Что такое кносс: Кносс | это… Что такое Кносс?

Кносс | это… Что такое Кносс?

У этого термина существуют и другие значения, см. Кносс (значения).

Воссозданные Эвансом из руин фрагменты Кносского дворца

Кносс (греч. Κνωσσός, лат. Cnossus, исконное название на минойском языке — KA-NU-TI) — древний город на острове Крит, расположен около современного Ираклиона, на северном берегу, в 4 км от моря, в древности с двумя гаванями.

Главный город острова во времена минойской цивилизации (в греческой мифологии связывается с именем легендарного критского царя Миноса), а также некоторое время под властью ахейских греков, во времена Микенской цивилизации. По легенде, в его окрестностях находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр.

В эпоху классической античности — средоточие культа критского Зевса, родина Эпименида.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Открытие Эвансом
  • 3 Версии гибели дворца
  • 4 Ссылки

История

Первый дворец-храм в Кноссе был построен ок. 2000-1700 г. до н. э., «раннедворцовый период», на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э.

Фреска «Парижанка», жрица божества, XV век до н. э.

Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы и на его месте был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени, «новодворцовый период». Период 1700-1450 гг. до н. э. — время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса.

После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 г. до н. э., вследствие извержения вулкана на острове Санторин дворец был разрушен. В 1450 г. до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец. Причём в это же время пожары уничтожили и другие похожие дворцы на Крите (Фест, Закрос и др.). Причина этих пожаров до настоящего времени не ясна. Территория дворца больше не заселялась, но Кносс продолжал оставаться значительным городом-государством вплоть до ранневизантийского периода.

Открытие Эвансом

О наличии развалин в Кноссе было известно уже Шлиману (из писем местного купца Калокериноса). Шлиман планировал раскопки в Кноссе, но из-за натянутых отношений с турецкими властями этим планам не было суждено осуществиться. Систематические раскопки территории начаты в 1900 году английским археологом Артуром Эвансом, который скупил земли, на которых стоял дворец. Поскольку англичан интересовал период до 1450 г. до н. э. (т. н. новодворцовый), все более поздние слои были уничтожены. Параллельно с раскопками велось воссоздание руин в «первоначальном виде» (как его представлял себе сам Эванс). В связи с этим в настоящее время рядовому туристу не всегда просто отделить останки древних построек от того, что было достроено Эвансом.

Версии гибели дворца

При раскопках не были найдены трупы людей и животных. Существует версия, что после извержения жители Кносса и других дворцов Крита в 1450 г. до н.э. покинули остров и расселились на побережье. В пользу этой версии говорит то, что у этрусков, а также в Палестине найдены сходные артефакты более позднего периода. Ряд современных авторов отождествляют жителей Крита данного периода с легендарной Атлантидой.

Ссылки

  • КНОСОС в энциклопедии «Кругосвет» // krugosvet.ru  (Проверено 18 декабря 2009)

Кносский дворец — описание, фото, отзывы

Кносский дворец: миф и история © Georgios Kritsotakis / Shutterstock

Лабиринт минотавра в Кносском дворце

Согласно преданию, Посейдон, обозлившись на критского царя Миноса, внушил его жене страсть к быку. Плодом противоестественной связи стал Минотавр – могучее чудовище с телом человека и головой быка. Минотавра посели в специально построенном лабиринте, чтобы он не мог выбраться наружу, и периодически отправляли туда девушек и юношей — на съедение. Однажды в число потенциальных жертв попал Тесей, сын правителя Афин Эгея. Тесей был сильным и опытным воином, к тому же – хорош собой. Дочь Миноса, Ариадна, влюбилась в Тесея и перед входом в лабиринт дала своему избраннику клубок бесконечной нити. Разматывая клубок, Тесей помечал свой путь в лабиринте. Минотавра он, разумеется, победил, и, двигаясь назад по нити Ариадны, выбрался из лабиринта.

История Кносского дворца

Тысячи лет лабиринт существовал лишь в легендах. Но в 1878 году местный купец и коллекционер древностей Минос Калокеринос во время строительства складских помещений наткнулся на руины древнего здания и ряд артефактов. Однако раскопки вскоре были запрещены турецким правительством (Крит тогда входил в состав Турции), а находки Калокериноса уничтожил пожар.

