Содержание
Альтамира: самые красивые наскальные картины
«Папа, смотри, быки!»
Дон Марселино Санс де Саутуола был археологом-любителем — бродил по испанским пещерам в поисках следов первобытного человека. В 1876 г. он заглянул в пещеру Альтамира в провинции Кантабрия, вход в которую за несколько лет до этого случайно обнаружил охотник из этих мест — его собака застряла в камнях, пришлось спасать её, отодвигая камни, и так открылся проход. В темноте, однако, Саутуола ничего примечательного не заметил — ну, пещера и пещера, да, с какими-то чёрными знаками на сводах, но и только-то. Он хотел начать там раскопки — Саутуолу интересовали не стены, а каменные орудия и останки, скрытые в почве. И кое-что действительно удалось обнаружить в 1879 г., но самое главное «просвещённый идальго» не замечал.
Марселино де Саутуола и его дочь Мария. (elcotidiano.es)
Дону Саутуоле помогла его дочь. Однажды он взял восьмилетнюю Марию с собой, и пока отец ковырялся в культурном слое, девочка рассматривала залы пещеры. Ей, маленькой, нетрудно было пробраться по узким и низким коридорам туда, куда отец ещё не захаживал. Там она и увидела их — бизонов: «Папа, смотри, быки!» Вот так Мария и открыла самые красивые в мире наскальные рисунки первобытного человека. Находка стала сенсацией. Картины оказались столь впечатляющими, что научный мир отнёсся к ним со скепсисом — не могли примитивные предки так рисовать! На любителя-Саутуолу обрушились профессионалы — мол, на скалах писал художник, якобы гостивший незадолго от «открытия» у дона Марселино. Дона объявили фальсификатором. Прошло больше двадцати лет, прежде чем учёные открыли другие подобные рисунки в разных уголках Европы и признали великое открытие Альтамиры. Произошло это в 1902 г. Но Саутуола скончался раньше, в 1888 г., и пережил долгие годы несправедливых обвинений в шарлатанстве.
Археологи в пещере. (ok.ru)
Первобытная «Сикстинская капелла»
Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.
А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»
Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)
Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)
Изображение бизона. (ethnomir.ru)
Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).
Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось. Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях. Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.
Сборник: «Философский пароход»
В 1922 году большевики выслали из Советской России десятки представителей интеллигенции.
- Тесты
- Европа
- XX век
Кто ты на «философском пароходе»?
Кто ты на «философском пароходе»?
Выслать нельзя расстрелять… В 1922 году большевистские власти поставили в этой фразе запятую после первого слова. Кем их известных пассажиров «философских пароходов» ты мог бы быть?
- Статьи
- Европа
- XX век
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
Воспоминания пассажиров «Философского парохода».
- Статьи
- Европа
- XX век
Прощай, интеллигенция!
Прощай, интеллигенция!
Бердяев, Ильин, Трубецкой – вот лишь часть русских интеллектуалов, вынужденных покинуть Россию в 1922 году под давлением большевиков.
- Статьи
- Европа
- XX век
Екатерина Кускова: дорога меж двух огней
Екатерина Кускова: дорога меж двух огней
В 1922 году Кускова на «философском пароходе» покинула Россию. Ленин видел в ней угрозу для большевиков, а эмигранты осуждали за проповедь «возвращенчества».
- Статьи
- Европа
- XX век
Вернувшиеся в СССР
Вернувшиеся в СССР
Агроном Александр Угримов, пассажир «философского парохода», мечтал вернуться в Россию, и ему это удалось. Но цена возвращения для его семьи оказалась высокой.
- Статьи
- Америка
- XX век
Почему пароход был «философским»?
Почему пароход был «философским»?
На пароходе было много философов? Или философы в России — больше, чем философы?
- Тесты
- Европа
- XX век
Кто ты на «философском пароходе»?
Выслать нельзя расстрелять. .. В 1922 году большевистские власти поставили в этой фразе запятую после первого слова. Кем их известных пассажиров «философских пароходов» ты мог бы быть?
- Статьи
- Европа
- XX век
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
Воспоминания пассажиров «Философского парохода».
- Статьи
- Европа
- XX век
Прощай, интеллигенция!
Бердяев, Ильин, Трубецкой – вот лишь часть русских интеллектуалов, вынужденных покинуть Россию в 1922 году под давлением большевиков.
- Статьи
- Европа
- XX век
Екатерина Кускова: дорога меж двух огней
В 1922 году Кускова на «философском пароходе» покинула Россию. Ленин видел в ней угрозу для большевиков, а эмигранты осуждали за проповедь «возвращенчества».
- Статьи
- Европа
- XX век
Вернувшиеся в СССР
Агроном Александр Угримов, пассажир «философского парохода», мечтал вернуться в Россию, и ему это удалось. Но цена возвращения для его семьи оказалась высокой.
