Где находится собор святой софии: музей закрылся, мечеть открылась – DW – 24.07.2020

Содержание

музей закрылся, мечеть открылась – DW – 24.07.2020

Собор Святой Софии в СтамбулеФото: DW/D. Dedovic

Политика

Пелин Ункер | Даниэль Беллют | Александра Елкина

24 июля 2020 г.

Президент Турции Эрдоган превратил собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. 24 июля в нем состоялся первый с 1934 года намаз. Христианские фрески были скрыты от глаз молящихся.

https://p.dw.com/p/3ejQq

Реклама

24 июля во всемирно известном соборе Святой Софии в Стамбуле впервые за 86 лет состоялся первый пятничный намаз: в нем приняли участие сотни человек, в том числе и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Официальное молитвенное служение имам начал после того, как Эрдоган зачитал отрывок из Корана, а с минаретов прозвучал призыв к намазу. На площади Султанахмет перед собором собрались тысячи верующих. Для обеспечения безопасности на подступах к Айя-Софии были развернуты контрольно-пропускные пункты. Доступ в здание на период визита правительственной делегации был перекрыт. Христианские фрески во время намаза были скрыты от глаз молящихся. 

Мусульманские молитвы зазвучали в бывшем соборе, а ныне мечети Айя-София спустя лишь две недели после того как Госсовет Турции (высший административный суд страны) принял решение о лишении собора статуса музея. 10 июля, через несколько часов после решения суда, президент Турции Эрдоган опубликовал указ, согласно которому собор будет открыт для проведения в нем мусульманских богослужений.

Эрдоган против Ататюрка

Собор Святой Софии на протяжении десятилетий являлся не только символом Стамбула, но и самой популярной туристической достопримечательностью Турции, а также частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм с огромным куполом и интерьером, украшенным древними фресками, ежегодно привлекал миллионы туристов. Вместе с тем собор Святой Софии всегда оставался не только архитектурным шедевром, но и политическим символом.

Мустафа Кемаль АтатюркФото: Getty Images/Keystone

Монументальное здание было возведено по приказу византийского императора Юстиниана I в шестом веке нашей эры. После захвата Константинополя османами в 1453 году султан Мехмед II обратил христианский храм в мечеть. А в 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк совершил символический жест и подписал декрет, согласно которому собор Святой Софии стал музеем. «Современная Турция — светская страна», — гласил лозунг Ататюрка.

«Кто взял собор мечом, тому он и принадлежит»

Однако нынешний президент Турции и глава правящей в стране Партии справедливости и развития (ПСР) Реджеп Тайип Эрдоган повернул время вспять и снова превратил собор в мечеть. Турецкий лидер надеется на то, что это поможет ему сплотить электорат страны вокруг своей партии. Согласно недавним социологическим опросам, рейтинг ПСР в последние месяцы заметно упал.

Реджеп Тайип ЭрдоганФото: picture-alliance/AA/M. Kula

На этом фоне Эрдоган снова пытается усилить в турецком обществе националистические настроения. Для многих его сторонников собор Святой Софии является символом завоевания христианского Константинополя османами и примером превосходства ислама над христианством.

Партия Эрдогана была уверена в своей победе в суде: 29 мая, в 567-ю годовщину завоевания Константинополя, один из стамбульских имамов организовал в соборе Святой Софии чтение сур из Корана. «В территориальном плане собор Святой Софии является нашей собственностью. Кто взял его мечом, тому он и принадлежит», — заявил заместитель председателя ПСР Нуман Куртулмуш.

Символ мира между мусульманами и христианами

Однако решение Эрдогана пришлось по душе далеко не всем. Глава Константинопольской православной церкви патриарх Варфоломей решительно выступил против превращения Святой Софии в мечеть. Собор является одним из важнейших объектов культурного наследия и принадлежит не только его непосредственным владельцам, но и «всему человечеству», заявил патриарх во время церковной службы в Стамбуле.

Собор Святой Софии считается символом мира между мусульманами и христианамиФото: Bulent Kilic/AFP/Getty Images

Глава греческой общины Турции Николас Узуноглу также сожалеет о том, что собор Святой Софии стал объектом политического спора. Это историческое здание является символом мира между разными религиями и цивилизациями, подчеркивает он. «Заявления о взятии собора Святой Софии мечом должно вызвать беспокойство во всем турецком обществе», — отмечает Узуноглу.

Озабоченность решением Госсовета Турции выразили в Русской православной церкви (РПЦ). Священный Синод РПЦ отметил, что данный шаг был сделан без учета позиции предстоятелей и иерархов православных поместных церквей, представителей иностранных государств, различных общественных и правозащитных организаций, а также духовных лиц различных конфессий и религиозных традиций.

Священный Синод также призвал власти Турции сохранить христианские мозаики собора Святой Софии. «Надеемся, что турецкие власти приложат необходимые усилия к сохранению чудом уцелевших бесценных христианских мозаик и будут обеспечивать доступ к ним христианских паломников», — говорится в заявлении Синода.

Собор Святой Софии — всемирное наследие

Обеспокоенность изменением статуса собора выразили и во Всемирном совете церквей, Ватикане, а также в ЕС и Европарламенте. Тревогу бьют и историки. «Собор Святой Софии на протяжении 1500 лет служит двум мировым религиям без необходимости кардинально менять свою архитектуру, — говорит историк Эдхем Эльдем из Босфорского университета в Стамбуле. — Такие здания в мире можно пересчитать по пальцам, и их нужно охранять».

Он также подчеркивает, что собор Святой Софии является общим наследием всей мировой цивилизации. «Неужели мы хотим изолировать и спрятать это наследие? Не лучше ли представить его всему миру?» — недоумевает Эдхем Эльдем.

