Содержание
Святая гора Афон — монастыри и монахи Афона
В этом году Афон привлекает к себе особое внимание: Россия и Греция отмечают тысячелетие присутствия на Святой горе русских монахов. Считается, что первые русские иноки прибыли на Афон в конце X – начале XI века. Первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой горе датируется 1016 годом.
Сегодня на Афоне расположено 20 монастырей, среди них 17 греческих, один русский – Свято-Пантелеимонов, а также сербский и болгарский. Древнейшая обитель – Великая лавра (лавра Святого Афанасия) – основана в 963 году.
Особый образ жизни афонских монахов лишь укрепляет их репутацию как нелюдимых и неразговорчивых, однако ТАСС удалось поговорить с одним из них.
Монах Ермолай родом из Грузии, вот уже 15 лет живет в русском монастыре на Афоне. В Москве он оказался всего на несколько дней по делам, связанным с подготовкой юбилейного издания 25-томной энциклопедии истории Афона и ее выдающихся жителей: согласно одному из своих послушаний, монах Ермолай заведует библиотекой и архивом Свято-Пантелеимонова монастыря. Имея лишь один свободный день в этой поездке, он тем не менее любезно согласился рассказать историю своего поселения в древней обители и непростого выбора, который ему пришлось перед этим совершить, а также об афонских буднях.
Попасть на Святую гору можно только по морю
Святая гора Афон расположена на полуострове Халкидики на северо-востоке Греции. С трех сторон его омывают воды Эгейского моря. Высота горы – 2033 м. Полуостров покрыт густыми лесами и изрыт оврагами. Добираются сюда главным образом по морю или на вертолете. Попасть на Афон можно и по суше, но только пешком и в исключительных случаях, например, если произошла чрезвычайная ситуация, а на море сильный шторм. Дело в том, что, помимо труднопроходимой местности, Афон от остального мира отделяет строго охраняемая граница, обнесенная высоким забором.
Многие паломники и гости Афона поднимаются на вершину Святой горы, где находится храм Преображения Господня и установлен массивный металлический крест – одна из афонских святынь. Подъем осуществляется пешком со специальными палками или на мулах. Наверх ведут два основных пути: один – более крутой и короткий, другой – более пологий и длинный. Среднее время подъема составляет 6-8 часов.
© AP Photo/Dimitri Messinis
Мир без женщин
Одним из самых известных обычаев монашеской горы является аватон (запрет появляться женщинам на острове). Это правило было закреплено при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Сохранение запрета было одним из условий вступления Греции в Евросоюз.
Запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Афон
Статья 186-я Устава Святой горы, принятого в 1924 году
Сегодня за нарушение этого закона в Греции предусмотрена уголовная ответственность – до года лишения свободы.
Мужчины для посещения Святой горы должны получить диамонитирион – специальное письменное разрешение. Женщинам диамонитирион не выдается.
По преданию, в 48 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Бога Афон себе в удел. По завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Святой горы.
Несмотря на запрет, женщины бывали на Афоне. Во время военных действий монахи принимали на полуострове семьи беженцев. Однако после прекращения волнений все прибывшие покидали Святую гору. Инциденты с появлением женщин на Афоне происходили и в наше время. В 2008 году была задержана группа молдаван, среди которых было четыре женщины. Как выяснилось, они попали на полуостров при попытке незаконно пробраться в Грецию из Турции.
© AP Photo/Nikolas Giakoumidis
Монашеское государство
В административном устройстве Греции Афон выделен в особую единицу – Автономное монашеское государство Святой горы (Айон Орос) со столицей в Карее (Карье).
Управление осуществляется Священным Кинотом, который состоит из представителей 20 монастырей, избираемых на один год.
Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Все монастыри делятся на пять групп по четыре монастыря. Каждый год одна из групп и составляет Священную Эпистасию.
Афон находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха.
За порядком на полуострове наблюдает греческая полиция. Государство Греция имеет на Святой горе своего губернатора. Его деятельность курирует Министерство иностранных дел.
Афонские монахи пользуются некоторыми таможенными и налоговыми льготами, что закреплено Уставом Святой горы. Например, налоги не взимаются с доходов от продажи товаров и продуктов, произведенных на Афоне.
© AP Photo/Nikolas Giakoumidis
• Носить шорты на Святой горе категорически запрещается. На богослужение можно заходить только в рубашках с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается носить рубашку с короткими рукавами.
• Чтобы избежать трудных ситуаций, не путешествуйте по Афону в одиночку. Почти все монастыри закрывают ворота около 18:00. После этого вы рискуете остаться на улице.
• На Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы. Но монахи не благословляют убийство какой-либо живности на святой земле.
• В южной части Афона есть район, который местные называют Карули («цепи») – скалистое место, где селятся монахи-отшельники. Добраться сюда непросто и опасно: идти приходится вдоль отвесной скалы по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи, на высоте более 100 метров над уровнем моря. За безопасность путника здесь никто не несет ответственность, о чем предупреждают таблички в начале тропы.
• Проживание и питание в монастырях и скитах бесплатное. Пожертвования паломник совершает по желанию. Остальные услуги (транспорт и прочее) на Афоне оплачиваются в евро.
• С территории Святой горы запрещается вывозить старинные иконы и книги, а также любой антиквариат. Вывозить можно лишь сувениры и предметы религиозного назначения, купленные в монастырских лавках.
• На Афоне запрещена видеосъемка. При посадке на паром камеру могут конфисковать. Фотографировать разрешено далеко не во всех монастырях. На киносъемку необходимо получить разрешение в ряде инстанций, в том числе требуется благословение Священного Кинота. Его могут дать, а могут и отказать. Обычно разрешение выдается на съемку в больших монастырях.
• На Афоне не благословляется купание в море.