- Статьи
- Америка
- XX век
Почему пароход был «философским»?
На пароходе было много философов? Или философы в России — больше, чем философы?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- V-IV вв. до н.э.
Диалоги Сократа
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Придуманная любовь Джейн Остин
- Статьи
- Европа
- XVII век
Суд над Карлом I
- Статьи
- Европа
- XX век
«Композиция VII» Кандинского
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
«Купчиха за чаем» Кустодиева
- Статьи
- Америка
- XX век
Таинственное исчезновение Дороти Арнольд
- ЕГЭ
- Европа
- XVIII-XX вв.
Маркс, Черчилль или Вольтер?
- Статьи
- Европа
Генрих IV: император, бросивший вызов папе римскому
- Статьи
- Европа
- XX век
«Мне Тифлис горбатый снится»
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Статьи
- Азия
- XX век
Тува — республика, поглощённая Россией
- Статьи
- Европа
- XX век
Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу
- Статьи
- Европа
- XX век
Ангелоделы в юбках (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 618728
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- 📚 Статьи
- 👀 124237
Диалоги Сократа
- 📚 Статьи
- 👀 52563
Придуманная любовь Джейн Остин
- 📚 Статьи
- 👀 49557
Суд над Карлом I
- 📚 Статьи
- 👀 42651
«Композиция VII» Кандинского
- 📚 Статьи
- 👀 21613
«Купчиха за чаем» Кустодиева
- 📚 Статьи
- 👀 21460
Таинственное исчезновение Дороти Арнольд
- 📚 Тесты
- 👀 19257
Маркс, Черчилль или Вольтер?
- 📚 Статьи
- 👀 18712
Генрих IV: император, бросивший вызов папе римскому
- 📚 Статьи
- 👀 18038
«Мне Тифлис горбатый снится»
- 📚 Статьи
- 👀 687118
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- 📚 Статьи
- 👀 618728
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- 📚 Статьи
- 👀 275153
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- 📚 Статьи
- 👀 266138
Нацистская верхушка: семейные хроники
- 📚 Статьи
- 👀 262341
Нанкинская резня (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 221579
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- 📚 Статьи
- 👀 177019
Тува — республика, поглощённая Россией
- 📚 Статьи
- 👀 158031
Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу
- 📚 Статьи
- 👀 154606
Ангелоделы в юбках (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 152714
Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров
Пещера Альтамира в Испании.
Наскальная живопись каменного века.
Пещера Альтамира (в оригинале Cueva de Altamira) — одна из немногих древнейших пещер, в которой отлично сохранилась наскальная живопись каменного века. Рисунки выполнены настолько реалистично, что вначале их даже принимали за подделку. К тому же они полихромные, то есть цветные. Это добавляет им уникальности.
Где находится
Пещера Альтамира лежит в 2 километрах к юго-западу от городка Сантильяна-дель-Мар в северной части Испании. Ближайшие крупные города Торрелавега (в 7 км) и Сантандер (в 28 км).
Географические координаты 43.377499, -4.122480
Общие сведения о пещере
Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14оС. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.
Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.
Сразу на входе расположился «вестибюль».
Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м2, полностью покрыт цветными рисунками животных.
Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».
Интересный факт – это же величественное название археологи относят и к знаменитым первобытным рисункам Пещеры Ласко во Франции.
«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.
Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».
После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.
Комната черного бизона
«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.
Кто на самом деле открыл пещеру Альтамира
Вход в пещеру нашел в 1868 году местный охотник Модест Кубильяс Перас. Его пес застрял в скалах во время погони за добычей. Охотнику пришлось вызволять своего четвероногого друга. Тогда-то он и заметил вход в пещеру. Но особого значения этому не придал. Окрестности имеют карстовый рельеф, и пещер здесь очень много.
Модест упомянул о своей находке графу Марселино Санс де Саутуола, которому принадлежали эти земли.
Саутуола был активным поклонником археологии, но и он не обратил внимания на открытие очередной пещеры. Только в 1876 году граф решил заглянуть в пещеру. Правда заходить далеко он не стал, и потерял к ней интерес.
Посетив в 1878 году археологическую экспозицию Всемирной выставки в Париже, Марселино вспомнил, что у него есть неисследованная пещера.
В 1879 году, взяв с собой 9-летнюю дочь Марию, граф отправился в пещеру, в надежде найти хоть какие-то древние артефакты. На стенах он увидел некоторые знаки и повторяющиеся черные полосы. А вот его дочь, подняв голову, обнаружила на потолке пещеры самые настоящие картины. Слова ребенка «Смотри, папа, волы!» фактически стали открытием нового исторического места с наскальной живописью. Поэтому мы считаем, что пещеру, вернее сказать рисунки в пещере Альтамира, открыла именно Мария Санс де Саутуола.
