Содержание
Козьма Минин (бронепоезд) | это… Что такое Козьма Минин (бронепоезд)?
Паровоз бронепоезда «Козьма Минин» на постаменте в Нижнем Новгороде
Бронепоезд «Козьма Минин» — бронепоезд, построенный в октябре 1941-го — феврале 1942 года железнодорожниками, рабочими паровозных и вагонных депо Горький-Пассажирский на собственные средства в свободное от работы время. Входил в состав 31-го отдельного особого Горьковского дивизиона бронепоездов.
Содержание
|
Состав бронепоезда
В боевую часть бронепоезда входили бронепаровоз, две крытые бронеплощадки, две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосных контрольные платформы. Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета Максима в шаровых опорах в бортах — по две на каждый борт. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 25- и 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8.
Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Бронепаровоз Оп имел толщину брони: на будке машиниста, цилиндрах, рубке командира бронепоезда — 45 мм, на тендере, котле, сухопарнике, ходовой части — 30 мм. Бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ.
Противотанковые орудия «Поезда Победы» на фоне бронированного тендера бронепоезда «Козьма Минин»
Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью возить с собой большой боезапас.
История службы
В январе 1942 года на должность командира бронепоезда был назначен старший лейтенант Тимофей Петрович Белов.
9 февраля в Горький прибыл бронепоезд из Мурома, построенный по тем же чертежам. 21 февраля 1942 года было завершено формирование 31-го отдельного особого Горьковского дивизиона бронепоездов.
Литература
- Потехин А. С. 31-й Особый. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1978. — 192 с.
Ссылки
- Боевой, особый, броневой…
- Из истории бронепоездов
Как бронепоезд «Козьма Минин» выиграл дуэль у фашистов и помог освободить Польшу
В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне «Российская газета» завершила основную часть проекта, посвященного кавалерам ордена Александра Невского.
Накануне 9 мая была издана аудиокнига «Нижегородцы — кавалеры ордена Александра Невского». Также нам удалось разыскать 14 ветеранов, награжденных этим орденом, но забытых официальной хроникой — во всех известных до того списках орденоносцев они не значились. Вдобавок к этому выяснилось, что однажды этим орденом наградили целый дивизион бронепоезда «Козьма Минин», который удостоился этой награды за освобождение крепости Прага Варшавская в Польше.
Идея строительства бронепоезда «Козьма Минин» — настоящей бронированной крепости, аналога которой еще не было в военном деле — появилась у железнодорожников Горьковского узла осенью 1941 года. Время было тяжелое — немецкие захватчики прорывались к Москве, фашистские самолеты бомбили Горький. До войны в Горьковском депо работали около тысячи человек, а осталось втрое меньше. Алексей Потехин, автор книги о строительстве бронепоезда «Козьма Минин» и его боевом пути «31-ый Особый» пишет, что оставшиеся в тылу железнодорожники чувствовали себя виноватыми: они считали, что не могут отсиживаться дома, когда их земляки сражаются на передовой. И тогда появилась идея — построить бронепоезд, чтобы на нем уехать на фронт. Причем, строили его в свободное от работы время, жертвуя редкими часами сна и отдыха.
«Днем рождения» бронепоезда «Козьма Минин» можно считать 18 октября 1941 года. Тогда вышло постановление обкома ВКП (б): «Одобрить инициативу железнодорожников Горьковского узла о строительстве бронепоезда». Через несколько дней в Муроме началось строительство второго бронепоезда — «Илья Муромец».
Надо сказать, что боевые машины строили на народные средства, буквально всем миром. Так бронированную сталь для «Козьмы Минина» предоставили металлурги из Кулебак, танковые башни отливали на заводе «Красное Сормово». Бронепоезд оснастили «Катюшами» — самым грозным оружием того времени. В команду бронепоезда записывались добровольцы, желающие идти на фронт.
21 февраля 1942 года был сформирован 31-й Особый Горьковский дивизион, который и состоял из двух бронепоездов. Весной 1942 года они прошли испытания и отправились на фронт. И практически сразу начались сражения с вражеской авиацией. Как вспоминает в своей книге комиссар поезда Алексей Потехин, и дня не проходило без сражения. За годы войны было сбито 14 немецких самолетов. Одной из задач эшелона была поддержка наступления нашей пехоты. При поддержке дивизиона были освобождены Тула, Орел, Брянск, Гомель. Появление бронепоезда не сталось незамеченным немецким командованием. После одного из сражений германские газеты писали, что американцы построили для Советского союза мощную бронемашину.
