Где находится почаевская лавра: Успенская Почаевская лавра / Организации / Патриархия.ru

История Свято-Успенской Почаевской лавры — ТАСС

24 ноября 2018, 12:08

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 ноября 2018 года министерство юстиции Украины отменило решение о государственной регистрации передачи комплекса сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры в пользование Украинской православной церкви (УПЦ, самоуправляемая церковь в составе Московского патриархата). Об этом сообщила первый заместитель министра юстиции Украины Елена Сукманова. Председатель юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов заявил, что решение минюста об отмене госрегистрации (изъятии из реестра записи) о праве пользования на сооружения Почаевской лавры не отменяет договор о пользовании с 2003 года. По его словам, право пользования, приобретенное до 2013 года, не подлежит обязательной государственной регистрации.

На официальном сайте Почаевской лавры 23 ноября 2018 года было опубликовано заявление братии монастыря. В нем говорится, что насельники обители расценивают действия властей как попытку «уничтожить монашество на территории западной Украины». По мнению братии, целью госорганов является передача имущества Почаевской лавры новообразуемой церковной организации, подконтрольной Константинопольскому патриархату.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и современном положении Почаевского монастыря.

Свято-Успенская Почаевская лавра — один из крупнейших исторических православных монастырей. Расположен в Почаеве Тернопольской области Украины. Является крупным центром православного паломничества.

История

По преданию, первый монастырь на горе близ местечка Новый Почаев на Волыни был основан около 1240-1241 годов монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем. В те же годы, согласно монастырской летописи, на Почаевской горе произошло явление Пресвятой Богородицы, оставившей след в виде «Стопы Почаевской» (отпечаток ноги на известковом туфе, ныне находится в Успенском соборе лавры). Позднее первая обитель пришла в запустение и перестала существовать.

Первое документальное упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве относится к 1527 году. Мужской монастырь был основан здесь в 1597 году на землях, полученных в дар от помещицы Анны Ерофеевой-Гойской. Она же передала в обитель чудотворную икону Богоматери, которая позднее получила именование Почаевской и стала одной из главных святынь обители (ныне находится в Успенском соборе лавры).

В XVI-XVIII веках монастырь находился на территории Речи Посполитой, государства, образованного в результате объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского и Русского. В 1596 году монахи Почаевского монастыря выступили против Брестской унии, подчинявший православную церковь западнорусских земель Римскому папе. Одним из активных противников подчинения католичеству был преподобный Иов (в миру — Иван Железо), игумен Почаевского монастыря в 1617-1651 годах. При нем обитель достигла расцвета, были возведены каменные храмы, создана типография.

С 1713 года на протяжении более 100 лет монастырь находился под властью униатов. В 1773 году по благословению папы Римского Климента XIV по католической традиции была коронована (т. е. официально признана чудотворной) Почаевская икона Божией Матери. В конце XVIII века, после раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией, земли обители вошли в состав Российской империи.

В 1831 году Почаевский монастырь был возвращен православной церкви и в 1833 году получил статус лавры (т. е. монастыря, имеющего особое историческое и духовное значение). Почаевская лавра стала четвертой по старшинству в Российской империи после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской.

В 1915 году, во время Первой Мировой войны, монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. Монахи, оставшиеся в Почаеве, были отправлены в концентрационный лагерь. В 1916 году во время Брусиловского прорыва обитель была освобождена русскими войсками.

В 1919 году монастырь был разграблен отрядами Красной армии, затем занят польскими войсками.

После поражения РСФСР в советско-польской войне 1919-1920 годов Волынь, а вместе с ней и Почаев, была включена в состав польского государства. До 1939 года Почаевская лавра находилась в юрисдикции Польской православной церкви.

С 1939 года, после присоединения Волыни к Советскому Союзу, монастырь вошел в юрисдикцию Русской православной церкви Московского патриархата.

На рубеже 1950-1960-х годов в период гонений на православие, организованных первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, советские власти несколько раз предпринимали силовые попытки закрыть монастырь. На его территории были размещены музей атеизма, психиатрическая больница, прачечная и др. Комсомольские дружины, оперативники милиции и КГБ препятствовали посещению монастырских храмов. Монахов принудительно подвергали психиатрическому лечению, призывали в армию, лишали прописки, а затем арестовывали за нарушение паспортного режима. В 1962 году монастыре остались 36 монахов из 140. Однако из-за сопротивления верующих, а также негативной реакции международной общественности Почаевская лавра сохранила статус действующего монастыря.

