Дворец шереметева: Шереметевский дворец — Музей музыки

Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге: фото, история строительства

Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге на набережной реки Фонтанки по праву считается одним из красивейших зданий города.

Участок пожалован в 1712 царем Петром Первым фельдмаршалу графу Б. П. Шереметеву, который в середине 1710-х годов граф построил здесь мазанковый дом. В конце 1730-х — начале 1740-х годов на его месте сооружен обширный каменный одноэтажный дворец на невысоком цокольном этаже. В 1750—1755 годах сын графа Петр Борисович Шереметев перестроил здание. По проекту архитектора С.И. Чевакинского дом был надстроен вторым этажом при сохранении наружных и внутренних стен. Здание было обильно украшено лепниной; плафоны в парадной анфиладе расписал художник Легрен. Постройка приобрела барочную стилистику.

Расположенный в глубине участка, дворец обращен главным фасадом к реке. За ним и его флигелями находился регулярный сад, простиравшийся до «Литейной перспективы». Архитектор Ф.С. Аргунов возвел в саду грот, павильон «Эрмитаж», китайскую беседку и другие сооружения, не дошедшие до нашего времени.

В середине XVIII в. С. И. Чевакинский и Ф. Л. Аргунов (из семьи крепостных Шереметева художников Аргуновых) по проекту П. М. Еропкина (1730-е гг.) возвели каменный Фонтанный дом, построенный в глубине участка. Дворец представляет собой уникальный памятник усадебной архитектуры в стиле раннего барокко. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.

С начала 19 века — один из центров культурной жизни Петербурга. В нем часто устраивались концерты, на которых выступала хоровая капелла графов Шереметевых под управлением С. А. Дегтярева и Г. Я. Ломакина, и литературные вечера с участием В. А. Жуковского, А. И. Тургенева, А. П. Бартенева и др. Во дворце размещалось Общество любителей древней письменности, проходили заседания Русского генеалогического общества и Археографической комиссии, членом которых был историк граф С. Д. Шереметев.

Всего в Шереметевском дворце прожило пять поколений семьи Шереметевых. Ими была собрана богатая коллекция картин и музыкальных инструментов. В 19 веке к особняку был пристроен небольшой флигель, созданный по проекту известного архитектора Н. Л. Бенуа. Других серьезных перестроек во дворце Шереметевых не было.

После революции в доме был открыт музей дворянского быта, существовавший до 1931 г. В основу его фондов было положено частное собрание Шереметевых, универсальное по характеру и разнообразное по предметам. Оно включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т. д.

В конце 20 века здание Шереметевского дворца было передано Музею музыкального и театрального искусства. Его залы начали реставрировать, воссоздавая в них обстановку конца 18 века. Сейчас в музее организована экспозиция, рассказывающая об истории семьи Шереметевых, там находятся коллекции картин и предметов декоративно-прикладного искусства, а также огромное собрание музыкальных инструментов — более трех тысяч экспонатов. Среди них есть русские музыкальные колокола, а также старинные арфы, виолы и клавесины, созданные в Европе в 17-18 веках. Другое интересное музыкальное «семейство» Фонтанного дома — это копии античных инструментов, найденных в 19 веке при археологических раскопках древней Этрусии. Все музыкальные экспонаты Шереметевского дворца находятся в исправном состоянии, на них можно играть, и иногда посетителям музея выпадает редкая возможность услышать, как они звучат. Проходят в Фонтанном доме и временные художественные выставки, концерты, а также лекции на различные темы.

В южном дворовом флигеле Шереметевского дворца с 1924 по 1952 годы (за исключением блокадных лет) жила поэтесса Анна Ахматова. Именно Ахматова в своих стихах дала второе название дворцу — “Фонтанный дом”. В 1989 году, в честь столетия поэтессы во флигеле был открыт мемориальный музей.

Одновременно с этим музеем во флигеле Шереметевского дворца был открыт Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой.

