Иркутск декабристы: из политических преступников – в просветители

из политических преступников – в просветители

Первые ссыльные появились в Сибири в начале 17 века – с началом правления династии Романовых. Правительство рассчитало все точно: самый простой способ – отослать неблагонадежных граждан куда подальше от столиц. Дикая, далекая, ледяная Сибирь стала местом вечного поселения и упокоения многих сотен тысяч людей, неугодных власти.

И потянулись через всю огромную страну этапы, по которым брели кандальники: крестьяне, солдаты, проворовавшиеся чиновники, казнокрады и воры помельче, неугодные всех мастей… Власть преследовала здесь несколько задач. С одной стороны, убирала преступников из центральных районов страны, а с другой – заселяла новые земли. Это был цинично дешевый и доступный способ.

Но главный тюремный контингент составляли, прежде всего, политические ссыльные. Кстати, одним из первых политических ссыльных стал… колокол. 15 мая 1591 года в Угличе был убит царевич Дмитрий. Начался бунт, который был подавлен. Оставшихся в живых возмутителей спокойствия сослали в Сибирь. И вместе с ними – колокол, в который били в набат, созывая народ на восстание. Колоколу отсекли «ухо» и сделали на нем позорную надпись: «Сей колокол, в который били в набат при убиении царевича Дмитрия, в 1593 году прислан из города Углича в Сибирь, в ссылку…»

Иркутск не избежал участи других сибирских городов – стал одним из центров ссылки. Интересный сибирский факт. Уже в XIX веке крестьяне, ставя избы, не забывали прорубать в той стене, что смотрела на север, небольшую отдушину, которую в народе называли «бродяжкино окошко». В нем обычно оставляли табак или сухари для беглых каторжан.

 

Первые четырнадцать декабристов

В начале 19 века Сибирь приняла главных политических ссыльных в российской истории – декабристов. Первые четырнадцать декабристов были отправлены по этапу в Иркутск в ночь на 21 и 23 июля 1826 года. До Иркутска из Петропавловской крепости Петербурга они добирались 37 дней. Причем почти весь путь им пришлось проделать, не снимая кандалов.

И. Заикин, А. Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский, А. Якубович, С. Трубецкой, С. Волконский, братья Андрей и Петр Борисовы, А. Веденяпин, С. Краснокутский, Н. Чижов, В. Голицын, М. Назимов – вот имена первых декабристов, прибывших в начале осени в иркутскую ссылку.

 

Их прибытие держалось в строжайшем секрете. Тем не менее к встрече декабристов в Иркутске готовились заранее, и не только городские власти. О прибытии «политических» прознали представители филиала томской масонской ложи, которая существовала в Иркутске. Потому иркутские масоны с нетерпением ждали первую партию ссыльных и сделали все, чтобы к их прибытию у Московских ворот собралась приличная толпа. Иркутяне, несмотря на строжайший запрет и секретность, пришли поглазеть на участников восстания на Сенатской площади.

Первые встречи иркутян с декабристами были короткими: почти сразу государственных преступников выслали дальше, на каторгу. Часть из них была отправлена на солеваренный завод в Усолье-Сибирское, часть – на Александровский и Николаевский винокуренные заводы. Сибиряки к декабристам отнеслись с определенной симпатией. Известный факт, что Е. Оболенский и А. Якубович, отправленные в Усолье, вместо тяжелой работы в цехах, где вываривали соль, получили работу дровосеков.

Впрочем, подобное послабление быстро закончилось. Заместитель генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Горлов за допущенные послабления к государственным преступникам по указанию императора был предан суду, а декабристов уже в октябре 1826 года перевели на Нерчинскую каторгу. Там с ними уже не церемонились. Дворянам и интеллигентам пришлось работать на Благодатском руднике в тяжёлых условиях.

И только когда в Нерчинск прибыли первые декабристские жены – Е. Трубецкая и М. Волконская – политические ​ссыльные начали получать официальные послабления. Подвиг же самих декабристских жен был воспет Николаем Некрасовым в поэме «Русские женщины».

На поселении

Когда каторга сменилась для декабристов поселением, начались их более тесные контакты с иркутянами. При том, что жизнь на поселении определялась многочисленными инструкциями. Им запрещалось отлучаться из мест поселения без разрешения начальства далее, чем на 30 верст. Вся переписка с родственниками должна была вестись через канцелярию генерал-губернатора. Занятия промыслами были строго регламентированы: государство зорко следило, чтобы декабристы не обрели финансовую независимость. За редким исключением декабристам запрещалось вступать в государственную службу, а также заниматься общественно-значимыми видами деятельности, например, педагогикой. Что не мешало многим ссыльным обучать грамоте местное население, а властям – закрывать на это глаза.

Многие декабристы в ссылке собирали материалы по истории Сибири, изучали народный быт. Ещё в Чите на средства жён декабристов была устроена небольшая больница, которой пользовались не только ссыльные, но и местные жители. Большинство декабристов разделяли мнение Лунина, который в одной из своих статей писал: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».

