Содержание
Нижегородский кремль — Нижний Новгород, Россия
Нижегородский кремль — крепость в центре Нижнего Новгорода и его историческая древнейшая часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города. Официальная резиденция губернатора Нижегородской области и мэра Нижнего Новгорода.
Расположен на правом высоком берегу, в месте слияния рек Волги и Оки. Северо-западная часть Кремля спускается почти к подножию склонов, юго-восточная часть выходит на площадь Минина и Пожарского, а юго-западная — возвышается над глубоким Почаинским оврагом и площадью Народного единства.
История Кремля
Как свидетельствует летопись, в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем основан был Нижний Новгород, защитой которому служили деревянно-земляные укрепления. Первая попытка замены деревянной крепости́цы ([разг.] крепостцы́) на каменный кремль относится к 1374 году. В это время князь Дмитрий Константинович заложил белокаменный кремль.
XVI—XVII века
При Иване III Нижний Новгород играет роль сторожевого города, имея постоянное войско, и служит местом военного сбора при действиях Москвы против Казани. В целях усиления обороны города вновь были начаты работы над устройством крепостных стен. Началом строительства каменного Нижегородского кремля стала закладка в 1500 году в верхней части города Тверской (ныне Кладовая) башни. Работа была прервана набегом орды хана Мухаммед-Эмина в 1505 году. Возобновлено строительство было в 1508 году. При этом сохранявшийся старый дубовый кремль был уничтожен в сильный пожар 1513 года. Завершено строительство, как предполагают, где-то после 1516 года. Основные работы по сооружению кремля осуществлялись под руководством присланного из Москвы архитектора Пьетро Франческо (Петра Фрязина). В XVI веке кремль многократно подвергался осадам и приступам (в 1521, 1536 и 1574 годах), при этом ни разу не был сдан осаждающему войску. К 1697 году кремль утратил военное значение.
Фортификация и вооружение
Двухкилометровая стена имела 13 башен: 5 — прямоугольных в плане — являются проезжими или воротными и 8 башен — круглые глухие. Перед Дмитровской башней имелось выносное укрепление — каменный мост с отводной башней, что было новинкой в русском крепостном зодчестве.
С нагорной стороны кремль был окружён так называемым «сухим рвом» глубиной от 2,5 до 4 м и шириной примерно 25—30 м. Предполагают, что ров мог иметь отдельные углублённые участки, заполненные грунтовыми водами. Это касается района Дмитровской башни. Но в Писцовой книге 1622 г. говорится о копке рва глубиной 1 сажень (около 2,5 м) и шириной около 4 саженей (10 м) напротив всей линии стен в верхней части. Во всяком случае, это может быть ров во рву (кювет), так как сухого рва оказалось недостаточно. В этом новом рву и могла стоять грунтовая вода. А в сухом рву воды быть не могло, так как башни были погружены в него на целый ярус. Бойницы этого уровня, вместе с бойницами в дополнительных боковых казематах прясел (стен), представляли собой нижний или подошвенный бой. (В XVII в. ров появился и в подгорной части — на небольшом участке перед Ивановской башней).
«Каменный город» имел постоянный гарнизон. Об артиллерии кремля в XVI в. ничего не известно. Хотя устройтво крепости позволяло при необходимости увеличить артиллерию многократно, в XVII в. артиллерийское вооружение Нижегородского кремля было сравнительно невелико, так как после взятия Россией Казани в 1552 году его военно-оборонное значение значительно снизилось. В 1621 г. в кремле имелось 22 пушки, в 1663 — 20, в 1619 — 19. Бо́льшая часть его орудий, это малокалиберные затинные (то есть крепостные) «пищали малого наряда» — волкони и гораздо меньше было пищалей среднего и крупного кaлибра. Имелись также единичные тюфяки, стреляющие дробом. Большинство пушек было медными и только несколько — из железа. Часть орудий стояла на подставках — «собаках», часть — на колёсных лафетах. Кроме артиллерии в обороне, конечно, применялось и ручное огнестрельное оружие, например пищали-гаковницы (крепостные ружья), а в подвалах башен хранилось, вместе с запасом пороха, всевозможное холодное оружие.
XVIII век
В январе 1714 года Петром I была образована Нижегородская губерния. С этого времени Кремль стал административным центром Нижегородской губернии и центром Нижнего Новгорода.
При Екатерине II в 1785—1790 годах был произведён ремонт кремля, в ходе которого была разобрана кровля, лежавшая на зубцах стены, а сами зубцы были укорочены более чем наполовину. После снятия кровли, под воздействием атмосферных осадков, кладка кремлёвских стен стала постепенно разрушаться. Были разобраны выносные укрепления главной башни, а в 1834—1837 гг. был засыпан ров, что понизило высоту кремля примерно на 4 м. При этом нижние ярусы башен оказались под землёй, что привело к затапливанию их грунтовыми водами и постепенному разрушению. Тогда же весь Кремль был побелён, а его крыши перекрашены в красный цвет.
XIX век
Долгое время за Кремлём не было надлежащего ухода. Когда началась Отечественная война 1812 года, от его стен отправилось Нижегородское ополчение. В это время кремль не являлся оборонительным сооружением, однако в 1894 году была начата реконструкция Дмитриевской башни. Автором проекта и руководителем реконструкции стал архитектор Николай Султанов. Ему было поручено переделать её под художественно-исторический музей. Для этого нужно было вернуть башне её ведущее положение в кремле. Музей был открыт в 1896 году. Дмитриевская башня при этом снова сильно преобразилась, приобретя несвойственный Нижегородскому кремлю облик. На верхушке крыши был помещён двуглавый орёл — герб Российской Империи. Весь кремль вновь был целиком побелён.
Для того, чтобы попасть в кремль, со стороны Рождественской улицы в 1896 году был построен фуникулёр. С его помощью посетители поднимались от Скобы на территорию крепости. Но прожил он относительно недолго. В 1926 году фуникулёр закрыли, так как была построена трамвайная линия вдоль Зеленского съезда, соединившая собой Рождественскую улицу и Большую Покровскую.
Советский период
С приходом к власти большевиков в Нижегородском кремле произошли значительные перемены. Он вновь был перекрашен в красный цвет, а крыши на башнях стали зелёными. Также с Дмитриевской башни был снят двуглавый орёл; вместо него новые советские власти повесили флаг СССР. Затем печальная участь постигла территорию Кремля: большевики снесли кафедральный Спасо-Преображенский собор и построили на его месте Дом советов. Все экспонаты из Художественного музея (Дмитриевской башни) были вывезены и распределены в музеях по городу, а некоторые и просто уничтожены, как признак прежней власти.
В 1935-1937 годах над Кремлём нависла новая угроза. Власти решили расширить Советскую площадь. А для этого необходимо было снести часть стены и 3 башни кремля: Кладовую, Дмитриевскую и Пороховую. По проекту ленинградского института «Гипрогор» площадь должна была проходить через кремлёвскую территорию до Дома Советов. Кремль же воспринимался в те годы как «памятник алчного феодализма и царского самодержавия, свидетель жутких страниц кровавого прошлого».