В 1900 году британский археолог Артур Эванс скупил земли, на которых когда-то стоял Кносский дворец, и приступил к новым раскопкам. К 1905 году большая часть комплекса была исследована, но реставрационные работы продолжались до 1936 года. В результате было обнаружено существование культуры, еще более древней, чем микенская, Эванс назвал ее «минойской».

Археологи рассматривают два периода существования минойской цивилизации. Первый — «стародворцовый» — примерно с 2000 по 1700 гг. до н. э. В 1700 г. до н.э. старые строения были разрушены сильнейшим землетрясением. На месте старого комплекса был воздвигнут новый. Он просуществовал до 1500 г. до н. э. пока землетрясения и цунами не снесли и его. То, что мы видим сегодня — остатки и реконструированные элементы нового Кносского дворца.

Описание Кносского дворца

Кносский дворец огромен. Его размеры примерно 130 на 180 метров. При этом строение в некоторых местах имело пять этажей. Дворец состоял более чем из 1000 комнат и залов, и это только то, что известно сегодня. Помещения дворца имели самое разнообразное предназначение: здесь были комнаты властителя, его семьи и прислуги, а также и ремесленные мастерские, всевозможные хранилища и жилища простолюдинов. По сути, это был своеобразный «дворец-город», вроде «Запретного города» в древнем Китае.

Любопытно, что окон в привычном виде здесь не было, помещения освещались через световые колодцы – отверстия пронизывающие крышу и несколько этажей. Таким образом решался и вопрос вентиляции. Но самое интересное — во дворце было и водоснабжение, и канализация и даже туалеты со смывом… Помещения обогревались переносными печами. И все это — более 3500 лет назад!

Описание Кносского дворца © Anton Chygarev / Shutterstock

Архитектура Кносского дворца

Можно предположить, что дворец столетиями достраивался и перестраивался. Во всяком случае, его возводили не по единому плану. Симметрия или какой-то иной порядок отсутствуют совершенно. Часть строений воздвигнута из камня и дерева, другая часть была вырублена в скальном массиве. Надземная часть комплекса группируется вокруг квадратной площади со сторонами длиной 50 метров.

Все помещения связаны сложной системой коридоров и лестниц. Она настолько запутана, что во дворце можно заблудиться. Тем, кто гулял переходами Кносского дворца, лабиринт царя Миноса кажется не такой уж и легендой.

Тронный зал дворца украшен изображением мифических существ, напоминающих грифонов, — тело льва, голова орла, грива, похожая на лошадиную. На стенах других комнат можно видеть изображения людей, дельфинов, растений, предметов быта. На фресках Кносского дворца, а также на керамических изделиях, найденных в нем, часто встречается изображения быка. В одних случаях он просто пасется, в других — участвует в чем-то похожем на цирковое представление или спортивное состязание. Очевидно, что в минойской культуре бык занимал особое место. Какое конкретно, увы, не известно, поскольку ранние минойские письмена так и не были расшифрованы. Еще один часто встречающийся символ — секира с двумя лезвиями, которая на греческом языке называлась «лабрис». Есть мнение, что слово «лабиринт» произошло именно от «лабрис».

Отметим, что по своему художественному уровню минойские фрески и керамика заметно превосходят произведения искусства других греческих городов того периода.

Где находится Кносский дворец и как к нему добраться

От главного города Крита, Ираклиона, до Кносского дворца всего 5,5 км. Сюда можно добраться на городском автобусе, арендованном авто или такси.

Впрочем, еще лучше заранее заказать экскурсию. Это несложно сделать через интернет, но стоит предварительно изучить отзывы о фирмах и гидах, которые предлагают подобные услуги. В этом варианте вы получите и трансфер, и квалифицированный рассказ о Кносском дворце.

Посетить бесплатно Кносский дворец можно 6 марта, 18 апреля, 18 мая, 28 октября, в последние выходные сентября и в каждое первое воскресенье с 1 ноября по 31 марта.

