Чем славится абхазия: Сувениры из Абхазии — Турагентство «Одиссея» Нижний Новгород

Сувениры из Абхазии — Турагентство «Одиссея» Нижний Новгород

Путешествуя по Стране души, путешественника волнует вопрос: что привезти из Абхазии родным и близким в качестве сувенира?

Самые популярные подарки из Абхазии можно найти на рынках и в небольших сувенирных лавках. Здесь найдутся и местные лакомства и изделия народного промысла. Из Абхазии в основном везут вино и продукты питания: мед, сыры, фрукты и сухофрукты, чай и травы, специи и приправы, орехи и сладости.

Вино

Что ассоциируется с Абхазией в первую очередь? Конечно, вино! Этот гостеприимный край славится своими застольями, которые не обходятся без поднимающих настроения напитков. Вино из местного винограда производится здесь на протяжении многих тысячелетий. Марки обычно получают названия в честь географических местностей: красное полусладкое «Лыхны» и «Апсны», красное сухое «Чегем», белое полусухое «Анакопия», десертное «Букет Абхазии», кагор «Новый Афон». Самый популярный сорт коньяка – «Ацнар» — хороший подарок для ценителя. Порадует любителей крепких напитков и чача – местная виноградная водка крепостью до 60 градусов. Продается вино и в магазинах, и в частных хозяйствах. Многие местные жители сами его изготавливают. Но стоит быть острожным: вместо вина можно приобрести напиток из винного порошка. Покупайте вино у знакомых, а лучше всего на заводах, например в Сухуми — так можно быть уверенным в качестве напитка. К тому же, в дегустационном зале перед покупкой вино можно будет попробовать.

Мед и продукты пчеловодства

В таком экологически чистом районе, как Абхазия, богатом разнотравьем, обязательно следует приобрести горный и луговой мед – сладкий кладезь витаминов. Сортов его предлагается множество – гречишный, липовый, каштановый, даже эвкалиптовый! Мед можно купить на рынках, во время экскурсий и у местных жителей – у многих есть свои пасеки. Особенно ценится у туристов мед в глиняных горшочках – привлекательная упаковка и вкусное содержимое позволяют не беспокоиться о том, что привезти из Абхазии в подарок тем, кто любит сладости. Кроме меда, можно приобрести и другие не менее полезные продукты пчеловодства: маточное молочко, соты, цветочную пыльцу, настойку прополиса – хорошее противовоспалительное средство.

Сыры

Приготовленный по старинным домашним рецептам, местный сыр – изюминка абхазской кухни. Отведав это пикантное угощение, вы поймете, что такое настоящий сыр и как сильно он отличается от того, что продается в магазинах. Сыр в Абхазии можно найти во всех возможных видах – даже копченом и жареном! Перед покупкой сыр разрешают попробовать. Особенно популярен сулугуни.

Специи и приправы

Задаваясь вопросом, что привезти из Абхазии, нельзя обойти вниманием и приправы, в первую очередь аджику. Без этой жгучей пикантной добавки не обходится практически ни одно местное угощение. Готовится аджика из красного перца, чеснока, кинзы и соли. Ее подают к блюдам из мяса и овощей, даже намазывают на хлеб и едят как самостоятельную закуску! Характерная черта национальной кухни Абхазии – острота и насыщенность вкуса. Неудивительно, что здесь продается множество приправ и специй: перец – не только черный, но и красный, розовый, белый, имбирь, зира, шафран, куркума, пажитник. На рынках их можно найти расфасованными в пакетики или мешочки. Есть так же готовые смеси — к мясу, для плова, для шашлыка. В приправы помимо трав добавляется еще и чесночная соль, придающая блюду характерный привкус кавказской кухни. Все пряности готовятся из местных трав.

Фрукты, чай и сладости

Субтропический климат этого края позволяет выращивать многие виды фруктов – персики, груши, виноград, айву, даже киви и фейхоа! В феврале наступает сезон мандаринов. Привезите с собой и сухофрукты – курагу, инжир, сушеную хурму. Чурчхела — этот десерт готовят из муки, виноградного сока и орехов, затем нанизывают на толстую нить и сушат на солнце. Чурчхела полезна – это кладезь витаминов и глюкозы. К тому же она долго хранится. Варенье варят не только из привычных всем ягод и фруктов, но и из таких экзотических плодов, как фейхоа. Вкусен также местный джем из инжира и варенье из лепестков роз. Пахлава готовится из слоеного теста, посыпается орехами и пропитывается медовым сиропом. В Абхазии пахлава получается пикантная – здесь в нее добавляют корицу. Гозинаки — отличный заменитель магазинных конфет. К тому же еще и полезный – в составе орехи, сухофрукты, мак и мед. Неизменным спросом у гостей Абхазии пользуется и местный чай, особенно крупнолистовой, черный или зеленый. Его продают на развес или упаковывают в красивые тканевые мешочки или деревянные коробочки, что делает этот чай отличным подарком. Популярны и травяные чаи — с добавлением барбариса, чабреца, бергамота.
Полезные травы с кавказских гор идут не только для производства чая. Из них делают и лечебные сборы, помогающие бороться с разными недугами, а также набитые ароматным сырьем подушки и саше, которые можно положить в шкаф с бельем. Популярны и спиртовые настойки и бальзамы на местных растениях. Так, настойка на адамовом яблоке помогает при травмах и артрите. Хороший подарок для поклонников бани – эвкалиптовый веник. Он полезен для органов дыхания, лечит астму и бронхиты. На Кавказе орехи входят в состав многих традиционных блюд. Готовят из них закуски и всевозможные соусы. Стоит приобрести в Абхазии фундук. Если будете в этом краю осенью, попробуйте каштан – он созревает в октябре. Произрастает в Абхазии и орех пекан, похожий на грецкий, но превосходящий его по полезным свойствам. Этот орех ценят за маслянистый вкус. Пекан настолько питательный, что способен заменить собой мясо.

