Содержание
расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ
Строительство дворца
Зависимость от Османской империи отразилась на архитектуре дворца, который строился под сильным влиянием стамбульского искусства. Образцом для подражания мог послужить дворец Топкапи — резиденция султана. С каждым новым властителем Крыма Бахчисарайский дворец достраивался, к нему присоединялись дополнительные помещения, выполнялись ремонтные работы. При Девлете I Герае возвели первое ханское дюрбе, иначе говоря — мавзолей, при Исляме III Герае — второе дюрбе и зал собраний, при Бахадыре I Герае был построен зал для официальных приемов.
В своем плане дворец формируется вокруг большого парадного двора, который служит образом райского сада, как и весь комплекс, ведь название Бахчисарай переводится с крымско-татарского как «сад-дворец». Сохранившиеся до наших дней постройки относятся к 1740–1741 годам, прежние сооружения были сожжены в 1736 году, в результате вторжения русских войск под командованием фельдмаршала Миниха. Восстановление дворца после пожара продолжалось до второй половины XVIII века, были построены Большая Ханская мечеть, зал собраний, «фонтан слез», медресе и др., именно тогда дворец обрел современный вид.
Приезд императрицы Екатерины во дворец
Когда в 1783 году Крым вошел в состав Российской империи, последний хан, покидая свою резиденцию, вывез из Бахчисарая все самое ценное. Визит императрицы Екатерины II на полуостров должен был состояться вскоре после этого, необходимо было подготовить дворец к приему и сохранить восточный стиль интерьеров.
В 1784–1787 годах во дворце были проведены ремонтные работы. Именно тогда в Фонтанный дворик перенесли знаменитый «фонтан слез». Тогда же на башенке над порталом Алевиза вместо полумесяца устанавливается двуглавый российский орел. К сожалению, этот ремонт, как и последующие, проводился людьми, которые мало интересовались традициями местной архитектуры и переделывали интерьеры на «европейский» лад. Росписи стен и потолков искажались, а ветхие постройки сносились.
Императрица пребывала в Бахчисарайском дворце в течение двух дней. Итогом поездки стало переименование Крыма в Таврическую губернию. Бахчисарай утратил статус столицы, дворец стал приходить в запустение, императоры и члены императорской фамилии посещали его лишь время от времени.
Путешествие в Бахчисарай
В имперский период посетить дворец можно было при наличии разрешения губернатора, которое позволяло гостям осматривать бывшую ханскую резиденцию. В конце XVIII — начале XIX века Бахчисарай стал интересен русским ученым и путешественникам. Самым известным гостем был Александр Пушкин. Вместе со своим другом Пушкин побывал в Крыму в 1820 году, свое впечатление о Бахчисарае он записал так: «В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище… Растолкуй мне теперь, почему Полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием? Или воспоминание — самая сильная способность души нашей и им очаровано все, что подвластно ему?» Памятник, о котором пишет Александр Сергеевич, — это знаменитый фонтан слез, воспетый им в поэме «Бахчисарайский фонтан».
Музей во дворце
После Февральской революции в Ханском дворце был основан Музей тюрко-татарской культуры. Первоначальную коллекцию музея составили некоторые вещи из ханского имущества, предметы, приобретенные для прибывавших во дворец российских царственных особ, предметы декоративно-прикладного искусства крымских татар, коллекция восточного, в том числе крымского оружия, монеты золотоордынского периода и Крымского ханства.
К концу 1934 года коллекция насчитывала 2715 предметов. В фонды музея закупались или передавались в дар предметы, относящиеся к истории и этнографии крымских татар, к культуре ислама. 18 мая 1944 года после депортации крымских татар музей перестал существовать, его этнографическая коллекция была перемещена в другие музеи, а частью разграблена.
В 40-х годах прошлого века памятник был спасен от разрушения и полного забвения усилиями директора Бахчисарайского музея Марии Георгиевны Кустовой, которая возродила его к жизни. После многочисленных ремонтов научно обоснованная реставрация началась в 60-х годах, работы были направлены на восстановление изначального облика ханской резиденции.
В настоящее время в музее разрабатываются новые формы изучения памятника истории и культуры крымских татар, которые заинтересуют самый широкий круг посетителей всех возрастов. В музее проводятся мастер-классы, квесты, выступления танцевальных и хоровых коллективов.
