Содержание
Лобное место на Красной площади в Москве — история, фото, на карте
Главная / Москва / Красная площадь / Лобное место на Красной площади
Неподалёку от памятника Минину и Пожарскому напротив Спасской башни Кремля возвышается невысокая круглая в плане открытая постройка. Несколько ступеней ведут через широкий проём внутрь, справа и слева от входа прикреплены таблички с надписью «Лобное место». Кроме того, на них указано, что это охраняемый государством памятник средневековой архитектуры.
Сразу возникает вопрос — с чего бы такой «почёт» ординарному, на первый взгляд, сооружению? В разные времена на Красной площади безжалостно сносили куда более внушительные конструкции. Чтобы понять историческое значение Лобного места, нужно знать для чего оно было построено, какую роль сыграло в политической жизни страны.
По одной из версий, «лбом» в старину москвичи называли крутой спуск к реке, начинавшийся на этом месте. Но в исторической памяти русского народа «лобное место» прочно ассоциируется с телесным наказанием, казнью. Если посмотреть список казнённых здесь, то окажется, что он на удивление «скуп», то есть мало соответствует достаточно кровавой истории государства Российского. Вообще большинство казней, в том числе массовых, проводилось в Москве в другом месте — «на болоте», сегодня — Болотной площади. Тем не менее, именно «лобное место», а не «болото», несёт в себе страшный смысл.
Из-за такого несоответствия возникли многочисленные мифы, искажающие действительные исторические события. Например, многие вполне уверены в том, что Степан Разин сложил голову на Красной площади. На самом деле, его казнили «на болоте». Подобные факты ставят под сомнение первую версию происхождения названия.
Исторически более обоснованной кажется другая причина постройки и наименования Лобного места на Красной площади. Весь XVI в. прошёл под знаком жёсткой политики объединения русских княжеств в единое централизованное государство. Молодой царь Иван IV (Грозный) объявил Москву Третьим Римом. Таким образом, была провозглашена не только светская преемственность Восточной Римской империи, но — главное — обозначено намерение достижения лидерства в том течении христианской религии, которое на Западе называют «ортодоксальным», а у нас «православием». Стремление московских государей утвердить себя в качестве духовных наследников Византии выразилось в строительстве культовых сооружений с «палестинскими» названиями. Так храм, который мы называем Собором Василия Блаженного, изначально назывался «Иерусалимским», Спасская башня была «Иерусалимской».
Согласно Евангелию, Христа подвергли мучительной казни на Голгофе. В переводе с арамейского название этой горы означает «голова». Но в Россию Священное писание попало уже в греческом переводе, а на этом языке Голгофа — «лобное место». Московские государи стремились воссоздать (в духовном, ритуальном плане) в столице, хотя бы частично, святые места, поэтому здесь появилось место, связанное с Голгофой. Поскольку в сознании верующего человека «лобное место» неразрывно связано с мученичеством Спасителя, Его казнью, то подобное же отношение подсознательно распространилось на московский «аналог». В то же время московское «лобное место» вовсе не задумывалось как эшафот, скорее как духовная и политическая кафедра. Всё последующее «использование» этого места свидетельствует в пользу такой версии.
Точно неизвестно, в каком году построили Лобное место. В пользу гипотезы о религиозном и политическом мотивах сооружения этого объекта говорит тот факт, что в летописях он упоминается впервые в связи с выступлением молодого Ивана IV. В 1549 г. он произнёс здесь речь перед депутатами Земского собора. Это был, по сути, манифест самодержца о намерениях. Хотя послание формально адресовалось митрополиту Макарию, было ясно, что в нём озвучивалась политическая программа и действия на длительную перспективу. Ясно, что государь не избрал бы для такой важной речи рядовой эшафот.
Духовное значение Лобного места ярко характеризуется религиозным обрядом, воссоздающим библейское описание въезда Иисуса Христа в Иерусалим. Ежегодно на Вербное воскресенье Митрополит московский обращался к народу с проповедью на Лобном месте. Примечательно, что Владыка проделывал путь к постаменту на коне, которого сам царь(!) вёл под уздцы.