Затем бронепоезда участвовали в освобождении Польши. Путь в Польшу для бронепоезда открывался с освобождения приграничного города Ковель. В разрушенном Ковеле произошла «дуэль» двух бронепоездов — русского и немецкого.
Это чуть ли не единственный подобный случай в военной истории. Исход сражения решали считанные секунды. Горьковчане сумели выследить немецкий бронепоезд и первыми открыть огонь. Фашистский состав превратился в груду искореженного металла.
Бронепоезд также участвовал в освобождении приграничного польского города Воломин. В память об этом событии 23 февраля 1945 года жители города вручили дивизиону бронзового льва с надписью «Панцирным львам на память» и благодарственное письмо.
«Выражаем сердечную глубокую благодарность за проведенные победные освободительные бои за Прагу под Варшавой, Яблонно-Легионово и город Воломин» — говорится в тексте письма.
Затем, 14 сентября 1944 года Войско Польское вместе с советскими солдатами освободили крепость Прагу Варшавскую. В октябре 1944 года за овладение крепостью Прага дивизион бронепоезда был награжден орденом Александра Невского.
В январе 1945 года советские и польские войска освободили Варшаву. Значительная часть экипажа бронепоезда получила правительственные награды. Командир Владимир Морозов также был награжден орденом Александра Невского.
Исторические курьезы иногда случаются. В далеком 1612 году народное ополчение под предводительством нижегородца Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от войск польского гетмана Александра-Корвина Гонсевского.
В XX веке бронепоезд «Козьма Минин» помогал освобождать Польшу от немцев.
Боевой путь бронепоезда окончился в Берлине в мае 1945 года. Взорванный мост через Одер не позволил дивизиону продвигаться дальше и участвовать в боях за Берлин. После капитуляции гитлеровцев дивизион обеспечивал безопасность проезда правительственного поезда с делегацией Советского союза на Постдамскую конференцию глав правительств.
После войны локомотив «Козьмы Минина» был найден на Урале. Его восстановили по старым чертежам и установили на постаменте напротив Дома культуры железнодорожников в Нижнем Новгороде. И еще долгие годы после этого ветераны бронепоезда собирались у постамента на годовщину Победы.
Поделиться:
Музеи и памятникиНижний НовгородПриволжьеДень ПобедыРГ-ФотоФото дняФото: Приволжье
«НИЖНИЙ НОВГОРОД, РОССИЯ -04…» от User_60298
НИЖНИЙ НОВГОРОД, РОССИЯ -04.11.2015. локомотив бронированный…
Фото: User_60298
НИЖНИЙ НОВГОРОД, РОССИЯ -04.11.2015. Паровозный бронепоезд Козьма Минин на постаменте.
Размер изображения | |
---|---|
Блок | |
точек на дюйм | |
Результат: |
Теги
- локомотив
- бронированный
- тренироваться
- козьма
- минин
- пьедестал
- памятник
- мемориал
- история
- война
- второй
- Мир
- никто
- городской пейзаж
- осень
- день
- пасмурная погода
- облачно
- металл
- перфорированный
- зеленый
- настоящее время
- Память
- победа
- броня
- сильный
- структура
- фургон
Популярные снимки того же фотографа
Показать больше
Бронепоезда
За годы Гражданской войны Красная Армия накопила огромный опыт
в использовании мобильного бронепоезда. Их использовали для огневой поддержки.
войск и вести самостоятельные, иногда очень смелые бои в полосе
Железнодорожный. В этом бронепоезде широко использовались такие качества, как скорость движения и
маневренность, мощь огня, мощную бронезащиту и возможность
бронепоезд в качестве тягловой силы для перевозки 15 вагонов со спец.
важность. 19 октября20, в составе бронетанковых войск Красной Армии было 103
бронепоезд.
По окончании Гражданской войны количество бронепоездов резко сократилось
и передать их в конце 1923 г. в ведение Главной Артиллерии
Администрация не способствует дальнейшему совершенствованию, так как агентство посчитало только
в качестве бронированной артиллерии на железнодорожных платформах.