Похожей точки зрения придерживается и исламский теолог Ихсан Элиасык. На его взгляд, с религиозной точки зрения для превращения собора в мечеть нет никаких оснований. Принципу, согласно которому собором обладает тот, кто взял его мечом, нет места в Коране, говорит он. «Насильственное присвоение объектов культурно-исторического наследия запрещено», — резюмирует Элиасык.

Смотрите также:

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Реджеп Тайип ЭрдоганПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Собор Святой Софии (Айя-София) (Стамбул, Турция) — авторский обзор, часы работы, цены, фото

Айю-Софию в Стамбуле часто называют восьмым чудом света. Величественный собор является одним из немногих монументальных памятников, сохранившихся до наших дней во всем своем великолепии. Здесь христианские мозаики соседствуют с арабской вязью, энергетика не поддается описанию, а легенды меркнут в сравнении с реальностью.

Содержание

  1. Айя-София: история

    — Строительство

    — Собор Айя-София в период Византии

    — Османская империя

    — Музей Айя-София

    — Снова мечеть Айя-София
  2. Мифы и легенды
  3. Описание собора Святой Софии в Стамбуле
  4. Уникальные экспонаты храма Айя-София
  5. Таинственные достопримечательности
  6. Подземелье
  7. Прогулки вдоль стен собора
  8. Малая Айя-София
  9. Интересные факты
  10. Что интересного для детей
  11. Полезные советы перед посещением

Айя-София: история

Памятник известен под многими именами: Айя-София, собор Святой Софии в Константинополе, Великая церковь, соборная церковь Святой Софии и собор Премудрости Божьей. Вне зависимости от формулировки, название следует понимать как посвящение храма Иисусу Христу, который и является «Премудростью Божьей». Айя-София и Стамбул связаны многовековой историей, изучив которую, еще больше восхищаешься этой уникальной достопримечательностью.

Строительство

Главной целью строительства было превзойти знаменитый иерусалимский храм царя Соломона ― культовое сооружение, ставшее сердцем религиозной жизни еврейского народа. Поэтому на протяжении пяти лет более 10 тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Однако это было далеко не первое строение, расположенное здесь. Еще при византийском императоре Константине I тут находилась небольшая базилика, возведенная в период с 324 по 337 год. Но во время восстания в 404 году она сгорела. Та же участь постигла и следующие две церкви.

В 532 году находившийся у власти император Юстиниан в честь подавления очередного мятежа приказал построить храм, «какого не было со дня сотворения Мира и какого никогда не будет». Это событие стало отправной точкой истории собора Святой Софии в Стамбуле. Для работы над проектом были приглашены Анфимий из Трал, профессор математики и геометрии, и Исидорос из Милета ― главный архитектор.

Однако не обошлось без сложностей. Главной проблемой строительства собора Святой Софии стала земля под новый храм, принадлежавшая жителям Константинополя, которые отказались заключать сделку о ее продаже.

Тогда император лично пошел по домам, чтобы убедить подданных позволить строительству состояться. И 23 февраля 532 года им был заложен первый камень в основание новой Святой Софии.

Справка! Юстиниан ежедневно лично обходил стройку.

Основой здания послужил особый легкий кирпич, произведенный из почвы острова Родос, во время кладки которого впервые был использован цемент с добавлением масла. Еще одним новшеством этого строительства стала известь, приготовленная на ячменной воде.

Для отделки использовались поделочный камень, слоновая кость, золото, серебро и прочие драгоценности. Кроме того, со всей империи в Константинополь свозили мрамор, который брали с бывших языческих храмов. Так здесь появились 8 колонн зеленого цвета из святилища Артемиды в Эфесе и столько же порфированых из храма Солнца в Баальбеке.

Византия

Окончание строительства собора состоялось в декабре 537 года. Это событие город праздновал 15 дней. Прокопий Кесарийский (византийский писатель) сравнивал новое здание, возвышавшееся над городом, с «кораблем над волнами моря» и расценивал его не как «создание людского могущества и искусства», а как творение «самого божества».

Первая служба в храме состоялась на Рождество. В течение следующих 900 лет собор являлся резиденцией православного патриарха Константинопольского и местом проведения главных церковных и имперских церемоний. За это время он дважды пострадал от землетрясений. Оба раза купол был разрушен и не просто восстановлен, а поднят на новую высоту.

Справка! В 1054 году в Софийском соборе произошло событие, послужившее началом разделения церквей на Католическую и Православную ― 16 июля константинопольскому патриарху легатом папы римского была вручена отлучительная грамота.

Помимо стихийных бедствий храму довелось пережить несколько военных конфликтов. В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, а собор разграблен. Наполовину разрушенное здание удалось частично отреставрировать лишь спустя 57 лет.

Конец его истории как христианской церкви настал в середине XV века вместе с падением Византии. Последняя православная служба состоялась здесь ночью с 28 на 29 мая 1453 года.

Существует предание, что захватчики ворвались в храм во время Божественной литургии, а священник, проводивший ее, успел спрятаться за тайной дверью в стене здания, прихватив с собой святые реликвии. Его так и не удалось найти. Говорят, что, если подойти к нише возле алтаря, сквозь стены до сих пор слышна его молитва о спасении.

Справка! Во время реставрации в 1850-х годах, эта дверь была обнаружена и вскрыта. За ней оказались небольшая часовенка и лестница, ведущая вниз.

Собор Святой Софии в Константинополе

Великая церковь оставалась самым крупным христианским храмом до 1626 года ― до момента постройки собора Святого Петра в Риме. Она была возведена на холме, тем самым очень выделялась на панораме Константинополя. Особенно современников поражал купол, который был виден из любой точки города.

Собор Софии в Константинополе нес в себе две основные идеи ― могущество христианства и зависимость церкви от государства.

Первая выражалась в конструкции здания ― огромное пространство, сочетающее в себе темные и светлые места. Вторая прослеживалась во внутреннем убранстве, схожем с оформлением парадных залов дворцов.

