Борисов мусатов памятник на могиле: Памятник на могиле В.Э. Борисова-Мусатова

Памятник на могиле В.Э.Борисова-Мусатова (Таруса

  • по 7 на страницу
  • по 25 на страницу
  • Все

MANUL78 ★☆☆☆☆

 (14-09-2019)

Ужас и жуть, если честно. Страшно выглядит. До сих пор жалею, что пошел смотреть.

Yuliaarh ★★★★★

 (7-01-2018)

Поскольку были здесь на новогодние праздники, то в слякоть и грязь произвело удручающее впечатление. Как рассказали в краеведческом музее, скульптор Матвеев поставил памятник в знак того, что однажды Борисов-Мусатов спас на Оке тонущего мальчика. Тут жизнь-там смерть. Как-то так. Стоит посетить, чтобы отдать дань уважения великому человеку.

lisyonka ★★★★☆

 (15-08-2016)

Искала эту могилу в рамках геокешинга. Искала долго на городском кладбище :). А оказалось такое живописное место. Правда, если земля сыровата, то подняться и спуститься по косогору не так-то и просто… Не символизирует ли уснувший мальчик то, что художник умер достаточно молодым?. .

Вики ★★★★★

 (17-11-2014)

Есть в этом надгробии что-то мистическое. Не ясно — почему мальчик? И не на кладбище? Однажды бывала на выставке работ Борисова-Мусатова совместно с Врубелем. Такие светлые и легкие акварели художника, где главные героини — девушки. И такая тема на могильном камне…
Работа скульптора впечатляет.

КУБИНЕЦ ★★★★★

 (3-10-2014)

Кто знает историю этого памятника.Читал Паустовского.Тот поймёт.Рекомендую посетить.

jj-15 ★★★☆☆

 (16-08-2014)

Не произвело никакого впечатления. Можно было и не тратить время на посещение.

HaZaRd ★★★☆☆

 (24-05-2014)

Специально конечно ходить не стоит, но в купе с церковью и камнем Цветаевой посмотреть можно. На нас произвел скорее негативное впечатление.

Танечка ★★★★★

 (31-10-2013)

Посетили в ходе обзорной экскурсии по литературным местам Тарусы. Увидеть стоит. Надгробие носит название «Уснувший мальчик», изготовлен земляком художника Матвеевым А. В качестве надгробного памятника Матвеев выбрал тему спящего мальчика, т.к. по его мнению, этот мотив созвучен творчеству Борисова-Мусатова.

OlegPop ★★★★★

 (10-08-2013)

Посмотреть стоит, единственное что скажу, что 100 метров — это вверх от памятного камня Цветаевой.

Константин ★★★★☆

 (15-10-2012)

Да, на круче на сотню метров дальше цветаевского камня маленькое не очень ухоженное кладбище. Около памятника сейчас установлен крест.

Climat ★★★★☆

 (22-07-2012)

Да, культурная ценность присутствует. Специально смотреть не обязательно (при всем уважении с персоналиям) — посмотреть и отдать дань уважения в ходе прогулки можно.

Стася ★★★★★

 (20-05-2012)

Если вы любите Борисова-Мусатова и живопись Серебряного века, идите обязательно! Мы ходили ранним майским утром, по берегу Оки, по расе, под пение соловьёв. Могила находится чуть дальше камня Цветаевой (его найти не сложно, он на берегу), но надо сразу почти после камня по едва заметной тропинке подняться наверх, на косогор. Там и находятся за оградкой несколько могил — Борисова-Мусатова, его супруги и семейства Вульф.

Александр (t) ★★★★☆

 (30-09-2009)

Не знаю что сказать — это все-же надгробие… Если как произведение искусства — безусловно неординарная вещь.

«С наклоном стриженой головы надгробный мальчик беспечно спит…»

105 лет назад 8 ноября (26 октября по старому стилю) скончался В.Э. Борисов-Мусатов.
Но этот год связан ещё с одним «столетием». Сто лет тому назад осенью 1910 года в Тарусе на могиле художника был установлен памятник, автор которого скульптор Александр Терентьевич Матвеев. 