Фотографии Кносский дворец

Кносский дворец на карте

Кносский дворец — достопримечательности рядом

Франгокастелло

Самарийское ущелье

Спиналонга

Входные билеты и туры

от
12€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
65€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
62€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
43€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

Популярные экскурсии

12 hours

16 hours

8 hours

3 days

5 hours

8 hours

7 to 8 hours

9 to 10 hours

12 hours

6 hours

4 hours

10 hours

12 hours

6 to 8 hours

10 hours

Отели возле Кносский дворец

Популярные достопримечательности Греции

Монастырь ПревелиПещеры ЗакинфаАкропольКерамейкосТеатр ДионисаМузей БенакиНациональный археологический музей в АфинахПлощадь АристотеляАрхеологический музей СалоникБелая башня СалоникАрка и гробница ГалерияХрам Святой Софии в СалоникиМонастыри МетеорыКолосс РодосскийБухта НавайоМинойский дворецДворец Великих МагистровУлица Рыцарей в Старом городеМонастырь Мони ФилеримуЛиндосПорт МандракиВенецианская крепость ФортеццаСтарый город РетимноФонтан Римонди

Популярные города Греции

АфиныРодосВолосКорфуСалоникиМиконосИраклионКосХаньяЗакинтосКоринфКаламатаХалкидаПилосКаламбакаМальяМистраРетимно

Последние публикации

Все

Новости

27. 03.2023

Кефалония стала лучшим греческим островом

Обзоры

Новости

Новости

Новости

Новости

Новости

Новости

18.11.2022

Афины вместе с Google создают интерактивный проект города

Смотреть все

Кносс | древний город, Крит

Knossos

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Сэр Артур Эванс
Похожие места:
Греция
Крит

См. весь соответствующий контент →

Кносс , также пишется как Кнос , город на древнем Крите, столица легендарного царя Миноса и главный центр минойской, древнейшей из эгейских цивилизаций ( см. Минойская цивилизация). Место Кносса стоит на холме между слиянием двух ручьев и находится примерно в 8 км от северного побережья Крита. Раскопки были начаты в Кноссе под руководством сэра Артура Эванса в 1900 году и выявили дворец и окружающие его постройки, которые были центром сложной культуры бронзового века, господствовавшей в Эгейском море примерно между 1600 и 1400 годами до нашей эры.

Первые жители Кносса, вероятно, пришли сюда из Анатолии в 7 тысячелетии до н.э. и основали земледельческое общество, основанное на выращивании пшеницы и животноводстве. В начале раннеминойского периода (3000–2000 гг. до н. э.) они начали использовать бронзу и изготавливать глазурованную посуду, гравированные печати и золотые украшения. Была изобретена иероглифическая письменность и велась торговля с египтянами. Первый дворец в Кноссе был построен в начале среднеминойского периода (2000–1580 гг. до н. э.). Он состоял из изолированных построек, построенных вокруг прямоугольного двора. В этот период Кносс производил прекрасную полихромную керамику на черной глазурованной основе. Около 1720 г. до н.э. разрушительное землетрясение сравняло с землей большую часть Кносса. Дворец был перестроен, на этот раз с обширными колоннадами и лестничными пролетами, соединяющими различные здания на холмистой местности. Остатки этого дворца до сих пор занимают место раскопок. Административные и церемониальные помещения дворца находились на западной стороне центрального двора, и в тронном зале в этом районе до сих пор находится гипсовое кресло, на котором восседали цари Кносса. В этой части дворца также были длинные узкие подвальные помещения, которые служили хранилищами для пшеницы, масла и сокровищ. Мастерские располагались на северо-восточной стороне центрального двора, а жилые дома — в юго-восточной части. Сложная система стоков, водоводов и труб обеспечивала воду и канализацию для дворца, а весь городской комплекс был связан с другими критскими городами и портами мощеными дорогами. В это время искусство минойской фресковой живописи достигло своего апогея, со сценами танцев, спорта и дельфинов, выполненными в натуралистическом стиле. Минойцы также заменили свой иероглифический шрифт линейным письмом, известным как Linear A.

Викторина «Британника»

Викторина «Любитель истории»

Около 1580 г. до н.э. минойская культура и влияние начали распространяться на материковую Грецию, где она получила дальнейшее развитие и возникла как культура, известная как микенская. Микенцы, в свою очередь, установили контроль над Кноссом где-то в 15 веке до н. э.; линейное письмо А было заменено другим письмом, линейным письмом В, которое идентично тому, что использовалось в Микенах, и обычно считается прототипом греческого. Подробные административные записи линейного письма B, найденные в Кноссе, указывают на то, что в то время микенские правители города контролировали большую часть центрального и западного Крита.