Копия потолка Большого Зала
Научные споры
Марселино очень воодушевило открытие. Он пригласил археолога Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они исследовали и описали рисунки пещеры. В 1880 году выпустили небольшую брошюру, посвященную открытию. В совместной работе были представлены все результаты исследований. Рисунки они относили к эпохе позднего Палеолита.
Однако научное сообщество приняло это событие прохладно. Многие ученые обвинил Саутуолу в подделке изображений. Аргументы сводились к тому, что живопись сохранилась в отличном состоянии. Да и цветные наскальные изображения тогда воспринимались как фальшивка.
К сожалению, признание и слава первооткрывателя пришла к Саутуоле только после его смерти. Он умер в 1888 году. А через несколько лет похожие рисунки нашли в других пещерах. Таким образом, научный мир признал ошибку и подтвердил подлинность наскальных изображений в Альтамире.
Эмиль Картальяк (один из ярых противников подлинности рисунков Альтамиры) после изучения пещеры в 1902 году, написал статью в научный журнал L’Antropologie. Она называлась La grotte d’Altamira. Mea culpa d’un sceptique, дословно «Пещера Альтамира, Моя вина скептика». В ней он полностью поменял свое мнение о пещере. Эта статья стала фактическим признанием подлинности картин Альтамиры.
1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интересный факт — 1 апреля 2016 года вышел фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли. Фильм рассказывает об истории открытия пещеры и проблемах ее принятия научным миром.
Возраст рисунков
Большая часть наскальных изображений принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам. Но есть некоторые рисунки, которые относят к Граветтской и ранней Ориньякской культурам. По данным ученых, сама пещера использовалась человеком не менее 22000 лет (то есть период 35600 – 13000 лет назад). Это время относится к периоду позднего палеолита.
Около 13000 лет назад оползень запечатал вход в пещеру. Это позволило сохранить бесценные картины древности.
Как рисовал первобытный человек
Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками.
Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи.
Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно это первый 3D эффект в истории человечества.
Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью.
Ученые до сих пор спорят о назначении этих рисунков. Основные версии сводятся к первобытной религии. Возможно, создавая такие картины, древний человек совершал обряд плодородия или удачной охоты. Не исключено, что люди просто рисовали обычные сцены из своей повседневной жизни.
Пещера Альтамира в туризме
Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.
Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.
В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.
Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.
Не все рисунки хорошо сохранились
В 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.
Интересный факт — В 2015 году испанский монетный двор выпустил монету, достоинством в 2 евро, посвященную пещере Альтамира. На ней изображен бизон.
Копия пещеры Альтамира
Чтобы показать всем желающим живопись каменного века, в 2001 году рядом с пещерой построен Национальный Музей и Исследовательский Центр Альтамира.
Главной особенностью музея стала точная копия Большого Зала пещеры. Она воспроизводит рисунки оригинальной пещеры. В отдельной экспозиции представлены копии рисунков из других частей пещеры. Реплика наскальной живописи выполнена Педро Саурой и Матильдой Музвиз из университета Мадрида. Художники применяли те же краски, материалы и приемы, характерные для оригинальных рисунков.
Создание копии пещеры Альтимара
В городе Сантандер также есть музей, в экспозиции которого присутствуют рисунка пещеры Альтамира. Кроме этого, такие копии есть в музеях Германии и Японии.
Обратите внимание на пещеру Петралона в Греции.
Копии наскальной живописи пещеры Альтамира
Как попасть в пещеру Альтамира
С 2015 года в оригинальную пещеру может попасть только 5 человек в неделю. Никаких очередей и записи нет. По пятницам проводится обычная лотерея среди всех посетителей музея Альтамиры.
Для победителей по пятницам проводится 37-минутная экскурсия.
Подробную информацию о времени посещения музея, стоимости и транспортных маршрутах можно узнать на Официальном сайте достопримечательности.
Пещера Альтамира
Вход в пещеру Альтамира
© Museo de Altamira. Фото М. Отеро
Пещера
Пещера Альтамира, расположенная недалеко от города Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии на севере Испании, была объявлена ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 1985 году.
Этот регион на протяжении тысячелетий населяли верхнепалеолитические группы; действительно, группы сформировали культурное общество, используя эту и другие близлежащие пещеры, такие как Ла-Клотильда, Эль-Линар, Лас-Агуас, Куальвенти, Ла-Меаса, Кудон, Эль-Кастильо, Ла-Пасиега, Лас-Чименеас, Лас-Монедас, Орнос-де-ла-Пенья, Морин, Эль-Пендо, Сантиан, Эль-Хуйо, Камарго и Эль-Русо, среди прочих.