Иркутские декабристы

Иркутская колония декабристов была одной из самых больших. К Иркутску остались «приписаны» Лунин, Волконский, Трубецкой, Муханов, Поджио, Анненков, Вольф, Юшневский, Якубович, Раевский, Штейнгель и другие. Хотя до 1845 года большинство из них бывали в столице Иркутской губернии лишь наездами, обосновавшись в пригородных селах.

Первым настоящим иркутянином-декабристом стал Муравьев. Приговоренный к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, сначала он был назначен городничим в Верхнеудинске, а в 1828 году переведен в Иркутск. Под руководством Муравьева центр города был благоустроен: положены тесовые тротуары, на набережной Ангары стали устраиваться народные гуляния в экипажах. Полиция, которую возглавлял ссыльный городничий, сумела так поддерживать порядок в городе, что ее не раз хвалили в жандармских донесениях. Дом декабриста Муравьева на Спасской площади стал одним из центров культурной жизни Иркутска. Здесь проводились музыкальные и поэтические вечера, лекции, творческие встречи.

Декабрист Раевский не только открыл в селе Олонки школу для детей и взрослых, но на свои деньги пригласил учителя и выписал учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе Иркутска для занятий девочек из Сиропитательного дома Медведниковой. Учительствовали также Борисов, Юшневский и Поджио.

В 1836 году по представлению генерал-губернатора Броневского «ввиду недостатка в крае медицинских чиновников» была разрешена врачебная практика Вольфу. Доверие к ссыльному доктору было столь велико, что к его услугам прибегали и влиятельные иркутяне – богатые купцы, чиновники и даже губернатор. Оказывал медицинскую помощь нуждающимся и Муравьев: бывший гусарский полковник оказался «успешливым зубодером». А Мария Волконская и Екатерина Трубецкая почти с каждой посылкой получали лекарства для раздачи больным односельчанам.

Большое влияние оказали «государственные преступники» и на развитие культуры в Сибири. Именно с появлением здесь этих высокообразованных людей у сибирской молодежи появилась «тяга к учебе» и «стремление в университеты». Вошли в моду чтение, подписка на газеты и журналы, устройство литературных и музыкальных вечеров, посещение театра. В доме Волконских репетировали и ставили спектакли. С открытием в Иркутске театра его постоянными зрителями стали семьи Трубецких и Волконских.

Сегодня дома Трубецких и Волконских – действующие музеи, экспозиции которых рассказывают не только о быте декабристов, но и об их вкладе в культурную жизнь Иркутска. Один из учеников декабристов, замечательный врач и журналист Н. Белоголовый писал: «Зимой в доме Волконских жилось шумно и открыто, и всякий, принадлежавший к иркутскому обществу, почитал за честь бывать в нем».

Политическая ссылка, одним из центров которой стал Иркутск, сыграла в жизни сибиряков огромную положительную роль. Декабристы были высокообразованными, культурными людьми, известными не только в России, но и в Европе. Именно они принесли сибирякам в целом и иркутянам в частности не столько культуру и науку, сколько интеллигентный просвещенный взгляд на мир и общество.  

Прошло тридцать лет…

3а тридцать лет сибирской ссылки декабристы не могли не сродниться с вынужденной новой родиной. Покидая ее, многие из них кланялись Сибири «в благодарность за ее хлеб-соль и гостеприимство».

Прощение царя вызывало у декабристов двойственное чувство: с одной стороны, им хотелось вернуться, а с другой – налаженный за тридцать лет быт давал больше уверенности и надежности, чем столичная неизвестность. Кроме того, декабристов, которые стали к тому времени уже стариками, возмущало недоверие Александра II, отдававшего бывших ссыльных под надзор полиции.

Александр II позаботился об эффектном представлении своей «милости» – доставить Манифест об амнистии в Иркутск было поручено сыну декабриста Михаилу Волконскому. При этом он ясно дал понять, что декабристы по-прежнему в глазах власти остаются преступниками. И милосердие проявлено лишь к их старости.

Как бы то ни было, иркутяне остались благодарны декабристам и тому вкладу, который те привнесли в общественную жизнь Сибири.

Декабристы в Иркутской губернии // Гольдфарб С.И. «Иркутск…» | ИРКИПЕДИЯ

Первые ссыльные в Иркутской губернии появились в начале правления династии Романовых. В 1618-1619 годах в Иркутскую губернию были сосланы 22 русских человека, оказавшихся в плену у литовцев. В 1826 году прибыли в Иркутск первые декабристы: И. Заикин, А. Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский, А. Якубович, С. П. Трубецкой, С. Г. Волконский, Андрей и Петр Борисовы, А. Веденяпин, С. Кранокутский, Н. Чижов, В. Голицын, М. Назимов.

Сибирь как место ссылки

У царской власти в России всегда было много противников. Династические перевороты, заговоры, временщики и фавориты не подрывали устоев самодержавия. Другое дело «политики», те, что хотели изменить строй, свергнуть монархию. Подальше их, вон из больших городов. Куда? Конечно, в далекую малонаселенную и холодную Сибирь. На каторгу, в ссылку, на вечное поселение.

И потянулись порознь и партиями ссыльные: крестьяне и стрельцы, чиновники и аристократы, политические и государственные деятели — враги Романовых.