После падения Византии Святая София оказалась утраченной для христианского мира. А ведь именно благодаря ей Киевская Русь стала православной: когда послы князя Владимира прибыли в Константинополь, они были приглашены на богослужение в Великую церковь. Им так понравился храм и сама церемония, что по возвращении представители посоветовали правителю принять христианство. В 1453 году храм был переделан в имперскую мечеть, и здание стало носить имя Айя София.

Период Османской империи

Когда султан Мехмед Завоеватель торжественно вошел в город, он был сражен величием собора Святой Софии и сразу отдал распоряжение пристроить к нему минареты. С этого момента Айя София на 500 лет становится крупнейшей после Каабы мусульманской святыней.

Внутренний облик мечети Айя-София тоже существенно изменился: мозаики замазали штукатуркой, на стенах развесили щиты с надписями из Корана, поставили кувшины для омовения, а также установили михраб и минбар.

Справка! Из-за того, что храм проектировался как христианский, алтарь был ориентирован на восток, поэтому мусульманам пришлось установить михраб в юго-восточной части собора. В результате молящиеся были вынуждены размещаться под углом.

До середины XIX века существенных реставраций здания не проводилось. Однако в 1847 году оно оказалось под угрозой обрушения, и история мечети Айя-София в Стамбуле на этом могла бы закончиться. Но султан Абдул-Меджид I приказал архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию.

В этот период был снесен отсек, предназначенный для молитв императоров, а на его месте построен еще один михраб. Тогда же на стенах мечети Софии появились большие круглые медальоны с надписями, обозначающими имена Аллаха, пророка Мухаммеда, а также 4 первых халифов. Они являются самыми большими в мире произведениями искусства исламской каллиграфии.

Музей Айя-София в Стамбуле

После раскола Османской империи к власти пришел Кемаль Ататюрк, подписавший в 1935 году декрет, согласно которому собору Айя-София в Стамбуле был присужден статус музея. Тогда же начались работы по очистке фресок и мозаик от штукатурки.

С тех пор велись постоянные споры между представителями религий: одни требовали вернуть на храм крест и уничтожить все мусульманские детали, другие жаждали превратить собор в действующую мечеть.

Справка! В 1985 году собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Святой Софии в Стамбуле — снова мечеть Айя-София

10 июля 2020 года начался новый исторический этап для Айя-Софии. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал решение Государственного совета об упразднении постановления правительства Ататюрка от 14 ноября 1934 года о превращении Айя Софии из мечети в музей.

Президент выступил с обращением, в котором сообщил, что  Айя-София начнет действовать в качестве мечети с 24 июля 2020 года. Ее посещение, как и всех остальных мечетей, будет бесплатным, а вход будет доступен всем вне зависимости от вероисповедания. В тот же день в Айя Софии впервые за десятки лет прозвучал азан, призыв к молитве.

Мифы и легенды

С момента появления Святая София в Стамбуле производила на людей неизгладимое впечатление, поэтому вокруг нее возникло большое количество мифов и легенд.

Согласно одной из них, план будущего собора Юстиниану принес во сне ангел с требованием построить храм во имя «Святой Софии». Однако существует версия, что ангелом на самом деле была переодетая жена императора, которая просила супруга о возведении святилища в честь одноименной языческой богини.

Другая легенда гласит, что собор мог быть намного роскошнее ― Юстиниан планировал покрыть его стены золотом. Однако астрологи предрекли, что «в конце веков придут бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания». После таких слов император решил украшать здание поскромнее.

Про предметы интерьера тоже ходит немало поверий. Например, считается, что колонны собора были высечены по указу царя Соломона из горных пород Эльбруса и прочих священных гор. Причем выполняли эту сложную работу великаны, феи и джины.

А юго-восточный столб галереи является местом, где раньше обитал ангел, охранявший храм. В Константинополе про него ходила легенда: якобы он явился мальчику, оставленному сторожить инвентарь на время обеда, и отправил ребенка поторопить рабочих. Причем вызвался на это время заменить его на посту. Юстиниан находился в храме и приказал юноше немедленно уехать, чтобы ангел остался в церкви навсегда.

На одной из плит собора можно увидеть отпечаток руки. По легенде, он принадлежит Мехмеду II, завевавшему Константинополь: султан въезжал в церковь на коне, но животное испугалось и встало на дыбы. Чтобы не выпасть из седла, всаднику пришлось опереться на стену.

Описание

Собор Святой Софии Турции представляет собой классическую базилику с прямоугольным основанием (70х75 м) и имеет два уровня ― нижний этаж и галерею. Первый ярус раньше предназначался для духовенства, императора, а также для верующих мужского пола. Женщины во время богослужений находились наверху.

План собора

Входов в здание девять. Центральный ― знаменитые Императорские ворота, расположенные с западной части здания. По легенде, они были созданы из остатков Ноева ковчега и использовались лишь во время больших праздников. Проходить сквозь них имели право только правители и патриархи.

В остальное время императоры со своей свитой пользовались юго-западной дверью ― Хорологионом, через которую сегодня туристы попадают в здание. Это небольшой проход, ведущий во внутренний нартекс (пристройку), ― Вестибюль воинов, где раньше находилась стража и было принято оставлять оружие. Здесь же расположен пандус, ведущий на верхний этаж с тремя хорами (открытыми галереями):

  • северной ― для женщин среднего сословия;
  • западной ― для императрицы и ее свиты;
  • южной, представляющей собой совещательную комнату патриархии.

После вестибюля идет внешний нартекс ― просторная светлая галерея, через которую можно попасть в подкупольное помещение, высотой 55 м.

Архитектура

Основная часть собора Айя-София находится под огромным куполом-полусферой, диаметр которой составляет 31 м с востока на запад и 30 м ― с севера на юг. Она состоит из 40 радиальных арок. В барабане расположены 40 окон, причем они находятся на минимально возможном расстоянии. Это позволяет добиться эффекта «парения» крыши в воздухе.

