Содержание
Новое здание Государственной Третьяковской галереи
«Главный фасад здания, обращенный к Кадашевской набережной, мы максимально раскрыли на город, трактовав его как воплощенную в материале метафору музейной функции комплекса, символически воссоздающую шпалерную развеску знаменитой коллекции живописи Павла Третьякова, основателя галереи», – комментирует решения фасадов один из авторов проекта, архитектор Сергей Чобан. Как известно, «лицо» фасада – это его окна, и хотя обычно в музеях окон приходится избегать, чтобы обеспечить в экспозиционных и архивных помещениях необходимые условия хранения произведений искусства, в случае с новым зданием Третьяковки дело обстояло иначе. Дело в том, что вдоль фасада, обращенного к Кадашевской набережной, сосредоточены общественные зоны музея (фойе, кафе, рестораны, магазины и пр.), и именно это позволило создать на его поверхности большое количество окон-«картин», обрамленных широкими рамами. Сама идея разных по ширине, весьма массивных по отношению к «полотнам» рам очень точно воссоздает образ и структуру коллекции – и конкретного собрания Павла Третьякова, и экспозиции любого другого собирателя конца XIX века, когда роскошные рамы ценились не меньше показываемой в них живописи. А поскольку собрания обычно были очень обширными, шпалерная развеска – когда произведения искусства, разделяемые лишь рамами, закрывают практически всю плоскость стены – представлялась единственно возможной.
И если сам фасад выложен из фактурного красного кирпича, то обрамления окон выполнены из белого камня (мраморизированного известняка). Само это сочетание – кирпича и светлого камня – является очень традиционным для исторического центра Москвы и для зданий Третьяковской галереи, в частности. Материал и цветовая гамма нового корпуса, таким образом, подчеркнут преемственность архитектурного языка корпусов музея, построенных в различные исторические периоды. Однако сходство окон с картинами обеспечено не только за счет «рам», но и за счет их заполнения: на внешний слой остекления с помощью цифровой печати нанесены фрагменты знаменитых произведений живописи. Они выполнены полупрозрачными: с одной стороны, они позволят вспомнить основные жемчужины из собрания Третьяковки, а с другой стороны, не будут заслонять вид на Кремль из окон кафе и ресторанов и фактически позволят посетителям ощутить себя внутри знаменитых, каждому знакомых с детства живописных сюжетов, сделать селфи с их героями.
Применение системы двойного фасада обеспечит наилучшую шумозащиту музейного здания (что при расположении вдоль довольно оживленной набережной очень важно), а также оптимальные показатели энергосбережения. Важно и то, что печать на стекле – это еще и дополнительная солнцезащита внутренних помещений музея, одновременно придающая зданию интригующий облик и в дневное, и в вечернее время.
Для создания окон-картин (на главном фасаде таких элементов 21, на фасаде, выходящем в Лаврушинский переулок, 13) использованы фрагменты произведений И. Левитана, А. Венецианова, А. Куинджи, И. Крамского, В. Поленова, В. Васнецова, М. Врубеля, А. Дейнеки, К. Малевича и многих других знаменитых русских художников XIX – начала XX столетий. Работы были отобраны совместно с экспертами и кураторами Государственной Третьяковской галереи. Габариты светопрозрачных декоративных элементов с печатью варьируется от 770*6020 мм до 5870*5985 мм.
Государственная Третьяковская галерея — официальная информация с фото и видео
Видео: Третьяковская галерея
vimeo.com/video/121760636?title=0&byline=0&portrait=0″/>
Содержание
- Основные моменты
- Кто был основателем Третьяковки?
- История Третьяковской галереи
- Здания Третьяковской галереи
- Что посмотреть в Третьяковской галерее
- Время работы
- Как добраться
Основные моменты
Третьяковская галерея
Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.
Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.
Кто был основателем Третьяковки?