Ссылка становится орудием репрессий царизма. А самыми первыми политическими ссыльными были жители Углича… И сразу встает перед глазами картина убиения царевича Дмитрия 15 мая 1591 года. Пошли слухи, что это дело рук Бориса Годунова. В гневе угличане бросились громить Приказную избу, расправляться с государевыми людьми. Гудит над древним Угличем колокольный набат, словно призывает отмстить за смерть малолетнего чада… Сослали угличан возмутителей, сослали и звонкоголосый колокол весом 19 пудов 20 фунтов. В наказание за призыв к бунту отсекли ему ухо и сделали надпись: «Сей колокол, в который били в набат при убиении царевича Дмитрия, в 1593 году прислан из города Углича в Сибирь, в ссылку…»

Ссыльных с каждым годом становилось все больше и больше. С одной стороны, это удаление преступников из центральных районов страны, а с другой — способ заселять новые земли. Ничего лучше «лучшие умы» России придумать не смогли.

В 1618-1619 годах привезли в Сибирь 22 русских, бывших в плену у литовцев, в 1634 – 14 шляхтичей, через год 140 «иноземцев», за бунт ушли в ссылку астраханские стрельцы. В 1711 году появились пленные шведы.

С каждым годом ссылка в Сибирь обрастает государственными указами, законами и разъяснениями: кого ссылать, за что и как.

Вот он, указ 1729 года «Об отсылке бродяг и беглых в солдаты или в ссылку в Сибирь» и указ 1760 года «О приеме в Сибирь на поселение от помещиков дворовых, синодальных, монастырских, купеческих и государственных крестьян…» И еще пять указов были изданы один за другим в течение полутораста лет начиная с 1761 года.

Иркутск не избежал участи других сибирских городов. В разное время проходили по его улицам ссыльные, находили приют «невольные изгнанники».

Любопытная деталь. Позднее, в XIX веке крестьяне и посадские, ставя избы, не забывали прорубать в той стене, что смотрела на север, небольшую отдушинку. В народе ее называли «бродяжкино окошко». Кто табачку оставит, кто сухарей… Беглые ссыльные или каторжные всегда находили для себя нехитрый припасец.

Ссылка была возведена в ранг политики и стала широко применяться против политических противников самодержавия и внутренних группировок в самом правящем лагере. Так, в иркутском Знаменском монастыре томилась Анна, дочь А.П. Волынского, крупного государственного деятеля, выступившего против Бирона и его сторонников. А. П. Волынский был сослан в Сибирь со всей семьей.

В 1734 году иркутский вице-губернатор разрешил бывать в городе другому опальному – графу Де Санти, бывшему обер-церемонийместеру императорского двора. В Сибирь графа спровадил Меньшиков. Злая судьба – могущественный князь, опекун малолетнего самодержца и сам не избежал участи изгнанника. Он оказался в Сибири почти в одно время с Санти.

Влияние декабристов на историю Иркутской губернии

В 1799 году в Иркутске был основан ремесленный дом и суконная мануфактура при нем, где работали исключительно ссыльные. Число их доходило до 365 человек.

Царизм, превращая край в место каторги и ссылки, мало заботился о своих жертвах. Тысячи погибали, не выдержав всех тягот и лишений долгого пути, сибирского климата, разительных перемен. Не случайно вопросам ссылки и каторги было отведено значительное внимание при разработке реформы Сперанского. Были составлены так называемые уставы о ссылке и этапах. Увы, все проекты автора уставов Г. С. Батенькова остались на бумаге. В конечном итоге удалось утвердить лишь 61 этап, на каждом из которых ставилась тюрьма. В них осужденные «отдыхали» между переходами.

Отказываясь прекратить штрафную колонизацию края, царизм пытался убедить общество, что для Сибири ссылка чуть ли не благо, что ссыльные — это как раз тот элемент, который должен осваивать дикие просторы, где не ступала еще нога человека.

Точных сведений о количестве сосланных в наш край нет. Называются разные цифры. К примеру, за 1807-1860 годы — чуть меньше трехсот тысяч человек. Сама по себе численность значительная. Но сколько ссыльных действительно дошло до Сибири, сказать трудно.

И вовсе не опальные, а вольные переселенцы, спасающиеся от крепостного гнета, эксплуатации помещиков, — истинные пионеры освоения сибирских просторов.

Практически с самого начала своего существования ссылка в Сибирь разделилась на политическую и уголовную. «Черные валеты», как стали называть последних местные жители, были настоящим бедствием для крестьян и горожан. Воры, мошенники, растратчики и всякого рода авантюристы, они, выйдя на поселение, почти всегда возвращались к своей прежней деятельности. Нередко собирались в шайки и занимались грабежами и убийствами.

Политическая ссылка, одним из центров которой стал Иркутск, сыграла выдающуюся роль в развитии сибирского общества. Ведь представители ее были, как правило, высокообразованные люди, известные в России и за ее пределами. Они несли в край культуру и науку, заводили прекрасные библиотеки, основывали музеи, школы и т. п.

