Афонская гора это: Святая гора Афон — монастыри и монахи Афона

Святая гора Афон — монастыри и монахи Афона

В этом году Афон привлекает к себе особое внимание: Россия и Греция отмечают тысячелетие присутствия на Святой горе русских монахов. Считается, что первые русские иноки прибыли на Афон в конце X – начале XI века. Первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой горе датируется 1016 годом.

Сегодня на Афоне расположено 20 монастырей, среди них 17 греческих, один русский – Свято-Пантелеимонов, а также сербский и болгарский. Древнейшая обитель – Великая лавра (лавра Святого Афанасия) – основана в 963 году.

Особый образ жизни афонских монахов лишь укрепляет их репутацию как нелюдимых и неразговорчивых, однако ТАСС удалось поговорить с одним из них.

Монах Ермолай родом из Грузии, вот уже 15 лет живет в русском монастыре на Афоне. В Москве он оказался всего на несколько дней по делам, связанным с подготовкой юбилейного издания 25-томной энциклопедии истории Афона и ее выдающихся жителей: согласно одному из своих послушаний, монах Ермолай заведует библиотекой и архивом Свято-Пантелеимонова монастыря. Имея лишь один свободный день в этой поездке, он тем не менее любезно согласился рассказать историю своего поселения в древней обители и непростого выбора, который ему пришлось перед этим совершить, а также об афонских буднях.

Попасть на Святую гору можно только по морю

Святая гора Афон расположена на полуострове Халкидики на северо-востоке Греции. С трех сторон его омывают воды Эгейского моря. Высота горы – 2033 м. Полуостров покрыт густыми лесами и изрыт оврагами. Добираются сюда главным образом по морю или на вертолете. Попасть на Афон можно и по суше, но только пешком и в исключительных случаях, например, если произошла чрезвычайная ситуация, а на море сильный шторм. Дело в том, что, помимо труднопроходимой местности, Афон от остального мира отделяет строго охраняемая граница, обнесенная высоким забором.

Многие паломники и гости Афона поднимаются на вершину Святой горы, где находится храм Преображения Господня и установлен массивный металлический крест – одна из афонских святынь. Подъем осуществляется пешком со специальными палками или на мулах. Наверх ведут два основных пути: один – более крутой и короткий, другой – более пологий и длинный. Среднее время подъема составляет 6-8 часов. 

© AP Photo/Dimitri Messinis

Мир без женщин

Одним из самых известных обычаев монашеской горы является аватон (запрет появляться женщинам на острове). Это правило было закреплено при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Сохранение запрета было одним из условий вступления Греции в Евросоюз.

Запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Афон

Статья 186-я Устава Святой горы, принятого в 1924 году

Сегодня за нарушение этого закона в Греции предусмотрена уголовная ответственность – до года лишения свободы.

Мужчины для посещения Святой горы должны получить диамонитирион – специальное письменное разрешение. Женщинам диамонитирион не выдается.

По преданию, в 48 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Бога Афон себе в удел. По завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Святой горы.

Несмотря на запрет, женщины бывали на Афоне. Во время военных действий монахи принимали на полуострове семьи беженцев. Однако после прекращения волнений все прибывшие покидали Святую гору. Инциденты с появлением женщин на Афоне происходили и в наше время. В 2008 году была задержана группа молдаван, среди которых было четыре женщины. Как выяснилось, они попали на полуостров при попытке незаконно пробраться в Грецию из Турции.

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis

Монашеское государство

В административном устройстве Греции Афон выделен в особую единицу – Автономное монашеское государство Святой горы (Айон Орос) со столицей в Карее (Карье).

Управление осуществляется Священным Кинотом, который состоит из представителей 20 монастырей, избираемых на один год.

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Все монастыри делятся на пять групп по четыре монастыря. Каждый год одна из групп и составляет Священную Эпистасию.

Афон находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха.

За порядком на полуострове наблюдает греческая полиция. Государство Греция имеет на Святой горе своего губернатора. Его деятельность курирует Министерство иностранных дел.

Афонские монахи пользуются некоторыми таможенными и налоговыми льготами, что закреплено Уставом Святой горы. Например, налоги не взимаются с доходов от продажи товаров и продуктов, произведенных на Афоне. 

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis

• Носить шорты на Святой горе категорически запрещается. На богослужение можно заходить только в рубашках с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается носить рубашку с короткими рукавами.

• Чтобы избежать трудных ситуаций, не путешествуйте по Афону в одиночку. Почти все монастыри закрывают ворота около 18:00. После этого вы рискуете остаться на улице.

• На Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы. Но монахи не благословляют убийство какой-либо живности на святой земле.