Сувениры ручной работы

Специи, вино, сладости и другие съедобные подарки – это далеко не все. Помните, что привезти из Абхазии можно не только гастрономические радости. Многие с удовольствием приобретают в Абхазии бусы и браслеты из кораллов или местных ракушек. Популярны и украшения из так называемого капельного серебра – марказита. Это очень редкий минерал. По стоимости он доступнее серебра, но наценка на изделия делается из-за авторского дизайна. В мужском монастыре в Новом Афоне можно приобрести иконы и крестики. Популярны также изделия ручной работы: плетенные из лозы и самшита стулья, корзины; подставки под горячее, ступки и ложки из можжевельника; вязаные сумочки и кошельки; джезва — турка для варки кофе — ручная работа, украшенная национальным орнаментом; одежда из козьей и овечьей шерсти – бурки, домашние тапочки. Чайники, тарелки, кувшинчики и горшочки из местной глины, произведенные по старинной технологии. Настоящее оружие не позволят перевезти через границу. Но вот безопасные сувенирные кинжалы стоит приобрести — мужчины точно оценят такой подарок!
Традиционные сувениры — магнитики и декоративные тарелки — можно купить повсюду. А также ракушки и украшения и предметы из них: ожерелье, бусы, браслеты, шкатулки.

Все эти сувениры и сладости, приобретенные в Абхазии, не будут стоить больших денег, но еще долгое время после возвращения домой будут напоминать вам о местном колорите и гостеприимстве.

Что можно привезти из Абхазии из сувениров в подарок? (сезон 2023)

Насладившись теплым морем, ласковым солнцем, мягким песком или горячей галькой, досыта нагулявшись по горным тропам и отдохнув в тени тропических деревьев…

Усладив себя вкусными национальными блюдами, запив их местными винами, закусив фруктами, усталый, но довольный турист возвращается домой.

И привозит, прежде всего, воспоминания обо всем пережитом, массу фотографий всех полюбившихся мест и себя, довольного и отдохнувшего.

Содержание:

  • Что можно купить в Абхазии?
  • Вино
  • Косметика
  • Лекарства
  • Продукты
  • Специи
  • Всякая всячина
  • Какие сувениры можно привезти?
  • Девушке
  • Мужчине
  • Ребенку

Но хочется еще иметь и что-то материальное, что будет напоминать во время нашей суровой зимы о тепле и солнце.

А еще так приятно подарить какой-нибудь пустячок другу, порадовать папу экзотической для нас вкуснятиной, а маму небольшим, но симпатичным растением или плетеной корзиночкой для вязания.

Вручить другу и начальнику бутылку хорошего вина, а любимой девушке преподнести бусы или букет роз, еще благоухающих ароматом моря и солнца.

к содержанию ↑

Что можно купить в Абхазии?

Вино

Что же привезти домой? Конечно же, вино — из Абхазии его привозят все. Оно всегда славилось и имелось на прилавках магазинов.

Во многих российских регионах оно и сейчас есть. Но все-таки настоящее абхазское виноградное вино можно купить только в Абхазии.

Но тут надо быть очень осторожным с выбором. Как и везде, сейчас в Абхазии много подделок. Даже в местных магазинах есть вино, сделанное из винного порошка.

Жители тоже продают домашнее вино, но и тут никто не может гарантировать качество продукта.

Знатоки рекомендуют покупать вина сухумского завода, там для туристов часто устраиваются дегустации и экскурсии, такие посещения устраивают и небольшие винокурни.

Проще всего купить вино именно там. Популярны такие марки как «Лыхны», «Кагор», «Апсны», «Ашер», «Букет Абхазии», «Чегем», коньяк «Ацнар».

Кроме вин в Абхазии есть еще один алкогольный напиток — чача. Он очень специфичен, его не употребляют вместе с другими алкогольными напитками. Чачу лучше тоже покупать заводскую.

к содержанию ↑

Косметика

Косметику европейских и китайских производителей можно дешево купить на границе в магазине беспошлинной торговли. В Абхазии косметику не производят.

Лекарства

Из Абхазии можно привезти только лекарственные травы, которые во множестве продают на любом рынке. Например, Адамов плод, спиртовая настойка которого помогает при любых травмах и артрите.

Очень много трав упаковано в подушки-валики и саше. Такие подушки лечат от головной боли и бессонницы. Их, простых, расшитых, больших и маленьких, в большом количестве предлагается на абхазских рынках.