Первые декабристы в Иркутске

Особая честь — декабристам. Известны точные даты: 25, 27, 29 августа 1826 года. В эти три дня прибыли в Иркутск первые декабристы: И. Заикин, А. Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский, А. Якубович, С. П. Трубецкой, С. Г. Волконский, Андрей и Петр Борисовы, А. Веденяпин, С. Кранокутский, Н. Чижов, В. Голицын, М. Назимов. И хотя все связанное с «государственными преступниками» держалось в строжайшем секрете и служило своего рода мерилом преданности монарху Николаю I, к встрече их в Иркутске готовились заранее, и не только городские власти. Дело в том, что в губернском городе существовал филиал томской масонской ложи, созданной в свое время Г. С. Батеньковым. Членами этой организации состояли председатель губернского правления Горлов, учитель гимназии Жульяни, чиновник Здор, купец Кузнецов. Нет потому и ничего удивительного в том, что весть о прибытии участников восстания на Сенатской площади мгновенно облетела Иркутск. В день приезда декабристов к Московским воротам собрались горожане. Да, именно у Московских ворот, построенных в честь одного из Романовых, происходила эта памятная встреча с теми, кто поднялся не только против одного из самодержцев, но и против векового строя.

Прошло почти девять месяцев со дня восстания. До Иркутска дошли только слухи, только эхо. Но их оказалось достаточно, чтобы вызвать интерес, сочувствие, симпатии.

Волнуются иркутяне — как пройдет встреча; волнуются власти — такого числа политических ссыльных, личных врагов императора, охранять не приходилось. Да и ссыльные не какие-нибудь разночинцы да мещане — знатнейшие фамилии России. Многие их родственники у кормила той же власти, что вершит суд в государстве. Тут было над чем задуматься.

Известно, как проходила встреча у Московских ворот, как приветствовали иркутяне декабристов. Но первое мгновение, каким было оно?

Вот причалил к пристани плашкоут, съехали на землю повозки, в которых следовали декабристы. Сопровождавшие их фельдъегери, бряцая оружием, быстро погнали коней во двор председателя губернского правления. А вслед неслись восклицания и выкрики, из которых нетрудно было догадаться, что все это — знаки одобрения и поддержки декабристов.

Первые встречи иркутян с декабристами были короткими. Очень скоро «государственных преступников» отправили дальше, к месту каторжных работ. Лишь с выходом их на поселение начинаются тесные контакты с иркутянами. Кстати сказать, иркутская колония декабристов была одной из самых больших. Мы видим здесь Лунина и Волконского, Трубецкого и Муханова, Поджио, Анненкова, Вольфа и Юшневского, Якубовича и Раевского, Штейнгеля и других.

До 1845 года большинство из декабристов бывали в Иркутске лишь наездами. Постепенно в городе обосновываются семьи Трубецкого и Волконского. Здесь прекрасные библиотеки – в литературных беседах, разговорах об искусстве участвовали многие иркутяне. «Зимой, — пишет в своих воспоминаниях бывший ученик декабристов Н. А. Белоголовый, замечательный врач, журналист, друг Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Герцена, — в доме Волконских жилось шумно и открыто, и всякий, принадлежавший к иркутскому обществу, почитал за честь бывать в нем».

Декабристы ставили домашние спектакли, в их домах шли дискуссии на самые злободневные темы российской жизни. Они давали уроки по различным предметам, щедро делились знаниями, приобретенными в лучших учебных заведениях России.

Заговоры против декабристов

А в это время против декабристов плелись сети настоящего заговора, последствия которого трудно было предугадать. В заговор оказались втянутыми высшие правительственные чиновники и даже сам император, до конца дней своих панически боявшийся даже воспоминаний о дне 14 декабря 1825 года.

В центре событий находился известный авантюрист, сын бывшего содержателя Московского театра Роман Медокс.

Похождения Романа Медокса начались в трагические для России дни войны 1812 года. «В те дни, как Россия зрев пламенем объятую Москву, мечтала снова пасть рабою перед другим Батыем, я, 17 лет от роду, в пылу юности рвался на ее защиту, быв корнетом по кавалерии… Когда Москва, моя родина, обратилась в груды пепла и ее окрестности усеялись смердящими трупами людей, во мне родилось какое-то презрение к жизни и смерти… Объятый хаосом отважнейших предприятий, кои одобрил сам монарх, вызвав подражателей Пожарскому, Палицыну и Минину, я, без малейшей мысли самосохранения, вздумал составить конное и пешее ополчение… и с ними идти на поля брани».

Этим же высоким «штилем» составляет Роман Медокс инструкцию от имени военного министра и объявляется с ней на Кавказе.

А там как будто ждут с нетерпением авантюриста. Верят и Медоксу, и его липовой инструкции. Ополчение? Благородное дело. Генералы и чиновники не только доверились юнцу, но и усердствуют в сборе денег. В Петербург же летит верноподданническая реляция. Там — в недоумении и ужасе. Никто понятия не имеет, что происходит на Кавказе.

Кончилось все печально. Роман Медокс угодил в Шлиссельбургскую крепость. Здесь он и встретился с декабристами. Собрат по несчастью, узник одиночки. Словом, доверие было полнейшее. Похоже, что именно с этого момента начинается история провокации Медокса против декабристов.

Осенью 1829 года он неожиданно появляется в Иркутске. Бывает в доме декабриста А.Н. Муравьева, встречается с другими членами тайного общества, влюбляется (или разыгрывает сильные чувства?) в Варвару Шаховскую, невесту декабриста Муханова.