С 1990 года обитель находится в юрисдикции Украинской православной церкви.

В 1992 году наместник Почаевской лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал раскольническую деятельность лишенного священного сана (позднее — подвергнутого анафеме) бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Однако братия отказалась переходить в созданный Денисенко самопровозглашенный «Киевский патриархат» и вынудила Иакова (Панчука) покинуть монастырь (в том же году он был извергнут из священного сана).

С 1997 года Почаевский монастырь является ставропигиальным, т. е. подчиненным непосредственно митрополиту Киевскому и всея Украины, главе УПЦ. Практическое управление монастырем осуществляет наместник — митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии.

В 2011-2013 годах в монастыре был построен новый храм — Преображенский собор.

Архитектурный ансамбль

Почаевская лавра расположена на одноименной горе, которая возвышается над окрестностями на высоту 70 м. На ее вершине расположены главные сооружения монастыря, на склонах холма — еще несколько зданий, формирующих ядро архитектурного ансамбля обители. Главный храм Почаевской лавры — Успенский собор, построенный в стиле позднего барокко над стопой Богородицы в 1771-1791 годах по проекту архитекторов Готфрида Гофмана и Петра Полиевского. При его строительстве в здание собора была полностью включена церковь Святой Троицы (1649), в настоящее время сохранился ее восточный фасад. С собором связаны прямоугольные келейные корпуса, построенные в конце XVIII века. Они образуют замкнутую композицию с внутренним двором. В ансамбль лавры также входят архиерейский дом (1825), надвратный корпус с церковью Рождества Богородицы в стиле классицизма (1834-1835), четырехъярусная колокольня, высотой 65 м (1861-1869). В 1906-1911 годах в Почаевской лавре по проекту архитектора Алексея Щусева был воздвигнут масштабный Троицкий собор в новгородско-псковском стиле. Мозаичное панно его южного портала выполнено по рисунку художника Николая Рериха.

Современное состояние

В настоящее время братию Почаевской лавры составляют около 200 монахов и 50 послушников. Наместником обители с 1996 года является митрополит Почаевский Владимир (Мороз), викарий Киевской епархии.

В монастыре с 1994 года функционирует духовная семинария. На территории обители работают паломническая гостиница, издательство. При лавре с 1990 года действует Свято-Духов скит (первые сведения о нем относятся к XIII веку, закрыт в 1960 году).

Ежегодно 19 августа из села Довжок близ города Каменец-Подольского в Почаевскую лавру проходит крестный ход (в 2018 году в нем участвовали 20 тыс. человек).

Вопрос об имущественном статусе лавры

После распада СССР и провозглашения независимости Украины братия лавры арендовала здания монастыря у местных властей на платной основе. С 2000 года аренда стала бесплатной.

29 мая 2001 года постановлением Кабинета министров Украины в Почаеве был создан Кременецко-Почаевский государственный историко-архитектурный заповедник. В его состав были включены исторические постройки лавры — Успенский и Троицкий соборы, монастырские кельи, архиерейский дом, колокольня, надвратный корпус. В 2002 году все памятники были переданы из общей собственности территориальных общин Кременецкого района в государственную собственность с отнесением в сферу управления Госстроя Украины.

17 июля 2003 года распоряжением Кабинета министров Украины постройки лавры были исключены из состава Кременецко-Почаевского заповедника и переданы в бесплатное пользование Украинской православной церкви на 49 лет — до 1 января 2052 года.

В 2003 году Почаевскую лавру пытались захватить члены украинской националистической организации Украинская национальная ассамблея — Украинская национальная самооборона (УНА-УНСО, запрещена в РФ). Однако они были остановлены представителями православного казачества.

Начиная с 2003 года Тернопольский областной совет неоднократно выступал с требованиями об отмене решения правительства о передаче лавры в пользование УПЦ. В частности, в апреле 2015 года его депутаты потребовали от президента Украины Петра Порошенко передать сооружения лавры в госсобственность с целью предоставить возможность совершать там службы представителям самопровозглашенного «Киевского патриархата». С аналогичными требованиями выступали организации украинских националистов УНА-УНСО, «Правый сектор» (запрещена в РФ), партия «Свобода» и др.