Русские обители на Афоне
Древнейшим русским поселением на Афоне является обитель Росов, известная также как монастырь Ксилургу (от греческого «плотник», «древодел»). Основным занятием местных монахов было плотничество, отсюда и появилось название обители.
В 1169 году Священный Кинот передал русской братии монастырь Фессалоникийца во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как Старый, или Нагорный, Русcик).
Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен в более удобную местность на берегу моря и получил неофициальное название «Прибрежный Русcик». Там сейчас и находится Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь (также Россикон).
Две другие обители – Ксилургу и Старый Руссик – сейчас являются скитами.
{{$index +
1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}
Византийское время и распорядок дня
«На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, – начинает свой рассказ монах Ермолай. – Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой – 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: «Мы встаем в 3 часа». В какие 3 часа? Все путаются». Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце – главное и единственное мерило византийского времени.
Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов. С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.
«Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи – зимой, летом – 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза», – рассказывает монах. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут.
«Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание», – продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00. После рабочего дня – два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.
С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению. Интересно, что на Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве также молятся по византийскому времени. Так монахи готовятся к новому распорядку дня перед отъездом на Афон.
Афонское подворье в Москве © Борис Кавашкин/ТАСС
Меню монаха
В основном монахи питаются овощами, фруктами, орехами, оливками, медом – тем, что дарит природа в средиземноморском климате. Монастыри закупают муку для приготовления хлеба, молочную продукцию. Монахи не употребляют мяса и лишь изредка едят рыбу. Пять дней в неделю монахи трапезничают дважды в сутки, а по средам и пятницам – в постные дни – по одному разу.
«Никаких животных мы не разводим, кроме мулашек, которые помогают нам в работе и для перевоза разных грузов в повседневной жизни. Все леса на склонах, и трактор туда заехать не может», – рассказывает монах Ермолай. На осликах перевозят инструменты для обработки земли, урожай и древесину.
Послушания монахов
Когда монах попадает в монастырь, к нему присматриваются братия, духовник, настоятель. В зависимости от мирской профессии, навыков и способностей монаху даются послушания.
Все послушания раздаются исходя из нужд братии: монахи готовят пищу, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают дрова на зиму, изготавливают деревянную мебель, посуду, кресты, четки, делают заготовки для икон, шьют церковное облачение. «Все необходимое для богослужений можно купить в наших лавках», – уверяет монах Ермолай.
По его словам, 100 лет назад русский монастырь на Афоне славился своей швейной мастерской, которая обшивала весь полуостров. Иметь сейчас облачение из той мастерской считается большой удачей. Его до сих пор носят и реставрируют в Свято-Пантелеимоновом монастыре.
Чем меньше монахов проживает в обители, тем больше послушаний каждому из них приходится выполнять. До Первой мировой войны в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживало более 10 тыс. монахов, сейчас – всего 105. Поэтому каждый из монахов выполняет три и более послушания.
{{$index +
1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}
Доходы братии
Общения между монастырями практически нет – каждая обитель представляет собой полноценный город, где изготавливается все необходимое для жизни.
Еще примерно 100 лет назад афонские монахи ничего не покупали и не продавали, а заключали бартерные сделки, обменивая оливки и мед на муку и ткани.
Теперь же многое, что производится на Афоне, продается.
Доход монастыря формируется из выручки от продажи оливок, оливкового масла, меда, церковной утвари, изготовленной монахами, аренды 15 га виноградников, оплаты паломниками диамонитириона – разрешения на посещение святой горы Афон, обязательного для всех гостей.
2)}»>
Основной доход – пожертвования паломников. Русские – самые щедрые
«Наш монастырь в 2014 году посетили 47 тыс. паломников, в прошлом году – чуть меньше, хотя до этого число всегда увеличивалось», – рассказывает монах Ермолай.
Он уверен, что празднование 1000-летия русского монашества на Афоне и стабилизация в мировой экономике привлекут новых паломников.
Нынешний экономический кризис, по словам монаха, на жизни монастыря пока не сказался. «Пока мы живем по инерции. Но если кризис затянется, скажется и на нас», – поясняет отец Ермолай.
Расходы монастыря
Основные средства монахи тратят на покупку недостающих продуктов питания и техники.
«Приходится покупать что-то, муку например, но все компенсируется – у нас до пяти тонн оливкового масла в год производится, до полутора тонн меда. На еду мы мизерную часть доходов тратим», – рассказывает монах Ермолай.
Помимо этого, необходимо оплачивать телефон, а также услуги интернет-провайдера.
«Телефоном и интернетом пользуются те, для кого это необходимо для выполнения своего послушания. Например, в библиотеке у меня есть интернет, и я веду переписку с издателями, корректорами, а телефон мне понадобился для этой поездки», – объясняет монах Ермолай.
Связь с Большой землей
Раз в день на полуостров прибывает большой паром с паломниками и грузами, он же увозит завершивших паломничество и монастырские товары. Два раза в неделю приезжает почтальон: большинство монахов поддерживают связь с родными, отправляя письма, написанные на бумаге от руки.
© AP Photo/Nikolas Giakoumidis
«Насильно никто никого не держит»
Ежегодно Афон посещают десятки тысяч паломников, некоторые из них пополняют ряды монастырской братии. «В монастыре могут жить до тысячи человек. Лет 10 надо, я уверен, и все кельи будут заполнены», – делится монах, вспоминая, что 15 лет назад, когда он поселился на Святой горе, были заняты только 62 кельи.
«За 15 лет, что я живу на Афоне, примерно 50 человек поселялись у нас, а потом уходили. Это нормально для любого монастыря, насильно никто никого не держит», – говорит монах Ермолай.
Диамонитирион выдается паломникам всего на четыре дня, но по благословению духовника человек может остаться и на больший срок.