• В южной части Афона есть район, который местные называют Карули («цепи») – скалистое место, где селятся монахи-отшельники. Добраться сюда непросто и опасно: идти приходится вдоль отвесной скалы по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи, на высоте более 100 метров над уровнем моря. За безопасность путника здесь никто не несет ответственность, о чем предупреждают таблички в начале тропы.

• Проживание и питание в монастырях и скитах бесплатное. Пожертвования паломник совершает по желанию. Остальные услуги (транспорт и прочее) на Афоне оплачиваются в евро.

• С территории Святой горы запрещается вывозить старинные иконы и книги, а также любой антиквариат. Вывозить можно лишь сувениры и предметы религиозного назначения, купленные в монастырских лавках.

• На Афоне запрещена видеосъемка. При посадке на паром камеру могут конфисковать. Фотографировать разрешено далеко не во всех монастырях. На киносъемку необходимо получить разрешение в ряде инстанций, в том числе требуется благословение Священного Кинота. Его могут дать, а могут и отказать. Обычно разрешение выдается на съемку в больших монастырях.

• На Афоне не благословляется купание в море.

Русские обители на Афоне

Древнейшим русским поселением на Афоне является обитель Росов, известная также как монастырь Ксилургу (от греческого «плотник», «древодел»). Основным занятием местных монахов было плотничество, отсюда и появилось название обители.

В 1169 году Священный Кинот передал русской братии монастырь Фессалоникийца во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как Старый, или Нагорный, Русcик).

Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен в более удобную местность на берегу моря и получил неофициальное название «Прибрежный Русcик». Там сейчас и находится Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь (также Россикон).

Две другие обители – Ксилургу и Старый Руссик – сейчас являются скитами.

{{$index +
1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}

Византийское время и распорядок дня

«На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, – начинает свой рассказ монах Ермолай. – Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой – 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: «Мы встаем в 3 часа». В какие 3 часа? Все путаются». Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце – главное и единственное мерило византийского времени.

Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов. С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.

«Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи – зимой, летом – 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза», – рассказывает монах. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут.

«Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание», – продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00. После рабочего дня – два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.

С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению. Интересно, что на Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве также молятся по византийскому времени. Так монахи готовятся к новому распорядку дня перед отъездом на Афон.

Афонское подворье в Москве © Борис Кавашкин/ТАСС

Меню монаха

В основном монахи питаются овощами, фруктами, орехами, оливками, медом – тем, что дарит природа в средиземноморском климате. Монастыри закупают муку для приготовления хлеба, молочную продукцию. Монахи не употребляют мяса и лишь изредка едят рыбу. Пять дней в неделю монахи трапезничают дважды в сутки, а по средам и пятницам – в постные дни – по одному разу.

«Никаких животных мы не разводим, кроме мулашек, которые помогают нам в работе и для перевоза разных грузов в повседневной жизни. Все леса на склонах, и трактор туда заехать не может», – рассказывает монах Ермолай. На осликах перевозят инструменты для обработки земли, урожай и древесину.

Послушания монахов

Когда монах попадает в монастырь, к нему присматриваются братия, духовник, настоятель. В зависимости от мирской профессии, навыков и способностей монаху даются послушания.

Все послушания раздаются исходя из нужд братии: монахи готовят пищу, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают дрова на зиму, изготавливают деревянную мебель, посуду, кресты, четки, делают заготовки для икон, шьют церковное облачение. «Все необходимое для богослужений можно купить в наших лавках», – уверяет монах Ермолай.

По его словам, 100 лет назад русский монастырь на Афоне славился своей швейной мастерской, которая обшивала весь полуостров. Иметь сейчас облачение из той мастерской считается большой удачей. Его до сих пор носят и реставрируют в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Чем меньше монахов проживает в обители, тем больше послушаний каждому из них приходится выполнять. До Первой мировой войны в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживало более 10 тыс. монахов, сейчас – всего 105. Поэтому каждый из монахов выполняет три и более послушания. 

{{$index +
1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}

Доходы братии

Общения между монастырями практически нет – каждая обитель представляет собой полноценный город, где изготавливается все необходимое для жизни.

Еще примерно 100 лет назад афонские монахи ничего не покупали и не продавали, а заключали бартерные сделки, обменивая оливки и мед на муку и ткани.

Теперь же многое, что производится на Афоне, продается.

Доход монастыря формируется из выручки от продажи оливок, оливкового масла, меда, церковной утвари, изготовленной монахами, аренды 15 га виноградников, оплаты паломниками диамонитириона – разрешения на посещение святой горы Афон, обязательного для всех гостей.

2)}»>

Основной доход – пожертвования паломников. Русские – самые щедрые

«Наш монастырь в 2014 году посетили 47 тыс. паломников, в прошлом году – чуть меньше, хотя до этого число всегда увеличивалось», – рассказывает монах Ермолай.