Архитектор «Гипрогора» Николай Ушаков писал:
Стена, выходящая на Советскую площадь, позднейшими реставрациями лишена своей ценности и прелести. Башни, особенно Дмитровская, значительно переделаны. Одновременно именно здесь стены кремля закрывают площадь от неповторимых по красоте далей Заволжья и от зелени внутри кремля. Поэтому от Дома Советов до Георгиевской башни на набережной стены эти намечены к сносу. Сносятся также и некоторые постройки внутри кремля. Получится большая круглая площадь. В центре её, на месте Дмитровской башни, воздвигается памятник тов. Свердлову, а вокруг него кольцом разбивается сквер. Против здания сельскохозяйственного института, на месте старого арсенала, воздвигается большое здание обкома партии и облисполкома, в дополнение к их старым зданиям. Сильно озелененная внутри кремля территория будет окружать Дом Красной Армии, расположенный на месте бывшего Кадетского корпуса. Улица Я. Свердлова расширится до 40 метров за счет левой стороны. Все здания по этой стороне постепенно сносятся и заменяются новыми.
Но, начавшаяся Великая отечественная война помешала осуществлению этого плана. 22 июня 1941 года в Кремле состоялось заседание Горьковского обкома. На Советской площади в тот день прошёл многотысячный митинг, на котором выступил председатель ВКП(б) и обратился к горьковчанам с призывом встать на защиту Родины от немецко-фашистских захватчиков. Позже у стен Кремля собралась Горьковская дивизия и отправилась на фронт.
Кремль занял в то время значительное место в обороне Горького. Во время войны кровли Тайницкой, Северной и Часовой башен были разобраны и на верхних площадках установлены зенитные пулемёты. Так крепость защищала воздушное пространство города от немецко-фашистских Люфтваффе. Нацистские лётчики пытались бомбить Канавинский мост, но встречали кремлёвский зенитный огонь на подлётах к нему.
После окончания войны возле стен Кремля, на площади Минина и Пожарского (переименованная площадь Советская), прошёл грандиозный Парад Победы, завершившийся большим салютом.
30 января 1949 года выпущено распоряжение Совета Министров РСФСР о реставрации Нижегородского кремля. Реставрация, которой руководил Святослав Агафонов, продолжалась до 1981 года: были приведены в порядок все сохранившиеся стены и башни, на них (кроме Дмитриевской) воссозданы деревянные шатры, заново отстроена Борисоглебская башня, ранее разрушенная оползнем. В последующее время всё ограничивалось лишь участками переоблицованной кладки.
После распада Советского Союза в 1991 году, реставрационные работы прекратились. Около 2005 года стена Кремля в нескольких местах дала опасные трещины. Кроме того, во многих местах кирпичная кладка осыпается, покрывается мхом и лишайником. С 2005 года в Кремле возобновились реставрационные работы. При этом не всё было сделано на должном уровне. Имеются примеры интенсивных переделок, которые существенно исказили облик крепости.
Современность
Использование фортификации в качестве экскурсионного объекта в последние десятилетия также только ухудшалось. Это является следствием её нецелевого использования и отдачи башен сторонним организациям. Во многих нишах кремлёвской стены под видом организации «Города мастеров» были оборудованы торговые павильоны для продажи сувениров. Сувенирные лавки также находятся в проезде Дмитриевской башни и в других самых неожиданных местах. В переоборудованных Кладовой башне и в нишах около Дмитровской башни действуют заведения питания. Никольская башня долгое время была центром сбора разных неформальных группировок, вследствие чего оказалась сильно изуродованной надписями и действиями вандалов.
В 2012 году было осуществлено воссоздание Зачатской башни, после которого кольцо кремлёвских стен стало замкнутым. Вместе с тем, на территории Кремля, на месте археологических раскопок (которые могли быть музеефицированы) рядом с существующим Законодательным собранием Нижегородской области, строится ещё одно правительственное здание.
Легенды
Примечательна одна из легенд, связанная с названием одной из башен — Коромысловой. В 1520 году астраханские татары во главе с Саид Гиреем осадили город. Татары пытались хитростью овладеть кремлём и ночью подобрались к его стенам. А ранним утром одна из нижегородских женщин пошла по воду. Увидев татар, она приняла неравный бой с ними и забила коромыслом 10 из них, пока кому-то из них не удалось убить её ударом сабли. Татары призадумались: каковы ж тут воины, если девицы у них так отважны. И потихоньку убрались от нижегородских стен.
По другой легенде, строительство кремля началось именно с этой башни. Для усиления строения было принято заложить живое существо, которое первым придёт на это место, в основание башни. Пришла девушка с вёдрами на коромысле, шедшая за водой на речку Почайну. Её и зарыли вместе с вёдрами и коромыслом. Однако, существуют и другие легенды относительно названия башни. Подобные предания нередки не только в Европе, но и в Нижегородской области. Однако, другое нижегородское предание гласит, что строители будто бы пожалели девушку и вместо неё зарыли стрекозу («насекомое коромысло»), чтобы соблюсти древний обычай.
Архитектура Кремля
Башни Нижегородского кремля
К настоящему времени сохранились или были восстановлены все 13 башен кремля. Против часовой стрелки:
- Георгиевская башня — названа по соседству с посадской Георгиевской церковью. Квадратная 4-х ярусная башня, до XVII века — с подъёмным мостом.
- Борисоглебская башня — названа по имени церкви в честь святых Бориса и Глеба, стоявшей ниже кремля, у берега Волги. К 1622 году была заново перестроена. В результате постоянных подвижек грунта башня разрушилась, и была окончательно разобрана в 1785 году. В 1966 году были откопаны остатки Борисоглебской башни, а в 1972 году башня была вновь возведена на первоначальном месте.
- Зачатьевская (Зачатская) башня — названа по располагавшемуся рядом Зачатьевскому монастырю. Иногда упоминается как Живоносновская башня (по церкви и монастырю в честь Живоносного источника) или Белая (по аналогии с соседней). Двухъярусная квадратная башня с воротами. Разрушена оползнем в XVIII веке, восстановлена в 2012 году.
- Белая башня — названа по белокаменной облицовке нижней части наружного фасада. Более позднее название XVII—XVIII века — Симеоновская, по Симеоновскому монастырю находившемуся рядом с ней внутри кремля. Круглая 4-х ярусная башня.
- Ивановская башня — по соседству с посадской церковью Иоанна Предтечи.
- Часовая башня — по установленным на ней в XVI веке часам.
- Северная башня — по своему северному положению относительно других кремлевских башен, также была известна, как Ильинская из-за нахождения напротив посадской церкви Ильи Пророка в Започаинье.