Литературно-мемориальный музей А. А. Ахматовой был открыт в 1989 г. в южном садовом флигеле Шереметевского дворца.

В доме на набережной реки Фонтанки Анна Ахматова прожила более 30 лет.

Осенью 1918 г. она поселилась в северном флигеле. Здесь она прожила с мужем, ассириологом и поэтом Владимиром Каземировичем Шилейко, два года. Их брак распался, и Анна Ахматова покинула Фонтанный дом. Вернулась сюда несколькими годами позже — в середине 20-х гг. Ее новый муж, Николай Николаевич Пунин, известный историк искусств, жил в южном флигеле в квартире на третьем этаже. В начале 20-х гг. в этой квартире жили только члены семьи Пуниных. В 30-е гг. в квартира, долгое время остававшаяся уголком дореволюционной России, становится коммунальной. В 1938 г. Анна Ахматова расстается с Пуниным, но из квартиры не уезжает, а переселяется в другую комнату.

«Я – поэт 1940 года», – говорила о себе Ахматова. В этой комнате к ней возвращаются стихи.
Она переехала сюда, в бывшую детскую, осенью 1938 года

Одни вспоминают «развал и убожество», окружавшие здесь Ахматову. Для других эта комната была освещена «волшебным светом», наполнена красивыми вещами из прошлой жизни.

Теперь «стихи звучали непрерывно, наступая на пятки друг другу, торопясь и задыхаясь». Здесь в 1940 году она написала 30 стихотворений – больше, чем за предыдущие пятнадцать лет. Ахматова вновь осознает себя поэтом – свидетелем истории, чей голос становится голосом многих. Она пишет стихи об эпохе Большого террора, «Реквием», стихи будущего цикла «Венок мертвым», стихи, связанные с началом Второй мировой войны: о нападении на Финляндию, о захвате фашистами Парижа, о бомбежках Лондона, начинает работу над «Поэмой без Героя».

В этой комнате прошли полтора года, связанные с хлопотами о сыне, арестованном в марте 1938-го.

Осенью 1944-го, вернувшись из эвакуации, Ахматова вновь поселилась в Фонтанном Доме, получив ордер на две комнаты. Рядом с ней, в маленькой комнате за стеной, поселился сын, попавший после лагеря на фронт и участвовавший во взятии Берлина. Ахматову приглашали выступать перед разными аудиториями слушателей, журналы печатали ее стихи. Наступила послевоенная жизнь, полная надежд.

В 1952 г. у семья была вынуждена покинуть Фонтанный дом и переехать на улицу Красной Конницы.

В квартире в Фонтанном доме Анна Ахматова написала множество знаменитых стихотворений. Многие их них не были «написаны»в полном смысле этого слова: опасаясь репрессий, Ахматова не хранила рукописи и доверяла самым близким друзьям заучивать стихи наизусть. Так были сохранены «Реквием»и «Поэма без героя».

История одного здания: Шереметевский дворец

Публикации раздела Архитектура

Шереметевский дворец, он же Фонтанный дом, — одно из первых зданий Санкт-Петербурга: его возвели вскоре после основания Северной столицы. С 1712 по 1917 год домом владели графы Шереметевы. В XIX веке он занимал целый квартал от Фонтанки до Литейного. Затем его несколько раз перестраивали, а в советские годы в бывших графских покоях размещали музеи, жилые квартиры и трудовые союзы по заготовке дров. Сейчас в Шереметевском дворце, главном здании усадебного комплекса, располагается Музей музыки.

XVIII век: петербургское приобретение Шереметевых

Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

История комплекса зданий на набережной реки Фонтанки началась в XVIII веке. Поместье, которое позже назвали Фонтанным домом, появилось вскоре после основания Санкт-Петербурга. Император Петр I в 1712 году раздал участки земли своим приближенным. Территория у Фонтанки досталась фельдмаршалу графу Борису Шереметеву. Новый владелец к тому времени был уже немолод и поместьем занимался мало: при нем там строили только мазанковые или деревянные сооружения. В 1719 году фельдмаршал умер. Его вдова Анна Шереметева уехала в Москву. Следить за петербургским имением остался управляющий Иван Бем.