Пещера Альтамира с ее извилистыми проходами и камерами имеет длину около 270 метров. Главный проход иногда достигает шести метров в высоту. Археологические раскопки в пещере выявили палеолитические артефакты от граветта (примерно 22 000 лет назад) до среднего мадленского периода (примерно между 16 500 и 13 000 лет назад).
Полихромный потолок
© Museo de Altamira. Фото П. Саура
Пещера была заселена разными группами людей между этими двумя периодами. Расположение пещеры было явно благоприятным для занятия, с ландшафтом долин и гор, а также близлежащего прибрежного района. Примерно 13 000 лет назад вход в пещеру перекрыл камнепад; Альтамира оставалась запечатанной до ее повторного открытия в 1868 г.
В то время как люди занимались только входом в пещеру, живопись, рисунок и гравировка происходили по всей пещере. Художники использовали охру и древесный уголь. Как и другие художники эпохи палеолита, они использовали естественные очертания стен пещеры для усиления полихромных изображений; контуры могли вдохновить на конкретное изображение, или художники могли использовать эту технику, чтобы придать искусству трехмерный элемент. Искусство Альтамиры включает в себя натурализм, абстракцию и символизм.
Пещерное искусство
Картины и гравюры Альтамиры были начаты в ориньякский период, первую главу верхнепалеолитического искусства в Европе. Искусство создавалось на протяжении 20 000 лет, между 35 559 и 15 204 кал. до н.э. Пещера неоднократно использовалась повторно, и художники либо уважали и избегали существующих изображений, либо добавляли к ним и использовали их в новых фигурах. У нас остался впечатляющий палеолитический палимпсест. Искусство всей пещеры Альтамира впечатляет, но на потолке Зала картин оно становится поистине впечатляющим.
Потолок с полихромным бизоном
Это главная достопримечательность Альтамиры. 25 больших полихромных фигурок изображают бизона, лань и двух лошадей. Их длина составляет от 125 до 170 см, а длина задних конечностей составляет 2 метра. Фигуры были изготовлены путем гравировки и рисования контуров. Большая детализация была достигнута за счет более глубокой гравировки. Затем большинство фигур было заполнено красной краской, полученной из охры, хотя некоторые были окрашены желтой или коричневой краской, опять же полученной из охры. На нескольких рисунках для растушевки использовался черный пигмент. Использование цвета для изображения анатомии было очень избирательным; отделить ноги от груди, бедра от живота и так далее.
Естественные выступы на потолке использованы для перспективы и объема (№ 34, 35, 36, 39, 50). Трещины также использовались для обозначения контуров (№ 34). Эту грандиозную композицию завершает крупная голова лошади (№ 41) с фигурой жеребенка (№ 46).
Потолок с красными лошадьми
Это самый древний этап оформления главного потолка, с красными животными, выгравированными знаками, руками и несколькими сериями точек. Одиннадцать больших (от 150 до 180 см в длину) красных фигур, в основном лошадей, первоначально были рассредоточены по большей части потолка. Ни один из них не включает в себя какой-либо рельеф или другие естественные формы потолка.
Рядом с Залом Картин очень узкий боковой проход украшен красными вывесками. Один знак состоит из четырех овалов неправильной формы, разделенных внутри. Другой знак, длиной 3 метра, образованный длинными красными полосами параллельных линий, пересекаемых небольшими поперечными линиями, спрятан под неприступным скальным выступом.
Бизон
Потолок с полихромным Бизоном
© Museo de Altamira. Фото П. Саура
Бизон
Потолок с полихромным Бизоном
© Museo de Altamira. Фото П. Саура
Хинд
Потолок с полихромным бизоном
© Museo de Altamira. Фото П. Саура
Красная лошадь
Потолок красных лошадей
© Museo de Altamira. Фото П. Саура
Красная лошадь
Потолок красных лошадей
© Museo de Altamira. Фото П. Саура
Красный знак
Потолок Красных Лошадей
© Museo de Altamira. Фото П. Саура
Мадленские черные и гравированные фигуры
Голова черного бизона
© Museo de Altamira. Photo P. Saura
Все черные фигуры в Альтамире нарисованы углем. Это позволило датировать некоторые из них радиоуглеродом AMS. Возраст — нижнемадленский — вместе с определенным стилистическим и техническим единообразием (уголь как пигмент и линейный стиль) позволяет предположить, что они принадлежат к одному и тому же ансамблю, хотя, вероятно, созданы в разное время.
Темы в мадленском искусстве разнообразны; лошади, зубры, бизоны, ибисы, благородные олени, олени и лани, получеловеческие лица и знаки.
В Альтамире всего четыре зубра, но все они похожи по стилю. На главном потолке большой бык длиной почти 3 метра частично спрятан под полихромным бизоном. Очертания лба и линия живота повторяют естественные трещины в каменной стене. Спинная линия представляет собой широкую угольную полосу с многочисленными гравированными отметинами.
