Стена плача иерусалим: Western Wall Heritage Foundation — The Official Website

Содержание

Еврейский культурный центр — Статьи


Стена плача Израиль


Стена плача — величайшая святыня иудаизма. Последней, точнее является сам Второй Храм, построенный, как и Первый, на Храмовой горе. Значение этой Стены особое: это все, что осталось от Храма, но в мидраше, (Бэмидбар Рабба 11,2) говорится, что Стену никогда не покидает Шхина — божественное присутствие.


Историческая справка


Стена плача — это фрагмент укреплений Храмовой горы — все, что осталось от разрушения римлянами, возглавляемыми императором Титом, Иерусалима и Второго Храма во время Первой Иудейской войны в 70 году н. э.


Местоположение и история строительства


Обычно Стеной плача считают фрагмент древней стены на западном склоне Храмовой Горы, протяженностью 57 метров, фасад которого выходит на площадь в Еврейском квартале Старого Города в Иерусалиме. Но общая протяженность Стены плача — 488 метров. Просто она в значительной мере закрыта домами, облепившими склон. Есть еще один видимый южный фрагмент стены протяженностью 80 метров, а совсем малюсенький 8-метровый фрагмент (Малая Стена) находится уже в Мусульманском квартале, неподалеку от Дамасских ворот.


В ТаНаХе сказано, что Второй Храм был построен и освящен в 516 году до н э., то есть спустя 50 лет после разрушения вавилонянами Первого Храма, построенного Соломоном. Примерно в 19 до н. э. Ирод Великий положил начало масштабному проекту по расширению Храмовой горы, в процессе которого был увеличена площадь не только самого Храма, но и плато, на котором он находился (естественный рельеф был расширен искусственным способом). Так Храмовая гора обрела свой нынешний облик. По периметру горы проходила опорная стена, поддерживающая насыпь, используемую для увеличения площади горы. Стена Плача и является фрагментом этой опорной стены. Впрочем, Стена так и не была достроена Иродом до конца. В трудах историка Иосифа Флавия говорится, что строительство завершилось лишь при царе Агриппе II — правнуке Ирода.


По прошествии долгого времени после разрушения Храма, Стена надстраивалась. В VII веке н.э., во времена правления династии Омейядов, стена выросла на четыре новых слоя, поскольку нижние ряды кладки Ирода постепенно уходили под землю.


В Оттоманский период появилось еще четырнадцать новых слоев кладки, а в середине XX века — еще три.


К настоящему моменту Стена включает 45 каменных слоев — 28 надземных и 17 подземных. Считается, что семь надземных слоев относятся к периоду правления Ирода.


Происхождение названия


Стена Плача — название с точки зрения еврейской традиции, условное, и идет от арабов. Еврейское название — Котель Маарави (Западная Стена) и просто Котель (стена). То есть если спросить у религиозного еврея в Иерусалиме, где здесь Стена плача, он вряд ли поймет вас.


Арабы же, видящие евреев, молящихся у стены Всевышнему и оплакивающих разрушение Храма, назвали ее el-Mabka, то есть «Место Стенаний» или «Стена плача». От них это вошло и в некоторые другие языки, в том числе в русский и английский.


Современное значение


Стена на протяжении многих веков служит символом веры и надежды многих поколений евреев, центром их паломничества и молитв. Правда, и в новой истории были периоды, когда верующих не подпускали к этой святыне — как это было с 1948 по 1967 годы, когда Восточный Иерусалим вместе со Стеной Плача находились под контролем Иордании.


Помимо всего, на площади у стены отмечают торжественные события — такие как Бар-Мицва у мальчиков и Бат-Мицва у девочек. Здесь же проходят торжественные церемонии в День Независимости и в День Иерусалима, а новобранцы ЦАХАЛ приносят у Стены присягу.


И вместе с тем сюда съезжаются люди со всего света, чтобы положить свои записки. Ежегодно в расщелины между камнями Стены плача вкладывается свыше миллиона таких обращений к Всевышнему. Записки кладутся не только с внешней стороны Стены, но и в ее туннеле, посещение которого возможно только с экскурсиями. Некоторые направляют свои послания издалека и раввину Западной стены Шмуэлю Рабиновичу. В Израиле даже есть специальные сервисы, чтобы передать послание по факсу или Интернету. Поскольку, по иудейскому закону, молитвенные записки не могут быть выброшены, дважды в год осуществляется их захоронение на еврейском кладбище на Масличной горе.


Взгляды различных религиозных конфессий


Они сильно рознятся, что служит в некоторых случаях источников конфликтов.


Иудаистские


Практически все религиозные и светские евреи считают Стену важнейшим центром иудаизма. Но среди ультраортодксов есть исключения специфического плана, например, сатмарские хасиды считают, что святость этого места унижается, из-за того, что израильские власти превратили Стену в туристический объект. Некоторые противоречия существуют и по поводу восхождения на Храмовую гору: если раньше, в середине XX века, преобладала позиция, что евреям туда подниматься нельзя, в последние годы все большую популярность обретает противоположная точка зрения. Но против подъема выступают практически все ультраортодоксы и часть религиозных сионистов. Их мотивация заключается в том, что по законам Торы, на Храмовой горе надо находиться в состоянии полной ритуальной чистоты (а очищаться надо пеплом рыжей коровы), что не представляется выполнимым.


Христианские


Тут все непросто. По утверждениям некоторых исследователей, после перехода Иерусалима в IV веке, под власть христиан, «место почитания» было перенесено ими от Храмовой горы в сторону Храма Гроба Господня. Но в наше время к Стене приходило и приходит и много христиан, среди которых и такие «столпы» христианства, как Папа Иоанн Павел II и Папа Бенедикт XVI. В разные годы они посетили Стену Плача и оставили в ней молитвенные записки. Кстати, то же самое сделали Хиллари Клинтон и Барак Обама.