Ханский дворец в Бахчисарае: история, описание, фото
На территории полуострова Крым в городе Бахчисарай стоит роскошный ханский дворец, занявший более 4-х гектаров земли. Хан-Сарай – его древнее название, отстроен в лучших традициях крымско-татарской архитектуры XVI – XVIII столетий. Изначально ханская резиденция располагалась в долине Атлама-Дере, но когда правитель стал испытывать нехватку места для содержания своего многочисленного двора, он принял решение о строительстве нового дворца и выбрал для него участок на берегу реки Чурук-Су.
Содержание:
Содержание:
- Краткое описание
- Описание ансамбля Бахчисарайского ханского дворца
- Зал Дивана – место заседаний ханского совета
- Фонтан слёз – дополнение к дюрбе Диляры-бикеч
- Гаремный корпус – место жительства ханских жен
- Портал Демир-Капы – парадный вход во дворец
- Дополнительная информация
- Ханский дворец в Бахчисарае на карте
Краткое описание
Строительные работы велись в период правления Адиль-Сахиба-Гирея – сына Менгли-Гирея, и в то же время Бахчисарай впервые упоминается как место пребывания потомка хана. К 1551 году строительство дворца подошло к концу, но это было не единичное масштабное сооружение, а целый миниатюрный город, ставший центром политической, культурной и духовной жизни крымско-татарской державы.
Аэрофотосъемка Ханского дворца в Бахчисарае
Главной задачей мастеров, трудившихся над созданием дворцовых построек, была передача мусульманского представления о рае на земле. Так на крымской земле появился дворец-сад (в переводе на крымско-татарский язык – бахчисарай). Дворцовая территория богата двориками, фонтанами, зеленью.
Все сооружения легкие и расписные, с ажурными решетками на окнах. Однако первоначальный облик Бахчисарайского ханского дворца за 2,5 столетия его существования неоднократно менялся. Каждый последующий правитель считал нужным дополнять дворцовый комплекс новыми постройками или переделывать по-своему усмотрению.
Северные ворота и надвратная башня
В 1736 году при вторжении в Крым русских войск дворец был подожжен, и после пожара все его здания многократно ремонтировались. Однако реставрационные работы велись настолько неумело, что многие ценные архитектурные и художественные элементы оформления комплекса были утрачены. В конце XVIII века после окончания русско-турецкой войны для дворцовых построек настали не лучшие времена.
Во время ремонтных работ абсолютно не учитывались традиции местного зодчества, и бахчисарайскому ансамблю навязывались европейские нотки, не вписывающиеся в общий фон крымско-татарского шедевра. По указу правительства Российской империи обветшавшие здания просто сносились, а уникальные росписи лучших придворных художников заменялись примитивными изображениями.
Жилые покои
В 60-х годах XX столетия мастерам всё-таки удалось вернуть дворцу былой вид. Благодаря проведению сложных и трудоёмких реставрационных работ был восстановлен архитектурный облик ранее измененных помещений, а первоначальные росписи вновь заняли свои места. Сегодня туристы могут осмотреть жилые покои ханской семьи, здания официального назначения и отстоять службу в мечети, если они являются мусульманами.
Описание ансамбля Бахчисарайского ханского дворца
Оказаться на территории дворцового комплекса можно через один из входов. В древности их было четыре, на данный момент – только два. Северные ворота, они же главные, изготовлены из дерева, но обиты железом. Подойти к ним можно по мосту, переброшенному через речку Чурук-Су.
Вид на Золотой кабинет
Узнают главные ворота по арке с изображением 2-х переплетенных змей. Значение этой эмблемы имеет свою легенду, согласно которой старый хан Сахиб I Герай увидел двух сражающихся змей. Одна из них, желая исцелить полученные в бою раны, тут же окунулась в речную воду и восстановила свои силы. По этой причине хан и выбрал данную местность для закладки будущего дворца. Над главными воротами возвышается надвратная сторожевая башня.
Сразу за воротами начинается дворцовая площадь, которая является композиционным центром всей резиденции. Ее южная сторона застроена садовыми террасами, которые четко просматриваются с площади. Сегодня ее территория, вымощенная камнем, укрыта тенью многочисленных деревьев, а ранее площадь была песчаной и не имела растительности.