А через три года между Иркутском и Петербургом завязывается строго секретная переписка о новом заговоре декабристов. В тайные планы государственных преступников проник все тот же Роман Медокс!

3 сентября летит из Иркутска письмо авантюриста к могущественнейшему графу Бенкендорфу:

«По сделанному мне вопросу о сношениях государственных преступников Петровского завода, я сродни сильной борьбы чувств, при невозможном отвращении от доносов, наконец, вынужден священнейшим долгом писать вашему превосходительству, как для открытия тайны, могущей иметь чрезвычайные последствия, так и для совершенного отклонения от себя подозрений в деле, которое мне кажется гнусно, паче всякого доноса, — гнусно тем более, что после четырнадцатилетнего ужасного заточения в Шлиссельбурге, освобожденный милосердием государя, обязан его величеству жизнью. ..

…Скажу искренне, в последнее время моего заключения (1826 и 1827 годы) я невольно познакомился с многими государственными преступниками, особенно Юшневским, Пущиным и Н. Бестужевым в Шлиссельбурге, с Фонвизиным (М. А.) и Нарышкиным (М. М.) в Петербурге; с тех пор при всяком случае мы взаимно пересылаемся поклонами, чрез что самое и познакомился я с посредниками сношений петровских арестантов. К тому же мое имя сделалось известным 14-летним томлением в крепости… Меня считают естественным врагом власти, а я, напротив, чувствую себя виновным, обязан за освобождение беспредельнейшею благодарностью, о которой судить может лишь тот, кто, подобно мне, быв долго узником, в сыром и темном углу, вдруг велением царя очутился под светлым сводом неба, средь роскошной природы…»

Любовь и преданность царю и отечеству как будто Медоксом доказана. Каждая строчка письма говорит о покаянии, о желании быть полезным власти. Бенкендорф, старый, прожженный царедворец, между двух огней. Он до конца все-таки не может поверить авантюристу, но и закрывать глаза на известия Медокса не решается. А тут еще новый донос авантюриста с приложением письма Юшневского:

«(Медоксу) Нестор (Юшневский). В полной надежде, что воспоминания, как мы взаимно друг для друга составляли целый мир, вы не можете сомневаться не только в моем совершеннейшем доверии к вам, но и самой сердечной привязанности, я объясняюсь без обиняков и скажу просто, что ваше письмо, столь же странное, как и любезное, привело меня в весьма затруднительное положение. Будучи (?) я не могу приобщать вас (Союзу Великого Дела), ниже вступить с вами в малейшее сношение без воли (Думы), о существовании которой можно сознаться лишь пред (членом 4-й степени). (Основные заповеди) чрезвычайно строги. По всем другим рассуждениям нет ни малейшей причины таиться от вас, тем более что вам уже известно столь многое. Если бы вы уведомили, каким образом вам известно, то, может быть, мы могли бы исполнить ваше похвальное желание, здесь единогласно всеми принятое. К сожалению, мы связаны; при всевозможной внятности и точности определений исключения не допущаются. Впрочем, тут теряет лишь дело, вы совершенно ничего…»

Медокс убеждает Бенкендорфа, что нити заговора тянутся в Москву, Одессу, а значит, ему необходимо быть там.

События развиваются молниеносно. В подробности заговора уже посвящен Николай I, он даже как будто рад. Его подозрения и неверие в то, что декабристы забыли тайные планы, полностью подтвердились. А раскрытие нового заговора оправдает его в глазах Европы.

Курсируют секретные агенты, длительные вояжи совершает и сам Медокс. Без малого четыре года вел он игру. В один же прекрасный день огромная пирамида «заговора», мастерски воздвигнутая авантюристом, рухнула. Абсолютно все было выдумкой. Царская охранка села в лужу. Медокс вернулся… в крепость, где и провел остаток жизни…

Вслед за декабристами прибыли в Сибирь поляки, петрашевцы, участники героического «хождения в народ», народовольцы, социал-демократы, большевики. Сибирь становится центром массовой политической ссылки и каторги.

Литература

  1. Гольдфарб С.И. Иркутск, Иркутск… Рассказы из истории старого города. — Иркутск: Комсомольская правда — Байкал, 2007.

Ссылки

  1. Восстание декабристов, программные документы

  2. Грибоедов и декабристы

  3. Краткое содержание (синопсис) оперы Шапорина «Декабристы» на сайте «100 опер»

  4. Серова М.И. Декабристы Муравьевы: Монография

WWW Иркутск: Декабристы в Иркутске

WWW Иркутск: Декабристы в Иркутске

14 декабря 1825 года поручик Панов и другие руководители
восставшие (в основном высокопоставленные офицеры) двинули вооруженные отряды на Сенатскую площадь
в Санкт-Петербурге, чтобы заставить Сенат подписать манифест
свержение самодержавия, отмена крепостного права, проведение демократических реформ,
и т.д. Однако восстание было подавлено из-за нерешительности и колебаний
со стороны его руководителей. Пятеро были казнены. Других наказывали по-разному:
разжалован в чины и отправлен на Кавказ, место ожесточенных боев при
времени, или лишены всех прав и имений и отправлены в пожизненную ссылку
в Сибири. Среди мест, куда сослали этих ссыльных, была Иркутская губерния.