На могиле В.Э. Борисова-Мусатова. Конец октября 2005 г. Фото Алексея Трубецкова

В октябре 1905 года художник Виктор Борисов-Мусатов писал Александру Бенуа: « Теперь я сижу в Тарусе. В глуши. На пустынном берегу Оки. И отрезан от всего мира. Живу в мире грёз и фантазий среди берёзовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов. Уже давно я слышал крик журавлей…Вы думаете, я скучаю? Нет. У меня времени не хватает каждый день. Хоть я сижу дома…Я создал себе свою жизнь. Как-то странно – такая тишина среди всеобщего смятения. Какие-то надежды, какие-то ужасы долетают до меня.  Какие-то дороги забастовали. Нет ни писем, ни газет. Одни догадки, одни слухи…Давно ли я был в Москве, в столице Российской империи, и скоро вновь буду в ней, но уже столице русской республики. Как в сказке. Заснул, проснулся. Прошло мгновение ока. А между тем уже сто лет пролетело. Повсюду жизнь. Повсюду свободные граждане».
 Вскоре В.Э. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался 8 ноября (26 октября по старому стилю).

Вокруг полыхали пожары первой русской революции, повсюду разворачивались трагические события, и смерть художника прошла  не замеченной.

 

Его близкий друг виолончелист Михаил Евсеевич Букиник, находящийся в это время за границей, позже вспоминал эти дни:  «В России в это время /октябрь 1905 года/ начались беспорядки, и Мусатов писал мне: «как хорошо, что тебя сейчас нет в России. Наверное, убили бы…». Но я затосковал по родине и хотел ехать обратно. Однако, поезда в Россию не шли,  всё находилось в хаосе, приходилось ждать. В ожидании я жадно читал русские газеты. В одной из них я натолкнулся на краткую телеграмму из Москвы: «внезапно умер художник В.Э. Борисов-Мусатов». Ошеломленный, я побежал на телеграф и дал телеграмму Елене Владимировне  [жене художника Е.В. Александровой] в Тарусу – правда ли это? Увы! Она подтвердила».

Друзья художника не могли смириться с внезапной утратой. В душе каждого болью отзывалось сознание того, что Борисов-Мусатов ушёл из жизни в расцвете своего таланта, в момент, когда признание и высокая оценка его творчества еще не достигли своего пика. Михаил Букиник и Владимир Станюкович стали деятельными организаторами посмертных выставок художника, В.К. Станюкович засел за монографию о Борисове-Мусатове, которая вышла в свет в 1906 году.  

Друзья и близкие художника стремились решить вопрос о том, чтобы на могиле В. Э. Борисова-Мусатова был памятник. Он был заказан молодому скульптору Александру Матвееву, земляку художника и большому почитателю Мусатовского таланта. Еще в 1900 году А.Т. Матвеев создал скульптурный портрет художника, который сам Борисов-Мусатов высоко оценил.

В качестве пластического решения надгробного памятника А.Т. Матвеев выбрал  тему спящего мальчика, по мнению автора, мотив, созвучный Мусатовскому творчеству.

Скульптор долго и упорно работал над памятником и выполнил его из гранитного валуна в своей мастерской в 1909 году.

Осенью 1910 года памятник был установлен на могиле художника, хотя перед этим вдове Борисова-Мусатова Е.В. Александровой пришлось немало похлопотать – местное духовенство не хотело давать разрешение на установку памятника, усматривая в нём «языческие» мотивы, так как памятник изображал обнажённое тело отрока. 

В конце этого же года В.К. Станюкович дал высокую оценку только что законченному памятнику Борисову-Мусатову, «который удовлетворяет поставленным условиям: он прекрасен как художественное произведение и прочен…» Станюкович В. К. Письмо в редакцию// Речь 1910, 21 декабря

Официально же памятник на могиле В.Э. Борисова-Мусатова в Тарусе был открыт в июне 1911 года, о чём сообщила Русская художественная летопись. 1911. № 12, с. 195.