В годы Великой Отечественной войны на советско-германском фронте, где боевые действия велись на огромной территории в условиях слаборазвитой дорожной сети, именно железнодорожные коммуникации играли решающую роль, и борьба за контроль над ними, в первую очередь над узлами, была особенно ожесточенной .
В годы Великой Отечественной войны бронепоезда действовали в составе дивизий.
Например, бронепоезд «Козьма Минин» вместе с однотипным бронепоездом
«Илья Муромец» входил в состав 31-й отдельной Горьковской отдельной бронетанковой дивизии.
поезда. Для обеспечения боевых действий дивизии был придан черный тепловоз С-179,
бронедрезина [буквально, броневик] ДБ-39, два бронеавтомобиля БА-20, три мотоцикла и десять автомобилей. Персонал
дивизии с приданным минометным десантом рота составляет 335 человек.
Бронепоезда Красной Армии использовались на протяжении всей Великой Отечественной войны. Помимо поддержки пехоты
части, действовавшие в полосе железной дороги, применялись для уничтожения сил противника
в районе важных железнодорожных станций для защиты побережья и противоартиллерийского огня.
Решающую роль в защите железнодорожных станций от ударов с воздуха сыграли зенитные орудия.
бронированный, вооруженный 25-мм и 37-мм зенитными автоматами и 12,7-мм зенитными автоматами
АНК.
Успешное применение бронепоездов в первые месяцы войны способствовало
развертывание их строительства в депо нескольких городов. Дизайн и
вооружение бронепоездов во многом представляло собой импровизацию и зависело от наличия
стальной брони, вооружения и технологических возможностей склада. Значительный
часть была началом Великой Отечественной войны, бронепоезда Красной Армии были
сделан на базе брянских бронепоездов.
По состоянию на 22 июня 1941 года в Красной Армии имелось 53 бронепоезда, в том числе 53 бронепаровоза [буквально, бронепаровоз], 106 артиллерийских бронеплощадок [буквально, бронеплатформа]
28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронемашин, приспособленных для движения
по железной дороге. Также имелось 9 бронедрезин и несколько бронеавтомобилей. Кроме того
в распоряжение бронепоездов Красной Армии и оперативных войск НКВД. У них было 25 бронепаровозов,
32 артиллерийские бронеплощадки, 36 бронеавтомобилей и 7 моторных бронемашин.
Самый распространенный тип бронепоездов во второй половине Великой Отечественной
Войны был разработан в 1942 г. так называемый бронепоезд образца 1943 г. — БП-43.
Как правило, бронепоезд БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещаемого в
середина 4-х артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (по 2 бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза)
2 бронеплощадки с зенитным вооружением ПВО-4 (по обоим концам броневой
поезд) и 2 — 4 платформы управления, которые перевозили необходимые для ремонта железнодорожного пути
материалы. Обычно в состав бронетранспортера входят 1 — 2 бронеавтомобиля БА-20 или адаптированных АД-64.
для движения по железной дороге.
Для Красной Армии в годы Великой Отечественной войны был изготовлен 21 бронепоезд БП-43. Значительный
некоторое количество бронепоездов этого типа получили и войска НКВД.
«Тяжелый» бронетранспортер, вооруженный 107-мм орудиями с дальностью стрельбы до 15 км. Бронирование (100
мм) для защиты жизненно важных узлов от бронебойных снарядов калибра 75 мм.
На одной заправке и воде бронепоезд мог преодолевать до 120 км с максимальным
скорость 45 км/ч. В качестве топлива используется уголь (10 т) или нефть (6 т). Вес боевой части
бронированная не превышала 400 тонн.
Экипаж состоял из командиров боевой части, взвода КП с бронированной
автомобильный взвод, расчеты и отделения бортовых пулеметов, взвод ПВО, взвод
тяги и движения и взвод бронепоезда, в составе которого было 2 легких броневика
БА-20жд и 3 средних бронеавтомобиля БА-10жд приспособлены для движения по железной дороге. Они
использовались для разведки на дальности 10-15 км, и в составе охраны (Вахты)
на марше. Кроме того, покрытие платформ могло вместить до
до трех стрелковых взводов.
