Содержание
Фоторепортаж не для слабонервных: подземные кладбища Парижа
Автор: Денис Блищ. Фото: Onliner.by
130 ступенек вниз по узкой стальной винтовой лестнице. От монотонности спуска и постоянного поворота по часовой стрелке начинает кружиться голова, но останавливаться нельзя — за тобой тоже идут люди и в таком тесном пространстве легко образуется пробка. Наверху у лестницы висит плакат, на разных языках предупреждающий об опасности для тех, кто страдает легочными, сердечными и нервными заболеваниями. Мы в знаменитых катакомбах Парижа, месте, где обрели свой покой 6 миллионов человек.
Лувр, Нотр-Дам и Версаль, безусловно, главные жемчужины туристской части столицы Франции. Но ежедневно неподалеку от станции метро Данфер-Рошфо на площади со львом Бартольди собирается очередь из нескольких сотен человек: все они терпеливо ждут возможности спуститься на несколько десятков метров под землю, чтобы пройтись по мрачным улицам скрытого от глаз Парижа.
Очередь продвигается быстро. Мы приехали за полчаса до открытия катакомб и менее чем через пятьдесят минут оказались перед билетной кассой. Над ней висит табло, демонстрирующее количество уже вошедших туристов: одновременно в подземельях разрешено присутствие только двух сотен человек, мы стали 162-м и 163-м за это утро. За нами зайдет еще три десятка посетителей, и ворота на время закроются.
Стальные ступени гремят под ногами. В воздухе ощутимо повышается влажность, становится чуть труднее дышать, и, конечно, накатывает небольшое волнение. Клаустрофобам здесь категорически нечего делать — проход настолько узкий, что одежда задевает стены, а голова высокого человека — потолок.
Наконец спуск окончен. Перед нами предстает длинный проход, слабо освещенный фонарями. Электричество сюда провели еще в XIX веке, хотя, конечно, никто не опутывал проводами все катакомбы — их длина оценивается в 200—300 километров, а для посетителей открыты всего 2. На стене висит схема, наглядно демонстрирующая, как глубоко мы спустились: под поверхностью улицы нарисован тоннель метро, чуть ниже — тоннель городской электрички RER, и только потом катакомбы.
Конечно, эти подземные тоннели не являются природными. Катакомбы образовались вследствие разработки пород для строительства домов и прочих сооружений: сначала парижане древности пользовались для этого открытыми месторождениями, но со временем их стало не хватать. Город требовал все больше известняка и гипса, рабочим приходилось спускаться все глубже, и в конце концов открылись многочисленные шахты.
Под ногами поскрипывает галька, отколовшаяся от стен и потолка. Мы идем по коридору, прислушиваясь к звукам — голосам туристов и гулу метро, тоннели которого в некоторых местах соединены с катакомбами. Как уже говорилось выше, для туристов оборудовано около 2 километров коридоров, и первая их часть представляет собой ничем не примечательные пустоты. Единственные любопытные артефакты — таблички с названиями улиц, которые проходят над этим местом сверху.
Кое-где попадаются высоченные галереи, где-то — предметы творчества рабочих прошлого. Вырезанные из камня замки и церкви, травертины со стекающей водой и какие-то абстракции. В XV веке катакомбы решено было значительно расширить, углубившись на уровень ниже. Так образовались двухэтажные коридоры, но проход вниз закрыт решетками.
Вообще посещение нетуристических мест строго запрещено французскими законами, в катакомбах даже работает по-своему уникальная полиция, патрулирующая подземные ходы с 1980 года. Однако это не останавливает многочисленных диггеров, регулярно «забрасывающихся» в подземелья Парижа в поисках острых ощущений. У них даже есть свод неписаных правил, запрещающих, например, разрисовку стен и оставление мусора после своих вечеринок.
Кстати, документально известно, что один из таких «диггеров» древности — сторож местной церквушки — повадился подземельями добираться до подвалов аббатства пополнять собственные запасы вина. Очередной поход закончился трагично: скелет бедняги был найден только 11 лет спустя…
Катакомбы естественным образом разрушаются. Людовик XVI издал 250 лет назад указ, направленный на укрепление сводов и потолков. Париж уже тогда настолько вырос, что тоннели, бывшие когда-то довольно далеко за городом, оказались полностью под столицей Франции. Город знавал страшные обвалы, гибли дома и люди; самые большие катастрофы произошли в 1774 и 1784 годах, но к ним мы еще вернемся, когда уже будем около выхода из подземелья.
Безусловно, основной туристический потенциал, если можно так сказать, заложен, в прямом и переносном смысле, в оссуарии, хранилище костей, входящем в состав катакомб. Это подземное кладбище, созданное в XVIII веке в ходе «уплотнения» традиционных наземных погостов. Дело в том, что исторически католическая церковь поощряла захоронения около храмов и за тысячу лет скопилось огромное количество усопших в землях Парижа.
Поводом начать осваивать заброшенные уже к тому времени катакомбы стал один случай. Крупнейшее в стране кладбище Невинных вмещало по разным оценкам от 2 до 2,5 млн скелетов, а ограждено от города было стеной. Стена рухнула, размытый дождями грунт понес останки в сторону жилых домов, затопил подвалы, спровоцировал вспышки инфекций. Так было принято решение перенести в катакомбы это, а затем и многие другие, более мелкие, кладбища. Кости тщательно дезинфицировались, опускались под землю на глубину 20 метров, складировались вдоль стен. К слову, дезинфекция лишней не была: только на Невинных нашли свой покой 50 тысяч жертв бубонной чумы XV века.