- Тайницкая башня — по «тайному ходу» в стене около неё к речке Почайне. Именовалась также Мироносицкой — по церкви Жён-Мироносиц на другой стороне Почаинского оврага, — и На Зелене — в овраге под башней был «зелейный двор» — пороховой завод с водяной мельнице, также Почаинской.
- Коромыслова башня — по якобы похороненной под ней легендарной девушке с коромыслом.
- Никольская башня — по соседству с посадской церковью Николая Чудотворца. В башню ведёт пешеходный мост над Зеленским съездом, построенный в 1980-е гг.
- Кладовая башня — служила складским местом. Также называлась Круглой, Цейхгаузной (цейхгауз — нем. военная кладовая) и Алексеевской — рядом находилась Алексеевская церковь.
- Дмитровская (Дмитриевская) башня — названа по имени великого князя нижегородского Дмитрия Константиновича. По другой версии, название связано с церковью во имя святого великомученика Димитрия Солунского, построенной князем Дмитрием перед башней в 1378 году. Впервые упоминается в 1372—1374 годах, считаясь самой старой башней, но современный облик получила в 1895 при приспособлении под Художественный музей (в настоящее время в ней расположен выставочный зал). На ней установлен герб города и надвратная икона канонизированного основателя города, князя Юрия Всеволодовича.
- Пороховая башня — использовалась для хранения пороха и других боеприпасов. Более поздние названия — Спасская (находилась рядом со Спасо-Преображенским собором) и Стрелецкая (рядом со стрелецкой слободой). Круглая 4-х ярусная башня. Фронтальных бойниц в нижних ярусах нет, то есть башня играет роль капонира для ведения подошвенного огня вдоль прилегающих крепостных стен.
Соборы Нижегородского кремля
На территории Нижегородского кремля находилось множество храмов, однако на настоящий момент сохранился лишь Михайло-Архангельский собор, построенный не позднее середины XVI века и перестроенный в 1628—1631 гг. — древнейшее из сохранившихся в кремле зданий. В соборе находится могила Кузьмы Минина.
Памятники
- Обелиск Минину и Пожарскому
- Памятник князю Юрию Всеволодовичу и епископу Симону Суздальскому
- Мемориальный комплекс в честь горьковчан, павших в Великую Отечественную войну и Вечный огонь
- Мемориал «Горьковчане — фронту»
Другие здания
В конце XVIII века в центре Кремля была разбита площадь торжеств (плац-парад). На площадь были возведены корпуса присутственных мест (1782—1785), дворец вице-губернатора (1786—1788) и гарнизонного дома (1791—1801).
В 1837—1841 годах был построен дом военного губернатора (сейчас в здании находится Художественный музей), в 1840—1843 годах по указанию Николая I было построено здание Арсенала. В связи с переустройством территории Кремля лишь в 1837—1841 годах из крепости была окончательно вынесена вся частная застройка.
В конце XIX века к Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года были построены 2 фуникулёра, получившими названия Кремлёвский и Похвалинский, в городе их звали элеваторами.
В 1931 году на месте Спасо-Преображенского собора был построен Дом Советов. Здание выполнено в стиле конструктивизма и сверху напоминает самолёт. Сейчас в здании располагается Городская дума и администрация Нижнего Новгорода.
В 1965 году рядом с обелиском К. Минину и Д. Пожарскому был зажжён Вечный огонь и открыт мемориальный комплекс в честь горьковчан, павших в Великую Отечественную войну.
С 1928 года по 1968 год на территории Кремля в здании бывшего Манежа находилось трамвайное депо.
В 2012 году построена Спасская часовня. Она воздвигнута напротив здания администрации Нижнего Новгорода в память о разрушенном в советское время Спасо-Преображенском кремлёвском кафедральном соборе Нижегородской епархии.
Площади и сады Нижегородского кремля
- Площадь Минина и Пожарского
- Нижневолжская набережная
- Мининский сад
- Площадь Народного единства
На территории Нижегородского кремля действуют:
- Законодательное собрание Нижегородской области
- Дом Советов — администрация и Городская дума Нижнего Новгорода
- Арбитражный суд Нижегородской области
- Арсенал Нижегородского кремля — выставочный центр.
- Кремлёвский концертный зал — место проведения различных мероприятий.
- Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Нижегородский кремль»
- Нижегородский государственный художественный музей (дом военного губернатора)
- Русская православная церковь — Михайло-Архангельский собор.
Нижегородский кремль: каждый камень – слово
В последние несколько лет Нижегородский кремль существенно преобразился. Древняя городская крепость – визитная карточка Нижнего Новгорода и всего региона. Наш собеседник – директор историко-архитектурного комплекса «Нижегородский кремль» Степан Петушин.
Справка
Нижегородский кремль – часть историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ), куда кроме всего прочего входят усадьба Рукавишниковых, музей народных промыслов, технический музей. Всего девять музеев-филиалов. Непосредственно к музею «Нижегородский кремль» относятся крепостная стена длиной более двух километров, 13 башени внутренняя территория.
Мечты сбылись
– Степан Юрьевич, расскажите о себе…
– По образованию – журналист. Специализация – «Телевизионная журналистика». Работал на телеканалах Кирова, Москвы и Нижнего Новгорода. Открывал Первый городской канал в Нижнем Новгороде. Проработал три года, а потом друзья предложили попробовать себя в качестве администратора в кремле.Я согласился. Подобрал команду единомышленников. Стали проводить пешие экскурсии по кремлю и сборные автобусные экскурсии. Сегодня в городе насчитывается как минимум пять туристических организаций, а в 2014 году практически никого не было.Меня заметили, назначили заведующим отделом экскурсионно-туристической деятельности в кремле.В 2018-м стал заведующим музеем.
– Как раз в городе готовились встретить 800-летие Нижнего Новгорода. Какая работа проделана в рамках подготовки к юбилею?
– Сначала губернатор Глеб Никитин предложил мне пройтись по стене, посмотреть объект. Мы прошлис ним по кругу. Спустились в подвалы, поднялись на чердакии смотровые площадки. А потом Глеб Сергеевич говорит: «Теперь говори, какие у тебя есть мысли, как можно обустроить Нижегородский кремль?» Я наговорил. Все мечты сбылись – от мелочейдо крупномасштабных проектов. Это и открытие кругового маршрута по кремлевской стене, и реконструкция башен, их преобразованиев объекты музейного показа. У нас сегодня в Никольскойи Ивановской башнях действуют выставки мирового уровня с точки зрения наполнения, дизайна и мультимедийного оборудования. Работают интерактивные экспозиции и дажес археологическими находками. Мы идемв ногусо временем.