В Абхазии можно купить практически любые травы, которые рекомендуются в медицинских справочниках.

к содержанию ↑

Продукты

В Абхазии любят и умеют готовить. Здесь большое количество национальных блюд, приправ, напитков. Национальные традиции, аромат гор и моря сохраняются и в продуктах, которые изготовляют в промышленных масштабах и которые можно приобрести в магазине.

Будет приятно подарить друзьям аджику, сыр сулугуни обычный и копченый, соус ткемали, джем из фейхоа, варенье из орехов и лепестков роз, черный горный мед, каштановый мед с орехами, просто орехи, мандариновый сок.

Здесь собирают великолепный крупнолистовой чай. Подарочную упаковку такого чая будет приятно подарить и родственникам, и сослуживцам.

Как добраться до Абхазии из Москвы? Мы подскажем! О различных видах транспорта — в этой статье.

Большинство фруктов, которыми буквально завалены местные рынки, привозные. В самой Абхазии в большом количестве в основном растут инжир и мандарины.

Очень интересным подарком будет чурчхела. Это своеобразные бусы из орехов и сухофруктов, нанизанных на нитку и покрытых выпаренным соском винограда. Чурчхела вкусная, оригинально выглядит и долго хранится.

На рынке можно купить сушеную хурму, продающуюся в большой кисти вроде виноградной.

к содержанию ↑

Специи

Без свежих, пряных, волшебно пахнущих специй из Абхазии не возвращается ни один уважающий себя турист. Здесь можно приобрести целые наборы красиво упакованных специй или купить их очень дешево на вес.

Одного перца имеется великое множество разновидностей, кроме привычного нам черного и красного, есть розовый, белый, зеленый.

Здесь растут лавровые деревья, поэтому отсюда привозят охапки ароматных лавровых веток.

Сувениры Абхазии.

к содержанию ↑

Всякая всячина

В Абхазии не так много местных сувениров, как на наших южных курортах, но все-таки здесь тоже можно выбрать что-нибудь оригинальное для подарка.

Из Абхазии привозят великолепные плетеные изделия из виноградной лозы, самшита и бамбука. Их великое множество и стоят очень дешево. Такие корзинки и короба прекрасно вписываются в любой интерьер. Их можно подарить человеку любого возраста.

Из ясеня местные умельцы вырезают ступки и пестики для специй. Абхазцы знают толк в специях и в том, как их готовить и использовать, поэтому обязательно нужно приобрести такой набор для себя и друзей, особенно если они увлекаются кулинарией.

Никогда не бывали в Абхазии? О самых интересных достопримечательностях — их описание и фото — расскажет наша статья.

Местные умельцы предлагают туристам резные рамочки для фотографий. Этот пустячок со вставленной туда фотографией красивого уголка природы будет отличным оригинальным подарком.

На рынках продают подставки под горячее из можжевельника. От таких подставок по всей кухне идет легкий хвойно-соленый запах.

Он будет долго напоминать о море и солнце, а друзей, еще не бывавших в Абхазии, заставит задуматься о поездке туда.

На местных рынках большое количество изделий из глины. Если есть возможность её аккуратно упаковать и довезти в целости и сохранности, то стоит купить непременно, ведь именно в керамике живет душа народа и передается его характер.

Сувениры чаще всего покупают просто безадресно и потом вручают их всем знакомым подряд. Но есть люди, которые продуманно подходят к этому делу и сначала решают, кому будут дарить, и только потом думают, что именно подойдет этому человеку.

к содержанию ↑

Какие сувениры можно привезти?

Девушке

В Абхазии много экзотических растений, можно приобрести несколько видов пальм, различные цветы, которые здесь растут на улице, а на севере будут великолепными комнатными растениями.

И, разумеется, большой букет абхазских роз, которые лучше покупать не распустившимися.

Девушкам нравятся сувениры, связанные с морем. Но их лучше не покупать, так как и в Абхазию добрался китайский ширпотреб, а просто набрать на берегу оригинальных камушков-гальки и ракушек.

Если девушка натура романтическая, то ей понравятся бусы из кораллов, которые делают здесь. В Абхазии изготовляют и изумительные украшения из глины.

к содержанию ↑

Мужчине

С подарком для мужчины вообще нет проблем. Тут можно подобрать на любой характер, учесть увлечения и возраст.

Любителю бани можно подарить ветки эвкалипта, которые большими благоухающими охапками увозят отсюда. Запах эвкалипта непередаваем, к тому же он имеет лечебные свойства, например, хорошо помогает при насморке и ангине.

Любителям охоты и рыбалки обязательно понравятся валяные бурки из шерсти горных коз, когда-то сырыми зимами в этой обуви пастухи пасли скот на горных склонах.

Бурки бывают и вязаные, их удобно одевать в сапоги. Такой подарок будет оценен по достоинству.

На местных рынках продают сувенирные ножи, они тоже годятся для подарка.

к содержанию ↑

Ребенку

Каких-то особенных национальных игрушек в Абхазии нет. Конечно, можно найти куклу-горца, но это не значит, что она будет сделана именно в Абхазии.

Ребенку будут интересны те же камушки и ракушки, собранные на берегу.