Он уверен, что празднование 1000-летия русского монашества на Афоне и стабилизация в мировой экономике привлекут новых паломников.

Нынешний экономический кризис, по словам монаха, на жизни монастыря пока не сказался. «Пока мы живем по инерции. Но если кризис затянется, скажется и на нас», – поясняет отец Ермолай.  

Расходы монастыря

Основные средства монахи тратят на покупку недостающих продуктов питания и техники.

«Приходится покупать что-то, муку например, но все компенсируется – у нас до пяти тонн оливкового масла в год производится, до полутора тонн меда. На еду мы мизерную часть доходов тратим», – рассказывает монах Ермолай.

Помимо этого, необходимо оплачивать телефон, а также услуги интернет-провайдера.

«Телефоном и интернетом пользуются те, для кого это необходимо для выполнения своего послушания. Например, в библиотеке у меня есть интернет, и я веду переписку с издателями, корректорами, а телефон мне понадобился для этой поездки», – объясняет монах Ермолай.

Связь с Большой землей

Раз в день на полуостров прибывает большой паром с паломниками и грузами, он же увозит завершивших паломничество и монастырские товары. Два раза в неделю приезжает почтальон: большинство монахов поддерживают связь с родными, отправляя письма, написанные на бумаге от руки. 

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis

«Насильно никто никого не держит»

Ежегодно Афон посещают десятки тысяч паломников, некоторые из них пополняют ряды монастырской братии. «В монастыре могут жить до тысячи человек. Лет 10 надо, я уверен, и все кельи будут заполнены», – делится монах, вспоминая, что 15 лет назад, когда он поселился на Святой горе, были заняты только 62 кельи.

«За 15 лет, что я живу на Афоне, примерно 50 человек поселялись у нас, а потом уходили. Это нормально для любого монастыря, насильно никто никого не держит», – говорит монах Ермолай.

Диамонитирион выдается паломникам всего на четыре дня, но по благословению духовника человек может остаться и на больший срок. 

Это же не завод, а духовное учреждение. Если духовник видит надобность, человека оставляют

На каком языке говорят в обители

Жители Афона говорят на самых разных языках, и все хотя бы на бытовом уровне могут изъясняться на греческом. В Свято-Пантелеимоновом монастыре большинство проживающих – русские, поэтому русский язык основной в обители, но есть и молдаване, украинцы, один немец и один грузин – наш собеседник.

Из-за большого числа паломников кажется, что ни о каком уединении и покое не может идти речь. Отец Ермолай поясняет: «На Афоне почти не говорят, чаще – шепотом. Все погружены в молитву».

Монашеская усыпальница

На Святой горе существует традиция выкапывать из могил останки монахов через три года после их захоронения и переносить в специальную усыпальницу. Черепа хранятся отдельно от костей, на них пишут имя монаха и год смерти.

Останки извлекают с целью увидеть, какого цвета кости усопшего. На Афоне существует предание: если кости чистые и белого цвета с характерной желтизной, то монах обрел милость у Бога. Если цвет костей скорее желто-восковый, переходящий в светло-коричневый, то душа усопшего ближе к Богу.

По словам отца Ермолая, он лично убедился в истинности этого верования. Создавая жизнеописания знаменитых старцев, он решил приложить к ним изображения останков. «К моему большому удивлению и радости, все кости, соответствующие жизнеописаниям, были именно благодатного цвета. Причем такие кости составляют лишь 30% всей монастырской костницы. При виде таких благодатных глав вместо обычного страха и отторжения возникает чувство огромного уважения и благоговения. Хочется смотреть и смотреть на них, как на фактическое проявление истинной святости».    

© Алексей Бережков/ТАСС

Первая встреча с Афоном

На просьбу вспомнить первое впечатление от Афона монах отвечает: «Это невероятно. Много раз за 15 лет, что я на Афоне, пытался это написать, но не удается передать. Перерождение моментальное, как только вступаешь на землю. Когда ты в миру, ты постоянно суетишься: что вчера, что сейчас, что потом, воспоминания, планы постоянно крутятся в голове, и ты не можешь что-то важное выделить в этом круговороте мыслей, планов, идей».

На вопрос, а что сейчас для него важно, отвечает, не задумываясь: «Святая пустота».

Да, я блаженствую, у меня нет никаких планов, меня невозможно чем-то обеспокоить

Путь к Афону: разочарования историка и политика

Монах Ермолай рассказал о событиях и разочарованиях, которые привели его в лоно Церкви, и о непростом выборе, который пришлось сделать, чтобы поселиться на Святой горе.

Окончив Тбилисский государственный университет и получив специальность историка, успев жениться, родить двоих сыновей и развестись, в возрасте около 30 лет будущий монах отправился покорять Германию. В этой европейской стране он продолжил научную деятельность.