Конюшенный корпус
Стоя на дворцовой площади и повернувшись к востоку от главных ворот, трудно не заметить Большую ханскую мечеть, признанную крупнейшей мечетью Крыма. В 1532 году ее построил сам Сахиб I Герай и нарек своим именем, но носила она его до XVII века. Роскошная массивная мечеть понизу украшена стрельчатой аркадой, а на ее стенах привлекают взор майоликовые вставки. Крыша мечети сначала была купольной, но впоследствии мастера превратили ее в четырехскатную и покрыли красной черепицей. Внутренним украшением святыни служит огромный зал с колоннадой. Солнечный свет в него льется из южных окон с цветными стеклами. По всему периметру верхнего яруса стен проходит широкий балкон, поддерживаемый колоннами. На нем расположена расписная застекленная Ханская ложа, украшенная витражами и декорированная глазурованной плиточкой.
Северное и Южное дюрбе
Старейшим зданием Бахчисарайского ханского дворца в Крыму считается банный комплекс с интересным названием Сары-Гюзель, то есть «желтая красавица». Бани стоят на востоке от мечети, а устроены они по турецкому типу. Воздух для них подогревался в подвальном помещении, затем он поднимался из топки и прогревал плиты пола, установленные на коротких колоннах.
Вода подавалась по свинцовым трубам. Вдоль банных стен тянулись каменные лавки и стояли раковины. Банный комплекс подразделялся на мужское и женское отделения, имеющие у выходов крытые дворики с фонтанами. Над мужским отделением имеется надпись, оповещающая о том, что своим появлением баня Сары-Гюзель обязана султану Сахибу Гераю, соорудившему ее в 939 году.
Большая Ханская мечеть
Зал Дивана – место заседаний ханского совета
Зал Дивана – это специальное помещение, в центре которого стоял шикарный трон, предназначенный для хана. По обе стороны от трона располагались низкие диваны, на которых сидели приближенные хана. А для размещения беев – лиц, входивших в государственный совет (Диван), были предусмотрены длинные скамьи. Потолок зала деревянный, окна помещения идут в два ряда и оформлены витражами. Над входом в зал, на его северной стене был пристроен узкий решетчатый балкон (по-татарски – хор). По легенде, на этом хоре иногда прятался хан и подслушивал то, что говорилось на заседаниях в его отсутствие. Похожий балкон располагался и на южной стене.
Зал Дивана
Сегодня от Зала Дивана сохранились лишь окна на восточной стене. До пожара 1736 года пол помещения был мраморным, в центре зала располагался бассейн квадратной формы, стены украшались фарфоровыми изразцами.
Те росписи, которые можно увидеть на стенах в данное время, были нанесены в XIX веке. В 1917 г. в Зале Дивана произошло важное историческое событие – курултай крымских татар обнародовал здесь весть о создании независимого крымско-татарского правительства.
Золотой фонтан
Фонтан слёз – дополнение к дюрбе Диляры-бикеч
Проект «Фонтана слёз», установленного у мавзолея-усыпальницы Диляры-бикеч – любимой жены хана, был разработан и воплощен иранским архитектором Омером в 1764 году. Питался фонтан из природного источника, но по мере его усыхания подача воды в фонтан прекратилась. До посещения Бахчисарайского ханского дворца царицей Екатериной II фонтан слёз находился у дюрбе, но при подготовке к ее приезду его перенесли в Фонтанный дворик. Здесь он стоит и поныне. Аналогичный по конструкции фонтан есть и в Бассейном дворике. Фонтан, возведенный в память о ханской жене, является символом скорби грозного правителя.
Фонтан слёз
Наиболее привлекательной частью фонтана является его центр, украшенный мраморным цветком. Под ним располагаются три чаши – одна большая, остальные – поменьше. Вода, капающая из цветка, сначала попадает в большую чашу, затем – поочередно в меньшие, и вновь вода оказывается в цветке и капает в большую чашу. Такой «круговорот» происходит непрерывно. Процесс наполнения чаш водой можно сравнить с горем, наполняющим сердце хана. Изменение размеров чаш показывает попеременное усиление и стихание боли. А символом вечности является спираль, вырезанная у подножия фонтана.
Гаремный корпус
Гаремный корпус – место жительства ханских жен
Комнаты гарема располагались в 4-х зданиях, а всего их было 73. К 1818 году три ветхих здания, вмещающие 70 комнат, были снесены в связи с приездом Александра I. Сегодня от гаремного корпуса осталась только беседка и трехкомнатный флигель, здание которого отреставрировано и дополнено балконами для туристов.