Для ребенка можно купить теплые свитера, рукавички и шапки, связанные из шерсти и пуха горных коз, которые он с удовольствием будет носить морозной зимой.

Абхазию русские туристы еще не до конца освоили, поэтому тут чистые пляжи, неизбалованные отельеры и рестораторы, доброжелательные, не измученные напряженными туристическими сезонами местные жители.

На рынках и в магазинах нет толп туристов, скупающих все сувениру подряд. А значит, можно не торопясь и со вкусом выбрать подарки и сувениры из Абхазии.

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Древние Кавказа (Здоровы в 100 лет), Джон Роббинс

Почему одни люди стареют в слабеющем здоровье и печали, а другие стареют в бодрости и радости?

В этой революционной книге автор бестселлеров Джон Роббинс представляет нам смелую новую парадигму старения, показывая нам, как мы можем увеличить не только нашу продолжительность жизни, но и продолжительность нашего здоровья. На примере четырех очень разных культур, отличающихся тем, что они являются одними из самых здоровых и пожилых людей в мире, Роббинс раскрывает секреты долгой и полноценной жизни, в которой наши последние годы становятся периодом мудрости, жизненной силы и счастья. От Абхазии [Абхазии] на Кавказе к югу от России, где возраст — это красота, и Вилькабамбы в Андах Южной Америки, где смех — величайшее лекарство, до Хунзы в Центральной Азии, где танец не имеет возраста, и, наконец, до южных японских островов. Окинавы, современной Шангри-ла, где люди регулярно живут более века, Роббинс исследует, как уникальный образ жизни этих народов может влиять и улучшать наш собственный.

Соединяя традиции этих древних и полных жизни здоровых культур вместе с последними открытиями в области медицины, Роббинс обнаруживает, что обе они, как это ни удивительно, указывают в одном направлении. Результатом стал вдохновляющий синтез многолетних исследований здорового старения, в ходе которых Роббинс выделил характеристики, которые позволят нам прожить долгую и, самое главное, радостную жизнь. Акцент на простой, полезной, но сытной еде и добавление управляемых ежедневных упражнений позволяют многим людям значительно улучшить качество своей жизни сейчас и на многие годы вперед. Но, возможно, еще более удивительным является открытие Роббинса, что не только диета и физические упражнения помогают людям жить далеко за сто лет. Качество личных отношений чрезвычайно важно. Имея поразительные медицинские данные о влиянии нашего взаимодействия с другими людьми, Роббинс утверждает, что одиночество оказывает большее влияние на продолжительность жизни, чем такие известные пороки, как курение. Очевидно, что любовь и связь обладают сильной благотворной силой.

Глава 1

Люди не стареют. Когда они перестают расти, они становятся старыми.

-Anonymous

В начале 1970-х журнал National Geographic обратился к всемирно известному врачу Александру Лифу с просьбой посетить его, изучить и написать статью о самых здоровых и долгоживущих людях в мире. Доктор Лиф, профессор клинической медицины Гарвардского университета и руководитель медицинской службы Массачусетской больницы общего профиля, долгое время изучал этот предмет и уже посетил и изучил некоторые культуры, известные своей здоровой жизнью пожилых людей. Теперь National Geographic поручил ему продолжить эти путешествия и исследования и поделиться с миром своими наблюдениями и сравнениями тех областей планеты, которые славились долголетием и здоровьем своих жителей. Это было время, в отличие от сегодняшнего дня, когда эти регионы и их культуры были еще несколько первозданными.

Как ученый, доктор Лиф не верил в мифический источник молодости, в котором каждый может искупаться и чудесным образом обрести вечную молодость; не верил он и в волшебные зелья, мгновенно излечивающие все недуги. Но он верил, что, возможно, существуют определенные места на земле, где люди на самом деле живут дольше и здоровее, чем это считается нормальным на современном Западе. Его цель состояла не в том, чтобы идентифицировать самого старого живого человека, а скорее в том, чтобы найти и изучить те общества — если они действительно существовали, — где большой процент пожилых граждан сохранил свои способности, были энергичны и наслаждались жизнью. Его целью было не интересоваться мифологией или панацеями, а понять ключевые факторы, влияющие на перспективы человека на долгую и здоровую жизнь.

Д-р Лиф предпринял серию путешествий, которые он впоследствии описал в влиятельной серии статей, появившихся в журнале National Geographic, начиная с 1973 года. Его труды были одними из первых авторитетных попыток донести практические медицинские знания и исследования до нашего желания. узнать, что мы можем сделать, чтобы повлиять на будущее нашей жизни.

Когда д-р Лиф начал свое исследование и свои путешествия, три региона мира славились долголетием своих жителей: долина Вилькабамба в Эквадоре, регион Хунза в Пакистане и некоторые части Кавказских гор в том, что было затем Советский Союз. Эти три места долгое время были предметом утверждений о том, что они являются домом для самых долгоживущих и самых здоровых людей на земле. Судя по рассказам, циркулирующим в этих высокогорных районах, люди в этих общинах часто прожили удивительно долгую жизнь с крепким здоровьем.