Примерно через некоторое время после 1400 г. до н. э. то, что Эванс назвал «Последним дворцом» Кносса, было уничтожено пожаром неизвестного происхождения, и пожары уничтожили многие другие критские поселения того времени. Отныне Кносс превратился в простой город, а политический центр Эгейского мира сместился в Микены на материковой части Греции. Кносс продолжал быть заселенным в последующие века, хотя и в гораздо меньших масштабах.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Кносс: дворец минойцев

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Северный вход в Кносский дворец на греческом острове Крит.
(Изображение предоставлено: Андрей Некрасов | Шаттерсток)

Кносский дворец расположен к югу от современного Ираклиона, недалеко от северного побережья Крита. Построенный цивилизацией, которую мы называем минойцами, он занимает площадь около 150 000 квадратных футов (14 000 квадратных метров), размером более двух футбольных полей, и в древности был окружен городом. Это место стало известно в начале 20-го века, когда оно было раскопано и восстановлено группой под руководством британского археолога Артура Эванса.

Когда дворец был впервые построен, «это, должно быть, было замечательное зрелище, совсем не похожее ни на что, виденное на Крите раньше», — пишет Дж. Лесли Фиттон в своей книге «Минойцы (народы прошлого) » Пресса Британского музея, 2002). Она отмечает, что хотя другие поселения на Крите в это время построили собственные дворцы, ни одно из них не было таким большим, как Кносс. «Возможно, Кносс начинался как «первый среди равных», и отношения между могущественными группами, построившими дворцы, могли быть не совсем дружескими». Положение Кносса не было случайным, и Фиттон отмечает, что он совпадает со святилищем, расположенным на горе Юктас на юге.

Загадки и разрушения

Несмотря на то, что дворец был раскопан столетие назад, до сих пор у исследователей остается много вопросов о дворце и людях, которые в нем жили.

Например, хронология дворца является предметом научных дискуссий. Строительство дворца, по-видимому, началось примерно в 1950 году до нашей эры, хотя, возможно, ему предшествовали постройки. Этот «первый дворец» (как его иногда называют) был поврежден (вероятно, землетрясением) около 1700 г. до н.э. и второй дворец был построен поверх него. Однако недавно ученые поставили под сомнение, насколько сильно этот «первый дворец» был поврежден, пишут исследователи Колин Макдональд и Карл Кнаппетт в главе книги «Интермеццо: промежуточное звено и возрождение в средневековом минойском III дворцовом Крите» . (Британская школа в Афинах, 2013 г.). Документы, опубликованные в их книге, предполагают, что вместо «первого» и «второго» дворцов было несколько фаз обновления и изменений, которые произошли на протяжении столетий.

Кносский дворец (Knosós) находится недалеко от современного города Ираклион (Ираклион) на острове Крит. (Изображение предоставлено CIA World Factbook)

Настоящие имена людей, живших во дворце, неизвестны. Минойская система письма не расшифрована, а название «минойцы» происходит от Артура Эванса, который считал, что нашел дворец «царя Миноса», мифического критского царя, который предположительно построил на Крите великий лабиринт. Сегодня археологи знают, что царь Минос, скорее всего, не строил этот дворец.

Исследователям известно, что за свою историю дворец пострадал от нескольких бедствий. Дворец, вероятно, был разрушен около 1600 г. до н.э., когда извержение вулкана на Тере вызвало цунами, обрушившееся на некоторые районы Крита. Около 1450 г. до н. э. на дворец обрушилась еще одна катастрофа (в той или иной форме), когда были разрушены поселения на Крите и люди, которых современные ученые называют «микенцами», заняли Кносс. Окончательное разрушение дворца, вероятно, произошло где-то до 1300 г. до н.э.

Первый дворец 

Хотя остатки «первого дворца» в основном находятся в процессе более поздних реконструкций дворца, археологи смогли составить приблизительную картину того, как он выглядел в древности.

Первый дворец был построен вокруг центрального двора и содержал многочисленные складские помещения, включая магазины на западе и северо-востоке. На северо-западной стороне центрального двора находилась комната, которую исследователи называют «ранней крепостью», а рядом с ней еще одна секция, именуемая «зоной посвящения».

Зона инициации содержит «лустральный бассейн», который состоит из квадратного резервуара, утопленного в землю, с лестницей, спускающейся с двух сторон, пишут Арнольд Лоуренс и Ричард Томлинсон в своей книге «Греческая архитектура» (Издательство Йельского университета, 1996). Они отмечают, что несколько таких бассейнов были построены во дворце. «Из-за отсутствия какого-либо лучшего объяснения первоначальное использование предполагается религиозным, в связи с каким-то ритуалом помазания, но не было бы никаких недостатков в использовании тазика в качестве душа, если бы вода вытиралась быстро».