Кирпичи XVI века
– Возьмем, к примеру, Дмитриевскую башню. Здесь открылся самый первый в Нижнем Новгороде музей 120 лет назад. Башню переделывали специально под музей. В советское время здесь непонятно что было, а в 1990-е годы музей сдал площади в аренду коммерческому банку. Банк должен был провести отопление, отремонтировать перекрытия, утеплить, но не выдержал конкуренции с другими кредитно-финансовыми учреждениями и закрылся. Музею все это пришлось доделывать (частично банк что-то сделал). С тех пор здесь ничего и не менялось. Одним из моих пожеланий было – полностью переформатировать пространство башни, сделать его максимально интересным и аутентичным.Мы частично сняли слой штукатурки, посмотрели, как все выглядит изнутри. Поняли, что там есть кирпичи XVI и XIX веков. Приняли решение, что полностью снимем штукатурку. Оставили голые стены. Кирпичная стена сама по себе сейчас – объект показа.
Кровлю поменяли полностью, боевой ход обновили, сменили пол. Потому что с 1958 года Нижегородский кремль является музеем и на пол идет большая нагрузка. До реставрацииу нас проходимость была – полмиллиона человек в год. Кремль – наиболее посещаемый музей в регионе.В совокупности все музеи Нижегородской области принимают в год примерно столько же посетителей, сколько мы одни.А сейчас еще больше людей посещают кремль. В майские праздники сюда приходило по 20–30 тысяч человек каждый день. Сейчас мы делаем территорию максимально безопасной. Есть поручни, лавочки, видеонаблюдение – чтобы люди не царапали свои имена и не оставляли их на кирпичахXVI века.
Летучие мыши в подземелье
– Во время реставрации удалось приоткрыть тайны Нижегородского кремля?
– Когда снимали штукатурку в Дмитриевской башне, обнаружили инородную кладку, а под ней пустоты. Вскрыли и увидели дымоходы, которые тянулись снизу вверх через всю толщу кирпичной кладки. Мы поняли, как обогревали башню в XIX веке. Здесь были приставные печи, которые отапливали центральный архив. Ученые доказали, что в Дмитриевской башне Пушкин изучал документы о восстании Пугачева. Соответственно «Капитанскую дочку» поэт написал благодаря документам, найденным в Нижегородском кремле. Что касается подземелий, то мы знаем, что они в кремле есть. Подземелья сейчас законсервированы, завалены, потому что все они в основном XVI–XVII веков, а деревянные перекрытия в наших природных условиях сохраняются крайне плохо. Это аварийные пространства. Поэтому пока изучать подземелья кремля целостно довольно-таки сложно. Случаются оползни и обвалы, что говорит о том, что где-то есть пустоты. Но не все так плохо. Например, подземелье в Пороховой башне. Там мы проводим квесты для держателей «Пушкинской карты», чтобы стимулировать интерес молодежи с 14 до22 летк историии культуре родного края. Ребятам очень нравится. Очередь – на месяц вперед. Ребята ходят по подземелью со свечками,с фонарикамив полной темноте, мобильная связь не ловит, стены толстые. Подсказать некому. Подсказок в интернетене найдешь.Этим играи интересна.Там даже летучие мыши живые имеются. Зимой они спят, а сейчас проснулись и уже летают. Во время одного из квестовна кирпичеXVI века ребята обнаружили, и специалисты подтвердили, что это отпечаток лапы собаки XVI века.Вот такой привет из прошлого.
– Какие экскурсии сейчас проходят по территории кремля?
– Около 50 экскурсий. Классические – по территории кремля и по стене. Профильные – кремль в годы Минина и Пожарского и в годы Великой Отечественной войны. Основной наш контингент – школьники. Для них разработаны экскурсии соответственно возрасту. Есть театрализованные представления, различного рода интерактивные программы. Особую популярность приобретают так называемые бот-экскурсии. Скачивается приложение чат-ботав телеграм-канале. Человек самостоятельно идет по заданному маршруту. Бот задает вопросы и так далее. В «Ночь музеев» экспериментировали с иммерсивным театром, когда сами зрители становятся участниками действия. Одна постановка развернулось в подвале Дмитриевской башни. Другую – «Защитники крепости» – показывали в Георгиевской башне. Два стрельца демонстрировали, как заряжается пушка, для чего нужны были бойницы, куда насыпали порох, как закладывали ядра. У нас пушка реально «стреляет» – грохочет, даже дым идет оттуда (конечно, это декорация, но удивилимы многих). Театрализованные постановки будем проводить и дальше. Реконструкторов привлекаем, они показывают бои во время массовых мероприятий. Реконструкторы из клуба «Шторм» и клуба «Хорт» – частично наши работники, для других людей это хобби. Одни базируютсяв Коромысловой башне, другие – в Северной.
Музеефицировать башни
– Планируем все башни музеефицировать. Концепция развития «Под призмой кремля» заключается в том, чтобы можно было во все башни со стены зайти. Пройдя полностью круг, у человека должно полностью сложиться представление об истории Нижнего Новгорода. Зайдя в Никольскую башню, можно будет узнать, как первые нижегородцы жили до строительства каменного кремля. В следующую башню зайдете – попадаете в период строительства каменного кремля. И так далее от векак веку. Северная башня будет отдана реконструкторам. Здесь будут размещаться открытые мастерские, и людисо стороны, прогуливающиеся по крепости, смогут зайти в башнюи своими руками что-то сделать, ту же кольчугу, приложить руку к процессуи почувствовать, насколько это легко или, наоборот, тяжело.
– Когда я училасьв университетев начале 90-х, мы, студенты, часто гуляли по территории кремля. Доходишь до Вечного огня, дальше кустарники, пройти нельзя. Сейчас все по-другому…
– Территория кремля в разное время по-разному использовалась. Если до реставрации прошлого года где-то 60–70 процентов территории было доступно для посетителей, то сейчас – около 80–85 процентов. Действительно, между Никольской и Коромысловой башнями были исторически заросли выше человеческого роста. Там проходила вечная стройка. Сейчас и тогда – это небо и земля.
Наш кремль – один из самых хорошо сохранившихся в России.У нас70 процентов стен и башен – подлинный XVI век. Башни сохранились практически все, за исключением Борисоглебской и Зачатской, которые еще в XVIII веке были разрушены оползнями. Стена тоже хорошо сохранилась. Например, в Москвеи Великом Новгороде стены кремлей сохранился только на 20 процентов.В Московском кремле – декоративная штукатурка. Кирпичики выведены, все вручную прорисовано. Но кирпича XVI–XVIII столетий вы тамне увидите.
«Красивый город увидишь нечасто»
– На 800-летний юбилей вам поручили провести экскурсию для президента страны. Какое впечатление произвел Нижегородский кремль на Владимира Путина?
– Я был в шоке, когда мне сказали, что именно я должен провести экскурсию для президента. Я находился две недели на карантине. Первые минуты было откровенно боязно, но президент сказал спокойным голосом: «Я вас слушаю». Волнение прошло, и я стал рассказывать. Город Путину понравился. Когда мы вышлина набережную, как раз шел концерт на речном вокзале, Нижний был расцвечен множеством огней. На смотровой площадке у Вечного огня глава государства признался: «Какой у вас красивый город. Я вижу нечасто такие красивые города. Нижний Новгород – один из самых интересных, из тех, где я побывал».