Перед входом на камнях вытесана надпись «Остановись! Впереди Империя смерти», но туристы не обращают на это внимания. Всем хочется взглянуть на царство мрака и покоя, в котором «живут» не только простые парижане, жертвы болезней, войн, революций, даже Варфоломеевской ночи, но и их известные сограждане. Где-то в грудах костей останки Робеспьера, Фуке, Лавуазье, Паскаля, Рабле.
Любопытно, что известное на весь мир эстетическое начало французской нации нашло свое отражение даже здесь, в мире мертвых. Аккуратные ряды костей, фигурно выложенные черепа, кладки в форме бочки, храма, «домика» — хаос можно разглядеть, только если подняться на цыпочках и заглянуть дальше.
Почти у каждого сектора установлено одно на всех надгробие, сообщающее, в каком году и какого числа сюда были перевезены останки. Указана и церковь, кладбище которой было очищено от костей.
Многочисленные туристы бродят меж рядов останков и о чем-то говорят на своих языках. Атмосферы траура в катакомбах не наблюдается: наверное, никто из присутствующих не чувствует, да и не может почувствовать сопричастности к этим миллионам усопших из далекого прошлого. Некоторым костям — более тысячи лет! Везде расставлены таблички, запрещающие трогать руками останки. Многих это не останавливает: туристы берут в руки черепа и берцовые кости, внимательно рассматривают их при свете мобильников. Видимо, сувениры на память тоже забирают постоянно.
Жутко, но интересно рассматривать черепа: на многих вмятины от удара чем-то тяжелым (а возможно, «ранение» получено при транспортировке с кладбища) и даже пулевые отверстия. Как уже говорилось выше, катакомбы Парижа хранят в себе жертв многих войн и революций.
Постепенно тоннель сыреет. Катакомбы очень страдают от грунтовых вод, некоторые тоннели и вовсе затоплены, образовались даже небольшие озерца, в которые иногда погружаются аквалангисты, а пока у нас под ногами лужицы. Потолки усеяны мелкими сталагмитами, с них постоянно срываются капли. Кости в этом участке темные, почти черные, от сырости, скопившейся в них.
Тоннели, по которым мы идем, являются последними в туристической цепочке, вскоре склады останков заканчиваются и посетители попадают в широкий зал с очень высоким потолком. Это как раз то место, где когда-то случился обвал, повлекший разрушения и смерть на поверхности. Вот ведь судьба: жить над подземным кладбищем и против своей воли найти упокоение именно в нем.
…80 ступеней вверх по узкой стальной винтовой лестнице. От монотонности подъема и постоянного поворота против часовой стрелки начинает кружиться голова, но останавливаться нельзя — за тобой тоже идут люди и в таком тесном пространстве легко образуется пробка.
Солнечный свет, неожиданно появляющийся за поворотом, сначала больно режет глаза, но к хорошему быстро привыкаешь. Ощущения от подъема на свет божий просто невероятные: контраст между шумным «живым» Парижем и Парижем «мертвым» там, внизу, поразителен. Даже сувенирная лавка, торгующая шуточными черепушками и магнитиками-ребрами, несмотря на, казалось бы, траурный ассортимент, полна жизни.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]
Катакомбы Парижа: описание, история, фото
Катакомбы Парижа
Содержание статьи
- 1 Катакомбы Парижа: достопримечательность не для слабонервных
- 2 Вначале были камни
- 3 Кладбищенские истории
- 4 Первые поселенцы оссуария
- 5 Прогулка в городе мертвых
- 6 И живые находят тут временное пристанище
- 7 Сверхъестественное парижских катакомб
- 8 Катакомбы Парижа на карте
- 9 Катакомбы Парижа Видео
Катакомбы Парижа: достопримечательность не для слабонервных
Любители острых ощущений обязательно включат катакомбы Парижа в программу осмотра любопытных мест, чтобы пощекотать нервишки, окунувшись в таинственную атмосферу прошлого.
Катакомбы в Париже
Если не боитесь призраков и могил, спуститесь в подземелье, чтобы соприкоснуться с потусторонним, ощутить дыхание и запах смерти, посмотреть в глаза тем, кто давно переправился на другую сторону реки Стикс, и разгадал тайну загробной жизни.
Билеты в катакомбы Парижа без очереди можно купить здесь
Вначале были камни
Подземный город мертвых появился в конце XVIII столетия, но началось все гораздо раньше и довольно прозаично – с добычи камня. До Х столетия разработки велись на левом берегу Сены, затем перекинулись на правый берег. До конца века камень добывали на поверхности, но его запасы стали истощаться, и решено было углубиться под землю.
Катакомбы Парижа (фото)
Людовик XI проявил щедрость и отдал прилегающие к замку Воверт территории ради вырубки известняка. В центре, где сейчас раскинулся Люксембургский сад, некогда начались первые подземные работы.
Далее новые шахты стали расходиться лучами, и идя по улицам Сен-Жермен-де-Пре, Вожирар, Сен-Жак и Гобелен, а также вдоль лечебницы Валь-де-Грас, помните, что в нескольких метрах под вами притаилась другая, скрытая от любопытного взора часть Парижа.
Катакомбы Парижа (Франция)
Когда стали образовываться большие пустоты, им стали находить полезное применение. Это оказались отличные погреба, а потому в 1259 году монахи, чьи монастыри находились в непосредственной близости от пустых шахт, превратили их в винные подвалы.
Читайте также: Эйфелева башня: описание, история, высота, фото
Но город рос, и к XVII столетию его границы пересеклись с каменоломнями. Пригород Святого Виктора, который сейчас соединяет восточную периферию от Рю-дез-Экольсюгом до Жоффруа Сент-Иллер; а также улица Сен-Жак и территория Сен-Жермен-де-Пари превратились в наиболее коварные зоны, фактически нависая над бездной.