И. Е. Репин, Портрет Павла Михайловича Третьякова
Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.
Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.
Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.
Зал МаковскогоГульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мраморАнфилада
Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857)Брюлловский зал
История Третьяковской галереи
Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.
Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г.
«Мальчик в бане» (1858)
На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.
Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.
Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.
Картина Луи Каравака «Портрет императрицы Анны Иоанновны». 1730 год»Крестьянин в беде» скульптора Чижова М.А.
Здания Третьяковской галереи
Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.
Выставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерее
Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.
В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.
Инженерный корпус Третьяковской галереиТретьяковская галерея на Крымском Валу
Что посмотреть в Третьяковской галерее
В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.
В залах древнерусского искусства Третьяковской галереи
Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.
«Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год»Богатыри» Виктор Васнецов. 1898 год
Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.
Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве
Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».
Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.
Сокровищница Третьяковской галереи
В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.
К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).
Время работы
Памятник Третьякова у главного входа в Третьяковку
Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.
Как добраться
Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.
Смотрите также: Дмитров, Исландия, Никарагуа, Сингапур, Сан-Педро-де-Макорис, Лидс, Мтацминда, Замковая гора
Новая Третьяковская галерея — подробное описание и фотографии. Карта мест, туристические маршруты
Москва, Центр, Россия
Новая Третьяковская галерея расположена в просторном здании, расположенном в парке Музеон, на набережной Москвы-реки. Здание построено в 1983 году в стиле советского конструктивизма архитекторами Николаем Сукояном и Юрием Шевердяевым. Большой интерес представляет парковая зона вокруг картинной галереи.
В парке Павших Памятников Музеон можно увидеть сотни скульптур советской эпохи
Гранитный памятник Сталину в парке Музеон в Москве
В Новой Третьяковской галерее можно увидеть художественные коллекции современного искусства периода 20-го и 21-го веков. Здание галереи будет закрыто на капитальный ремонт с 2023 по 2028 год. В этот период ее коллекции можно будет посмотреть в Коммунарке.
Парадная ГТГ
Богатыри Васнецова В.М., 1889, ГТГ
Необходимость строительства нового здания возникла в 19 веке.70-е годы. В главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке не хватало места даже для основных экспозиций, а коллекция современного искусства постоянно пополнялась.
Постоянная экспозиция Новой Третьяковки занимает 37 залов на 4 этаже. На других этажах проходят многочисленные временные выставки, вызывающие большой интерес. Все залы галереи очень просторны, и находиться в них очень удобно.
Русский авангард в Новой Третьяковке
В залах с 3 по 14 Новой Третьяковской галереи представлена коллекция русского авангарда. Это самая интересная часть галереи, где представлены самые ценные произведения искусства. Самая известная картина Новой Третьяковки — «Черный квадрат» Казимира Малевича. Здесь их даже два. Нарисовать черный квадрат не составит труда любому человеку; однако это лишь часть собрания геометрических фигур Малевича, ставшего вершиной супрематизма, художественного стиля начала 20 века.
Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915 г.) в Новой Третьяковской галерее в Москве
Картина «Супрематизм» К. Чашника (1924 г.) в Новой Третьяковской галерее в Москве
Отдельный зал посвящен творчеству Марка Шагал. Есть картины, а также рисунки великого художника из Витебска. Картина «Над городом» (1915) — одно из самых известных произведений Шагала. Он изобразил там себя и свою жену над крышами родного Витебска. Еще одно большое панно Шагала является частью декораций Еврейского театра (1920).
В галерее представлена большая коллекция работ Василия Кандинского. Он прославился на весь мир своими работами в абстрактном стиле, но здесь можно увидеть и его ранние работы в традиционном художественном стиле.
Картина Марка Шагала «Над городом» (1914 г. ) в Новой Третьяковской галерее в Москве
Панно для Еврейского театра Марка Шагала (1920 г.) в Новой Третьяковской галерее в Москве
В Новой Третьяковской галерее вы можете увидеть работы других художников русского авангарда: Натальи Гончаровой, Павла Филонова, Аристарха Лентулова, Юрия Аненкова, Владимира Татлина и многих других.
