Содержание
Памятник «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде
15 октября 1967 года был открыт историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде.
Во время Великой Отечественной войны в дни Сталинградской битвы (1942-1943) на Мамаевом кургане, находящемся в центральной части Волгограда (с 1925 по 1961 год — Сталинград), шли упорные бои, особенно в сентябре 1942 года — январе 1943 года.
На фронтовых картах курган был обозначен как «высота 102,0». Он имел исключительное военное значение, так как занимал господствующее положение над центральной частью города, сверху были хорошо видны переправы через Волгу, в пределах видимости находились промышленные объекты, железнодорожный вокзал. Тот, кто владел курганом, владел городом: удержать эту высоту было вопросом жизни или смерти —курган несколько раз в сутки переходил «из рук в руки» воюющих сторон. Но полностью овладеть курганом гитлеровцы так и не смогли. Восточные склоны стойко и героически обороняли войска Красной армии, отбивая яростные атаки врага.
140 дней и ночей войска 62-й армии под командованием Василия Чуйкова стояли насмерть на склонах Мамаева кургана. 26 января 1943 года на северо-западных склонах кургана части 21-й армии соединились с наступавшей навстречу 62-й армией. В результате этого соединения немецко-фашистская группировка была расчленена на две части и ликвидирована.
Бои на Мамаевом кургане были настолько ожесточенными, что изменились даже его очертания. Сразу после битвы на каждом квадратном метре его земли обнаруживали от 500 до 1250 осколков от снарядов. Весной 1943 года на нем не зеленела даже трава.
После окончания битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. По приблизительным данным, там похоронены около 34,5 тысячи человек.
Идея воздвигнуть величественный монумент в память Сталинградской битвы возникла сразу после окончания боевых действий. В 1945-1955 годах в стране проводился конкурс на его проект, и в результате автором и руководителем авторского коллектива строителей стал народный художник СССР скульптор Евгений Вучетич, главным архитектором — Яков Белопольский. Строительство монумента началось в мае 1959 года, открытие состоялось 15 октября 1967 года.
Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» — уникальное сооружение, общая протяженность от подножья до вершины составляет 820 метров. Общая площадь комплекса 177 758 квадратных метров. Он представляет собой ряд архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. По мере поднятия на курган, перед взором открываются все новые и новые элементы и композиции мемориала.
Вход в мемориальный комплекс начинается с вводной композиции, расположенной на проспекте имени В.И. Ленина у подножья Мамаева кургана и носящей название «Память поколений». Она представляет собой большой горельеф (скульптура в камне), изображающий людей разных поколений (11 фигур), которые в скорбном молчании движутся вдоль каменной полуразрушенной стены в направлении лестницы, ведущей на курган, чтобы почтить память погибших.
За вводной композицией на площади позже установили 12 тумб с землей городов-героев и Брестской крепости. От них широкая лестница выводит на Аллею пирамидальных тополей, которая проложена по гребню искусственной земляной насыпи, возвышающейся на 10 метров над входной площадью — проспектом им. В.И. Ленина. Протяженность аллеи — 223 метра, ширина — 10 метров. Ее верхний уровень выше, чем нижний на 20 метров.
Аллея выводит к монументу «Стоять насмерть», который отражает самый напряженный период Сталинградской битвы. Он представляет собой скульптурное изображение воина-богатыря, как бы сросшегося с землей, вырастающего из реки Волги и олицетворяющего образ героических защитников Волжской твердыни. На бетонной глыбе начертаны надписи: «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!». Скульптура находится в центре круглого бассейна, диаметром 35,2 метра, заполняемого в летнее время водой.
За композицией «Стоять насмерть» расположены стены-руины. Две огромные стены, поставлены под определенным углом друг к другу и сходятся в перспективе, своеобразные руины огромного здания — сооружения, разрушенного долговременным обстрелом. Левая стена посвящена клятве сталинградцев, правая — самой Сталинградской битве. Они выполнены в форме горельефа, на них изображены фигуры солдат, орудий и танков, эпизоды битвы. Все начертанные на стенах надписи документальны, взяты с развалин города. Стены-руины озвучены. Слышны песни военных лет, шумы боя, сводки Информбюро, передаваемые Юрием Левитаном.
Длина стен — 46 метров, высота — 17,5 метров, ширина лестницы у начала стен — 40 метров, к концу сужается до 18 метров. Ширина (толщина) самих стен — 4,5 метра. С тыльной стороны их проходят двухметровой ширины гранитные лестницы, газоны с деревьями.
Лестница выводит на следующую террасу — площадь Героев. В центре ее расположен бассейн, символизирующий Волгу. На площади слева — стена в форме знамени с надписью: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?!».
С правой стороны бассейна находятся шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам сталинградцев: «Воины умирают, защищая позиции»; «Санитарка склонилась под непосильной ношей, спасая раненого»; «Морской пехотинец со связками гранат бросается под гусеницы фашистского танка»; «Тяжело раненный командир до последнего руководит боем»; «В бою спасено знамя»; «Победа под Сталинградом».
Все скульптурные группы двухфигурные.