Это же не завод, а духовное учреждение. Если духовник видит надобность, человека оставляют
На каком языке говорят в обители
Жители Афона говорят на самых разных языках, и все хотя бы на бытовом уровне могут изъясняться на греческом. В Свято-Пантелеимоновом монастыре большинство проживающих – русские, поэтому русский язык основной в обители, но есть и молдаване, украинцы, один немец и один грузин – наш собеседник.
Из-за большого числа паломников кажется, что ни о каком уединении и покое не может идти речь. Отец Ермолай поясняет: «На Афоне почти не говорят, чаще – шепотом. Все погружены в молитву».
Монашеская усыпальница
На Святой горе существует традиция выкапывать из могил останки монахов через три года после их захоронения и переносить в специальную усыпальницу. Черепа хранятся отдельно от костей, на них пишут имя монаха и год смерти.
Останки извлекают с целью увидеть, какого цвета кости усопшего. На Афоне существует предание: если кости чистые и белого цвета с характерной желтизной, то монах обрел милость у Бога. Если цвет костей скорее желто-восковый, переходящий в светло-коричневый, то душа усопшего ближе к Богу.
По словам отца Ермолая, он лично убедился в истинности этого верования. Создавая жизнеописания знаменитых старцев, он решил приложить к ним изображения останков. «К моему большому удивлению и радости, все кости, соответствующие жизнеописаниям, были именно благодатного цвета. Причем такие кости составляют лишь 30% всей монастырской костницы. При виде таких благодатных глав вместо обычного страха и отторжения возникает чувство огромного уважения и благоговения. Хочется смотреть и смотреть на них, как на фактическое проявление истинной святости».
© Алексей Бережков/ТАСС
Первая встреча с Афоном
На просьбу вспомнить первое впечатление от Афона монах отвечает: «Это невероятно. Много раз за 15 лет, что я на Афоне, пытался это написать, но не удается передать. Перерождение моментальное, как только вступаешь на землю. Когда ты в миру, ты постоянно суетишься: что вчера, что сейчас, что потом, воспоминания, планы постоянно крутятся в голове, и ты не можешь что-то важное выделить в этом круговороте мыслей, планов, идей».
На вопрос, а что сейчас для него важно, отвечает, не задумываясь: «Святая пустота».
Да, я блаженствую, у меня нет никаких планов, меня невозможно чем-то обеспокоить
Путь к Афону: разочарования историка и политика
Монах Ермолай рассказал о событиях и разочарованиях, которые привели его в лоно Церкви, и о непростом выборе, который пришлось сделать, чтобы поселиться на Святой горе.
Окончив Тбилисский государственный университет и получив специальность историка, успев жениться, родить двоих сыновей и развестись, в возрасте около 30 лет будущий монах отправился покорять Германию. В этой европейской стране он продолжил научную деятельность.
Отец Ермолай, как и подобает монаху, очень скромен, хотя является человеком незаурядного ума, говорящим свободно на четырех языках (грузинский, русский, немецкий, греческий), и мог бы сделать успешную карьеру.
Я идеалист по жизни – мне всегда нужна какая-то идея, я должен чему-то служить. Я не могу быть историком серым: или ничего, или все – у меня такой принцип
«Я поступал в университет, это был 1983 год, с таким пафосом, думал, что я переверну всю науку. И я обожал своих преподавателей, ходил за ними по пятам, – рассказывает монах Ермолай. – Потом случилась перестройка, и вдруг эти же люди говорят, что все, чему они учили, – это была ложь. То есть любимые мною люди, только чтобы называться учеными, профессорами, лгут, и я разочаровался в профессии. Я понял, что эта профессия просто под заказ: тебе заказывают историю, ты пишешь, только по-своему интерпретируешь одни и те же цифры. Ради мамы окончил университет, пошел в политику, но там тоже разочаровался».
© AP Photo/Nikolas Giakoumidis
Искушения на пути к Афону
Пережив череду разочарований, будущий монах обратился к религии. «Поверил в существование Бога на сердечном уровне, серьезно поверил», – вспоминает он. По словам отца Ермолая, он не был церковным человеком, хотя был крещен в детстве. «В Германии я заинтересовался философией, религией и вернулся в лоно Церкви в 33 года. После обращения принял решение стать монахом, и в 35 лет стал монахом», – добавляет отец Ермолай.
Перед тем как отправиться на Афон, молодой человек раздарил друзьям коллекцию уникальных книг, собранных за три года жизни в Германии, а солидный гардероб, которым успел обзавестись, сдал в Красный Крест.
Оставил себе только одну одежду, которая на мне была, и 50 крон в кармане – все, больше ничего не было. И встал на дороге, чтобы добраться автостопом до Греции
Чтобы из Германии на автомобиле добраться до Греции, нужно пересечь границы Австрии и Италии. «Проехали Австрию, начали проверять документы, и разговорились с пограничником. А я тогда в эйфории был, каждому хотелось рассказать, куда я еду. И как только он спросил, куда я еду, я включился, рассказал, – добавляет отец Ермолай. – Тот человек аж на колени падает и говорит: «Не делай этого!» Он увидел в паспорте фотографии моих детей и стал умолять остаться, пригласил жить с семьей на ферму к нему, без платы за жилье, на любой срок».
После слов пограничника «эти дети тебя возненавидят потом» молодой человек усомнился в правильности своего решения. «Мне так плохо стало, первая реакция была – шок. И он не прекращал разными аргументами меня убеждать. Когда я стал размышлять, он вроде бы правду говорил. Но я вернулся в сердце, и я увидел ту основу, на которой базировалось мое решение, – это безграничные любовь и доверие отцу Богу», – рассказал он. Продолжил будущий монах путь, будучи уверенным, что Господь не оставит его детей, ведь он ехал служить ему.
На Афоне русские братья приняли отца Ермолая с распростертыми объятиями: «Обрадовались очень, и с тех пор я никуда не уходил, нашел свой дом».