Капитальные здания в усадьбе появились в 1730-е годы — при Петре Шереметеве, наследнике фельдмаршала. Одноэтажный каменный дворец разработал по его заказу архитектор Григорий Дмитриев, автор Аничкова дворца. Тогда же в поместье построили церковь Святых Симеона и Анны — она сохранилась до наших дней.

До 1743 года хозяева нечасто бывали в Фонтанном доме. Петр Шереметев переехал в петербургскую усадьбу, лишь когда женился. После этого дворец снова перестроили: добавили второй этаж и присоединили к зданию церковь Святой Варвары. Новый проект составил Петр Еропкин — один из создателей первого генерального плана Санкт-Петербурга. Работами руководили архитекторы Савва Чевакинский и Федор Аргунов.

В 1767 году умерла жена графа, Варвара Шереметева. После этого он уехал в Москву, и дворец вновь опустел. До 1788 года здание находилось под присмотром управляющих. Иногда его сдавали внаем.

С 1788 по 1809 год дворец принадлежал Николаю Шереметеву. При нем появились летний дом, каретные сараи, садовый павильон. Над этими сооружениями работали составитель генерального плана Ярославля Иван Старов, автор Казанского собора Андрей Воронихин и один из главных петербургских архитекторов конца XVIII века Джакомо Кваренги.

XIX век: официальная семейная резиденция

Иван Аргунов. Портрет графа Бориса Шереметева. 1768. Музей-усадьба «Кусково», Москва

Пьетро Ротари. Портрет графа Петра Шереметева (фрагмент). Около 1760. Музей-усадьба «Кусково», Москва

Владимир Боровиковский. Портрет графа Николая Шереметева (фрагмент). 1818–1819. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Орест Кипренский. Портрет графа Дмитрия Шереметева. 1824. Государственный исторический музей, Москва

В 1809 году комплекс унаследовал Дмитрий Шереметев — ему было всего шесть лет, поэтому усадьбой распоряжались опекуны. Именно тогда Фонтанный дом стал основной графской резиденцией. Поместье и основное здание снова сильно изменились. Архитектор Иероним Корсини переделал интерьеры парадных гостиных, создал ограду и главные ворота со стороны Фонтанки в необарочном стиле и руководил строительством одного из новых флигелей — Садового. Также на территории появилось еще несколько строений, в том числе со стороны Литейного проспекта.

В 1871 году усадьба перешла к Сергею Шереметеву — последнему из графского рода. При нем комплекс разделили на хозяйскую и доходную части. Во дворце со стороны Фонтанки жили сами владельцы, там же проходили собрания нескольких научных обществ, в которых состоял граф, в том числе Общества любителей древней письменности — его основателем был сам Шереметев. В той же части дворца хранились семейный архив, коллекция живописи и скульптуры.

Часть усадьбы со стороны Литейного проспекта сдали в аренду. Там разместились доходные дома и торговые павильоны. А на северной стороне комплекса построили Театральный зал, который снимали несколько трупп. На этой сцене ставили камерные спектакли Всеволод Мейерхольд, Николай Евреинов, Михаил Фокин.

Необарокко, шелк и золото: внешний вид и интерьеры Шереметевского дворца

Камин. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»

Витрина со смычковыми инструментами. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»

Этрусская гостиная, рояль Михаила Глинки. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»

Нынешний вид здание на Фонтанке приобрело в два этапа. Фасад и очертания дворца оформились во второй половине XVIII века, при Петре Шереметеве. Савва Чевакинский и Федор Аргунов добавили к зданию второй этаж. Центральная часть дворца разместилась в глубине парадного двора, два изогнутых крыла-флигеля выступали вперед. Подъезд украсили позолоченные скульптуры коней — их создал австрийский скульптор Иоганн Франц Дункер.