Площадь героев завершается подпорной стеной, площадь которой около одной тысячи квадратных метров. На ней в виде отдельных картин-эпизодов в рельефном изображении воспроизведен рассказ о наступлении советских войск под Сталинградом, радости победы, пленении фашистов, митинге победителей.
В подпорной стене находится вход в зал Воинской Славы. В переходе в зал — макет медали «За оборону Сталинграда», внутри на потолке — 18 макетов орденов и медалей СССР. В центре зала — изображение руки погибшего героя с факелом Вечного огня, установлен Почетный караул. На стенах — 34 мозаичных траурных знамени с 7200 имен, символизирующих всех погибших защитников Сталинграда. Вверху — на изображенной ленте от медали надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной».
Выход из зала расположен на уровне следующей террасы — площади Скорби.
На площади в бассейне — скульптура «Скорбь матери»: в безграничной скорби и печали мать склонилась над телом убитого сына. На площади Скорби — две могилы. Одна — одиночная могила дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза бывшего командарма 62-й армии Василия Чуйкова.
Вторая — братское захоронение, куда во время строительства мемориала перезахоронено 34505(+ 4) воинов (из районов Сталинграда). Позже были захоронены урны с прахом Героя Советского Союза бывшего командарма 64-й армии Михаила Шумилова, председателя Городского Комитета Обороны (в годы войны) Алексея Чуянова, был захоронен дважды Герой Советского Союза летчик Василий Ефремов, перезахоронен знаменитый снайпер Герой Советского Союза Василий Зайцев. Вдоль могилы уложено 37 мемориальных плит с именами особо отличившихся защитников в период Сталинградской битвы, в том числе, плита Неизвестному солдату.
Композиционным центром ансамбля является скульптура Родина-мать. Монумент изображает женщину, держащую в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Фигура Родины-матери господствует не только над Мамаевым курганом, но и городом, она видна на десятки километров. Высота монумента — 85 метров с мечом, 52 метра без меча. Длина меча — 33 метра, вес меча — 14 тонн. Весь монумент весит 8 тысяч тонн. В основании скульптура ничем не закреплена, стоит под тяжестью собственного веса. Внутри полая, есть лестница в скульптуре и мече. Она выполнена в железобетоне, меч стальной.
Чтобы подняться от подножия кургана до его вершины, нужно пройти 200 гранитных ступеней — по числу дней Сталинградской битвы.
Со дня открытия мемориального комплекса Мамаев курган заметно изменился. В 1985 году было открыто воинское мемориальное кладбище. В 2005 году у мемориального комплекса появился свой храм — Всех Святых. К 2013 году (70-летию окончания Сталинградской битвы) были установлены полторы тысячи мраморных плит, на которых выгравированы имена 17 тысяч защитников Сталинграда.
Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» распоряжением правительства РФ от 18 октября 2006 года отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, а скульптура «Родина-мать» — к особо ценным объектам культурного наследия России в 2016 году.
В 2008 году по результатам народного голосования памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» и скульптура «Родина-мать зовет!» были включены в число «Семи чудес России». В 2013 году по итогам общенародного голосования Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет!» вошли в десятку победителей мультимедийного проекта-конкурса «Россия-10».
В 2014 году мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде зарегистрирован в предварительном списке Всемирного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане
Идея воздвигнуть в городе-герое Волгограде величественный монумент в память Сталинградской битвы возникла сразу же по окончании боевых действий. С 1945-1955 гг. в стране проводился конкурс на его проект и в результате автором и руководителем авторского коллектива строителей стал народный художник СССР скульптор Е. В. Вучетич.
Авторский коллектив памятника:
Главный скульптор:
Е. В. Вучетич.
Главный архитектор:
Я. Б. Белопольский.
Архитекторы:
В. А. Демин, Ф. М. Лысов.
Скульпторы:
М. С. Алешенко, В. Е. Матросов, Л. М. Майстренко, А. А. Мельник, В. А. Моргунов, В. С. Новиков, А. А. Тюренков.
Руководитель инженерной группы:
академик Н. В. Никитин.
Строительство мемориала велось около 9 лет, торжественно открыт 15 октября 1967 года.
В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал местом самых тяжелых и кровопролитных боев. Он являлся ключевой позицией в обороне города. На фронтовых картах обозначался как Высота 102,0. Расположенный в центре города, он занимал господствующее положение: сверху хорошо были видны переправы, промышленные объекты, железнодорожный вокзал, речной порт, просматривались также Волга и Заволжье, где располагались в те дни резервы, штабы и госпитали наших войск.
В боях на Главной высоте России, как ее стали называть, принимали участие более 36 частей и соединений. По 10-12 раз в день враг атаковал советские позиции. Бывали дни, когда его вершина несколько раз в день переходила из рук в руки. 135 дней здесь не утихали бои. Командующий 62-й армией, в дни битвы на Волге генерал-лейтенант, В. И. Чуйков в своей книге «Сражение века» писал: «Противник понимал, что завладев Мамаевым курганом, он будет господствовать над городом, заводскими поселками и над Волгой. Для достижения этой цели он не жалел ни сил, ни средств. Мы, в свою очередь, решили во что бы то ни стало удержать Мамаев курган. Здесь были разгромлены многие танковые и пехотные полки и дивизии противника, и не одна наша дивизия выдержала жесточайшие бои, бои на истребление, невиданные в истории по своему упорству и жестокости». 26 января 1943 г. Мамаев курган был полностью освобожден от врага.