Отец Ермолай
© «Русский Афон»
Отец. Монах. Легенда
Три года, которые отец Ермолай провел в Германии, он не виделся с сыновьями. Восемь лет на Афоне он также общался с детьми только посредством писем. Когда же они подросли (сейчас им 25 и 27 лет), то стали навещать отца. «И вот ту историю с пограничником я вспомнил, когда дети после 11 лет разлуки сходили с парома на землю Афона. Я думал, какие будут у них глаза: полные ненависти или любви, – поделился монах. – И какая же это была радость! Вышли два огромных парня со светлыми глазами, полными любви, и взяли меня на руки, прям как ребенка, целовали, целовали, как будто я каждый вечер на ночь сказки им читал, а я их не видел 11 лет».
Сейчас монах Ермолай знает, что «Господь для них сделал все». «Даже сотую часть этого я бы не смог сделать, – уверен он. – Они выросли прекрасными людьми, они верующие, очень спокойные, уравновешенные, успешные. Старший владеет пятью языками, два университета окончил из любви к папе, без репетиторов. Чтобы не опозорить папу, он хотел что-то сделать. С такой стороны Бог представил им отца: как цель, как идеал, хотя я, может, сам из себя ничего не представляю. Но у них была мотивация. Я для них стал легендой».
Теперь каждый год, чередуясь, сыновья навещают монаха. Их связывает крепкая дружба и взаимная гордость друг за друга. Старший сын монаха Ермолая, отучившись в Австрии, переехал в США, откуда родом его супруга. Младший сын – успешный архитектор-дизайнер в Тбилиси.
Послушания и стыд
По своим послушаниям монах Ермолай заведует библиотекой, архивом, занимается оцифровкой редких книг, готовит к изданию книги с уникальными документами об Афоне, а также принимает паломников.
«Когда я становился монахом, я не хотел уже заниматься интеллектуальным трудом, – вспоминает рассказчик. – Теперь я самый счастливый человек. Когда земляки спрашивают, как мне живется среди русских, я говорю: «Мне настолько хорошо, что иногда даже стыдно». Я же знаю, что не заслуживаю столько».
Это величайшее счастье – жить среди этих людей. И я люблю Россию: если она породила таких людей, значит она духовно здоровая и имеет огромный потенциал. Я в это верю
{{$index +
1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}
Для подготовки проекта использовались материалы с официального сайта «Русский Афон»
Над проектом работали
{{role. role}}:
{{role.fio}}
Фото обложки: ЕРА
Поделиться
Святая Гора Афон — Монашеская Республика
Афон — Земной удел Пресвятой Богородицы
Святая гора Афон — крупнейшее в мире средоточие православного монашества, почитаемое как земной Удел Богородицы. Это одно из мест, постоянно излучающих незримое духовное сияние.
Столица: Карье (Карея).
Управление: Суверенитет Афона закреплен Лозаннским договором 1923 года, а с 1926 года полуостров входит в состав Греции. Автономное монашеское государство Святой Горы представляет собой самоуправляемое сообщество, состоящее из 20 православных монастырей и опирающееся на положения первого Устава Святой горы(«Трагоса»).
География: Полуостров Святой горы занимает крайнюю восточную оконечность полуострова Халкидики. Местный рельеф представляет собой постепенный переход в юго-восточном направлении от низменности к скалистой горной цепи, которая заканчивается пирамидой (высота — 2033 м).
Площадь: 335,63 км2
Климат: Субтропический (средиземноморский). На полуострове мягкая дождливая зима и довольно жаркое лето. Снег выпадает сравнительно редко и быстро тает. Основным источником питьевой воды являются ручьи, стекающие с гор.
Население: 2262 чел (2001 год)
Плотность населения: 6,7 чел/км2
Особенности: На Афоне повсеместно используется юлианский календарь, в том числе в административных документах. Святая Гора является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Женщинам въезд на территорию «монашеской республики» запрещен.
Афон — полуостров, увенчанный одноименной вершиной горы. Это место непрестанных молитв Богу. На территории уникальной монашеской республики, население которой представлено исключительно мужчинами, расположены 20 монастырей и 12 скитов.
Святая гора является центром православного мира, средоточием его бесценного богатства. В монастырях хранятся рукописи и иконы, мощи и реликвии святых (в том числе часть мощей Ивана Крестителя и останки Марии Магдалины), и даже часть креста, на котором распяли Иисуса.
Монастырь Григориат. Святой Афон
Страна моя Афон!
Мой милый полуостров!
Ты в грудь мою вонзен
Своей вершиной острой!
Зачем меня рассек
На две неравных доли?
Одна — любви комок,
Другая — сгусток боли!
Иеромонах Симеон
Происхождение названия
Существуют различные легенды и мифы, объясняющие происхождение названия «Афон». Но только две легенды получили повсеместное распространение. Согласно одной из них, в очень давние времена произошла война за обладание горой Олимп между богами-олимпийцами и полубогами-титанами. И во время этой войны мифический фракийский гигант Афон бросил камень в Посейдона. Камень упал в воды Эгейского моря и превратился в полуостров. А другая легенда гласит, что Посейдон в смертном бою победил Афона и похоронил его под горой в море. И эта гора получила свое название в честь храбро погибшего гиганта.
Название же «Святая Гора» впервые упоминается в официальной грамоте императора Алексея Комнина монастырю Великая Лавра (1144 год): «Отныне называться Афону Святой Горой всегда». А христианское придание повествует о событиях давних времен, когда Дева Мария с апостолом Иоанном Богословом путешествовала на корабле, который бурей прибило к берегу полуострова. Богородицу так поразили красота этого места и благоприятный климат, что она попросила у Бога полуостров себе в удел, как свое земное пристанище. С тех пор Святая Гора также считается «садом» Богородицы, пристанью для желающих спастись.
Афон притягивает паломников со всего мира, прежде всего, как оплот Православия. Благословенная Святая Гора — это место тысячелетнего подвига монахов, которые сберегли по сегодняшний день и передают истинную Православную веру в первозданной чистоте.
