Софийский собор история создания: Софийский собор в Полоцке: история, фото, интересные факты

Софийский собор в Полоцке: история, фото, интересные факты

Софийский собор в Полоцке — один из самых ранних храмов древней Руси, и самый старый на территории Беларуси. Он был построен в 1044 – 1066 годах по распоряжению Полоцкого князя Всеслава Чародея. Для строительства были приглашены мастера из Византии.

История

Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.

Оригинальное здание было построено по образу собора Святой Софии в Константинополе. О его строительстве распорядился князь полоцкий Всеслав Брячиславич, вошедший в историю под прозвищем «Всеслав Чародей». Софийский собор Полоцка стал культурным и религиозным центром, в нём находились библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница.

Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, храм передан униатской церкви. В семнадцатом веке Софийский собор несколько раз переживал страшные пожары, но был реставрирован и перестроен. Во время Северной войны в соборе был размещён склад амуниции, по приказу Петра. Согласно одной из версий, царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат». А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов. После этого Петр хотел передать храм православным, но они отказались, опасаясь мести со стороны униатов. Тогда собор и было решено использовать под склад. Увы, взрыв этого склада и стал для старинной постройки фатальным. От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески. В семнадцатом веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание собора использовали под конюшни. В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт. Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей.

Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины. Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки. Внутри здания собора вас ждут великолепные барочные колонны, лепные украшения, барельефное изображение Троицы Новозаветной и даже фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи.

Туристы чаще всего приезжают в Полоцк из Витебска. Если вы планируете осмотреть все достопримечательности этих городов, рекомендуем остановиться на несколько дней в любой из гостиниц Витебска.

Рядом есть агроусадьбы!
Посмотрите все варианты размещения в нашем каталоге агроусадеб, коттеджей и баз отдыха. Природа, гостеприимство и национальная кухня!

Интересные факты

  • Софийский собор – древнейшая каменная постройка на территории Беларуси
  • Ежегодно в концертном зале Софийского собора проходит более 300 концертов органной и камерной музыки
  • Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

Фото

Музей истории архитектуры Софийского собора

Музей располагается прямо в здании Софийского собора. Впервые он открыл двери для посетителей в 1987 году, а еще раньше, в 1983 году был открыт концертный зал, в котором ежегодно проходят фестивали органной музыки. Самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сaфii».

Экспозиция музея расскажет о судьбе собора, его многочисленных перестройках и реставрациях. Здесь можно увидеть сохранившийся фундамент и  древние фресковые росписи одиннадцатого века.

Адрес Софийского собора в Полоцке

Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Замковая, 1

Официальный сайт:

http://sophia.polotsk.museum.by/

Время работы:

Музей работает с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме понедельника.
В летнее время (c 1 июня по 31 августа) с 10.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника

Софийский собор | История искусства

Софийский собор в Киеве

Самым древним сооружением древнерусской архитектуры, дошедшим до наших дней, является Софийский собор в г. Киеве — один из выдающихся памятников древнерусского государства. Гордость Киева — Софийский собор был поставлен в 1037 г. при князе Ярославе Мудром, в память о победе над печенегами, на том месте, где Ярослав разбил вражеские войска.

Всей своей торжественной праздничностью храм выражал радость победы и стал памятником славы русского народа. Строился храм византийскими мастерами, однако, как говорилось ранее, им помогали русские зодчие, и при строительстве учитывались особенности древнерусской архитектуры. Основной массив храма, заключенный между двумя башнями, был опоясан открытыми галереями. Выложенный из кирпича, красный цвет которого чередовался с полосами розового раствора, и сиявший золотом своих 13-и куполов, храм выглядел праздничным и великолепным. Конечно, в более поздние периоды храм подвергался реставрации и изменил свой внешний вид, но не стал менее прекрасным.