После того, как смолкли бои, склоны кургана были сплошь усеяны осколками мин, бомб, снарядов, земля была начинена кусочками смертоносного металла. На каждом квадратном метре можно было обнаружить от 500 до 1250 осколков.
Создавая известный мемориал, авторы стремились воссоздать образы героических защитников Отечества, сделать очевидным для потомков их огромное желание победить; ощутить на себе атмосферу боевых действий великой битвы на Волге, дать возможность современнику почувствовать себя участником Сталинградской битвы.
Мемориальный комплекс представляет собой ряд архитектурно- пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. По мере поднятия на курган, перед взором открываются все новые и новые элементы и композиции мемориала. Он представляет собой высшую форму монументального искусства.
В основном все скульптурные композиции выполнены в железобетоне. Тротуары и площади замощены гранитом. Вода в бассейнах символизирует великую русскую реку Волгу.
Композиционным центром комплекса является скульптура «Родина-мать зовет!». Статуя господствует над городом и видна на десятки километров.
Величественный монумент создавался в течение трех лет. По первоначальному проекту холм должна была венчать двухфигурная композиция: Родина-мать со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдат с автоматом, преклонивший колени и целующий колосья. Потом авторский замысел изменился. Ведь несмотря на то, что победа под Сталинградом знаменовала собой коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, до окончательной победы было еще далеко.
Автор комплекса Евгений Вучетич продолжал творческий поиск, и в конце концов появилось новое решение — динамичная, порывистая фигура женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. Левой рукой она указывает на запад, в стремительном движении призывая своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом. Суровое волевое лицо, развевающиеся на ветру волосы и одежда — все это олицетворяет непреодолимую силу, экспрессию и страстный призыв к наступлению, к освобождению своего Отечества. По словам члена авторского коллектива заслуженного архитектора Ф. М. Лысова, «новое предложение явилось логичным, высоко эмоциональным завершением того героического пафоса, которым насыщены все скульптурные композиции комплекса».
Общая высота скульптуры с мечом — 85 метров. Общий вес сооружения — 8 тыс. тонн.
Контакты
Местонахождение: Волгоград, Центральный район, Мамаев курган
E-mail: [email protected]
Почтовый адрес: 400005, Россия, Волгоград, ул. Чуйкова, 47.
Прием заявок на экскурсии (8442) 55-01-51 доб. 1010
Время работы
Экскурсии ежедневно с 9:00 — 15:30
Бесплатное посещение для всех категорий российских и зарубежных граждан.
| «Объясняем детям, почему с незапамятных времен на нашей родине у нас были курганы. Это чувствуется на уроках. Есть чувство собственного достоинства и чувство утраты.» Гленда Гальван | |||||||||
В КОНТЕКСТЕ Общая земля ОСОБЫЕ СТАТЬИ Родные голоса Наних Вайя: Из Древнего Ускорение вперед В поисках Опасность или потенциал | Кен Карлтон Когда они вышли из насыпи, первые чокто все еще были Наних Вайя, «Материнский курган» ( Inholitopa iski ) племени чокто. Оккупация продолжалась в период Позднего Вудленда, продолжительностью По-разному переводится как «наклоненный холм» или «место творения». С 17 века это место было местом поклонения, почитаемым Чокто, по-видимому, лишь в ограниченных церемониальных целях Их традиционная религия – это общение с духовными проводниками, «Говорят, — вспоминает старейшина чокто, — что чокто Давление со стороны правительства США в конечном итоге привело к появлению племени чокто. Кен Карлтон — археолог из племени Миссисипи. | |||||||||
Родной холм народа чокто — отзыв о Nanih Waiya, Ноксапатер, MS
Родной холм народа чокто — отзыв о Nanih Waiya, Ноксапатер, MS — Tripadvisor
Основные моменты обзора
« Просто насыпь »
Это грустно. Напротив кургана раньше было еще 2 постройки. Они в сумме…
читать дальше
Отзыв написан 20 апреля 2016 г.
Имейте в виду, что курган у дороги с историческим указателем не Наних…
читать дальше
Отзыв проверен 13 января 2014 г.
LPLS
,
Алабама
Прочесть все 8 отзывов
Отзыв о Nanih Waiya
Отзыв написан 2 марта 2011 г.
Оценить было сложно. В то время как значение кургана и его неожиданное появление, когда вы поворачиваете за угол шоссе графства, которое проходит прямо перед ним, заслуживают пятерки, и сама красота такого напоминания о нашей богатой истории на земле, история, которая могут быть разделены всеми, кто живет в этой стране, благодаря пониманию жизненной силы, боли и связи с землей и континентом, который она представляет, также заслуживает пятерки, удобства и доступ к кургану приносят один или два.