Афон
Монастыри
На Святой Горе расположено 20 монастырей, каждый из которых обладает статусом патриаршей ставропигии. В связи с имущественно-правовыми привилегиями основание новых монастырей запрещено. Монастыри принято делить на пять групп:
1 группа:
- Великая Лавра
- Дохиар
- Ксенофонт
- Эсфигмен
2 группа:
- Ватопед
- Кутлумуш
- Каракалл
- Ставроникита
3 группа:
- Иверский
- Пантократор
- Филофей
- Симонопетра
4 группа:
- Хиландар
- Ксиропотам
- Святого Павла
- Григориат
5 группа:
- Дионисиат
- Зограф
- Святого Пантелеймона
- Констамонит.
Симонопетра
Это деление связано с тем, что каждый год представители монастырей одной из групп составляют Священную Эпистасию, то есть исполнительную власть Афона. Также ежегодно все монастыри избирают представителей, входящих в состав Священного Кинота, верховного органа самоуправления монашеской республики.
На территории Святой Горы, помимо монастырей, расположены 12 скитов (поселения, схожие с монастырями, но не имеющие этого официального статуса), а также келлии (обширные поселения монахов, со значительными участками земли), кафисмы (одиночные поселения), исихастерии (обители тех, кто стремится к абсолютному уединению).
Кроме монастырей и монашеских поселений, на Святой Горе находится богословское училище «Афониада», функционирующее в Карее с 1749 года.
Русские на Афоне
Начало присутствия на Святой Горе «русских» монахов положил преподобный Антоний Печерский (983-1073). Он отправился к средоточию православной веры и, пробыв здесь долгое время, сам стал наставником для братий. Тогда игумен отправил его на Русскую землю донести людям христианскую веру. И преподобный Антоний прибыл в Киев, где основал Печерский монастырь, ставший истоком русского монашества.
Первое документальное свидетельство о появлении русского монастыря на Афоне достоверно относится 1016 году. Точных данных о месторасположении монастыря не сохранилось, однако косвенные свидетельства указывают на обитель «Ксилургу». Много времени прошло с тех пор и многое изменилось, но начиная с 1870 года, окончательно русским был признан Свято-Пантелеймонов монастырь.
Монастырь Святого Пантелеймона
И по настоящее время русская обитель на Афоне является значительной силой, ведущей религиозно-просветительскую деятельность и оказывающей сильное влияние на русское православие. Именно поэтому поток паломников из России, стремящихся душой коснуться истоков истинной веры, не иссякает.
Одним из великих христианских подвижников, сразу по приезду на Святую Гору выбравший русский монастырь Святого Пантелеимона и оставшийся здесь навсегда, был преподобный старец Силуан. И ему, тогда еще молодому послушнику, дано было познать великую тайну Бытия. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных.
Паломничество
Для страждущих ступить на землю Святой Горы и прикоснуться к истокам истинной веры существуют строгие правила, соблюдение которых неукоснительно выполняется всеми паломниками. На Афон могут прибыть только мужчины любых религиозных верований, которые предварительно должны получить разрешение (диамонитирион). Православным клирикам также нужно дополнительное разрешение, выдаваемое Вселенским патриархатом. Женщины на территорию «земного удела Богородицы» не допускаются, даже несмотря на призывы Евросоюза установить гендерное равенство.
Но есть в Греции монастырь, где в строгом соответствии с афонскими правилами живут монахини. Сюда приезжают, в первую очередь, женщины, которым недоступна святая земля Афона. Находится женская обитель в селении Суроти, а основал ее афонский старец — Святой Паисий Святогорец, который до самой смерти опекал и помогал монахиням мудрым советом. Он был похоронен за его стенами и многие паломники стремятся поклониться святым мощам, обладающим чудодейственной силой.
Пребывая на Святой Горе, паломники должны носить одежду неярких расцветок, прикрывающую ноги и плечи. Запрещено купаться, загорать, громко разговаривать и сквернословить. Во время проживания в монастырях, каждый паломник должен придерживаться распорядка дня, общего для всех монахов полуострова.
Ивирон
Для осуществления фотосъемки в монастырях нужно испросить разрешения, обычно, препятствий монахи не чинят, но фотографировать жителей Афона крайне не рекомендуется. Видеосъемка же категорически запрещена, поэтому, собираясь в паломничество на Святую Гору, не стоит брать с собой видеокамеру.
Святая Гора скрывает в себе особую тайну жизни и необыкновенную силу к возрождению. И многие паломники после посещения этих мест обретают духовный покой и внутреннюю полноту.
Интересная информация
Без сомнения Афон это кладезь духовных ценностей православия, но кроме этого здесь также сосредоточено огромное количество ценных исторических документов и объектов культурного наследия.
В частности:
- Самая большая в мире коллекция греческих рукописей
- Самая большая в мире коллекция греческих (византийских и поствизантийских) документов
- Самая большая в мире коллекция икон
- Рекордное средоточие фресок (100.000 кв. м.) в мире
- Рекордное количество исторических памятников в Греции
- Самая большая в Греции коллекция изделий из металла и резьбы по дереву
- Самая большая в Греции коллекция гравюр
- Самая большая коллекция османских документов за пределами Турции
- Самая большая коллекция русских документов за пределами России
- Самая большая коллекция румынских документов за пределами Румынии
- Одна из важнейших коллекций церковных тканей
- Одна из важнейших в Греции коллекций древнегреческих публикаций
- Самая большая в Греции коллекция керамики
- Одна из крупнейших в Греции коллекций старых фотопластинок
youtube.com/embed/h5Sj265Fdt0?rel=0″ frameborder=»0″>
Посещение Афона — Паломническое бюро Афона
Чтобы посетить гору Афон, необходимо обратиться в паломническое бюро и запланировать точные даты посещения, которые будут занесены в специальный пропуск-визу на Афон — Диамонитирион.