Для изображения бизона отправной точкой композиции становится природный скальный элемент – полоса кальцита, отмеченная черным цветом, выступает в роли рога.
Группа четырехугольных черных знаков в последнем пассаже была датирована по углероду нижним мадленским веком (15 440 +/- 200 л.н. GifA-91185). Поблизости и с использованием естественных форм в скале были созданы человеческие лица, известные как «маски», с минимальным использованием отметок, обозначающих глаза, брови и рты.
Гравированная пещера
Гравированный олень
© Museo de Altamira. Photo P. Saura
Гравированные изображения встречаются по всей Альтамире. Благородный олень — это вид, который чаще всего изображается с помощью этой техники. Одна большая группа гравюр, похоже, принадлежит к одному семейству.
Последний бизон
Дата этого монохромного бизона (№ 16) самая поздняя, основанная на углеродном датировании — 13 130 +/- 120 лет до н.э. — и, следовательно, представляет собой работу последних художников.
Отражает созревший художественный стиль и манеру исполнения; выборочное нанесение древесного угля, размазывание древесного угля для создания тени.
С обрушением входа в пещеру вскоре после этого — и невозможностью повторного входа в пещеру — интригует вопрос, как это священное пространство могло продолжать развиваться в художественном отношении.
Открытие
Марселино Санс де Саутуола
© Museo de Altamira. Фото П. Саура
«Смотри, папа, волы!» были слова, произнесенные Марией, дочерью Марселино Санс де Саутуолы, войдя в комнату пещеры.
Запечатанная из-за камнепада пещера была заново открыта в 1868 году местным охотником. Марселино Санс де Саутуола, местный житель, который был археологом-любителем, услышал об открытии и посетил пещеру в 1875 году. В 1879 году он начал серьезно исследовать пещеру, вдохновленный недавним посещением Всемирной выставки 1878 года в Париже, где он видел экспонаты каменного века.
Выбор времени здесь был важен — изучение предыстории как науки находилось в зачаточном состоянии, и многие идеи, основанные на научных данных, считались спорными в обществе, укоренившемся в жестких религиозных убеждениях. Отодвигать создание искусства все дальше и дальше в прошлое означало встречать ожесточенный скептицизм с двух сторон.
Однако Марселино Санс де Саутуола был уверен, что картины относятся к эпохе палеолита. В 1880 году он опубликовал «Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander» — «Краткие заметки о нескольких доисторических находках в провинции Сантандер».
Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander
© Museo de Altamira
Последовали жаркие споры не только среди ведущих членов церкви, но и среди видных археологов и доисториков. Действительно, картины в пещере считались современными подделками. Хотя понятие «пещерный человек» стало общепринятым, тот же самый «пещерный человек» определенно не был достаточно изощренным, чтобы создавать произведения искусства такого калибра. Тот факт, что искусство могло быть создано женщинами так же, как и мужчинами, даже не принимался во внимание.
Публичное унижение Саутуолы последовало. Только в 1902 году, когда несколько других находок доисторических картин сделали гипотезу о крайней древности картин Альтамиры менее шокирующей (и менее вероятной подделки), научное сообщество отказалось от возражений против предложения Саутуолы. В том же году ведущий французский археолог Эмиль Картайяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в знаменитой статье «Mea culpa d’un sceptique», опубликованной в журнале «Антропология».
Предметы, найденные Саутуолой в пещере Альтамира © Museo de Altamira, фото П. Саура.
К сожалению, это оправдание было слишком поздно для Саутуолы, которая умерла 14 лет назад. Только тогда его предложение было признано ключевым. Пещера Альтамира была первым местом в мире, где было установлено существование наскального искусства эпохи верхнего палеолита.
Его уникальность и качество, потрясающая сохранность и свежесть пигментов означали, что его принятие будет отложено на четверть века. В то время это была научная аномалия, открытие, представляющее собой гигантский скачок, а не шаг вперед, и это явление было трудно понять обществу девятнадцатого века, охваченному чрезвычайно жесткими положениями.
Breves Atpuntes Sobre Algunos objetos prehistóricos de la Provincia de Santander
© Museo de Altamira
Airbrush Palaeolithic
Altrushes On Bird Bone от Altamira
. Фото П. Саура
Эти аэрографы остались незамеченными, потому что первоначально Эрмилио Алькальде дель Рио вносил их в каталог как подвески.
Аэрографы изготовлены из трех сегментов костей ноги или крыла крупной птицы (раптора или болотной птицы). На них видны следы облысения и порезы в виде поперечных борозд. Теперь считается, что две части подходят друг другу, потому что они являются частью одной и той же кости.
Поскольку они имеют следы пигмента как на внешней, так и на внутренней поверхности, исследователи полагают, что это инструменты, используемые для нанесения красной жидкой краски. Кусочки кости должны были располагаться под прямым углом друг к другу; если продуть одну секцию, другая секция впитает краску и распылит ее наружу.
