Содержание
Сибирское море: самый спорный проект советских ученых
Русская семерка
Одним из основных мемов строительства коммунизма в СССР было покорение природы. Большая часть территории СССР находилась в зонах рискованного сельского хозяйства. Способность партии сделать их благоприятными для земледелия провозглашалась одним из доказательств прогрессивности социализма.
© Русская семерка
Вакханалия затоплений
Видео дня
Различные планы влияния на климат путём сооружения огромных плотин, задерживающих и отклоняющих в нужную сторону водные потоки, создающих гигантские водоёмы, смягчающие климат, высказывались ещё в XIX веке. Советская власть объявила, что для неё нет ничего невозможного. Многие из этих проектов были взяты на вооружение, какие-то добавлены ещё.
Ключевым в советских планах преобразования природы считалось гидроэнергетическое строительство. Перекрытие больших рек позволяло не только получить много дешёвой электроэнергии, но и создать огромные водохранилища, которые можно использовать для обводнения засушливых территорий. Правда, пришлось бы строить массу оросительных каналов и затопить много территорий, уже и так благополучно используемых в хозяйстве, а кроме того переселять с них множество народа. Но коммунисты не считали это за убытки, когда речь шла о строительстве светлого будущего.
Гигантомания в сооружении водохранилищ началась ещё перед Великой Отечественной войной. Тогда при перекрытии Волги у Рыбинска рассматривались два проекта. Более высокая плотина позволяла получить чуть больше энергии, зато затапливала втрое больше населённой территории и сельскохозяйственных угодий, чем лишь чуть более низкая. Но руководство СССР приняло проект большого Рыбинского моря, не остановившись перед уничтожением целых городов. Их руины по сей день красуются над гладью крупнейшего на тот момент в Европе рукотворного водоёма.
После войны вакханалия затопления продолжилась. В план четвёртой пятилетки (1946-1950) были внесены проекты начала строительства каскадов гидроузлов по Волге и Днепру, а также огромного водохранилища на Дону в связи со строительством Волго-Донского судоходного канала. Цимлянское море, возникшее в 1952 году, затопило 2636 кв.км первоклассных сельхозугодий. Зато, по мнению руководства страной, можно было направить воды на орошение засушливых калмыцких степей (что так никогда и не было осуществлено).
В 1950 году началось сооружение Каховской ГЭС на нижнем Днепре. Образовавшееся Каховское море позволило создать сеть оросительных каналов в Северной Таврии и Крыму. Однако при этом больше 2000 кв.км уже имевшихся пашен и лугов ушли под воду. По плану пятой пятилетки (1951-1955), принятому ещё при Сталине, началось сооружение Волжского гидроузла. Он привёл к образованию Куйбышевского водохранилища – крупнейшего по площади в Евразии.
Учёные уже в 50-е годы стали замечать влияние искусственных морей (в частности, Рыбинского) на климат окружающих территорий. Создание гигантских водохранилищ не прекратилось со смертью Сталина. Наоборот, Хрущёв благоволил колоссальным затратным проектам гидроэнергетиков.
Сибирское море
В популярной брошюре «Будущее электрификации СССР», изданной в 1954 году на основе проектов, разработанных учёными ещё в сталинское время, упоминается несколько грандиозных идей, которые предполагалось осуществить в ближайшем будущем. Одна из них – перекрытие Оби плотиной у Салехарда. В результате Западную Сибирь покрылась бы морем площадью несколько сотен тысяч квадратных километров.
Как отмечалось тогда во многих публикациях, Западно-Сибирское море должно было смягчить суровые зимы в Сибири, отодвинуть границу вечной мерзлоты на несколько сотен километров к северу и открыть для сельского хозяйства миллионы гектаров. Кроме того, из этого моря предполагалось осуществить переброску части стока через Тургайскую ложбину в бассейн Аральского моря и оросить пустыни Казахстана, Узбекистана и Туркмении.
В 1956 году комиссия АН СССР дала положительное экспертное заключение по проекту. В 1958-м Хрущёв предоставил министерству электростанций право самостоятельно принимать решения о строительстве новых ГЭС. Однако в 1960 году в Тюменской области находят первые крупные месторождения газа и нефти. И одни ведомственные интересы наталкиваются на другие. Нефтяники и газовики не только победили гидроэнергетиков, но и предотвратили строительство, которое могло непредсказуемо повлиять на климат всей планеты. В 1963 году Госплан делает окончательный выбор в пользу нефтегазовой отрасли.
Главный Туркменский канал
Вернёмся немного назад. В 1948 году Сталин подписал план создания восьми трансконтинентальных лесополос в степной и полупустынной зонах СССР. Их назначением было препятствовать пыльным бурям и снизить риск земледелия в засушливых регионах, обеспечить там регулярные высокие урожаи. Пропаганда назвала его «Великим сталинским планом преобразования природы СССР». Специалисты и сейчас отмечают, что план защитных лесополос был реальным и полезным. Однако после 1953 года его осуществление было приостановлено.