– Каковы ваши планы на ближайшее будущее?
– Из ближайшего – обустроить Коромыслову башню, где будет музейная экспозиция «Строительство каменного кремля». Эта башня – наиболее сохранившаяся. С красивой легендой. Зачатская – самая новая. Рядом – удобная парковка и ступени. Планируем обустроить здесь детский музейный центр.
Елена Анисимова
Фото автора и Алексея Манянина
Нижний Новгород, Россия 1914 – ООО «УордМапс»
$14,95
Маленький (8,5 x 11 дюймов, бумага) / Без рамки — $14,95 Маленький (8,5 x 11 дюймов, бумага) / Пользовательский/Архивный: Black Basic — $139,95 Маленький (8,5 x 11 дюймов, бумага) / Пользовательский/Архивный: Черный ступенчатый — 139,95 долл. США, малый (бумага 8,5 x 11 дюймов) / нестандартный/архивный: отделка вишни — 139,95 долл. США, малый (бумага 8,5 x 11 дюймов) / нестандартный/архивный: отделка из красного дерева — 139,95 долл. США, малый (бумага 8,5 x 11 дюймов) / На заказ/в архиве: отделка под орех — 139,95 долл. США, малый (бумага 8,5 x 11 дюймов) / эконом/неархив: черный — 74,9 долл. США5Студия (бумага 11 x 14 дюймов) / без рамки — 19,95 долл. США x 19 дюймов (бумага) / Custom/Архив: Black Basic — 204,95 долл. США, средний (13 x 19 дюймов, бумага) / Custom/архив: Black Stepped — 204,95 долл. США, средний (13 x 19 дюймов, бумага) / Custom/архив: Cherry Finish — 204,95 долл. США Средний (бумага 13 x 19 дюймов) / пользовательский/архивный: отделка из красного дерева — 204,95 долл. США В архиве: черный — 109 долларов..95 Промежуточный (бумага 18 x 24 дюйма) / без рамки — 49,95 долл. США Промежуточный (бумага 18 x 24 дюймов) / заказной/архивный: черный базовый — 274,95 долл. США промежуточный (бумага 18 x 24 дюйма) / нестандартный/архивный: черный ступенчатый — 274,95 долларов США Промежуточный вариант (бумага 18 x 24 дюймов) / Пользовательский/Архивный: Вишневая отделка — 274,95 долларов США Средний (Бумага 18 x 24 дюймов) / Пользовательский/Архивный: Отделка красного дерева — 274,95 долларов США Промежуточный вариант (бумага 18″ x 24″) / Пользовательский/Архивный : Ореховое покрытие — 274,95 долл. США, большой размер (бумага 24 x 36 дюймов) / без рамки — 69,95 долл. США, большой формат (бумага 24 x 36 дюймов) / на заказ/в архиве: Black Basic — 344,9 долл. США5Большой (бумага 24 x 36 дюймов) / Пользовательский/Архивный: Черный ступенчатый — 344,95 долл. США Большой (Бумага 24 x 36 дюймов) / Пользовательский/Архивный: Вишневая отделка — 344,95 долл. США Большой (бумага 24 x 36 дюймов) / Пользовательский/Архивный: Отделка из красного дерева — 344,95 долл. США, большая (бумага 24 x 36 дюймов) / нестандартная/архивная: отделка под орех — 344,95 долл. США. Подлинная старинная карта / без рамки — 15,00 долл. США. Black Stepped — 140 долларов США. Подлинная антикварная карта / заказ/архив: отделка вишни — 140 долларов США. Подлинная карта антиквариата / заказ / архив: отделка из красного дерева — 140 долларов США.» Бумага) / Средний/Без матирования: Черный — $89,95
Создатель: Wagner & Debes
Издатель: Karl Baedeker
Тип(ы): Карта города
Размер: высота 5 x 8,25″
ID: 18785
Коллекция: Wardmaps LLC
ATLAS: Руководство по России 1914
Подробнее. Просмотр изображений
Прокрутите вниз на следующие . ..
- Ответы на часто задаваемые вопросы
- . Ответы на часто задаваемые вопросы
- .0008
- ИЗОБРАЖЕНИЯ РАМ
- СРОКИ ПРОДУКЦИИ
- ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ
- и БОЛЬШЕ!
Мы продаем как старинные карты , так и художественные репродукции карт из нашей коллекции. Выберите «Подлинная старинная карта» из вариантов онлайн-покупки, чтобы приобрести настоящую старинную карту, выпущенную много лет назад. Подробнее о наших картах, репродукциях произведений искусства и рамах см. ниже, в том числе о ценах и сроках изготовления.
Старинные карты
- Доступность: Старинные карты доступны, когда они у нас есть. На веб-сайте будет указано «продано», если старинная карта больше не доступна. Художественные репродукции каждой карты из нашей коллекции всегда доступны.
- Время выполнения: Старинные карты без рамки обычно готовы к отправке или самовывозу в течение нескольких дней после размещения заказа. Некоторые антикварные карты, представленные на нашем веб-сайте, должны быть получены от других дилеров. В этих случаях требуются дополнительные дни, чтобы получить эти карты до того, как мы сможем их отправить или забрать. Если вы заказываете старинную карту в рамке, смотрите сроки изготовления рамок ниже.
- Что такое подлинные старинные карты? Подлинные старинные карты — это настоящий артефакт, настоящий артефакт. Это подлинные карты, датированные на нашем веб-сайте. Их количество ограничено.
- Как мы определяем цены на подлинные старинные карты? Мы определяем цену каждой карты на основе ее состояния, местоположения на карте, желательности и редкости, а также других факторов. Мы продаем для нескольких дилеров. Поскольку каждый дилер устанавливает свою цену, иногда одна и та же карта может быть в нашей коллекции с разными ценами.
- Где взять наши старинные карты? Мы путешествуем по миру в поисках карт для нашей коллекции. Мы покупаем на частном рынке у коллекционеров, дилеров и частных лиц. Единого источника старинных карт не существует. Знание того, где искать, как найти источник и что является хорошим вложением, — это уловки нашего ремесла.
Художественные репродукции / репродукции карт
- Печать: Мы печатаем сами, чтобы контролировать все аспекты качества и согласованности печати.
- Принтеры: Мы используем исключительно коммерческие принтеры Epson Ultrachrome и пигментные чернила.
- Бумага: Мы печатаем на матовой бумаге Epson Premium и Ultra-premium, разработанной для принтеров Epson Ultrachrome.