Алькальде-дель-Рио обнаружил эти артефакты в расщелинах прохода в пещеру, и, таким образом, отсутствие дальнейшего стратиграфического контекста не позволяет провести точную датировку в настоящее время.
Лопатка благородного оленя
Лопатка благородного оленя с двумя наложенными друг на друга головами лань с тонкой гравировкой
Лопатка с гравировкой на ладонях
© Museo de Altamira
В 2008-2009 годах в современном входе в пещеру были проведены раскопки, чтобы определить, существовала ли часть археологических отложений в районе, который сейчас находится за пределами входа под обрушением, которое его заблокировало. Торец археологического уровня толщиной 20 см располагался на внешнем пределе обвала, сохранившись от эрозионных процессов, снесших уровень на прилегающей к нему территории. В нем были обнаружены многочисленные раковины, остатки фауны, каменные и костяные предметы, а также лопатка благородного оленя с двумя наложенными друг на друга головами ланей с тонкой гравировкой.
Этот тип гравировки того же типа, что и найденные Алькальде дель Рио с 1903 по 1905 год. Три даты для этого уровня под обрушением помещают его между 15 370 +/- 60 и 15 610 +/- 80 до н. э., что совпадает с Уровни 2–4 внутренней залежи в нижнем мадлене.
Эти даты относятся к очень точному времени и представляют особый интерес для Альтамиры, поскольку они делают полосатую гравюру лань в проходах пещеры одновременной с полихромным бизоном на потолке Зала Картин. Невозможно определить, в каком порядке были созданы два вида изображений.
Museo de Altamira
Вход в Museo Altamira
© Museo de Altamira
от Pilar Fatás Monforte, режиссер, музейный национальный y -centro de in investigan de altamira debamire yaldemared al altramired al altramired al altro de altemaum y all узнавать, наслаждаться и переживать жизнь тех, кто рисовал и населял пещеру Альтамира. Самым привлекательным предложением музея является возможность познакомиться с первым искусством человечества, искусством палеолита.
Музей отвечает за наследие высшей ценности, пещеру Альтамира, веху в мировой истории искусства, открытие которой означало открытие палеолитического пещерного искусства и одного из его самых впечатляющих проявлений. Эффектность художественного самовыражения обитателей пещеры была признана ЮНЕСКО, которая в 1985 году внесла ее в Список всемирного наследия.
Неокейва Альтамиры
Неокейва. Полихромный потолок
© Museo de Altamira. Фото НХО
Копия пещеры, Неокейва, представляет Альтамиру как место палеолита, место обитания и святилище. Это тщательное и точное воспроизведение в натуральную величину реконструирует пещеру Альтамира такой, какой она была между 22 000 и 13 000 лет назад, когда ее населяли группы охотников-собирателей. Остатки быта его жителей можно найти в зале, где собраны большие коллекции представителей фауны, раковин, древесных углей и посуды из кремня, рога и кости, а также остатки красок и предметов. мебели, которые предоставляют информацию об их образе жизни.
Искусство удивляет посетителя, особенно красочная крыша с бизонами, лошадьми, оленями, козами, а также нарисованные и выгравированные символы. Именно в этой части пещеры, куда едва проникает дневной свет, начинаются пространства ритуала и мифа. Эта коллекция животных и символов представляет собой мировоззрение, духовность охотников эпохи верхнего палеолита и начало нашей истории.
Искусство Альтамиры выделяется качеством своих картин и гравюр, а также разнообразием техник и стилей, а также коллекцией произведений искусства, охватывающей период более двадцати тысяч лет. Это наиболее яркое воплощение пещерного искусства, шедевр гениальных художников.
Времена Альтамиры
«Времена Альтамиры» — это исследовательская программа, инициированная музеем в 2003 году для тщательного изучения археологии Альтамиры как внутри, так и снаружи. В рамках программы удалось реконструировать историю пещеры и собрать воедино документацию коллекций артефактов. Следовательно, исследование археологических находок и новые даты искусства способствовали новому пониманию пещеры Альтамира.
Из множества обнаруженных артефактов два заслуживают особого внимания. Солютрейка и наконечник копья из пещеры Альтамира © Museo de Altamira, фото П. Саура.
Постоянная выставка «Времена Альтамиры» знакомит посетителей с доисторической эпохой Пиренейского полуострова. Показаны различные аспекты доисторической жизни Альтамиры: искусство, культура, быт и т. д.
Жизнь охотников и собирателей эпохи верхнего палеолита раскрывается через экспонаты археологических объектов, которые учитывают их первоначальный контекст и показывают как они использовались и создавались.