Отец Ермолай, как и подобает монаху, очень скромен, хотя является человеком незаурядного ума, говорящим свободно на четырех языках (грузинский, русский, немецкий, греческий), и мог бы сделать успешную карьеру.

Я идеалист по жизни – мне всегда нужна какая-то идея, я должен чему-то служить. Я не могу быть историком серым: или ничего, или все – у меня такой принцип

«Я поступал в университет, это был 1983 год, с таким пафосом, думал, что я переверну всю науку. И я обожал своих преподавателей, ходил за ними по пятам, – рассказывает монах Ермолай. – Потом случилась перестройка, и вдруг эти же люди говорят, что все, чему они учили, – это была ложь. То есть любимые мною люди, только чтобы называться учеными, профессорами, лгут, и я разочаровался в профессии. Я понял, что эта профессия просто под заказ: тебе заказывают историю, ты пишешь, только по-своему интерпретируешь одни и те же цифры. Ради мамы окончил университет, пошел в политику, но там тоже разочаровался».

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis

Искушения на пути к Афону

Пережив череду разочарований, будущий монах обратился к религии. «Поверил в существование Бога на сердечном уровне, серьезно поверил», – вспоминает он. По словам отца Ермолая, он не был церковным человеком, хотя был крещен в детстве. «В Германии я заинтересовался философией, религией и вернулся в лоно Церкви в 33 года. После обращения принял решение стать монахом, и в 35 лет стал монахом», – добавляет отец Ермолай.

Перед тем как отправиться на Афон, молодой человек раздарил друзьям коллекцию уникальных книг, собранных за три года жизни в Германии, а солидный гардероб, которым успел обзавестись, сдал в Красный Крест. 

Оставил себе только одну одежду, которая на мне была, и 50 крон в кармане – все, больше ничего не было. И встал на дороге, чтобы добраться автостопом до Греции

Чтобы из Германии на автомобиле добраться до Греции, нужно пересечь границы Австрии и Италии. «Проехали Австрию, начали проверять документы, и разговорились с пограничником. А я тогда в эйфории был, каждому хотелось рассказать, куда я еду. И как только он спросил, куда я еду, я включился, рассказал, – добавляет отец Ермолай. – Тот человек аж на колени падает и говорит: «Не делай этого!» Он увидел в паспорте фотографии моих детей и стал умолять остаться, пригласил жить с семьей на ферму к нему, без платы за жилье, на любой срок».

После слов пограничника «эти дети тебя возненавидят потом» молодой человек усомнился в правильности своего решения. «Мне так плохо стало, первая реакция была – шок. И он не прекращал разными аргументами меня убеждать. Когда я стал размышлять, он вроде бы правду говорил. Но я вернулся в сердце, и я увидел ту основу, на которой базировалось мое решение, – это безграничные любовь и доверие отцу Богу», – рассказал он. Продолжил будущий монах путь, будучи уверенным, что Господь не оставит его детей, ведь он ехал служить ему.

На Афоне русские братья приняли отца Ермолая с распростертыми объятиями: «Обрадовались очень, и с тех пор я никуда не уходил, нашел свой дом».

Отец Ермолай

© «Русский Афон»

Отец. Монах. Легенда

Три года, которые отец Ермолай провел в Германии, он не виделся с сыновьями. Восемь лет на Афоне он также общался с детьми только посредством писем. Когда же они подросли (сейчас им 25 и 27 лет), то стали навещать отца. «И вот ту историю с пограничником я вспомнил, когда дети после 11 лет разлуки сходили с парома на землю Афона. Я думал, какие будут у них глаза: полные ненависти или любви, – поделился монах. – И какая же это была радость! Вышли два огромных парня со светлыми глазами, полными любви, и взяли меня на руки, прям как ребенка, целовали, целовали, как будто я каждый вечер на ночь сказки им читал, а я их не видел 11 лет».

Сейчас монах Ермолай знает, что «Господь для них сделал все». «Даже сотую часть этого я бы не смог сделать, – уверен он. – Они выросли прекрасными людьми, они верующие, очень спокойные, уравновешенные, успешные. Старший владеет пятью языками, два университета окончил из любви к папе, без репетиторов. Чтобы не опозорить папу, он хотел что-то сделать. С такой стороны Бог представил им отца: как цель, как идеал, хотя я, может, сам из себя ничего не представляю. Но у них была мотивация. Я для них стал легендой».

Теперь каждый год, чередуясь, сыновья навещают монаха. Их связывает крепкая дружба и взаимная гордость друг за друга. Старший сын монаха Ермолая, отучившись в Австрии, переехал в США, откуда родом его супруга. Младший сын – успешный архитектор-дизайнер в Тбилиси. 