 + Пережить век: история столетней женщины из Джгерды 
 + Тост за долголетие: Житель Гала отмечает 112-летие 
 + Почему они доживают до 100 лет или даже старше, в Абхазии, Сула Бенет (1971) 

Доктор Лиф и лауреат премии National Geographic Джон Лонуа отправились в эти отдаленные районы, чтобы встретиться, сфотографировать, изучить и лично оценить долголетие и здоровье тех, кто считался старейшими и самыми здоровыми людьми в мире. Доктор Лиф прислушался к их сердцу, измерил их кровяное давление и изучил их диету и образ жизни. Он смотрел, как они танцуют и купались в ледяных горных ручьях. Он говорил с ними об их повседневной жизни, их надеждах, их страхах, их историях жизни. Его целью было отделить факты от заблуждений и определить правду о долголетии.

Долголетие в Абхазии [Абхазия]

«Конечно, ни одна область в мире, — писал Лиф, — не имеет такой репутации долгожителей, как Кавказ на юге России». А на всем Кавказе районом, наиболее известным своим необычайным количеством здоровых долгожителей (людей старше 100 лет), была Абхазия (произносится «аб-КАЙ-жа»). Перепись 1970 года признала Абхазию, которая тогда была автономным регионом в составе Советской Грузии, мировой столицей долголетия. «Нам не терпелось увидеть долгожителей, — сказал Лиф, — и Абхазия казалась подходящим местом для этого».

Абхазия занимает три тысячи квадратных миль между восточным побережьем Черного моря и гребнем главного Кавказского хребта. Граничит на севере с Россией, на юге с Грузией.

До визита д-ра Лифа среди абхазов [абхазов] широко распространялись заявления о продолжительности жизни, достигающей 150 лет. Всего за несколько лет до этого в журнале Life была опубликована статья с фотографиями Ширали Муслимова, которому, как говорят, 161 год. На одном из фото Муслимов запечатлен с третьей женой. Он сказал репортеру, что женился на ней, когда ему было 110 лет, что оба его родителя дожили до 100 лет, а его брат умер в возрасте 134 лет.0003

Муслимов скончался к моменту учебы Листа. Но женщина по имени Хфаф Ласурия также упоминалась в статье Life. Лиф хотел с ней познакомиться и нашел ее в абхазском селе Кутол, где она пела в хоре, полностью состоявшем, как ему сказали, из абхазских долгожителей.

         
    

У меня был долгий разговор с этой миниатюрной – она не выше пяти футов – бойкой женщиной, которая утверждала, что ей 141 год. . . . Хотя она носила красиво вырезанную деревянную трость, из-за своей проворности она нуждалась в ней. Ее память казалась превосходной. . . . Она доходчиво и легко говорила о событиях недавних и прошлых. В возрасте от 75 до 80 лет в качестве акушерки она помогла появиться на свет более 100 младенцам. . . . Она так описывала жизнь женщин: «Женщинам до революции было очень тяжело, мы были практически рабынями». И она закончила нашу беседу тостом: «Я хочу выпить за женщин всего мира… чтобы они не слишком много работали и были счастливы со своими семьями».

Несмотря на то, что он был очень впечатлен обаянием и духом этой пожилой женщины, Лист не просто поверил ее возрасту. Наоборот, он приложил значительные усилия, чтобы оценить ее объективно. Такая задача сложнее, чем может показаться, потому что в человеческом теле нет признаков, подобных годичным кольцам дерева, которые сообщали бы нам о возрасте человека.

Английский драматург и писатель Джон Б. Пристли (1894 — 1984), его жена Джейн Уиндем-Льюис и Ашхангери Бжания (1945). Ашхангери Бжания – один из самых известных долгожителей в истории Абхазии.

Джон Б. Пристли об абхазах. «Русское путешествие» Дж. Б. Пристли (1946).

После кропотливых исследований Лиф пришел к выводу, что миссис Ласурия было около 130 лет. Он не был в этом уверен, сказав лишь, что пришел к определенной степени уверенности, и это была его лучшая оценка. Но он был уверен в одном. Она была одной из самых старых людей, которых он когда-либо встречал.

Везде, куда бы он ни пошел в Абхазии, Лист встречал стариков в замечательном здоровье. Этот район, казалось, оправдывал свою репутацию Мекки сверхдолгожителей. Как и другим, изучавшим жизнь старейшин Абхазии, Лифу было что рассказать красочные истории. Он писал об одном старейшине, которому было почти 100 лет, у которого все еще был хороший слух и превосходное зрение.

«Вы когда-нибудь болели?» — спросил Лист.

Старейшина некоторое время думал, потом ответил: «Да, я помню, как однажды у меня была лихорадка, давным-давно».

«Вы когда-нибудь обращаетесь к врачу?»

Старик удивился этому вопросу и ответил: «Почему я должен?»

Лиф осмотрел его и обнаружил, что его кровяное давление в норме 118/60, а пульс — 70 ударов в минуту.

«Какой период вашей жизни был самым счастливым?» — спросил Лист.

«Всю свою жизнь я испытываю радость. Но самым счастливым я был, когда родилась моя дочь. И самым грустным, когда мой сын умер в возрасте одного года от дизентерии.»