Здание относилось к популярному в те годы стилю русское барокко. Для него были характерны пышный декор, контрастные цвета, обилие скульптур. На фасаде дворца появились пилястры, резные оконные карнизы, лепные украшения, в том числе фигуры львов — часть фамильного герба Шереметевых.

Другие перемены произошли в первой половине XIX века и касались в основном графских покоев. Николай Шереметев, третий владелец усадьбы, хотел обустроить дворец для своей жены, бывшей крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. Часть комнат стала личными покоями супругов, другую часть выделили под парадные гостиные.

Больше всего дворец изменил его следующий владелец, Дмитрий Шереметев. Граф захотел перестроить поместье по моде второй трети XIX века и для этого обратился к Иерониму Корсини. Архитектор заменил оформление покоев и придумал новый, пышный декор. Так к 1846 году на месте старой Зеленой гостиной появилась Желтая, или Золотая. Ее стены были обиты лионским штофом — дорогими шелковыми обоями с узором. Потолок украсили золотым плафоном с чернением, вместо печей установили фигурный камин. В 1870-х годах интерьер снова обновили: золоченую мебель заменили на гарнитур из амаранта и декорировали его желтым штофом.

Интерьер Этрусской гостиной Корсини придумал на основе модных веяний первой половины XIX века. В то время археологи нашли в Италии остатки древних городов — Помпеи и Геркуланума, которые погибли во время извержения вулкана. Под слоем пепла уцелели фрагменты настенных росписей, мозаики, вазы. Об этом быстро узнали в аристократических кругах, и древнеримские мотивы вошли в моду у знати.

Иероним Корсини лично создал орнаменты для панно в Этрусской гостиной: совместил разные узоры и нашел способ неритмично их чередовать. Комната стала оранжево-черной. На стенах Корсини поместил цитаты из вазовой живописи. Часть росписей отсылала к знаменитым мозаикам Виллы Цицерона — так ученые назвали дворец, обнаруженный в Помпеях.

В Оружейном зале Шереметевского дворца вместо античных колонн появились пилястры — колонноподобные вертикальные выступы на стенах. Малахитово-зеленую обивку стен сменила белая, под мрамор. От старого интерьера Корсини сохранил два беломраморных камина, которые гармонировали с новой отделкой.

Читайте также:

  • История одного здания: дворец Юсуповых на Чистых прудах
  • История одного здания: дом Мурузи в Санкт-Петербурге
  • Гид по Красной площади: маршрут от Государственного исторического музея

XX век: коммуналки, НИИ, музеи

Фрагмент парадной двери. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Заноза-Ру / фотобанк «Лори»

Фрагмент опоры ограды. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Заноза-Ру / фотобанк «Лори»

Фрагмент ограды. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

После революции Сергей Шереметев передал дворцовый комплекс новой советской власти. В здании открылся Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII–XX веков. В собрание попали и коллекции Шереметевых: живописные полотна и скульптуры, старинное оружие, обширная библиотека. Помещения рядом с музеем занял трудовой союз по заготовке дров «Северокустарь». В 1928 году во дворец также въехал Астрономический институт и его лаборатории.

В этот период несколько флигелей отдали под коммунальные квартиры. Их получали как служебное жилье сотрудники ленинградских музеев. В доме жила поэтесса Анна Ахматова с мужем — историком искусства Николаем Пуниным.

Музей быта в Шереметевском дворце работал до начала 1930-х годов. Затем ленинградские чиновники решили, что экспозиция, связанная с жизнью до революции, не нужна. Экспонаты передали в другие собрания: Русский музей, Государственный Эрмитаж, Публичную библиотеку. Некоторые предметы отправились в городские комиссионные магазины.