Особую «популярность» Лобное место Красной площади приобрело в период Смутного времени. Многочисленные претенденты на престол, их соперники и конкуренты использовали площадку для агитации среди москвичей. Потом тела некоторых из них выставлялись здесь на показ толпе в доказательство смерти. Именно с этого места зачитали обвинение Бориса Годунова в организации убийства царевича Дмитрия, что положило начало Смуте. Здесь она и закончилась актом общего народного одобрения кандидатуры на престол первого из Романовых — Михаила Фёдоровича.
Здесь производились и казни, но исключительно редко, по «особым» случаям. Достоверен факт приведения смертного приговора в исполнение в отношении Никиты Пустосвята (Добрынина), обвинённого в ереси. Большинство казней на Красной площади проводились в её южной части, рядом с Лобным местом. Может это повлияло на сложившийся в народе стереотип о площадке, как эшафоте.
Вообще и светские, и духовные власти понимали всю тонкость вопроса. Казнить кого-либо на месте, символизирующем земную смерть Спасителя — значит невольно причислять казнённого к рангу мучеников, что недопустимо, а вот умерщвлять неподалёку — ещё раз демонстрировать божественную поддержку существующего порядка. Исходя из этого посыла, понятно избрание местом массовой казни стрельцов в 1699 г. площадки рядом с Лобным местом.
Экзекуции на Красной площади окончательно прекратились после указа Петра II в 1727 г. Столица переехала в Санкт-Петербург, Лобное место как политическая трибуна утратила былое значение. Но и в дальнейшем российские самодержцы не гнушались использовать сакральную площадку в своих политических целях. Императрица Екатерина II избрала местом гражданской казни Дарьи Салтыковой Лобное место. Так она продемонстрировала «божественную» справедливость, показав, что перед помазанницей божьей — императрицей все сословия в соблюдении закона одинаково равны и дворяне, и простой народ.
Устройство и современное состояние
Говорить о какой–либо архитектурной красоте в отношении Лобного места не приходится. Это обычная круглая возвышенность, окружённая невысоким каменным барьером. В первоначальном варианте основание было сделано кирпичным, а перила из дерева. В царствование Елизаветы Петровны Матвей Казаков перестроил площадку, несколько сдвинув её к западу, кирпич и дерево заменили диким камнем. В таком виде сооружение дошло до наших дней. Обращает на себя внимание закрывающая вход красивая кованая решётка.
Лобное место — заметный объект Красной площади. Туристов привлекает его необычная форма и явно древний вид, они любят фотографироваться рядом с ним. В культурном плане сооружение является неотъемлемой частью «иерусалимского» комплекса Москвы, свидетелем и непосредственным «участником» многих знаковых исторических событий.
Лобное место на карте Москвы
Лобное место (Москва)
Местоположение: Москва, Красная площадь
Тип памятника: Архитектурный ансамбль
Лобное место находится на Красной площади против Спасских ворот Кремля. Представляет собой круглое в плане ступенчатое возвышение-помост диаметром 13 м, окружённое оградой. Согласно легенде, сооружено в память об избавлении от нашествия татар в 1521 году. Вероятное время постройки – 1530-е годы. Первое летописное упоминание Лобного места относится к 1549 году, каменного – к 1599-му. Оно имело деревянную решётку и навес на столбах. В 1753 году его реставрировал архитектор Д. В. Ухтомский. Современный вид Лобное место приобрело в 1786 году, когда архитектор М. Ф. Казаков перенёс его восточней и воспроизвёл из дикого тёсаного камня. Деревянную решётку сменил каменный парапет. Вход с западной стороны имеет чугунные ворота-калитку, к которым ведут 11 каменных ступеней.
Согласно наиболее распространённой версии, название памятника происходит от «лба» или «взлобья» – древнего наименования склона к Москве-реке, в начале которого оно расположено. По другой версии, название является переводом еврейского слова Голгофа или греческого «Краниево место», что связано и с крутым, напоминающим череп, возвышением Иерусалимского холма, и с представлением о захороненной в его основании «главы Адама». Подобно Голгофе, Лобное место находится возле городских ворот, рядом с Покровским собором, одно из древних прозваний которого – Иерусалим. Наименее вероятно объяснение, согласно которому на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы».