- Размеры/Цены бумаги:
- Малый 8 1/2″ x 11″ Бумага = 14,95$
- Studio 11 x 14 дюймов Бумага = 19,95 долл. США
- Бумага среднего размера 13 x 19 дюймов = 29,95 долл. США
- Промежуточный формат 18″ x 24″ Бумага = 49,95 долл. США
- Большая бумага 24 x 36 дюймов = 69,95 долл. США
- Увеличенный размер (только по специальному заказу) 44-дюймовая бумага = 22,50 долл. США/SF
- Качество: Наши художественные репродукции музейного качества, не выцветают, сохраняют цвет, не содержат кислоты и хранятся в архиве.
- Макет: Все карты печатаются максимально возможного размера на бумаге выбранного формата. Оригинальные пропорции карты сохранены. Никакого растяжения для заполнения бумаги не происходит. Учитывая, что пропорции каждой карты редко совпадают с пропорциями бумаги, вокруг карты всегда есть пустое пространство. Карты максимально центрированы на бумаге.
- Время выполнения: Репродукции без рамы обычно готовы к отправке или самовывозу в течение нескольких дней после размещения заказа.
- Как мы оцифровываем наши карты? Подавляющее большинство наших старинных карт было отсканировано нами, внутри компании, с помощью широкоформатного сканера коммерческого класса. Карты сканируются с разрешением 300–1200 dpi за один проход, что позволяет нам фиксировать весь подробный текст, цвета, планы зданий и географические названия каждой карты. Мы не собираем наши карты из серии меньших сканов. Для крупногабаритных и хрупких карт мы отдаем на аутсорсинг оцифровку и используем цифровую камеру с высоким разрешением, аналогичную той, которая используется Бостонским музеем изящных искусств для захвата больших произведений искусства для печати. Некоторые карты уже оцифрованы третьими лицами для включения в нашу коллекцию. Мы работаем только с цифровыми файлами самого высокого разрешения и качества.
- Кто делает репродукции наших карт? Мы печатаем сами, чтобы контролировать все аспекты качества и согласованности печати.
- Какие принтеры и бумагу вы используете? Мы используем исключительно коммерческие принтеры Epson Ultrachrome и пигментные чернила. Мы печатаем на матовой бумаге Epson Premium и Ultra-premium, разработанной для принтеров Epson Ultrachrome. Наши художественные репродукции музейного качества, не выцветают, сохраняют цвет, не содержат кислот и хранятся в архиве.
- Как карты форматируются на бумаге? Все карты распечатываются в максимально возможном размере на бумаге выбранного размера. Оригинальные пропорции карты сохранены. Никакого растяжения для заполнения бумаги не происходит. Учитывая, что пропорции каждой карты редко совпадают с пропорциями бумаги, вокруг карты всегда есть пустое пространство. Карты максимально центрированы на бумаге. Карты ориентированы на бумагу так, чтобы длинная сторона напечатанной карты совпадала с длинной стороной бумаги. Карты всегда располагаются по центру каждого листа бумаги.
- Будут ли появляться водяные знаки на печатных картах? Водяные знаки «WardMaps LLC», которые можно увидеть на картах, представленных на веб-сайте, не будут отображаться ни на подлинных старинных картах, ни на репродукциях художественных карт. Водяной знак виден только на картах, представленных на нашем веб-сайте.
- Что такое кадастровые карты? Мы специализируемся на кадастровых картах, картографических капсулах времени, представляющих естественные и искусственные формы местности по всей Америке. Кадастровые карты представляют строения, материалы зданий, собственность и инфраструктуру. Кадастровые карты использовались муниципалитетами, фирмами по недвижимости, адвокатами, геодезистами, страховыми компаниями и другими организациями, которым требовались подробные записи о том, где находится недвижимость, что на ней построено и кому она принадлежит. Составители кадастровых карт использовали графический код ярких цветов для обозначения типов конструкции зданий, например, розовый для кирпича и желтый для дерева.
Кадастровые карты были опубликованы для платных подписчиков в переплетенных атласах. Каждый кадастровый атлас изображал определенный округ, город или район и обычно содержал от 20 до 40 карт, известных как «таблицы». На каждой табличке была указана определенная географическая область, обычно всего несколько городских кварталов или часть города. На нескольких табличках была изображена часть или весь район города, отсюда и наше прозвище «карты районов».
Каркас
- Производство: Все наши оправы на 100% сделаны в Кембридже, штат Массачусетс, США. У нас давние отношения с местным производителем изобразительного искусства, который производит исключительно все наши рамки.
- Типы: Мы предлагаем три типа обрамления. У каждого разные стили. Прокрутите вниз, чтобы узнать о каждом из них.
- Индивидуальное/архивное обрамление
- Эконом/Неархивное Обрамление
- Studio/без покрытия
- Среднее/без матового обрамления
- Почему стоит выбрать заказное/архивное обрамление? Мы рекомендуем пользовательские/архивные рамки при обрамлении любой старинной карты. Все старинные карты могут выгореть под прямым или непрямым солнечным светом. Индивидуальные/архивные рамы имеют стекло, устойчивое к ультрафиолетовому излучению, чтобы защитить старинную карту от выцветания. Нестандартные/архивные рамы содержат бескислотные матовые доски и подложки, которые не повредят старинные карты. В купленных в магазине оправах обычно не используется устойчивое к ультрафиолетовому излучению стекло или бескислотные материалы. Индивидуальная/архивная рамка — лучший способ защитить и отобразить старинную карту на века.
- Почему стоит выбрать экономичное/неархивное обрамление? Экономичные/неархивные рамки идеально подходят для наших репродукций карт. Поскольку наши художественные репродукции являются архивными (изготовлены архивными красками и бескислотной бумагой), для защиты репродукции требуется устойчивое к ультрафиолетовому излучению глазурь или бескислотные картоны. Экономичные/неархивные рамки предлагают разумную цену и доступный способ разместить карту в рамке в любом месте.
- Цены/размеры рамок: Все цены на рамы, указанные ниже, не включают стоимость любой старинной карты, репродукции карты, печати, доставки или налога с продаж. Просмотрите любую отдельную страницу карты на нашем сайте, чтобы изучить рассчитанные общие затраты на карту + рамку + налог с продаж + доставку. Прокрутите вниз, чтобы просмотреть карту репродукции и общую стоимость рамы.