Но в понятие «сталинский план преобразования природы» ещё при жизни Сталина вошли и другие, менее реальные проекты. Одним из них стал Главный Туркменский канал. Он должен был пройти от низовий Амударьи по её древнему сухому руслу Узбою через Каракумы на протяжении 1200 км до Каспийского моря. По пути предполагалось строительство водохранилищ. Рассчитывали, что канал позволит обводнить больше миллиона гектаров для разведения хлопка, больше 7 млн. га для пастбищ и 5000 кв.км для лесов – и всё это в сердце Каракумов!
Сам канал должен был быть судоходным. Строительство началось согласно постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 11 сентября 1950 года. В 1954 году оно было прекращено в пользу менее амбициозного проекта чисто оросительного Каракумского канала, пролегшего по южным районам Туркмении.
Плотина через Берингов пролив
В той же брошюре «Будущее электрификации СССР» упоминался и план перекрытия плотиной Берингова пролива! Там проходит течение из Тихого в Северный Ледовитый океан. Предполагалось, что ГЭС сможет использовать энергию этого течения для промышленного освоения Чукотки. Но не только это. По мнению тогдашних экспертов, Берингова плотина создала бы условия для более значительного притока тёплых вод в Арктику через Гольфстрим! Северный Ледовитый океан освободился бы от льда, а зимы в полярной тундре стали бы такими же тёплыми, как в Норвегии! Это был ни много, ни мало, проект глобального потепления. Правда, для его осуществления требовалось согласие США.
Было подготовлено даже техническое обоснование. Предполагалось всего-то взорвать атомные заряды суммарной мощностью в несколько сотен мегатонн… Даже если отвлечься от последствий такой необычной операции, современные специалисты считают, что перекрытие Берингова пролива привело бы не к потеплению, а, напротив, к новому великому оледенению.
Истории, КПСС, КПРФ
18Русская семерка: главные новости
«Целый город смыло в океан»: что натворило самое страшное цунами истории в СССР
«Петька»: что на самом деле стало с прототипом адъютанта Чапаева
«Белый бог войны»: судьба самого храброго солдата русской армии
Восточно-сибирское море (доклад)
Уже из названия видно, что данное море расположено у северного побережья Восточной Сибири. Границами Восточно-Сибирского моря преимущественно являются условные линии, и лишь в некоторых частях оно ограничено сушей. С запада граница моря проходит по острову Котельный и далее вдоль восточной границы моря Лаптевых. Северная граница совпадает с краем материковой отмели. С востока граница моря проходит по меридиану 1800 восточной долготы до острова Врангеля, после – по северо-западному берегу этого острова до мыса Блоссом и мыса Якан, расположенного на материке. С южной части Восточно-Сибирское море ограничено береговой линией материка (от мыса Якан до мыса Святой Нос).
Воды данного моря хорошо сообщаются с водами Северного Ледовитого океана, поэтому Восточно-Сибирское море принадлежит к типу материковых окраинных морей. В рамках очерченных граница площадь этого моря составляет 913 тысяч км2. Объем вод примерно равен 49 тысячам км3. Глубина моря в среднем составляет 54 м, максимальная глубина равна 915 м.
В водах Восточно-Сибирского моря расположено очень мало островов. Береговая линия моря имеет большие изгибы. Таким образом, местами море отодвигает границы суши вглубь, а местами суша выступает в море. Также имеются участки с практически ровной береговой линией. Небольшие извилины образуются в основном в устьях рек. Рельеф западных и восточных побережий Восточно-Сибирского моря сильно различается. Побережье, которое омывает море от Новосибирских островов до устья Колымы, имеет достаточно однообразный ландшафт. Здесь море граничит с районами заболоченной тундры. Для этих мест характерны невысокие и пологие берега. Побережье, расположенное восточнее Калымы, имеет более разнообразный ландшафт, в основном здесь преобладают горы. До острова Айон море граничит с небольшими холмами, у которых иногда имеют крутые склоны. В районе Чаунской губы имеются низкие, но крутые берега.
Подводный рельеф пространства, которое занимает Восточно-Сибирское море, представляет равнину. Эта равнина имеет небольшое уклон с юго-запада на северо-восток. Дно моря преимущественно ровное, без значительных впадин и возвышенностей. Большая часть водных просторов Восточно-Сибирского моря имеет глубину до 20 – 25 м. Наиболее глубокие желоба расположены на дне моря в северо-восточной части от устьев рек Индигира и Колымы. Существует предположение, что эти желоба раньше являлись районами речных долин. Но позже эти реки были залиты морем. Для западной части моря характерна небольшая глубина, эта область получила название Новосибирская отмель. На северо-востоке моря находятся довольно глубокие места. Но даже здесь глубина не превышает 100 м.