В XVI–XVII веках оно служило трибуной, с которой зачитывались царские указы, обращались с речами к народу московские государи (отсюда его другое название – Царёво место), возлагались для обозрения мощи святых, сообщалось о начале войны и заключении мира, оглашались имена новых патриархов. С Лобного места впервые показывался народу наследник престола по достижении им 16-летнего возраста. Здесь в 1612 году князь Дмитрий Пожарский объявил об изгнании поляков из Москвы.
Лобное место играло важную роль в церковных обрядах: около него всегда останавливались крестные ходы. Московские митрополиты, а затем патриархи, взойдя на возвышение, благословляли царя, народ и клир. Особую роль Лобное место играло в неделю Ваий, во время праздника Входа Господня в Иерусалим, когда патриарх с духовенством в сопровождении царя и первых лиц государства шествовал ко Входоиерусалимскому приделу Покровского собора, а затем – к устланному сукном и бархатом Лобному месту. Здесь устанавливали аналой с Евангелием и иконы. Стоя на возвышении, патриарх после молитвы раздавал освящённые вербы и пальмовые ветви царю, духовенству и боярам и оттуда ехал «на осляти», ведомом царём, к Успенскому собору. С 1684 по 1693 год Пётр I принимал участие в шествиях вместе со своим единокровным братом и соправителем Иваном V.
Казни на Лобном месте не производились, обычным местом для исполнения приговоров была Болотная набережная. Впервые на Лобном месте в 1682 году был казнён Никита Пустосвят – противник церковной реформы патриарха Никона, инициатор спора о вере в Грановитой палате. В 1685 году официальным местом казней было объявлено место «за Спасскими вороты в Китае на площади против рядов», для чего рядом с Лобным местом был сооружён высокий деревянный сруб эшафот. В 1698–1697 годах здесь, как и во многих других местах Москвы, казнили участников стрелецкого бунта. На этот сюжет В. И. Суриков написал картину «Утро стрелецкой казни». Лобное место на картине занимает первоначальное (до 1786 года) положение.
Мятеж 1698 года был поднят стрельцами четырёх дезертировавших полков, принимавших участие в Азовских походах. Они были недовольны тяжёлыми условиями службы, невыплатой жалованья и переброской полков (вместо возвращения в Москву) к литовской границе. Восставшие намеревались возвести на престол царевну Софью Алексеевну, содержавшуюся под стражей в московском Новодевичьем монастыре. 18 июня 1698 года стрельцы были разбиты в 40 км от Москвы солдатами преданных Петру I регулярных полков. Пётр I, находившийся с Великим посольством в Европе, узнав о мятеже, 25 августа 1698 года вернулся в Россию и принял участие в дознании. Казни продолжались с октября 1698 года до февраля 1699 года. Всего были казнены около 2000 участников бунта, более 600 биты кнутом, клеймены и сосланы. Следствие и наказания продолжались до 1707 года. Стрелецкое войско было расформировано. Царевна Софья Алексеевна пострижена в монахини Новодевичьего монастыря.
Возле Лобного места по указу Петра на четырёхгранном столпе были вывешены чугунные плиты с перечислением преступлений осуждённых стрельцов и текстом приговора. В начале XVIII века около эшафота на специальном щите писались имена приговорённых преступников.
После перенесения столицы из Москвы в Санкт-Петербург Лобное место утратило значение официальной трибуны.
В 1919 году в соответствии с Планом монументальной пропаганды на возвышении Лобного места был установлен деревянный памятник Степану Разину (скульптор С. Т. Конёнков), вскоре демонтированный.
Лобное место является памятником федерального значения и входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как часть комплекса Московского Кремля и Красной площади.
Литература
Снегирёв И. М. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М., 1842-1845. С. 351-358.
Кондратьев И. К.
Седая старина Москвы. М., 1893. С. 220–227.
Кузнецов И. И. Московский Покровский и святого блаженного Василия, что на рву, собор святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, московские чудотворцы, в сем соборе почивающие. Спасские ворота. Лобное место. М., 1914.
Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. Изд. 2-е, испр. М., 1983. С. 403.
Романюк С. К. Кремль и Красная площадь. М, 2004. С. 293–300.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2005. С. 310–317.