Катакомбы
Когда угрозу обвалов уже нельзя было игнорировать, Людовик XVI весной 1777 года приказал организовать Генеральную инспекцию, чтобы она вплотную занялась каменоломнями. Работает она и сейчас, а ее главная задача – заниматься укреплением шахт, чтобы задержать и предотвратить их разрушение, что в последнее время стало главной проблемой из-за подземных течений Сены, настойчиво затопляющих усыпальницу.
К сожалению, инженерная мысль современной инспекции не идет дальше бетона, которым попросту заливают проблемные ниши. Таким образом, погребены и стали потеряны навсегда гипсовые каменоломни северного Парижа, а вода тем временем находит для себя другие лазейки.
Кладбищенские истории
Церковь всегда трепетно относилась к соблюдению собственных интересов, а потому всячески приветствовала захоронения на прилегающих к ней землях. Место на кладбище и отпевание были одним из видов дохода, а учитывая высокую смертность, это был немаленький куш.
Париж Катакомбы
Судите сами: антисанитария; медицина на зачаточном уровне, да и та больше карательная, нежели исцеляющая; только бубонная чума 1418 года принесла урожай из 50 000 трупов. А если случался период слишком долгого воздержания, всегда можно было устроить Варфоломеевскую ночь, что и случилось в 1572 году, принеся на кладбища церквей более 30 000 погибших.
Кладбище Невинных обслуживало 19 церквей, работая с XI столетия, и можно только представить плотность его «населения». К XVIII веку в каждой могиле лежало порой по 1 500 тел из разных отрезков времени.
Парижские Катакомбы
Вглубь такие братские могилы уходили на 10 метров, а верхний слой земли не превышал 2-х метров. На 7 000 кв. м общее количество тел составляло более двух миллионов, и естественно, что скоро ситуация вышла из-под контроля – миазмы заполнили Париж, с новой силой вспыхнули инфекции, даже вино и молоко не выдерживали, начиная скисать.
Кроме того, кладбище стало излюбленным местом для сомнительных личностей: бездомных, разбойников и даже ведьм с колдунами.
Первые поселенцы оссуария
Церковь долго защищала свои владения, но вынуждена была подчиниться указу парижского парламента, который в 1763 году запретил и дальше хоронить в городе. И все же кладбище просуществовало до 1780 года, пока отделяющая его стена не рухнула, заполнив подвалы ближайших домов нечистотами, болотом и останками мертвых.
Катакомбы в Париже (фото)
Это событие положило начало новой системе – захоронения в жилой части решительно запретили, а прах из могил отправили на глубину 17,5 метров в бездействующие карьеры Томб-Исуар. Больше года ушло на то, чтобы собрать, подвергнуть дезинфекции и выложить кости в их новом доме.
Когда с кладбищем Невинных разобрались, в очередь выстроились еще 17 больших и 300 мелких погостов.
Катакомбы
Санитары города работали ночью, способствуя рождению легенд с налетом мистики. Так появились катакомбы под Парижем, куда сегодня стремятся попасть туристы, мужественно выстаивая длинные очереди у павильона возле метро Данфер-Рошро. Как только увидите льва знаменитого скульптора Бартольди, значит, вы у цели.
Прогулка в городе мертвых
Начиная спуск в подземелье, вы пройдете 130 ступеней, уходя на 20 метров вглубь по винтовой лестнице, и ощущая постепенное снижение температуры (внизу она постоянно держится +14).
Достопримечательности Парижа (Катакомбы)
Внизу вы окажетесь в преддверии царства духов, но до самого склепа еще надо пройти по узкому длинному коридору, который постоянно ответвляется, приглашая свернуть направо или налево. Но вам надо следовать за своей группой, не выходя за пределы туристической зоны, чтобы бригада полиции не выписала вам штраф как минимум на 60 евро.
Создана эта полиция специально для катакомб еще в 1955 году. И не зря, поскольку до того, как из подземелья сделали музей, в его лабиринтах потерялось множество людей. Сторож Филибер Аспер, который работал при храме Валь-де-Грас в 1793 году, решил поживиться вином, хранящимся в погребах.
Париж Катакомбы
Неизвестно, нашел он вожделенный напиток или нет, но выход из хитрого переплетения коридоров он точно потерял. Останки бедняги нашли спустя 11 лет, а клочки одежды и связка ключей стали опознавательным знаком его личности.
Миновав несколько залов, вы попадаете в склеп, по бокам которого, словно стражи, стоят черные с белым колонны, напоминающие монашеское одеяние, а на балке между ними можно прочитать: «Остановись! Тут Империя смерти». В этот момент неизменно вспоминается еще одна цитата: «Оставь надежду всяк сюда входящий!».
Парижские Катакомбы (фото)
Подобные предостережения только подстегивают и дальше смотреть Катакомбы Парижа, невзирая на другие таблички, предупреждающие о тленности бытия.
Продвигаясь дальше, невольно проникаешься царящей внутри атмосферой, прислушиваясь к равномерному шуршанию гравия под ногами, одиноким каплям где-то вдалеке. Тусклое желтоватое освещение и пустые глазницы шести миллионов местных обитателей заставляют задуматься о смерти во всех ее проявлениях.
А ведь когда-то все эти черепа и кости были живыми людьми, которые мечтали, любили, плакали, боялись, страдали, строили планы, о чем-то сожалели или радовались, смеялись.
Катакомбы Парижа
На фото Катакомбы Парижа передают лишь небольшую часть тех эмоций, которые испытывает человек, спускаясь в некрополь. Только представьте – он занимает около 11 000 кв. метров по площади, а протяженность тоннелей – до 300 км.
Обойти и обслужить такую территорию невозможно, а потому для посещений облагородили маршрут, занимающий 1,7 км, что тоже немало. На ее осмотр обычно уходит около 45-и минут.