Фото надгробия из журнала «Аполлон» 1910-е гг.

В частных коллекциях филокартистов хранятся уникальные открытки, выпущенные по случаю этого события. Изображения на них, видимо, сделаны с той же фотографии, что была опубликована в журнале «Аполлон». На фотографии видны украшенные венками ветки деревьев, возможно в память об одном из последних творческих замыслов художника, картине «Венки васильков».

В.Э. Борисов-Мусатов. «Венки васильков», 1905 г. ГТГ

Не удивительно, что В.К. Станюкович подчеркивает такую немаловажную характеристику памятника, как прочность его материала. Надгробие пережило смертоносные бури революций и войн, долгие десятилетия забвения и уцелело.

Существует  народная легенда о том, как маленький художник спасал, но не спас тонувшего на реке подростка. Видимо простым людям, далеким от основных магистралей развития русского искусства, было гораздо легче придумать и поверить в такую легенду – просто и трогательно объясняющую появление такого надгробия.  

 Мусатовский косогор в Тарусе место сакральное, одним из первых его запечатлел художник В.Д. Поленов в небольшом произведении, хранящемся в Калужском художественном музее.

В 1957 году писатель К.Г. Паустовский написал прекрасный рассказ «Уснувший мальчик»: «…вспомнили великолепного художника Борисова-Мусатова, жившего и умершего в нашем городке и похороненного на косогоре над самой Окой.

Борисов-Мусатов любил этот косогор. С него он написал один из лучших своих пейзажей – такой тонкий и задумчивый, что он мог бы показаться сновидением, если бы не чувствовалось, что каждый жёлтый листок берёзы прогрет последним солнечным теплом. В такие осенние дни, как на этой картине. Всегда хочется остановить время хотя бы на несколько дней, чтобы медленнее слетали последние листья, и не исчезала так скоро у нас на глазах прощальная красота земли.

И вот этот добрый горбун – художник Борисов-Мусатов остановил эту прелестную осень, чем-то похожую в моём представлении на девушку со светлыми и строгими глазами, обещающими горе и счастье…

На могиле Борисова-Мусатова поставлен надгробный памятник работы скульптора Матвеева – на плите из крупнозернистого красного песчаника лежит уснувший мальчик…Скульптура сделана с необыкновенной силой и мастерством».

В.Э. Борисов-Мусатов. «Осенняя песнь». 1905 г. ГТГ

 Проходят десятилетия, Спящий мальчик спит на Тарусской земле, к нему приходят многочисленные паломники поклониться памяти русского художника В.Э. Борисова-Мусатова, а лиричный и печальный образ надгробия служит мотивом для творчества художников и поэтов.

 
Элеонора Белонович и Елена Платонова, сотрудники музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова у Мусатовского надгробия, 2005 и 2010 года

 Юрий Кублановский

«На Оке» 

…Ещё салатовый цвет листвы, 
                     седые шапки речных ракит.
                     С наклоном стриженой головы
                     надгробный мальчик беспечно спит.

 И мы с тобой – почему? зачем?
                — близки, как, верно, не будем впредь.
                Моя рука у твоей совсем
                лежит, и хочется умереть,

 чтобы в распахе оконных рам
                 увидеть сад и луча кристалл…
                 Как всё волшебно предугадал
                Горбун, писавший кисейных дам!

 Тогда мы станем игрой теней, 
                 так плотно льнущих к твоим рукам.
                 Ведь там вдали – за порогом дней, 
                 Быть может, это простится нам 

 Но пароходик стучит винтом.
                 Копна и чёлка твоих волос, 
                 знать, мы достались любви живьём, 
                 — темны от света идущих гроз.

1977 
                 опубликовано в сборнике «С последним солнцем» 
            Париж, “La Presse Libre” 1983  

 
 

Мусатовский косогор. Сентябрь 2010 г.