Внутреннее пространство здания поделено на три нефа (помещения). Два из них узкие и располагаются по краям, а одно широкое ― в центральной части. Вместе они образуют крест.

От главного купола «спускаются» купола меньшего размера, все они опираются на своды. Такая конструкция позволяет наиболее равномерно распределять нагрузку. Дополнительно крыша поддерживается арками, в каждой из которых вырезано по 3 ряда окон.

Справка! В первоначальном исполнении Собор освещался 214 окнами, однако из-за дополнительных построек и реконструкций их осталось всего 181.

Северный и южный фасад дополнительно укреплены башнями, которые берут на себя основное давление арок. Помимо них, возле основной части храма располагаются минареты, выстроенные турками после превращения храма в мечеть.

Интерьер

Об интерьере церкви времен Юстиниана остается судить лишь по косвенным данным. По мнению исследователей, в тот период собор был украшен мозаиками, носящими догматический иконный и растительный характер. Также известно, что в куполе первоначально находилось гигантское изображение креста.

Стены Айя-Софии внутри были облицованы мрамором. Предположительно, его пласты распиливались на тонкие слои и раскрывались подобно книге. Пол храма украшали сложные узоры из порфира и мрамора разных цветов. Вместо иконостаса в зале были установлены 12 серебряных колонн с золотыми фрагментами в верхней части, предназначенные для крепления портретов святых.

Престол состоял из литых золотых досок и столпов, а его верхняя часть была изготовлена из сплавов различных металлов, смешанных с драгоценными камнями. Окружали эту конструкцию колонны из яшмы и порфира.

Всего собор Святой Софии внутри украшают 104 колонны, из них 40 находятся в нижнем ярусе и 64 ― в верхнем. Область справа от входа ― Центр Мироздания ― место, где короновались императоры. Его можно узнать по переплетениям разноцветных кругов. Существует версия, что в узоре зашифровано пророчество.

Однако после череды разрушений, разграблений, перестроек и реставраций внутреннее убранство храма претерпело серьезные изменения. Теперь фрески и мозаики соседствуют с каллиграфическими панелями, купол украшают суры из Корана, а в интерьере появились михраб, минбар и ложа султана. Кроме того, традиционные свечи были заменены люстрами из лампад.

Правая часть первого этажа отведена под библиотеку, собранную султаном Махмудом I. На данный момент она пустует ― книги были вывезены в другие музеи. Узнать помещение можно по резной золотой решетке.

Схема Айя-Софии

Уникальные экспонаты Айя-София

Все стены Софийского собора, за исключением покрытых мрамором, были украшены мозаиками, которые изготавливались из драгоценных камней и металлов.

Самые древние из них датированы VI веком и содержат растительные и геометрические мотивы. Более поздние варианты отличаются наличием фигур ― изображают Иисуса Христа, других святых, а также членов императорских семей.

Немного истории

Фигурные изображения были созданы уже после периода идолопоклонства, который пришелся на 726–787 годы, а затем вернулся в 815–843 годы. В это время было запрещено производство и использование любых религиозных изображений, в том числе икон.

В связи с этим многие мозаики и картины в соборе Святой Софии были разрушены, вывезены или просто замазаны штукатуркой. Позже их отреставрировали и дополнили новыми. Однако изображения вновь серьезно пострадали во время крестового похода. Тогда же многие из них были вывезены в Италию.

Полноценно восстановить мозаики не удалось. А спустя 1,5 века храм был захвачен турками. Однако Мехмед II приказал сохранить уцелевшие изображения, поэтому рабочие просто закрасили их. Благодаря чему при дальнейшей реконструкции многие мозаики и фрески удалось восстановить.

Справка! Реставрационные работы после объявления храма Святой Софии в Стамбуле музеем длились 18 лет. В них принимали участие специалисты со всего мира.

Мозаика собора Святой Софии

Первый мозаичный цикл в храме датируется 867 годом. К нему относятся изображения апсиды (выступа здания) и примыкающей к ней платформы с престолом.

Здесь расположена Богородица с младенцем-Христом на коленях и двумя архангелами по бокам. Для создания изображения была использована смальта с золотыми вкраплениями разных размеров, это позволило добиться эффекта интенсивного мерцания.

Когда здесь появилось изображение Богоматери, неизвестно. Считается, что оно входило в первоначальную систему мозаик, созданную при Юстиниане. Его автором стал святой монах-художник, которому иконоборцы во время гонений изувечили руки.

Но оригинальное изображение целиком не сохранилось до наших дней. Та мозаика, которую туристы видят сегодня, была воссоздана святым Фотием.

Когда работы завершились, он назвал ее «знаком победы Православия над ересью». При реставрации к мозаике была добавлена надпись: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили».

Мозаики южного вестибюля и северного тимпана

Также к первому периоду создания фресок собора святой Софии относятся изображения в сводчатом помещении, находящемся в юго-западном углу над южным вестибюлем храма. На входной стене выложено изображение Богоматери, Иисуса и Иоанна Крестителя.

А на своде ― 12 фигур, из которых сегодня можно узнать лишь пророка Иезекииля, императора Константина и первомученика Стефана.

В арках расположены полуфигуры апостолов, а также четырех святых константинопольских патриархов. Эти изображения довольно низкого качества, считается, что их создавали выходцы из монашеских кругов.

В углублении стены, окаймленном аркой, разместились образы 16 ветхозаветных пророков и 14 святителей. До наших дней сохранились лишь мозаики с Иоанном Златоустом, Игнатием Богоносцем и четырьмя другими архиереями.

Входная мозаика нарфика

Западная часть церкви украшена мозаикой с очень редким изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле. Его левая рука держит Евангелие, открытое на словах: «Мир вам. Я свет миру», а правая благословляет.

По обе стороны от него в медальонах находятся портреты Богородицы, архангела Михаила и императора Льва VI. Композиция отражает торжественную религиозную церемонию.