Охотники и собиратели удовлетворяли свои потребности в выживании, отбирая природные ресурсы посредством охоты, рыбалки и собирательства. Часть их повседневной жизни проходила в пещерах, у костра. Посетители могут узнать об их питании, подготовке шкур для изготовления одежды и личных украшений, организации общества и его отношениях с окружающей средой, экономике эксплуатации окружающей среды, сезонных перемещениях по земле и основных археологических памятниках. в Кантабрии.
Вид на Неокейв
Пещера Альтамира
© Museo de Altamira. Фото П. Саура
Neocave
Полихромный потолок
© Museo de Altamira. Фото В. Гаскон
Выставка «Времена Альтамиры»
Сектор Перед Альтамирой
© Museo de Altamira. Фото М.Отеро
Время выставки Альтамира
Сектор Повседневная жизнь
© Музей Альтамира. Фото М.Отеро
Времена Альтамиры
Выставка Сектор IV
© Museo de Altamira. Photo M.Otero
Hunting workshop
at Altamira
© Museo de Altamira
Rock Art Network
Pilar Fatás Monforte & Aron Mazel of the Rock Art Network at the cave of Altamira
© Фонд Брэдшоу
В 2019 году состоялся третий коллоквиум сети Rock Art Network, организованный Невиллом Агнью из Института охраны природы Гетти в Лос-Анджелесе, в котором приняли участие исследователи наскального искусства и связанные с ними специалисты со всего мира. Он последовал за двумя предыдущими коллоквиумами: коллоквиумом 2017 года в Намибии «Искусство на скалах — всемирное наследие» и коллоквиумом в США 2018 года «Искусство на скалах — разработка планов действий для общественных и профессиональных сетей», состоявшихся в Калифорнии и Техасе. 2019На коллоквиуме Франции и Испании «Репликация как сохранение: Шове, Ласко, Альтамира» состоялись презентации и дискуссионные группы, перемежающиеся посещением пещер и пещерных копий.
В Музее Альтамиры — Museo Nacional y Centro de Investigacion de Altamira — расположенном рядом с пещерой Альтамира, группу принимала директор музея Пилар Фатас, которая сама является членом сети Rock Art Network.
The Rock Art Network в пещере Альтамира
© Bradshaw Foundation
Музей Альтамиры — это великолепно спроектированное здание, посвященное изучению, наслаждению и переживанию жизни тех, кто рисовал и населял пещеру Альтамира. Репродукция пещеры — Неокейва — представляет Альтамиру как место палеолита, место обитания и святилище. Это тщательное и точное воспроизведение в натуральную величину реконструирует пещеру Альтамира такой, какой она была между 22 000 и 13 000 лет назад, когда ее населяли группы охотников-собирателей. Остатки быта его обитателей можно найти в выставочной зоне музея, где собраны большие коллекции представителей фауны, раковин, углей и посуды из кремня, рога и кости, а также остатки пигментов и предметов. мебели, которые предоставляют информацию об их образе жизни.
«Цвет и сила: наскальные рисунки охотников-собирателей сан в Ухахламбе-Дракенсберге». Визит совпал с новой выставкой в Музее Альтамиры, на которой представлены изображения наскальных рисунков Ухахламба-Дракенсберга, где сосредоточено наибольшее количество этого вида искусства, а также предметы материальной культуры сан. Выставка является результатом сотрудничества двух членов Rock Art Network, нашего хозяина Пилар Фатас и Арона Мазеля, археолога и исследователя из Университета Ньюкасла в Великобритании.
6 невероятных фактов о доисторических наскальных рисунках Альтамиры
Фото: стоковые фотографии EQRoy/Shutterstock
Когда мы думаем о том, какой должна была быть жизнь в доисторические времена, мы часто не оставляем много места для рассмотрения искусства, которое эти люди могли оставить после себя. На самом деле, даже 30 000 лет назад популяции людей производили то, что было — в то время — сложными произведениями искусства в качестве средства выражения. Ничто так не иллюстрирует это, как наскальные рисунки в Альтамире.
Расположенная недалеко от Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, пещера Альтамира является сокровищницей информации о жизни в период палеолита. От рудиментарных каменных орудий до резных фигурок по кости, есть много артефактов, которые дают представление о повседневной жизни в каменном веке. Но, прежде всего, этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО известен своей огромной коллекцией наскальных рисунков.
Обнаруженные только в 19 веке (поскольку вход был закрыт во время камнепада), хорошо сохранившиеся картины произвели революцию в наших представлениях о доисторическом искусстве. Эти невероятные изображения животных, рук и абстрактных символов по-прежнему жизненно важны для демонстрации того, насколько сложными стали определенные культуры в период палеолита.
Ваше любопытство возбуждено? Читайте дальше, чтобы узнать 6 невероятных фактов о революционных наскальных рисунках Альтамиры.