Внешней парадности Софийского собора соответствует и его внутреннее убранство. Блестящие мозаики и матовые, изысканные по цвету фрески сплошь покрывали стены. Полы были выложены из разноцветных камней. Церковная утварь из золота, серебра и самоцветов придавала собору еще большую пышность. Мозаики и фрески, выполненные византийскими мастерами с большим мастерством, выразительность лиц, фигур, строгие ритмические композиции, тонкость цветовых сочетаний до сих пор производят огромное впечатление. Поражает воображение фигура Богородицы — стоящая с воздетыми руками Оранта (молящаяся), воспринималась киевлянами как защитница города. Ее прозвали «Нерушимой стеной», — по народной легенде, до тех пор, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев. Может быть, Оранта потому так близко вошла в мир русского человека, что облик ее и сама поза — оберегающий жест поднятых рук — напоминали древнюю Берегиню славян. Фигура Оранты излучает тепло и силу, она кажется живой -будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Золотой нимб над ее головой ярко светится даже в сумеречной атмосфере собора.

Строгие образы святых смягчаются лучезарными красками: розовые лица, русые волосы, белоснежные, с фиолетовыми тенями, ризы. В росписях в основном изображены религиозные сюжеты, но персонажи не похожи на мучеников, святых, скорее, это прекрасные юноши, молодые воины с правильными, красивыми чертами лица. Особенно запоминается Иоанн Златоуст — это почти портрет одухотворенного проповедника, у которого пламенный интеллект побеждает телесную немощь.

Софийский собор занимал центр города и был самым грандиозным и красивым сооружением, гордостью всех киевлян.


Рисунок Софийского собора


Макет первого Софийского собора в византийском стиле


Современный Софийский собор


Внутреннее убранство Софийского собора


Внутреннее убранство Софийского собора


Внутреннее убранство Софийского собора


Благовещение. Фреска Софийского собора в Киеве.


Мозаика Софийского собора. Богоматерь. 1037г.


Фреска Софийского собора


Фреска Софийского собора

История Софийского собора, описание, строительство Софийского собора в Киеве. История Заповедного Софийского собора Софиевский собор в Киеве

Музей «Софийский собор » — памятник архитектуры и истории государственного значения, расположенный в центре Киева. Этот удивительно красивый комплекс, представляющий архитектуру 11-18 веков, занимает пять гектаров (12 1/3 акра) просторной территории. Софийский собор 9Точка фокусировки 0004 — знаменитый памятник архитектуры и монументального искусства XI века.

Софийский собор относится к периоду расцвета Киевской Руси, могущественного восточнославянского государства, которое было колыбелью трех народов — украинцев, русских и белорусов.

Высшего хозяйственного и культурного развития Киевская Русь достигла при великом князе Владимире Святославиче (978-1015) и его сыне, князе Ярославе Мудром (1019-1054).

Великий князь Владимир Святославич в 988 г. ввел на Руси христианство, и это имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, для укрепления единой Руси, для культурного подъема, для расширения политических и культурные связи с Византией и другими европейскими государствами.

Когда Древняя Русь приняла христианство, началось строительство каменных церквей. К участию были привлечены лучшие строители и художники того времени, которые использовали самые высокие художественные и технические достижения эпохи. Росписи и резьба по камню, украшавшие церкви, превратили их в уникальные произведения искусства.

Одновременно с возведением кирпичных церквей решалась основная задача градостроительства. Когда в центре Киева возвели первую каменную церковь — Десятинную церковь (989-996 гг. н. э.), — великий князь Владимир Святославич произвел значительные пристройки и укрепления самого города. Его сын, князь Ярослав Мудрый, продолжил традиции отца: территория кремля, или главного укрепления, была увеличена в восемь раз и обнесена новыми оборонительными валами. Именно в это время была построена митрополичья церковь — Софийский собор , главное монументальное сооружение города

Согласно летописям закладка Софийского собора была заложена в 1017 или 1037 году. Софийский собор , центральное сооружение Ярославова городка, был окружен кирпичными церквями, боярскими замками и посадскими жилищами.

Территория города была ограждена кирпичной стеной. В наши дни единственные уцелевшие реликвии XI века – это Софийский собор и развалины Золотых ворот — главного входа в древний Киев.