Портрет императора Александра

Северо-западная галерея украшена портретом императора Александра, созданного в 912 году. Мозаика относится к числу вотивных изображений и является прижизненным портретом правителя. Она показывает Александра за пасхальным богослужением.

Мозаика южного вестибюля

Стены южного вестибюля демонстрируют сюжет из античного искусства. Мозаика изображает сидящую на престоле Богородицу с младенцем, которой Константин приносит в дар одноименный город, а Юстиниан ― собор Святой Софии.

Кстати, это единственный портрет, на котором императоры изображены вместе.

Таинственные достопримечательности

Одной из самых известных загадок храма в Стамбуле Айя-София является «плачущая» колонна. Считается, что она может исцелять людей и исполнять их заветные мечты, из-за чего ее еще часто называют «колонной желаний».

Обнаружил ее уникальные свойства Юстиниан, который, страдая от головной боли, однажды прислонился к столбу и почувствовал облегчение. Говорят, это связано с тем, что ее освятил Григорий Чудотворец.

Другая легенда гласит, что колонна «плачет» по причине того, что в строительный раствор рядом с ней добавлена слюна пророка Мухаммеда, земля из Мекки и вода из источника Замзам.

Еще одно предание объясняет появление дырки в поверхности столба, куда туристы сегодня засовывают пальцы, чтобы загадать желание. По легенде, это след руки святого Ильи, исправлявшего искривление колонны во время строительства.

Еще одной мистической достопримечательностью можно считать «холодное» окно. На первый взгляд, это обычный проем, расположенный на втором этаже в южной части собора. Однако из него даже в сильную жару дует холодный воздух.

В храме находятся уникальные двери, каждая из которых покрыта определенной символикой. Но проблема в том, что никто не может определить их количество ― каждый раз, когда начинается подсчет, неожиданно находятся все новые экземпляры, которых раньше никто не видел.

Затопленное подземелье

Путешественники, посещавшие город в XV–XVII вв., свидетельствовали о том, что под собором Святой Софии находится подземелье с ходами, огромными цистернами для воды и тоннелями для ее подачи.

Первые попытки проверить правдивость этих историй были предприняты в 1945 году. Тогда американские исследователи решили спуститься в подземелье и выкачать оттуда воду. Однако попытка не увенчалась успехом ― уровень жидкости не снизился даже спустя несколько часов работ.

Через 43 года команда турецкого кинодокументалиста Гёкселя Гюленсоя тоже решила изучить воды под собором Святой Софии. Работа над проектом длилась почти 15 лет, за это время было совершено 3 погружения: в 1988, 2009 и 2013 годах.

Оказалось, что под храмом действительно есть тоннели, ведущие на поверхность, а также склепы и катакомбы. Кроме того, были обнаружены плотно закрытые двери, за которыми, возможно, и располагаются те самые цистерны, о которых говорили очевидцы. Проверить это пока не удалось. Однако сканирование здания показывает наличие под ним обширного пространства.

Прогулка вдоль стен Собора

С западной стороны от храма располагается древний баптистерий ―помещение, предназначенное для крещения. Здесь раньше размещалась самая большая в Константинополе купель, высеченная из цельного куска мрамора.

Сегодня она вынесена за его пределы и находится в портале. Баптистерий некоторое время использовался для хранения свечного масла, но затем он был переоборудован в мавзолей султанов Мустафы I и Ибрагима.

Возле сооружения находятся и другие гробницы. Они представляют собой однокамерные помещения 6- или 8-угольной формы. В центре каждого из них установлены саркофаги. Здесь покоятся тела Мурада III, Селима II, Мехмеда III с их семьями. Вход свободный.

Справка! При осмотре мавзолеев необходимо снимать обувь, а женщинам дополнительно покрывать волосы косынкой.

Недалеко от них расположено здание турецкой бани― Хюррем Султан хамам, которую построил Сулейман Великолепный для своей супруги. Девушка, кстати, некоторое время находилась у него в гареме в качестве рабыни.

На территории вокруг храма встречаются и остатки древних церквей, найденные в процессе археологических раскопок. Здесь можно увидеть части колонн, ступенек, саркофагов и пр.

Во дворе также находится фонтан для омовений в стиле турецкого рококо. Поблизости от него расположены здания столовой и начальной школы (медресе), а также помещение для хранителя времени, главной задачей которого было призывать людей к молитве.

Малая Айя-София

Мечеть Малая Айя-София ― бывшая церковь в честь Святого Сергия и Вакха, римских солдат, которые в числе первых приняли христианство и были убиты за веру. Храм построил Юстиниан сразу после вступления на престол в благодарность за спасение своей жизни.

Дело в том, что император был обвинен в заговоре против дяди, находившегося в тот момент у власти. Однако святые явились правителю во сне и убедили в невиновности племянника.

Считается, что работу над проектом осуществляли Анфимий и Исидорос. Такое предположение основывается на внешнем сходстве мечети с собором Святой Софии. Также есть версия, что Малая Айя София являлась «рабочей» моделью, на которой испытывали архитектурные приемы перед строительством Великой церкви.

Здание представляет собой восьмигранник, увенчанный большим куполом. Если смотреть на него сверху, то оно напоминает звезду. Пока собор был православным, поверхность его стен украшали фрески и мозаики.

Однако после того как в XV веке храм Софии в Стамбуле был превращен в мечеть, изображения закрасили известью. Сегодня на стены нанесены орнаменты синего цвета, а помещение оформлено арабской каллиграфией.

Справка! Мечеть — действующая. Рядом находится мусульманское кладбище.

Интересные факты

С собором Святой Софии связано множество разных историй, которые легли в основу интересных фактов об этом месте.