- Адрес: ул. Эгнатия 109, Салоники 546 35
- Телефоны: Салоники — (+30) 2310 252–575, Уранополис — (+30) 23770 714–21
- Факс: (+30) 2310 222–424
Данные которые необходимо предоставить — имя, отчество, год рождения, номер удостоверения личности или паспорта, дата выдачи и орган выдавший документ.
Представитель паломнического бюро в Салониках предоставит всю необходимую информацию касательно въезда на гору Афон из Урануполиса или Иериссоса.
Выдаётся диамонитирион офисом бюро в Уранополисе, в день въезда на Афон.
- Часы работы: с понедельника по пятницу с 05:30 до 13:00, в субботу с 06:30 до 13:00 и в воскресенье с 08:00 до 13:00. Паломники должны прибыть как минимум за 1 час до отбытия парома.
Стоимость визы на Афон (диамонитирион)
- 25 € для православных христиан
- 30 € для других конфессий и религий
- 10 € для особых групп паломников (школьники, студенты, военнослужащие, люди с ограниченными физическими возможностями)
- Для многодетных семей — бесплатно.
А также почитайте:
Святыни Греции
Иверская икона Божией Матери: история явления и чудеса
Пасха в монастырях Метеоры
Монастыри Крита
Паисий Святогорец: богомолец за мир
Празднование Успения Пресвятой Богородицы в Греции
Афон – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткий обзор
Крутые склоны горы Афон, покрытые красивыми каштановыми и другими видами средиземноморских лесов, перемежаются двадцатью внушительными монастырями и их филиалами. Занимая площадь чуть более 33 000 гектаров, собственность включает в себя всю узкую скалистую полосу самого восточного из трех полуостровов Халкидики, которые вдаются в Эгейское море на севере Греции. Дочерние предприятия включают скиты (дочерние дома монастырей), келлии и кафизмы (жилые помещения, управляемые монахами), где сельское хозяйство составляет важную часть повседневной жизни монахов. Православный духовный центр с 10-го века, гора Афон имеет статус самоуправления с византийских времен. Его первая конституция была подписана в 972 году императором Иоанном I Цимисхием. «Святая гора», на которую запрещено спускаться женщинам и детям, также является признанным художественным местом. Планировка монастырей (в которых в настоящее время проживает около 1400 монахов) оказала влияние далеко за пределы России, а ее живописная школа повлияла на историю православного искусства. Ландшафт отражает традиционные монастырские методы ведения сельского хозяйства, которые поддерживают популяции видов растений, которые в настоящее время стали редкостью в этом регионе.
Критерий (i): Превращение горы в священное место сделало Афон уникальным художественным творением, сочетающим природную красоту места с расширенными формами архитектурного творения. Кроме того, монастыри Афона представляют собой настоящую консерваторию шедевров, начиная от настенных росписей (таких как работы Мануэля Панселиноса в церкви Протатона ок. 1290 г. и Франгоса Кателланоса в Великой Лавре в 1560 г.) до переносных икон, золотых изделий, вышивки и иллюминированные рукописи, которые ревностно хранит каждый монастырь.
Критерий (ii): Гора Афон оказала длительное влияние в православном мире, духовным центром которого она является, на развитие религиозной архитектуры и монументальной живописи. Типичная планировка афонских монастырей использовалась еще далеко в России. Иконографические темы, систематизированные школой живописи на Афоне и изложенные в мельчайших деталях в Руководстве по живописи (обнаруженном и опубликованном Дидроном в 1845 г. ), использовались и развивались от Крита до Балкан с 16 века. .
Критерий (iv): Монастыри Афона представляют типичную планировку православных монашеских учреждений: квадратное, прямоугольное или трапециевидное укрепление, окруженное башнями, образующими перибол освященного места, в центре которого общинная церковь, или католикон, стоит особняком. Строго организованы по принципам, датируемым 10 веком, области, отведенные для общественной деятельности (трапезная, кельи, больница, библиотека), предназначенные исключительно для литургических целей (часовни, фонтаны), и оборонительные сооружения (арсенал, укрепленные башни). Организация сельскохозяйственных угодий в идиоритмическом скиты (дочерние дома монастырей), kellia и кафизматы (жилые помещения, управляемые монахами) также очень характерны для средневекового периода.
Критерий (v): Монашеский идеал на Святой Горе Афон сохранил традиционные человеческие поселения, которые являются представителями аграрной культуры Средиземноморья и стали уязвимыми под влиянием изменений в современном обществе. Гора Афон также является консерваторией народной архитектуры, а также сельскохозяйственных и ремесленных традиций.
Критерий (vi): Будучи православным духовным центром с 10 века, святая гора Афон стала главным духовным домом Православной Церкви в 1054 году. Она сохранила эту выдающуюся роль даже после падения Константинополя в 1453 году и установление автокефального патриаршества Московского в 1589 году. Гора Афон прямо и ощутимо связана с историей православного христианства, которое в той или иной степени присутствует более чем в 20 странах в ХХ веке. Не будет преувеличением сказать, что это тысячелетнее место, где вес истории ощутим в сельской местности, памятники и драгоценные коллекции были созданы с течением времени, сохранило и сегодня свое универсальное и исключительное значение.
Критерий (vii): Гармоничное взаимодействие традиционных методов земледелия и лесного хозяйства связано со строгим соблюдением монашеских правил на протяжении веков, что привело к превосходной сохранности средиземноморских лесов и связанной с ними флоры Святой Горы Афон. .
Честность
Гора Афон, тесно связанная с историей православного христианства, сохраняет свою выдающуюся универсальную ценность благодаря своим монастырским учреждениям и художественным коллекциям. Все монастыри хорошо сохранились благодаря текущим реставрационным работам, проводимым по утвержденным планам. Материалы, используемые для реставрации, являются традиционными и экологически чистыми.