Древний Киев, 10-13 вв. Макет Деталь Город Ярослав. Художник Д. Мазюкевич:

Название собора «София» происходит от греческого слова «софия», что означает «мудрость». Посвященный «мудрости учения Христова», собор должен был, по словам его основателя Ярослава, прочно утвердить христианство. Являясь главным митрополичьим храмом Руси, Софийский собор в те далекие времена был общественным и культурным центром государства. Именно здесь была совершена церемония коронации, чтобы помазать и короновать князя, восходящего на Великий Киевский престол; именно здесь принимали иностранных послов; здесь проходило киевское вече (народное собрание) перед Софийский собор стены; здесь писались летописи, ибо Ярослав Мудрый основал в Софийском соборе первую библиотеку и скрипторий в Киевской Руси, первую, насколько нам известно.

Еще в XI веке Софийский собор был признан выдающимся шедевром искусства. Привет Марион, первый русский митрополит и выдающийся публицист своего времени, писал: «Церковь чуда и славы, на зависть всем странам окрестным, ибо иной такой не сыскать во всем мире от востока до запада».

Со своим многовековым прошлым Софийский собор пережил вражеские набеги, разграбление, частичное разрушение, ремонт и реконструкцию.

Во время взятия города ордами хана Батыя в 1240 году, в один из самых тяжелых периодов в истории Древней Руси, большая часть города была разрушена. Но Софийский собор остался стоять. Однако, разграбленный и опустошенный, Софиевский собор утратил былое величие, хотя по-прежнему оставался главным действующим храмом города. На протяжении XIV-XV веков киевлянам приходилось вести борьбу с литовскими и польскими феодалами, а также с крымскими татарами, разорявшими город грабительскими набегами. В 1416 г. Киев был разграблен и сожжен ханом Едигей, а в 1482 г. — Менглис-Гиреем.

Софийский собор. Рисунок А. ван Вестервельдта. 1651:

Иго польских феодалов усилилось в XVI веке. Оккупация украинских земель и навязывание населению римско-католической веры привели к включению Украины в 1596 г. в состав Брестской униатской религиозной общины, целью которой было объединение Православной и Католической Церквей под верховенством Папы Римского в Риме. . Католическая церковь и униатство начали искоренять православных. Захвачен униатами, Киевский Софийский собор пришел в полный упадок. Кровля обветшала, строгие арки монастыря были разрушены, многие росписи разрушены.

Однако в 30-х и 40-х годах XVII века Киевский митрополит Петр Могила отобрал у униатов Софийский собор и основал православный монастырь в составе церкви. В это время Софиевский собор был частично отремонтирован, пристроены деревянные монастырские постройки, а территория обнесена высоким деревянным забором. Петр Могила привлек к реставрации собора итальянского архитектора Октавиано Манчини.

XVII век известен национально-освободительной борьбой украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого и последовавшим за ней воссоединением Украины с Россией. Историческое решение Переяславской Рады было утверждено в 1654 году в году в Софийском соборе года. Воссоединение вызвало большой политический и культурный подъем на Украине.

В 17-м и 18-м веках интенсивное строительство с использованием камня и кирпича.

Деревянные постройки Софийского монастыря были уничтожены большим пожаром 1697 года. Однако через два года была начата реставрация собора и построены новые кирпичные строения вокруг Софийского собора по приказу Петра Великого. .

Новый монастырский комплекс был завершен только к 1767 году. Именно в эти годы были возведены около Софийского собора колокольня, трапезная, пекарня, митрополитская резиденция, Западные ворота (или Заборовские ворота), кирпичная стена монастыря, южная въездная башня, кельи соборных старцев и семинария. После реконструкции архитектурный стиль монастырских построек и внешний вид 9-го0003 Софийский собор отразил черты, характерные для украинского барокко XVII-XVIII вв. Частичные изменения были внесены и в 19 веке.

Получилась композиция изумительного архитектурного комплекса.

Софийский собор. Вид с площади Богдана Хмельницкого:

В 1934 г. учрежден Музей Софийского собора как особый архитектурно-исторический заповедник, включающий Софиевский собор и монастырские постройки 18 века.

Создание этого заповедника открыло новую страницу в истории Софийского собора . Открылись широкие возможности для исследования и реставрации памятников архитектуры и росписи собора. В этой важной работе приняли участие выдающиеся советские художники, архитекторы и ученые: И. Моргилевский, М. Каргер, Н. Кресальный, Ю. Асеев, В. Левицкая, В. Лазарев, С. Высоцкий, Л. Калениченко, Е. Мамалат, если упомянуть несколько. Современная школа украинских реставраторов и художников-монументалистов выросла из реставрация фресок и мозаик Софийского собора .