Среди других встреченных Лифом было восхитительное трио джентльменов, которые, как и многие пожилые абхазцы, несмотря на преклонный возраст, все еще работали. Это были Маркхти Тархил, которому Лист считал 104 года; Темур Тарба, которому, по-видимому, было 100 лет; и Тихед Гунба, юноша в возрасте 98 лет. Все они родились в этом районе. Тимур сказал, что его отец умер в возрасте 110 лет, мать — в 104 года, а старший брат — в том же году в возрасте 109 лет.. После короткого осмотра Лиф сказал, что кровяное давление у Темура было юношеским 120/84, а пульс был регулярным в размере 69.

Старики постоянно дурачились, шутили и дразнили друг друга и Листа. Пока он проверял пульс и кровяное давление, двое других качали головами в притворной печали, говоря: «Плохо, очень плохо!» Казалось, они никогда не уставали от дружеских шуток, всегда находя новые способы повеселиться. Лист был впечатлен их острым умом, приподнятым настроением и безжалостным чувством юмора.

Как и многие старейшины Абхазии, независимо от погоды, эти мужчины ежедневно купались в холодных горных ручьях. Однажды Лист сопровождал Маркхти Тархила во время его утреннего погружения и был поражен жизненной силой и физической ловкостью 104-летнего юноши. с уверенной скоростью и ловкостью. Увидев, как Маркхти спускается по склону, Лист, врач из общества, где у пожилых людей тонкие и хрупкие кости, забеспокоился, что пожилой человек может упасть, и подумал, что ему следует сопровождать Маркхти вниз по склону и проследить, чтобы он не упал. т промах. Но он не смог этого сделать, потому что не мог угнаться за темпом гораздо более старшего мужчины, который, как оказалось, никогда не терял равновесия. Позже Лиф узнал от районного врача, что среди активных стариков остеопороза нет, а переломы случаются редко.

Когда Маркхти прибыл на берег реки, он разделся и вошел в реку, погрузившись всем телом в холодную воду. Молодой проводник Лиф, привезенный с собой из Москвы, тоже разделся и стал лезть в воду, но тут же выпрыгнул, воскликнув, что вода слишком холодная.

Хфаф Ласурия гуляет с сыном. Хфаф Ласурия – один из самых известных долгожителей в истории абхазов. Она прожила 137 лет. Смотрите документальный фильм CBS о Кфаф Ласурия (2 февраля, 1975): https://bit. ly/32HNXP5

После купания в холодной воде в течение некоторого времени, Маркхти выбрался, вытерся, оделся и начал быстро подниматься вверх по крутому склону вместе с Листом. , который был на полвека моложе и считал себя физически здоровым, снова пытаясь не отставать.

Они действительно такие старые?

Однако после того, как статьи Лифа появились в National Geographic, разгорелись острые споры по поводу достоверности возраста, на который претендуют некоторые абхазы. Когда люди говорят, что им 140 или 150 лет, это, естественно, вызывает недоумение. Когда советская пресса сообщила, что Ширали Муслимову исполнилось 168 лет, а правительство увековечило это утверждение, поместив его лицо на почтовую марку, знающие ученые всего мира отнеслись к этому скептически. Есть причина, по которой до недавнего времени Книга рекордов Гиннеса вводила свой раздел о долголетии с предупреждением: «Нет ни одной темы, более омраченной тщеславием, обманом, ложью и преднамеренным мошенничеством, чем крайности человеческого долголетия». В настоящее время самый длинный полностью задокументированный и неопровержимо подтвержденный возраст, когда-либо достигнутый человеческим существом, составляет 122 года и принадлежит француженке по имени Жанна Луиза Кальман.

Сколько на самом деле лет самым старым абхазцам? Никто не знает с абсолютной уверенностью. В те дни, когда родились эти старейшины, менее одной десятой процента населения мира вели письменные записи о рождении. Когда записи о рождении отсутствуют или вызывают сомнения, как это происходит почти во всех случаях рождения людей до 1920 года в таких регионах, как Кавказ, современным исследователям приходится проявлять изобретательность в разработке методов оценки возраста пожилых людей. Многие тома были написаны о предприимчивых методах, которые использовались в этих усилиях, и, вероятно, такое же количество научных томов было написано с критикой этих методов. Это была трудная задача.

Вероятно, самым большим скептиком в отношении крайне преклонного возраста, который иногда заявляют для пожилых людей на Кавказе, был генетик из Советской Грузии по имени Жорес А. Медведев, эксперт в методологиях, используемых в попытках получить точную проверку возраста в Абхазии и в другом месте на Кавказе. Статьи Медведева, выражающие его сомнения, привлекли большое внимание, когда они были опубликованы в научном журнале The Gerontologist вскоре после того, как статьи Лифа появились в National Geographic. (Геронтология — это исследование изменений и связанных с ними проблем в сознании и теле, сопровождающих старение.) В этих статьях Медведев представил убедительные доказательства того, что утверждениям о том, что люди регулярно доживали до 120 лет, нельзя доверять10. в то же время, однако, он признал, что необычайное долголетие в этом регионе было реальной реальностью и что этот район действительно был домом для чрезмерного количества чрезвычайно здоровых пожилых людей.