Гора Афон включает в себя целый полуостров площадью 33 042 га, площадь которого достаточна для поддержания богатой флоры и фауны, которые хорошо сохранились благодаря бережному управлению лесами и традиционным методам ведения сельского хозяйства. Хотя природная среда сохраняется, она также уязвима для лесных пожаров, развития инфраструктуры (в основном дорог) и сейсмической активности. Монашеская деятельность сохранила свой традиционный характер благодаря правилам, которые оставались относительно неизменными на протяжении веков, и эволюция монашеской жизни не должна наносить вред окружающей среде.
Подлинность
Имущество адекватно отражает культурные ценности, признанные в критериях внесения в список, посредством расположения монастырей и их зависимостей, а также формы, дизайна и материалов зданий и ферм, их использования и функции, а также дух и ощущение места.
Гора Афон обладает огромным богатством исторических, художественных и культурных элементов, сохраненных монашеской общиной, которая существовала в течение последних двенадцати столетий и представляет собой живой летопись человеческой деятельности.
Требования к защите и управлению
Гора Афон имеет своеобразную систему самоуправления в соответствии с Конституционным законодательством Греции. Пока суверенитет греческого государства остается неприкосновенным (статья 105), управление осуществляется представителями Святых монастырей, которые составляют Святую Общину (статья 105). Греческое государство возложило ответственность за защиту и сохранение природных и культурных ценностей на государственные учреждения, а именно на Министерство образования и по делам религии, культуры и спорта, Генеральный секретариат культуры, через ответственный 10-й Эфорат византийских древностей, Центр сохранения афонского наследия, Министерство окружающей среды, энергетики и изменения климата и Министерство иностранных дел (Дирекция по делам церквей – Администрация Святой Горы Афон). Памятники охраняются положениями Закона об археологии 3028/2002 «Об охране древностей и культурного наследия в целом» и отдельными постановлениями министерств, опубликованными в Официальном правительственном вестнике.
Реставрационные и консервационные работы, софинансируемые Европейским Союзом, выполняются Греческим государством (10-й Эфорат византийских древностей и Центр сохранения афонского наследия). Продолжается сотрудничество между ответственными службами Министерства образования и по делам религий, культуры и спорта; Генеральный секретариат культуры; и другие служения с монашеской общиной. Однако следует подчеркнуть, что планирование и выполнение всех работ, касающихся отдельных Святых Монастырей, требует их согласия, а также согласия Священной Общины.
Поддержание выдающейся универсальной ценности объекта требует постоянной консервации зданий, включая их отделку и фрески, а также рукописей и произведений искусства. Были проведены исследования по установке инфраструктуры в зданиях монастыря, включая противопожарную защиту.
Защита и управление лесами, включая создание основной инфраструктуры, является предметом специализированных программ, запланированных монастырями в сотрудничестве со Святым Сообществом и соответствующими учеными.
Популяризация культурного наследия Святой Горы Афон включает конференции, публикации и, в последнее время, Интернет. Гора Афон хорошо известна в православном мире и ежегодно привлекает многие тысячи посетителей, ученых и паломников.
После окончательной доработки и согласования План управления, подготовленный Святым Сообществом, будет касаться управления лесами с точки зрения экологической устойчивости; строительство и содержание дорог и портов ( арсана ) ; управление отходами; необходимость последовательного подхода к сохранению всех монастырей; и план готовности к риску для всех монастырей и их подворий.
Гора Афон — Энциклопедия Всемирной Истории
Гора Афон, расположенная на полуострове Халкидики недалеко от Фессалоники, Греция, является святым местом, где впервые появились монахи-отшельники, жившие здесь в 9 веке н. э. Считающаяся одним из самых важных монастырских мест в Византийской империи, когда-то на горе было 46 монастырей, которые привлекали монахов со всей Европы и за ее пределами. Сегодня на полуострове насчитывается 20 монастырей, многие из которых предлагают хорошо сохранившееся представление о византийском монашестве, а также являются сокровищницами средневековой христианской архитектуры, искусства и рукописей. Гора Афон занесена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Местоположение и имя
Гора Афон высотой 1935 м (6350 футов) расположена на самом восточном из трех мысов Халкидики, которая расположена к юго-востоку от города Фессалоники на северо-востоке Греции. Название Афон происходит от великана из греческой мифологии, бросившего гору в море. Для древних греков эта гора, спускающаяся прямо в Эгейское море, была посвящена Зевсу. Скалы полуострова, безусловно, доставили немало хлопот и стали причиной многих кораблекрушений, особенно всего флота персидского царя Дария, направлявшегося в битву при Марафоне в 49 г. 1 г. до н.э. В результате этой потери десятилетие спустя преемник Дария Ксеркс решил вообще избегать горы во время своего вторжения в Грецию и построил через мыс канал длиной 2,4 км (1,5 мили) и высотой до 30 метров (100 футов). .) по ширине. Другой морской жертвой Афона стал спартанский флот в 411 г. до н.э. во время Пелопоннесской войны.
Удалить рекламу
Реклама
Первым койнобионским монастырем был монастырь Колобу, основанный во времена правления Василия I (867-886 гг. н.э.).
Общепринятое название горы Афон — просто «Святая гора», или Айион Орос по-гречески, что происходит от того, что этот район использовался святыми мужами, жившими там в качестве аскетов, а затем монастырями, которые были построены здесь позже. Точно неизвестно, когда на горе был построен первый монастырь, но считается, что монахи определенно использовали это место в качестве убежища отшельников в 9 веке н.э., даже живя вместе в небольших неформальных общинах.