Карта Парижских Катакомб!
Говорят, что «дикие» места сплошь усеяны костями в хаотичном порядке, и до них никому нет дела. В тишине, покое и мраке отдыхают окончившие свою земную юдоль парижане, жившие в далекие времена. Какие мысли, страхи и чаянья испытывали они при жизни?
Глядя на них, хочется рассмотреть их настоящие лица. Кто знает, возможно, вы всматриваетесь в глазницы поэта Шарля Перро, самого могущественного и состоятельного человека своей эпохи – Николя Фуке, известного революционера – Максимилиана Робеспьера или Луи Антуана де Сен-Жюста. Возможно, из-за ширмы потустороннего мира на вас взирает Блез Паскаль – философ, математик, великий литератор, физик и механик.
Париж Катакомбы (фото)
Еще много знаменитых личностей нашли покой в городе мертвых. Но где те, кому некогда поклонялась вся Франция и даже мир, определить невозможно, поскольку их кости давно смешались с другими, чей безымянный прах ровными рядами уложен в бесконечных коридорах вдоль сырых стен.
И живые находят тут временное пристанище
В разные времена Парижские катакомбы служили не только усыпальницей мертвым, живые тоже находили им практическое применение. Так, в период Второй мировой тут размещался тайный бункер фашистов. Но самое поразительное, что соседями им был центр французского Сопротивления, который находился всего на расстоянии 500 метров от них.
Подземные катакомбы Парижа
В свое время Бонапарт Наполеон тоже любил принимать высокопоставленных гостей в той части галереи, куда было подведено освещение. Во времена холодной войны над миром нависла угроза ядерной бомбардировки, и на этот случай в катакомбах были обустроены бомбоубежища.
Поскольку подземелье всегда держит одну температуру и влажность, это идеальный климат для выращивания шампиньонов – излюбленного продукта французской кухни.
Сверхъестественное парижских катакомб
Пришло время узнать некоторые ужасы про катакомбы Парижа, которые неизменно должны были родиться в течение истории их существования. Многие считают невероятным тот факт, что несчастные, заблудившиеся в многочисленных лабиринтах, так и не были найдены.
Катакомбы в Париже
Конечно, непосвященным сложно ориентироваться в столь мрачном месте, но если они погибли, куда подевались тела?
На юге Парижа находится парк Монсури. Но он известен не только своим прозвищем «Мышиная гора», памятным знаком Парижского меридиана из камня, большой территорией, и живописным прудом.
Говорят, что время от времени в нем замечают странную тень, очень быструю и загадочную. Ее обиталище – подземные галереи, пролегающие под парком. Появление тени всегда неожиданно, сопровождается трупным запахом и жутким холодом.
Катакомбы в Париже
Рассмотреть ее невозможно, а лишь уловить периферийным зрением, но это не сулит ничего хорошего. Считается, что этот фантом – вестник скорой смерти.
Еще, если верить руководству и членам труппы Гранд-оперы, призрак оперы вполне реален. Он навечно зарезервировал себе ложу №5 первого яруса, и в нее никогда не продают билеты зрителям. Когда представление заканчивается, он уходит в катакомбы до следующего раза.
Подземелье в Париже
За многие годы накопилось немало случаев соприкосновения с загадочными явлениями, которые парижане объясняют активностью обитателей подземного города.
Так, в марте 1846 года одна из газет описала в рубрике судебной хроники необычный эпизод, который так и не удалось раскрыть. В ней говорилось, что на месте строительной площадки, где сносились старые дома, чтобы проложить новую улицу Кюжас, которая соединит Пантеон и Сорбонну, несколько ночей кряду происходило странное.
Площадка эта принадлежала торговцу деревом – Лериблю, а рядом с ней стоял одинокий дом, который и стал объектом нападения. С наступлением темноты на дом начинали падать камни, причем настолько крупные и с такой мощью, что подобное не под силу ни одному человеку.
Парижские катакомбы (фото)
Строение понесло значительные повреждения: выбитые окна, поврежденные рамы и искореженные двери. Чтобы поймать преступника был прислан полицейский патруль, а ночью во двор пускали злых псов, но и это не помогло. Кто был виновником вандализма, так и не удалось установить, поскольку атаки прекратились так же внезапно, как начались.
Мнение мистиков по этому поводу едино – строительные работы растревожили души мертвых из катакомб, и они пытались прогнать нарушителей покоя.
Тайны катакомб Парижа
Каждая история будоражит воображение и толкает искателей приключений в Парижские катакомбы за порцией адреналина. Но авантюристов не привлекают «прилизанные» коридоры, им подавай дикие, нехоженые места. Катафилы и диггеры проникают туда сквозь канализационные люки или тоннели метро, но вот обратную дорогу найти удается не всем.
Катакомбы Парижа на карте
Эта тема не раз вдохновляла писателей, кинематографистов и создателей компьютерных игр на собственные сюжеты с мистикой, тайнами и приключениями героев.
Катакомбы Парижа – самая экзотическая часть истории, придающая городу нотку загадочности. Без сомнений, если вы не слишком впечатлительны, не страдаете сердечными заболеваниями, и у вас нет проблем с дыханием, вам стоит увидеть место последнего упокоения средневековых парижан, и возможно, вы узнаете некоторые их тайны.
Катакомбы Парижа Видео
Точный Адрес: 1 avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy — 75014 Paris
Время Работы: Вторник — Воскресенье с 10:00 до 20:30 (касса закрывается в 19:30)
Катакомбы открыты: 14 июля, 1 ноября и 11 ноября
Катакомбы закрыты: По Понедельникам и некоторым праздникам 1 мая и 15 августа
Официальный сайт: http://www. catacombes.paris.fr/
Фотогалерея катокомбы Парижа
1 of 21
Читайте также: Как добраться до башни Монпарнас?