По мере того, как разгоралась полемика, легенда о необычайно здоровых и долгоживущих людях на Кавказе активно продвигалась американскими корпорациями, которые производили и продавали йогурт, пытаясь связать феноменальное долголетие людей в регионе с их потреблением йогурта. . Компания по производству йогурта Dannon выпустила широко известный рекламный ролик, в котором 110-летняя мать щиплет за щеку своего 89-летнего сына и говорит ему есть свой йогурт. Эта умная реклама и другие с участием советских долгожителей имели баснословный успех на американском рынке. Они произвели поколение американцев, которые ассоциировали йогурт с чрезвычайным долголетием и которые наивно полагали, что люди на Кавказе обычно живут до 140 лет и старше.

«Долгожители из деревни Члоу играют в нарды, разновидность нардов». Очамчира, Абхазия (август 1974 г.).

К сожалению, больше всего внимания в 1970-х и 1980-х годах привлекали завышенные требования к сверхдолгожителям, доживающим до преклонных лет. Что делало абхазцев такими интересными для западного мира в то время, так это не их образ жизни и удивительно здоровый способ старения, а экзотический феномен людей, якобы доживающих до невероятного возраста. Когда эти крайние заявления о сверхдолголетии оказались ложными, появилась прискорбная тенденция отвергать все, что касается абхазского долголетия, как обман.

Мой интерес к долголетию в Абхазии, однако, не зависит от того, достигли ли какие-либо конкретные люди возраста более 120 лет. Возможно, никто не достиг, но я не считаю этот вопрос особенно важным. Что делает этих людей очаровательными для меня, так это тот факт, что необыкновенный процент абхазцев дожил до глубокой старости, сохранив полное здоровье и энергию. Что я нахожу замечательным, так это высокая степень физической и умственной подготовленности, характерная для пожилых людей в Абхазии, и их очевидная радость жизни.

Об авторе

Джон Роббинс, широко признанный одним из ведущих мировых экспертов в области диетической связи между окружающей средой и здоровьем, является автором бестселлера «Диета для Новой Америки» , тираж которого составляет миллион экземпляров. Его работа была предметом обложек и тематических статей в San Francisco Chronicle, Los Angeles Times, The Washington Post, The New York Times и People . Роббинс выступал с основными докладами на сотнях крупных конференций, в том числе спонсируемых Sierra Club и ЮНИСЕФ, и является лауреатом множества наград, в том числе премии Рэйчел Карсон и гуманитарной премии Альберта Швейцера. Он является основателем EarthSave International, некоммерческой организации, занимающейся выбором здоровой пищи, сохранением окружающей среды и созданием более сострадательного мира. Роббинс живет со своей женой Део, их сыном Оушен и невесткой Мишель, а также их внучатыми близнецами Ривером и Бодхи недалеко от Санта-Крус, Калифорния.

Источник: eNot Alone

Люди и культура Абхазии

  • Культура

К каким истокам ведет праздник Нанхва в Абхазии? Связано ли это с христианскими традициями и какие обряды ему предшествуют? Прочитать статью.

28 августа в Абхазии традиционно чтят память погибших. В домах накрывают столы с плодами сезонного урожая, зажигают свечи. Традиция также совпадает с христианским праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Подробнее…Традиции и обряды: абхазский праздник Нанхва

  • Культура

Роли и статусы пожилых людей в абхазской семье (к вопросу о геронтофильных факторах долголетия)

Советская антропология и археология, (1985) 24:1, 77-100

Русский текст @ 1982 Издательство «Наука». «Роли и статусы старших в абхазской семье (к проблеме геронтофильных факторов долгожительства)», Советская этногразия, 1982, нет. 6, стр. 40-51. Перевод Жана Лавеса Хелли.

Подробнее…Роли и статусы пожилых людей в абхазской семье, автор Я. С. Смирнова

  • Культура

Религиозные верования абхазов, Н. С. Джанашиа
Грузика | Журнал грузинских и кавказоведческих исследований.
No:4 & 5 Autumn 1937, pp. 117-153

Это перевод статьи, опубликованной в Христианский Восток , Христианский Восток, Петроград, 1915, вып. IV, № 1, стр. 72-112.

Эта статья представляет собой пересмотр в 1914 году материалов, собранных ок. 1900 г. в селе Адзвибжа на юге Абхазии (провинция Абжуа). Автор описывает богов абхазов и связанные с ними религиозные обряды. Обсуждение следует установленному порядку церковных праздников, сосредоточенному вокруг четырех главных праздников года (Нового года, Пасхи, Успения и Рождества).

Подробнее… Религиозные воззрения абхазов, Н.С. Джанашиа и Н.Ю. Марр

  • Культура

Советская антропология и археология, Vol. 14:1-2, 168-178, июль 1975 г.

В зависимости от характера хозяйства у разных народов в разное время на первый план выдвигались разные виды обрядовой поэзии. Если поэзия семейного обряда однотипна у всех народов или, по крайней мере, у большинства из них, по своим основным признакам, то этого нельзя сказать о поэзии, связанной с трудом. У тех народов, основным занятием которых была обработка земли, естественно, в высшей степени развивалась обрядовая поэзия, связанная с земледельческим календарем; а у тех, кто главным образом занимался охотой, почетное место занимали охотничьи песни и т. д.