  1. Для отделки храма использовались 12 сортов мрамора.
  2. Строительство собора обошлось Византии в 3 годовых дохода.
  3. Несмотря на то, что в Константинополе старались придерживаться римских и эллинистических традиций в искусстве, Великую церковь Юстиниан пожелал возвести в византийском стиле.
  4. Большая часть найденных в храме граффити была сделана выходцами из Руси.
  5. Княгиня Ольга в 957 году крестилась в Великой церкви.
  6. В стенах Айя Софии находится пустая гробница Дандоло ― человека, возглавлявшего отряды крестоносцев при штурме Константинополя.
  7. Одной из самых необычных достопримечательностей храма считается кот Гли. Чаще всего его можно встретить возле Императорского места. Существует мнение, что в животном возродился дух Юстиниана. Кот очень знаменит ― у него даже есть фото с Обамой.
  8. Существует международное движение, стремящееся «освободить» Софию и добиться того, чтобы людям разрешили молиться в соборе.
  9. Турецкие и греческие источники, в которых идет речь о взятии Константинополя османами в 1453 году, свидетельствуют о том, что накануне падения города храм вдруг засветился странным и очень ярким огнем, который сквозь окна купола устремился в небо. Считается, что в тот день ангел-хранитель покинул свой пост.

Стоит ли ехать с детьми

Посещение мечети Айя-София Стамбула будет интересно детям школьного возраста, которые на уроках уже успели познакомиться с удивительной историей Византии, ее искусством и архитектурой. Обычно этот период проходят в 5–6 классе.

Тогда маленькие исследователи с удовольствием прогуляются по залам и с интересом послушают рассказ экскурсовода. Тем более что в храме действительно много вещей, на которые стоит обратить внимание.

Мальчиков можно увлечь историями про войны и тайные подземелья, девочек ― заинтересовать мифами и легендами. Юные посетители не смогут остаться равнодушными:

  • к месту загадывания желаний ― не каждый день удается с разрешения родителей засунуть палец в древнюю колонну;
  • к местному пушистому хранителю-коту Гли;
  • к «волшебному» окну-кондиционеру.

А вот маленьких детей на экскурсию брать не стоит. Во-первых, можно оказаться в изнуряющей многочасовой очереди под палящим солнцем. Во-вторых, сложно будет удерживать их внимание на протяжении всего осмотра сооружения.

Полезные советы

Мечеть Айя-София ― одна из наиболее популярных достопримечательностей в Стамбуле, поэтому, чтобы лишний раз не стоять в огромных очередях, стоит обратить внимание на некоторые рекомендации.

  1. Посещение мечети предусматривает соблюдение всех правил для мусульманских храмов.
  2. Запрещено заходить в обуви, а также в одежде, оголяющей плечи, ноги и руки.
  3. Туристам запрещено входить во время намазов.

Мечеть Святой Софии ― место, обязательное к посещению в Стамбуле. Недаром к нему стекаются туристы со всего мира. Это великолепное здание поражает масштабами, историей, красотой интерьера и, конечно, тайнами и загадками, которым не нашлось объяснения по сей день.

Собор Святой Софии | История, архитектура, мозаика, факты и значение

Самые популярные вопросы

Когда был построен собор Святой Софии?

Большая часть здания собора Святой Софии, очевидного сегодня, была завершена в 6 веке (в основном в 532–537 гг. ), во время правления византийского императора Юстиниана I. Первоначальная церковь на этом месте (называемая Мегале Экклесия) была построена по заказу Император Константин I в 325 году, разрушенный во время беспорядков в 404 году, позже перестроенный и снова разрушенный в 532 году, прежде чем Юстиниан ввел в эксплуатацию здание, которое существует сегодня. С тех пор мозаики добавлялись на протяжении византийского периода, структурные модификации были внесены как в византийский, так и в османский периоды, а элементы, важные для исламской архитектурной традиции, были построены во время османского владения строением.

Константин I

Подробнее о Константине I.

Верующие каких религий поклонялись в соборе Святой Софии?

Первоначально на месте собора Святой Софии возводился христианский собор под названием Мегале Экклесия, построенный по заказу первого христианского римского императора Константина I. До этого на этом месте располагался языческий храм. Он прошел еще одно религиозное преобразование после завоевания Константинополя османским султаном Мехмедом II в 1453 году, когда он был назначен мечетью. Так оно и оставалось на протяжении многих столетий, пока не было секуляризовано в 19 веке.34 первого президента Турецкой Республики. Год спустя он был преобразован в музей, и это решение остается спорным.

Мехмед II

Узнайте больше о Мехмеде II.

Чем важен собор Святой Софии?

Собор Святой Софии является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле. В течение почти тысячелетия после постройки это был самый большой собор во всем христианском мире. Он служил центром религиозной, политической и художественной жизни византийского мира и предоставил нам много полезных научных сведений об этом периоде. Это также было важным местом мусульманского поклонения после того, как султан Мехмед II завоевал Константинополь в 1453 году и назвал это сооружение мечетью. Она оставалась мечетью, пока не была преобразована в музей в 19 веке. 30 с.

Византийская империя

Узнайте больше о Византийской империи.

Как изменился собор Святой Софии в османский период?

Султан Мехмед II объявил бывшую христианскую церковь мечетью вскоре после завоевания города в 1453 году. Приведение строения в соответствие с исламской традицией потребовало ряда других модификаций, не все из которых были предприняты во время правления Мехмеда. II. Во время правления Мехмеда были добавлены деревянный минарет (уже не стоящий), михраб (ниша, расположенная в направлении Мекки), минбар (кафедра), медресе (школа) и парадная люстра. Более поздние модификации включали строительство большего количества минаретов, побелку христианских мозаик и добавление структурных опор.

Османская империя

Узнайте больше об Османской империи.

Как собор Святой Софии получил свое название?