Картина «Восстание» К. Редько (1925) в Новой Третьяковке в Москве
Картина «Цирк» А. Родченко (1935) в Новой Третьяковке в Москве
Советский реализм в Новой Третьяковке
В залах с 15 по 25 Новой Третьяковской галереи размещена коллекция советского искусства. Есть произведения советского реализма, советского эстрадного искусства и многих других стилей, пришедшихся на эпоху Революции 1918 года, а также на период правления Сталина с 1923 по 1955 г.
Картина «Ленин в Смольном» И. Бродского (1930) в стиле реализм, в Новой Третьяковской галерее в Москве
Большевистская картина Василия Кандинского (1920) в стиле реализм, в Новая Третьяковская галерея в Москве
Большинство картин написаны в классическом стиле художниками, известными только в России. Русский авангард получил всемирную известность, а советский реализм служил больше для пропаганды советского строя, его успехов в промышленности.
Картина «Сборочный цех» П. Вильямса (1932) в стиле социалистического реализма в Новой Третьяковской галерее в Москве
Портреты Сталина, работы Ефанова и Герасимова (1938) в Новой Третьяковской галерее в Москва
На многих картинах изображены правители Советского Союза Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Самыми известными художниками эпохи советского реализма были Александр Дейнека, Юрий Пименов, Татьяна Яблонская и многие другие.
Три зала Новой Третьяковки посвящены неофициальному искусству XIX50-80 лет. Здесь можно увидеть работы художников, не прошедших политической и идеологической цензуры советского времени, но продолжающих работать. Среди них картины минималиста Франсиско Инфанте-Арана, художника поп-арта Михаила Рогинского и других.
Третьяковская галерея | Музеи Москвы
Государственная Третьяковская галерея — самый известный художественный музей Москвы. Музей обладает одной из лучших коллекций русского искусства в мире. Музей был основан в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. Объединение Русских музеев «Государственная Третьяковская галерея» было основано в 1986. Здание Третьяковской галереи находится в Лаврушинском переулке в Москве. Это одна из площадок музея.
Учредителем Третьяковской галереи является частное лицо Павел Третьяков. Он начал свою коллекцию картин в середине 19 века. Годом основания Третьяковской галереи считается 1856 год (хотя первые произведения искусства были приобретены раньше). Третьяковская картинная галерея была открыта для публики в 1867 году. Тогда она называлась Московской городской галереей Павла и Сергея Третьяковых. На тот момент в коллекции музея было 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников; 84 картины, выполненные художниками из других стран. Павел Третьяков подарил свою картинную галерею городу Москве в августе 189 г.2.
На фото: Картина Валентина Серова «Девушка и персики».
Коллекция Третьяковской галереи включает русскую живопись, икону, графику, скульптуру и другие произведения декоративно-прикладного искусства. Главное здание Третьяковской галереи расположено в Москве на Лаврушинском переулке (между Лаврушинской и Малой Толмачевской линиями).
Можно увидеть такие известные произведения искусства , как икона «Троица» Андрея Рублева, «Явление Христа народу» Александра Иванова, «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина, «Апофеоз войны» Василия Верещагина, 19 лет Казимира Малевича15 Черный квадрат, «Девочка с персиками» Валентина Серова и многие другие работы известных художников в музее.
В музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» также входят: комплекс зданий по Лаврушинскому переулку, 10, художественная галерея по ул. Крымский Вал, 10, Никольская церковь в Толмачах, музей-мастерская А.С. Голубкиной, дом-музей В.М. Васнецова, квартиры Васнецова, дом-музей П. Корина.
Считается, что главное здание Третьяковской галереи чаще всего посещают туристы.