Проведенные научные исследования и реставрационные работы. достигли заметных результатов. В модели Софийского собора воссоздан первоначальный архитектурный проект, расчищены сотни метров стен для восстановления фресок XI в., выявлены фрагменты старинных мозаичных полов, расшифрованы средневековые граффити, остатки XI в. — На территории были обнаружены постройки 12 века, произведен ремонт реликвий 18 века. Годовые расходы, покрывающие стоимость работ, исчислялись большими суммами.

Создание Музея Софийского собора сделало этот шедевр искусства доступным для широкой публики. Его архитектура и настенные росписи служат эстетическому и патриотическому воспитанию людей, пробуждают уважение и почтение к сокровищам родины в культуре и искусстве. Долгое время на территории музея экспонировался только Софийский собор . Но в настоящее время идет работа по подготовке экспозиции памятников архитектуры XVIII века.

И все же Киевский Софийский собор остается самым важным экспонатом для экскурсий. Он привлекает бесконечный поток экскурсионных групп со всей Украины и из многих стран ближнего и дальнего зарубежья. Собор Святой Софии в Киеве ежегодно посещают более миллиона посетителей, стремящихся увидеть эту прекрасную жемчужину мировой культуры.

Войдите на территорию Музея Софийского собора через главные ворота под колокольней и начните экскурсию, пройдя Софийский собор заканчивая интересными памятниками 18 века.

Софийский собор — Вид на собор с юго-востока:

Подробнее:

— План музея
СТ. СОФИЙСКИЙ СОБОР
— Мозаика
— Фрески
— прочие детали
ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ XVIII ВЕКА на территории музея

Теги: построен Софийский собор в Киеве, строительство Софийского собора в Киеве, история Софийского собора Софиевский музей

Киевская София · РОССИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ · Россия в глобальной перспективе

До сноса

Современная реконструкция

Общий вид на интерьер собора и семья Виско Фреце 20159

Фреска ипподрома

Софийский собор в Киеве, Украина был построен в 1037 году при князе Ярославе Мудром и остается, «несмотря на некоторые барочные модификации в 18 веке, одним из лучших и наиболее прекрасные образцы раннерусско-византийской церковной архитектуры». [i] Киевская Русь была первым восточнославянским государством, в центре которого находился Киев, «Мать городов Руси».[ii] Под властью великого князя Ярослава, правившего с 1016 г. до его смерти в 1054 г. Киевская Русь «достигла пика своего культурного расцвета и военной мощи». племена пинценатов, имевших давнюю историю набегов на южные территории Киевской Руси. Чтобы отпраздновать свою решительную победу над Пинценатом, Ярослав приказал построить в Киеве Софийский собор (также называемый Софийским собором). Строительство собора длилось два десятилетия, и с 1633 по 1740 годы под руководством итальянского архитектора Октавиано Манчини также проводились крупномасштабные ремонтные работы. знаменателен тем, что знаменует собой одно из главных усилий Ярослава по распространению христианства на Украине, одну из главных целей его правления. Украина начала все больше отходить от язычества к православию, начиная с 9 в.88 г. и строительство Софийского собора в Киеве, а также программа Ярослава по переводу византийских религиозных книг на древнерусский язык были важным шагом в усилении власти русского православия над украинскими территориями.

Софийский собор имеет и эстетическое значение. В связи с распространением христианства по Украине византийские формы искусства также получили влияние в Украине в течение 10 90–180-х 90–181 веков. Софийский собор остается одним из лучших образцов мозаики и фресок в византийском стиле. Эти черты исключительно хорошо сохранились. Этот факт чрезвычайно впечатляет, если учесть, что Софийский собор пережил не только монгольское нашествие 1240 года, но и планы разрушения от рук советского правительства. В 1930-х годов советская власть снесла множество исключительных храмов 11 и 12 веков, в том числе Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве, и только всплеск «международных протестов [который] спас собор св. Софии той же участи».0007