В 1935 году в правом крыле Шереметевского дворца открылся Дом занимательной науки. У входа во флигель установили табличку: «Собственный меридиан Дома занимательной науки. Координаты: 59°57′ сев. широты, 30° 19′ вост. долготы». Музей работал до начала Великой Отечественной войны, затем многие его сотрудники ушли на фронт. Некоторые экспонаты закопали в саду дворца. Сейчас они считаются утерянными.

После Великой Отечественной войны во дворце разместился Арктический научно-исследовательский институт. Он находился там до 1988 года, а в 1990-м городские власти передали территорию Шереметевского дворца со стороны Фонтанки Музею театрального и музыкального искусства. В северной части усадьбы в 1989 году разместили Музей Анны Ахматовой, а в 1991-м открылся Государственный драматический театр «На Литейном».

Бассейн во дворце: как реконструировали Фонтанный дом

Этрусская гостиная. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»

Кабинет графов Шереметевых во дворце на набережной Фонтанки. Фотография: Сергей Смольский / ТАСС

Концертный зал. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»

В 1930-е годы, когда советская власть закрыла Музей дворянского быта, начали разрушаться интерьеры Иеронима Корсини. Также усадьба сильно пострадала в военные годы. Из-за обстрелов рухнула часть крыши, вылетели окна, осколки повредили системы отопления и вентиляции.

После блокады началась реконструкция здания. Ее вел НИИ Арктики и Антарктики. Сотрудники института приспособили здание под собственные нужды. Вместо помещений, где при Шереметевых располагалось Общество любителей древней письменности, построили бассейн, в котором испытывали модели кораблей. Часть комнат разделили перегородками и переоборудовали в лаборатории. Стены из искусственного мрамора в Оружейном зале закрасили масляной краской, а ржавые детали медно-чугунных парадных ворот заменили на копии из силумина — сплава алюминия и кремния.

Когда здание в 1990-е годы передали Музею театрального и музыкального искусства, началась большая реконструкция. В 2000–2010-х годах восстановили исторические интерьеры Корсини по фотографиям и архивным документам. Работы занимали много времени: например, чтобы заменить утраченные части парадных ворот на Фонтанке, потребовалось около трех лет. Ограду демонтировали до фундамента, отлили из чугуна необходимые детали и вставили их на место.

Некоторые покои воссоздавали по частям. Чтобы отреставрировать закрашенные в советское время стены Белого зала, мастера работали около двух лет. Они вернули позолоченные украшения на стены, но не смогли заново расписать потолок. Часть росписей, которые удалось расчистить, законсервировали, и сейчас посетители дворца могут увидеть их во время экскурсии по анфиладе парадных залов — она занимает второй этаж дворца. А на первом этаже расположился Музей музыки с богатой коллекцией инструментов разных стран и эпох.


Автор: Тата Боева

Теги:

История одного зданияАрхитектураПубликации раздела Архитектура

Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге, Россия

Расположенный на берегу реки Фонтанки, в нескольких шагах от Невского проспекта, Шереметевский дворец когда-то был центром одного из крупнейших дворянских имений Санкт-Петербурга, завещанного Филду- Маршала Бориса Шереметева в 1712 г. и за пределами нынешнего Лиговского проспекта. В период своего расцвета в конце 18 — начале 19 веков Шереметевский дворец мог похвастаться не только обширными землями, но и собственной больницей и театром, где выступала знаменитая Шереметевская крепостная театральная труппа и оркестр. Дворец также известен как «Фонтанный дом» из-за богатого расположения фонтанов, которые когда-то украшали его сады.

  • Шереметевский дворец на набережной реки Фонтанки

  • Герб графов Шереметевых на воротах дворца

  • Кованая ограда Шереметевского дворца

  • Главный вход в Шереметевский дворец

  • Двор Шереметевского дворца

Дворцовое здание датируется 1740-ми годами по проекту Саввы Чевакинского и Федора Аргунова, последнего из крепостных семей Шереметевых. Элегантные фасады в стиле барокко, окрашенные, как и большая часть центра Санкт-Петербурга, в желто-белые тона, отстоят от набережной Фонтанки за великолепной кованой оградой, возведенной Джеронимо Корсини в 1838 году. Шереметевский дворец был домом для нескольких поколений прославленной семьи. , и каждый расширил и адаптировал здания с помощью ведущих архитекторов того времени.