Восточно-Сибирское море
Восточно-Сибирское море находится в высоких широтах, неподалеку от постоянных льдов Северного Ледовитого океана. Также море граничит с широкой частью материка. В связи с таким расположением климат Восточно-Сибирского моря имеет отличительную особенность: море находится под воздействием Атлантического и Тихого океанов. В западную часть моря иногда заходят циклоны, сформировавшиеся над Атлантическим океаном. Восточные районы моря оказываются доступны для циклонов тихоокеанского происхождения. Таким образом, климат Восточно-Сибирского моря можно охарактеризовать как полярный морской, на который оказывает большое влияние континент. Особенность континентального климата значительно проявляются зимой и летом. В переходные сезоны они существенно не влияют, так как в эти периоды атмосферные процессы непостоянны.
В зимнее время оказывает большое влияние на климат Восточно-Сибирского моря Сибирский максимум. Это обусловливает преобладание юго-западных и южных ветров, скорость которых достигает 6 – 7 м/с. Эти ветры двигаются с континента и поэтому способствуют распространению холодного воздуха. Средняя температура в январе составляет примерно – 28 – 30°С. В зимнее время преимущественно держится ясная погода. Лишь иногда циклоны на несколько дней нарушают устоявшуюся спокойную погоду. Атлантические циклоны, которые преобладают в западной части моря, способствуют усилению ветра и повышению температуры. Тихоокеанские циклоны, которые преобладают в юго-восточной части моря, приносят сильные ветра, метели и пасмурную погоду. На побережьях, имеющих гористый ландшафт, тихоокеанский циклон способствует образованию сильного ветра – фена. В результате этого штормового ветра происходит повышение температуры, при этом влажность воздуха становится меньше.
Летом над морем образуются зоны повышенного давления, а над сушей – пониженного. В связи с этим дуют ветра преимущественно северного направления. В начале теплого сезона ветры еще не набирают достаточной силы, но к середине лета их скорость в среднем составляет 6 – 7 м/с. К концу лета западная часть моря превращается в зоны сильных бурей. В это время данный участок становится наиболее опасным на всей трассе Северного морского пути. Очень часто скорость ветра достигает 10 – 15 м/с. На юго-восточной части моря такие сильные ветры не наблюдаются. Скорость ветра здесь может повышаться только в связи с фенами. Постоянные ветры северного и северо-восточного направлений способствуют сохранению низких температур воздуха. В северной части моря средняя июльская температура составляет около 0 — +1°С, в прибрежных районах температура немного выше +2 – 3°С. На понижение температуры северной части моря сказывается влияние льдов Арктики. На южной части моря способствует увеличению температуры близость с теплым материком. Для Восточно-Сибирского моря в летнее время характерна пасмурная погода. Очень часто идут небольшие дожди, а изредка даже мокрый снег.
Восточно-Сибирское море
Осенью влияние Тихого и Атлантического океанов ослабляется, что сказывается на понижении температуры воздуха. Таким образом, для Восточно-Сибирского моря характерно холодное лето; неустойчивая ветреная погода в западных и восточных районах моря в летне-осенний период и затишье на центральных территориях.
В Восточно-Сибирское море поступает маленькое количество речных вод. В течение года объем материкового стока равен примерно 250 км3. Колыма (самая большая река, впадающая в это море) приносит около 132 км3 за год. Еще одна крупная река Индигирка дает 59 км3. Остальные реки, впадающие в Восточно-Сибирское море, невелики, поэтому сбрасывают маленьких объем вод. Наибольшее количество пресной воды поступает в южную часть моря. Максимальный сток приходится на летнее время. Из-за малого количества пресная вода не поступает далеко в море, а преимущественно распространяется около устьев рек. В связи с тем, что Восточно-Сибирское море имеет большие размеры, речной сток не оказывает существенного влияния на него.
Вода Восточно-Сибирского моря являются относительно чистыми. Только в бухте Певек отмечено небольшое загрязнение вод, но в последнее время экологическая обстановка здесь улучшается. Воды Чаунской губы имеют небольшое загрязнение нефтяным углеводородом.
Восточно-Сибирское море | море, Северный Ледовитый океан
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
Введение
Краткие факты
Связанный контент
Викторины
Вода и ее различные формы
Викторина «Все об океанах и морях»
Восточно-Сибирское море России является самым опасным для арктического судоходства
Спутниковый снимок показывает морской лед в Восточно-Сибирском море (справа) и море Лаптевых (слева) в июне 2002 г. (Жак Десклуатр / MODIS Land Rapid Response Team / NASA / GSFC )
Риск аварий судов варьируется в арктических водах Северного морского пути, и недавнее исследование показало, что Восточно-Сибирское море является наиболее опасным.