Подробнее…Обрядовый фольклор абхазов Салакая, Ш. Х. Салакая (1975)

  • Культура

Введение

Согласно довольно распространенному мнению, положение женщины является одним из показателей уровня развития общества. В этом контексте особенно важно изучить, как менялся социальный статус женщин в Абхазии на разных исторических этапах, что позволит лучше понять динамику социокультурной трансформации абхазского общества.

Подробнее…Статус женщин в Абхазии: от прошлого к настоящему, Нателла Акаба

  • Культура

О том, как изменился абхазский мужской костюм, какое значение он имеет в жизни абхазов, чем он завоевал мировую популярность и каково будущее черкески, читайте в этом материале Sputnik.

Сария Кварацхелия, Спутник Абхазия | 05.03.2019 

«Анна шла с опущенной головой и играя кисточкой капюшона. Ее лицо сияло ярким блеском, но этот блеск был несчастен…», — так начинается девятая глава одного из самых известных романов Льва Толстого «Анна Каренина».

Подробнее…Предмет гордости: история абхазского мужского платья

  • Культура

Вячеслав Александрович Чирикба
Лейденский университет

МЕЖДУ ХРИСТИАНСТВОМ И ИСЛАМОМ: ЯЗЫЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НА КАВКАЗЕ. Исследования по Ирану и Кавказу. В честь Гарника Асатриана. Под редакцией Уве Блезинга, Виктории Аракеловой и Матиаса Вайнрайха. Brill Academic Pub, 2015, с. 145-191.

Abstract
В статье представлен краткий обзор традиционных религиозных практик, которые все еще или до недавнего времени соблюдались на Кавказе. Я постулирую возможность общекавказского «мифологического союза», складывавшегося веками между всеми кавказскими общностями, и довольно подробно обсуждаю локальный «мифологический союз» на примере молниеносного ритуала Чоппа. Хотя домонотеистическое наследие, частично переплетающееся с официальными религиями, по-прежнему составляет интимную часть идентичности некоторых кавказских общин, оно постепенно уходит в тень основных религий — христианства и ислама, ставших сильным объединяющим фактором. в постсоветский период.

Подробнее…Между христианством и исламом: языческое наследие на Кавказе, Вячеслав Чирикба

  • Культура

Фольклор, Том. 2, № 2 (июнь 1891 г.), стр. 171–181.

Одна из самых известных легенд классических авторов повествует о легендарном народе воинственных женщин, лишенных возможности пользоваться одной грудью в процессе прижигания и известных как амазонки. По хорошо зарекомендовавшему себя обычаю, до сих пор распространенному среди черкесов или адыгов, абхаз и отчасти среди осетин, [1] рост обеих грудей в девичестве искусственно подавляется с помощью кожаного корсета. Цель этой статьи состоит в том, чтобы предложить объяснение происхождения современного обычая и показать основания полагать, что он происходит по прямой линии от более древнего обычая, существовавшего до времен Геродота, и, следовательно, имеет возможное происхождение от двадцати -пять веков.

В Азии, которая в то время была отделена от Европы рекой Дон, древним грекам были известны амазонки в двух местах: на берегах Термодона близ Синопа и на перешейке к северу от великой цепи Кавказа. Вероятно, они сначала познакомились с теми, кто находился ближе всего к ним, и объяснили тех, о которых они слышали впоследствии, в окрестностях Кавказа воображаемым переселением, как рассказывает Геродот. Некоторые из сообщений, которые могли быть правдой об амазонках Термодона, весьма вероятно, были перенесены без достаточных оснований на амазонок Кавказа. Нас здесь не интересует, существовала ли какая-либо более тесная связь между двумя группами, чем то, что обе они выполняли какую-то операцию на правой груди и имели некоторые общие обычаи. Поэтому мы можем отбросить легенды, относящиеся к западным амазонкам, и сосредоточить наше внимание на восточной разновидности.

Полную статью в формате PDF можно загрузить, нажав здесь

  • Культура

С древнейших времен в Абхазии начала складываться самобытная культура. Теплота и мягкость климата, плодородие земли определили образ жизни абхазов. Таким образом, древние абхазы в основном занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и ремеслами. Защищая свою землю от вражеских нападений или ведя войны, абхазы также развивали боевые и оружейные навыки.

Подробнее…Культура Абхазии

  • Культура

Глава 14. «Абхазы: справочник» Джорджа Хьюитта (редактор) Ричмонд, Суррей: The Curzon Press, 1999.

Абхазский историк (Станислав Лакоба), когда его недавно спросили о религии Абхазии, ответил, что абхазы на восемьдесят процентов христиане, на двадцать процентов [сунниты] мусульмане и на сто процентов язычники! Хотя это было сказано отчасти в шутку, это намекает на лежащую в основе правду.

Подробнее…Религия, Рэйч Клогг

  • Культура

(1955) Сухум, Алашара

Перевод Заиры, К. Хьюитт и Г. Хьюитт (ГЛАВА I: УСЫНОВЛЕНИЕ-УСЫНОВЛЕНИЕ и АТАЛИК ВОСПИТАНИЕ)

Согласно советской этнографии, практика усыновления, сложившаяся в ответ на кровную месть, бездетность и приобретение покровительства, по существу не имеет ничего общего с0013 аталычество .