Читайте также: Что следует знать о Елисейских полях?
Читайте также: Список смотровых площадок в Париже + фото и панорама
Автор: Лора Мур
Невидимый город под Парижем
Карта состоит из шестнадцати ламинированных страниц в стиле канцелярской бумаги, или около десяти квадратных футов, если сложить страницы вместе. Мне дали его при условии, что я не передам его. Она не похожа ни на одну карту, которую я когда-либо видел, а в свое время я видел несколько странных карт. План надземного города тщательно прочерчен бледными серебристо-серыми чернилами, так что, если читать только для серых, можно различить слабые следы многоквартирных домов и посольств, парков и декоративных садов, бульваров и улиц, церкви, железнодорожные пути и вокзалы, все парящие там, запутанные и нематериальные.
Настоящее содержание карты — топография, нанесенная на нее черным, синим, оранжевым и красным цветом — это невидимый город, царство, из которого на протяжении веков блок за блоком высекался и рисовался верхний город. Этот невидимый город следует иным законам планирования, чем его наземный аналог. Его туннельные улицы часто изгибаются и извиваются или ведут в тупик. Некоторые из них загибаются назад, как кнуты. На перекрестках могут расходиться три-четыре улицы-туннеля. Почти по всей мозаичной карте с юго-запада на северо-восток проходят узкие шоссе. Есть необъяснимо разорванные сетки улиц или узлы, где встречаются спицы разных туннелей. От некоторых туннелей отходят камеры неправильной формы с десятками маленьких сообщающихся комнат.
Названия мест на карте пересекаются с целым рядом культурных регистров, от классических до сюрреалистических и военно-промышленных. Комната кубиков. Бутик Психоза. Перекрёсток Мертвых. Медуза. Бункер под горой. Монастырь медведей. Оса Арида. Комната Z. Affordance указана на карте рукописными словами: «Низкая», «Совсем низкая», «Очень низкая», «Узкая», «Затопленная», «Непроходимая», «Непроходимая». Иногда приводятся более подробные сведения: «Влажный и неустойчивый район (иногда затопляемый)»; «Красивая галерея со сводами и выступами». Chatières ”—откидные створки—отмечают точку поперечного перехода между туннелем и туннелем или между туннелем и камерой. Другие подписи приукрашивают места соприкосновения между верхним городом и невидимым городом («Дыра в небо») или между уровнями («Крошечная дыра в земле, уходящая в опасный нижний уровень»). По карте разбросаны маленькие чернильные черепа с костями и лаконичные предупреждения об опасности: «Cave-in»; «Открыть колодец: опасно»; «Разрушающийся потолок».
Кое-где картуши в коробках предлагают рассказы об отдельных местах. Синяя роза ветров с оранжевой стрелкой, направленной на север, накладывается на пустой участок каждой страницы, и каждой странице дается название района. Шрифт прекрасный, шрифт с засечками, который я не узнаю. Общая эстетика хладнокровно современна, а сама картография представляет собой элегантное сжатие. Авторство приписывается только коллективу под названием Nexus — «связь или связи между частями системы или группой сущностей». Я восхищаюсь работой его анонимных создателей.
В тот день, когда мы впервые спустимся в невидимый город, над низинами к северу от точки входа сгущаются облака замка. Ровные поля, церковные башни с квадратными шпилями, ряды тополей, фермы с красной черепицей. Последний раз, когда я вижу солнце, это пламя на западе под дождевыми облаками. В сумерках мы пробиваем дверь в стене с надписью « Interdit d’entrer », проскальзываем через дыру в сетчатом заборе, карабкаемся к железнодорожным путям и с хрустом бредем по рельсам к кирпичной арке туннель. Берега вырубки запутаны акациями и дикими клематисами. Многоквартирные дома возвышаются над вырубкой с обеих сторон. Оказавшись в железнодорожном туннеле, мы держимся между путями, потому что то немногое, что там есть, блестит на металле и указывает нам путь.
Впереди, в темноте, стая светлячков: мягкие оранжевые огоньки качаются в черном воздухе. Мы подходим ближе, и тела постепенно прилипают к огням, которые представляют собой обнаженное пламя карбидных ламп, установленных на людях, слоняющихся по одной стороне туннеля. Они стоят вокруг, курят и разговаривают, карбидные канистры пристегнуты к поясу, а трубы, ведущие к горелкам, привязаны к их головам. Из горелок шипят два рога оранжевого пламени, низкой температуры, но высокой яркости. Они приветственно кивают нам, бормоча что-то по-французски и по-английски. Внизу, на уровне пути, там, где одна сторона туннеля начинает подниматься, находится неровная дыра в земле, достаточно широкая, чтобы пропустить человека. В нескольких ярдах справа я вижу очертания того, что когда-то было похожей дырой, теперь забитой свежим на вид бетоном.
Я пришел в катакомбы с двумя друзьями — назовем их Линой и Джеем. Джей — спелеолог, стремящийся расширить свои исследования городских систем. Он забавный, невозмутимый и сильный. Лина — лидер нашей группы, и она была здесь много раз. Она увлечена катакомбами, особенно сохранением и документированием их быстро меняющихся характеристик с помощью фотографий и ведения записей. На губах у нее яркая помада, а свои кудрявые каштановые волосы она завязывает сзади, чтобы они не попадали в туннели. Под землей она спокойна и хладнокровна в принятии решений, теплая и щедрая в своих знаниях и в том, что она делится этим пространством. Без доверия Лины я бы не смог получить доступ к «сети», как она ее называет. Мне повезло быть с ней.