2 августа 2018 года глава «Киевского патриархата» Михаил Денисенко (бывший митрополит Филарет) в интервью телеканалу «Прямой» заявил, что после признания Константинопольской патриархией автокефальной украинской православной церкви ей будут переданы Киево-Печерская и Почаевская лавры.

В ноябре 2018 года министерство культуры Украины обжаловало в минюсте решение о госрегистрации права УПЦ на пользование имуществом Почаевской лавры. Тогда же полиция Тернопольской области открыла уголовное производство по факту передачи сооружений монастыря в пользование Украинской православной церкви. 

Теги:

УкраинаКризис на УкраинеСоздание Автокефальной поместной православной церкви на Украине

Почаевская Лавра: место, где происходят чудеса

Почаевская Лавра: место, где происходят чудеса

Церковный бизнес, расцветший сегодня буйным цветом и, несмотря ни на какие тяготы жизни большинства людей (а во многом и благодаря им) набирающий обороты – удручающее явление. “Торговля” именем Бога не имеет ничего общего с истинной духовностью и Верой. У каждого, безусловно, свой способ веры и “взаимоотношения” с Богом и церковью, но это не тема сегодняшнего фоторассказа. Я, как и многие другие, верю в силу места, в его неслучайность (богоизбранность), если речь идет о старинных, намоленных церквях и храмах. Поэтому такие места, как Киевская Лавра, о которой я писала накануне Рождества, и Почаевская Лавра для меня значат очень много. И еще больше стали значить после того, как… Но обо всем по порядку.

1.

Почаевская Лавра находится на западе Украины за 70 километров от города Тернополя и за 24 километра от города Кременец, о котором я рассказывала вчера.

Первые исторические сведения о Лавре относятся к началу XIII столетия, ко временам нашествия татарского хана Батыя на Киевскую Русь.

После разгрома Киева и уничтожения его святынь некоторые православные иноки из святых киевских пещер бежали на запад и поселились в предместьях Почаевской горы. Основателем и первоподвижником на Почаевской горе был Преподобный Мефодий.

Не зная о самом главном празднике Лавры – Чудотворной Почаевской Иконы Божией Матери, который отмечается ежегодно пятого  августа, мы приехали именно накануне праздника. Со всех уголков Украины, а также из России, других соседних государств съезжались верующие. Прибывали автобусы с иконами на ветровом стекле.  Ждали приезда  Блаженнейшего митрополита Киевский и всея Украины Владимир и Божественной Литургии по случаю праздника. Иконе свыше 400 лет, ее почитают как одну из самых больших святынь Русской Церкви.

На Святую Волынь икону привез из Константинополя греческий митрополит Иеофит. Путешествуя по Волыни, митрополит для отдыха остановился в имении Урля у благочестивой православной помещицы Анны Гойской. Пробыв несколько дней, Митрополит благословил и оставил ей за гостеприимство икону Пресвятой Богородицы. В 1597 году в имении Анны Гойской случилось чудо – от Иконы Божьей Матери исцелился ее слепорожденный брат Филлип.
От Иконы начало происходить много чудес. Анна Гойская решила отдать ее монахам, которые жили на Почаевской горе. В том же самом году Икону перенесли в Почаев, а обители было подарено значительный земельный участок, что официально подтверждало статус монастыря.
Так Царица Небесная увековечила Свою Славу на Почаевской горе еще одной святыней: Чудотворной Иконой. Чудотворная Икона находится в Успенском соборе над Царскими вратами в звездноподобном киоте:

2.

Поэтому подготовка к празднованию шла полным ходом.

Гостевые комнаты лаврской гостиницы были переполнены, запахи готовящейся еды для мирян доносились из гостиного дома. Но несмотря на многолюдье, мы оказывались у святынь в такие минуты, когда по странному стечению обстоятельств толпы верующих куда-то исчезали. Как так получалось, мне до сих пор непонятно.  Как будто кто за руку и на праздник привел, и по Лавре вел. Удалось  приложиться к Чудотворной Иконе Пресвятой Богородицы, которую опускают с ее высокого места буквально на несколько часов по праздникам…

Здесь же, на территории Лавры, по преданиям хранится отпечаток  Целительной стопы Пресвятой Богородицы.