Фонтанный Дом стал одним из главных культурных центров Санкт-Петербурга. Театральная страсть графов Петра Борисовича и Николая Петровича Шереметевых создала один из лучших театров в России XVIII века, а последний женился на одной из звезд его оперы, ведущей сопрано Прасковье Жемчуговой, что стало одним из самых знаменитые (и противоречивые) романы того времени. Во дворце также проводились концерты и литературные вечера с участием Василия Жуковского и Александра Тургенева.

Эта история отражена в нынешнем использовании дворца в составе Государственного музея театрального и музыкального искусства, который отреставрировал фасады здания и использует его для размещения коллекции исторических музыкальных инструментов. В южном крыле дворца также находится Мемориальный музей Анны Ахматовой, в квартире, где великая поэтесса ХХ века жила с середины 1920-х до 1952 года. Выражение «Фонтанный дом» впервые употреблено в одном из ее стихотворений.

Адрес: Набережная реки Фонтанки, 34
Метро: Невский проспект / Гостиный двор
Телефон: + 7 (812) 272-4441
Часы работы: Музей Музыки открыт ежедневно с 11:00 до 19:00. Последний вход в 18:00.
Выходные: вторник и последняя среда каждого месяца
Сайт: http://theatremuseum.ru/filial/sheremetevskiy_dvorec_muzey_muzyki
Прием: 250,00 руб. Аудиогид: 100,00 руб.
Фото и видео: Фото: 100,00 руб. Видео: 200,00 руб. для посетителей: только сад и 1-й этаж.

Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге Россия

Бывшая резиденция графов Шереметевых — памятник культуры и историческое здание в Санкт-Петербурге. Ныне здесь располагается один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Собственно, Шереметевский дворец еще называют Фонтанным домом и Музеем музыки. Здание включает в себя два отдельных музея и театр.

 

Исторический обзор

Шереметевский дворец известен в Петербурге. Дело в том, что здание почти ровесница самого города. В XVIII веке его называли Фонтанным домом, так как он был построен на большой территории между Литейным проспектом и набережной Фонтанки.

Участок на Фонтанке был пожалован Петром I графу Шереметеву в 1712 году. Существующий ныне двухэтажный дворец построен в 1750 году архитектором Саввой Чевакинским. Есть мнение, что в проекте использовались рисунки Растрелли.

На протяжении нескольких столетий Шеремецевы имели большое значение в Российском государстве, а их дворец стал чуть ли не музеем истории Петербурга. Интерьеры дворца и других близлежащих построек создавались под руководством таких мастеров, как Николай Бенуа, Иероним Корсини, Доменико Квадри, Джакомо Кваренги и других.

Пока во дворце жили Шереметевы, здесь всегда собирались люди из высшего общества: музыканты, ученые, разные деятели культуры. Хоровая капелла в дворцовой церкви была известна даже в Европе.

Шереметевский дворец официально стал музеем в 1990 году. Сначала это был просто Музей музыки, позже к нему присоединились Музей Анны Ахматовой и Государственный драматический театр на Литейном проспекте.

 

Выставки

В Шереметевском дворце несколько экспозиций. Самый большой из них посвящен истории графского рода и включает в себя архивные материалы, личные вещи, фотографии и другие предметы.

Еще одна интересная экспозиция знакомит с бытом и бытом дворян 18, 19 вв.ом и 20 веками. Самая известная часть экспозиции включает коллекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более 3000 экспонатов.

В Музее Анны Ахматовой вы окунетесь в удивительную творческую атмосферу, которая вдохновляла поэтессу. Коллекция включает некоторые личные вещи, такие как книги, письма, документы и черновики.