«Катафлики спустились и заполнили этот», — говорит Лина, указывая на затыканную дыру на уровне пути. «Поэтому катафилы зажгли огонь, чтобы смягчить камень, а затем использовали кирки, чтобы открыть этот новый. Вероятно, сейчас это самый безопасный вход и выход, но мы планируем выходить через люк всякий раз, когда будем выходить. Она с улыбкой указывает на туннель, затем пробирается ногами вперед в неровную дыру, поднимает руки над головой и исчезает.
Все города являются дополнениями к ландшафту, которые требуют вычитания из других мест. Большая часть Парижа была построена из его собственного подземелья, блок за блоком высечена из скалы и вытащена для отделки и размещения. Подземная добыча камня началась в тринадцатом веке, и лютецианский известняк использовался при строительстве таких знаковых зданий, как собор Нотр-Дам, Лувр и церковь Святого Евстафия. Результат более чем шестисотлетней добычи таков, что под южной частью верхнего города существует его негативный образ: сеть из более чем двухсот миль галерей, комнат и залов, простирающихся под несколькими округами. Эта сеть vides de carrières — карьерные пустоты, катакомбы, которые вместе составляют подземное пространство, примерно в десять раз превышающее площадь Центрального парка.
Технологии добычи полезных ископаемых со временем изменились на удивление мало. Шахты были вбиты на шестьдесят футов или около того вниз к слоям известняка, затем оттуда были прорублены туннели в поперечном направлении, следуя за слоями. Там, где были раскопаны большие помещения, каменные столбы для поддержки потолков оставались необработанными. Стандартный туннель был урезан до шести футов в высоту и трех футов в ширину: достаточно, чтобы вместить человека, толкающего тачку, заполненную камнем. Династии каменоломен приходили и уходили, передавая навыки от отца к сыну, расширяя лабиринт.
На протяжении столетий добыча полезных ископаемых плохо регулировалась и практически не наносилась на карту. Затем, в середине восемнадцатого века, обширные подкопы начали иметь последствия для верхнего города, вызвав провалы воронки, известные как fontis , которые, как считалось, имели дьявольское происхождение. Карьерные пустоты начали мигрировать на поверхность; подземный город начал поглощать своего близнеца. В 1774 году фонтанов за считанные секунды поглотили тротуары, дома, лошадей, телеги и людей. Местом провала была, прежде всего, Рю д’Энфер — улица Ада. Затем последовало несколько небольших обвалов, и по городу распространилась паника из-за неизвестности масштабов невидимой опасности.
В ответ Людовик XVI вскоре после вступления на престол создал инспекционную группу для «каменоломен под Парижем и окрестными равнинами», которую возглавил главный инспектор по имени Шарль-Аксель Гийомо и которому было поручено регулировать работу каменоломен в целях общественной безопасности. . Именно Гийомо инициировал первое картографирование сети пустот с целью консолидации существующих пространств и регулирования дальнейшей добычи полезных ископаемых. Была создана подземная система градостроительства, в соответствии с которой камеры и туннели были названы в соответствии с улицами над ними, создавая таким образом зеркальный город, а земля служила линией симметрии. «Париж имеет под собой другой Париж, — писал Виктор Гюго в «Отверженных» о канализационной системе, — у которого есть свои улицы, свои перекрестки, свои площади, свои тупики, свои артерии и свое кровообращение».
Именно Гийомо в середине 1780-х предложил использовать пустоты карьера для хранения. А то, что срочно нужно было сохранить, так это мертвый Пэрис. Самые ранние важные городские могильники, основанные в римскую эпоху, располагались на южной окраине города, как он тогда стоял. Но по мере того, как Париж расширялся, он стал хоронить большинство своих тел на кладбищах в пределах его границ, особенно на главном кладбище Святых-Невинных, недалеко от центральной рыночной площади Ле-Аль. Результатом на протяжении веков было растущее избыток мертвых. Святые-Невинные стали местом упокоения миллионов тел.
Мертвые парижане давили на живых парижан. В 1780 году стена подвала в имении, примыкающем к Святым-Иннокентиям, прогнулась под тяжестью братской могилы за ней, и в пространство высыпались кости и земля. Очевидно, что для этой проблемы перенаселения требовалось радикальное решение.
Так начался один из самых примечательных эпизодов в истории Парижа. В 1786 году начался процесс эвакуации городских кладбищ, склепов и гробниц и переноса останков более шести миллионов трупов в район карьеров, известный как Томб-Иссуар, который вскоре стал Катакомбами, на территории, которая тогда была равниной Монруж. . Для этой задачи была создана мрачная, ритуализированная производственная линия, в которую входили землекопы, уборщики, штабелеры, водители, носильщики и надсмотрщики. Каждую ночь в течение многих лет запряженные лошадьми погребальные фургоны с костями выкопанных мертвецов, покрытые тяжелыми черными тканями, в сопровождении факелоносцев, а за ними священников, которые отпевали Мессу Мертвых, цокали по улицам от кладбищ до церкви. Tombe-Issoire, где они избавились от своего содержимого. В туннелях рабочие сортировали останки мертвых, складывая их по костям в компактные стеллажи и штабеля. В расположении этих костей возникли второстепенные формы народного творчества: сомкнутые ряды бедренных костей, их блестящие линии, разделенные рядами черепов, все обращенные глазницами наружу.
Отложение костей в катакомбах продолжалось в течение девятнадцатого века, но добыча каменоломен сократилась по мере разработки лучших месторождений известняка. Способные к адаптации карьеристы сделали карьеру в сельском хозяйстве, сдав в аренду некоторые пустоты карьера под грибные поля; сырые и темные, эти места были идеальной средой для выращивания шампиньонов, проросших из рядов конского навоза. Во время Второй мировой войны французское Сопротивление отступило в участки туннелей в течение нескольких месяцев после оккупации. То же самое делали гражданские лица во время воздушных налетов, а также офицеры Виши и вермахта, которые построили бомбоубежища в лабиринте под Шестым округом.