Где делать покупки – Лучшие салоны роскоши в Москве
Мы собрали для вас лучших магазина интерьерной мебели и салона роскоши в Москва . От небольших выставочных залов и бутиков до грандиозных флагманов — существует огромное количество источников для поиска лучшей мебели для дизайна интерьера и вдохновения.
Откройте для себя наши предложения по мебельным магазинам и роскошным шоу-румам в Москве!
1 – ABITANT
Abitant – это московский магазин дизайна интерьера, а также интернет-магазин высококачественных товаров из Европы и Америки. Это настоящее сообщество для всех ведущих дизайнеров и архитекторов с некоторыми из самых невероятных брендов.
2 – BARCELONA DESIGN
Название компании выбрано не случайно: Барселона – столица испанского дизайна. В этом космополитическом городе все наполнено красотой, а гениальные идеи просто витают в воздухе. Этот выставочный зал в Москве следует той же эстетике, демонстрируя высококачественную мебель и предметы декора, которые просто потрясающие!
3. DESIGN PLACE
Design Place Showroom на протяжении последних пяти лет сотрудничает с ведущими производителями и продавцами дизайнерской мебели и аксессуаров. Благодаря многолетнему опыту и профессионализму сотрудников компании, в нашем салоне вы не встретите случайных и случайных вещей. Каждый предмет является результатом тщательного выбора. Нашими главными критериями являются качество, эстетическая элегантность и функциональность.
4. ДОМ РИЧМОНД
Richmond Home — мебельный салон, предлагающий со склада и под заказ предметы мебели и декора для создания интерьеров в различных стилях. Профессиональное знание всех стилей, опыт, умение грамотно сочетать современные представления о комфорте с классическими канонами, обеспечивает высокий уровень выполнения работ нашими специалистами. Большой выставочный зал в центре Москвы с экспозицией мебели и предметов декора.
5. ROYAL ROOM
Салон Royal Room в Москве является официальным дилером дизайнерской мебели в России. Салон сотрудничает с известными дизайнерами из Италии и других стран Европы. На выставке в салоне представлены товары для гостиной, спальни, кухни, детской, гардеробной, кабинета, ванной и других помещений. Нужна элитная итальянская мебель в Москве? Приходите в Королевскую комнату.
6. ТЕРРА ДАРУС
Группа Терра Дарус более 20 лет занимается прямыми поставками итальянской мебели известных брендов по всей России на выгодных условиях. Они оснащают частные, общественные, офисные помещения, гостиничные комплексы и другие объекты эксклюзивной итальянской мебелью и осветительными приборами.
Оставайтесь с нами, чтобы открыть для себя больше роскошных выставочных залов
См. также: Лучшие выставочные залы Нью-Йорка – Выдающийся дизайн интерьера
Как китайские дипломаты изображают российско-украинский кризис в Twitter
Анализ
Пекинские кулачные бойцы в социальных сетях пользуются возможностью, чтобы потроллить США и Европу.
By Джессика Брандт , политический директор Инициативы по искусственному интеллекту и новым технологиям в Брукингском институте и научный сотрудник Центра безопасности, стратегии и технологий программы внешней политики.
Встреча президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.
Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин во время встречи во Дворце дружбы в Пекине 26 апреля 2019 года. Кензабуро Фукухара/POOL/Kyodonews
Пока американские и европейские дипломаты пытаются предотвратить новое вторжение России в Украину, другой крупный игрок извлекает выгоду из кризиса для продвижения своих геополитических интересов: Китай.
Китайская армия, состоящая из так называемых дипломатов-воинов-волков и представителей государственных СМИ, которые агрессивно продвигают цели Пекина в Интернете, обратились в Твиттер, чтобы привлечь внимание к расколам в Европе, НАТО и трансатлантическом альянсе, изображая ответ США как неэффективный, его народ бесхитростный, а его города буйные. И они отвергают критику в западных СМИ как «дезинформацию».
Если эти нарративы кажутся знакомыми, то это потому, что они таковы: каждый из них — стандартный клише, поддерживаемый Кремлем.