Послушания и стыд

По своим послушаниям монах Ермолай заведует библиотекой, архивом, занимается оцифровкой редких книг, готовит к изданию книги с уникальными документами об Афоне, а также принимает паломников.

«Когда я становился монахом, я не хотел уже заниматься интеллектуальным трудом, – вспоминает рассказчик. – Теперь я самый счастливый человек. Когда земляки спрашивают, как мне живется среди русских, я говорю: «Мне настолько хорошо, что иногда даже стыдно». Я же знаю, что не заслуживаю столько».

Это величайшее счастье – жить среди этих людей. И я люблю Россию: если она породила таких людей, значит она духовно здоровая и имеет огромный потенциал. Я в это верю

{{$index +
1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}

Для подготовки проекта использовались материалы с официального сайта «Русский Афон»

Над проектом работали

{{role. role}}:
{{role.fio}}

Фото обложки: ЕРА

Поделиться

Святая Гора Афон: справочная информация

  • Главная
  • Об ИППО
    • Устав, документы
    • Структура
    • Совет ИППО
    • Комитет Почетных членов ИППО
    • Попечительский совет ИППО
    • Заявление-анкета для вступления в ИППО
    • Уплата взносов
    • Членские и почётные знаки ИППО
    • Благотворителям
    • Контакты
  • История
    • О названии Общества
    • Присутствие России в Святой Земле
    • История ИППО
    • Первые Председатели ИППО
    • Прославленные в лике святых
    • Благотворители ИППО
    • Русская Палестина
    • ИППО и паломничество
    • Школьная деятельность ИППО
    • Востоковедение
    • ИППО в Бари
    • ИППО в России
    • In Memoriam
    • Династия Романовых
  • Новости
  • Председатель
  • Международная деятельность
  • Россия и библейский регион
  • Наука. Археология. Издания
  • Паломничество
  • Гуманитарные миссии
  • Просветительская деятельность
  • Молодежные проекты
  • Московское региональное отделение
  • Зарубежные и региональные отделения
  • ИППО в Государстве Израиль
  • Русская Палестина
  • Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
  • Культура и искусство
  • Музей истории ИППО
  • Контакты
  • Pages in English
  • Этот день в истории ИППО

    8 мая 1920

    вступило в силу отношение правления Объединённого Совета научных учреждений и высших учебных заведений о том, что оно «признало Палестинское Общество научным учреждением и включило в число членов Совета».

    Архив

    class=»col-1-1 pad-col-1-1 mobile-col-1-1 pl-20 pr-20 pb30″>

    Проекты

    Цитата

    Все цитаты

    Виртуальный тур

    Музей истории ИППО в Москве

    Популярные статьи

    Сергей Степашин посетил Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации

    Действительные члены ИППО приняли участие в шествии Бессмертного полка в Вифлееме

    Руководитель Курганского отделения ИППО Александр Брюханов принял участие в торжественном мероприятии по случаю Дня Победы

    Топ 50

    Афон – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

    Выдающаяся универсальная ценность

    Краткий обзор

    Крутые склоны горы Афон, покрытые красивыми каштановыми и другими видами средиземноморских лесов, перемежаются двадцатью внушительными монастырями и их филиалами. Занимая площадь чуть более 33 000 гектаров, собственность включает в себя всю узкую скалистую полосу самого восточного из трех полуостровов Халкидики, которые вдаются в Эгейское море на севере Греции. Дочерние предприятия включают скиты (дочерние дома монастырей), келлии и кафизмы (жилые помещения, управляемые монахами), где сельское хозяйство составляет важную часть повседневной жизни монахов. Православный духовный центр с 10-го века, гора Афон имеет статус самоуправления с византийских времен. Его первая конституция была подписана в 972 году императором Иоанном I Цимисхием. «Святая гора», на которую запрещено спускаться женщинам и детям, также является признанным художественным местом. Планировка монастырей (в которых в настоящее время проживает около 1400 монахов) оказала влияние далеко за пределы России, а ее живописная школа повлияла на историю православного искусства. Ландшафт отражает традиционные монастырские методы ведения сельского хозяйства, которые поддерживают популяции видов растений, ставших теперь редкими в этом регионе.

    Критерий (i): Превращение горы в священное место сделало Афон уникальным художественным творением, сочетающим в себе природную красоту места с расширенными формами архитектурного творения. Более того, монастыри Афона представляют собой настоящую консерваторию шедевров, начиная от настенных росписей (таких как работы Мануэля Панселиноса в церкви Протатона ок. 1290 г. и Франгоса Кателланоса в Великой Лавре в 1560 г.) до переносных икон, золотых изделий, вышивки и иллюминированные рукописи, которые ревностно хранит каждый монастырь.