Во флигеле можно ознакомиться с интерьерами комнат «Жилая», «Буфетная», «Гостиная». Весь гаремный корпус обнесен 8-метровыми каменными стенами. С юга к нему примыкает Соколиная башня, открывающая ханским женам вид на дворцовую площадь. Сама же башня располагается в Персидском саду, богатом фонтанами и беседками. Выходом из гарема в сад служила широкая калитка.
Портал Демир-Капы
Портал Демир-Капы – парадный вход во дворец
Портал Демир-Капы, или посольские двери – древнейшая часть дворца, через которую послы из Посольского дворика проходили в Фонтанный дворик. Массивная дверь портала обита полосами кованого железа. По обеим сторонам она обрамлена пилястрами с коринфскими капителями. А над пилястрами расположились архитрав, фриз и карниз, украшенный акротериями с растительным рисунком и полукруглым тимпаном. В целом архитектура портала передает стиль ломбардно-венецианского Ренессанса. На известковых блоках портала изображены монеты, цветы, дубовые листья и желуди, нити жемчуга. Над дверью пристроена арка с растительными завитками и цветками. Но настоящей исторической ценностью являются надписи на портале. Их слова, высеченные из камня на арабском языке, покрыты позолотой.
Летняя беседка
К сожалению, многие дворцовые постройки не сохранились до наших дней и мы не можем полюбоваться их внутренним и внешним оформлением. Однако при осмотре тех немногих зданий, оставшихся в составе ханского дворца в Бахчисарае, можно ощутить всю роскошь и величие резиденции крымско-татарских правителей.
Рейтинг достопримечательности:
← РОССИЯ | РЕСПУБЛИКА КРЫМ ДВОРЦЫ КРЫМА ДВОРЦЫ РОССИИ | ЕВРОПА → |
Дополнительная информация
Отличные экскурсии по Крыму от Трипстера
Поиск дешёвых авиабилетов в Крым на Авиасейлс
Ханский дворец в Бахчисарае на карте
Города России
ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ | ЭСКИ-КЕРМЕН | МАНГУП-КАЛЕ | КРЕПОСТЬ ФУНА |
ГЕНУЭЗСКАЯ КРЕПОСТЬ | НИКИТСКИЙ САД | ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО | ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ |
МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ | ДВОРЕЦ ДЮЛЬБЕР | ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ | ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ |
КРАСНЫЕ ПЕЩЕРЫ |
подтяжка лица или фарс? «Реставрация» дворца шокирует крымских татар
Вырваны вековые дубовые балки и залит бетон. Бесценные плитки удалены. Фрески почти стерты потоками воды под высоким давлением.
Это отчеты о реставрации тюркского дворца XVI века недалеко от южной оконечности оккупированного Россией Крыма.
Для московских местных властей фирма, явно не имеющая опыта реставрации исторических зданий, казалась идеальным выбором для ремонта Ханского дворца в Бахчисарае, примерно в 50 км к юго-западу от черноморского портового города Севастополя.
Критики в шоке, предупреждая, что непоправимый вред наносится объекту, который в 2013 году был внесен в список ЮНЕСКО как потенциальное дополнение к Списку всемирного наследия.
«Дворцу грозит потеря исторической ценности. Рабочие уже порубили старые балки, залили бетоном части конструкции. Это вандалы. Реставрацию делают не так», — говорит Эдем Дудаков, бывший руководитель Крымский комитет по межнациональным отношениям и депортированным народам.
Возмущение настолько глубокое, что Киев призвал ЮНЕСКО потребовать от Москвы соблюдения международных норм и предотвращения дальнейших шагов, которые могут нанести еще больший непоправимый ущерб объекту, сообщают СМИ.
Тот факт, что Ханский дворец реставрируется фирмой, у которой, похоже, очень мало опыта в исторической реконструкции, вызвал большое беспокойство у защитников природы.
ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) молчала по этому поводу.
«На данном этапе мы не можем комментировать самые последние события», — заявила RFE/RL пресс-секретарь ЮНЕСКО Летиция Качи . «Однако мы можем сказать вам, что объект не будет номинирован на включение в Список всемирного наследия в этом году».
Ханский дворец в Бахчисарае был построен в 16 веке и служил резиденцией ряда крымских ханов. Крымское ханство было тюркским вассальным государством Османской империи с 1478 по 1774 год — самым долгоживущим из тюркских ханств, пришедших на смену империи Золотой Орды.