По народным сказаниям, записанным в старинных книгах, Явление Божьей Матери на горе Почаевской было в 1240 году. Пресвятая Богородица явилась нескольким монахам и пастуху, которого звали Иоанн. На месте, где произошло это явление, Царица Небесная оставила отпечаток Своей правой стопы. Из этого места начал струиться источник целительной воды, от которого и поныне получают исцеление от всяких болезней верующие люди.
Первые годы существования обители совпали с трудным временем для Руси. Татарские войска представляли сильную угрозу для русской земли. Они предавали огню и мечу все, что встречалось на их пути. В 1607 году один из вражеских отрядом оказался под Почаевом. В тот момент один монах проходил мимо горы, завершая молитвы. Какой-то татарин, в надежде получить невольника, подскочил к нему, но увидев, что инок старый, саблей отрубил ему голову. Монах не умер сразу, а взяв в руки отнятую голову, донес ее до монастыря, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда отдал дух свой Господу, удививши всех.
Наследник Анны Гойской Андрей Фирлей, будучи лютеранином, причинял обители много бед, желая закрыть монастырь и забрать имения себе. В 1623 году он направил в монастырь своих слуг, которые ограбили обитель и украли Чудотворную Икону. Один раз, позвав гостей, он одел свою жену в священницкие ризы, дал ей в руки Святую Чашу и принес Чудотворную Икону для насмехательства. Но тотчас на жену Фирлея «напал лютый бес, которым она была одержима» до тех пор, пока икону не вернули в монастырь.
В 1674 году один почаевский монах находился в турецкой неволе. Он искренне молился Пресвятой Богородице в день ее Успения, и был чудесным образом перенесен в монастырь. В Лавре и ныне хранятся цепи, которые сковывали его руки.

В 1675 году огромное войско турецкого султана Магомета IV под руководством визиря Кара-Мустафы вошло на русские земли, уничтожая все на своем пути. Пятидесятитысячная конница турок и татар подступила к стенам незащищенного православного Почаевского монастыря. Помощи можно было ждать только от Защитницы обители Царицы Небесной и блаженного угодника Иова. 5 августа турки пошли на штурм. Игумен монастыря отец Иосиф (Добромирский) вместе с братией и беженцами начали служить акафист перед Почаевской чудотворной иконой Богородицы. В это время над Свято-Троицким храмом явилась сама Богородица с небесными ангелами и преподобным Иовом. Их увидели и сами турки, и начали пускать стрелы в небесных защитников, но стрелы возвращались и поражали самих стрельцов. Ужас и паника охватили захватчиков, и они кинулись бежать.

Вот такие вот истории о чудесах дошли до наших дней.

Так выглядит ранним утром Свято-Успенский собор Почаевской Лавры:

3.

4.

5.

6.

7.
Расположена Лавра на высокой каменистой горе, которая возвышается над всей округой на 75 метров. Гору с трех сторон окружает городок Новый Почаев:

8.
На протяжении многовековой своей истории  территория храма прирастала новыми сооружениями:
• Успенский собор (1771—1782 гг. , арх. Г.Гофман)
• Троицкий собор (1906—1912 гг., арх. А. Щусев)
• келии (1771—1780 гг.)
• Архиерейский дом (1825)
• звонница (1861—1869 гг.) высотой 65 м
• надвратный корпус (1835)

Наше внимание привлекли мозаики Собора Святой Троицы. Поинтересовались. Оказывается, Собор Святой Троицы был заложен ещё в 1899 году, но только в 1906 году возобновили строительные работы. И уже через пять лет на ровном и просторном месте вырос могучий собор-богатырь. Удивительные мозаики, вернее — эскизы, по которым они сделаны, принадлежат Николаю Константиновичу Рериху. К сожалению, на официальном сайте Почаевской Лавры нет упоминания о том, что автором мозаик, украшающих стены Троицкого Собора Почаевской лавры на Тернопольщине является Н.К.Рерих. Как и упоминания о том, что на эту работу художника когда-то благословил Киевский митрополит Флавиан. “Коньюнктура” нынче другая.