Ранняя история
Нависающая над морем гора представляет собой дикое и провокационное место. Неудивительно, что аскеты выбрали это место, чтобы покинуть свои общины и практиковать здесь свою веру. Первая формальная лавра на горе была построена Евфимием Младшим в середине 9 века нашей эры. Лавра была типом монастыря, где монахи практиковали полунезависимую аскезу, где каждый монах жил, работал и молился отдельно в своей келье. Монахи собирались только вместе в своей общей церкви и во время еды.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Иверский монастырь, Святая Гора Афон
Леон Харт (CC BY)
Первым общежительным или koinobion монастырем, то есть местом, где все имущество было общим, монахи следовали одному и тому же распорядку дня и возглавлялись настоятелем ( игумен ), был монастырь Колобу, основанный во времена правления Василия I (867-886 гг. н.э.). Василий, как и многие императоры после него, поддержал монахов и их территориальные претензии, даже издав в 883 г. н.э. указ, запрещавший местным пастухам пасти овец на горе.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Около 941 г. н.э. гора Афон снова получила покровительство императора, когда император Роман I Лакапин (годы правления 920-944 н.э.) предоставил монахам право на ежегодную пенсию. Около 955 г. н.э. благодаря пожертвованию земли был построен первый названный монастырь Ксеропотаму, названный в честь его основателя Павла Ксеропотамита.
Великая Лавра
Великая Лавра ( Великая Лавра ) была основана в 963 г. н.э. Афанасием Афонским благодаря финансированию императора Никифора II Фоки (годы правления 963-969 н.э.). Название на самом деле является неправильным, поскольку это было больше, чем лавра , и функционировало как общинный монастырь koinobion , первый крупный монастырь, построенный в Византийской империи, и модель, скопированная многими последующими монастырями. Император предпринял беспрецедентный шаг, сделав монастырь независимым от Константинопольского патриарха, первого епископа и лидера византийской церкви, и подотчетным только самому императору (хотя с 1311 г. н.э. право перешло к патриарху). Благодаря императорскому ежегодному дару в 244 золотых монеты и бесплатным поставкам пшеницы монастырь процветал.
Удалить рекламу
Реклама
Великая Лавра должна была стать образцовым примером того, как Никифор и Афанасий представляли себе истинную монашескую жизнь, и противоядием от растущей обмирщенности церкви того времени. Как отмечает сам Афанасий в своем уставе :
Я на своем опыте убедился, что правильно и выгодно… всем братьям жить вместе. Все вместе они должны взирать на одну и ту же цель спасения… Они образуют в своей общей жизни одно сердце, одну волю, одно желание и одно тело, как предписывает апостол. (Херрин, 19 лет2)
Некоторые из настоятелей Великой Лавры на протяжении веков были известными деятелями, в том числе Григорий Палама, защитник исихазма (где монахи неоднократно пели одну и ту же молитву) в первой половине XIV века н. э., и Филофей Коккинос, дважды патриарх Константинополя (1353-1354 и 1364-76). Монастырь оставался самым большим и важным даже тогда, когда на этом месте были построены другие, а первоначальный katholikon или главная церковь все еще стоит сегодня.
Рост в монастырях
г. Иверский (или Иверский) монастырь основан грузинскими монахами ок. 980 г. н.э. и прославился созданием рукописей в своем скрипториуме. Его главная церковь была построена в 983 году н.э., что делает его одним из старейших оригинальных сооружений на Афоне, сохранившихся до наших дней.
Удалить рекламу
Реклама
Карта афонских монастырей
Хобе (общественное достояние)
К 11 веку н.э. на горе было 46 монастырей, и, кроме уже упомянутых греческих и грузинских монахов, были и другие монахи со всей империи и даже из-за ее пределов. Таким образом, гора превратилась в космополитическую смесь, в которую входили, среди прочих, армяне, русские, сербы, итальянцы и болгары. Монахи путешествовали и в другом направлении, распространяя византийскую культуру по всей Европе и за ее пределами, отправляясь в паломничества и миссионерскую деятельность. Монастыри также богатели, приобретая пожертвования и земли вокруг горы, от которых поступал дополнительный доход. Земля также была пожертвована из районов, не связанных с Афоном, так что со временем монастыри владели поместьями вплоть до Сербии и Румынии. , а также несколько островов в Эгейском море.
Монастыри росли в богатстве, приобретая пожертвования и земли вокруг горы, от которых потекли дополнительные доходы.
Коллективное самоуправление
Различные монастыри на Афоне находились под общим надзором афонского архимандрита. Каждый монастырь проголосовал за монаха, представляющего их, протоса, который присутствовал на совместном управляющем совете. Исключение составляли Великая Лавра, Иверский и Ватопедский монастыри, которые оставались полностью независимыми, и настоятели этих трех всегда имели приоритет над остальными. Проходившее раз в два года собрание всех монахов Святой Горы Афон проходило в монастыре Кариес, который стал административным центром горы. Коллективная организация монастырей была важна для них, чтобы сохранить свое привилегированное положение в государственном аппарате Византийской империи, например, они успешно расширили свое освобождение от государственных налогов.
Не обошлось без противоречий и в монастырях. Иногда поступали сообщения о соперничестве между группами и о спорных или запрещенных практиках, таких как посвящение в сан несовершеннолетних мальчиков, и даже о поведении, неподобающем христианам. Император Константин IX Мономах (годы правления 1042-4055 гг. н.э.) был вынужден издать новую хартию для горы Афон в 1045 г. н.э. и сделать следующее заявление настоятелям и монахам, которых он обязал присутствовать на общем собрании и
Удалить рекламу
Объявление
участвовать в решении [собрания] со страхом Божиим и с истиной, свободными от всякого фаворитизма и взяточничества, от партийного чувства, от пристрастия и от всякой другой страсти: от зависти, раздора и мстительности (Herrin, 199 )
Майкл Пселлос и Михаил VII
Неизвестный художник (общественное достояние)
Более поздняя история
Монастыри несколько раз подвергались угрозам за свою долгую историю, в частности, со стороны Латинской империи (1204-1254 гг.