Обнесенный стеной корпус содержит мечеть, гарем, кладбище, жилые помещения и сады.
Крым был аннексирован Россией в марте 2014 года, через месяц после того, как российские войска в масках без каких-либо опознавательных знаков захватили украинский полуостров.
«Беспощадное» преследование
Для крымских татар, многие из которых громко протестовали, захват России оказался особенно жестоким. Организация непредставленных наций и народов заявила, что давняя этническая дискриминация крымских татар превратилась в «институционализированное преследование» под фактическим правлением России.
И это преследование, как сообщила Хьюман Райтс Вотч в ноябре 2017 г., усилилось «под разными предлогами и с очевидной целью полностью заставить замолчать инакомыслие на полуострове».
«Российские власти в Крыму безжалостно преследуют крымских татар за их открытое несогласие с российской оккупацией с момента ее начала в 2014 году, — заявил Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии.
И именно через эту призму сейчас многие крымские татары смотрят на происходящее в Ханском дворце.
Адвокат по правам крымских татар Эмиль Курбединов назвал работу на объекте «неоправданным нападением на историческое наследие крымских татар, объект культурного наследия».
Мрачный процесс отбора
Многие были возмущены тем, что для восстановления дворца была выбрана фирма, у которой явно мало опыта в сохранении исторических памятников.
Московский архитектурно-планировочный холдинг «Атта Групп» является генеральным подрядчиком, а местная фирма «Кирамет» заключила субподряд для выполнения фактической работы.
Каким образом были выбраны эти компании, остается только догадываться, так как решение окутано тайной. Посещение веб-сайта Atta Group под номером свидетельствует о том, что компания больше знакома со строительством небоскребов, терминалов аэропортов и спортивных стадионов.
Секретность, похоже, распространилась на строительную площадку, большая часть работ, по-видимому, выполняется тайно, а фотографии, сделанные украдкой и вывезенные контрабандой, являются одними из единственных доказательств того, что происходит в Ханском дворце.
Стопки оригинальных плиток и сланцев из Ханского дворца были «убраны и куда-то отправлены».
В ноябре Министерство культуры Украины детализировало ущерб, о котором сообщалось.
«Министерство культуры крайне возмущено проведением широкомасштабных незаконных работ на памятнике государственного значения — Ханском дворце», — говорится в сообщении.
При снятии всех плиток и старых дубовых балок с Великой ханской мечети (Биюк хан Джами) были повреждены росписи XVIII века.
Кроме того, треснул фасад здания и отвалилась штукатурка из-за использования моечного оборудования, в котором для его очистки используется струя воды под высоким давлением. Такой же техникой промывали Слезы Фонтана (Александровский фонтан)…поэтому и эти памятники пострадали», — говорится в заявлении министерства от 6 ноября 2017 года. Аблялимова, бывшая заведующая Бахчисарайским историко-культурным и археологическим музеем выразил шок в крымском отделе Украинской службы RFE/RL фотографиями очевидных разрушений.
Она отмечает, например, как части стен 16-го века под крышей мечети были отломаны, а подлинные камни валяются как мусор. Она называет происходящее преступлением.
Дудаков считает, что Киеву необходимо повысить осведомленность международного сообщества о судьбе Ханского дворца, чтобы заставить Москву сдвинуться с места.
«Что потеряли, то потеряли, а старые плитки нужно сохранить. Их вывезли и куда-то перевезли, а охрана никого на площадку не пускает. Если плитки не вернуть, тогда Ханский дворец, по сути, перестанет быть объектом ЮНЕСКО. Я думаю, что Украине действительно нужно поднять этот вопрос из локального в национальный. Только тогда международное сообщество, возможно, обратит больше внимания на проблему», — поясняет Дудаков.
Пресс-секретарь ЮНЕСКО Каци подтвердила, что генеральный директор агентства получил письмо от МИД Украины и готовит ответ.
Курбединов сообщил в своем посте в Facebook 7 января, что он и команда юристов и экспертов по правовым вопросам планируют подать в суд для защиты Ханского дворца.
Он сказал, что они сначала обратятся за ответами к Российской Федерации, прежде чем обращаться к международным организациям, включая ЮНЕСКО.