Суда, следующие в Восточно-Сибирском море, омываемом морем Лаптевых и Новосибирскими островами на западе и Чукотским морем и островом Врангеля на востоке, подвергаются наибольшему риску столкновения судов, их потопления или посадки на мель, в основном из-за более суровые ледовые условия, такие как более раннее и быстрое нарастание льда в конце лета.
Зимы в этом районе особенно холодные, со средней температурой -30°C и полным покрытием морского льда. Даже летом сохраняется 50 процентов ледяного покрова, что резко контрастирует, например, с Баренцевым морем, которое летом полностью освобождается ото льда.
Кроме того, Восточно-Сибирское море является самым мелким из морей на Северном морском пути России, его средняя глубина составляет всего 52 метра.
Баренцево море, напротив, имеет наименьшую среди арктических морей вероятность столкновения судов и событий затопления. Однако вероятность провала очень низка во всех пяти областях. Чукотское, Лаптевых, Карское и Баренцево моря имеют почти одинаковые вероятности посадки на мель. Авторы исследования также установили, что в целом аварии на СМП происходят редко по сравнению с другими морскими регионами.
Судоходство в Арктике все больше находится в центре внимания
Исследование показывает, что судоходство в Арктике все больше занимает важное место в политической повестке дня из-за природных ресурсов Северного Ледовитого океана, его более коротких навигационных путей и того, что арктические моря являются зоной, свободной от пиратов. Однако из-за потенциальных опасностей, вызванных холодом и суровыми условиями, крайне важно определить будущий риск аварий судов в связи с увеличением судоходства в регионе.
Авторы использовали пример нефтеналивного танкера, плавающего по Северному морскому пути. Кроме того, были включены три различных сценария несчастных случаев, которые могут произойти во время арктических рейсов, а именно: столкновение судов, затопление (затопление) и посадка на мель. «Столкновения судов могут происходить из-за столкновения корабля с плавучим льдом или айсбергом, или из-за столкновения корабля с ледоколом сопровождения», — Роузбех Аббасси из Инженерной школы факультета науки и техники Университета Маккуори в Сиднее, Австралия, и одного из Об этом сообщили авторы исследования High North News.
Исследование было сосредоточено на Северном морском пути, который рекламируется как потенциальный новый торговый маршрут, соединяющий крупные азиатские и европейские порты, но в то же время он страдает от экстремальных температур, паковых льдов, многолетнего эффекта морского льда, и резкие климатические изменения.
Исследователи более внимательно изучили пять морей вдоль СМП, то есть Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, принимая во внимание различные экологические и эксплуатационные условия в этих районах, начиная от влияния паковых льдов, препятствия, комбинированное воздействие ветра и волн, для экстренной помощи.
Новая модель риска
В статье предлагается новая модель риска, проливающая свет на причины судоходных происшествий на СМП для количественной оценки риска транзита по арктическим маршрутам. «Основная идея этой модели — оценить риск, связанный с морскими перевозками в арктических водах, с учетом эксплуатационных и экологических факторов, характерных для этого региона», — сказал Аббасси HNN.
Инновационный аспект модели заключается в том, что она была разработана на основе актуальных реальных полевых данных для различных состояний волн и скорости ветра на основе записанных данных с арктических метеостанций.
«Таким образом, модель может быть обновлена в любое время новыми данными, полученными на основе наблюдения за существующими экологическими и эксплуатационными факторами, и, следовательно, обеспечит более точную оценку риска, связанного с рейсами», — объясняет Аббасси.
Ранее ни одно исследование риска не делило СМП на разные регионы. Напротив, новое исследование может учитывать экологические различия между различными морскими районами вдоль СМП.
Почему случаются аварии судов
Существуют различные эксплуатационные и экологические факторы, влияющие на операции по доставке. Эксплуатационные факторы включают человеческие ошибки, такие как человеческая усталость, отсутствие технических знаний о судовых системах, плохая связь, ошибочные политики, методы и стандарты или сбои навигации. Другие факторы включают отказ буксира, неисправность самого судна, например, потерю мощности в опасной зоне или потерю движения судна.
К факторам окружающей среды, вызывающим аварии судов, относятся высота волн, скорость ветра, морское течение, температура окружающей среды, суровые погодные условия и различный уровень льда на трассе СМП. Было обнаружено, что лед, такой как паковый лед и необнаруженный многослойный лед, является доминирующим фактором, вызывающим несчастные случаи. Комбинации этих факторов также важны; скорость ветра и паковый лед вместе могут создавать опасные условия обледенения.