После войны культ катакомб начал расти. Все большее число людей вовлекалось в них с целью сокрытия, преступления или удовольствия. Этих пользователей сети стали называть «катафилами» — «любителями нижнего». В 1955 году доступ к сети катакомб был объявлен незаконным, за исключением небольшой площади выставочных оссуариев, которые оставались открытыми для целей туризма. Попытки охранять пространство были формализованы: специальные полицейские, получившие прозвище «катафлики» и «катакопы», были обучены географии сети. На основных подземных путях были сооружены ограждающие стены, а входы в сеть (тоннели, ворота, люки) заварены и заперты. Но катафилы продолжали прибывать. Ибо лабиринт предлагал пространство, в котором могли развиваться парижские субкультуры. Это стало — и остается — тем, что анархист-теоретик Хаким Бей называет «временной автономной зоной»: местом, где люди могут соскользнуть в другую идентичность, принять новые способы существования и отношений, стать изменчивыми и дикими способами, которые ограничены поверхность.
Путеводитель по парижским катакомбам для туристов – Блог
Париж – один из величайших средневековых городов Европы. Как и в Риме, в нем есть обширные проходы и каменоломни, называемые катакомбами. Считается, что этот лабиринт туннелей покрывает около 800 гектаров — это почти 2000 акров — под городом, хотя только небольшая часть исследована и открыта для публики. Несколько лет назад правительство выделило небольшую безопасную часть проходов протяженностью 200 миль для посетителей. Парижские катакомбы привлекают посетителей со всего мира, предлагая им испытать темную сторону прекрасного Города Света.
Эта туристическая достопримечательность, официально именуемая склепом Денфер-Рошро или, чаще, парижскими катакомбами, представляет собой отличный опыт для всех, кто ищет необычных впечатлений, но она обязательна во время вашего тура по Парижу. Вот что вы обнаружите, когда посетите парижские катакомбы.
Как и следовало ожидать, здесь много скрытой истории.
Катакомбы не всегда были всемирной достопримечательностью, хотя впервые они были открыты для публики (по предварительной записи) еще в 1809 году.. До Французской революции катакомбы использовались как могильники, чтобы ограничить распространение болезней, возникших на переполненных кладбищах в 1700-х годах. Решение города? Переместите останки под землю — далеко под землю.
Затем, во время Французской революции, прямо здесь были похоронены жертвы гильотины и другие лица, в том числе известные лидеры, такие как Робеспьер, Лавуазье и Дантон, которые были обезглавлены в 1794 году. Останки около 6 миллионов парижан погребены в подземных туннелях, многие из них потерял во времени.
Первоначально место парижских катакомб было известно как Городской склеп Парижа, но оно было переименовано благодаря увлечению открытием римских катакомб.
Вот что можно увидеть в каждой секции катакомб Парижа.
В узких коридорах можно найти высокие стопки человеческих черепов, расставленные от пола до потолка.
Во время моей поездки в Париж в 2018 году я купил билеты без очереди за 30 евро, чтобы спуститься в самую темную часть города. Я был так взволнован, потому что слышал о стенах, заставленных человеческими черепами. Я не ожидал множества резервуаров, склепов и хранилищ, не говоря уже об ощущении погружения в историю.
Вот покомнатный путеводитель по различным секциям подземных помещений (а также лестниц и коридоров) Парижских катакомб, чтобы вы могли получить представление о том, что вы увидите в каждой части экспоната.
Лестница в глубины Парижа
Первая часть опыта не похожа ни на что, что вы делали раньше. Это спиральная лестница, спускающаяся под землю, с треугольными ступенями и стенами, которые, кажется, становятся немного более влажными, чем дальше вы спускаетесь. Думайте об этом как о восхождении на башню — просто в противоположном направлении. И да, есть перила, чтобы держаться на каждом шагу пути.
Как только вы, наконец, закончите с лестницей, вы пройдете по нескольким узким коридорам с группой посетителей, с которыми вас впустили. Не волнуйтесь — здесь вы никогда не одиноки.
Вход в первую часть катакомб
Стены и земля напоминают пещеру. Трудно поверить, что вы все еще в Париже, одной из самых роскошных столиц мира.
Первая часть Катакомб действует как выставка, объясняющая немного истории с изображениями на стенах и дополняющая текстовые панели, переведенные на разные языки. Отсюда вы пройдете еще через несколько туннелей с разной высотой потолков — так что высоким посетителям следует следить за головами!
На стенах вы увидите отметки, когда катакомбы использовались в качестве каменоломен. Эти маркировки были полезны, так как рабочие могли заблудиться на пути через туннели. Однако теперь не нужно беспокоиться о том, что вы заблудитесь, так как есть охранники и ворота, которые проведут вас по нужным коридорам.
В этой части Катакомб еще нет костей. Эта захватывающая часть путешествия скоро наступит.
Коридор Порт-Маон
Далее вы пройдете по коридору Порт-Маон, в котором представлены великолепные скульптуры, возведенные французским каменоломщиком по имени Франсуа Декюр.
После того, как вы войдете, вы окажетесь лицом к лицу с прекрасной копией крепости Порт-Маон на Менорке, созданной Декуром. Он лепил его по памяти, так как когда-то был там заключен. Произведение искусства известно как скульптура Босежур.
Тропа карьерщика
После коридора Порт-Маон вы найдете часть катакомб, напоминающую колодец желаний. Это «Тропа каменоломни», первоначально использовавшаяся каменоломнями, работавшими в катакомбах, чтобы получить доступ к воде для замешивания цемента и очиститься, прежде чем вернуться на уровень земли после работы.
