Софийском соборе. Речь идет о иконе Божией Матери «Знамение », которая, по преданию, спасла Новгород от суздальских воинов. Это событие сыграло настолько большую роль в истории города, что и сейчас отмечается как религиозный праздник. Кроме того, это событие стало основой для другой известной иконы «Битва новгородцев с суздальцами».

Граффити

Археологи, когда-то исследовавшие Помпеи , могли получить много информации из надписей на стенах домов, которые писали обычные люди. Такая же ситуация в Новгороде. На стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные « писало », орудием для письма на бересте. На бересте писали до 15 века. И к тому времени было создано много надписей. Известно, что Владимир Великий запретил любые надписи на стенах храмов в 10 веке. Однако народ не выполнял приказа князя, поэтому в Новгороде, не затронутом татарами, можно прочитать надписи, сделанные простыми людьми на стенах одного из древнейших каменных зданий Руси. Большое количество надписей свидетельствует о том, что многие новгородцы были грамотны. Надписи в основном обращены к Богу, но есть и такие, которые содержат признаки язычества. По общему признанию, некоторые надписи имеют чисто общие цели.

Благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, принимавших участие в строительстве и декорировании этого шедевра русской архитектуры. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Помимо Софийского собора, эти надписи можно увидеть на храмах Спаса Преображения на горе Нередица, храмах Феодора Стратилата на Ручье и других храмах Новгорода.

Роспись XI века

Известно, что после постройки собор был расписан лишь частично. Основные работы по росписи были начаты только в 1108 году. Эти работы частично перекрыли более ранние фрески, но были обнаружены при реставрации собора в конце 19 века.век. Именно тогда были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елены. Фигуры стоят по обе стороны от большого креста.

Судя по всему, новгородцы проводили параллели между византийскими и местными воеводами . Так что, глядя на Константина и Елену, они могли предположить, что это их собственный князь Владимир Великий, христианизировавший Русь, и святая Ольга. Или они могли вообразить, что видели князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, и княжну Анну Киевскую. Эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. А дни рождения тех, кто сыграл значительную роль в истории города, отмечают и по сей день.

Чудотворные иконы собора

В настоящее время в Софийском соборе два иконостаса: главный, Успенский , и второй, Рождественский . Перед Успенским иконостасом находится чудотворная икона Божией Матери «Знамение».

Среди всех икон Рождественского иконостаса есть две иконы, которые считаются чудотворными. Это:

  • Пресвятой Богородицы Тихвинской
  • Спас на престоле

Богородица Тихвинская — одна из самых почитаемых икон. Это точная копия другого значка того же типа. Считается, что эта копия обладает всеми характеристиками оригинала. Считается, что эта икона написана в конце 15 или начале 16 века.

Икона под названием Спас на престоле написана в XVI веке. Она написана поверх старой картины, которая также сохранилась и видна через специальные окна.

Статья написана по материалам книги «Где София, там и Новгород», Санкт-Петербург, 1997.

Софийский собор. Великий Новгород.

Софийский собор — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, собор Новгородской митрополии. На протяжении веков духовный центр Новгородской республики. Старейшая каменная церковь России. Объект культурного наследия народов Российской Федерации.

Первые храмы, по-видимому, появились в Новгороде сразу после принятия христианства на рубеже X-XI веков. Одним из первых храмов в городе была Софийская церковь, которую часто называют предшественницей каменного Софийского собора. Он был основан Ярославом Мудрым вместе со своим сыном, князем Новгородским Владимиром, и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего до того 13-главого деревянного храма конца X века. Первоначально стены храма не белили, за исключением изогнутых в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цементного камня. Внутренние стороны стен также были обнажены, а своды изначально были оштукатурены цементом и покрыты фресками. Этот дизайн был выбран под влиянием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаикой на сводах; однако мрамор был заменен известняком, а мозаика — фресками. Новгородский Софийский собор строили мастера из Киева и Византии. Посвящение Софийского собора на самом деле является посвящением Богу, которое относится к Софии Константинопольской, а еще более древнему — к храму премудрости, построенному Соломоном.

Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Главная православная святыня Софийского собора – икона Знамения Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамения) – одна из самых почитаемых православных икон. По преданию, она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города стали молиться о чуде. В третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал голос свыше, повелевавший ему взять икону Божией Матери и идти с ней крестным ходом вокруг Детинца. Когда суздальцы стали стрелять в процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. По преданию, слезы хлынули из ее глаз, и тьма покрыла суздальцев. В необъяснимом ужасе они стали отступать от города, избивая друг друга. Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина Новгородской Софии – Магдебургские ворота, которые еще называют Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Они расположены на западном портале храма, полностью покрытом рельефными изображениями евангельских сцен, необыкновенно искусно выполненными западноевропейскими мастерами. На протяжении нескольких веков Магдебургские ворота служили торжественным входом в собор. По одной из версий, они были изготовлены в 1153 году в городе Магдебурге. Скорее всего, они стали военным трофеем для новгородцев, отправившихся в 1187 г. к шведской столице Сигтуне9.0005

Одна из самых известных новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящего на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, по преданию, голубь сел отдохнуть на крест и окаменел от увиденного ужаса.