Собор Святой Софии на самом деле не единственное название, под которым носило это сооружение. Даже сейчас он известен под несколькими разными прозвищами: Ayasofya на турецком языке, Sancta Sophia на латыни и Holy Wisdom или Divine Wisdom на английском языке (альтернативные английские переводы греческих слов Hagia Sophia). Название Айя-София появилось только около 430 г. н.э. Первая из трех христианских построек, которые должны были быть построены на этом месте, носила совсем другое название: Мегале Экклесия, или «Великая церковь».

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Собор Святой Софии , турецкий Айя-София , латинский Санкта София , также называемый Церковь Святой Мудрости или Церковь Божественной Мудрости , важное византийское сооружение в мире и один из величайших византийских памятников мира в Стамбуле. Он был построен как христианская церковь в VI веке н. э. (532–537 гг.) под руководством византийского императора Юстиниана I. В последующие века он стал мечетью, музеем и снова мечетью. Здание отражает религиозные изменения, которые происходили в регионе на протяжении веков, с минаретами и надписями ислама, а также с роскошными мозаиками христианства.

Узнайте об истории и важности собора Святой Софии

Просмотреть все видео к этой статье

Первоначальная церковь на месте собора Святой Софии, как говорят, была построена по приказу Константина I в 325 году на фундаменте языческого храм. Его сын, Констанций II, освятил его в 360 г. Он был поврежден в 404 г. в результате пожара, вспыхнувшего во время беспорядков после второго изгнания св. Иоанна Златоуста, патриарха Константинополя. Он был перестроен и расширен римским императором Константом I. Восстановленное здание было повторно освящено в 415 году Феодосием II. Церковь была снова сожжена во время восстания Ники в январе 532 г., и это обстоятельство дало Юстиниану I возможность придумать блестящую замену.

Получившийся в результате собор Святой Софии был построен в удивительно короткие сроки, примерно за шесть лет, и был завершен в 537 году н. э. Необычно для того периода, когда оно было построено, хорошо известны имена архитекторов здания — Анфемий Тралльский и Исидор Милетский, а также их знакомство с механикой и математикой. Сооружение, которое сейчас стоит, по сути, представляет собой здание 6-го века, хотя землетрясение вызвало частичное обрушение купола в 558 г. (восстановлено в 562 г.), и было еще два частичных обрушения, после которых оно было перестроено в меньшем масштабе, а вся церковь укреплена. снаружи. Он был снова восстановлен в середине 14 века. Более тысячелетия это был Собор Вселенского Константинопольского Патриархата. Он был разграблен в 1204 году венецианцами и крестоносцами во время Четвертого крестового похода.

После завоевания Константинополя турками в 1453 году Мехмед II перепрофилировал его в мечеть, добавив деревянный минарет (снаружи башня, используемая для призыва к молитве), большую люстру, михраб (нишу указывает направление на Мекку) и минбар (кафедра). Либо он, либо его сын Баязид II возвели красный минарет, стоящий в юго-восточном углу сооружения. Оригинальный деревянный минарет не сохранился. Баязид II воздвиг узкий белый минарет на северо-восточной стороне мечети. Два идентичных минарета на западной стороне, вероятно, были заказаны Селимом II или Мурадом III и построены известным османским архитектором Синаном в 1500-х годах.

В 1934 г. турецкий президент. Кемаль Ататюрк секуляризировал здание, и в 1935 году оно было превращено в музей. В 1985 году собор Святой Софии был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Исторические районы Стамбула», куда входят другие крупные исторические здания и места этого города. Прес. В 2020 году Реджеп Тайип Эрдоган принял неоднозначное решение снова превратить здание в мечеть. Вскоре после объявления были проведены исламские молитвы с занавесками, частично скрывающими христианские образы здания. Как самое популярное туристическое направление Турции, Собор Святой Софии оставался открытым для посетителей.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Культовый Собор Святой Софии лишен статуса музея, прокладывая путь к возвращению мечети

Собор Святой Софии, которому 1500 лет и который в настоящее время является самой популярной туристической достопримечательностью Турции, был лишен статуса музея высшим судом Турции.

Фотография JLImages, Alamy

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Будущее одного из самых знаковых памятников в мире остается неопределенным после сегодняшнего решения высшего административного суда Турции об аннулировании статуса собора Святой Софии как музея.

Собор Святой Софии, который стоит сегодня, был первоначально построен как собор для столицы Восточной Римской империи в шестом веке и стал мечетью в 1453 году после завоевания Константинополя османами. Он оставался мусульманским молитвенным домом до начала 20 века, когда турецкое правительство секуляризировало собор Святой Софии и превратило его в музей в 1934 году. Более 50 лет спустя ЮНЕСКО включила собор Святой Софии в список исторических районов Стамбула, включенных в список Всемирного наследия. Сайт.

В 2005 году группа подала петицию в Государственный совет Турции, высший административный суд страны, утверждая, что историческое сооружение первоначально принадлежало фонду, основанному султаном Мехмедом II, османским лидером, завоевавшим Константинополь в 1453 году.

Сегодня Совет Турции Государство согласилось с заявителями, заключив, что в первоначальном документе Мехмеда II здание обозначалось как мечеть, и любое другое использование было бы незаконным. После этого решения президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган незамедлительно передал надзор за зданием от Министерства культуры Турции Управлению по делам религий.

«Принято решение передать управление мечетью Аясофья… Управлению по делам религий и открыть ее для богослужений», — говорится в решении, подписанном Эрдоганом.

Неясный статус

Однако сегодняшнее решение не означает, что собор Святой Софии немедленно закроется для светских посетителей и станет постоянным местом отправления культа.

Представитель Эрдогана говорит, что посетители по-прежнему смогут посетить собор Святой Софии, который является самой популярной туристической достопримечательностью страны. «Открытие собора Святой Софии для поклонения не помешает местным или иностранным туристам посещать это место», — сказал Ибрагим Калин турецкому информационному агентству Anadolu в интервью ранее на этой неделе.