После амнистии 1856 г., объявленной при Александровской
восшествия на престол, только сорок два изгнанника вернулись домой. Те, кто
им по-прежнему запрещалось жить в двух столицах, Санкт-Петербурге
и Москва.

Первые декабристы прибыли в Иркутск летом 1826 года. Из Иркутска они
были сосланы в другие места по срокам их заключения: те
приговоренные к ссылке отправлялись в отдаленные, малонаселенные районы Восточной Сибири;
приговоренных к каторжным работам, к рудникам, фабрикам, тюрьмам и фортам.

Сибирский
Магистраль (до завершения строительства Транссиба)

Несмотря на все это, они сохранили свои лучшие человеческие качества, силу и
благородство духа, чистота идеалов, активное отношение к жизни.

Некоторые из них поселились под Иркутском, а затем и в самом городе. Эти высокообразованные
мужчины и женщины оказали огромное благотворное влияние на культурное, нравственное,
и политическое развитие местного общества. Их способности также были непосредственными.
практическое использование. Например, А. Юшневский, П. Борисов, А. Поджио и Е. Оболенский
учил детей математике, естествознанию, русскому, французскому языкам и музыке.
Ф. Вольф и А. Муравьева практиковали медицину среди крестьян окрестных
деревни. В. Раевский открыл школу для взрослых крестьян.


Волконский С.Г. (1788-1965)

А
особенно важную роль в жизни иркутского общества сыграл С.
Г. Волконский (1788-1865), бывший генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 г.,
и один из руководителей Южного общества декабристов. Он был депортирован в
деревне под Иркутском, где он вместе с крестьянами возделывал поля, обучая
им передовые методы ведения сельского хозяйства. Его дом в Иркутске (который он спроектировал сам),
стал крупным центром культурной жизни, подобно С. Трубецкому. Речитативы,
здесь устраивались любительские спектакли и концерты, проводились дебаты.

Петр Муханов (1799-1854)

Петр Муханов (1799-1854) штабс-капитан змайловского
Лейб-гвардии полк. Он был другом поэта Александра Пушкина и был
сам писатель, автор новелл и водевилей и переводчик французского
комедии, поставленные в России. Муханов учился в Московском университете, а затем в
Школа командиров колонн, готовившая офицеров для Генерального штаба. После
за провал восстания 14 декабря 1825 года он был приговорен к двенадцати
лет каторжных работ, которые были сокращены до восьми лет с последующей ссылкой
для жизни в Сибири.
В ответ на допрос следственной комиссии Муханов написал, что
в Московском университете он усердно изучал русскую литературу и историю,
а в Школе вождей колонны — естественные науки и математика. В тюрьме
он читал своим сокамерникам лекции по истории, демонстрируя блестящие знания
темы и великолепный стиль повествования.
После отбытия срока Петр Муханов был выслан в посёлок Братск,
отдаленный уголок Иркутской губернии. «Эта деревня, — писал он.
своей матери, «угнетал меня гораздо больше, чем когда-либо делала тюрьма.
Все девять тюрем, в которых я был, были лучше этого поселения».0003

В следующем письме он описал свое новое место жительства так:
«Это небольшой поселок на берегу Ангары, окруженный непроходимым
леса, лишенные пашни и лугов, дикая безлюдная пустыня,
самое отвратительное место. И когда генерал-губернатор сказал мне, что меня пошлют
к худшему, он говорил чистую правду, потому что я никогда не видел
место хуже Братской слободы, несмотря на то, что я ездил
по всей России»

Однако,
эта тягостная жизнь не могла сломить могучего духа декабриста. Он начал
произрастания неизвестных до сих пор в Сибири сортов ржи и пшеницы, сделанных гидрологически
изучения Ангары и построили церковь. После бесчисленных прошений его
семьи, в 1648 г. Муханову наконец разрешили переселиться в село Усть-Куда,
шестнадцать километров от Иркутска. Здесь он снова был среди друзей и читал
им рассказы и новеллы, которые он написал в тюрьме. 19 февраля, 1854 г.,
Муханов умер. Краеведы недавно обнаружили дом
где жил Муханов незадолго до смерти.

Жены и невесты некоторых декабристов приехали в Сибирь
разделить участь своих мужчин, преодолевая противодействие властей
и их родственников, теряя свои права и имущество и путешествуя
тысячи километров на санях и повозках. Среди женщин Екатерины.
Трубецкая, Александра Муравьева, Мария Волконская,
и Полина Анненкова.

Екатерина Трубецкая , графиня и жена Сергея Трубецкого, одного из
основатели и руководители Северного тайного общества.
Многие жены декабристов добровольно пошли за своими мужьями. В соответствии
законам России каторжным женам, если они того желали, разрешалось следовать
своих мужей в Сибирь. Однако для жен декабристов новый закон или,
скорее нарушение закона, было придумано. Для того, чтобы ударить декабристов
совершенно из их жизни, Церковь и Государство издали закон, согласно которому декабристов
жены считались вдовами и им разрешалось вступать в повторный брак при жизни мужа.
без официального развода. Однако Екатерина Трубецкая от этого отказалась.
предложение, и другие жены декабристов тоже. Когда они уходили в Сибирь,
они оставили свои дворянские привилегии и были понижены до статуса
жен ссыльных заключенных, с ограниченным правом проезда, корреспонденции
и собственности. Им не разрешалось брать с собой детей,
и не всегда допускались к возвращению в европейскую часть России даже после
смерть их мужей.