Важным аспектом росписи Софийского собора является преобладание художественных изображений святых; действительно, «это внушительное количество святых является уникальной чертой фрескового ансамбля Святой Софии», что указывает на желание во время первоначального строительства собора подчеркнуть «недавно принятую христианскую веру». фресок, в том числе неполных или частично поврежденных, внутри собора насчитывается 250, и, вероятно, изначально их было примерно в три раза больше. Кроме того, интерьер Софийского собора также может похвастаться фресками, изображающими светские образы, в том числе сцены охоты, сражающихся воинов, византийский двор и ипподром в Константинополе, где император наблюдает за скачками из ящика. Эти светские фрески значимы тем, что «иллюстрируют историю политических контактов между Киевом и Византией».[vii] Ниже приведены ссылки на фотографии потрясающего интерьера собора:

Хотя Софийский собор в конечном итоге избежал участи сноса, на протяжении истории он подвергался многочисленным набегам и грабежам, особенно в четырнадцатом веке со стороны крымских татар. Кроме того, функция собора, а также люди, которые его используют, со временем изменились. Софийский собор служил в основном местом поклонения православных христиан, но в течение периода времени между образованием греко-католической церкви в 159 г. 6 и официального признания православия, а также освящения собора в 1632 г., Софийский собор был местом поклонения греко-католиков. В 1934 году советское правительство «преобразовало» собор из религиозного пространства в «государственный историко-культурный заповедник».[viii] Сегодня собор действует как музей, а также признан национальным заповедником украинским правительством. [ix]  Кроме того, Софийский собор также получил статус объекта Всемирного наследия, что свидетельствует о важности собора как физического воплощения «бурной истории города [Киева] и красоты архитектурного великолепия веков». прошло». [x]  Сегодня Софийский собор также является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Киева и «[был] видел множество церемоний, встречал известных сановников и был свидетелем событий, происходящих в стенах соборного комплекса». [xi] Собор представляет интерес и для тех, кто интересуется как украинской, так и русской историей, так как в нем находится могила князя Ярослава Мудрого, которым был построен собор и в честь которого он, хотя и косвенно, назван («София ” означает «мудрый» на греческом языке). По ссылке ниже показан вид собора с высоты птичьего полета, подчеркивающий его центральное положение в контексте современного Киева:

В то время как Софийский собор важен как оплот раннего украинского христианства, а также искусства украинского барокко, он также важен тем, как он воплощает особое чувство русскости в глобальном, и особенно украинском, воображении. . Поскольку Софийский собор был построен в период «золотого момента» Киевской Руси, когда это процветающее государство расширяло свое политическое и религиозное влияние на расширяющуюся географическую территорию, собор олицетворяет взгляд на Россию как на голодную и жаждущую роста его влияние в максимально возможной степени. Кроме того, советские планы снести собор, а также международные протесты, которые вызвали эти планы, отражают тот аспект русскости, который высмеивает и даже имеет тенденцию подавлять проявления других национальностей, кроме самой русскости. Таким образом, Софийский собор охватывает аспекты российской власти и господства, но также воплощает в себе более темные стороны русскости в глобальной перспективе, а именно стремление России расширить свое влияние географически, политически и идеологически, часто за счет других культур и народов.

[i] «Киев», Encyclopaedia Britannica .  Британская онлайн-энциклопедия, академическое издание . Encyclopdia Britannica Inc., 2014 г., http://www.britannica.com/EBchecked/topic/317542/Kiev (30 марта 2014 г.).

[ii] Там же.

[iii] «Выдающиеся русские: Ярослав Мудрый», Russiapedia . Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости», 2011 г., http://russiapedia.rt.com/prominent-russians/history-and-mythology/yaroslav-the-wise/ (30 марта 2014 г.).

[iv] «Св. Софийский собор — древнейший собор Киева», Ukraine.com: Украина, канал . NewMedia Holdings, Inc., 2014 г., http://www.ukraine.com/religious-sites/st-sophias-cathedral/ (30 марта 2014 г.).

[v] «Украина», Британская энциклопедия. Британская энциклопедия онлайн, академическое издание . Encyclopædia Britannica Inc., 2014 г., http://www.britannica.com/EBchecked/topic/612921/Ukraine (30 марта 2014 г.).

[vi] «Иконография ансамбля мозаик и фресок», Музей Софийского собора .