Бронепоезд «Козьма Минин»
Наиболее удачной конструкцией стал бронепоезд «Козьма Минин», построенный в феврале
1942 г., в депо города Горького (ныне Нижний Новгород).
В состав этого боевого бронепоезда входили: бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки,
2 открытые артиллерийские бронеплощадки и 4-х осная платформа управления. Каждая крытая бронеплощадка
был вооружен двумя 76,2-мм орудиями, установленными в башнях танков Т-34. Помимо парных
с этими орудиями 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели четыре 7,62-мм пулемета
«Максим» на шаровых опорах в бортах. Наступающие артиллерийские площадки были отделены
по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках устанавливались
37-мм зенитки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8.
Толщина бортовой бронеплощадки составляла 45 мм, прикрывались бронеплощадки.
имел верхнюю броню толщиной 20 мм. Защищаемая броня толщиной 30-45 мм, бронепаровоз
используется как тяга только в бою. В походах и маневрах использовался обычный паровоз.
На тендере бронепаровоз был оборудован командирской кабиной, соединенной с
дверь кабины. Из этой нарезки командир бронепоезда управляет действиями бронеплощадок
через телефон. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия
ПКМ. Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек бронепоезд Ф-32 мог
обеспечивать высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельный огонь на дальность
12 км, а пусковая установка М-8 позволяет ей поражать живую силу и технику противника.
Бронепоезд «Илья Муромец»
Бронепоезд «Илья Муромец» построен в 1942 году в Муроме. Он находился под защитой
броня толщиной 45 мм и за всю войну не получила ни одной пробоины. Бронепоезд
отправился из Мурома во Франкфурт-на-Одере. Во время войны он уничтожил семь самолетов,
14 орудийно-минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За
Боевые заслуги 31-й отдельный специальный Горьковский дивизион бронепоездов, в состав которого входили
бронепоезд «Илья Муромец» и «Козьма Минин», награжден орденом Александра
Невский. В 1971 г. Муром был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз «Илья Муромец».
Томский бронепоезд
В начале декабря 1941 г. по заданию ГКО на
Томская железная дорога приступила к формированию трех батальонов бронепоездов. Со стороны сотрудников
депо было построено 11 бронепоездов: «Железнодорожник Кузбасс», «Советская Сибирь»,
«Победа», «Лынинец» (по имени шофера Николая Александровича Лунина) и другие.
В июле дней в 1942 на участке Елец — Касторная бронепоезд №704 «Лынинец»
принял первый бой. Перед командиром бронепоезда стояла задача: высадить
в тылу гитлеровцев в районе станции Тербуны с важной стратегической высотой
высадки пехоты и поддержать ее огнем. Немцы не ждут быстрого крена
к его тылу, левой высоте. Бронепоезд был атакован 11 фашистскими самолетами. Зенитный
Артиллеристы стойко защищали стальную крепость. При отражении таблички было сбито 2
бомбардировщик.
8 сентября 1942 г. поезд набирал воду на станции, когда спикировал вниз 18
Немецкие самолеты. Впереди бомба разрушила дорогу. Машинист П.А. Хурсик с шестнадцатью работниками
восстановленный путь. У заднего хода в это время был водитель М.Ф. Щипачев. Маневрирование на
небольшой отрезок уцелевшего пути он спас поезд от фашистских бомб.
На участке обороны 13-й армии Центрального фронта 27 апреля 1943 г. были
переведены в бронепоезда №663 «Железнодорожник Алтай» и №704 «Лынинец» 49-й
отдельное подразделение. 6 июля 1943 года у Понырей в бой вступила 49-я танковая дивизия,
полки поддержки 81-й и 307-й стрелковых дивизий. При активной поддержке
бронетанковым огнём «Лынинец» и «Железнодорожник Алтай» армейским подразделениям удалось остановить отчаянные
атака врага. Гитлеровское командование разработало специальную операцию по уничтожению бронетехники.
поездов, в которых главная роль отводилась авиации. Когда «Лынинец» и «Железнодорожник
Алтай» вышел на выбранную позицию для очередного огневого удара по бронепоездам противника.