Стены первого дворца были массивнее тех, что были построены позже. «В целом строение более раннего Дворца было более громоздким, массивным, чем у более позднего Дворца в общем плане и в отдельных деталях», — пишет исследователь Джон Макинрой в своей книге «Архитектура минойского Крита» . (Техасский университет Press, 2010). Он отмечает, что основания колонн и мостовая были сделаны из камней разного цвета.

Развитие дворца совпало с появлением еще не расшифрованной минойской письменности.

Также в этот ранний период различные регионы Крита сохраняли свой особый стиль гончарного дела и материальной культуры, что свидетельствует о том, что остров не был единым.

Более поздняя постройка

«Первый дворец», вероятно, пострадал в некоторой степени, вероятно, в результате землетрясений около 1700 г. до н.э. и претерпел серию реконструкций, в результате которых появилось то, что некоторые исследователи называют «вторым дворцом».

«Во втором дворце большая часть монументальной массы более раннего здания будет облегчена за счет структурных инноваций и замысловатых деталей, а вкус к цветному камню будет частично заменен репрезентативной настенной росписью», — пишет Макинрой.

Опять же, значительная часть дворца использовалась под склады, включая западную секцию, предназначенную для хранения оружия. В этот период стили керамики и материальная культура Кносса использовались по всему острову, что указывало на то, что люди признавали гегемонию или, по крайней мере, влияние этого места.

Дворец в этот период имел четыре входа, по одному с каждого направления, и королевскую дорогу, идущую к северу от дворца. Макинрой отмечает, что южный вход предлагал особенно величественное прибытие, ведя посетителя через узкий коридор, украшенный фреской, изображающей процессию. Их конечным пунктом назначения был центральный двор, который, возможно, использовался для религиозных церемоний. «После узких границ извилистого темного коридора широкий, блестящий Центральный двор предложил внезапное расширение и освобождение», — пишет Макинрой.

Действительно, это вход, похожий на вход в лабиринт, ключевая идея греческой литературы (встречается в таких рассказах, как «Тезей и Минотавр») и то, о чем думал Артур Эванс, когда интерпретировал это место. Он думал, что обнаружил дворец мифического критского царя Миноса, который по легенде держал Минотавра в лабиринте, требуя, чтобы город Афины кормил его юношами и девушками.

Этот центральный двор обеспечивал доступ к нескольким областям, включая тронный зал, центральное дворцовое святилище и жилой квартал, в котором, возможно, располагались королевские апартаменты. «Тронный зал» дворца, как назвал его Эванс, имеет гипсовые скамьи с трех сторон, раковину в центре и большое кресло, которое Эванс интерпретировал как трон. Этот «трон» окружен реконструированной фреской с изображением грифона. Археологи спорят о том, сидел ли настоящий король или королева в тронном зале.

К югу от тронного зала находится область, которую исследователи называют Центральным дворцовым святилищем. Макинрой отмечает, что Эванс реконструировал небольшую трехчастную святыню, а за ней находится область, которую многие ученые считают «религиозным сердцем Дворца», где находятся храмовые хранилища. Они были «найдены заполненными глиняной посудой и рядом замечательных предметов, таких как знаменитые фаянсовые [керамические] богини-змеи, которые сейчас находятся в музее Ираклиона».

На юго-восточной стороне центрального двора находится район, называемый жилым кварталом. Вход через то, что иногда называют «парадной лестницей», его комнаты, возможно, служили королевскими апартаментами, использовавшимися для проживания правителей дворца.

Он содержит «зал колоннад», окружающий световой колодец. К югу находится район, известный как «Зал двойных топоров», который «получил свое название от знаков Mason’s Mark Double Axe, вырезанных на стеновых блоках из тесаного известняка», — пишут исследователи Британской школы в Афинах во время виртуального тура по Кноссу. который находится на их сайте. Макинрой отмечает, что этот зал получал свет с трех направлений и имел перегородки, что позволяло обитателям дворца определять, сколько света попадало в любой момент времени.

Другой ключевой особенностью жилых кварталов является район, который Эванс назвал «мегароном королевы». В нем есть реконструированная фреска с изображением голубых дельфинов, плавающих над дверным проемом. Макинрой отмечает, что у него есть два световых колодца вместе с перегородками. Его особенности включают возможную ванну, складские помещения и туалет. «Я предполагаю, что она служила спальней», — пишет он. Хотя в Кноссе могли произойти некоторые разрушения, связанные с извержением Теры около 1600 г. до н.э., извержение, вызвавшее цунами, обрушившееся на некоторые районы Крита, оно не привело к разрушению дворца — , что произошли несколько столетий спустя.