Но ничто не могло остановить этих отважных женщин. Екатерина Трубецкая
первым уехал в Сибирь (в июле 1826 г.).

По государственному заказу и по собственной инициативе местные
власти пытались чинить им препятствия. Николай I решил закрыть
декабристы полностью оторвались от остального мира. Переписка с
были запрещены, и очень мало информации о них дошло до их ближайших
и самый дорогой. Царь надеялся, что со временем их имена и
события, связанные с их именами, будут забыты. Однако эти планы были сорваны, т.
когда жены декабристов отправились за «благородными каторжниками», как
их называли сибирские люди. Женам нельзя запрещать
письма, и в своих письмах они смогли донести правду до своих родственников.
Местные чиновники были очень смущены присутствием этих смелых женщин.

Итак, преодолев более пяти тысяч километров, огромный
расстояния в те дни и перенося в пути немыслимые трудности,
Жены декабристов пережили еще одно испытание в Иркутске. Пришлось подписать «отказ»
позволять им встречаться с мужьями не чаще двух раз в неделю и только
в присутствии офицера, и они должны были отдать свои деньги и ценности,
лишь очень небольшая часть из которых они должны были получить обратно на расходы на проживание.

В ночь на 23 июля 1826 года Сергей Трубецкой был выслан
в составе первой партии декабристов отправили в Сибирь. И на следующем
день Екатерина Трубецкая уехала в Иркутск. Во время своего долгого путешествия она
по тайге преследовали бандиты, и ее вагон сломался на льду
реки Енисей, но ничто не могло ее остановить. В Иркутске чиновники сделали
все возможное, чтобы помешать этой смелой женщине пойти дальше. Они
продержали ее около девяти месяцев, сначала заставив подписать отказ от
бумаги, упомянутой ранее, а затем сообщил ей, что ее муж уже
другой берег Байкала, когда он был на самом деле совсем рядом, для декабристов
еще не был отправлен на работу в шахты. День за днем ​​графиня Трубецкая
терпел эти очевидные унижения и в конце концов добился разрешения уйти
для Благодатска, где была заключена первая партия декабристов. Вместе
с другой женой декабриста, Марией Волконской, догнавшей ее
по дороге она сняла домик с крошечными комнатами, в которых было так холодно, что
ночью на стенах образовывался иней и волосы промерзали до
кровать.

В 1827 г. декабристы были отправлены из Благодатска в Читу,
а через несколько лет на Петровский завод, где для них построили тюрьму.
Куда бы они ни были перемещены, их жены помогали им нести бремя тюрьмы.
жизнь.

В
1839 г. Трубецкого сослали в маленькое село Ойок, тридцать восемь километров.
из Иркутска, и Екатерина Трубецкая с тремя дочерьми и сыном,
который родился в Сибири, поехал с ним.

Несмотря на то, что их родственники посылали им большие суммы денег,
у семьи по-прежнему были финансовые проблемы. Дом, который они построили в Ойоке, стоил немалую сумму.
суммы, а также посылали крупные суммы денег в помощь своим товарищам, рассеянным
по огромной холодной территории Сибири. По воспоминаниям современников,
Дом Трубецких был открыт для всех, и его теплая атмосфера
больше всего Екатерине Трубецкой, с которой всякий чувствовал себя вольготно.

В
В 1845 г. Трубецким разрешили переехать в Иркутск, где они сняли дом.
В 1854 году начали строить деревянный особняк в стиле 18 века,
с анфилатом комнат.
К сожалению, Екатерина Трубецкая, которая так обрадовалась тому, что особняк
построена, так и не довелось там жить — она ​​скончалась 14 октября 1854 года.

 

Декабристы внесли большой вклад в изучение истории, географии,
экономика и этнография Сибири. Они также продолжали свою литературно-публицистическую деятельность.
виды деятельности. Н. Бестужев создал целую серию портретов ссыльных декабристов
и их жен и детей. Эти, как и многие другие реликвии из житий и
деятельности этих замечательных мужчин и женщин, теперь выставлены в музее
в доме С. Трубецкого.

Вспаханная декабристами сибирская земля стала для некоторых из них местом
вечного покоя. На кладбище Знаменского монастыря есть маленькие,
скромные памятники из байкальского мрамора на могилах Н. Панова, П. Муханова и
В. Бесчасный. Здесь же похоронены Екатерина Трубецкая и ее дети.