было свыше 36 самолетов противника. Им удалось прорвать путь, лишив бронепоезда
«Железнодорожник Алтай» возможности отходов. Но экипажи стальных крепостей вели огонь
из всех зенитных. Гитлеровцы потеряли несколько самолетов. Экипажи бронепоездов
и железная дорога, инженеры-железнодорожники работали всю ночь. Подняли бронеплощадки,
уложены рельсы. Утром 49й ОДБП вновь отправился на боевое задание.
9 июля 1943 г. бронепоезд «Лынинец» вновь открыл огонь по противнику. На юго-западе
окраине села Поныри, недалеко от железнодорожной станции, он отразил десятки
атакует фашистов. Вместе с бойцами 4-й гвардейской воздушно-десантной бронетанковой дивизии
экипаж выполнил приказ командующего Центральным фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского.
«Поныри не сдаваться!» Дней экипаж бронепоезда не покидал поля боя.
Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал М.А. Королев через р.
Командир бронетранспортера капитан Б.В. Шелохова выразил благодарность всему личному составу. В течение
бои в Понырях солдаты 49-гоая дивизия уничтожила более 800 гитлеровских
солдат и офицеров.
После разгрома гитлеровских армий в Курской битве ваш путь бронированный лежачий
на Украине. 13 февраля 1944 г. 49-я ОДБП под командованием капитана Д.М. Шевченко приказом Верховного
Командиру было присвоено почетное звание «Шепетовский». В бою за Шепетовку
экипажи бронепоездов произвели 56 огневых атак, отразили 15 атак противника. Бронированный
участвовал в освобождении Ченстоховы, Петркува, Радома. Битва на своем пути
закончил в Нижней Силезии, в городе Оппельн.
Бронепоезд «Балтиец»
3 июля 1941 г. на митинге в Ленинграде было принято решение о строительстве Балтийского электролизного завода
к этому локомотиву Оп-7599 и 2 четырехосным платформам, перевозящим
грузоподъемность 60 тонн. Металлопрокатную обшивку тепловоза поставил Ижорский завод.
Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 орудиями,
в том числе четыре крупнокалиберных. Название бронепоезда — «Балтиец» — дало
сами работники. Отряд бронепоезда состоял из добровольцев и личного состава
электродепотная железнодорожная артиллерия.
С осени 1941 года бронепоезд «Балтиец» стоит на защите рубежей
Ленинграда. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций на различных участках фронта.
фронт: с позиции Мяглово Гора — для МГЭ; Угольная Гавань — сосновые поляны
и Стрельна; с Предпортовой — на Урицк, Красную Селу, Воронью гору; с точки зрения
Левашова, Белоостров, Оселки, Васкелово — в районах Лемболово — Орех.
Бронепоезд «Народные мстители»
г. Бронепоезд «Народный мститель» был построен железной дорогой Ленинград-Варшавский узел. Вооружение
бронепоезде находились две 76-мм зенитки, две 76-мм танковые пушки, 12 пулеметов
«Максим».
Боевой путь «Народный мститель» начал 7 ноября 1941 года. На Варшавском
станции во время митинга передали команде железнодорожные составы, на 85% состоявшие из железнодорожников-добровольцев,
красный флаг. За время своей службы поезд участвовал во многих операциях по охране
Ленинграда, разгромить противника в районах Пушкин, Александровка, Урицк, Павловск.
Бронепоезд в Сталинградской битве
В августе 1942 года, когда гитлеровцы вплотную подошли к Сталинграду, важную роль в
На оборону города были призваны играть бронепоезда.
Среди первых бронепоездов, прибывших в Сталинград, был бронепоезд №73
НКВД. В сентябре 1942 года бронепоезд не выходит из боя. Сентябрь
2 из штаба 10-й стрелковой дивизии НКВД был предупрежден, что
по станции Садовая движется большая группа танков. Их встречает бронепоезд. В отместку,
противник обрушил на эшелон авиацию, стал преследовать его артиллерийско-минометный
Огонь. Сгорели все четыре платформы управления и бронеавтомобиль БА-20. Но на следующий день
бронепоезд нанес внезапный удар по скоплению войск вторгшихся северо-западнее
садового вокзала. Было подбито три танка, пехота рассеяна. К вечеру,
Экипаж произвел еще два огневых удара в районе станции Опытный.