 
Эдуард Браговский. «Таруса. На могиле Борисова-Мусатова»
http://nakashirke.narod.ru/vystavki/win-spr2007/msh.html

 

Маша Позина. Могила Борисова-Мусатова
http://tarbut.zahav.ru/cellcom/art/photo.php?view=10105

 
 

Корчемкин Лев Николаевич. 1912-2001. 
«Надгробие Борисову-Мусатову в Тарусе».1982г. бумага, акварель 30,5х44
http://souzt.ru/post/category/exhibitions/archiexh/page/3

 ЛЛ

Лев Аронов. Могила Борисова-Мусатова.Таруса.1966 г. http://fotki.yandex.ru/users/ser02020/view/192180/?page=1
  
  Вот такая получилась виртуальная выставка.

 

 

Виктор Борисов-Мусатов Русский художник :: люди :: Россия-ИнфоЦентр

Виктор Борисов-Мусатов был выдающимся русским живописцем. Он прожил короткую жизнь, всего тридцать пять лет, но сумел создать свой оригинальный стиль, который можно назвать элегическим. Его художественная деятельность, пришедшаяся на рубеж XIX-XX веков, определила вторую волну русского символизма и модерна.

Виктор Эльпидифорович Мусатов (он позже добавил отчество отца как свою вторую фамилию «Борисов») родился в семье мелкого железнодорожного офицера в Саратове. В возрасте трех лет Виктор сильно упал со скамейки, в результате чего получил серьезную травму позвоночника. В результате будущий художник стал горбатым. На протяжении всей жизни нарисованный страдал от проблем со здоровьем.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем, в 1891-1894 годах, в Петербургской Академии художеств, а также в частной художественной мастерской П.Чистякова.

Три зимы (1895-98) молодой художник провел в Париже, обучаясь в мастерской замечательного учителя живописи Ф. Кормона и внимательно следя за событиями во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.

Его французские современники – Les Nabis (группа парижских художников-авангардистов-постимпрессионистов в 1890s) – оказали заметное влияние на творчество Борисова-Мусатова. Позднее его сравнивали с этими художниками, хотя прямой связи между ними, скорее всего, не было. Несомненно самое главное – оригинальность Виктора Борисова-Мусатова.

После возвращения из Парижа Борисов-Мусатов поселился в Саратове. Затем работал в Подольске и Тарусе. Поэтический поворот его души и красота родной природы способствовали созданию особой манеры его картин, отличающихся трогательной нежностью и меланхолией.

Основной сюжет Борисова-Мусатова — ностальгия по уходящей дворянской жизни, романтизм старинных русских усадеб, домиков с антресолями и деревянными колоннами, пустынных парков и запущенных, заросших растениями прудов. Словно предчувствуя скорый конец…

Как истинный живописец, Борисов-Мусатов воспринимал жизнь в красочных пятнах, ритмах, живописной фактуре и пластике линий. Этот удивительный художник воплотил свои сокровенные чувства в оригинальной живописной форме, стилизованной под старинный гобелен. В элегическом стиле Борисова-Мусатова можно увидеть влияние символизма модерна. Символично, что его посмертная выставка, прошедшая в Москве 19 февраля17, стало прощанием с идиллиями русской помещичьей жизни. Первую монографию о художнике написал его друг В. Станюкович (1906).

Борисов-Мусатов скончался от сердечного приступа в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905 года. Похоронен в окрестностях Тарусы, на высоком берегу реки Оки. В 1910 году на его могиле был установлен памятник с изображением спящего мальчика работы его сокурсника, скульптора А.Т.Матвеева из Саратова.

Только после его смерти художника начали узнавать по-настоящему. Живописная система Виктора Борисова-Мусатова оказала большое влияние на будущих русских авангардистов, таких как Н. Гончарова, М. Ларионов, В. Кандинский.