Мегарон королевы в Кносском дворце украшен реконструированной фреской, изображающей голубых дельфинов, плавающих над дверным проемом. (Изображение предоставлено: http://www.shutterstock.com/gallery-73407p1.html»>Karel Gallas Shutterstock )

Конец Кносса

Около 1450 г. до н.э. на Крит обрушился катаклизм. Фиттон отмечает, что все дворцы на острове, за исключением Кносского, были разрушены. Что именно произошло, является предметом споров. Одна из версий состоит в том, что на остров обрушилась серия стихийных бедствий, таких как землетрясения. Другая идея заключается в том, что Крит был захвачен народом, называемым микенцами, который, как известно исследователям, заселил Кносс. Микенцы были грекоязычным народом, который, по-видимому, переселился на Крит с материка. Они писали на языке, который мы называем «линейным письмом Б», и тысячи глиняных табличек с надписями с письменами, обожженные в огне, были найдены в Кноссе. 

«Несколько частей дворца, в основном верхний этаж, были задействованы в ведении административного учета», — пишет Макинрой, добавляя, что они указывают на то, что Кносс был центром экономической деятельности на острове в то время.

Недавние исследования этих табличек дают представление о жизни женщин, живших в Кноссе, контролируемом микенцами. Например, таблички показывают, что «кносские женщины засвидетельствованы как владельцы своей земли и записаны способами, совершенно аналогичными [сопоставимыми] с мужчинами-землевладельцами», — пишет Барбара Олсен, профессор колледжа Вассар в Покипси, штат Нью-Йорк, в ее книга «Женщины в микенской Греции, таблички с линейным письмом Б из Пилоса и Кносса (открывается в новой вкладке)» (Routledge, 2014).

«Более того, земля была не единственной собственностью женщин в Кноссе микенской эпохи. Также было засвидетельствовано, что у различных женщин было огромное количество продуктов питания, рабов, необработанных и готовых текстильных изделий, а также предметов роскоши, таких как золото и бронза. сосуды», — написала Олсен в своей книге.

Макинрой также отмечает, что микенцы приступили к реализации программы по восстановлению частей дворца и созданию новых фресок. Он пишет, что по сравнению с более ранними фресками диапазон мотивов «удивительно узок». «Нет причудливых сцен природы с экзотическими животными или сцен с модными женщинами, радостно участвующими в церемониях на открытом воздухе. Вместо этого программа фресок была сокращена до нескольких самых необходимых элементов. [украшений]», — пишет он.

Кносс, похоже, был разрушен где-то до 1300 г. до н.э., по-видимому, в результате пожара. Микенцы увидят, как их цивилизация рухнет около 1200 г. до н.э. как серия миграций населения, возможно, вызванных экологическими проблемами, прокатилась по Европе и Ближнему Востоку. В период после этого крушения жители Крита ушли в горы, живя в возвышенных поселениях в надежде пережить бедствие, постигшее древний мир.

Спорная реставрация

Реставрационные работы, проведенные Эвансом столетие назад, были масштабными и противоречивыми. Некоторые археологи считают, что в своих реставрационных работах он выдумал некоторые детали, которых не было в древности. Также некоторые из методов, которые он использовал, нанесли ущерб дворцу, который реставраторы все еще пытаются устранить.

Например, «исключительной чертой архитектуры минойских дворцов Кносса на Крите является уникальный свет, отражающийся от поверхностей. Это связано с широким использованием минерального гипса (селенита), происходящего из местного карьера», пишет группа реставраторов в статье, опубликованной в приложении к журналу Studies in Conservation.

Эванс, однако, использовал цемент в своих реставрационных работах, покрывая им селенитовые стены, метод реставрации, который устранял отражение света и создавал риск дальнейшего повреждения.

«Широкое использование этого нетрадиционного реставрационного материала ставит под угрозу внешний вид памятников в Кноссе, а также ставит под угрозу долговечность селенитовых поверхностей в основном из-за различных механических свойств», — написали реставраторы в своей статье. Недавно для удаления этого цемента была использована лазерная очистка — метод, который, как надеются ученые, восстановит часть утраченного света дворца.