Написано Тони Весоловски по материалам Крымской редакции (Крым.Реалли) Украинской службы Радио Свобода
Достопримечательности Бахчисарая | Ханский дворец
Бахчисарайский дворец в переводе означает «дворец в садах» и существовал с конца XIV века. В XV веке стал столицей Крымского ханства. Хан Менгли-Гирей долго боролся с Золотой Ордой за независимость. В 1502 году Золотая Орда полностью исчезла, а в 1503 году хан Менгли-Гирей построил дворец на левом берегу реки Чурук-Су.
Существует интересная легенда о происхождении Бахчисарайского дворца. Однажды сын хана Менгли-Гирей отправился на охоту. День для охоты выдался удачным — он затравил много лисиц, зайцев и диких козлов. Сын хана устал и хотел побыть один. Он отправил своих слуг обратно в замок, а сам соскочил с коня и сел на пень у реки Чурук-Су.
Вдруг он услышал шорох. Из куста выползла змея. Оно преследовало другого. Завязалась смертельная схватка… Одна укушенная змея перестала сопротивляться и безжизненно повесила голову. Вдруг из чащи на поле боя спешит третья змея. Он набросился на победителя — и начался новый бой. Но ханский сын не сводит глаз с побежденного змея. Он думал о своем отце и о роде. Его семья теперь похожа на эту полумёртвую змею. Где-то идет борьба и кто победит: Золотая Орда или тюрки или наоборот? И он и его отец не восстали, как этот змей…
Это заняло некоторое время. Молодой хан увидел, что поверженный змей с трудом зашевелился и пополз к воде. Он достиг реки и погрузился в нее. Побежденная змея начала двигаться все быстрее и быстрее. Когда выполз на берег — следов ранений не было. Радовался сын Менгли-Гирея — это был счастливый знак! Его семья Гирей вернет свою силу так же, как и этот змей!
Он сел на коня и ворвался в крепость. Он сказал отцу, что видел у реки. Они ждали новостей с поля боя. Затем пришла радостная весть, что турки одолели татарского хана Ахмеда. На месте, где произошла смертельная битва двух змей, старый хан приказал построить Бахчисарайский дворец. Бой двух змей хан Гирей приказал изобразить на гербе дворца. На воротах ханского дворца в Бахчисарае до сих пор можно увидеть герб с двумя борющимися змеями.
Главной достопримечательностью Ханского дворца в Бахчисарае является всемирно известный Фонтан Слез. Его создание также связано с удивительной легендой о любви хана Крима (Кирима) Гирея.
Хан Крым (Кырим) Гирей — выдающийся полководец и бесстрашный воин — на старости лет влюбился в прекрасную принцессу по имени Дилара. Эта любовь «бабье лето» стала для Хана одной из самых важных в его жизни. Но его счастье было недолгим: прекрасная принцесса преждевременно умерла, отравленная ревнивой соперницей в гареме. Глубоко скорбящий хан Крим (Кирим)-Гирей с величайшими почестями похоронил свою возлюбленную и построил над ее прахом примостившийся у мавзолея мавзолей и фонтан. Этот фонтан по легенде был призван выразить болезненные переживания хана (Кырым) Гирея по поводу смерти его возлюбленной Дилары.
Легенда поэтически интерпретирует символику фонтана: мраморный цветок подобен глазу, льющему слезы. Слезы наполнили чашу сердечной скорби (верхняя большая чаша). Время лечит печаль, и она успокаивается (пара мисочек поменьше). Однако в памяти вновь оживает боль (средняя большая чаша). Так продолжается жизнь — страдания сменяются просветлениями и наоборот — до тех пор, пока люди не закончат свой путь и не станут близки к порогу вечности (спиральный символ вечности находится у подножия фонтана).
Это всего лишь интерпретация легенды. Мастер Умер, создавший этот фонтан, может вложить в его творение иной смысл. Фонтан украшен двумя надписями. Верхняя — поэма поэта Шейхия, прославляющая хана Крыма (Кырима)-Гирея, нижняя — надпись сутры Корана: «На небесах праведники пьют воду из источника, называемого Сельсебиль».
В 1820 году во время краткого визита в Ханский дворец Александр Пушкин увидел Фонтан слез. Примечательно, что из письма поэта следует: Фонтан слез особого впечатления не произвел. Однако впоследствии Александр Пушкин творчески переработал свои крымские переживания и написал поэму «Бахчисарайский фонтан», которая была опубликована в 1824 году и прославила Бахчисарай.