Пройдя первую часть катакомб, вы, наконец, окажетесь в одной из больших комнат, заполненных черепами. Перемешаны мемориальные доски, гробницы и алтари, которые увековечивают память умерших.
В Склеп
Знаменитый Склеп Страстей
Вы поймете, что добрались до Склепа, когда остановитесь у таблички с надписью по-французски: «Стой, это империя смерти».
Помню, я был так напуган при виде всех этих черепов, нагроможденных в высоту и в ширину. Меня захватила мысль, что эти кости были частью истории и в какой-то момент связаны с настоящими парижанами с их собственной жизнью и тайными историями. Эта секция, называемая Оссуарием, определенно моя любимая часть. Если вы здесь, чтобы увидеть скелеты и разобранные кости, это место доставляет удовольствие.
В этой комнате вы также увидите лампу, которая раньше зажигалась маслом, чтобы сигнализировать о наличии кислорода в воздухе и о том, что рабочие в каменоломнях могут продолжать работу. Когда эта «могильная лампада» перестала гореть, рабочие были вынуждены покинуть Катакомбы, так как там не было кислорода. Это не проблема для нынешнего аттракциона, благодаря большому количеству вентиляционных отверстий.
Другие объекты, которые вы найдете в Оссуарии, включают Фонтан Самаритянина, источник и могилу Гилберта с поэтическим стихом на французском языке. Однако больше всего меня поразила бочкообразная колонна из костей лодыжек и черепов — Склеп Страстей.
Выход из катакомб
Помните устрашающую лестницу в подземный мир Парижа в начале вашего визита? Что ж, к счастью для вас, все узкие коридоры и секции Катакомб все время вели вас (чуть-чуть) ближе к поверхности.
Итак, для вашего окончательного возвращения из темноты вам нужно будет подняться всего на 112 ступеней, что немного быстрее, чем ваш спуск.
А это Париж, так что, конечно же, вы выходите через сувенирный магазин!
Но не ходи один.
Катакомбы Парижа лучше, когда вы идете с правильной компанией. Они пользуются популярностью у посетителей, так что, конечно, вы можете пойти в одиночку, но посещение с группой делает это намного веселее. Приводите своих друзей и семью для особого опыта связи. В конце концов, это все еще Город Любви, даже если вы находитесь под землей.
Профессиональный гид поможет сделать этот подземный тур еще лучше. Я настоятельно рекомендую выбрать экскурсию по парижским катакомбам, чтобы помочь вам понять все, что вы увидите, пока будете там. Я посетил без тура, и да, это было захватывающим, но я пропустил много истории и менее известных историй. И было много догадок о том, что что-то значило или почему оно там было.
Несколько рабочих разбросаны по разным комнатам Катакомб, как доценты в музее. Однако их основная работа — хранить кости в безопасности, поэтому вы не сможете задать им все свои вопросы. Здесь слишком много всего, что можно открыть.
Вот как получить особый доступ к зонам, закрытым для широкой публики.
В сопровождении гида вы можете получить VIP-доступ к более глубоким частям Катакомб, которые закрыты для широкой публики из-за слишком больших потенциальных разрушений. Одна часть, которую вы увидите с нашим гидом, — это Церковь Невинных, самая старая часть катакомб, содержащая самые древние кости.
Примечание: Некоторые из упомянутых выше достопримечательностей доступны только для экскурсий, что означает, что вам придется посетить их под руководством гида. К ним относятся скульптура Босежур и Тропа каменоломни, в которой есть ванна, расположенная слишком глубоко, чтобы добраться до нее даже с туристической группой, но вы можете увидеть ее закрытой на расстоянии. Эти достопримечательности уже понесли некоторый ущерб от масс, которые посещали их раньше, поэтому существуют строгие правила сохранения, которые необходимо соблюдать, и их можно осмотреть только во время экскурсий в сопровождении профессионального гида.
Ответы на часто задаваемые вопросы о парижских катакомбах
Вот ответы на некоторые вопросы, которые нам чаще всего задают о посещении парижских катакомб, но если у вас есть другие, напишите нам на Facebook или Instagram. Мы любим слышать от попутчиков!
Сколько стоят билеты?
Цены на билеты базового уровня обычно варьируются от 5 евро за детский билет без аудиогида до 29 евро за взрослый билет с аудиогидом. Однако эти билеты не включают экскурсию. Цены на экскурсии могут варьироваться, но многие из них включают посещение катакомб как часть пакета, поэтому обязательно проверьте это перед бронированием билетов.
Сколько стоит очередь?
Очередь может быть длинной, иногда обвивая здание и продолжаясь часами. Я рекомендую приходить туда пораньше и избегать часов пик, особенно летом.
Если вы выбираете экскурсию с гидом, убедитесь, что она предлагает возможность пройти без очереди. Вы хотите максимально использовать свое время, пока вы здесь, и избежать хлопот в очереди — огромный плюс для занятых туристов.
Аттракцион слишком страшен для маленьких детей?
Это не дом с привидениями. Аттракцион тускло освещен, поэтому детям, которые боятся темноты, это может не понравиться. Еще кое-что, что следует учитывать, если у вас есть члены семьи, склонные к клаустрофобии, есть некоторые части сайта, которым они могут быть неудобны, например, лестница, ведущая вниз
Как далеко находятся парижские катакомбы?
Катакомбы имеют глубину около 65 футов, примерно высоту пятиэтажного дома, если перевернуть их вверх дном. Чтобы добраться до подножия катакомб, нужно пройти 131 ступеньку, так что надевайте обувь для ходьбы.