Советское искусство, культура СССР

« Революционный цветок красной гвоздики

30 июня День советской молодежи »

Советский скульптор Александр Матвеев (1878–1960). Скульптурная композиция Октябрь. 1927

В начале 1928 года зал Центрального музея Революции СССР официально открыл свои двери для посетителей. Юбилейная выставка, посвященная десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции. Впервые была показана скульптурная композиция «Октябрь» советского скульптора Александра Матвеева (1878–1960), которые выделялись среди работ своей программной экспозицией, остротой социального звучания. Ярко и живо воплотивший героизм революции, произведение воспринималось как символ новой эпохи свершившихся перемен. Идея художника – показать извечную человеческую мечту, незыблемость достижений социализма – выросла в емком собирательном образе людей и их историй. Сдержанным и в то же время возвышенным языком Матвеев передал главную идею времени – утверждение идеала свободы.

Портрет художника Бориса Мусатова, 1959 год. Третьяковская галерея

Благодаря глубине и значительности содержания выразительных средств и силе их воздействия на зрителя произведение встало в один ряд с лучшими произведениями эпоха революционной тематики. Герои Матвеева отстояли свободу в классовой борьбе, подвели итоги десятилетия достижений Советского Союза, возвестили перспективу грядущих перемен.

Три стройные мужские фигуры олицетворяли собой молодую страну, новое общество. Это люди разных социальных слоев и поколений – и немолодой мудрый крестьянин, и молодой, уверенный в своих силах рабочий, и красноармеец в Буденовке.

Матвеев выбрал статичную, устойчивую позицию. В рисунках нет ничего краткого, преходящего. Только поза солдата, немного приподнятого на левой ноге, жест его руки, сжимающей винтовку, дают слабый внутренний порыв, натурную решительность – стремление показать готовность героя в любой момент встать на защиту Отечества. Однако идущее изнутри движение не нарушает общего впечатления покоя и равновесия.

Фигура рабочего, выделенная как центральное звено в группе, олицетворяет главную силу молодого советского государства. Обладательница новой жизни изображена в полной внутреннего достоинства позе. Его правая рука может свободно лежать на молотке.

Мяч, поддерживаемый крестьянином, является аллегорией земли, твердой земли, но также служит опорой для ваших рук. Таким образом, молот и шар – атрибуты, указывающие на сословных героев, – превращаются в важные скульптурные элементы, посредством которых связываются композиционные отношения между персонажами – рабочими и крестьянами.

После первого показа на выставке работа Матвеева, хотя и отмечена наградой Совнаркома, вызвала противоречивые слухи. Однако произведение обрело множество восторженных поклонников, ценителей искусства, которые смогли по достоинству оценить высокий уровень мастерства, искусства и культуры, оригинальность образного мышления автора. Очевидно, это объясняется тем, что после непродолжительного забвения скульптура вернулась в Ленинград в 1934, когда-то находившийся в собрании Русского музея, а в 1958 г. изготовленный в металле.

Советский скульптор Александр Матвеев (1878–1960)

Творчеству Матвеева пришлось пережить второе рождение. В 1968 году его бронзовая копия была установлена ​​на постаменте перед концертным залом «Октябрь». За порогом Русского музея она начала новую жизнь. Выдержав испытание временем, преодолев жизненные перипетии, памятник занял достойное место среди памятников города на Неве, вошел в сокровищницу советского искусства.

Советский скульптор Александр Матвеев. Октябрь. 1927 (скан журнала Юный художник 11-1986)

Солдат. Левая скульптура композиции «Октябрь». 1927

В центре – молодой, уверенный в своих силах рабочий. Скульптурная композиция Октябрь. 1927

Справа – крестьянин средних лет, мудрый, опытный в жизни. Композиция Октябрь. 1927

Мяч, поддерживаемый крестьянином – аллегория земли

Автопортрет. 1933-1937 гг. Гипс. Государственный Русский музей

Пушкин. Статуя. 1948 – 1960 Бронза

Памятник Марксу в Петрограде. 1918. Бетон

Памятник Марксу в Петрограде. 1918. Бетон

Советский скульптор Александр Матвеев (1878–1960) у композиции «Октябрьская революция»

Т.