- Заказной/Архивный Малый = 125 долларов США
- Пользовательский/архивный носитель = 175 долл. США
- Пользовательский/архивный промежуточный продукт = 225 долл. США
- Пользовательский/Архивный Большой = 275 долл. США
- Эконом/Не архивный Малый (11 x 14 дюймов) = 60 долларов США
- Экономичный/неархивный средний формат (16 x 20 дюймов) = 80 долл. США
- Studio/без покрытия (11 x 14 дюймов) = 50 долларов США
- Средний/без покрытия (13 x 19 дюймов)») = 60 долларов США
- 18 x 24 дюйма без покрытия = 80 долларов США (доступно только в магазине)
- Размеры корпуса:
- Пользовательский/Архивный Маленький : Добавьте примерно 5 дюймов к ширине и 5 дюймов к высоте карты. Для карты размером 8 1/2 x 11 дюймов размер кадра составляет примерно 13 дюймов +/- x 16 дюймов +/- **
- Пользовательский/Архивный носитель : Добавьте приблизительно 6 дюймов к ширине и 6 дюймов к высоте карты. Для карты размером 13 x 19 дюймов размер кадра составляет примерно 19″+/- x 25″ +/- . **
- Пользовательский/Архивный Промежуточный : Добавьте приблизительно 8 дюймов к ширине и 8 дюймов к высоте карты. Для карты размером 18 x 24 дюйма размер кадра составляет примерно 26 дюймов +/- x 32 дюйма +/- **
- Пользовательский/Архивный Большой: Добавьте примерно 10 дюймов к ширине и 10 дюймов к высоте карты. Для карты размером 24 x 36 дюймов размер кадра составляет примерно 34 дюйма +/- x 46 дюймов +/- **
- Экономичный/не архивный Малый = 11 x 14 дюймов
- Экономичный/неархивный носитель = 16 x 20 дюймов
- Studio/без покрытия = 11 x 14 дюймов
- Medium/No Matting = 13″ x 19″
**Эти размеры приблизительно равны , поскольку мы строим каждый пользовательский кадр исходя из размера репродукции каждой карты или размера подлинной старинной карты. - Рама Доставка: Рамы малого и среднего размера поставляются в прочной упаковке со страховкой. С 1 января 2023 года мы больше не предлагаем доставку средних и больших рам. Мы по-прежнему предлагаем забрать в магазине любую оправу, независимо от размера.
- Время выполнения заказа:
- Индивидуальные/архивные рамы изготавливаются вручную по заказу в нашем магазине художественного оформления. У них есть время выполнения 2-3 недели , прежде чем они будут готовы к отправке или сбору.
- Экономичные/неархивные рамы изготавливаются вручную по заказу в нашем магазине художественного оформления. У них есть время выполнения 1-2 недели , прежде чем они будут готовы к отправке или сбору.
- Рамки Studio/без матирования и Medium/без матирования производят окончательную сборку на месте. У них есть время выполнения примерно одна неделя или меньше до того, как они будут готовы к отправке или самовывозу.
.
.
.
Репродукция карты изобразительного искусства + рамка = общая стоимость карты в рамке
- Мелкий шрифт (14,95 долл. США) + нестандартная/архивная рамка (125 долл. США) = 139,95 долл. США
- Студийная печать (19,95 долл. США) + Студия/без покрытия (50 долл. США) = 69 долл. США.95
- Средняя печать (29,95 долл. США) + Средняя/без матирования (60 долларов США) = 89,95 долларов США
- Medium Print (29,95 долл. США) + экономичный/неархивный (80 долларов США) = 109,95 долларов США
- Средняя печать (29,95 долл. США) + Специальная/архивная рамка (175 долларов США) = 204,95 долларов США
- Межд. Печать (49,95 долл. США) + Эконом/без покрытия* (80 долл. США) = 129,95 долл. США
- Междунар. Печать (49,95 долл. США) + индивидуальная/архивная рамка (225 долл. США) = 274,95 долл. США
- Крупный шрифт (69,95 долл. США) + Пользовательская/архивная рамка (275 долларов США) = 344,9 долларов США5
*Доступно только в магазине.
Ценовая политика
Мы оставляем за собой право изменять, снижать или повышать цену любого товара в любое время. Если мы снижаем цену на товар, например, когда проводим распродажу или отправляем товар на распродажу, мы не предоставляем ретроактивных возмещений или кредитов.
Типы рамокИндивидуальные/архивные рамы изготовлены из окрашенного дерева с устойчивым к ультрафиолетовому излучению остеклением для защиты старинной карты от выцветания. Нестандартные/архивные рамы имеют бескислотные матовые доски и подложки, которые не повредят старинную карту. Каждая нестандартная/архивная рамка поставляется с профессиональной бумажной подложкой, установленной подвесной проволокой и даже крючком и гвоздем (см. фото ниже). Мы предлагаем четыре стиля пользовательских/архивных рамок.
Заказной/архивный: Black Basic
Гладкая черная отделка на простом, современном прямоугольном профиле
Заказной/архивный: Black Stepped
Гладкая черная отделка на многоуровневом или «ступенчатом» профиле 07 0 9 0 9 0 9 0 0 9 0 0 0 9 0 0 0 9 0 0 0 9
Пользовательский/Архивный: Вишневая отделка
Эта рама имеет красновато-коричневый цвет с текстурой дерева. Две версии сфотографированы. Более тонкий/меньший профиль используется с малыми и средними рамами. Толще/больше используется с промежуточными и большими рамами.Индивидуальный/Архивный: Отделка под красное дерево
Эта рама имеет коричневый цвет с легким красным оттенком и текстуру дерева. Две версии сфотографированы. Более тонкая/меньшая версия используется с маленькими и средними рамами. Более толстая/большая версия используется с промежуточными и большими оправами.Специальная/Архивная рама: отделка под орех
Эта рама коричневого цвета с текстурой дерева. Две версии сфотографированы. Более тонкий/меньший профиль используется с малыми и средними рамами. Толще/больше используется с промежуточными и большими рамами.Эконом/не архивные Рамы изготовлены из окрашенного дерева с листовым стеклом. Они идеально подходят для наших репродукционных карт. Поскольку наши художественные репродукции являются архивными (изготовлены архивными красками и бескислотной бумагой), для защиты репродукции требуется устойчивое к ультрафиолетовому излучению глазурь или бескислотные картоны. Чтобы снизить затраты и предложить высочайшее качество по самой низкой цене, рамы эконом-класса/неархивные доступны в одном стиле: черном цвете с квадратным профилем. Каждая рама поставляется с вешалкой на задней части.
Рамы Studio/No-Matting то же самое, что и наши экономичные/неархивные рамки, за исключением отсутствия матирования. Они подходят для отпечатков нашей студии размером 11 x 14 дюймов. Чтобы снизить затраты и предложить высочайшее качество по самой низкой цене, оправы Medium/No-Matting доступны в одном стиле: черные с квадратным профилем. Каждая рама поставляется с вешалкой на задней части.
Рамы Medium/No-Matting то же самое, что и наши рамки Economy/Non-Archive, за исключением отсутствия матирования. Они подходят для нашего среднего размера 13 x 19 дюймов.». Чтобы снизить затраты и предложить высочайшее качество по самой низкой цене, рамки Medium/No-Matting доступны в одном стиле: черные с квадратным профилем. Каждая рамка поставляется с крючком сзади.
Доставка
Получение заказа
- При размещении заказа у вас есть возможность забрать его лично в нашем розничном магазине.
- Заказы не будут готовы до тех пор, пока мы не свяжемся с вами, чтобы подтвердить, что ваш заказ готов. Мы позвоним или напишем вам письмо, чтобы уведомить вас, когда ваш заказ будет готов к выдаче.