Есть и христианские сионисты, выступающие за строительство Третьего Храма, чтобы обеспечить Второе Пришествие. Но это уже вне области комментариев.


Мусульманские


Мусульмане всегда отстаивали свои права на Стену плача. В качестве аргументов они приводят утверждением о том, что именно в здесь исламский пророк Мухаммад привязал своего крылатого коня Бурака. Это подкрепляется тем, что наверху, на месте Первого Храма, находится мечеть Куббат ас-Сахра, внутри которой есть выступающий камень, откуда пророк Мухаммед вознесся на небо на том самом коне.


В свое время было и заявление египетского мусульманского авторитета, муфтия Насра Фрадида  Вассела, что Западная Стена останется навечно дарованной  исламу,  потому  как  является частью западной стены мечети Аль-Акса.


Выводы


Стена Плача — это сердце Иерусалима и Израиля. Только не стоит воспринимать ее, как волшебную стену, исполняющую желания. Надо понимать, что вы пришли к чему-то, имеющему отношение к Храму, и обращаться, прежде всего, к Всевышнему. Суть еще в том, что к Храму приходили разные народы, поэтому Стена открыта не только для иудеев. Главное, прийти сюда в надлежащей одежде, и помыть руки перед приближением к Стене. Это место — святое, и находясь здесь, всегда погружаешься в особую атмосферу. Оно тянет к себе, и заставляет приходить еще и еще.

Стена Плача | izi.TRAVEL

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Стена плача – самое главное место в Иерусалиме, а, возможно, и во всем мире.
Всех – евреев и русских, иудеев и христиан, туристов и паломников – всех тянет к Стене плача, чтобы вложить в щели между ее камнями записочки с желаниями и молитвами.
Западная стена сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтесанных камней. Для придания стене большей устойчивости каждый последующий ряд кладки отступает от предыдущего вглубь. Общая длина Западной стены – 488 м, однако молитвенная часть, к которой мы сегодня пришли, – лишь 60 м. в длину.
Почему молятся только здесь? Еще пророк Иеремия предсказал, что Иерусалимский храм будет разрушен, но его западная стена сохранится. Может быть, поэтому именно Западная стена всегда привлекала евреев.
Обычай молиться у Западной стены возник примерно в V в. н. э.
И постепенно подпорная стена превратилась в символ связи еврейского народа с его исторической родиной, в место, где евреи стали оплакивать разрушенный Храм. Но нечасто удавалось евреям здесь молиться. И в византийскую эпоху, и в раннюю исламскую – лишь раз в году собирались они у Западной стены, в девятый день месяца Ава, в день, когда были разрушены оба Храма – и Первый, вавилонянами, и Второй, римлянами.
Крестоносцы, взяв Иерусалим, сожгли евреев заживо в одной из синагог и молитвы еврейские прекратились почти на столетие.
В 1187 г. султан Саладдин изгнал крестоносцев из Святого города. Он же вернул сюда еврейскую общину, но о регулярных молитвах у Стены плача еще никто не вспоминает.
Приобретение в еврейскую собственность конкретного участка у Западной стены связано с легендой о султане Селиме, захватившем Иерусалим в 1517 г. и положившем начало 400-летнему турецкому владению Святой землей. Селим лично расчищал площадку перед Западной стеной. Конечно, это легенда. Но в ней доля истины.
При османах площадка перед Стеной плача была меньше нынешней.
И действовали на ней определенные законы. Например, запрещалось ставить перегородку между мужской и женской частью – ведь в любой еврейской религиозной церемонии разделение на мужчин и женщин обязательно! Длина площадки для молящихся евреев около Стены плача равнялась 28 м, ширина – 3,6 м, и общая площадь ее не превышала 100 кв. м – площади средней современной квартиры. Она вмещала очень ограниченное число молящихся, а арабские дети, проживавшие поблизости, развлекались бросанием камней, грязи и мусора на это святое для евреев место и на молящихся. Но евреи не роптали. Дали маленький участок, – но зато навсегда. А то, что тесно, так евреи привыкли к тесноте.
Стена плача – место для молитв с XV в. Причем не только печальных. Евреи оплакивают свои трагедии всегда и повсюду. Здесь же – единственное на земле место, где есть Божественное присутствие. Поэтому и называют евреи эту стену просто Западной, а имя Стена плача постепенно отходит в историю. Подходя к стене, люди особо трепетно молятся, загадывают желания, вкладывают записки между камнями. Все это – попытка контакта с Создателем, который здесь рядом. Читает ли Всевышний записки или нет? Неизвестно. Но многие желания сбываются.
В 50-е гг., когда Старый город принадлежал Иордании, мусульмане придумали, будто пророк Мухаммад, прилетев сюда, привязал к западу от Храмовой горы своего крылатого коня. И когда в 1967 г. израильские солдаты вышли к Стене плача, на ней было написано по-арабски «Эль Бурак» – так звали этого коня. Но легендарный раввин Шломо Горен протрубил в шофар – ритуальный духовой инструмент – и возвестил о том, что древняя еврейская святыня опять в наших руках. С тех пор место, где мы находимся, – главное в Израиле.  
Теперь у Западной стены места для молящихся больше, чем при турках и англичанах.
Здесь приносят присягу солдаты Армии Обороны Израиля.
Мальчики, достигшие 13-летнего возраста (бар-мицва), впервые публично читают Тору.
В День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проводятся торжественные мероприятия.
Но главное – молитва.

Фонд наследия Стены Плача — Официальный сайт

Фонд наследия Стены Плача — Официальный сайт

перейти к содержанию

Свяжитесь с нами 5958*