Но зная о неподдельной православной вере Н. Рериха, о множестве его церковных росписей, о его неподдельном интересе в изучении основ христианства, чувствуешь и понимаешь, что эти работы – плод его духа. Вот эти мозаики:

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Но несмотря на художественность и духовность созданных образов, “в последнее время церковь очень враждебно настроена против всего, что связано с именем Рерихов. В церковных кругах сложилось нетерпимое и даже агрессивное отношение к их культурному наследию. Церковь сознательно нагнетает напряжённость между отечественным православием и рериховским движением, происходят постоянные нападки на философские труды семьи Рерихов, особенно на Учение Живой Этики, главная цель которого — это совершенствование человека на пути духовной эволюции”. Источник

25.

В Почаевской Лавре покоятся нетленные мощи преподобного Иова (1551-1651). Еще в раннем возрасте он был благочестивым отроком, и в 12 лет принял монашество в Угорницкой обители с именем Иов. В 30 лет его посвятили в священники, а вскоре после этого он принял великую схиму с именем Иоанн. Более 20 лет он пробыл игуменом в Дубенском монастыре на Волыни. За благочестивую жизнь Господь прославил его чудотворением еще при жизни, а после его блаженного успения, которое наступило 28 октября 1651 года, множество людей видели необыкновенное сияние над его могилой, обращались за помощью к Преподобному, получали ее, а также исцелялись от болезней. В 1659 году 28 августа, в присутствии Киевского Митрополита Дионисия и множества людей, были подняты с земли нетленные мощи Препрдобного Иова, игумена Почаевского, которые сейчас почивают в Пещерном храме и ежедневно открываются людям для поклонения.

Мощи преподобного Амфилохия покоятся здесь же. В двадцатом веке в Почаевской Лавре пролил новый свет веры и благочестия преподобный Амфилохий (Головатюк, 1894-1971). Юношей он был призван в царскую армию. Пройдя через многие испытания, он в 1925 году выбирает тернистый путь спасения и поступает в Почаевскую Лавру. В труде и смирении виполняет молодой инок возложенный на него обет. Вскоре он стрижется в монахи с именем Иосиф. Выполняя монашескую работу, отец Иосиф в то же время лечит больных и особенно стает известным как костоправ. Один раз он своим мужеством и смелостью отстоял закрытие Троицкого Собора. После этого отца Иосифа было арестовано и отправлено в психиатрическую больницу. Власти запретили ему возвращаться в Лавру. После того, как один раз по указанию властей его побили почти до смерти, отец Иосиф был принят в схиму под именем Амфилохий. По милости Божьей преподобный еще много лет помогал людям, получил от Господа дары ясновидения и исцеления. Десятки, если не сотни тысяч людей, исцелил Преподобный. Вся жизнь святого было служение Господу и ближнему. После его смерти 1 января 1971 года на могиле старца стали случаться чудеса и исцеления, которые не заканчиваются и поныне.

Мощи преподобного Амфилохия Почаевского открыты для поклонения в пещерном храме. Память его празднуется 31 мая.

Дополнительную информацию, расписание богослужений, а также время посещения Святынь вы можете узнать на официальном сайте Почаевской Лавры или по телефону +38 (03546) 6-12-18. Также при Лавре есть гостиничный комплекс, в котором можно забронировать места (на официальном сайте или по телефону).

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В СВЯТО-УСПЕНСКОЙ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЕ
5-00 Полуночница
5-45 Акафист перед Чудотворной иконой Богородицы в Успенском соборе
6-00 Ранняя литургия в Пещерной церкви
7-45 Акафист у мощей Преподобного Иова в Пещерной церкви
9-00 Поздняя литургия в Успенском соборе
11-30 Заказные молебны в Успенском соборе
17-00 Вечернее богослужения
Панихиды по усопшим совершаются после ранней и поздней литургии. Вычитки над душевнобольными совершаются ежедневно в Похвальной церкви в 11-00 (кроме праздничных и воскресных дней). Маслособорование совершается каждый понедельник и четверг в 6-00 в Похвальной церкви (кроме праздничных дней).

Застали мы и Крестный ход:

26.

27.

28.

Территория Лавры видоизменяется и дальше, идут строительные работы, как нам объяснили, по сооружению гостевых помещений:

29.

30.

31.

32.