    Критерий (ii): Гора Афон оказала длительное влияние в православном мире, духовным центром которого она является, на развитие религиозной архитектуры и монументальной живописи. Типичная планировка афонских монастырей использовалась еще далеко в России. Иконографические темы, систематизированные школой живописи на Афоне и изложенные в мельчайших деталях в Руководстве по живописи (обнаруженном и опубликованном Дидроном в 1845 г. ), использовались и развивались от Крита до Балкан с 16 века. .

    Критерий (iv): Монастыри Афона представляют типичную планировку православных монашеских учреждений: квадратное, прямоугольное или трапециевидное укрепление, окруженное башнями, образующими перибол освященного места, в центре которого общинная церковь, или католикон, стоит особняком. Строго организованы по принципам, датируемым 10 веком, области, отведенные для общественной деятельности (трапезная, кельи, больница, библиотека), предназначенные исключительно для литургических целей (часовни, фонтаны), и оборонительные сооружения (арсенал, укрепленные башни). Организация сельскохозяйственных угодий в условиях идиоритмии скиты (дочерние дома монастырей), келлии и кафизматы (жилые помещения, управляемые монахами) также очень характерны для средневекового периода.

    Критерий (v): Монашеский идеал на Святой Горе Афон сохранил традиционные человеческие жилища, которые являются представителями аграрной культуры Средиземноморья и стали уязвимыми под воздействием изменений в современном обществе. Гора Афон также является консерваторией народной архитектуры, а также сельскохозяйственных и ремесленных традиций.

    Критерий (vi): Будучи православным духовным центром с 10 века, святая гора Афон стала главным духовным домом Православной Церкви в 1054 году. Она сохранила эту выдающуюся роль даже после падения Константинополя в 1453 году и установление автокефального патриаршества Московского в 1589 году. Гора Афон прямо и ощутимо связана с историей православного христианства, которое в той или иной степени присутствует более чем в 20 странах в ХХ веке. Не будет преувеличением сказать, что это тысячелетнее место, где вес истории ощутим в сельской местности, памятники и драгоценные коллекции были созданы с течением времени, сохранило и сегодня свое универсальное и исключительное значение.

    Критерий (vii): Гармоничное взаимодействие традиционных методов земледелия и лесного хозяйства связано со строгим соблюдением монашеских правил на протяжении веков, что привело к превосходной сохранности средиземноморских лесов и связанной с ними флоры Святой Горы Афон. .

    Честность

    Гора Афон, тесно связанная с историей православного христианства, сохраняет свою выдающуюся универсальную ценность благодаря своим монастырским учреждениям и художественным коллекциям. Все монастыри хорошо сохранились благодаря текущим реставрационным работам, проводимым по утвержденным планам. Материалы, используемые для реставрации, являются традиционными и экологически чистыми.

    Гора Афон включает в себя целый полуостров площадью 33 042 га, площадь которого достаточна для поддержания богатой флоры и фауны, которые хорошо сохранились благодаря бережному управлению лесами и традиционным методам ведения сельского хозяйства. Хотя природная среда сохраняется, она также уязвима для лесных пожаров, развития инфраструктуры (в основном дорог) и сейсмической активности. Монашеская деятельность сохранила свой традиционный характер благодаря правилам, которые оставались относительно неизменными на протяжении веков, и эволюция монашеской жизни не должна наносить вред окружающей среде.

    Подлинность

    Имущество адекватно отражает культурные ценности, признанные в критериях внесения в список, посредством расположения монастырей и их зависимостей, а также формы, дизайна и материалов зданий и ферм, их использования и функции, а также дух и ощущение места.

    Гора Афон обладает огромным богатством исторических, художественных и культурных элементов, сохраненных монашеской общиной, которая существовала в течение последних двенадцати столетий и представляет собой живой летопись человеческой деятельности.

    Требования к защите и управлению

    Гора Афон имеет своеобразную систему самоуправления в соответствии с Конституционным законодательством Греции. Пока суверенитет греческого государства остается неприкосновенным (статья 105), управление осуществляется представителями Святых монастырей, которые составляют Святую Общину (статья 105). Греческое государство возложило ответственность за защиту и сохранение природных и культурных ценностей на государственные учреждения, а именно на Министерство образования и по делам религии, культуры и спорта, Генеральный секретариат культуры, через ответственный 10-й Эфорат византийских древностей, Центр сохранения афонского наследия, Министерство окружающей среды, энергетики и изменения климата и Министерство иностранных дел (Дирекция по делам церквей – Администрация Святой Горы Афон). Памятники охраняются положениями Закона об археологии 3028/2002 «Об охране древностей и культурного наследия в целом» и отдельными постановлениями министерств, опубликованными в Официальном правительственном вестнике.