Тем не менее специалистам по культурному наследию остается неясным, будет ли памятник использоваться только для эпизодических мероприятий или для регулярных обрядов, и как объект всемирного наследия может быть изменен или изменен, если вообще будет.

Интерьер собора Святой Софии сегодня представляет собой визуальное наследие его роли как христианского, так и мусульманского центра поклонения.

Фотография Скотта С. Уоррена, Коллекция изображений Nat Geo

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

«Я думаю, что это будет движущаяся мишень, я думаю, что она будет меняться день ото дня, когда они объявляют о новых вещах», — говорит Джонатан Белл, вице-президент программ Всемирного фонда памятников.

Шарон Герстель, профессор византийского искусства и археологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, также подчеркивает, что, хотя сегодняшнее решение вызвало международный резонанс, многое остается неизвестным о том, какие следующие шаги могут быть предприняты в отношении статуса собора Святой Софии.

«Он до сих пор остается символом для всех православных христиан — это центр, на который указывает их компас», — замечает Герстель. «Поэтому любая угроза зданию вызовет бурю страстей.

«Лично я думаю, что людям нужно сесть и посмотреть, что будет на этой неделе с точки зрения того, что нам скажут, но я думаю, что нужно дать много разъяснений о том, что намерен сделать Эрдоган», — сказала она. добавляет.

Есть также вопросы относительно будущего статуса памятника всемирного наследия. Собор Святой Софии является частью объекта «Исторические районы Стамбула», включенного в Список всемирного наследия, и как часть этого объекта памятник специально обозначен как музей. В соответствии с Хартией всемирного наследия любое изменение статуса здания требует предварительного уведомления Турцией ЮНЕСКО, а затем, при необходимости, рассмотрения Комитетом всемирного наследия. ( Вот история Всемирного наследия ЮНЕСКО. )

В официальном заявлении, опубликованном сегодня, ЮНЕСКО заявляет, что «глубоко сожалеет о решении турецких властей, принятом без предварительного обсуждения, изменить статус собора Святой Софии», отмечая, что всемирная организация неоднократно делилась своими опасениями с Правительство Турции в отношении любых модификаций, которые могут повлиять на «выдающуюся универсальную ценность» памятника, и подчеркивает важность вклада различных заинтересованных сторон и сообществ.

Возвращение собора Святой Софии в место активного поклонения не обязательно исключает статус Всемирного наследия. Примерно 20 процентов из более чем тысячи объектов, включенных в Список всемирного наследия, имеют духовную или религиозную связь, включая Ватикан и мечеть Джаме в Ишфахане, Иран.

«Наша главная забота состоит в том, чтобы власти обеспечили надлежащую сохранность и доступ общественности к этому месту», — говорит Белл. «Я лично чувствую, что он может полностью существовать как место поклонения и по-прежнему выполнять свою роль объекта всемирного наследия, если есть другие меры безопасности».

Искусство и иконоборчество

Большая часть опасений по поводу изменения статуса собора Святой Софии связана с будущим потрясающих византийских картин и мозаик, которые только в прошлом году привлекли 3,7 миллиона посетителей в здание. В течение столетий мечети многие из внутренних украшений христианской эпохи, которые нарушали мусульманские запреты на изображение живых существ, были оштукатурены или иным образом закрыты, но снова были обнаружены во время реставрационных работ, когда здание стало светским музеем.

«Мне было бы трудно представить, что они попытаются уничтожить изображения», — говорит Герстель, отмечая, что большинство изображений — кроме парящей Богородицы с младенцем в апсиде и нескольких изображений Христа и других библейские фигуры в галереях — члены византийского императорского двора. «Это главное туристическое направление в Турции. Я думаю, что они будут очень опасаться потери этого дохода». ( См. фотографии красивых мечетей по всему миру. )

Но изменение статуса собора Святой Софии действительно может сильно повлиять на доход, который приносит памятник, и от которого власти зависят в непрерывном содержании и обслуживании. консервация 1500-летнего здания. Религиозным властям придется решить, будет ли приемлемым в соответствии с исламским законодательством продолжать взимать с посетителей 15 долларов за вход в мечеть Аясофья, и если да, то им нужно будет объяснить, почему Голубая мечеть 17-го века, которая находится прямо напротив площади от Собор Святой Софии разрешает бесплатный вход посетителям вне времени молитвы.

Обращение к базе

Сегодняшнее решение было расценено как победа президента Турции Эрдогана, который отверг светский строй Турецкой Республики и выступает за восстановление великих достижений Османской империи. В течение многих лет он выступал за то, чтобы архитектурная жемчужина столицы страны вернулась к своей роли религиозного центра, и теперь, в то время, когда Турция погрязла в международных конфликтах и ​​борется дома с пандемией коронавируса и слабеющей экономикой, решение о соборе Святой Софии берет на себя еще более важную роль.

«Это уничтожает еще одну часть светского наследия, которое он хотел получить», — говорит Стивен Флэнаган, старший политолог RAND Corporation, недавно написавший отчет о турецком национализме. «Это обращается к его более благочестивой и националистической основе».

Герстелл соглашается. «Я не хочу недооценивать символическую столицу, которую Айя-София держит для тех, кто правит ее территорией. Так было всегда, так будет всегда. Это мировоззрение [Эрдогана] о воссоздании Османской империи таким образом, чтобы он стал султаном». (Связано: Почему возникла и пала Османская империя. )

Профессор византийской истории отмечает, что первое действие, которое османский султан предпримет, въезжая в византийский город, будет превращение главного христианского собора в дом мусульманского богослужения. «Поэтому неудивительно, что именно на этом здании он сосредоточился».

Читать дальше

Кризис голода внутри Африканского Рога

  • Окружающая среда

Кризис голода внутри Африканского Рога

Засуха, конфликты, нестабильность и рост цен приводят к беспрецедентному уровню отсутствия продовольственной безопасности и приближающемуся голоду, сообщает фотожурналист.