К Богу всегда обращаешься с самым сокровенным, и как правило, когда нуждаешься в помощи. Так ли совпало, но после посещения  Лавры в течение полугода ушел недуг, мучавший меня более 15 лет, за что я всей душою благодарна Тому, к кому я взывала. Теперь и для меня Почаевская Лавра – место Божьей Благодати, где происходят чудеса.

Tags: Почаевская Лавра, Тернопольщина

Почаевский монастырь охвачен страхом перед ультранационалистами

Православные монастыри Украины, находящиеся под контролем Московского Патриархата, являются одной из целей движения за независимую Украинскую Православную Церковь.

Вид с воздуха на Почаевский монастырь в Украине. (Фото: slava2271 — stock.adobe.com)

Фабрис Депре, Почаев
| Украина

На первый взгляд, в Почаевской Лавре, одном из важнейших православных монастырей Украины, нет ничего необычного.

Религиозный комплекс, первые следы которого относятся к 13 веку, расположен на вершине холма с видом на небольшой город Почаев на западе страны.

С восходом солнца начинают стекаться верующие, туристы и приезжие священнослужители. Атмосфера спокойная, как в трех соборах, так и в подземных церквях, которыми славится монастырь.

Спокойствие обманчиво, говорит Павел, один из охранников в форме цвета хаки, отвечающих за безопасность монастыря. «Конечно, мы под угрозой, — говорит он. «Мы все должны быть осторожны».

Это потому, что вот уже несколько недель этот монастырь, находящийся под контролем Московского Патриархата, боится, что его принудят присоединиться к новой Украинской Православной Церкви, объявленной Константинопольским Патриархом, против чего яростно выступает Московский Патриарх. .

Руководство монастыря от комментариев отказывается.

Однако при входе вывеска призывает верующих «не слушать сторонников раскола и еретиков».

Напоминает, что Православная Церковь Украины — официальное название Церкви, зависящей от Московского Патриархата, — является независимой и самоуправляемой, что является косвенным ответом на критику со стороны украинского правительства, которое рассматривает Московский Патриархат как «агента Кремля».

Еще одна вывеска, вывешенная у Успенского собора, близка к апокалиптической: «Духовные потомки Ленина угрожают», — предупреждает она. «Все, кому небезразлична судьба Почаевского монастыря, должны стать готовыми на его защиту».

Хотя некоторые опасения пока не оправдались, беспокоит не только Московская Патриархия.

Тара Паляница, местный депутат в Почаеве, также считает «очень высоким» риск столкновений, но в то время как церкви Московского Патриархата опасаются нападения со стороны ультранационалистических групп, он обеспокоен возможными «провокациями» со стороны Патриархат.

С одной стороны, речь идет о епархиях, вышедших из состава Московского Патриархата и перешедших к Киевскому под давлением украинских националистических групп.

С другой стороны, люди упоминают недавнее заявление Кремля о том, что Москва, не колеблясь, будет «защищать православные интересы» в Украине, слова, которые в Киеве считают опасно похожими на используемую риторику «защиты русскоязычного населения». Россией во время аннексии Крыма.

Географическое положение Почаевского монастыря делает его уникальным случаем бастиона Московского Патриархата в регионе Западной Украины, во многом лояльном Киевскому Патриархату и Греко-Католической Церкви.

В результате мнения здесь расходятся больше, чем где-либо еще.

«Здесь у всех разное мнение», — говорит Саша, впервые посетившая монастырь. «Одни поддерживают Киевский патриархат, другие — Московский; одни считают автокефалию катастрофой, другие считают иначе».

На пороге автокефалии особенно остро стоит вопрос о судьбе монастырей, подконтрольных Московской Патриархии.

Управление им «будет одной из самых важных задач для украинского государства», утверждает профессор богословия Николай Денисенко, специалист по православию в Украине.

Однако о захвате их силой не может быть и речи, подчеркивают украинское правительство и Киевский Патриархат.

Тем не менее, в то же время Киевский Патриархат не скрывал своего желания, чтобы Киево-Печерский монастырь, ныне резиденция зависимого от Московского Патриархата Предстоятеля, и Почаевский монастырь оказались в пределы новой церкви.

Это не просто монастыри, это настоящие святые места, история которых восходит к истокам славянского православия. Следовательно, контроль над ними также является вопросом престижа.