Пока американские и европейские дипломаты пытаются предотвратить новое вторжение России в Украину, другой крупный игрок извлекает выгоду из кризиса для продвижения своих геополитических интересов: Китай.
Китайская армия, состоящая из так называемых дипломатов-воинов-волков и представителей государственных СМИ, которые агрессивно продвигают цели Пекина в Интернете, обратилась в Твиттере, чтобы привлечь внимание к расколам в Европе, НАТО и трансатлантическом альянсе, изображая ответ США как неэффективный, его народ бесхитростный, а его города буйные. И они отвергают критику в западных СМИ как «дезинформацию».
Если эти нарративы кажутся знакомыми, то это потому, что они таковы: каждый из них — стандартный клише, поддерживаемый Кремлем.
Пекин и Москва, похоже, официально не координируют свои информационные стратегии. Но на Украине их краткосрочные цели — ослабление трансатлантического партнерства, подрыв европейской сплоченности, унижение либеральных институтов и правительств и дискредитация открытых СМИ — совпали. И совокупный эффект их соответствующих пропагандистских усилий может оказать разрушительное воздействие на то, как эта горячая точка в соперничестве между автократиями и демократиями воспринимается во всем мире.
Пекинские воины-волки твердят, что украинский кризис «пробивает дыры» в европейском проекте и альянсе НАТО, и предполагают, что Соединенные Штаты не являются эффективным или уважаемым лидером. Частично для того, чтобы опровергнуть предупреждения США о «быстром, жестком и едином ответе» на российское вторжение, финансируемые государством СМИ Китая регулярно обращают внимание на разногласия внутри трансатлантического альянса, утверждая, не совсем безосновательно, что этот эпизод ставит Стремление Европы к независимой внешней политике находится в «прямом конфликте» с Соединенными Штатами и обнажает трещины внутри НАТО.
Это соответствует стратегии «разделяй и дискредитируй», которую Кремль проводит с прошлого года. В течение нескольких недель российские государственные СМИ и дипломаты подчеркивали разногласия между Соединенными Штатами и их европейскими партнерами по поводу их подхода к Украине и пытались представить НАТО истинным агрессором, чтобы подорвать доверие к альянсу и его привлекательность.
Пекин также использует кризис, чтобы троллить Соединенные Штаты. Китайские дипломаты и государственные СМИ изображают Государственный департамент США неэффективным, а американский народ — неуклюжим. После того как Вашингтон принял решение вывести семьи сотрудников посольства США из Украины, дипломаты и государственные СМИ усилили российскую пропаганду о том, что «американцы в большей безопасности в Киеве, чем в Лос-Анджелесе… или любом другом преступном городе США».
Это тоже знакомые темы. И Москва, и Пекин часто изображают Соединенные Штаты и другие либерально-демократические общества хаотичными и беспомощными. Для Пекина это часть попытки продемонстрировать китайскую модель управления в качестве желательной альтернативы — усилия, которые только ускорились во время пандемии COVID-19.
Наконец, китайские воины-волки заимствуют у Кремля сценарий (и его тезисы), характеризуя критическое освещение новостей, например, недавнее сообщение о том, что президент Китая Си Цзиньпин, возможно, просил президента России Владимира Путина не вторгаться в Украину во время предстоящего Пекина. Олимпиаде — как «дезинформацию», вторя своим российским коллегам, которые назвали заявление «фейковыми новостями».
Сообщение было основано на сообщении одного анонимного источника и не было подтверждено другими авторитетными источниками. Но официальный представитель министерства иностранных дел Китая пошел дальше, чем просто отрицал его правдивость, заявив, что доклад был частью попытки «очернить и вбить клин» в китайско-российские отношения — утверждение, которое неоднократно повторяли многие китайские официальные лица.
Пекинские воины-волки использовали аналогичную тактику, чтобы поддержать попытки Путина дискредитировать предупреждение правительства Великобритании о том, что Россия планирует установить на Украине прокремлевского лидера.
В качестве средства укрепления своей власти и Си, и Путин заинтересованы в очернении свободной прессы и дискредитации тех, кто требует от них ответственности или создания норм против их усилий по вмешательству в демократические государства и институты.