Посещение Протасьева угла (зерк.
копия на Geocities.com )


Назад на WWW Иркутск

(C) 1996, 1997, 1998, 2000, 2001, 2002 Авторское право. Все права принадлежат «Бизнес
Нетто — Иркутск»
вебмастер Федор Бабанин
([email protected])
14.05.2002 12:12

русских декабристов и их жен| Достопримечательности Иркутска

https://pikabu.ru/story/dekabristyi_i_nizhnie_chinyi_5585005

Император России Александр I умер

Не успели люди выкрикнуть «король умер, да здравствует король», 14 декабря (26 декабря по новому стилю) 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошел государственный переворот. Это было время междуцарствия между смертью Александра I и воцарением Николая I. Прекрасная возможность была использована участниками восстания.

Что заставило их организовать это восстание?

Несколько лет назад.

Во время Великой Отечественной войны 1812 года против Наполеона участники тех событий, выходцы из аристократического сословия, могли наблюдать за западным обществом и сравнивать его с русским. Несомненно, русские офицеры были потрясены, увидев жизнь народов, свободных от крепостного права, при оккупации Западной Европы. Они поняли, что монархическая власть там ограничена. Наполеон был побежден. Вернувшись в Россию, офицеры решили основать тайные общества для борьбы с крепостничеством. Они были полны либеральных идей.

С середины 1820-х годов Северное общество и Южное готовились к восстанию, когда внезапно скончался Александр I. Хотя восстание было плохо организовано, они решили не терять времени.

 

14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышло более 3000 повстанцев. Они были полностью сломаны

5 руководителей восстания приговорены к смертной казни через повешение.

Крепостное право было официально отменено только в 1861 году.

121 участник тех событий, именуемый отныне декабристами или декабристами (угадайте почему), был отправлен в Сибирь на каторгу и постоянное поселение. Более 30 лет они проведут в этой суровой земле.

 

Кто поддерживал их все это долгое время изгнания?

Жены и невесты некоторых революционеров последовали за мужьями в далекую Сибирь. Им предстояло преодолеть тысячи километров на санях и повозках. Эти женщины понятия не имели, что их там ждет, и в каких условиях им придется жить. Все, чего они хотели, это разделить участь любимой.

Им разрешили присоединиться к своим мужьям в Сибири на некоторых условиях:

  • Им пришлось отказаться от всех своих прав, денег и имущества;
  • Им пришлось оставить своих детей, если они есть, в европейской части России;
  • Дети, рожденные в изгнании, будут объявлены незаконнорожденными.

Несмотря на все эти условия, женщины присоединились к своим мужьям, и им удалось организовать свою общественную жизнь и родить детей.

Сколько из них выжило и вернулось домой после амнистии 1856 года?

В 1856 году Александр II вступил на престол и объявил амнистию. К тому времени в живых было 56 декабристов из 121 ссыльного. Им разрешили вернуться домой, но запретили жить в Москве и Петербурге.

Как они повлияли на развитие Сибири?

Оказавшись на каторге, декабристы изложили программные требования в борьбе за подъем культуры и просвещения Сибири:

1) создание широкой сети начальных школ за счет добровольных пожертвований местного населения;

2) формальное предоставление ссыльным права на воспитание детей;

3) увеличить количество общеобразовательных школ;

4) оказание государственной поддержки в высших учебных заведениях столицы выпускникам сибирских гимназий;

5) создание при Иркутской гимназии особого класса для подготовки людей к службе в Сибири;

6) учреждение Сибирского университета.

С осуществлением этой программы тесно связана активная деятельность декабристов по воспитанию молодого поколения сибиряков. Например, М.И. Муравьев-Апостол стал учить детей в юрте, где жил. Я БЫ. Якушкин занялся изучением различных отраслей знаний, необходимых будущему учителю. Позже он составил учебники по географии и истории России. По инициативе декабристов и при поддержке местного сообщества были созданы школы для мальчиков и девочек.

Способствуя повышению культурного уровня местного населения, декабристы надеялись воспитать новое поколение русской молодежи, способное в будущем бороться с самодержавно-крепостническим строем.

 

Есть ли в Иркутске сайты, посвященные декабристам?

https://www.tripadvisor.ru/LocationPhotoDirectLink-g298527-d2578981-i88023288-Irkutsk_Regional_Исторический_и_Мемориальный_Музей_Декабристов-Irkutsk_Ir.html

В городе находится Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов.

Состоит из двух мемориальных усадеб, расположенных на соседних улицах в историческом центре Иркутска: Усадьба Трубецких (ул. Дзержинского, 64) и Усадьба Волконских (Волконский переулок, 10).

Постоянная экспозиция рассказывает о жизни декабриста в Сибири. Музей гордится своими музыкальными инструментами, принадлежавшими семье Волконских: пирамидальным роялем (конец 19го века), рояль 1831 года и музыкальная шкатулка швейцарского производства середины 19 века. Мария Волконская очень глубоко любила музыку. Инструменты были отреставрированы, и гости дома могут насладиться оригинальной музыкой, созданной ими, во время литературно-музыкальных вечеров, устраиваемых музеем.

Экспозиция Усадьбы Трубецких показывает судьбы всех декабристов через сибирскую жизнь рода Трубецких. Экспозиция состоит из подлинных семейных вещей.

Для протокола

Если вам интересен тот период российской истории, когда произошла декабристская революция, и вы хотите прочувствовать жизнь декабристов в ссылке и понять, какой она была, вам обязательно стоит посетить этот музей, будучи в Иркутске.