    Реставрационные и консервационные работы, софинансируемые Европейским Союзом, выполняются Греческим государством (10-й Эфорат византийских древностей и Центр сохранения афонского наследия). Продолжается сотрудничество между ответственными службами Министерства образования и по делам религий, культуры и спорта; Генеральный секретариат культуры; и другие служения с монашеской общиной. Однако следует подчеркнуть, что планирование и выполнение всех работ, касающихся отдельных Святых Монастырей, требует их согласия, а также согласия Священной Общины.

    Поддержание выдающейся универсальной ценности объекта требует постоянной консервации зданий, включая их отделку и фрески, а также рукописей и произведений искусства. Были проведены исследования по установке инфраструктуры в зданиях монастыря, включая противопожарную защиту.

    Защита и управление лесами, включая создание основной инфраструктуры, является предметом специализированных программ, запланированных монастырями в сотрудничестве со Святым Сообществом и соответствующими учеными.

    Популяризация культурного наследия Святой Горы Афон включает конференции, публикации и, в последнее время, Интернет. Гора Афон хорошо известна в православном мире и ежегодно привлекает многие тысячи посетителей, ученых и паломников.

    После окончательной доработки и согласования План управления, подготовленный Священной общиной, будет касаться управления лесами с точки зрения экологической устойчивости; строительство и содержание дорог и портов ( арсана ) ; управление отходами; необходимость последовательного подхода к сохранению всех монастырей; и план готовности к риску для всех монастырей и их подворий.

    Гора Афон: краткий обзор

    Анастасиос Нтурос  | Гора Афон Центр

    Исторический обзор

    Полуостров Афон расположен в центральной Македонии, Греция, и образует третью «ногу» Халкидики. Он является самоуправляемой частью греческого государства и находится под духовным надзором Вселенского Константинопольского Патриарха. Гора Афон является крупнейшей православной монашеской общиной в мире и по этой причине получила название «центр православного монашества».0007

    Его зарегистрированная история начинается с первого появления аскетов тринадцать веков назад, за которым три столетия спустя последовало появление организованных сообществ с правилами, структурированной программой и общественной жизнью. Первый организованный монастырь был построен в 963 году св. Афанасием Афонским и получил название Великой Лавры; в сущности, это было началом афонского монашества, которое осталось неизменным до наших дней.

    На протяжении всей своей истории географические границы Святой Горы Афон практически не менялись, что особенно касается ее сухопутной границы, соединяющей Афонский полуостров с материком вблизи того места, где Ксеркс прорыл канал в 480 г. до н.э. чтобы позволить его большому флоту перейти из Акантоса в Термы. Со всех других сторон полуостров окружен морем, которое также образует естественную границу.

    С самого начала, уже в первые два века своего существования, процветало афонское монашество, что привело к увеличению числа монахов, проживающих на Святой Горе. Этот впечатляющий рост можно объяснить главным образом благосклонностью и полной поддержкой Афона со стороны византийских императоров в 10-м и 11-м веках, а также уникальным географическим положением горы.

    В начале 13 века, после Четвертого крестового похода, Святая Гора Афон ненадолго была оккупирована латинянами, но без каких-либо негативных последствий. За этой оккупацией последовал период судорожных пиратских набегов, в основном пиратов с Запада, что испортило отношения между афонскими монахами и Римской церковью. Положение еще более ухудшилось в результате давления на монахов со стороны императора Михаила VIII Палеолога (годы правления 1259 г.).–82) в его усилиях добиться от них согласия на объединение Церквей на Лионском соборе (1274 г. ), которое они решительно отказались дать. Жестокие набеги каталонских наемников на афонские монастыри в начале XIV века только усилили негативное отношение монахов к латинянам.

    Ключевые вопросы и споры

    В 14 веке Византийская империя пережила серьезный политический и экономический упадок, который имел тяжелые последствия для ее внутренних дел. Гражданские войны, участившиеся пиратские набеги, агрессивные действия османов в различных частях Европы вызвали многочисленные потрясения на Балканах. Однако этот упадок не затронул Афон; напротив, XIV век ознаменовался периодом значительного роста как с точки зрения создания новых монастырей (в этот период были основаны монастыри Дионисия, Пантократора и Григория, так и обновлены монастыри Кутлумусиу, Симонопетра, Св. Павла и Кастамониту) и в плане духовного развития.

    В этот период также наблюдался впечатляющий рост богатства монастырей, главным образом в результате того, что они владели большими участками обрабатываемой земли, что привело к увеличению числа монахов, поселившихся в монашеских общинах. В сфере искусства в это время на Афоне были созданы некоторые из ведущих образцов палеологовского искусства (например, фрески Протатона, центральной церкви Афона), а исихастское движение, которое должно было стать важнейшим духовным событием поздневизантийского периода, распространились с Афона на другие части Византии, сделав Святую Гору важнейшим духовным центром Византийской империи.