Большой зал Альтамиры. Полихромная репродукция из публикации М. Санса де Саутуолы 1880 года. (Фото: общественное достояние через Википедию
Наблюдения молодой девушки привели к их открытию.
Впервые пещеры были обнаружены в 1868 году местным охотником по имени Модест Кубильяс. Он рассказал владельцу пещеры, дворянину Марселино Санс де Саутола, о том, что он нашел, но Санса де Саутола не пробирался в пещеры до 1876 года. Оказавшись там, он не был впечатлен тем, что он воспринимал как бессмысленные символы. . Но после поездки на Всемирную выставку 1878 года в Париже, где он увидел куски обломков кости, похожие на те, что он видел в пещере, он понял, что это нечто особенное.
Это привело к тому, что он в партнерстве с Хуаном Виланова-и-Пьера, археологом из Мадридского университета, начал раскопки в 1879 году. Сначала они начали находить кости животных и мелкие инструменты. На самом деле именно 8-летняя дочь Санса де Саутола Мария, которая однажды сопровождала его в пещеры, впервые заметила изображения бизонов в одной из комнат.
Результаты раскопок были опубликованы в 1880 году, но большинство ученых отвергли нас, приняв картины за современные подделки. Только на рубеже двадцатого века, когда в регионе были найдены другие подобные картины, они были признаны подлинными произведениями искусства, которые мы знаем сегодня.
Фото: стоковые фотографии EQRoy/Shutterstock
Наскальные рисунки Альтамиры создавались на протяжении 20 000 лет.
Мы знаем, что пещера была заселена на протяжении тысячелетий в эпоху палеолита, но ученые все еще работают над уточнением временных рамок, когда именно были созданы рисунки в пещере Альтамира.
Основываясь на датировании различных предметов, найденных в пещерах, археологи уверены, что это место использовали две основные культуры — солютрейская (около 21 000–17 000 лет назад) и мадленская (около 11 000–17 000 лет назад). Эти популяции символизируют вершину культуры в период верхнего палеолита и были известны своим изготовлением инструментов и мастерством. Они будут отвечать за большинство картин в Альтамире.
Используя уран-ториевую датировку, исследователи в 2008 году обнаружили, что сами картины, вероятно, были созданы в течение 20 000 лет. Более позднее исследование, проведенное в 2012 году, подтвердило, что между различными рисунками в пещерах прошло не менее 10 000 лет.
Копия пещеры Альтамира в Национальном музее и исследовательском центре Альтамиры. (Фото: стоковые фотографии EQRoy/Shutterstock)
У художников были тесные помещения для выполнения своих картин.
Пещера Альтамира имеет длину 971 фут, и хотя люди населяли только входную камеру, по всей длине пещеры можно найти картины. У художников не было проблем с просмотром других, предыдущих картин, и поэтому пещера стала палимпсестом искусства.
Большая часть того, чем известна Альтамира, нарисована на крыше, что поразительно, если учесть, что камера, где находится большинство картин, имеет переменную высоту от 3,8 футов до 8,7 футов. Это означало, что большинству художников приходилось приседать во время работы.
Работа в этой камере представляет собой сочетание гравюры и живописи. Большинство фигур были сначала выгравированы на камне с помощью инструментов, а затем закрашены черным, красным и фиолетовым оттенками. Как самые реалистичные и сложные картины, они были созданы позднейшей мадленской культурой.
Фото: стоковые фотографии с сайта Jesus de Fuensanta/Shutterstock
Животные являются доминирующим сюжетом в наскальных рисунках.
При таком длительном периоде производства неудивительно, что наскальные рисунки весьма разнообразны. Самыми известными рисунками в пещере, вероятно, являются 25 цветных изображений бизонов, оленей и лошадей, выгравированных, а затем нарисованных на крыше пещеры. Впечатляет, что одна самка оленя имеет длину более 6,5 футов. Что касается материала, то древесный уголь использовался для создания черных линий, а гематит измельчали для создания красной охры, используемой для заполнения форм.
Старые рисунки в пещерах включают позитивные и негативные изображения рук, множество изображений оленей и «маски», созданные путем стратегического рисования глаз и рта вокруг выпуклостей на камне. Фактически, эта техника использовалась на протяжении всей истории наскальных рисунков Альтамиры, поскольку трехмерность камней использовалась для придания объема фигурам.
Фото: Национальный музей и исследовательский центр Альтамира. Общественное достояние через WikiCommons
Альтамира представляет собой важный шаг вперед в истории искусства.
Альтамира жизненно важен для изучения повседневной жизни в период палеолита. С точки зрения истории искусства наскальные рисунки, выполненные во время позднемадленской культуры, на которых изображены бизоны и олени, имеют жизненно важное значение. Они демонстрируют реализм и изысканность, беспрецедентные для того времени. Фактически, лучший образец искусства Магдалины находится в Альтамире.