Пекин применил аналогичный подход к освещению ситуации в Казахстане, другом крупном кризисе, назревающем в регионе. Там финансируемые государством СМИ Китая усилили заявления Кремля о «деструктивном внешнем вмешательстве», предполагая, что за недавними протестами стоят иностранные силы. Вместе с пекинскими дипломатами они высмеивали освещение этой ситуации в американских СМИ и приветствовали китайско-российское единство на пути вперед.
Ничто из этого не является полной неожиданностью. В Казахстане, как и на Украине, Москва и Пекин преследуют цели дискредитации политических протестующих, унижения открытых СМИ, очернения мягкой силы США и отвлечения внимания от их деятельности по вмешательству.
Несмотря на то, что у них есть определенное общее дело, Москва и Пекин, похоже, не синхронизируют свои информационные усилия каким-либо формальным образом, кроме нескольких в основном символических соглашений о распространении контента друг друга через государственные СМИ. Но это не должно удивлять, поскольку ни одна из сторон не зависит от партнерства для достижения своих целей. Москва уже некоторое время независимо действует по этому сценарию, и Пекин может подражать выбранным им ходам.
В долгосрочной перспективе Москва и Пекин действуют с очень разных стратегических позиций и служат совершенно разным целям. Россия, слабеющая по большинству показателей держава, пытается компенсировать свою относительную слабость, подрывая институты и союзы своих либерально-демократических конкурентов. Его деятельность носит прежде всего деструктивный характер, направленный на сеяние хаоса и беспорядка. Кремль мало что теряет, но много выигрывает от приписывания ему ответственности за свою дестабилизирующую деятельность, и поэтому Кремль не особенно беспокоит отпечаток пальца или последствия, которые он оставляет после себя.
Китай, с другой стороны, представляет собой восходящую державу, которой есть что терять, и поэтому он традиционно был значительно менее склонен к риску и терпелив. Он ищет не беспорядка, а нового порядка, более отвечающего его интересам. Это может со временем препятствовать более тесным связям между двумя сторонами.
Но здесь и сейчас, и в частности на Украине, у Путина и Си множество пересекающихся устремлений, и их пропагандистские усилия взаимно усиливают друг друга, независимо от того, координируются ли они явно или намеренно. Оба стремятся подорвать мягкую силу США, подорвать европейское единство и усугубить трансатлантические разногласия, чтобы ослабить демократических конкурентов за рубежом. Оба стремятся подорвать доверие к авторитетным СМИ и подорвать демократические нормы свободы слова, чтобы укрепить свою власть внутри страны. Каждый получает выгоду от работы другого.
Это может быть особенно верно для Кси. Усилия Москвы по продвижению разделяющего контента, который усиливает поляризацию и снижает доверие, подрывают привлекательность демократического правления. Это дает Пекину возможность рекламировать сильные стороны своей собственной модели в качестве альтернативы. В результате отдельные усилия Москвы и Пекина могут иметь совокупный пагубный эффект на здоровье и силу демократических систем, который больше, чем сумма его частей.
Твиттер, конечно, запрещен в Китае, а твиты Пекина, которые, как и твиты Москвы, появляются на нескольких языках, предназначены для того, чтобы формировать отношение остального мира к Соединенным Штатам, Европе, НАТО и открытым СМИ. Если Си, как и Путин, удастся подорвать глобальную привлекательность и престиж демократических государств, институтов и норм, ему удастся сделать мир более безопасным для автократии.
Джессика Брандт — политический директор Инициативы по искусственному интеллекту и новым технологиям в Брукингском институте и научный сотрудник Центра безопасности, стратегии и технологий программы внешней политики. Твиттер: @jessbrandt
Метки:
Китай,
Внешняя и общественная дипломатия,
Социальные сети
Еще из Foreign Policy
Президент России Владимир Путин возглавляет комиссию по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами в 2017 году.
Что плохого в разговоре с Россией? На самом деле много.
Дипломатия не всегда моральна по своей сути и не всегда стратегически мудра.
Офицеры Службы безопасности Украины (СБУ) ждут возле квартиры в Харьковской области, Украина.
Украина имеет тайное сопротивление, действующее в тылу русских
Современные украинские партизаны втихую работают над подрывом оккупации.