    В последние несколько десятилетий 14 века Афон временно попал под власть Османской империи (1382–1402 гг.), хотя это не доставляло монастырям серьезных проблем. Однако в 1424 году он стал постоянной частью этой империи, а чуть позже, с падением Константинополя в 1453 году, Византийской империи пришел конец. Эта новая реальность должна была вызвать большие перемены в Афонской республике, особенно в отношении ее основных учреждений и финансового положения монастырей. Главной целью монахов было сохранение автономии своей монашеской общины и защита имущества монастырей, что им удалось сделать, по крайней мере, в ранний период османской оккупации. Позднее, ближе к концу XV века, высокая подушная подать, обложенная афонскими монахами, вызвала первые признаки экономического кризиса, который должен был закрепиться полной или частичной конфискацией богатых подворий (подворий). это было развито почти всеми монастырями в центральной и восточной Македонии, а также на островах северного Эгейского моря.

    Однако в течение XVI века финансовое положение монастырей, по-видимому, стабилизировалось, так как использование новых подворий, которые были куплены или подарены монастырям, приносило стабильный доход, что оказалось чрезвычайно важным. в спасении их от полного банкротства. Эта стабилизация финансов республики сыграла важную роль в возрождении Афона, с всплеском строительства и художественной деятельности, в которой критские художники украсили katholika , часовни и трапезные с впечатляющими ансамблями фресок.

    Фискальные проблемы Османского государства в XVII веке постепенно привели к периоду административной и финансовой нестабильности на Афоне, которую, однако, удалось преодолеть во многом благодаря щедрым пожертвованиям правителей Молдавии и Валахии, которые также посвятить Афону под подворья крупные румынские монастыри. В этот же период росла и поддержка Афона от русских царей в виде крупных пожертвований, начавшаяся в XV веке. Типичным примером является посвящение Никольского монастыря в Москве Иверскому монастырю в 1653 году, что привело к тому, что он стал центром распространения греческой и афонской культуры по всей России.

    В заключение можно сказать, что упомянутый выше период заложил основы для распространения афонской духовности и искусства. Возникшие духовные движения, тексты ученых монахов и большое количество святых мужей, подвизавшихся на Святой Горе, оставили неизгладимый след в последующем духовном развитии Православия, утвердив Афон как место самая подлинная форма православного монашества. С другой стороны, уникальные художественные сокровища, собранные в монастырях (рукописи, иконы, произведения миниатюрного искусства и др.) и художественных мастерских, действовавших (и продолжающих действовать) в Афонской республике (иконописцы, переплетчики, резчики по дереву и др.) сумели сделать Афон одним из важнейших центров византийской культуры. Не случайно в наше время современная художественная мастерская на Афоне выбрана для оформления нового Никольского храма, воздвигнутого на Ground Zero в Нью-Йорке.

    В нескольких словах справедливо сказать, что гора Афон и живущие на ней монахи представляют собой наиболее важное и наиболее достоверное продолжение византийской традиции, факт, который явно проявляется в постоянном, непрерывном соблюдении византийского монашеского обряда. типика уже более десяти веков.

    Дополнительная литература

    Папахриссанту, Дениз, изд. Actes du Protaton . Paris: Lethielleux, 1975.

    Бесценное издание, в котором представлены не только важные рукописи, но и авторское предисловие, дающее очень хороший обзор истоков и организации афонского монашества.

    Каракацанис, Афанасиос А., изд. Сокровища Святой Горы Афон . Салоники: Святая Афонская Община, Министерство культуры, 1997 г. Опубликовано совместно с одноименной выставкой, организованной Священной Афонской общиной и Министерством культуры в Музее византийской культуры, 21 июня 1997 г. — апрель. 30, 1998.

    Каталог материалов, представленных на уникальной выставке 1997 года, на которой впервые за пределами монашеской республики был представлен ряд икон и подлинных сокровищ Афона. Вступительные тексты каталога, написанные выдающимися историками и византинистами, представляют обоснованные научные взгляды на историю, искусство, архитектуру и природную среду Святой Горы Афон.

    Цигаридас, Эфтимиос и Мануэль Панселинос. Из Святой Церкви Протатона . Салоники: Афонский центр, 2003. Издано совместно с одноименной выставкой, организованной Афонским центром на складе С, 5 апреля – 30 июня 2003 г.

    Каталог выставки, представляющий точную реконструкцию расписное украшение Протатона, центральной церкви Святой Горы Афон, работы самого известного представителя периода палеологов Мануэля Панселиноса с искусствоведческим текстом профессора Эфтимиоса Цигаридаса.

    Милонас, Пол М.  Атлас Святой Горы Афон / Bildlexikon des Heiligen Berges Athos .