14 сентября был последний день в судьбе боевого бронепоезда №73. В шесть
утром подошло 40 самолетов противника. Из-за прямых попаданий в бронеплощадки
взорвал собственные боеприпасы. Бронепоезд заволокло дымом. Уцелевший экипаж взялся за оружие и
отправился на Волгу. У подножия Мамаева кургана лежал изувеченный скелет бронетранспортера №73.
Но вскоре под тем же номером отправилась на фронт новая крепость на колесах. Созданный
это в Перми бывшие бойцы БТР №73. Они также создали новый экипаж.
На Сталинградский фронт была направлена бронетанковая 28-я дивизия. На станции Арчеда
23 июля фашистские самолеты трижды бомбили наши воинские эшелоны. Бронепоезд №677 принял
здесь его боевое крещение: из зенитки стреляли, отражая
атака. В результате налета разрушены станция и железнодорожные пути. Солдаты сил
и броневой железной дороги был перестроен путь. 25 июля выявлено 677 боевых земель Калач-на-Дону.
— Кривомузгинекая — Карповская — Сталинград. Была поставлена задача — поддерживать огнем
из орудий и пулеметов, наши войска, не допустить прорыва фашистов через
Дон, для отражения вражеского штурма.
5 августа бронепоезд 677 был переброшен в состав 64-й армии в район Абганерово-Благодатное.
Немецкие танки ворвались в глубь нашей обороны, но затем были отброшены. Прохождение «47-й
километр» неоднократно переходил из рук в руки. Стальная крепость разрушала доты,
огромные минометные и артиллерийские батареи.
9 августа войска Сталинградского фронта нанесли контрудар по группировке противника
был прорван. В этот день бронепоезд №677 под артиллерийским огнем
атака 38-й стрелковой дивизии совместно со 133-й танковой бригадой. В течение
сутки экипаж спас одиннадцать воздушных налетов, восстанавливая железную дорогу, изрытую
глубокие воронки от бомб. К вечеру бронепоезд ушел за семафором
станция Тингута. Достигнув огневого рубежа, все сводилось к огневой мощи танка.
враг. Фашистские бомбардировщики забросали его фугасными и зажигательными бомбами. Бронированный
поезд получил более шестисот вмятин и пробоин от осколков бомб.
На участке Сталинград-Сарепта в сентябре 1942 года стоял бронепоезд №708.
Станция Путейцы Бекетовская обслуживала 11-километровый перегон, на котором находился бронепоезд.
отправился на боевые задания. Участок ежедневно обстреливают и бомбят немцы. Чуть больше трех
км было около 150 повреждений рельсов кроме разрушений насыпи, шпал, скреплений.
Чтобы исправить все это, железнодорожникам приходилось работать в основном ночью.
В сентябре 1942 г. бронепоезд 159й отдельный батальон получил приказ
отойти в Сталинград, на участок Арчеда — Иловля — Котлубань. Сталинградская дивизия
подчинялась 22-й механизированной бригаде 4-й танковой армии. Батальонная задача
было не допустить переправы немецких войск через реку в районе устья р.
Река Дон Иловля, прикрытие станции Иловля от налетов немецкой авиации, обеспечение безопасности
моста через р.
15 сентября поезд №1 прибыл на станцию Журнал, а затем в Иловлю, где он находился
его главная автостоянка, которая ежедневно подвергается бомбардировкам. Неоднократно в течение
ночь, поезд №1 вышел из Иловли, пошел в патруль Тишкино (ближе к Сталинграду),
который обстреливал немецкие позиции на правом берегу реки Дон.
Действовала севернее Сталинграда 40-я отдельная дивизия контролировала участок Иловля — Котлубань.
В него входят бронепоезд «Киров», построенный в Омске, и «Североказахстанец», выпущенный
от стен Петропавловского депо. На этом участке противник захватил командный пункт
высоты и держать в поле зрения ряд наступающих эшелонов. Бронетехника оказывается
удобная позиция для стрельбы по вражеским рейдам. 23 августа на рассвете «Киров» был
выпущен на пристрелку прямой наводкой. Завязалась артиллерийская дуэль, из строя было выведено три
вражеских орудий, но поезд получил значительные повреждения.
На участке Иловля — Котлубань, когда оккупанты перешли в наступление, отбили
атаки бронированных танков и артиллерии. Но от ударов вражеских снарядов
две бронеплощадки «Киров» сошли с рельсов.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. |