Вам также может понравиться

ПОДДЕРЖИТЕ СООБЩЕСТВО ЧИТАТЕЛЕЙ LA CROIX INTERNATIONAL

Поддержите уникальное сочетание международной католической журналистики La Croix International, сделав ее доступной для людей в Азии и Африке, которые не могут позволить себе подписку и часто не имеют кредитные карты, чтобы заплатить за это либо.

ПОДДЕРЖИТЕ СЕЙЧАС

Икона Божией Матери Почаевская

Память 23 июля (также в пятницу Светлой седмицы и 8 сентября)

Почаевская икона Божией Матери – одна из самых святынь Православной Церкви. Находящаяся в Успенском соборе в Почаеве, Украина, икона известна в славянских странах и почитается православными во всем мире. Поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы вместе с православными приходят и христиане других конфессий. Чудотворная икона хранилась в Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, около 400 лет. Чудеса, исходившие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах подписями верующих, избавленных от нечистых духов, освобожденных из плена и вразумленных грешников.

В 1721 году Почаев был занят униатами. Даже в это тяжелое для Лавры время монастырские летописи отмечают 539 чудес от этой прославленной православной иконы. Во времена униатского правления во второй половине XVIII века, например, благотворителем Почаевской лавры стал униатский дворянин граф Николай Потоцкий. Обвинив своего кучера в том, что он опрокинул карету с взбесившимися лошадьми, граф достал пистолет, чтобы выстрелить в него. Кучер, повернувшись к Почаевской горе, воздел руки вверх и воскликнул: «Богородица, явившаяся в Почаевской иконе, спаси меня!» Несколько раз Потоцкий пытался выстрелить из пистолета, но оружие дало осечку, и кучер остался жив. Потоцкий побежал к чудотворной иконе и посвятил себя и все свое имущество на строительство монастыря. На его средства был построен Успенский собор, а также корпуса для братии.

Возвращение Почаева в лоно православия в 1832 г. ознаменовалось чудесным исцелением слепой девы Анны Акимчуковой, приехавшей в паломничество вместе с семидесятилетней бабушкой из Кременца-Подольского, что в 200 верстах . В память об этом событии архиепископ Волынский, а также лаврский архимандрит Иннокентий установил чтение акафиста по субботам перед чудотворной иконой. При архимандрите Агафангеле, архиепископе Волынском, в XIX веке в галереях Свято-Троицкого храма был устроен отдельный придел в память о победе над татарами, освященный 23 июля 1875 года.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля установлено в память избавления Успенской лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года. Во время войны с турками в Летом 1675 г. татарские полки вторглись в Почаев, окружив монастырь с трех сторон. Слабые стены монастыря и его каменные постройки не могли защитить от осады. Игумен Иосиф Добромирский призвал иноков и мирян молиться своим небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому.

Иноки и миряне усердно молились, падая ниц перед чудотворной иконой Божией Матери и ракой с мощами преподобного Иова. На рассвете 23 июля, когда татары замышляли штурм монастыря, игумен приказал спеть акафист Богородице. При вступительных словах «О, Царице Небесных Сонмов» Пресвятая Богородица внезапно явилась над храмом в «развёрнутом белоснежном мафорионе» с ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов стоял возле Богородицы, кланяясь Ей и умоляя Ее защитить монастырь.

Устрашившись вида святого воинства, татары пустили стрелы в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова. Однако стрелы упали назад и ранили тех, кто их выпустил. В панике и без оглядки враги топтали и убивали друг друга. Защитники монастыря преследовали их и взяли много пленных. Впоследствии некоторые из узников приняли христианство и остались в монастыре.

Память Почаевской иконы совершается также в пятницу Светлой седмицы и 8 сентября.

Тропарь (глас 5)

Молящиеся пред святой иконой Твоей, Владычица,
Сподобятся исцеления и познания истинной веры,
И отбивают набеги агарян.
Поэтому моли отпущение грехов
Нам, падающим пред Тобою.
Просвети сердца наши к благочестивым мыслям,
И вознеси молитву Сыну Твоему о спасении наших душ.

Кондак (Тон 1 ) –

Икона Твоя Почаевская, Богородице,
Стала источником исцеления и утверждения Православной Веры.
Поэтому избавь нас, прибегающих к тебе
От бедствий и искушений.