- Ознакомьтесь со сроками поставки нашей продукции. В то время как большинство карт и репродукций могут быть готовы в течение нескольких дней, оформление карт занимает от двух до четырех недель.
- Мы будем держать заказы в течение 90 дней. Мы не несем ответственности за заказы, которые не были получены в течение 90 дней. По истечении 90 дней со дня покупки невостребованные заказы могут быть возвращены на склад, а оплата не может быть возвращена.
Возврат и бракованные товары
- Все продажи являются окончательными. Мы не принимаем обмены и возвраты должным образом выполненных или исправных заказов. С учетом сказанного, если вы не довольны своей покупкой, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам, чтобы обсудить.
- Мы заменим или предоставим кредит на любой дефектный товар в течение 30 дней с момента получения товара. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу дефектных товаров.
- Мы исправим любой ненадлежащим образом выполненный заказ. Свяжитесь с нами по поводу неправильно выполненных заказов.
- Предметы, поврежденные при доставке. Несмотря на то, что мы используем профессиональные и надежные методы упаковки, повреждение предметов при доставке всегда возможно. Следовательно, мы обычно отправляем товары со страховкой доставки за наш счет. Мы обратимся к покупателю за помощью в обработке любых претензий к грузоотправителю в отношении предметов, поврежденных при доставке. Как только претензия будет решена с грузоотправителем, мы предложим замену или кредит покупателю за поврежденный товар. Если мы не отправили товар со страховкой, мы сделаем все возможное, чтобы заменить товар или выдать кредит.
Ценовая политика
Мы оставляем за собой право изменять, снижать или повышать цену любого товара в любое время. Если мы снижаем цену на товар, например, когда проводим распродажу или отправляем товар на распродажу, мы не предоставляем ретроактивных возмещений или кредитов.Конфиденциальность
Все покупки, сделанные с помощью WardMaps LLC, надежно обрабатываются нашей сторонней корзиной для покупок и обработчиком кредитных карт (Shopify). WardMaps LLC никогда не имеет доступа к данным кредитной карты, введенным на этом сайте, или через терминалы в нашем магазине (все обрабатываются Shopify). WardMaps никогда не передает имена, адреса электронной почты или какие-либо личные данные наших клиентов никому, кроме нашей компании.Карта ночного неба и планеты, видимые сегодня вечером в Нижнем Новгороде
Ночное время
16 часов 14 минут
Чт, 19 янв, 16:07 – Пт, 20 янв, 08:21
19 янв, видно сегодня вечером — 20 января 2023 г.
Меркурий: От пятницы 06:53 Венера: до 18:05 . До Чт 22:31 Сатурн: До 18:30 Уран: До пятница 02:44 Neplune: : : : : Бета Интерактивная карта ночного неба моделирует небо над Нижний Новгород в выбранную вами дату. Используйте его, чтобы найти планету, Луну или Солнце и отслеживать их движение по небу. На карте также показаны фазы Луны и все солнечные и лунные затмения. Нужна помощь?
Анимация не поддерживается вашим устройством/браузером.
Пожалуйста, используйте другое устройство/браузер или проверьте настольную версию интерактивной карты ночного неба.
Сегодняшнее небо в Нижнем Новгороде, 19 января – 20 января 2023 г. (видны 7 планет)
Восход и заход Меркурия в Нижнем Новгороде
Вид незадолго до восхода солнца.
Меркурий находится близко к Солнцу, и его можно увидеть только незадолго до восхода солнца. Попробуйте найти хороший, беспрепятственный вид на горизонт.
Пт, 20 Янв ↑06:53
19 Янв 2023
20 Янв 2023
Восход и заход Венеры в Нижнем Новгороде
Венера находится близко к Солнцу, и ее можно увидеть только вскоре после захода солнца. Попробуйте найти хороший, беспрепятственный вид на горизонт. Венера видна днем, но ее может быть трудно найти.
Чт, 19 янв ↓18:05
19 янв 2023
20 янв 2023
Восход и заход Марса в Нижнем Новгороде
Вид после захода солнца.
Марс можно увидеть более 13 часов после захода солнца и поздним вечером/ранней ночью.
Пт, 20 янв ↓05:30
19 янв 2023
20 янв 2023
Восход и заход Юпитера в Нижнем Новгороде 90.0002 90.0008
Юпитер лучше всего виден в первые часы после захода солнца. Видимость улучшается по мере того, как исчезает солнечный свет.
Чт, 19 янв ↓22:31
19 янв 2023
20 янв 2023
Восход и закат Сатурна в Нижнем Новгороде
.2
Сатурн находится близко к Солнцу, и его можно увидеть только вскоре после заката. Попробуйте найти хороший, беспрепятственный вид на горизонт.
Чт, 19 янв ↓18:30
19 янв 2023
20 янв 2023
Уран восходит и заходит 9 в Нижнем Новгороде0508
Вид после захода солнца. Принесите бинокль.
Уран можно наблюдать более 10 часов после заката и поздним вечером/ранней ночью. Вам может понадобиться бинокль.
Пт, 20 янв ↓02:44
19 янв 2023
20 янв 2023
Нептун восход и заход в Нижнем Новгороде
02 Используйте бинокль.
Нептун лучше всего виден в первые часы после захода солнца. Видимость улучшается по мере того, как исчезает солнечный свет. Очень слабый, используйте бинокль.
Thu, 19 Jan ↓21:26
19 Jan 2023
20 Jan 2023
Planets Visible in Nizhny Novgorod
Day:12345678910111213141516171819202122232425262728293031Month:JanuaryFebruaryMarchAprilMayJuneJulyAugustSeptemberOctoberNovemberDecemberYear:199819992000200120022003200420052006200720082009201020112012201320142015201620172018201920202021202220232024202520262027202820292030203120322033203420352036203720382039204020412042204320442045204620472048
Planetrise/Planetset, Thu, 19 Jan 2023 Planet Rise Set Meridian Comment Mercury Fri 06:53 Fri 14:29 Fri 10:41 Slightly difficult to see Venus Thu 09:22 Thu 18:05 Thu 13:43 Fairly good visibility Mars Thu 11:36 Fri 05:30 Thu 20:33 Perfect visibility Jupiter Thu 10:19 Thu 22:31 Thu 16:25 Fairly good visibility Saturn Thu 09:26 Thu 18:30 Thu 13:58 Slightly difficult to see Uranus Thu 11:13 Fri 02:44 Чт 18:59 Средняя видимость NEPTUNE Чт 10:05 Чт 21:26 Чт 15:46 Очень трудно увидеть 9053
45415 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 Размеры и порядок планет
Насколько велики планеты и каков их порядок относительно Солнца?
Расстояние, яркость и кажущийся размер планет
Посмотрите, как далеко планеты от Солнца или Земли, насколько яркими они выглядят и их видимый размер на небе.
- . Ответы на часто задаваемые вопросы